Православное паломничество
Ранее паломниками называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции Вербное воскресенье). Путешественник приносил с собой ветку пальмы – пальмовник и откуда происходят слова «паломничество» и «паломник», что является переводом соответствующего латинского слова. Шли годы и впоследствии паломниками стали называть не только богомольцев, путешествующих в Иерусалим, но и иным православным святыням. Традиционно паломники выбирают паломничество на Святую Землю, Афон и к национальным святыням.
Еще на VII Вселенском Соборе было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение связано и с темой православного паломничества. Паломников еще в византийской церковной традиции называли поклонниками - людьми, совершающими путешествие с целью поклонения святыням.
Поскольку это определение VII Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. По причине имеющейся разницы в понимании паломнической традиции в христианстве, мы говорим о православном паломничестве.
В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как: «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т.д. Все эти выражения проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Посещая одни и те же святые места, туристы и паломники делают это по-разному.
Иоаннов Родник не занимается туризмом для этого в рамках Агентства Натальи Некрашевич работает туристическое агентство АБИтрэвел. Туризм – это путешествие с познавательными целями, знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не является обязательной, а вспомогательной. Главное в паломничестве, паломнической поездке – это богослужение, молитва и поклонение святыням. Православное паломничество – часть жизни каждого верующего человека. При совершении паломнической поездки основным является не внешнее исполнение обрядов по время молитвы, а тот настрой, который в сердце богомольца, то духовное обновление, которым наполняется православный христианин. Создавая паломнический отдел, паломническую службу – Иоаннов Родник мы с уважением относимся к туристам, посещающим христианские святыни, мы считаем паломничество важнейшим средством духовного просвещения, дела, необходимого каждому верующему. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника. 04 марта 2011 года Иоаннов Родник получили благословение на осуществление паломнических поездок по святым местам. Паломничество возрождается. Православные верующие отправляются в паломнические поездки к монастырям и храмам. Конечно, основой паломничества является духовность, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломничество – это внутренний духовный подвиг.
Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Важно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров даже в качестве музеев.
Архимандрит Антонин (Капустин) считал, что с паломниками пребывает благодать Божия, причем, начиная уже с момента появления у них только намерения совершить свое паломничество и далее в продолжение всего пути до возвращения домой. Наверное, каждый человек должен сам определять, паломничает ли он по святым местам или посещает их в силу иных, сложившихся обстоятельств. Возможно, сама способность к паломничеству в современном мире связана с состоянием нашей веры, а вера делает возможной встречу с Богом. И если такая встреча произошла — наше паломничество совершилось. Помогай вам Бог…