Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Преподобный Мартин Туровский

                                                                                                                                                                         

  Преподобный Мартин Туровский                 
 

Дни памяти: 4 и 27 июня по новому стилю

Преподобный Мартин Туровский служил поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме (1144 — 1146) и Георгии. Последний святитель уволил святого Мартина по его старости. Но старец не захотел расстаться с монастырем (епископы жили при Туровской обители в честь святых Бориса и Глеба) и принял монашество.

В прежних трудах он надорвался и поэтому часто болел. Однажды святой Мартин лежал неподвижно и кричал от боли. Усердно призывал он на помощь святых князей Бориса и Глеба. На третий день к нему явились святые князья, подали испить воды и исцелили от болезни.

После этого чудесного исцеления блаженный Мартин прожил еще один год. Скончался преподобный Мартин после 1146 года.

 

Тропарь, глас 1

Тяжким недугом страждущий и людьми забытый, / молил еси жажду утолити, преподобне Мартине, / темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба / тебе послужити и недуг исцелити.



Кондак, глас 4

В послушании Богу преданный, / и многим святителям послуживый, / преподобне отче наш Мартине, / подвизался еси праведно, / во обители святых благоверных князей Бориса и Глеба, / темже и Господу угодил, / возсиявый в чине преподобных, / такожде и мы, почитающе память твою, / молим тя, преподобне отче наш, / моли Христа Бога / и нам даровати ревность послушания.

         «Бог одиноких вводит в дом.., а непокорные остаются в знойной пустыне" (Пс. 67, 7) - эти вдохновенные слова Псалмо¬певца сказаны словно о тех затворниках, которые в земном бытии удалялись в пустыни, покорные Богу, чтобы после войти к радость Господа своего, которые уходили в поисках спасения в тесные келии, где проводили дни жизни в уединенном молитвенном общении с Творцом.
Преподобный Мартин, туровский пустынник, служил поваром у епископов Симеона, Игнатия и Иоакима, бывших духовными пастырями земли Туровской с 1120 по 1146 годы, и только преемник Иоакима епископ Георгий освободил Мартина от его обязанностей "старости ради", из чего можно определить приблизительное время рождения блаженного старца - вторая половина 90-х годов XI столетия. Судя по замечанию автора сказания о святом подвижнике, он страдал сильными болями от грыжи, "чрево ибо ему в лоно входило". Освобожденный от достаточно высокой должности, преподобный Мартин остался жить в Борисоглебском монастыре, размещенном неподалеку от города, на Болонье, где принял подвиг затворничества: "один жил о Бозе". До XIV века монахи в обителях жили не общежительно, а в особых келиях, однако молились вместе в одной церкви, были под началом одного, игумена, имея в личной собственности одежду, питье и жилище, в котором каждый готовил себе трапезу.
Однажды весной, вероятно, 11 апреля - за три дня до празд¬нования памяти святителя Мартина исповедника, у туровского старца начались ёстоль сильные боли, что он мог лишь звать на помощь, неспособный даже подняться с постели. Обычно такая помощь поступала от близживущих монахов, но на этот раз сильный паводок на Припяти прервал пути сообщения по суше и помешал им добраться до келий немощствующего собрата. Но на третий день, когда многострадальный старец окончательно изнемог, Господь явил на нем чудо. Вдруг преподобный увидел, как в его келию вошли двое юношей, в которых пустынник, однако, не признал святых страстотерпцев Бориса и Глеба, хотя они "явились в своем подобии, как написаны на иконе". Расспросив о болезни преподобного, святые братья подали страдающему от боли и жажды Мартину ковш воды и напоили больного. Тот же, напившись, вопросил: "Чьи вы дети?" (употребленное им слово "детески" могло обозначать в те времена и слуг, и детей - чад. Святые же отвечали: "Ярослава", называя своим господином старшего брата своего - Великого князя Киевского Ярослава, который наказал их убийцу и положил начало церковному почитанию страстотерпцев, словно подчеркивая таким наименованием свое уважение к нему (напомним: родственные отношения старшинства и чести между старшими и младшими, почитание старших по возpaсту, весьма сильное в Древней Руси, сделалось одной из причин того, что Борис и Глеб не воспротивились насилию со стороны брата Святополка). Мартин же, услышав такой ответ, решил, что это служители Ярослава Георгиевича – сына Юрия Долгорукого и брата благоверного князя Бориса Бориса Туровского, либо Пинского князя Ярослава Юрьевича (упомянут в 1184 году, сын Юрия Ярославича Туровского). Преподобный Мартин предложил гостям поесть, смиренно попросив прощения за то, что сам он не может подать им хлеба, святые, благословив гостеприиминого хозяина, стали невидимы. Лишь тогда понял блаженный, кто посетил его в болезни, восславил Господа и святых страстотерпцев, и с того времени исцелился от немощи и рассказал о явленном на нем милосердии Господнем своему духовному отцу.
Преподобный затворник Мартин Туровский скончался 27 июня следующего после исцеления года. Митрополит Макарий в Истории Русской Церкви" называет годом его смерти 1150-й, и не приводит дополнительных обоснований своего сообщения.
Все сведения о святом Мартине почерпнуты из краткого сказания - "Слова о Мартине мнихе", записанного неизвестным книжником вскоре после кончины подвижника. Существует мнение, что автором или, по крайней мере, инициатором напи¬сания "Слова" был Кирилл Туровский. Простой, не украшенный риторическими изысками стиль сказания свидетельствует о том, что оно не претерпело значительных изменений в результате неоднократных переписок и поэтому представляет из себя нема лую ценность как аутентичное произведение XII столетия. Впрочем, это "Слово" с некоторыми изменениями вошло позд¬нее в Макарьевские Минеи, а после - и в печатный Пролог.
Не лишенными интереса могут показаться итоги наблюдений за структурой сказания о Мартине Туровском. Этот ли¬тературный памятник лишен какой-нибудь композиционной усложненности, стиль его подчеркнуто документален. В сказа¬нии отсутствует обычная для агиографического жанра заключи¬тельная похвала святому; собственно говоря, в "Слове" преподобный Мартин не называется святым. Вероятно, автор "Слова" и сам не считал Мартина таковым, и если это так, то возникает вопрос: с какой целью писалось это повествование? Может быть, рассказ был написан для прославления святых мучеников Бориса и Глеба? По структуре "Слово" напоминает не отдельное, законченное творение, а отрывок, или, точнее, главу из Патерика либо некоей повести о чудесах, совершенных свя¬тыми страстотерпцами. На это указывает то, что текст сказания оканчивается чересчур резко - настолько, что некоторые более поздние редакторы делали попытки сгладить это впечатление: "И о том сам сказал духовному отцу и всей братии; и все восславили Бога и угодников Его - святых великомучеников Бориса и Глеба. И паки старец преставился в вечную жизнь". Разумеется, чрезвычайно заманчивым было бы предположение о существовании Туровского Борисоглебского патерика, единственная статья из которого сохранилась до нашего времени, но все же бо¬лее вероятно, что "Слово о Мартине мнихе" является либо фрагментом туровской редакции жития святых Бориса и Глеба, повествовавшего о чудесах прославленных церковью мучеников, либо произведением, имеющим сложную структуру и посвящен¬ным чудесам святых братьев-страстотерпцев, явленных в построенном во их имя монастыре. Поэтому возможно предположение, что появление подобных сказаний о чудесах Бориса и Глеба относится к столетию установления их культа в 1072 году.
Как бы то ни было, но мы благодарны Господу за то, что Он открыл нам пример жизни Своего угодника...

"В Царстве Христовом нет ни раба, ни свободного" (Кол. 3, 11). Никакое звание не унижает христианина и никакое занятие не составляет непреодолимой преграды к совершенству духовному. Земледелец, дровосек, кожевник, повар в Царстве Христовом имеют то же значение, что военачальник, градоправитель, судья. В Царстве Христовом нет места для гордости и своеволия. Смирение — основа и краса христианства. Оттого-то бывает, что пренебрегаемые миром, но верные закону Божию, неожиданно и для них самих оказываются великими пред небом, удостаиваются посещения небожителей.

В городе Турове, ныне местечко Минской губернии, был монастырь св. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь был повар Мартин, он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии, из которых Иоаким известен по летописи в 1114—1146 гг. Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости. Благочестивый старец не хотел расставаться с монастырем, он принял монашество и жил в епископском монастыре святых мучеников на болонье (на выгоне).

Живя один, он часто бывал болен вследствие прежних тяжелых работ. В припадках тяжкой болезни лежал он неподвижный, кричал от боли и не мог служить себе самому. Раз, когда страдал он от той же болезни и лежал в келлии, изнемогал от жажды, так как никто не посещал его тогда и не служил ему. Усердно призывал он на помощь святых князей Бориса и Глеба. На третий день беспомощного положения входят к Мартину святые мученики Борис и Глеб явно, в своем виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «Чем ты болен, старец?» Он рассказал им о своей болезни. «Не хочешь ли воды?» — спросили они. «О, господа мои, — отвечал он, — уже давно жажду». Один взял ведро и принес для старца воды, а другой взял ковш и напоил старца. Блаженный Мартин благодарил их: «Да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам». Они отвечали: «Нет, побереги себе; мы уйдем, а ты не болей и усни» — и перестали быть видимы. А старец оказался здоровым, сам встал, прославил Бога и святых мучеников. Он жил еще год. Об этом рассказал он духовному отцу своему.

Святые всегда прославляют Бога своей жизнью и служением Ему. Господь всех нас призывает к святости. Он желает, чтобы каждый стремился к ней. Только достигнуть какого-либо христианского совершенства удается не каждому. Одним из путей достижения святости является то, что человек обретает в своем сердце любовь к Богу и ради этой любви готов пойти на любой подвиг. Преподобный Мартин, имея в своем сердце любовь к Богу, не спешил уходить в монастырь или совершать какие-либо другие подвиги, он просто хранил эту любовь в своем сердце. Нам осталось неизвестным происхождение и родословная преподобного Мартина. Известно лишь то, что он занимался такой работой, которой занимаются очень многие и в наше время. До того как принять монашество, преподобный Мартин был поваром у Туровских епископов Симеона, Игнатия и Иоакима. Приготовляя различные блюда, преподобный Мартин одновременно молился Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Никто не замечал за ним никаких проявлений святости. Только Всезнающий Господь видел, как в сердце Мартина зарождалась любовь к своему Творцу.

Преподобный Мартин, уже состарившись и чувствуя, что силы его оставляют, не спешил уходить на покой, а ждал на это благословения. От работы повара Мартина освободил по причине старческой немощи преемник преосвященного Иоакима—епископ Георгий. Освобожденный от своей должности, преподобный Мартин не стал долго раздумывать, чем он будет заниматься, как ему жить дальше. К поздним годам своей жизни душа святого Мартина созрела для подвигов ради Христа, и святой Мартин решил остаться жить в Борисоглебском монастыре, размещенном неподалеку от города. В монастыре легче всего найти время для длительной внимательной молитвы и обратить все свое сердце и весь свой ум к Богу. Но душа преподобного Мартина жаждала большего. «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3, 8). Так и святой Мартин отказался от всего, когда принял решение пойти на подвиг затворничества.

До XIV века монахи в обителях жили не в одном здании (общежительно), а каждый жил отдельно в особой комнате (келии). Однажды весной, в день празднования памяти своего небесного покровителя, святителя Мартина Исповедника, Туровскому старцу было чудесное явление двух святых угодников Божиих. За три дня до этого преподобный Мартин очень сильно заболел, так что у него не было даже сил подняться с постели и оставалось только звать на помощь. В наши дни это очень распространенное явление, когда престарелый одинокий больной человек лежит в постели и ему некому помочь. Он рад будет любому, кто зайдет к нему и хотя бы просто подаст воды, чтобы утолить жажду. Преподобный Мартин понимал: помощи от близживущих монахов ждать бесполезно, так как сильный паводок на Припяти прервал пути сообщения по суше. Святому Мартину оставалось только одно—надеяться на милость Божью. Вдруг к преподобному в келию вошли два человека в княжеских одеждах. Это были святые страстотерпцы Борис и Глеб, они явились в том виде, как их изображают на иконах, но Мартин не узнал, кто пришел к нему на помощь. Расспросив о болезни старца, святые братья подали страдающему от боли и жажды Мартину ковш воды. Преподобный Мартин предложил гостям поесть, попросив прощения за то, что сам не может им ничего подать. Святые, благословив гостеприимного старца, стали невидимы. Лишь тогда понял блаженный, кто посетил его в болезни, и восславил Господа и святых страстотерпцев. После этого чудного явления преподобный Мартин исцелился.

Преподобный затворник Мартин Туровский скончался 27 июня, через год после исцеления. За проведенную жизнь, подобную ангельскому чину, Церковь почитает Мартина святым угодником Божьим. Празднование памяти 27 июня (10 июля по н. ст.).

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации