Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Православный календарь

Грузия православная

 История Грузинской Православной Церкви
На Кавказе, между Чёрным и Каспийским морями расположена страна древнейшей истории и культуры - Грузия. В то же время Грузия - одна из древнейших христианских стран мира. К учению Христа грузинский народ приобщился в первом веке, по жребию, который должен был показать где и в какой стране апостолам должны проповедовать Христову веру, по жребию, Грузия выпала Пресвятой Богородице. Поэтому, Грузия считается избранной страной Пресвятой Богородицы, которая является покровительницей страны. 
По воле Спасителя, Богородица осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился св. апостол Андрей Первозванный, который принёс с собой нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Св. апостол шёл в ту страну, которая хранила ветхозаветную великую святыню - мантия Пророка Ильи, которую принесли евреи, гонимые Навуходоносором и величайшую святыню христианства - несшитый хитон Господа нашего Иисусу Христа, который после распятия свидетель еврей Элиоз привёз в столицу картли Мцхета, где он жил. 
Во времена апостольские на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское-Картли (по-гречески Иберия), западно-грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии. В поселение Ацквери (Картли) после проповеди и обращения людей он оставил икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе Ацквери (Ацкури). 
В Западной Грузии, вместе с апостолом Андреем, учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла ещё одного апостола св. Матфия; он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Древнейшие грузинские источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея. 
Приход и проповедь св. апостолов в Грузии потверждают, как местные, грузинские хроники, так греческие и латинские церковные авторы: Ориген (2-3 в.в.), Дорофей, епископ Тирский (4 в.), Епифан, епископ Кипрский (4 в.), Никита Пафлагонский (9 в.), Экумен (10 в.) и др. 
Неудивительно, что проповедь св. апостолов не прошла бесследно. В Грузии 1-3 в.в. существование христианских церквей и общин потверждают археологические материалы. В творения Иринея Лионского (2 в.), среди христианских народов упаминаются Иберы (Грузины). 
Государственной религией в Картли христианство стало в 4 веке. Это знаменательное явление в грузинской истории связано с равноапостольной св. Нино, просветительницей Грузии, с св. царём Мирианом и св. царицей Наной. 
Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Гиоргия, св. Нино в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила христианство в этом краю. Благодатью и силой св. Нино, христанство приняли царь Мириан и царица Нана. 
По просьбе царя Мириана, византийский император Константин Великий, для крещения царя, его семьи и народа, прислал духовных лиц, под руководством епископа Иоанна. До приезда духовных лиц, в Мцхета, там где покоился хитон Господен, началось строительство церкви. Это место есть и всегда будет центром духовной жизни грузинской нации. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели. 
После официального принятия христианства, император св. Константин и св.Елена прислали в Грузию часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Господь, также и икону Спасителя. 
Грузинская церковь приход в царство духовных лиц и крещение страны датирует 326 годом. Эту дату потверждает историк 5-го века Созимон Саламанский, автор хроники "Церковная история", где указано, что официальное принятие христианства в Грузии было сразу после окончания 1-го Вселенского Собора (325 г.). 
Что касается Западной Грузии, здесь распространение христианства и существование церкви в 1-й половине 4 века бесспорно, что потверждается участием Бичвинтского епископа Стратофила на Никейском Вселенском соборе. 
Начиная с этого времени, Грузия и её церковь твёрдо стали на путь христианства и всегда непоколебимо защищала православное учение. Византийский историк 6 в. Прокопий Кесарийский замечает, что "Иберы есть христиане и правила веры соблюдают лучше, чем все, кого мы знаем". 
Со времён принятия христианства (и до того) грузинскому народу на протяжении веков приходилось почти постоянно бороться против внешних врагов-завоевателей. Персов и арабов, Турок-селджуков и хорезмийцев, монголов и турок-османов, вместе с завоеванием страны они старались уничтожить и христианскую религию. Грузинский народ, в тяжелейшей борьбе, смог сохранить государственность и защитить православие. На протяжении веков борьба за государственность отождествлялась с борьбой за православие. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и граждан. 
Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100 000 человек приняли мученический венец. Жители столицы Грузии - Тбилиси, отказались выполнить приказ хорезм-шаха Джалал-ед-дина - пройти и осквернить иконы, положенные на мосту. Были казнены мужчины, дети и старики. 
Это случилось в 1226 году. В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря. В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса прииняли мученичество 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. 
Среди прославленных в лике святых Грузинской церкви немало мирских людей, правителей, которые своим патриотизмом, геройством и христианским самопожертвованием дали нам пример. Замученные (князья Давид и Константин Мхеидзе (VIII век) царь Арчил (VI- век), убитый монголамы царь Димитрий II (XIII век) погибший от рук персов царь Луарсаб II (XVII) и замученная персами царица Кетевани (XVII) -это не полный список этих святых. 
Со времени провозглашения христианства государственной религией Грузинская церковь, несмотря на трагическую историю страны, всегда занималась восстановительными и просветительскими делами. Территория страны полна церквами и монастырями. 
Только в честь св. Гиоргия, который всегда особо пользовался уважением народа и считался покровителем грузин, построено сотни храмов. 
Множество церквей и монастырей стали просветительскими центрами. 
В XII веке великий грузинский царь Давид IV основал Гелатский монастырь (возле г.Кутаиси), и при нём академию, которая во всём православном мире была признана величайшей богословской и научной школой. В это же время, действовала и вторая известная академия - Икалтская. С Давидом также связан созыв в 1103 году Руисс-Урбнисского церковного собора, который рассмотрел важнейшие вопросы в жизни страны и церкви. Начиная с V века, когда были созданы грузинские агиографические произведения житие св.Нино, мученичество Шушаник), грузинский народ создал уникальную литературу. Особенно отметим христианское искусство. На протежении веков, основываясь на народные традиции, получила развитие гражданская и храмовая архитектура, многие образцы которых признаны лучшими памятниками мирового искусства. Вместе с храмовой архитектурой, блестящее развитие получила монументальная живопись - фреска, мозаика. В общей эволюции византийской живописи достойное место заняла грузинская фреска. 
Грузины строили церкви и монастыри не только в Грузии, но и в Палестине, Сирии, Кипре, Болгарии. С этой стороны особенно выделяются Крестовый монастырь в Иерусалиме (сейчас в юрисдикции Иерусалимского патриархата), монастырь св. Иакова (в юрисдикции армянской церкви), Ивирон на горе Афон (с этим монастырём связана история чудотворной иконы Пресвятой Богородицы), Петрицони в Болгарии. 
В разное время в Грузии и за её пределами работали известные грузинские богословы, философы, писатели и переводчики Пётр Ибер, Ефрем Малый, Евфимий и Гиоргий Святогорцы, Иоанн Петрици и др. 
С Грузией и её царём Георгием V связано востановление прав грузинского населения в Иерусалиме во времена мусульманского владычества. Освободитель от монгольского ига и воссозидатель целостности страны, царь Георгий V пользовался большим авторитетом не только в стране, по и за рубежом. 
В 1811 году, Русский императорский двор беззаконно упразднил автокефалию Грузинской церкви, отменил патриаршее правление, и грузинскую церковь, на правах экзархата, подчинил Синоду Русской церкви. В 1917 году, в марте, автокефалия Церкви была восстановлена, и введено патриаршее правление. После восстановления автокефалии первым католикос-патриархом был избран известный деятель церкви Кирион II. 
В 1989 году существующую с V века Грузинскую автокефальную церковь подтвердил вселенский патриархат. 
С 1977 года и поныне, католикос- патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Святейший и Блаженнейший Илья II. 
Официальный сайт ГПЦ

Грузинская Православная Церковь за рубежом:
РОССИЯ

Москва
Георгия Победоносца в Грузинах (патриаршее подворье)
Адрес: г. Москва, ул. Грузинская Б., 13
Телефон: 254-09-85
Метро: Баррикадная
Транспорт: М. "Баррикадная", тролл. 66

Санкт-Петербург
Церковь Шестоковской Иконы Божьей Матери, Грузинский приход
Адрес: 193144, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Старорусская, д. 8/2
Телефон: 274-93-90

США

Нью-Йорк
St. Nino Georgian Orthodox Church in New York City (in Russian Orthodox Cathedral of the Holy Virgin Protection)
Address: 59 East Second Street + New York, NY 10003
Phone: (212) 677-4664 (main), (914) 425-0259 (Father Alexander Tandilashvili)
Fax: (212) 475-7867
E-mail: trfcc@hotmail.com
Web-site: http://raaad.org/nycathedral.org/index.html


Франция

LA PAROISSE SAINTE NINO
Address: Eglise Georgienne de Sainte Nino (Georgien)
Adresse eglise : 6 - 8 rue de la Rosiere / 75015 Paris
Secretariat et courrier: 8, rue Bucourt / 92210 Saint Cloud
Web-site:
 http://213.11.4.131/georgie-agf/la_paroisse_sainte_nino.htmммм

Грузинское зодчество


Грузия, соседствующая с Арменией, по преданию, получила христианскую веру из рук Святой Нины, каппадокийской проповедницы, в начале IV столетия. Тогда же появились первые христианские храмы, очень небольшие по площади и простые по конструкции. Однако обстановка была не очень благоприятна для монументальных форм: власть над Грузией оспаривали друг у друга Византия и Персия. В VI в. Восточную Грузию покорили персы, и правителем её стал персидский наместник-марзпан.
Мощным толчком для развития грузинского зодчества стало образованное в 70-е гг. VI в. самостоятельное государство. Грузинская архитектура VI—VII вв. была очень близка к архитектуре Армении с её центрально-купольными четырёх- и восьмилепестковыми храмами. К такому типу принадлежит прославленный Джвари в древней столице Грузии Мцхете (586 или 587—604 гг.). Согласно легенде, этот храм был воздвигнут над источавшим благовонное масло (миро) пнём того кедра, под которым молилась просветительница Грузии Святая Нина. Сходство раннегрузинских и армянских построек вполне понятно, поскольку до конца VI столетия в Восточной Грузии преобладало монофизитство и контакты с армянскими единоверцами представлялись более важными, чем связи с Византийской Церковью. Но в дальнейшем Грузия стала союзницей Византии и в отличие от Армении воссоединилась со Вселенской Церковью.
С середины VII в. Грузия оказалась под тяжким гнётом Арабского халифата. Из-за бесконечных поборов арабов и карательных экспедиций строительство в центре страны прекратилось; художественная жизнь теплилась в основном на окраинах — в Кахетии, Тао, Кларджети, Абхазии. Масштабы и качество периферийных построек не могли сравниться с предшествующими, тем не менее это обеспечило непрерывность строительной традиции и подготовило расцвет грузинского зодчества X—XIII вв.
В IX в. на территории Грузии образовались независимые царства, к следующему столетию достигшие политической и экономической стабильности. Архитектура откликнулась на это появлением больших торжественных крестово-купольных храмов. Выдающимся примером такой постройки был собор Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), построенный зодчим Арсукисдзе. Конструктивно он не был чем-то неизвестным для Византии: четыре мощных устоя несли купол, завершённый обычным для архитектуры Закавказья коническим покрытием. Но центральный объём был расширен к западу, поскольку храм был местом служения патриарха Грузинской независимой Церкви и на богослужения стекались массы народа. Таким образом, здание как бы состояло из двух половин, причём каждая из них по размеру могла бы быть самостоятельным храмом. Грузинские зодчие полюбили монументальные формы, ступенчато нарастающие к центру объёмы. Храмы этого времени, сдержанно украшенные орнаментом и скульптурой, выглядят такими же незыблемыми и вечными, как окружающие их горы. Таковы, например, постройки монастыря в Гелати, заложенного объединителем Грузии Давидом Строителем в начале XII столетия.
Монастыри в Грузии, так же как и в Армении, а отчасти и в Византии, выполняли очень важную культурную роль: в периоды иноземного и иноверного господства они служили очагами религии и искусства. В Гелати в XII в. существовала академия, устроенная по образцу константинопольского университета; на грузинский язык переводились сочинения греческих философов и даже древнегреческие мифы и поэмы Гомера. Неудивительно, что мозаика, украшающая апсиду собора в Гелати, также имеет немало общего со столичным византийским искусством. Историки предполагают, что эта мозаика — работа византийских живописцев. Фрески в западной части храма, значительно более скованные и как бы застывшие, принадлежат местным мастерам, а может, и монастырским художникам.
В 40-е гг. XIII в. Грузию завоевали монголы. Однако уровень художественной культуры, достигнутый к тому времени, позволил грузинскому искусству сохраниться и продолжить развитие по однажды избранному пути. В монументальной живописи XIV столетия заметны родство с константинопольской школой, воздействие «палеологовского ренессанса». В конце столетия мастер из Константинополя Кир Мануил Евгеник по заказу грузинского правителя Вамека Дадиани расписал храм в Цаленджихе, продемонстрировав виртуозное мастерство и дав образец для подражания будущим грузинским художникам. Некоторые местные живописцы тем не менее ориентировались не на изыски столичного мастера, а на грузинские росписи X—XI вв. и даже на более ранние образцы. Таким образом они старались сохранить собственную православную традицию.

Иконопись

Христианство установилось в Грузии в четвёртом веке, и с веками страна стала богата чудесным творческим наследием - как ювелирного дела, так и иконописного мастерства и монументальной живописи. На нашем сайте мы представили лишь некоторые, наиболее выдающиеся произведения церковного искусства, однако не собираясь останавливаться на достигнутом, мы планируем пополнять наши фотогалереи и дальше.
Для удобства просмотра мы создали тематические разделы, хотя надо отметить, что наиболее сильная сторона грузинского христианского творчества - работы по металлу присутствуют практически во всех сферах церковной жизни. Это не только драгоценная богослужебная утварь, но также иконы, кресты, мощевики, оклады священных книг и многое другое. Грузинская Прваославная Церковь известна также своими древними фресками и совершенно неповторимым иконописным стилем.
Подробней о каждом виде церковного искусства мы постараемся рассказать в соответствующих разделах, а пока мы предлагаем вам перейти непосредственно к иконописной традиции Грузии, то есть к нашей небольшой коллекции икон. Среди них работы написанные как древними грузинскими мастерами, так и образа грузинских святых чтимых далеко за пределами Грузии, а потому выполненные иконописцами принадлежащими к другим православным церквям.

Грузинская духовная и обрядовая музыка. История и традиция

Духовная музыка существует во всех культурах и может проходить через века. У инков были духовные песнопения которые они пели в своих храмах. Тибетские монахи всё ещё поют свои религиозные гимны с использованием специальных голосовых техник, которые придают им магические обертона. И западный христианский мир имеет свои грегорианские распевы которые пользуются огромной популярностью в настоящее время.
Обрядовые и духовные песнопения в грузинской музыке это пример отдельной, особой формы западнохристианской музыки: полифонического хорового наследия Республики Грузия. Духовная музыка обращается в самую внутреннюю часть личности, это путь к соединению с наиболее глубоким источником существования. Повторяющиеся распевы и ритмы в духовной музыке создают притяжение, уводящее слушателя прочь от незначительных беспокойств и груза проблем. Кроме того, духовная музыка создаёт животворящий орнамент, объединяющий тело и душу. Грузия имеет великую и высокопрофессиональную традицию многоголосного хорового пения. Фольклорные и церковные песни являются нераздельной частью сокровищницы грузинской культуры и Грузия по достоинству горлится этим.
I-й век, Христианство уже стало известным в Грузии, и в 337 году Царь Мириан провозгласил его государственной религией. Итак Грузия, являясь древнейшим Православным государством, обладает великой традицией духовной музыки. Эта традиция сохранилась как жизненная часть национальной идентичности.
Грузинская полифоническая традиция вероятнее всего старее чем сама Западная Европа, и она характеризуется особенными вокальными приёмами и использованием очень близко расположенных к друг-другу тонов. Музыка и песни передавались от поколения к поколению непосредственно через живую певческую традицию. Преимущественно пением в Грузии занимаются мужчины. Типичная грузинская песня это трёхголосная мужская "а капелла".
Полифоническое пение занимает самое естественное место в социальной жизни Грузии, как на праздниках, так и в трудах.
Многие грузинские музыкальные коллективы также хранят традицию в концертной форме. Существут два типа песен: восточногрузинские и западногрузинские. Песни Восточной Грузии часто имеют два солирующих верхних голоса и нижнюю часть с гибкими протяжными тонами. Песни же Западной Грузии характеризуются отчётливым многоголосием, которое часто имеет комплексную мелодическую структуру, что игнорирует гармонический консонанс.
Грузинские церковные песнопения (хоралы), что достигают самых глубин своего рождения в X-XI веке, являются также выдающимся памятником грузинской музыки. Академик Иван Джавахишвили убеждён, что уже в IX-м веке если не раньше, в Грузии уже существовала теория церковного пения которая называлась "наука вокального обучения". В православных храмах и монастырях Грузии, и в не меньшей степени в грузинских культурных центрах заграницей - на Синае, Атосе и в Палестине, искусству церковного пения придавалось огромное значение. В то же самое время появились книги по гимнографии - в качестве сборников восьмигласных песнопений (модели распевов). В сборниках церковных распевов X и XI веков упоминаются такие авторы, как Иоанн Минчхи, Микаэль Модрекили, Иоанн Мтбевари, Евтим и Георгий Мтацминдели, Ефрем Мцире и другие, которые не только переводили с греческого языка тексты песнопений, но часто сами сочиняли новые творения.
Лист с песнопениями Микаэля Модрекили

Распевы записанные невменной (крюковой) нотацией в первой половине X-го века достигли, также, и наших времён. Графически грузинские невмы отличались от греческих и латинских, система нотации последних вплоть до настоящего дня так и не расшифрована. Она должна изучаться вкупе с ранней византийской системой использованной в греческих распевах, в то время как грузинское церковное пение разработано на основе грузинских же текстов. Позже всё это вошло в традицию фольклорного многоголосного пения.
В начале XX-го века церковные песнопения были изучены и исполнены специалистами, которые приняли это бесценное наследство от предыдущих поколений. Сегодня грузинские православные семинарии и академии, среди которых есть несколько фольклорных ансамблей, продолжают традицию грузинских церковных песнопений и доносят до нас красоту и гармонию грузинской полифонии.
Существует также несколько веб-сайтов в интернете посвященных грузинской духовной и обрядовой музыке, на некоторых из которых выложены звуковые файлы в midi- и real audio-форматах.

Рассказы паломников о Грузии.
Ольга Ткачёва

Тбилиси - удивительно красивый город. Много старых зданий, построенных в стиле, который условно можно было бы назвать приближенным к барокко. Винтовые лестницы, балкончики (наружные и внутренние!), витые чугунные решётки на дверях подъездов и входов во дворы. Хотя, может быть, здания и не очень старые, просто сочетание романтического архитектурного оформления и некоторой обветшалости создает ощущение этакого заброшенного дворянского гнезда. Как-то само собой у меня сложилась формулировка: там много роскоши, но мало комфорта. Будто всё создано не столько для жизни, сколько для красоты.
Грузия - страна православная, храмов здесь много и они не пустуют. Но внешний вид храмов отличается от русских церквей: здесь вообще нет куполов-луковок, внешней позолоты и росписей. Церкви выглядят более аскетично, построены они из желтоватого или серо-розового камня, с черепичными крышами в форме конусов, состоящих из многоугольно-гранёных элементов. Много действующих церквей, включая те, по которым водят экскурсии. С удивлением отметила, что ризы священников здесь очень яркие: красно-малиновых, сине-зелёных и других цветов. 
Грузинские храмы и похожи, и не похожи на русские. И в Грузии, и в России их часто строили на возвышенностях, но так уж случилось, что масштаб возвышенностей в наших странах разный. В одном случае холмы, в другом – высокие горы. Просто так, случайно проходя мимо, в церковь не зайдёшь – к ней нужно подняться. Здесь есть поверие, что для исполнения заветного желания нужно привязать кусочек материи к дереву, стоящему на горе. И чем выше, - тем лучше. Поэтому около храмов можно увидеть деревья, на всех ветках которых висят разноцветные тряпочки, носовые платочки, верёвочки и даже кусочки полиэтиленовых пакетиков. Выглядит всё очень нарядно, а вот насколько действенно, надеюсь выяснить экспериментально, поскольку - конечно же! - оставила в горах и свой носовой платок. 
Ещё одна особенность грузинских храмов – черепичные крыши. Из такого материала купола, видимо, создать невозможно, вместо них - конусообразные центральные части крыш. Закруглённых элементов в храмовой архитектуре мало. Несколько раз мне довелось видеть возле церквей огромные каменные глыбы: напротив входа стоит специально закреплённый большой – не меньше человеческого роста – грубо обработанный овальный камень. С одной его стороны – маленькое (не больше ладони) углубленное скульптурное изображение мадонны с младенцем. Не знаю, как это точно назвать – барельеф, горельеф или их причудливая смесь. Само изображение выпукло, но тот участок камня, на котором оно сделано, находится в глубине. Получается очень своеобразная наружная икона. 
Кстати об иконах. Здесь у меня наблюдений не много, но все же рискну дать некоторые комментарии. Конечно, видно довольно сильное влияние византийской школы: большинство икон, которые мне довелось видеть, - классические иконы с надписями на старославянском языке. Очень почитаема и распространена икона Георгия Победоносца. Его считают покровителем страны Georgia. Самое распространенное мужское имя – Георгий (уменьшительные формы Гоги и Гия). Любопытно, что при этом названия Georgia и Грузия – названия чисто внешние, иностранные. Грузия по-грузински называется Сакартвело. А, например, река Кура – Мтквари. Так что, купив карту на грузинском языке и научившись разбирать буквы, всё равно ничего не поймёшь. 
Возвращаюсь к иконам. Мне довелось видеть очень любопытную икону, явно современную и написанную фактически в стиле Пикассо. Человеческие фигурки и домики на заднем плане были изображены с большой степенью абстракции, при этом замечательно передано настроение с какой-то даже щемящей нотой. А изображённые на иконе святые – явно грузинской внешности. 
Коль скоро я написала «грузинская внешность», хочу сделать небольшое отступление по этому поводу. Мне всегда казалось, что настоящие грузины - непременно жгучие брюнеты с карими или чёрными глазами и достаточно крупными чертами лица. Но оказалось, что здесь много людей с русыми волосами, светлыми глазами и тонкими чертами лица. Пожалуй, отличительной особенностью внешности является особое выражение глаз. Здесь встречаются люди с глазами-кинжалами. Иногда идёшь по улице и встречаешь такой взгляд, который пытается проникнуть в тебя насквозь и вывернуть наружу. Обнаружив, что его взгляд замечен, человек отводит глаза и воздействие прекращается. 
Но чаще встречаются глаза - чёрные дыры. При этом цвет глаз может не быть чёрным, просто такие глаза смотрят в себя и как будто даже имеют совершенно матовый цвет без малейшего блеска. И удивительно притягивают, несмотря на ощущение, что человек вообще на тебя не смотрит. Если глаза-кинжалы мне пока встречались только у мужчин, то чёрные дыры чаще бывают у женщин. 
Так вот на той современной иконе тоже были люди с глазами-чёрными дырами. 
Иконостас в грузинских храмах тоже отличается от принятого в русских церквах. Если обычный вариант для России – это деревянная стена, покрытая иконами, то там – колоннада с занавесями и иконами в промежутках. Поэтому алтарь частично просматривается; в него нельзя зайти, но можно заглянуть. 
Одно из сильнейших впечатлений - посещение монастыря на слиянии Арагвы и Куры. Именно того самого монастыря, о котором писал Лермонтов в “Мцыри”. Часть ограды и келий была разрушена ещё при Лермонтове, но главный Храм до сих пор действует. Грубый крест, стоящий в середине на большом булыжнике, засыпает снегом через отверстие в куполе. И называется этот монастырь Джвари, что и означает по-грузински - крест. Говорят, если идти к нему вечером, когда начинает темнеть, то из-за перепадов высот на дороге в определенном месте возникает впечатление, что храм висит в воздухе. 
Но больше всего меня поразила церковь в полуразрушенном монастыре в окрестностях Тбилиси. Там внутри абсолютно пусто - всё разрушено, только двумя досками загорожен алтарь (чтобы туда не заходили) и стоит подсвечник с зажжёнными (!!!) свечами. И, естественно, ни души - ни внутри, ни снаружи... 
Так в, казалось бы, самых простых обычных вещах проявляется вечно живущий дух народа. Несмотря ни на какие внешние трудности, горит свеча в полуразрушенном Храме. Но разрушения эти – только внешние, временные. Главное – духовный корень – жив и устремлён в будущее.

Мцхета

Мцхета - древняя столица Грузинского царства
Культовое и святое место для каждого грузина – древняя столица Грузии Мцхета, расположенная в 20 км от Тбилиси. Такого количества святых и культовых мест, как в Мцхете, нет больше во всей Грузии. За это древний город называют «Вторым Иерусалимом». Сюда принесла благую весть святая Нино Каппадокийская, здесь хранится одна из величайших святынь христианского мира – Хитон Господен. Этим же объясняется статус Мцхеты, как святого города, куда стекаются христианские паломники и туристы со всего мира. Главными объектами, привлекающими туристов и паломников, являются: один из самых древних и почитаемых храмов – собор Светицховели и старинный живописный монастырь Джвари. Это уникальные и поразительные образцы религиозной архитектуры средневекового Кавказа.
Мцхета расположена в месте слияния двух горных рек - Арагви и Куры на невысокой речной террасе, в окружении величественных горных вершин.
Легенда о городе гласит, что Мцхета была основана в незапамятные времена легендарным царем Мцехотосом – сыном первого царя Картли, который, построив город, назвал его своим именем.
Факты истории же говорят, что город был основан во второй половине I тысячелетия до н.э. То есть практически одновременно с созданием на территории Грузии Восточного Грузинского царства – Картли (Иверии), столицей которого и являлась Мцхета. Вот почему Мцхету совершенно справедливо называют «колыбелью грузинской государственности». Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города выдерживали натиск римских легионов и персидских воинов. Столичный статус принадлежал Мцхете почти тысячу лет, до конца V в. н.э. – до того времени, пока царь Вахтанг Горгасали не принял решение о переносе столицы в Тбилиси. Но и после этого Мцхета оставалась важным религиозным центром страны, резиденцией грузинских католикосов – глав грузинской церкви.
В эпоху Средневековья Мцхета оставалась значительным городским, торгово-ремесленным и религиозным центром. И сегодня Мцхета продолжает оставаться духовным центром страны. Наряду с Тбилиси и Пицундой, Мцхета является кафедрой Католикоса - Патриарха всей Грузии. В конце XIX-начале XX вв. Мцхета и окрестности были объявлены архитектурно-историческим музеем-заповедником, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Светицховели (Животворящий столп) – главный собор Грузинской Православной Церкви, в котором происходят все важнейшие церковные события, в том числе интронизация католикоса-патриарха. Храм, дошедший до наших дней, построен в 1010–1029 годы на месте самой первой грузинской церкви Двенадцати апостолов, поставленной, в свою очередь, там, где захоронен хитон Господень.

Один из главных соборов грузинской православной церкви – кафедральный собор XI века в честь 12 апостолов - Светицховели («Животворящий Столп»)  был возведен в 1010— 1029 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV века над могилой Св. Сидонии, которая была похоронена завернутой в плащ Иисуса Христа. По преданию, Хитон Господень, снятый с Него перед Распятием был принесен в Грузию местным евреем, ходившим в тот год на Пасху в Иерусалим. Каменное здание этого собора впервые воздвигалось в VШ веке. Легенда говорит, что церковь, сооружавшаяся над могилой Сидонии, неоднократно разрушалась, прежде чем строители успевали заложить в здание церкви последний камень. Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не догадался первый столб в этом храме выстругать из ствола дерева, выросшего над могилой Сидонии. Отсюда пошло и название Собора.

Как упоминалось ранее, этот храм был построен в XI веке (1010- 1029 г .г.) на месте первой в Грузии христианской церкви Двенадцати Апостолов, сооруженной в IV веке. С возникновением этой церкви связано религиозное предание, связанное с принятием Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон Иисуса Христа. Сестра Элиоза – Сидония - умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево - ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господен, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Крестительница Грузии Святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и…замироточил. Чудесное миро излечивало больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).
В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви. С этим строительством тоже связано одно предание. «Для возведения храма был приглашен зодчий Арсукисдзе. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели». Впрочем, вероятно, что этот факт все же имел место, так как над одной из арок фасада собора, действительно, помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».
Светицховели – грандиозный собор крестово-купольного плана. От высокого крестообразного фасада симметрично с двух сторон отходят приделы, украшенные арочными рельефами. За фасадом, как бы вторым ярусом поднимается основное здание собора. Оно прямоугольное в плане и в середине его возвышается граненый барабан, увенчанный остроконечным куполом с 16 окнами. Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X - начала XI веков. Арки обрамляют оконные проемы, резные рельефы и ниши. Среди рельефов на стенах храма можно видеть фигуры летящих ангелов - фрагменты предыдущего храма, выстроенного в I V веке.
Карнизы и обрамления окон сплошь покрыты резным рельефным орнаментом, который с другими декоративными украшениями гармонично сливается в общий архитектурно-художественный образ всего здания.
Интерьер храма прост и полон света. Фрагменты росписи, сохранившейся на стенах храма, выполнены в основном в XVI-XVII веках. Во фрагментах фресок можно увидеть сцены из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Светицховели.
Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп».
Перед алтарем находится захоронение грузинских царей, в том числе Вахтанга Горгасали – основателя Тбилиси, Ираклия II – царя Кахетии, царей династии Багратиони и других.
За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали и реставрировали. Самая значительная реконструкция была проведена сначала в XV веке, когда купол собора и приобрел свой нынешний вид, а затем в XVII веке, когда был установлен существующий шатер купола, проведен ремонт, побелены внутренние стены храма. Но в целом Свеицховели все же сохранил тот благородный облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе.
Еще в средние века Мцхета являлась сердцем грузинской церкви. С тех пор, по традиции, и в наши дни все основные внутрицерковные обряды, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, проводятся в храме Светицховели.

Мцхета. Куст святой Нино.

В Мцхете Нина поселилась у садовника царского сада (там сейчас храм Светицховели), а потом жила около ежевичного куста, где сейчас стоит храм Самтавро.

Храм Богородицы (Атени)

Посвященный Богородице храм в Атени был построен в начале VII века и расположен в ущелье р. Тана, в 12 км от Гори. Это выдающийся архитектурный памятник - четырехапсидный крестово-купольный храм Атенский Сион, копия мцхетского Джвари, т.е. тетраконх, внутреннее пространство которого расширено посредством угловых ниш. Построен он архитектором Тодосом. Фасады храма украшены сложными рельефами с изображениями пьющих из источника вечной жизни оленей, сцен охоты, святых и ктиторов; имеют место также надписи на грузинском и армянском языках. Часть рельефов выполнена позднее – в X в., это был один из лучших фресковых ансамблей Грузии в 1080 г. Внутренние стены богато оформлены росписью XI века, в том числе портретами исторических деятелей. Предположительно в XI были поновлены старые росписи, так как Атенский Сион вряд ли мог оставаться нерасписанным на протяжении четырёх столетий. Иконописцы из Давидо-Гареджийского монастыря (первые пещерные храмы там появились уже в VI веке) приносили свои традиции во многие другие храмы и обители - Удабно, Бертубани, Колагири... В храме можно увидеть изображения Рождества Богородицы и связанных с праздником сюжетов, что типично для фресок грузинских храмов, начиная с девятого века (более ранних не сохранилось). Каждая апсида имеет свой цикл – евхаристический, эсхатологический, богородичный и евангельский. В монастырском комплексе также сохранились: купольная церковь Орбелиани (VIII-IX века), церковь Цминда Гиорги (XI век), средневековая крепость Атенисцихе.

Тбилиси

В центре города, поперек самого главного проспекта Тбилиси - Рустави возвышается Святая гора – Мтацминда или гора Давида, названная так в честь святого апостола Давида Гареджийского, жившего отшельником в пещере на ее склоне. С горы открывается прекрасная панорама на весь Тбилиси, который кажется уместившимся на ладони.
На широком горном плато расположены телевизионная вышка (276 м), удивительно красивое здание верхней станции фуникулера, маленькая церковь Святого Давида ( XIX в.) и небольшое кладбище – Пантеон выдающихся деятелей Грузии. Здесь похоронены русский поэт А. С. Грибоедов, его жена Нина Чавчавадзе, Илья Чавчавадзе, поэты Николоз Бараташвили, Акакий Церетели, народный артист Серго Закариадзе и др. 

Сионский собор (სიონის ტაძარი) – это большой, хорошо заметный храм в Старом Городе, который до 2006 года был кафедральным собором и как бы главным храмом страны. Он назван Сионским в честь Сионского Храма в Иерусалиме, и считается Успенским Собором, как все Сионские соборы в Грузии, которых вообще-то несколько. В Грузии он называется просто Сиони. Сейчас он интересен не просто как архитектурное сооружение, но и как место хранения нескольких реликвий – например, здесь можно увидеть крест Святой Нино.
Первый храм на этом месте начали строить примерно в VI веке. Примерно в 20-х годах VII века, незадолго до арабского нашествия, строительство было закончено. Мы не знаем, на что был похож храм в то время. Он современник храма Джвари и Атенского Сиона, поэтому мог быть похож на них. 
Собор несколько раз разрушали – сначала его разрушили арабы. В 1112 году Давид Строитель восстановил храм. Затем его разрушали и хорезмийцы в 1236, и шах Измаил в 1522, и шах Аббас в XVII веке, и землетрясение 1668 года. В 1795 году собор сильно выгорел во время нашествия Ага-Мухаммад-хана. В итоге собор в современном виде – творение разных людей и разных эпох.
В 1657 году митрополит Элисе пристроил к харму притвор с южной стороны. В 1710 царь Вахтанг VII восстановил барабан купола, о чем сохранилась надпись на северном фасаде. Примерно в то же время храм был облицован желтоватым болнисским туфом. Резьбы и украшений очень мало. В этом смысле он не похож на классические средневековые грузинские храмы. Архитектура собора – поздняя, довольно примитивная.
Сейчас храм является по типу центрально-купольным, купол опирается на алтарную стену и два столба. Общая конструкция храма сохранилась от XI-XII, позже менялись только мелочи. Какие-то части храма более старые, какие-то более новые.  
Фрески храма в 1795 году выгорели все. В 1850-1860 годах храм был по новой расписан Григорием Гагариным, который старался работать в грузинском стиле, но все равно его стиль отличается от местного. Росписи около входа вообще очень странны, в них присутствует какой-то модернизм.  
Здесь, в Тбилиси, в кафедральном Сионском соборе, хранится крест из виноградной лозы, обвитый волосами святой Нины. Лоза стала символом Грузинской Церкви. От времени её ветви согнулись, словно под тяжестью, которую несла Грузинская Церковь в многовековой борьбе с язычеством, маздеизмом (религией соседней Персии) и исламом.

Цминда Самеба (სამება, что переводится как «Пресвятая Троица») — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви. Собор, построенный в Тбилиси в 1995—2004 гг., является самым большим культовым зданием всего Закавказья.
Строительство нового собора было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. 
Цминда Самеба был заложен 23 ноября 1995 года на холме св. Ильи (левый берег Куры). Строительство велось «всем миром», на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Освящён он был ровно 9 лет спустя, в день св. Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии. 
После освящения величественного собора в него из древнего Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии. В соборе девять приделов, а поодаль от него высится звонница. Цминда Самеба - собор Святой Троицы - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, построенный к 2000-летию рождества Христова на холме св. Ильи в самом центре Тбилиси. Собор Цминда Самеба является третьим по высоте православным храмом в мире.
Идея строительства нового собора возникла в 1989 году, когда патриархия Тбилиси объявила архитектурный конкурс "Собор Святой Троицы". Из сотни представленных проектов была выбрана работа архитектора Арчила Миндиашвили. План Свято-Троицкого комплекса включал церковь, часовню, монастырь, семинарию, академию, гостиницу и другие вспомогательные здания. Власти Тбилиси выделили 11 га земли на холме св. Ильи. Но из-за беспорядков в стране строительство грандиозного храма было отложено.
В 1995 году, наконец, был заложен первый краеугольный камень. По древней традиции, в основание фундамента поместили предметы, привезенные из святых мест: камни с горы Сион и реки Иордан, землю из Иерусалима и могилы Св. Георгия, и др. Священники Тбилиси возложили золотые монеты, а патриарх и президент Грузии – памятные плиты со своими именами.
Тбилисская Цминда Самеба стала символом новых достижений Грузии и консолидации нации. Средства на строительство собирали всем миром: кто пожертвованиями, кто помощью в строительстве, многие предприятия предоставляли строительные материалы и необходимое оборудование.
За несколько лет над старым Тбилиси вырос золотой купол огромного собора высотой более 100 м (без надкупольного креста 98 м и крест 7,5 м), общей площадью более 5000 кв.м и вместимостью 15 тысяч прихожан. Освящение собора состоялось в 2004 году, ровно через 9 лет после закладки в день Святого Георгия патриархом Грузии Илией II.
Что посмотреть
Комплекс Цминда Самеба на сегодняшний день состоит из главного собора, отдельно стоящей колокольни, резиденции патриарха, монастыря, канцелярской семинарии, Духовной академии и мест для отдыха.
Собор имеет девять часовен: Архангелов, Иоанна Крестителя, Св. Нины, Святого Георгия, Святого Николая, Двенадцати Апостолов, и всех святых. Пять из них расположены в подземной части здания, уходящей на 13 м ниже уровня земли.
Полы храма и жертвенник выложены мраморной плиткой и украшены мозаикой. Стены украшают живопись и фрески, выполненные группой художников под руководством Амирана Гоглидзе. Имеется несколько ценных икон, а около алтаря лежит большая рукописная Библия.

Церковь Александра Невского в г. Тбилиси — православный храм в юрисдикции Грузинской церкви в столице Грузии, на улице Марджанишвили; в обиходе часто именуется «русской церковью». Остаётся единственным храмом в Тбилиси, где богослужение полностью совершается на церковнославянском языке.
Построена в 1864 году на пожертвования верующих, дополнительно Святейший Синод выделил 5 000 рублей. В 1886 году к церкви была пристроена колокольня. Есть две трапезных: Александра Невского и Николая Чудотворца, которая была построена в 1900 году в честь императора Николая II. В 1913 году рядом с церковью возвели часовню в честь 300-летия династии Романовых.
В церкви находится несколько святынь: частицы мощей Марии Магдалины, святой Нины, святителя Николая, святого Шио Мгвимского и др.
С 1950 до 1982 года настоятелем храма был митрополит Зиновий (Мажуга), который погребён у северной стены храма.
С 1970-х годов в церкви подвизался старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко); погребён во дворе, у алтаря.

Известным памятником старины Тбилиси является храм Метехи ( XII век), стоящий у самого края каменистого берега Куры и бывший в прошлом крепостью и резиденцией грузинских царей. Под сводами храма Метехи захоронена первая грузинская мученица – царица Шушаника Ранская, убитая мужем-огнепоклонником в V веке н.э.
В исторических источниках Метехи упоминается с XIII века. Храм на протяжении веков неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Больше всего он пострадал от монгольского нашествия. Тогда же была самая первая его реставрация. В XV -м веке он вновь был разрушен, на этот раз персами. В XVI - XVII вв. грузинские цари перестраивали Метехи. Затем его реставрировали в середине XIX века, тогда укрепления вокруг храма были разобраны, а на их месте построена тюрьма.
Сегодня взору туристов предстает небольшое, но высокое кирпичное строение квадратного плана, в центре которого высится круглая башенка с остроконечной крышей. Это все, что осталось от древней крепости, куда входили замок, монастырь и храм.
А прямо перед храмом стоит современный  памятник - бронзовая конная статуя основателя города Вахтанга Горгасали.

Метехский замок - древняя цитадель и резиденция грузинских царей на левом берегу Куры. Рядом со дворцом предположительно в XII веке был построен храм святой Богородицы. В исторических источниках Метехи упоминается с XIII века. В этом храме молилась царица Тамара. 
В 1235 году во время нашествия монголов Тбилиси был предан огню, а Метехский храм и дворец разрушены. В 1278—1289 гг. храм был восстановлен. В течение XV-го века он был снова разрушен, на этот раз персами. В XVI-XVII вв. грузинские цари перестраивали Метехи и к настоящему времени он имеет кирпичные стены. Храм ремонтировался в середине XIX века, коренная реконструкция осуществлена в 1987 году.
Под сводами храма с правой стороны от алтаря, как бы в дьяконнике, но со свободным доступом, находится место захоронения великомученицы Шушаники, царицы Ранской, пострадавшей от мужа-огнепоклонника в V веке.
В начале XIX века старые укрепления вокруг храма были разобраны и на их месте построена тюрьма. До революции в Метехском замке отбывал заключение и А.М. Горький.
В 1959 году в связи с благоустройством города Метехский замок был снесён. Метехский храм как памятник древней грузинской культуры находится под охраной государства.

Анчисхатская церковь

В Старом городе сохранилась и действует до сих пор древнейшая каменная церковь Святой Марии, построенная при наследнике Вахтанга Горгасали — Дачи Уджармели в VI веке. Красивейшее прямоугольное здание церкви построено под влиянием древнего палестинского зодчества. Двери Анчисхатской церкви украшены традиционным грузинским крестом, который сделала Святая Нино. На западном фасаде храма из камня высечен медальон с крестом, который сохранился от самой ранней части строения. Верхние части и арки перестроены в XVII-XIX вв.
Свое нынешнее название церковь получила в XVII в., когда сюда перенесли большую икону из Анчийского кафедрального собора (Южная Грузия). Икона Спаса Нерукотворного - одна из величайших святынь Грузии. Она выполнена в технике энкаустики (живопись горячими восковыми красками), которая возникла в Византии не ранее VI века. Икона Спасителя из Анчи стала широко известна еще в XII веке, когда придворный златокузнец царицы Тамары Бека Опизари сделал для нее серебряный с золотыми вставками оклад. В XVII веке частные владельцы передали икону церкви святой Марии в Тбилиси. Здесь икона Спасителя находилась более 200 лет. В конце XIX века по соображениям безопасности она была помещена в Церковный музей. Сегодня Анчийская икона (по-грузински «Анчисхати») находится в экспозиции Музея искусств Грузии.

Храм Святого Георгия (Кашуэти) в Тбилиси

Храм Святого Георгия построен в 1910 году и представляет собой копию шедевра грузинского средневекового зодчества церкви Самтависи (XI век). Еще до современной Кашуэти здесь стояла церковь Святого Георгия, построенная князем Гиви Амилахвари в 1742 г . также называвшаяся Кашуэти. А до нее здесь стояла еще более древняя церковь (VI в.) и тоже с таким же названием. Такую преемственность объясняет одно старотбилисское предание: якобы на месте храма жила молодая женщина, оклеветавшая отшельника Давида Гареджийского, жившего на Святой горе Мцатминда. Разгневанный апостол в сердцах пожелал женщине «родить камень» (по-грузински «ква шви»).
Храм славится своей виртуозной росписью алтаря. А также украшающими ее резными каменными кружевами и прекрасными фресками, Кашвети (церковь святого Георгия) - православная церковь в центре Тбилиси. Она строилась с 1904 по 1910 год по проекту тифлисского архитектора Леопольда Бильфельда, взявшего за образец средневековый собор Самтависи. Церковь была воздвигнута на месте другой кирпичной церкви, построенной здесь по заказу семьи Амилахвари в 1753 году и обветшавшей. Фрески церкви были выполнены в 1947 году Ладо Гудиашвили.
Название церкви «кашвети» происходит от грузинских слов ква («камень») и шва («рожать»). По преданию, в VI веке женщина в Тбилиси обвинила Давида Гареджийского в том, что беременна от него. Давид предсказал, что её неправота станет очевидной, когда она родит камень. После того, как это и произошло, место получило название «к(в)ашвети».

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2014 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации