Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилёвский

                                                                                                                                                                                                

    Георгий Конисский
Георгий Конисский

(Григорий Осипович) — святитель, архиепископ Могилевский.

† 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых.

Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии.

Окончил Киевскую духовную академию.

В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.

В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха.

С 1747 года — профессор богословия и философии, префект академии.

С 1 августа 1751 года — архимандрит Киевского Братского монастыря.

С 30 августа 1752 года — ректор академии.

20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского.

В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Екатерины П.

С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.

В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника.

22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.

Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева.

Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова), "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников".

Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог", — говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников — "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат".

Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

Архиепископу Георгию пришлось приложить много труда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографию.

Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого православного населения Польши от притеснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу.

В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше.

Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов.

Когда Могилевская епархия отошла к России, то, по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной И, был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112 тысяч 578 униатов.

Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор (Садковский) был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год рукоположен епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии.

Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников.

В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве, и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственность масонства — этого "просвещения, во тьме деемого".

Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж, в защиту Православия, и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался".

Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, написал также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком она должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись:

Колыбель Нежин, Киев мой учитель,

Я в тридцать восемь лет сделался святитель.

Семнадцать лет боролся я с волками.

А двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами.

За претерпенные труды и непогоду

Архиепископом и Членом стал Синоду,

Георгий именем, я из Конисских дому,

Коню подобен бывал почтовому.

Сего тут падла* (падаль) закрыл грешны кости

Год седьмисотый пятый девяностый.

Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к Православию, к правде, мужеству и верности долгу.

Труды:

О должностях пресвитеров приходских. Руководство приходскому духовенству. — 1776. Исторические известия о епархии Могилевской. — 1775.

Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1847, № 8. Слова и речи. — Могилев на Днепре, 1892. Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве. — 1767.

О воскресении мертвых. Трагедия. Интермедии // Древняя и новая Россия. — СПб., 1878, ч. 3.

Родился будущий иерарх в 1717 году в городе Нежине, который к тому времени уже полстолетия принадлежал России, во влиятельной и знатной семье украинских дворян Конисских. Учился 15 лет в Киево-Могилянской Академии, которую закончил «с особым отличием». В стенах академии Григорий изучил иностранные (польский, латынь, греческий, древнееврейский, немецкий) языки, поэтику, философию, богословие, проявляя особый талант к стихосложению.


Несмотря на то, что Киевская академия в ту пору давно пережила лучшие свои времена, она давала прекрасное образование; об уровне ее выпускников свидетельствует хотя бы то, что Григорий Конисский учился вместе с Григорием Сковородой. После окончания академии принял монашеский постриг и был оставлен преподавателем академии на кафедре риторики. В то время он разработал курс поэтики на латыни; одновременно занимаясь литературным творчеством, сложил в 1749 году наполненную противоатеистического пафоса драму «Воскресение мертвых», а также стихи на русском, латинском и польском языках. Его литературными трудами восхищался А.С. Пушкин. С 1747 года на протяжении пяти лет возглавлял кафедру философии и одновременно был префектом. С 1751 года он - ректор академии, профессор богословия, причем, по оценке современника, он считался лучшим - после Феофана Прокоповича - профессором академии в XVIII веке, а с 1752 года он - архимандрит Киево-Братского монастыря.

С 1755 года начинается новый период его жизни и деятельности: он назначается белорусским епископом и переезжает в Могилев. С 1783 года Конисский становится белорусским православным архиепископом, членом Святого Синода. Тогда на территории Беларуси, которая входила в состав речи Посполитой, оставалась только одна православная епархия с центром в Могилеве. К официальных кругах Польско-Литовской державы обсуждался вопрос о ликвидации и этой епархии.
Радостная и торжественная встреча долгожданного епископа с могилевской паствой не скрыла от святителя Георгия ужасного упадка, который был вызван многими годами преследований православия. Он с первых же дней по вступлении с должность писал бесконечные донесения в Сенат о притеснениях, чинимых униатами и католиками, о захватах ими православных церквей. Одновременно он заботился и о распространении света православия, для чего завел в 1757 году типографию при архиерейском доме и напечатал творение Феофана Прокоповича - православный «Катехизис, или краткое начальное Христианское учение в пользу и спасение юношам, купно же и старым ненаученным, в трех беседах написанный», и бесплатно разослал его по храмам епархий. Им же в этот период был основан ряд школ наподобие братских церковных училищ.

Постоянно заботясь о более высоком образовании духовенства, а примеров обратного сам архиепископ, к прискорбию, достаточно наблюдал во время личных инспекций, могилевский иерарх в 1759 году организовал при Спасском монастыре Духовную семинарию, испросив у русского правительства 400 рублей годовых. Для более успешного противостояния униатству преосвященный Георгий занимался собиранием архивных документов о могилевских православных церквях.

Одновременно с решением церковно-политических задач архиепископ Георгий радел о благосостоянии и устроении своей могилевской епархии. В 1780 году было построено новое здание для семинарии, преподавательский состав которой пополнился из числа выпускников Киевской академии. Он заботился о чистоте православного обряда. О чем свидетельствует грамота, изданная против обливания водой при крещении, также он явился автором грамоты против корыстолюбия священников, статьи против распространяемого французским мыслителем Вольтером безверия. Занимался Георгий и чисто литературным трудом, составляя приветственные речи (одну из них он зачитал 19 января 1787 года перед Екатериной, проезжавшей через Мстиславль).

Больной и усталый от ежедневных забот, 20 января 1793 года архиепископ Георгий написал завещание, а 13 февраля 1795 года предал душу свою Господу. Могилевский святитель Георгий Конисский был погребен в своем кафедральном граде, в церкви неподалеку от архиерейского дома. Господь прославил его остатки нетлением: как сообщается в приложении 3 на странице 555 «Полного месяцеслова Востока» в 1875 году тело его оказалось нетленным». Кроме того, во время нашествия французов в 1812 году захватчики открыли раку с телом святителя и, обнаружив, засвидетельствовали нетленные мощи.

Акафист Святителю Георгию Архиепископу Могилевскому и Белорусскому

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации