Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Верхотурский Николаевский мужской монастырь

 

Верхотурский Николаевский мужской монастырь – это  место, где трепещет и ликует   душа православного паломника,  меня Господь сподобил побывать  в этой    обители 20  июля 2013  и  особая благодарность моему духовнику  отцу Николая,  духовному  брату Дионисию, братьям и сестрам,   по  их молитвам и  помощи я ,  побывав  на Уральской  земле на Царские дни  с 14 июля по  21 июля 2013 годаю

Список мест паломничества

 (Екатеринбург: Храм на Крови  во имя всех святых в земле Российской просиявших,  предел Царственных страстотерпцев, Партиаршее подворье,  храм  в честь Вознесения Господня , (Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы) , храм в честь Рождества Христова , храм  по имя Святой Блаженной Матроны  Московской, храм в честь Святой Живоначальной Троицы  на Шарташе, храм  во имя святой Блаженной Ксении Петербуржской,  храм  во имя Всех Святых, часовня во имя Святых Гурия, Симона и Авива, храм в честь Преображения Господня; Александро-Невский Новотихвенский женский монастырь,  храм  во имя Всех Святых, Спасская церковь; Храм во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, храм во имя Святителя Николая Чудотворца, храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня,  храм во имя Святых Равноапостольных Кирила и Мефодия, Семинария; храм во имя Святителя Стефана Великопермского ,  храм во имя Святого Благоверного  Великого Князя Дмитрия Донского, храм во имя Святого Преподобного Марка Печерского, храм во имя  целителей Космы и Дамиана, храм во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского, храм в честь Успения Божей Матери, храм  во имя Священомучеика Петра , митрополита Крутицкого, храм в честь Касперовского иконы Божией Матери ,  храм во имя Святых Симеона и Космы Верхотурских, Свято – Симеоновский источник, Богоявленский собор, Иоанно – Предтеченский кафедральный собор, Свято- Троицкий кафедральный собор, часовня во имя Святой Екатериы, Ганина Яма – Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев, храм во имя Царственных Страстотерпцев: надвратный храм  в честь Иверской иконы  Божией Матери,  храм во имя Серафима Соровского , храм во имя преподобного  Сергия Радонежского, Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Державная», Храм во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, храм во имя Святого  Иова Многострадального, Поклонный крест, Колокольня; Алапаевск: Алапаевский женский монастырь во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, Свято – Троицкий  собор, Напольная школа, храм во имя святой великомученицы Екатерины  Склеп,  Монастырь во имя Новомученников  Российских;  Невьянск: Спасо  Преображенский собор, Невьянская башня, Быньги, Монастырь  Всемилостивого Спаса,  Меркушино,  Октай,  Верхотурье )

 Я полюбила Урал с его сибирским говором, собственным архитектурным убранство и надеюсь на следующую встречу, чтобы опять  прикоснуться  к этой благодати , что    наполнена  эта  земля и  несут в себе ее святыни.

 Верхотурская  обитель  принадлежит к числу  тех святынь , которые  привлекают внимание не величием архитектурных форм зданий  и прочим благолепием, а особенной святыней: открыто почивающими в Никольском мужском монастыре честным   и многоцелебными мощами святого праведного Симеона, Верхотурского  Чудотворца.  Обитель  звала  и меня   тянуло  сюда. Здесь  тихо сидя  на ступеньках кельи, у  игуменского корпуса вспомнилось   наставление  духовника  двухгодичной  давности  и указание  им  на  икону  святого Симеона Верхотурского.   Тогда  , два года  назад  это обстоятельство  не  осталось в разуме, но   упало   в душу,  а  здесь   всплыло  наружу и  омыло мою  грешную  душу  слезами, а сердце  наполнилось благодарностью к Господу и тем  людям, что   посланы   мне  им  для  научения,  вразумления  и   возрастания  веры  и любви.

 Верхотурский Никольский мужской монастырь - это  тихая и старейшая в Сибири обитель находится в городе Верхотурье Пермской губернии, в пяти  верстах  от станции «ВЕРХОТУРЬЕ»  .

 Этот монастырь  предстал   во  всем  своем великолепии, он  расположен  в северной части  города Верхотурье,  на  возвышенности   между  двумя речками  - Калачиком и Свиягой,   при  впадении их в реку Туру.

 Основание  этого монастыря  относится  к  тому самому времени, когда в Сибири , не  так давно покоренной Московскому  царству под предводительством опального донского казака  атамана Ермака Тимофеевича  (26 октября  1581 году) , была крайняя  нужда и недостаток в храмах Божиих, а  особенно в священнослужителях для удовлетворения духовных нужд народа , пребывавшего для заселения  только что  полагавшего свое начало  города Верхотурье. До 1580  года Сибирь  была известна Руси под именем Искера и оставалась страной неизведанной , кроме северо – восточных округов, входивших в состав так  называемой Великой – Перми, которая «была подвластна новгородцам еще с 1263 года».  Уральские горы,  называвшиеся «Великим камнем», отделяли Сибирь от Руси. Да  и сибиряки, потомки чингисхановой орды, попленившей Русь с юго – западного Астраханского угла, были немногочисленны и   неспособны ничем дать знать  Руси о  своем существовании, дело тех пор  пока русские опальные казаки не дали  знать Искеру о существовании Руси. Сибирь для Руси стала известной  с 1580  года. Первым городом Сибири  был избран покорителями и утвержден царской волей город Тобольск, для  управления  из него Сибирью. Вторым городом Сибири был Верхотурье.  Дабы на всегда  закрепить  за собою Сибирское царство, дабы иметь  более правильное и  надежное  сообщение с Табольском, равно хранить его от  инороднических набегов и саму Сибирь от междоусобиц,  царское правительство  озаботилось постройкой специальных городов и крепостей в разных местностях на пути из Руси в Сибирь: по рекам  Лозьве, Тавде и Тоболу.

 Верхотурский Николаевский мужской монастырь   основан в царствование царя  и Великого князя Бориса Федоровича Годунова.  Основание Верхотурского Николаевского  мужского  монастыря относится к 1604 году,  то есть  после  основания  города Верхотурья, построенного по повелению царя  и Великого князя Федора Ивановича , в 1598 году.  Хотя следует отметить, что при  основании монастыря в Верхотурье существовал уже Свято- Троицкий собор.

 Прежние  документы о монастыре  до наших дней не сохранились и обусловлено это  пожарами , бывшими в монастыре в 1716 и 1762 годах. В настоящее время  приходится руководствоваться сведениями о Верхотурском монастыре из разных исторических сказаний, насколько это возможно.

  Основателем  Верхотурского Николаевского  мужского  монастыря  его был некто инок Иона, о котором, а  также о том , какого он был происхождения и что  побудило его прибыть в Верхотурье и  основать здесь обитель, сведений не  сохранилось.   Нет сомнений, что строитель Иона прибыл  в числе «выкликанцев» - строителей города, происходящих из Новгородской , Вологодской и Вятской областей,  которые были выкликаны (оповещены) Правительством для построения города и для его населения.   Кроме того,  прибытие  строителя Ионы  совпадает и с  тем временем, когда «царь Иван Васильевич дозволил Кольцову искать охотников для переселения в новый край Сибирский, велел  также епископу Вологодскому  отправить туда 10 священников с их семьями для богослужения» (Истор. Карамз. Т. IX  стр. 394, изд. 1834г. ) Уже в 1620 году в Верхотурских окладных книгах Иона  назван «Игуменом».   В 1604 г. Иона  испросил позволение у царя Бориса Годунова на построение деревянного  храма во имя Святого  Николая Чудотворца с приделом во имя Святых  Бориса и Глеба., Николаевский мужской  монастырь  в 1604  году был  устроен «в убогом виде» .  Построив храм , он приобрел  местную икону Николая Чудотворца и  приготовил храм к  освящению.  Для сего он взял взаймы у Верхотурского воеводы Неудачи Плещеева и головы Матфея Хлопова 12 гривенок с полугривенкою воску,  да на кровлю того храма 400  гвоздей прибойных, но так как  новоустроенный храм имел  нужду в книгах и утвари церковной ,  а обитель в священнослужителях и содержании, то строитель иона , на  другой  год по построении храма  отправился в  Москву с челобитною к царю Борису Федоровичу.

 Согласно царской грамоты, присланной на имя верхотурского воеводы Плещеева и головы Хлопова, Иона был обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами (евангелие, псалтырь, часовник, служебник и др., присланы были 2 колокола, весу в них 2 пуда 22 гривенки, кадило, потир), кроме этого велено было верхотурскому воеводе дать в новоустроенный храм 15 гривен воску, полторы гривенки ладану и полведра церковного вина. Назначено жалованье - 3 рубля дьячку и Ионе – 6 рублей.

 В 1608 г. по царской грамоте от Василия Шуйского был Ионе разрешен отпуск леса на построение монастырских зданий. До какого времени управлял новоустроенной обителью Иона – неизвестно. Известно, что с 9 мая 1615 г в царствование  Михаила Федоровича  велено Верхотурскому Воеводе Зюзину , чтобы монастырь  этот сдан был игумену Герасиму   и производима была на него  денежная и хлебная руга по прежним грамотам.  Игумен Герасим   до 1621 г. управлял  монастырём.  В 1620 г.  патриархом Филаретом  была учреждена Сибирская епархия с епископской кафедрой в г. Тобольске. Первым Сибирским архиепископом был Киприан Старорусенников, он родился  в Великом Новгороде , когда  в 1611 году 16 июля  когда шведы завладели Великим  Новогородом, Киприан был архимандритом Новгородско Спаского Хутынского монастыря. 

 Подвиги Киприана, соединенные с твердостью духа и подвижническою жизнью, были причиною его известности, а  затем и вызова в Москву в 1620 году, где  он  в 1621 г. 8 сентября,  был хиротониса в архиепископа Сибирского.   Следуя из Москвы в 1621 г. в Тобольск, он внимательно осмотрел церкви и монастыри, посетил Верхотурье, побывал в Николаевском мужском монастыре и поставил нового игумена Германа, постриженика Волоколамского Иосифова монастыря. Благодаря покровительству царей, в том числе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича монастырь был огражден от разных нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь жил трудно и мало был известен.

 В 1622  году Верхотурским монастырем управлял игумен Аврамий.

 В 1642  году  монастырем управлял  игумен Игнатий,  сопровождавший в Москву  тело умершей княгини Мещерской , по велению царя Михаила Федоровича.

 В 1627 году  управлял  монастырем игумен Вениамин, о котором как и о его  предшественнике  сведений не  сохранилось .

Список настоятелей Верхотурского  Никольского мужского монастыря.

 В первое столетие со времени  основания  Верхотурского монастыря братии оного  жилось нелегко.

 Воздвигнутый при основании монастыря  деревянный  храм во имя  святителя Николая, в пределом св. муч. Бориса и Глеба, долго ли  существовал, не известно ; а  также  не  известно  и  о том, что  именно  послужило причиной к  его упразднению. Впрочем, можно предполагать, что сей  храм был истреблен пожаром.

 В 1627  году, в  грамоте  царя Михаила Федоровича, от 25 октября , данной  на  имя Верхотурского воеводы, князя Гагарина,   упоминается другой храм во имя «Дмитрия Солунского».  Долго ли  существовал Димитревский храм и был  ли  он в действительности, сведений о том  нет , даже  не  сохранилось и  устных  преданий.

 Причиною оживления обители послужило перенесение мощей Св. Симеона праведного, Верхотурского Чудотворца из села Меркушино в Верхотурский Никольский мужской  монастырь.

 Поворотным событием в жизни обители стало обретение мощей Святого праведного  Симеона Верхотурского чудотворца.  12 сентября 1704 г. мощи святого они были перенесены в монастырскую деревянную церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы. С этого времени ежегодно 12 сентября в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память. С начала 18 века  верхотурские монахи ведут  записи о чудесах , исцелениях  Симеона, собирали и собирают  свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи и материалов проверок в монастыре было составлено «Житие Святого и Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца». За составление «Подробного сказания о жизни и чудесах Святого Праведного Симеона Верхотурского» взялся инспектор Пермской, а позднее ректор Рязанской духовной семинарии архимандрит Макарий, и в 1857 г. он получил дозволение Святейшего Синода опубликовать свой труд тиражом в 3100 экземпляров. В мае 1858 г. Макарий передал Верхотурскому Николаевскому монастырю право на дальнейшую публикацию.  А первым автором тропаря и кондака преподобному Симеону был митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, ему же принадлежит описание открытия мощей в 1694 году.

 Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи Святого Симеона праведного, не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском мужском  монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с 2-мя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами – главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого Симеона Праведного до 1914 г. Николаевский  храм (каменный).

 От Никольской церкви в недальнем расстоянии к северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки 2-го каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с 2-мя приделами: в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.

 За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с 4-мя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.

 В 1855 г. над святыми вратами во время настоятельства архимандрита Гавриила по благословенной грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита заложен ещё один небольшой храм, вернее, работы были закончены в 1856 г., освящен сей храм во имя Св. Праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом.

 С преобразованием монастыря из штатного в общежительный с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться существовавшие здесь храмы, а с приходом в связи с этим 3-х валаамских монахов Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре же о. Иов при помощи прибывших с ним с Валаама опытных в духовной жизни иноков о.Арефы и старца Илии ввел прекрасные общежительные порядки. Благодаря умелой деятельности о. Иова и единодушию нового состава братства, Верхотурский монастырь через весьма незначительное время прослыл примерным не только  внешним благоустройством, но и духовной жизнью в нём. Духовник монастыря схимонах Илия был так необходим для обучения духовной жизни и братии, и прихожан, к нему обращались за разными советами, которые он преподавал, ограничиваясь краткими, но весьма основательными словами, с простотою и смирением. И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Это был высокой жизни Старец–пустынник, скончавшийся в Верхотурском монастыре как великий подвижник 30 ноября 1900 года. Много потрудился для обители архимандрит монастыря Иов, при нём построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Молодой монах Арефа смиренно нёс послушание свечепродавца, заведовал монастырской библиотекой, насчитывающей 3500 книг. По увольнении на покой архимандрита Иова о. Арефа был братией монастыря избран настоятелем монастыря с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. Несмотря на кратковременное управление монастырем, успел многое сделать для благоустройства монастыря. При нем устроены 2  громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно–приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении нового большого каменного храма. Сам вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы несомненно ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события – 300 летие существования сей обители и 200-летие Св. Приподобного  Симеона, Верхотурского Чудотворца.

 В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых был торжественно освящён 11 сентября 1913 года.

  После бурных событий 1917 –1920 годов новая власть начала борьбу с церковью. Монастыри были объявлены оплотами реакции и чуждой идеологии, началось их закрытие, разграбление  святынь, аресты духовенства. В храмах устраивались склады, клубы, музеи, заводские цеха и даже колонии для преступников. Такая же учесть постигла и Верхотурский Николаевский монастырь. В 1920 г. последний архимандрит Верхотурского монастыря Ксенофонт (в миру Константин Петрович Медведев) был арестован и отправлен на исправительные работы в Екатеринбург за сотрудничество с белой армией Колчака. В 1925 г. он вновь был арестован за распространение антисоветской литературы. Ксенофонта приговорили к 2-м годам лишения свободы и 3-м годам лишения права проживания в Уральской области как социально опасного элемента. Эти годы он провел в Казани. В 1932 г. вновь последовал арест,обвинение в антисоветской деятельности и приговор – 5 лет лагерей. Он был сослан на строительство Беломоро – Балтийского канала, дальнейшая судьба его неизвестна. В 1989 г. он был реабилитирован посмертно. После ареста Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи Святого Праведного Симеона Верхотурского, Чудотворца. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи Святого Праведного Симеона Верхотурского, Чудотворца оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены церкви в 1989 г., а в монастырь были перенесены торжественно после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 г.

 В годы советской власти в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 г. Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к духовной жизни. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона за короткий срок были восстановлены Надвратная церковь, Преображенский храм, настоятельский корпус, книжно-иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников, проведены работы по очистке от хлама Крестовоздвиженского собора. Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи Святого Праведного Симеона Верхотурского , Чудотворца , стала возрождаться традиция паломничества – 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия Преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях. В 1996 г начала работать в монастыре воскресная школа, для чего было  отреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы. Сегодня завершаются работы по реставрации Крестовоздвиженского собора, приведены в надлежащий порядок монашеские захоронения.

 Сегодня  монастырь  населен  более 20 монахов (для сравнения до 1917 г. – 32 монаха, 18 послушников, 123 – проживающих по паспортам, 15 малолетних и певцов, всего 188 человек).

 Есть  на земле  места,  куда  хочется  приехать  еще  и не  раз. Слава Богу за   ту  милость, что   ниспослал  мне   - побывать  в Верхотурье и  прикоснуться  ко святыням  этих мест. О событиях  и обстоятельствах  моего паломничества на   Искеру (Сибирь , Урал) читайте  здесь.

Раба Божья Наталья

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации