Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Святитель Симеон, епископ Полоцкий

   Святитель Симеон, епископ Полоцкий и Тверской
 


Полоцкая земля дала много выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие культуры и духовной жизни Беларуси. Одним из них был Святитель Симеон — седьмой в сонме епископов Полоцких, и впоследствии первый епископ Тверской.

Время отстранило от нас многие стороны его жизни. Мы не знаем, когда он родился, чем занимался в юные годы. Известно лишь, что происходил святитель Симеон из рода князей Полоцких, получил хорошее для того времени образование и был воспитан в духе христианских добродетелей и любви к святым книгам. Не удивительно, что юноша возжелал избегнуть светской жизни и нашел утешение для своей души в одном из полоцких монастырей. Неизвестно, когда он был рукоположен в священнический сан, но есть сведения, что, будучи Полоцким епископом, святой Симеон основал за городом Никольский монастырь.

Епископ Симеон управлял паствой, как один из лучших пастырей Церкви; своими высокими умственными и нравственными качествами души он приобрел всеобщее уважение. Летописец говорит, что святитель тот был «смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания, учителен, добродетелен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше», без боязни говорил правду князьям и вельможам.

Историческое повествование сохранило разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который пригласил Симеона на пир и, желая укорить пред духовным отцом своего тиуна — городского судью, назначаемого князем — спросил святителя: «Где будут тиуны на том свете?». Симеон ответил: «Тиун будут там, где и князь». Князю это не понравилось, он спросил: «Но ведь тиун творит неправедный суд, берет мзду, людей продает, мучит и лиходейничает; при чем же здесь я?». Владыка разъяснил: «Если князь добрый и богобоязненный, людей милует, любит правду да поставит тиуна — человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь не имеет страха Божьего, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставит начальника злого, не ведающего закона Божьего, творящего неправедный суд, заботящегося лишь о том, как князю товар добывать, а людей не щадящего; такой князь все равно, что на людей напускает безумца, дав ему меч, ибо наделяет властью человека злого и тем самым губит людей; такой и князь будет в пекле, и тиун его с ним».

Он призывает сильных мира сего: «Говорю вам, князьям и наместникам: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пущающей воду над морем, а не над землей жаждущей. Вы тем даете и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро».

Несмотря на высокое положение, епископу Симеону пришлось покинуть Полоцкую кафедру из-за давления раздраженных его деятельностью властей. Полоцкий иерарх находит сердечный прием в Твери, которая в то время принадлежала к Полоцкой епархии. Епископ Симеон пользуется не только народной любовью, но и авторитетом среди иерархов. Доподлинно известно, что он принимал активное участие во Владимирском Соборе, посвященном вопросам церковного переустройства.

Далеко не всегда управление епархией протекало счастливо: судьба готовила престарелому иерарху новые испытания. В 1276 году сильный пожар многое обратил в пепел, а еще через шесть лет огненная стихия опять испепелила церкви и жилища. Вновь начались работы по восстановлению города, но мирному труду мешали набеги на тверские окрестности разбойников из соседней Литвы. Однако сами мещане поднимались на защиту семей и своего возлюбленного и почитаемого духовного пастыря. В 1286 году небольшой литовский отряд напал на церковные волости и ограбил их, но жители Твери, собравшись безо всякого принуждения на защиту преосвященного Симеона, пустились в погоню за грабителями и вернули добычу.

Какой сердечной преданностью и любовью святой Симеон пользовался у своих пасомых, можно видеть из следующего: «1286 г. Литва повоева Тверскаго владыки церковную волость Олешню и прочая...» и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. И князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок, но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и, скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (в 1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой пока может. А храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году.

Святой Симеон скончался 3 февраля 1289 года, в летописи под 1289 г. записано: «Преставися блаженный епископ Симеон Тверский... и положиша тело его в церкви св. Спаса на правой стороне, февраля в 3-й день» Память его совершается 16 февраля.

Житие святого Дионисия остается загадкой для большинства богословов. Но достоверно известно, что блаженный владыка Полоцкий Дионисий был одним из величайших православных сподвижников. Богословы расходятся во мнении, когда и где был рожден православный святой, а также когда он отошел ко Господу. Все суждения о житии святого Дионисия Полоцкого носят лишь предположительный характер. По мнению большинства богословов, Полоцкий владыка принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре и находился здесь до самой смерти.
Именно по благословению святого Дионисия Полоцкого преподобная Ефросинья Полоцкая отправилась в паломничество в Святую Землю. По всей вероятности, святой Дионисий Полоцкий инициировал церковное прославление преподобной Ефросиньи Полоцкой. На это указывает тот факт, что при жизни святого Дионисия было написано житие святой Ефросиньи и сложена служба преподобной. По свидетельству многих летописцев, составлявших Ипатьевский список, святой Дионисий Полоцкий, который при жизни был награжден саном епископа, отошел ко Господу в 1182 году. Сохранились некоторые народные предания и письменные источники, которые свидетельствуют о том, что святой Дионисий Полоцкий вел жизнь благую, свершил многие чудеса и помогал всем страждущим. Память владыки Полоцкого до сих пор почитается в народе, что свидетельствует о том, что святой Дионисий был благочестив.

 Святитель Симеон - седьмой в сонме епископов Полоцких, и впоследствии первый епископ Тверской. Время отстранило от нас многие стороны его жизни. Мы не знаем, когда он родился, чем занимался в юные годы. Известно лишь, что происходил святитель Симеон из рода князей Полоцких, получил хорошее для того времени образование и был воспитан в духе христианских добродетелей и любви к святым книгам. Не удивительно, что юноша возжелал избегнуть светской жизни и нашел утешение для своей души в одном из полоцких монастырей. Неизвестно, когда он был рукоположен в священнический сан, но есть сведения, что, будучи Полоцким епископом, святой Симеон основал за городом Никольский монастырь.
Епископ Симеон управлял паствой, как один из лучших пастырей Церкви; своими высокими умственными и нравственными качествами души он приобрел всеобщее уважение.

Известный российский историк 18 века В.Н. Татищев приводит в третьем томе «Истории Российской» следующие известия о Святителе Дионисии, почерпнутые в одной из древнерусских летописей:

«Был же сей [блаженный Симеон, епископ тверской] добродетелен и учителен, и силен в книгах божественного Писания, князей не стыдился, но говорил слово Христово право и истинно, ни перед кем не отступаясь, всем неправду творящим воспрещая, честен и смышлен весьма, премного же чтил княжеский чин, и нищих, и сирот, и вдовиц жаловал, и за обидимых заступался, и насилуемых избавлял. И был опасен всем неправду творящим, ибо все его боялись и трепетали».

Историческое повествование (Никоновская летопись) сохранило разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который пригласил Симеона на пир и, желая укорить пред духовным отцом своего тиуна - городского судью, назначаемого князем - спросил святителя:

«Где будут тиуны на том свете?». Симеон ответил: «Тиун будут там, где и князь». Князю это не понравилось, он спросил: «Но ведь тиун творит неправедный суд, берет мзду, людей продает, мучит и лиходейничает; при чем же здесь я?». Владыка разъяснил: «Если князь добрый и богобоязненный, людей милует, любит правду да поставит тиуна - человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь не имеет страха Божьего, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставит начальника злого, не ведающего закона Божьего, творящего неправедный суд, заботящегося лишь о том, как князю товар добывать, а людей не щадящего; такой князь все равно, что на людей напускает безумца, дав ему меч, ибо наделяет властью человека злого и тем самым губит людей; такой и князь будет в пекле, и тиун его с ним».

Он призывает сильных мира сего быть добродетельными:


«Говорю вам, князьям и наместникам: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пущающей воду над морем, а не над землей жаждущей. Вы тем даете и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро».

Несмотря на высокое положение, епископу Симеону пришлось покинуть Полоцкую кафедру из-за давления раздраженных его деятельностью властей. Полоцкий иерарх находит сердечный прием в Твери, которая в то время принадлежала к Полоцкой епархии. Епископ Симеон пользуется не только народной любовью, но и авторитетом среди иерархов. Доподлинно известно, что он принимал активное участие во Владимирском Соборе, посвященном вопросам церковного переустройства.

Далеко не всегда управление епархией протекало счастливо: судьба готовила престарелому иерарху новые испытания. В 1276 году сильный пожар многое обратил в пепел, а еще через шесть лет огненная стихия опять испепелила церкви и жилища. Вновь начались работы по восстановлению города, но мирному труду мешали набеги на тверские окрестности разбойников из соседней Литвы. Однако сами мещане поднимались на защиту семей и своего возлюбленного и почитаемого духовного пастыря. В 1286 году небольшой литовский отряд напал на церковные волости и ограбил их, но жители Твери, собравшись безо всякого принуждения на защиту преосвященного Симеона, пустились в погоню за грабителями и вернули добычу.

Какой сердечной преданностью и любовью святой Симеон пользовался у своих пасомых, можно видеть из следующего: «1286 г. Литва повоева Тверскаго владыки церковную волость Олешню и прочая...» и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. И князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок, но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и, скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (в 1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой пока может. А храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году.
Святой Симеон скончался 3 февраля 1289 года, в летописи под 1289 г. записано:

«Положили же тело его в церкви святого Спаса на правой стороне месяца февраля в 3 день, на память святого Симеона богоприимца и Анны пророчицы.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации