Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Крестный путь Спасителя

Дом первосвященника Каиафы

Из Гефсиманского сада Господа повели в дом первосвященника. Путь этот лежал вдоль Кедронского потока к Сионскому холму. 
Древняя лестница, ведущая от Кедронского потока на гору Сион
Враги Христовы крайне спешили, поэтому Спаситель был приведен сразу в дом первосвященника. Вначале Господа привели к Анне (по-еврейски, Ханан или Анан), который ранее был первосвященником и приходился тестем Каиафе - первосвященнику правящему. Анна произвел первый допрос, на что он не имел никакого юридического права, поскольку уже не был первосвященником. Кроме того, древнееврейское право запрещало производить судебные заседания ночью. Но иудейские начальники, на словах защищавшие закон, многажды нарушили его в стремлении во что бы то ни стало осудить Иисуса Христа. От Анны Христа повели к Каиафе (настоящее имя его было Иосиф, а Каиафа - прозвище). Судя по всему, дома Анны и Каиафы находились рядом и имели общий двор. Таким образом, Господа провели только через внутренний двор того же самого дома. В этом дворе и был разложен огонь, у которого грелся Петр. Здесь же произошло и предсказанное Господом троекратное отречение Петра (такой вывод можно сделать, если сопоставить повествования разных евангелистов). 
С неимоверной поспешностью успевают книжники и фарисеи в продолжении ночи провести два собрания, найти и выслушать лжесвидетелей, произнести осуждение, предать Господа Пилату на распятие. В продолжении нескольких часов Спаситель выдержал истязание от трех различных властей - иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). К каким только средствам не прибегают старейшины иудейские, чтобы достигнуть свой цели! Некоторое замедление в суде Пилата, долго не решавшегося осудить Невиновного, давало им шанс увидеть свою ошибку, опомниться. Но они используют это время, чтобы настроить народ против Христа. 
До нашего времени частично сохранился дом первосвященника и его внутренний двор. Находится он на склоне Сиона, ближе к вершине. Участок этот принадлежит сейчас католикам. На месте дома Каиафы построен современный католический храм, именуемый храмом апостола Петра in Gallicantu, т.е., "на месте пения петуха". Спустившись вниз, мы оказываемся в помещениях, оставшихся от древнего дворца первосвященника. Особое внимание паломников привлекает сохранившаяся здесь темница, имеющая форму глубокого колодца, наверху которого имеется отверстие, служившее слуховым окном, через которое можно было наблюдать за узниками. Очень вероятно, что в этой темнице был заключен и Спаситель в перерывах между судами. На стене в темнице почти стертое древнее изображение молящегося человека. 
Из дома Каиафы мы выходим в тот самый внутренний двор, о котором говорится в Евангелии. Пройдя через двор, мы оказываемся перед древней лестницей, ведущей от Кедронского потока на гору Сион. Лестнице этой, по данным исследователей, более двух тысяч лет, и очевидно, по этим ступеням ходил и Господь.

Темница в доме Каиафы

             Виа Долороса или Путь Скорби, ведущий к Голгофе, путь, по которому Господь нёс Крест к месту своей казни.  Евангельский крестный путь Спасителя начался в Гефсимании( часть Иерусалима) -  с места Его ареста, затем шёл через Кедрон до Сиона - к дому первосвященника, теперь там  Храм ап. Петра и далее через городские ворота к римской крепости и лишь после по современной Виа Долороса. Здесь он начинается с Претории - темницы Христа. Это небольшая пещера с каменной скамьёй, в которой проделаны отверстия для ног - в них продевали ноги узника. При темнице построена греческая Церковь. На нижних уровнях  обнаружено ещё несколько темничных помещений. Вообще преторией называлось жилище и место деятельности римского прокуратора Иудеи. Здесь же были помещения для его свиты и воинов. В евангельский период эту должность занимал Понтий Пилат, в Иерусалиме претория была его резиденцией и он приезжал туда на главные иудейские праздники. Претория располагалась в выстроенной Иродом Великой крепости Антония к северу от  Храмовой горы,  она соединялась с иудейским храмом  несколькими арками, одна из которых сохранилась. Перед преторией находилась площадь, где производились суды прокуратора, здесь же находилась и темница для заключённых. В этой темнице и был заключён  Христос. Притарион (притория) – место заключения Христа под стражу. Это место принадлежит Православной Иерусалимской Церкви и находится в земле. На этом месте во времена Господа находились:
а) военная каторга (гарнизон)
б) дом Пилата
в) тюрьма.

Претория
Дождавшись утра, иудейские старейшины повели Спасителя на суд к Пилату, поскольку для утверждения смертного приговора требовалась резолюция римского прокуратора. 
Претория (от латинского "претор" - "наместник, главный судья") - официальная резиденция римского прокуратора в Иерусалиме. Находилась она в крепости Антония, которая была построена в Иерусалиме Иродом и названа им в честь римского полководца Марка Антония. Строения крепости непосредственно примыкали к территории Иерусалимского иудейского храма и начинались за купальней Вифезда. 
Сейчас мы проходим от ворот святого Стефана мимо купальни Вифезда и чуть далее видим перед собой арку над улицей. Это одна из трех арок ворот Претории, называемая "Ecce Homo" ("Се Человек"), так как туда были перенесены два камня, на которых стояли Христос и Пилат, когда с этими словами игемон вывел измученного Спасителя к народу. Справа - раскопки на месте дворца Пилата. 
Не желая осуждать Узника, которого считал невиновным, но стремясь уйти от ответственности, Пилат послал Спасителя на суд к Ироду Антипе - правителю Галилеи, приехавшему в Иерусалим на праздник Пасхи. Останавливался Ирод Антипа в Иерусалиме, по всей вероятности, во дворце Асмонеев (или Хасмонеев, так называли род Маккавеев), который находился недалеко от претории между западной стеной Храма и дворцом Ирода Великого у Яффских ворот. Но Ирод только посмеялся над Спасителем и отправил обратно к прокуратору, дав понять, что не считает Иисуса серьезным преступником. 
Часть плит открытого внутреннего двора крепости, на котором римляне производили суд и оглашали приговор - Лифостротон - сохранилась и находится в католическом францисканском монастыре "Ecce Homo" ("Се Человек"). Лифостротон в переводе с греческого означает "каменный помост". Еврейское название этого места - Гаввафа ("мостовая"). Спустившись на место раскопок, мы можем увидеть эти древние камни, на которых видна разметка игр римских воинов, стоки дождевой воды, насечки для лошадей. Сохранилась часть развалин от дворца прокуратора и ступенька от крыльца. 

Лифостротон
Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой игре, бывшей в обычае у римских воинов, так называемой, игре "в царя". При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бетта» - начальную от слова «Василевс» - царь. Солдаты в шутку выбирали одного из заключенных в "цари", одевали его в багряницу - одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому "царю" оказывались всяческие насмешливые почести, а затем его убивали. Эта игра напоминает издевательства воинов над Господом Иисусом Христом. 
"Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие". (Мф. 27: 27-31). 
Лестница, по которой свели измученного Спасителя и ступеней которой касались ноги Божественного Страдальца, была перенесена в Рим. Она и по сей день находится в Риме рядом с Латеранским собором и пользуется благоговейным почитанием. По этой лестнице паломники поднимаются на коленях, молитвенно вспоминая страдания Господа. 


Темница Спасителя

Пройдя чуть далее по улице, мы оказываемся у входа в темницы Претории. На этом месте сейчас небольшой православный монастырь. Сохранилось несколько подземных помещений темницы. Одно из них - одиночную камеру с каменными колодками - предание связывает с заключением Христа. Заключенный сидел на каменной скамье, просовывались в эти колодки и внизу сковывались. 
Другое помещение - более обширное и глубокое - называется "темницей Вараввы". Эта камера представляет собой достаточно большое помещение с каменными скамьями по стенам и приспособлениями в стене, к которым за поднятые руки привязывали заключенных. Вероятно, разбойник Варавва, которого толпа потребовала отпустить на волю вместо Иисуса Христа, содержался в этой общей камере. 
Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства. Страшные следы этих страданий запечатлела на себе Плащаница Спасителя (погребальное полотно, в которое было обернуто тело Господа при погребении), хранящаяся ныне в итальянском городе Турине. На полотне Плащаницы остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Римляне производили бичевание веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костятные палочки. Каждый бич имел от одного до пяти концов, к которым были привязаны грузила - свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Это наказание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Страшными разрывами, следами бичевания усыпано все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина - один высокого роста, другой более низкого. Как считают судебные эксперты, изучавшие Плащаницу, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью! На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами, 21 - с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Страдальца - около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах - следы ран от гвоздей. На теле - овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения. 
Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: "Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его..." (Ис.52,7), "Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний" (Ис.8), "Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом". Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он - ожидаемый ими Мессия. Но, ослепленные злобой и завистью, они не вняли.
Шел праздник Пасхи и, несмотря на всю занятость, первосвященник оставил все свои дела и прибежал в дом к Пилату просить о смерти Христа. Почему пришел сам первосвященник, а не кто-то другой? Потому что Пилат никого другого просто бы не слушал. Но когда Пилат от первосвященника узнал, в чем обвиняют Христа, очень удивился, ведь он не решал религиозных вопросов. Тогда первосвященник с помощью клеветы и лжесвидетелей добивается смертной казни. Этот суд был вопиющим попранием всех законов юриспруденции. С этого места Господь пошел на Голгофу. На этом крестном пути паломникам показывают место, где Господь упал на землю, и на камне отобразилась кисть руки. Этот камень, вставленный сейчас в кладку стены, указывает место падения. На этом пути ко Христу выбежала Вероника, отершая Лик Его платом. На этом плате изобразился нерукотворный Лик Господа, получивший название «нерукотворный плат Вероники».

Крестный путь, начинающийся с претории (тюрьма) и заканчивающийся Голгофой и Храмом Гроба Господня, не превышает и километра. Он не всегда совпадает с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во II и IV в.в. Однако общее направление пути осталось почти без изменения. Крестный путь на своем протяжении включает 14 остановок, связанных с событиями Страданий Господа.
Первые две из них находятся на территории Претории (тюрьмы), следующие семь - в городе, и остальные – на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:
1) место осуждения Пилатом Иисуса – лифостротон31 (Ин.19:13)
2) получение креста
3) первое падение с крестом
4) место встречи Христа с Матерью
5) крест отдает Симону Киринейскому (Мф.27:32, Мк. 15:21, Лк.23:26)
6) Вероника вытирает платом Лицо Господа
7) второе падение с крестом Господа
8) Господь утешает иерусалимских дев (Лк.23:18-27)
9) Третье падение с крестом
10) Место раздевания Господа перед распятием
11) Пригвождение ко Кресту Спасителя
12) Господь отдает Душу Свою (Ин.19:40)
13) снятие с Креста и подготовка к погребению (Ин.19:40)
14) погребение Спасителя (Ин.19:41-42).

На протяжении всего пути все евангельские события отмечены часовнями, храмами или мемориальными паятными знаками. Всех остановок Спасителя 14,  из которых  9 указаны в Евангелии, остальные известны из церковного Предания. По этому Пути  и сегодня проходят паломники в воспоминание крестных страданий Господа. Мужчины по очереди несут большой деревянный крест на протяжении всего пути, остальные приобретают маленькие деревянные кресты прямо на Виа Долороса в арабских лавочках. 

Итак, пройдём по Крестному Пути.

                                             

               Первая станция - это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом. Она начинается в мусульманском квартале у ворот Святого Стефана или Львиных Ворот Старого  Города во дворе религиозной мусульманской школы Эль-Омария. Именно в этом месте Иисуса схватила стража и здесь Он был осуждён и приговорён к смерти.

 Арка Ecce Homo

      Лифостротон:
      Здесь находилась резиденция Пилата, теперь здесь католический монастырь Сестёр Сиона или иначе Монастырь Бичевания, во дворе которого находятся две часовни: Осуждения (здесь на Иисуса возложили терновый венец)  и Бичевания.  Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты  пола сохранились с тех самых времен. Сохранился и Лифостротон - помост из каменных плит,  который размещался перед дворцом Пилата и на котором стоял осуждённый Господь. От базилики  Ecce Homo, принадлежащей монастырю Сестёр Сиона, через улицу Виа Долороса перекинута одноимённая арка Эссэ Хомо - сохранившаяся часть дворца Пилата. Сюда Пилат вывел осуждённого Господа и показал толпе со словами "Се человек" - Эссэ Хомо. Отсюда же Пилат Бросил указ о распятии Спасителя. 



                                                                                        

                                                                            Вторая станциия Виа Долороса -  церковь Бичевания,  в современном виде построенная в 1903-04гг., апервоначально - в ХII в. Здесь Иисус подвергся бичеванию ремнями с вложеннымив них острымикостяными или свинцовыми шариками. При исследовании туринской плащаницы определено, что Иисусу было нанесено 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 удар с содним концом.После бичевания  Его одели в багряную плащаницу, на голову возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец. Здесь можно увидеть руины дома иудейского первосвященника Каиафы, произнесшего некогда  слова:"Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб(Ин., 11:49-50). Дом первосвященника Каиафы и его внутрений дворик , о котором говорится в евангелии, частично сохранились. Здесь построен католический храм в честь апостола Петра In Gallicantu, что значит "на месте пения петухов". Здесь когда-то ап.Петр трижды отрёкся от Христа.

                                             

       

  Третья остановка Крестного пути - место первого падения Иисуса под тяжестью крестной ноши.
   Она  находится на спуске в долину Тиропеон( с греч. букв. "продовцы сыра", когда- то здесь располагались сырные лавки.) Здесь была построена католическая  часовня, именуемая иначе "Спаситель в узах". С1855 года она принадлежала Армянской католической Церкви, в 1-й половине ХХ в. она находилась под польским патронажем и в 1947 -48 гг.  она была реставрирована на деньги польских солдат, попавших в Иерусалим, чтобы произнести слова плача по Иисусу: "Утешающий, способный облегчить мою душу, далеко от меня". Барельеф часовни выполнен польским скульптором Тадеушем Зелинским. В подземелье этой часовни находиться место, где Иисус в оковах из камня провёл последнюю ночь на Земле. " ...Ибо далеко то меня Утешитель, который оживил бы душу мою.." (Плач Иеремии, 1;16).

           Четвёртая остановка - место встречи Спасителя со своей матерью.  Итак, это место, где Иисус встретился сосвоей матерью, которую до этого не видел уже год. Это событие не описано ни в одном из евангелий, но сохранилось благодаря церковным преданиям.  Богородица молила Пилата о помиловании её Божественного сына, затем обогнала  всю процессию и остановилась  здесь в немой скорби. Тут она в последний раз утешила своего страждущего сына. Когда-то на этом месте стояли византийская часовня и церковь времен крестовых походов, разрушенные впоследствии.  Над фундаментами разрушенной византийской церкви Св. Софии армянами-католиками и была построена в 1881 году новая церковь Богоматери Великомученицы. При строительстве были обнаружены византийские мозаики, в которых  видны сохранённые следы от подошв сандалий Девы Марии - два отпечатка ступней, повернутых на северо-запад. Видимо  тут и стояла Богородица,  с плачем взирая на горькие страдания своего любимого единственного сына. Внутренне убранство  самой церкви довольно скромное.  В церкви имеется небольшой музей, содержащий находки времен Второго Храма, обнаруженные в 19 веке археологом и французским послом Клермон-Гано. Барельеф над входом в храм с изображением встречи Матери с Сыном сделан тем же мастером Тадеушем Зелинским, который изобразил падающего Иисуса на 3-й остановке.   3 остановка и 4 находятся совсем рядом, как и оба барельефа работы Зелинского.

На углу улицы Виа Долороса и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.  "И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина,шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом." (От Луки, Глава 23, 26) Здесь солдаты римской охраны, раздраженные медленным передвижением своего измученного и униженного Пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением - следом от руки Господа,  в изнеможении опершегося о стену,  когда Он освободился от креста. Этот камень с углублением расположен справа от входа в церковь. После 5-й станции начинается подъем на  гору, видимо поэтому римские  воины поняли о невозможности туда взобраться изнемождённому  Господу и выбрали из толпы первого попавшегося им человека.  Францисканская Церковь  часовня стояла тут с 1229 года и была первой церковью, принадлежащей ордену францисканцев в Иерусалиме; современная постройка датирована 1895 годом. Она посвящена Симону Киринеянину. Киринеянин - не фамилия,  это прозвание  от города, из которого он был родом -  из Кирении (теперь это Ливия). Он шел с крестом за Иисусом до Голгофы, впоследствии он стал ревностным  последователем Господа .  Жил  он в Риме,  его очень любили и уважали все христиане. Два его сына, Александр и Руф, были тоже благочестивыми и ревностынми последователями Спасителя. 

  Шестая станция Скорбного пути - встреча Господа с Вероникой, благочестивой женщиной, которая сочувствовала Божественному страдальцу и, выйдя со своего дома, подала мимо этого дома проходившему Спасителю белое полотенце утереть окровавленное лицо. Лицо Его  отпечаталось на ткани. Научные исследования этого изображения установили, что оно было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В благодарность за утешение и любовь Господь оставил свой образ  для грядущих поколений.  Этот образ ( иначе называемый "плат Вероники" или Спас Нерукотворный (образ нерукотворный) - хранится  в соборе Святого Петра в Риме.  Само имя Вероники возникло как искажение латинского "vera" и "icon" ("истинный" и "образ").  Греческая католическая церковь была построена на этом месте в  1885 году на руинах византийского монастыря 6 века и была перестроена в 1953 году Антонио Берлуччи. Часть церкви принадлежит так называемым  «маленьким сестрам Иисуса», католическим монахиням. Круглый знак 6 станции (VI) висит на стене часовни, а точно под ним, между двух дверей, - помещён кусок колонны с надписью, указывающей о том, что здесь находился дом Вероники.  Могила её в другом переулке, на камне высечено изображение святой. Интересно, что на противоположной стороне улицы указывают на бывшее жилище так называемого "вечного жида" Агасфера, по преданию оттолкнувшего Господа от своего дома, в ответ на его "ступай" Господь сказал "будешь ходить вечно".  Действительно, на протяжении веков складывались рассказы о встречах с Агасфером. 

  Седьмая остановка крестного пути -  второе падение Иисуса, она нходится на пересечении илицы Скорби с Базарной улицей. Здесьрасполагались так называемые Судные Врата (Gate of Judgment), через  которые  выводили из города  всех осужденных на казнь и  приговоренному в последний раз зачитывался окончательный приговор. Здесь измуценный Христос  споткнулся о Порог Судных врат и упал. Отсюда Господь покинул город . В результате раскопок на этом месте дейсвительно были обнаружены плиты Порога Судных Врат, которые находятся в Александровском подворье.   Когда-то на этом месте располагался вход в древнюю базилику Воскресения, построенную святой равноапостольной Еленой. Во времена Спасителя на этом месте была граница Иерусалима. Археологические раскопки, произведенные здесь в XIX веке Русским Императорским Православным Палестинским Обществом, открыли часть городской стены времен Христа и порог. Потертый древний порог с четкими следами выбоин от находившихся здесь ворот. По обе стороны от ворот располагались неровные плиты древнейшей мостовой. Поскольку это ближайшие к Голгофе ворота древнего города, очевидно, что это порог Судных врат. 
Во времена Спасителя в городе существовали ворота, именуемые Судными. Связано это было с тем, что перед ними римляне провозглашали осужденному на казнь окончательный приговор. До этого момента за осужденного еще мог поручиться любой гражданин Иерусалима или Рима, принести новые оправдательные свидетельства в пользу осужденного, и приговор мог быть пересмотрен. Если же такого человека не находилось, то у порога Судных врат процессия останавливалась, осужденному еще раз оглашали приговор, вешали на шею табличку с указанием его вины и вели на казнь. Через этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу. 
Игольные уши
За порогом, как раз с той стороны, с которой к нему подходили во времена Христа (сейчас мы подходим к нему с другой стороны, с внешней), установлен большой белый камень, на котором возвышается Крест. Это подлинный Голгофский камень, отколовшийся от Голгофского холма во время землетрясения. 
С левой стороны от ворот в древней городской стене можно увидеть так называемое "игольное ушко". Все врата города на ночь запирались. Для тех жителей, которые не успеют попасть в город до закрытия ворот, оставлялся такой вот небольшой лаз, который назывался "игольное ушко". Через него мог пролезть запоздалый путник со своим ослом. 
Неподалеку от древней стены и порога Судных врат археологи обнаружили арку времен римского императора Адриана - один из пролетов большой арки, ведущей некогда в языческий храм Юпитера. 

Порог Судных врат
Александровское подворье было устроено на этом месте в конце XIX века. Участок был выкуплен у Эфиопской Церкви (у коптов) на имя российского правительства и были произведены археологические раскопки. Возглавлял работы начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин). После завершения раскопок здесь было построено здание подворья с храмом, освященным в честь святого благоверного князя Александра Невского - небесного покровителя Императора Александра III. Государь Император Александр III - создатель и покровитель Православного Палестинского общества - скончался в октябре 1894 года. И храм решили освятить в память почившего Государя. Северную и восточную стены храма возвели на руинах древних стен, обнаруженных во время раскопок. 
Также был обретен каменный престол, принадлежавший, вероятно, одному из приделов древнейшей базилики Воскресения, построенной святой императрицей Еленой. Перед ним на восток воздвигли алтарь и иконостас. Так что древний престол оказался посередине нового храма. По другую сторону алтаря - порог Судных врат. По стенам храма висят картины русского художника Н.А.Кошелева, изображающие Крестный путь, Страдания Спасителя и Его Воскресение. 
После убиения террористом Каляевым Великого Князя Сергия Александровича, возглавлявшего Императорское Православное Палестинское общество, было решено поместить у порога Судных врат икону преподобного Сергия Радонежского с мраморной скрижалью в память об убиенном Великом князе и с неугасимой лампадой, которую зажгла в Москве Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. 
После октябрьского переворота и последующих за ним трагических событий, совершившихся в России, Александровское подворье оказалось в ведении Русской Зарубежной Церкви. 
Существовала традиция в Великий четверток после богослужения с чтением 12-ти Евангелий из Русского Гефсиманского монастыря проходить по Крестному пути с пением тропаря Великого четвертка "Егда славнии ученицы... ". Шествие заканчивалось у порога Судных врат.
Перед выходом на Голгофу Господа выводили через судные ворота, ведущие к месту казни. По закону около этих ворот можно было последний раз защитить Господа, и достаточно было хотя бы одного мужчины в возрасте старше 30 лет, который говорил бы о невинности подсудного, но такого человека не нашлось. И в тот момент, когда Господь переступил порог судных врат, обратного пути уже не было.
В начале 18 в. Архимандрит Антонин (Капустин), начальник русской духовной миссии решил построить в Иерусалиме дом для паломников. Был куплен участок земли. И когда стали раскапывать землю, под фундаментом был обнаружен порог Судных Врат. Естественно на этом месте поставили огромную православную русскую Церковь в честь Благоверного Александра Невского, а порог Судных Врат закрыли стеклом.
Слева от ворот находится небольшая  "калитка", которая и есть "игольное ушко", о которм говорил Господь. С заходом солнца все городские ворота запирались, а этот небольшой проход оставался открытым для запоздалого путника, идущего вместе со своим ослом.  Знак 7-й станции (остановки) - VII - висит над дверью при входе в маленькую францисканскую часовню, которая была выстроена в 1875 году. Часть её обычно закрыта для посещения. Внутри можно увидеть несколько картин на тему второго падения Христа по пути к Голгофе, позолоченный барельеф на ту же тему, а также части двух римских колонн, которые тут были найдены. Это остатки тетрапилона - сооружения, обычно строившегося на перекрестках. И действительно, всё это в давние времена было расположено на пересечении улицы Виа Долороса с торговой улицей Сукхан эз Зайн (что значит масличный рынок, Oil Market)

       8-я остановка Крестного Пути - здесь находится Харлампиев монастырь.  По дороге на Голгофу за Иисусом шло множество народа,еврейские женщины, уязвлённые любовью и жалостью к страдающему Господу плакали о нём и Он, видя их слёзы, обратился с кратким воззванием к ним. Вот как о этом говорит евангелие: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (23 Лука, 28). В этом месте находится Монастырь Святого Харлампия, а на стене его камень с латинским крестом и надписью ("IC-XC NI-KA" - Иисус Христос Победитель).  "Монастырь Харлампиев построен вновь в 1840-х годах. Он находится на одной улице с Архангельским монастырем внизу близ Судных врат. В церкви иконостас простой, — иконы посредственной работы. На западной стене обращает внимание икона ведения Спасителя на распятие; Он окружен воинами; позади Его Симону Киринейскому задевают понести крест; толпа народа и жены издалеча зряще; впереди видна Голгофа. Возле монастыря недавно куплено Патриархом древнее здание времен крестоносцев и также переделывается для помещения поклонников: болгар и греков" - писал Архимандрит Леонид (Кавелин).  Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), ревностно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по приказу которого святой был схвачен и приведен на суд,  он твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на его преклонный возраст  ( 113 лет), святого подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой в это время обращался к мучителям: "Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!". Расположен монастырь на улице Ханка, между Ашлихим и Бейт Хабадочень.  


                                                                                               

    Римская колонна, стоящая рядом с Коптским монастырём отмечает то место, где, по преданию, Иисус упал в третий раз. 
Это девятая станция - место третьего падения Христа.  Отсюда Господь увидел Голгофу и здесь в изнеможении от страданий упал в третий раз. Круглый знак девятой остановки - IX - находится на внешней стене капеллы святой Елены (это часть Храма Гроба Господня, принадлежащая армянскому патриархату, другое её  название  - капелла Святого Креста). Рядом - церковь Анотния Великого коптского  монастыря и другие постройки этого монастыря. Рядом расположены также здания и помещения монастыря, принадлежащие эфиопской конфессии. Сейчас мы не можем пройти Крестный Путь в точности по стопам Христа, поскольку тот путь застроен различными зданиями.   От 8-й остановки нужно вернуться на несколько метров назад, почти до 7-й остановки, повернуть налево по улице Бейт Хабад (Beit HaBad), идти по ней, миновав выход на улицу Aqbat e-Taqiya Ma'alot HaMidrasha слева, пока вскоре справа не появятся ступени, ведущие  на крышу Храма Гроба Господня. Остановка (точнее знак, её обозначающий) находится далеше, около самого Храма Гроба Господня - за несколько метров перед ажурной аркой с крестом и  зеленой дверью, ведущей через коптскую церковь и часовню во двор Храма Горба Господня - атриум; знак - IX - висит на уступе стены слева. Под  этим знаком  можно видеть стоящие на камнях тротуара деревянные кресты  для паломников, желающих пройти с ним по Виа долороса.  Рядом - вход в коптскую церковь Св. Антония Великого. Внутри церкви можно увидеть большой старинный водный резервуар (снабжал водой Храм Гроба Господня) , который был открыт в IV веке Царицей Еленой,  какбы частью церкви является капелла Архангела Михаила. Копты относят его к гроту обретения креста и посвящают царице Елене (хотя традиционный грот св. Елены находится в расстоянии нескольких метров от него, под эфиопским двором Дейр эс-Султан и относится уже к Храму Гроба Господня). Через эту церковь можно выйти и на площадь перед Храмом Гроба Господня . Здесьнаходится Коптская Патриархия.  Эфиопам когда-то принадлежал Монастырь Авраама, но его пришлось продать за долги в XVII веке грекам. В районе 9-й станции и коптского монастыря с входящей в него церковью, на том же верхнем ярусе (как говорят обычно - на крыше храма) эфиопы построили несколько часовен и небольшой монастырь. Есть некоего рода вражда между коптами (тоже облюбовавшими крышу) и эфиопами, вражду эту усугубило   решение израильских властей тайно передать ключи от входа на крышу храма именно эфиопам, которых по численности меньше..
.


     Остальные пять остановок Крестного пути   находятся в Храме Гроба Господня.
Десятая станция - снятие одежд. Справа от входа в Храм Гроба Господня и слева от коптской Церкви Святой Елены находится коптская Капелла Архангела Михаила (Часовня Разоблачения - или же Католический Предел Деления Риз), это место, где с Иисуса сняли одежды перед распятием. Римские солдаты обычно разыгрывали в кости одежду всех осужденных на казнь - так они поступили на этом месте с Господом. Подобно об этом сказано евангелистом Марком. Однако, где именно это  происходило точно - вопрос спорный. Католики утверяют, что на месте, где стоят Капелла Франков и Капелла Архангела Михаила. Православные указывают на место, где теперь находится армянский Православный Предел Деления Риз (то есть уже в Храме Гроба Господня). Капелла Франков у православных называется часовней Богоматери Скорбящей, иногда упоминается как часовня Совлечения риз. Под ней отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.  Капелла Франков (Chapel Of The Franks) - небольшая часовня,пристроенная к стене Храма Гроба Господня, на которую ведет крутая лестница.  В XII веке эта лестница служила входом в Церковь Голгофы, а во времена Спасителя это была тропинка на голгофу. Позже тут построили эту капеллу, которая посвящена месту стояния скорбящей Богоматери. Прямо под капеллой Франков находится еще одна часовня (капелла), посвященная Марии Египетской (Chapel Of St Mary Of Egypt) и принадлежащая грекам-ортодоксам (на фото у двери в неё стоит деревянный паломнический крест). Когда-то Мария Египетская, Александрийская блудница, многократно пыталась взойти по этим ступеням на Голгофу, это ей никак не удавалось до тех пор, пока она искренне не раскаялась в своих грехах... Справа, в углу находится крохотная коптская Часовня Разоблачения (Католический Предел Деления Риз). Она также пристроена к Храму. Через нее можно подняться и выйти на крышу Храма. 

    Одиннадцатая станция - место, где Господа прибивали ко кресту. Находится она на Голгофе, иначе её называли лобным местом. Голгофа Слово «Голгофа» переводится как «череп» или «лоб». Это название возникло по трем основнымпричинам:
а) во-первых, как свидетельствует священное предание, именно на этом месте был захоронен череп первочеловека – Адама35;
б) во-вторых, сама скала Голгофы напоминала череп человека;
в) в-третьих, по свидетельству некоторых историков, около Голгофы были захоронения распятых преступников и часто из могил виднелись черепа. 
Лобное место евангельское возвышалось над уровнем «Долины Мертвых» на 3 м: поэтому на нынешнюю Голгофу ведут 17 ступеней. 
Поднимается по одной из двух лестниц, справа от входа в храм; когда-то по этой лестнице благоговейно ходили, сняв обувь. Перед нами Голгофский придел. Иконостаса нет. В полутемной глубине помещения высокое Распятие в сиянии лампад осеняет открытый престол в мраморных колонках; под престолом серебряный круг обрамляет отверстие, в которое был водружен Крест Христов. Непосредственно над самым этим кругом, над этим пресвятым местом, где когда-то высился Крест Господень, висит икона Спасителя в терновом венце и узах, с двумя славянскими надписями, сверху: «Аще веруеши, узриши славу Божию», внизу: «Веруем, Господи, и благодарим Тя». 
Мрамором покрыта вся поверхность Голгофской скалы; справа и слева от престола два черных круга отмечают места крестов разбойников. Справа от престола сквозь узкое продолговатое отверстие можно видеть природную скалу со щелью в ней, образовавшейся от землетрясения в момент смерти Господней на Кресте. 
На Голгофе нет дневного света, померкшего в часы страшного страдания Богочеловека; множество лампад спускается со сводчатого потолка, озаряя таинственный полумрак. 
Рядом с главным приделом Водружения Креста пристроен (католический) престол Пригвождения ко Кресту; над престолом – мозаическое изображение пригвождения, на правой стене – мозаические же фрески скорбящих жен и жертвоприношения Исаака. В той же стене имеется окно, в которое пробивается слабый свет со двора; оно выходит в вышеупомянутую часовню скорбящей Богоматери, куда вход только с улицы; ранее на месте окна была дверь, в которую вошел царь Ираклий, неся на Голгофу отбитое у персов Животворящее древо. 
Патриарх и архиереи служат на Голгофе без митр в память бывшего на этом месте великого уничижения Христова. Непосредственно под северной частью Голгофы (подлинной, ибо все остальное пристроено позднее) под православным престолом находится пещера, где явственно видно продолжение расщелины, наблюдаемой наверху в природной голгофской скале. Здесь устроена часовня Адама, названная так по преданию, будто бы сам Адам был погребен тут и во время распятия Кровь Христова, стекая через образовавшуюся расщелину на череп первозданного, омыла первородный грех праотца. 
  При выходе из часовни Адама по обе стороны видны каменные скамьи, покрытые деревом: здесь во времена крестоносцев стояли саркофаги первых иерусалимских королей – Готфрида Бульонского и его брата Балдуина. Могильными плитами над останками других рыцарей был вымощен и весь пол вокруг Камня Помазания, но ничего не сохранилось. Это был скалистый холм, на котором казнили преступников, и в том числе Иисуса.  Алтарь Гвоздей - так называют эту часть здания Храма Гроба Господня, возведенную над Голгофой, и содержащую три алтаря (престола) - один православный и два католических. Вообще, Храм Гроба Господня  представляет собой  сложный комплекс помещений, построенных над Голгофой - местом Распятия, а также над пещерой, где был погребён  Иисус, где его готовили к погребению.  Свой  современный вид Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. Её основа - скала, которую строители и реставраторы разных эпох постояно обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скале построена часовня, туда ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский вход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий вход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время не был так разделён. Направо от входа в храм, вернее уже внутри самого храма  и камня миропомазания начинается мраморная лестница из 28 ступеней,  котороая ведёт на Голгофу - вернее  в храмы, построенные над ней.  Капелла Францисканцев (Франков) и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска - то есть находятся в так называемом католическом приделе Голгофы, в ведении римско-католической церкви. Слева - Православный Престол в соответствующем приделе и место распятия - но это уже  12-я станция крестного пути... Православный Престол отделен колоннадой от описываемого здесь римско-католического придела Голгофы.   На месте  католического престола воины  пригвождали Спасителя ко Кресту (Матфей, 27:33 - 36). Этот придел приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи.  Алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя.  Между католическим и православным престолами находтся еще и францисканский алтарь Скорбящей Богородицы (лат. Stabat Mater — «Стояла Матерь», с её скульптурным изображением, названный так по первым строкам католического гимна францисканца Якопоне да Тоди, ХIII в. "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла".). По католической традиции здесь стояла скорбная  Дева Мария и взирала на страдания своего Брожественного сына на кресте. Православные полагают, что стояла она на ином месте... Здесь можно увидеть остатки древних византийских мозаик. За престолом есть скульптурное изображение Девы Марии с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) - скульптура была пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена сюда из Лиссабона в 1778 году... Храм и Голгофа открыты ежедневно: в весенне-летний период с 5:00 до 20:00, в осенне-зимний период с 4:30 до 19:00.
 Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней. Распятый в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, неестественное положение грудной клетки вызывало удушье, все тело словно пылало и разрывалось на части. Человек испытывал сильную жажду. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Кровь приливала к голове и к сердцу, вызывая головокружение и сердечное томление. Умирали на кресте долго и мучительно. У римлян этой казни подвергались только рабы. У иудеев она означала проклятие: "Проклят всяк, висящий на древе" (Втор. 21:23). "В ветхозаветное время крест означал совершенное отвержение и полную гибель. Если у ада есть дно, то крест знаменовал собой дно ада. Поэтому Христос избрал распятие как вид страдания, совмещающего все душевные и телесные муки. Кровь Христа, обагрившая Крест, искупила грехи человечества" (архимандрит Рафаил (Карелин) [9]). 
Перед распятием осужденным давали пить одурманивающий напиток, но Господь отказался от него, желая претерпеть все в полном сознании. Согласно церковному преданию, Крест Спасителя состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосны) и кедра. По обычаю, распинаемого обнажали, а одежда его доставалась воинам, производившим казнь. К прочим мукам добавлялось крайнее унижение, стыд наготы. Над головами осужденных прибивались дощечки с указанием имени и преступления. 
При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли - молчание, любовь, молитва. Нам открывается непостижимая человеческому сознанию мера любви и долготерпения Господа, Который ради любви к нам претерпевал жесточайшие телесные и душевные муки и посреди самых страданий вмещал в Себе полноту любви даже к тем, кто глумился над Ним и истязал Его. "Отче, прости им! Не ведят бо, что творят", - так молился Христос за Своих врагов и распинателей. 
Крест Христов состоял не только из телесных мучений. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них, страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте "... вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. ...Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. ...Грешник испытывает оставленность Богом. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк.15,34). ...Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе" (архимандрит Рафаил (Карелин) [9]). 
Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творца своего. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение - завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого. 
Существует обычай, согласно которому, паломники проходят по Крестному пути с Иисусовой молитвой или с тихим пением "Кресту Твоему, покланяемся, Владыко...", неся в руках небольшой крест, который затем прикладывают к Голгофе и ко Гробу Господню. Лучше идти ранним утром или поздним вечером, потому что среди дня улицы Иерусалима, по которым проходит Крестный путь, представляют из себя, к сожалению, шумный арабский базар. 
В Великую Пятницу по Крестному пути от Претории до Голгофы следует процессия, возглавляемая Иерусалимским Патриархом. Иерусалимское духовенство несет впереди большой Крест. И, как во времена Спасителя, так и сейчас - кому-то из окружающих дела нет до происходящего, они заняты своими повседневными заботами; кто-то смеется и насмехается; кто-то любопытствует; а кто-то идет за Христом по Крестному пути, с любовью и молитвой, неся свой небольшой крест...

Двенадцатая станция - смерть  Господа на кресте.  Слева от двух католических святынь Голгофы  находится Православный придел - АлтарьРаспятия (The Altar of the Crucifixion). Он установлен на том месте, где стоял когда-то крест Спасителя.  12 станция крестного пути обозначает именно то самое место, где  Спаситель испустил дух. Место под алтарём, где стоял крест, отмечено серебрянным диском.
Во времена Христа Гологофа, представляющая собой  небольшую гору, была местом казни преступников.  Здесь  их предавали распятию. Голгофа и означает "Лобное место". Такое название она получила,  по ряду следующих  причин:  по внешней форме она напоминала череп; тела казненных здесь  преступников сбрасывали в лощину около горы, и там лежало множество черепов; по преданию именно под Голгофой была погребена голова Адама, поэтом внизу  распятия изображается череп. Православный Голгофский престол, напоминающий по форме стол с мраморной столешницей, покрывает  место, где находится круглое отверстие, где был водружен крест Господа. Отверстие это обложено серебряным диском (окладом) с изображением страстей Христовых. Паломники благговейно прикладываются к этому святому месту.   Чтобы прикоснуться к Голгофе,  надо  преклонить колени и немного проползти вперед, под мраморную плиту алтаря.  Справа от алтаря, под стеклом, видна глубокая трещина в скале Голгофы (The Rock of Calvary), образовавшаяся во время землетрясения, случившегося  в тот момент, когда Иисус испустил дух (в это же время завеса в храме Соломона разорвалась сверху донизу). По этой трещине кровь Спасителя стекла вниз и достигла черепа Адама, омыв его - так свершилось великое искупление грехов человеческих. Иосиф Аримафейский собрал часть крови из ран распятого на кресте  Христа Спасителя в чашу, которая известна под названием Святой Грааль; из этой же чаши Господь  пил вино на Тайной вечере.  О святом граале ведётся много споров и разговоров, бытует множество легенд, но где она находится - никто не знает.  Алтарь распятия (Greek Orthodox crucifixion altar) принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. 
  
Тринадцатая станция - снятие тела Господа с креста. Это Камень Миропомазания, на него положили тело Спасителя для приготовления кпогребению. Находится камень миропомазания в Храме Гроба Господня, чуть правее от входа, прямо на мраморном полу. На стене храма перед камнем видна мозаичная икона "Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб". Снимали с креста испустившего дух Господа Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea - богатый человек, землевладелец, хозяин сада, или вертограда, «знаменитый член совета», тайный ученик Христа) и Никодим (фарисей, «один из начальников Иудейских», тайный ученик Христа). Именно Иосиф испросил разрешение Пилата на погрбение Спасителя, так как  тела  распятых преступников и их кресты просто скидывали в ближайший овраг и наскоро забрасывали камнями).  Иосиф принёс белую льняную ткань, в которую завернули тело Господа, смазанное благовонным маслом - смирной.  Эта ткань сохранилась как немой свидетель тех страданий - знаменитая Туринская Плащаница, её подвергли тщательному научному изучению и привели точные данные о мучениях, которые претерпел Господь.  Евангелие (от Иоанна 19:38-42) описывает это так: "После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко."  События эти происходили в саду Иосифа, и камень лежал там же - после возведения Храма Гроба Господня камень оказалося внутри храма.  Ныне это изрядно отполированный  прикосновениями рук камень под сводом из восьми лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская), кругом стоят также десять подсвечников. То, что мы видим под лампадами - не сам камень миропомазания. Чтобы паломники не растащили его по кусочкам, он был покрыт плитой, которая потрескалась во время пожара 1808 года и была заменена новой - из красного мрамора и толщиной 30 см. На боковых сторонах плиты  вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38-40) написан по-гречески  на мраморной доске справа. Снятие  Господа  с  Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно за Камнем помазания. Мозаика выполнена в 1990 году В. Цоцонисом. По старинному обычаю раньше паломники освящали, возлагая на камень миропомазания, белое полотно таких же размеров, как и сам камень. Потом это полотно они увозили с собой и завещали по смерти завернуть в него свое тело. Теперь к плите над камнем паломники прикладывают белые платки, приобретённые в арабских лавках на Виа Долореса или привезённые с собой.      

Четырнадцатая остановка - положение во гроб обвитое плащаницей тело Христа Спасителя.. Находится она в кувуклии (Edicule - так называютеё католики). Кувуклия -  небольшая часовня, возведенной впервые еще в IV веке вокруг скалы с пещерой, где был погребён  - "положен во гроб" - Иисус.  Это  его смертное ложе.  В той же пещере он и воскрес. Вокруг кувуклии, в свою очередь, размещена большая круглая часть Храма Гроба Господня -  Ротонда Храма Воскресения (Rotunda, Anastasis). То есть кувуклия - это  церковь внутри церкви. Здесь же, внутри кувуклии и пещеры Гроба Господня, ежегодно на Пасху происходит чудо Схождения Благодатного Огня.

  Во времена Иисуса богатые евреи высекали для себя гробницы в скалах, и они состояли обычно из притвора и погребальной части, где находилось каменное ложе, на которое клали умершего, а вход в пещеру закладывался большим камнем.  Гроб Спасителя -искусственная пещера была расположенна примерно в 100 м к югу от холма Голгофы. Её по заказу владельца  Иосифа Аримафеёйского "высекли" в скале  еще до евангельских событий.  "И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Матф. 27:60). Как все полагают, камень этот ( часть его также хранится в Храме Гроба Господня), был огромны и круглым, он стоял рядом со входом. Римские солдаты, 12 человек под командованием центуриона Петрония были отправлены Пилатом сторожить гробницу, вход в неё был опечатан. Такие круглые "двери", как у гробницы Христа, стали распространены уже позже, в позднеримскую и византийскую эпохи, а тогда, в I веке, их могли позволить себе только очень богатые семьи (из 900 гробниц I века в окрестностях Иерусалима, только 4 имели откатывающиеся круглые крышки, остальные закрывались дешевыми квадратными плитами). Здесь, в пещере, произошло чудо воскресения Христа - говоря же языком простым, отсюда тело его исчезло. Гробница была закрыта камнем, опечатана и охранялась. Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325 — 335 годах и была полностью разрушена мусульманами в 1009 году. Вторично Кувуклию отстроил в 1042—1048 годах византийский император Константин Мономах, затем в XII веке её обновили крестоносцы. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 года, когда была уничтожена опустошительным пожаром. Существующая Кувуклия восстановлена в 1809—1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина. При восстановлении кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. По обеим сторонам входа в кувуклию стоят двенадцать больших подсвечников в два ряда; множество лампад - вне и внутри кувуклии. Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти. В 2004 году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника. Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела (3,4х3,9 м.), благовестника радостного Воскресения Христова. Согласно преданию, о Воскресении Христа возвестил пришедшим ко гробу женщинам Архангел Гавриил. Его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает переход из придела Ангела во вторую часть - Святой Гроб. Слева от перехода на барельефе изображены небольшие фигуры женщин, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идет надпись по гречески «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Стены придела выложены белым мрамором с резьбой, а в правой и левой стене его сделаны два небольших оконца (30-40 см. в диаметре) - для передачи через них Благодатного огня от Гроба Господня богомольцам. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский архимандрит  - армянам. Под потолком придела подвешены 15 лампад. В середине придела Ангела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня (частица "Гробного камня" - The Angel's Stone), который закрывал вход в пещеру, и который Ангел отвалил от дверей Гроба. Над ним всегда горят пятнадцать лампад. Когда литургию служит греческий патриарх, вазу эту покрывают серебряной доской, которая служит престолом. Переход во второй придел, придел Гроба Господня низкий и узкий, высотой 112 см., шириной 72 см, глубиной 90 см. Сама пещера тоже мала (длина и ширина около двух метров), так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек. Сам придел также мал - (2,07х1,93 м). Ложе Иисуса имеет размер 200 x 80 см, его высота от пола 60 см, Иисус лежал на нем ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад. Над ложем Иисуса, примерно на высоте человеческого роста, обычно горят тринадцать серебряных лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать - католических, тринадцать - армянских и четыре - коптских. Лампады эти (43 штуки) отличаются друг от друга формой. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Это три образа (иконы) Воскресения - Греческий, Латинский и Армянский. Перед одной иконой Воскресения (греческой, надо полагать) висит лампада императора Николая II, в память великого князя Сергея Александровича. На стенах кувуклии, как снаружи, так и внутри, выгравированы тексты пасхальных песнопений: "Воскресение Христово, видевше...", "Яко Живоносец..." и др. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день. На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша. Три стороны ложа прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Это мраморная доска, треснутая посредине. Еще при царице Елене, в VI веке, положили туда белую мраморную плиту, чтобы паломники не растащили ложе по камешкам. Нынешний вариант плиты лежит там с 1555 года. Когда турки захотели получить этот кусок мрамора для своей мечети, то христиане  распилили его надвое. По другим источникам, плита треснула сама и турки побоялись её брать. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Над Гробом располагается множество лампад, подсвечников, ваз с цветами. По status quo в Храме Гроба Господня точно определяются права и владения всех вероисповеданий. Кувуклия не исключение. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессией — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9). За современное убранство кувуклии "отвечают" монахи-францисканцы. Храм Гроба Господня, и конкретно сама кувуклия - место, где ежегодно, в Великую субботу, на Пасху, происходит одно из христианских чудес, Схождение Благодатного Огня (Чин Святого Огня). Много веков в это время происходят "явления нерукотворного сошествия огня на Гроб Господень или на свечи верующих и потушенные лампады". Огонь этот смволизирует Свет Воскресения Христова - ибо при Воскресении Иисуса гроб его осветился невещественным светом, о чем писал Григорий Нисский: "Петр видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом, исполнен ибо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако... образы видел внутренняя". Первое упоминание о Схождении Благодатного Огня сохранилось с IV века. С тех пор Огонь исправно сходит ежегодно. Получение Благодатного Огня происходит накануне Православной Пасхи православным Патриархом и находится под строгим надзором гражданских властей Иерусалима - чтобы якобы пресечь попытки мошенничества и вредительства. Все огни в храме тушатся еще накануне, в Великую пятницу, под контролем полиции. На середину ложа Иисуса ставится лампада, наполненная маслом и со светильником в поплавке, но без огня. По краям ложа кругом прокладывается лента, и по всему ложу раскладываются кусочки ваты. После этого всё помещение Гроба Господня тщательно осматривается гражданскими властями, и затем вход в него ими же опечатывается до Великой субботы. Далее в действе участвуют два патриарха - Иерусалимский и армянский. Итак, Патриарха Иерусалимского раздевают до подрясника, обыскивают на предмет легко воспламеняющихся веществ и всяких, типа, спичек и зажигалок. Затем снимают печать со входа в Гроб Господень и запускают внутрь. Армянский патриарх остается в приделе Ангела и наблюдает через вход за Патриархом Иерусалимским. Последний начинает молиться в темноте, и делает это пока Огонь не появится. На это уходит от 10 минут до нескольких часов (бывало и такое). Говорят, чем больше люди грешили в прошедшем году - тем медленнее сходит огонь. Происходящее самовозгорание оба непосредственных участника видят, судя по рассказам, всякий по своему - то в виде свечения, то в виде отдельных множественных огоньков, то еще как-нибудь. Разложенные на ложе Иисуса материалы воспламеняются. огонь сходит исправно и ежегодно. Пусть так оно и будет - ибо сказано, что год, когда он не сойдет, станет последним в истории человечества... А пока же в ночь на каждую Пасху Патриарх Иерусалимский зажигает от вспыхнувшего ложа два своих пучка свечей, выходит с ними в придел Ангела, от них уже армянский патриарх зажигает свои свечи, после чего оба подают в овальные окошечки придела огонь толпящимся кругом в ожидании богомольцам. Все присутствующие обычно держат в руках пучки свечей по 33 штуки, по числу лет земной жизни Иисуса Христа и передают огонь друг другу. Огонь также "экспортируется" в разные страны и поддерживается потом в Кувуклии целый год. В кувуклию, непосредственно ко Гробу Господню можно зайти в любой день. Это бесплатно, как и в целом посещение Храма Гроба Господня, но придется, скорее всего, стоять в громадной очереди. В иные часы она начинается от самого входа в храм и огибает кувуклию по часовой стрелке. Двигается она, правда, довольно быстро - но час это вполне может занять! Снаружи кувуклию можно фотографировать как угодно (как и во всех местах Храма Гроба Господня), но внутри делать фотографии запрещено. Однако, снаружи у кувуклии вид весьма неприглядный - мрачное, закопченное сооружение, стянутое местами какими-то металлическими балками (говорят, после того, как треснуло во время землетрясения в 1927 году). Да и освещение в Храме Гроба Господня плохое - точнее, никакое. Практически весь свет - от свечей и лампад.  Свечи во множестве горят вдоль стен кувуклии. Впускают внутрь по 3 - 4 человека. У входа постоянно дежурит православный греческий монах, который  поторапливает народ не задерживаться долго, так как желающих очень много. Согласно обычаю, сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя молитву: «Воскресение Христово видевше…» медленно войти в погребальную камеру. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колени и молиться. Можно положить на ложе для освящения принесенные с собой иконы, крестики, медальоны и прочее. Лучше, по возможности, коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить, пятясь назад. Мрамор кувуклии на входе, в приделе Ангела и на ложе Иисуса так отполирован прикосновениями рук, что на ощупь кажется натертым воском... Само помещение крайне тесное,  а ложе кажется неправдоподобно маленьким - вероятно из-за множества стоящих на нём и вокруг него лампад и прочей церковной утвари. Очередь в кувуклию меньше всего с 16 часов и до закрытия Храма.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации