Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Гефсимания

Гефсимания (подножие Елеонской горы)
 Гефсимания находится у подножия Масличной горы в русле Кедронского потока. В этом месте Господь перед вольным страданием произнес свою молитву «до кровавого пота» (Мф.26 гл., Мк. 14 гл., Лк. 22 гл., Ин.18:1). Место, где Спаситель молился, закрыто огромным католическим костелом «Двенадцати наций». Снаружи открыта лишь маленькая часть св.земли, куда падал кровавый пот Спасителя. Место, где находились ученики, и куда приходил Спаситель, прося учеников бодрствовать, находится у православных. (Мк.14:37, Лк.22:38, Мф.26:40). Вокруг растут 8 масличных деревьев, имеющих возраст 4 000 лет, т.е. заставшие Спасителя. У этих маслин видны новые расточки, показавшиеся из толстой старой коры.

«Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». (Иоан.18:1
Название Гефсиманского сада означает масличные прессы. В этих местах найдено множество масличных прессов эпохи Второго Храма; здесь была огромная промышленная зона Иерусалима по производству масла. По склонам Масличной, или Елеонской горы по сей день растут многочисленные оливковые деревья. 8 древнейших олив бережно сохраняются в ограде франсисканского храма Всех Наций, построенного в 1919-1924 годах архитектором Антонио Бартолуцци.
Храм Всех Наций и русская церковь Марии Магдалины в Гефсимании
Внутри храма царит тишина и полумрак, входя туда, человек погружается в сумрак Гефсиманийской ночи. На полу перед алтарем – кованый терновый венец, опоясывающий скалу, на которой, как полагают, и происходило Моление о Чаше.
Алтарь храма Всех Наций в Гефсиманском саду
Своды покрыты мозаикой, изображающей переплетающиеся оливы и Чашу. В ветвях олив - гербы стран, давших деньги на строительство храма Всей Наций
«И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
(Лк.22:44-48)

Из Сионской горницы Евангельское повествование ведет нас за Господом в Гефсиманский сад, расположенный у подножия Елеонской горы. Здесь Господь молился перед Своими Страданиями и был взят под стражу приведенными Иудой стражниками. 
Ученики спали, а Господь, страшась по человечеству страданий и мучительной смерти, трижды молил Отца Небесного, да минует Его чаша страданий. Но сила духа и преданность воле Божией заставляет Христа прибавлять: "Обаче не Моя, но Твоя воля да будет!" В Гефсиманском саду Господь испытал всю тяжесть внутреннего страдания, страдания духа. Чаша предстоявшего страдания и смерти была преисполнена грехами человеческими, грехами всего мира, которые Христос взял на Себя, чтобы искупить человечество от проклятия греха, исцелить поврежденную падением человеческую природу. Именно это и сделало внутреннее страдание Господа столь тяжелым и мучительным - его душу мучили, давили грехи всего мира, которые Он брал на Себя. В глубокой душевной скорби Иисус хотел побудить учеников к совместной молитве, но они были отягчены сонным расслаблением. Томление Богочеловека было настолько сильным, что выступивший пот, по словами евангелиста Луки, был подобен каплям крови, падающей на землю. Трижды преклонял Христос колена в молитве, оставаясь без ответа Отца Небесного, поскольку Он Сам должен был изречь Себе ответ, через самоотвержение достигнув того единения с Отцом, при котором исчезает всякое сомнение. Но любовь Отца Небесного не оставила Спасителя без помощи - с Небес явился Ангел, укрепляя Его. 
Гефсимания. Пещерка, в которой спали ученики
Этой ночью Иуда, окончательно предавший Господа, привел от первосвященников стражу, чтобы взять Иисуса. Страже и слугам нужен был какой-то знак, указывающий на Того, против кого они отправлены. Предатель избрал для этого лобзание: "Кого я облобызаю, Тот и есть, возьмите Его". Христос, зная, что произойдет, разбудил всех учеников и вышел навстречу предателю. Все еще желая образумить несчастного Иуду, Господь спросил его: "Друг мой, зачем ты здесь?" Но Иуда не внял любви Спасителя и облобызал Его, тем самым давая условленный знак воинам. "Иудо, лобзанием ли предаеши Сына Человеческого?" - вопросил его Господь. Стража же не решалась схватить Его, пораженная таинственной силой, исходившей от Него. Дважды Он спрашивал их, кого они ищут. "Иисуса Назорея," - отвечали стражники. "Это Я," - отвечал Господь, оставаясь на месте и ожидая, пока воины схватят Его. Позаботился Он только об учениках, сказав, чтобы отпустили их. А Себя предал в руки стражников. Петр было выхватил нож и отсек одному из служителей ухо, но Господь остановил Петра и исцелил ухо раненого слуги. После этого все ученики в страхе бежали, остались только Иоанн и Петр, которые последовали за Учителем. 
Камень Моления о Чаше
 "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрача
 Во времена Спасителя Гефсиманский сад был огромным, он рос почти по всему западному склону Елеонской горы. Сейчас от того древнего сада сохранились лишь восемь оливковых деревьев. Почти все остальные деревья были вырублены римлянами или не сохранились по другим причинам. Господь любил останавливаться здесь с учениками для уединенного отдыха и молитвы. Иуда, конечно, знал этот обычай Спасителя и выбрал Гефсиманию, чтобы предать Учителя "не при народе". 
Первая базилика на месте Гефсиманской молитвы Господа была возведена в IV веке, в годы правления императора Феодосия Великого. Храм этот был разрушен персами в 614 году. Ныне здесь католический храм в честь Страстей Господних, именуемый церковью Всех Наций, поскольку в его постройке принимали участие несколько западных стран. 
Алтарь храма возведен над большим камнем скалы, на котором молился Господь. Часть скалы находится в алтарной части храма, а часть выступает снаружи. Прикладываясь к этому камню, невольно вспоминаешь льстивое лобзание предателя Иуды. Не льстиво ли наше лобзание? А также молишься о том, чтобы обрести ту преданность воле Божией, при которой слова: "Да будет воля Твоя" станут и нашими словами не по внешности только, но по глубокому сердечному расположению. 
Неподалеку находится небольшая пешера, в которой, по преданию, спали ученики. Она расположена на территории монастыря Марии Магдалины. И мы уже упоминали о ней в связи с рассказом об этой обители.Немного выше находится монастырь Марии Магдалины, построенный в память супруги императора Александра II – императрицы Марии на средства ее детей и внуков. На освящении присутствовал вел.кн. Сергей Александрович Романов с супругой Елизаветой Федоровной. И здесь Елизавета Федоровна, будущая мученица, произнесла пророческие слова: «Как бы я хотела быть здесь погребена». Ее святые останки действительно чудесно нашли покой именно здесь. Она похоронена здесь со своей келейницей Варварой. Революционеры хотели убить только Елизавету, а Варваре предложили уйти, но она отвечала: «Я с матушкой». Мощи преподобномученницы Елизаветы находятся в Храме св.равноапостольной Марии Магдалины с правой стороны от алтаря, а Варвары – с левой.
 Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю митр.Илией, - «Гефсиманская».
Есть на Елеонской горе еще место, которое именуется в Евангелие «Галилеи». Господь говорил, что после Воскресения он «предваряет учеников в Галилеи» (Мф. 26:32, Мк.14:28). В народе же это место именовалось «малой Галилеей» (в отличие от настоящей «большой» Галилеи), и именовалось оно так из-за большого поселения здесь жителей Галилеи. Здесь и ждали ученики Господа после воскресения. Здесь случились события с Фомой (Ин.20:25-29). Эти места принадлежат Иерусалимской Православной Церкви
4 августа по новому стилю в храме св. Марии Магдалины в Гефсиманской обители в Иерусалиме собирается множество верующих православных христиан со всех уголков Святой Земли. По окончании Божественной литургии совершается крестный ход вокруг храма.
Храм Святой Марии Магдалины. 
Русский участок в Гефсимании – историческое продолжение древнего Гефсиманского сада – был приобретен в 1882 г. по инициативе начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Антонина (Капустина). Изящный, из белого иерусалимского камня семиглавый храм во имя св. равноапостольной Марии Магдалины был построен в новорусском стиле – это один из красивейших храмов Иерусалима. По месту положения лучше того, которое занимает храм,представить трудно: храм стоит у подножья Елеонской горы, соприкасаясь с «местом моления о чаше», вблизи Гробницы Богоматери, как раз напротив Золотых Ворот Святого Града, красующегося на противоположной стороне Иосафатовой долины. Через эти врата, как известно, Спаситель въехал в Иерусалим на осляти.
Храм был построен за три года. Для участия в его торжественном освящении 29 августа 1888 г. в Иерусалим прибыли великий Князь Сергей Александрович (это было второе его паломничество на Палестину) и его супруга вел. кн. Елизавета Федоровна. Ныне в этом храме почивают святые мощи вмцц. Елисаветы и ин. Варвары (память 18 июля н.ст.). Две раки из белого мрамора расположены справа и слева от алтаря.
Главным украшением храма является беломраморный иконостас работы лучших российских мастеров, своей красотой и изяществом заслуживший самые высокие отзывы современников. Эскизы икон для иконостаса кисти художника Василия Петровича Верещагина были одобрены государем.
Помимо храма, на участке находятся два священных для христиан места. Посреди сада раскопаны ступени древней лестницы-дороги, ведущей с вершины Елеона к Золотым Воротам Старого города. По этой дороге совершил Господь Свой торжественный вход в Иерусалим, идя на Крестные страдания и смерть.
В углу сада, находится серый неровный камень, на котором в специальном фонарике горит неугасимая лампада. На этот камень Богородица сбросила Свой пояс апостолу Фоме в третий день по Успении – в удостоверении того, что не только душа, но и тело Ее взяты были после Успения в небесную славу… 
Церковь Марии Магдалины является ныне монастырским храмом. 
Храм находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей. После воссоединения наших Церквей, состоявшегося 17 мая 2008 г., паломник может попасть на территорию Гефсиманской обители беспрепятственно.

Гефсимания. Монастырь святой Марии Магдалины
Среди кипарисов и оливковых деревьев на склоне Елеонской горы выделяется пятиглавый храм, построенный в характерном русском стиле. Этот храм, посвященный святой равноапостольной Марии Магдалине, был построен здесь Российским Императором Александром III с братьями в память их матери Императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II, чьей небесной покровительницей была святая Мария Магдалина. Участок для строительства был приобретен на средства Императорской семьи. Освящение храма состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября 1888 года. На торжествах присутствовал Великий Князь Сергий Александрович (возглавлявший Императорское Православное Палестинское Общество) с супругой, Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Это паломничество произвело глубочайшее впечатление на Великую Княгиню. "Как бы я хотела быть погребенной здесь", - сказала она тогда. 
Великая Княгиня Елизавета Феодоровна после убийства ее мужа террористом, удалилась от мира и устроила в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. "Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим мимо чужих скорбей, не понимая, что делить свое горе - это его уменьшить, а делить свою радость - это ее увеличить. Откроем наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согрело," - говорила Великая Княгиня. 
В 1918 году Великая Матушка - как именовали ее в России за ее великую любовь к людям и самоотверженное служение делам милосердия - была арестована большевиками и вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой приняла мученическую кончину в Алапаевске, на Урале. 18 июля 1918 года преподобномученицы Елизавета и Варвара были живыми сброшены в старую шахту. После чего шахту забросали гранатами. Вместе с ними пребывали в заключении и были замучены Великий Князь Сергей Михайлович со своим верным помощником Федором Семеновичем Ремезом, добровольно последовавшим за ним в ссылку, молодой Князь Владимир Павлович Палей и трое сыновей Великого Князя Константина (К.Р.) — Великие Князья Иоанн, Константин и Игорь. Мученики скончались не сразу, они умирали в мучениях от голода, жажды и ранений. Несколько дней окрестные жители слышали из шахты пение Херувимской. Когда Алапаевск был занят Белой Армией, тела мучеников были извлечены из шахты. Елизавета Федоровна упала на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней упал Великий Князь Иоанн, голова которого была перевязана ее апостольником. Тело Великой Матушки было найдено совершенно нетленным, пальцы ее правой руки были сложены для крестного знамения. "Я чувствую себя недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая окружала меня в России... Что даже минуты скорби освящены таким утешением свыше... что я могу сказать одно: «Слава Богу за все»", - говорила она. 
Святая преподобномученица Елисавета
Отступая с Урала, части Белой Армии вывезли тела Алапаевских мучеников в Читу, затем в Китай. Тела же преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары были в 1921 году перевезены в Иерусалим и были погребены в крипте Гефсиманского храма святой Марии Магдалины. В 1981 году Русской Православной Зарубежной Церковью Алапаевские мученики были причислены к лику святых. Тогда мощи преподобномучениц были торжественно перенесены в храм равноапостольной Марии Магдалины. В 1992 году преподобномученица Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара были прославлены Русской Православной Церковью. День их памяти празднуется 18 июля. Мощи Великой Княгини почивают в мраморной раке справа от алтаря, а мощи инокини Варвары - в такой же раке слева. "Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой все сильнее греховными волнами, чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас" (Великая Княгиня Елисавета). 
Обитель при храме равноапостольной Марии Магдалины возникла в 30-е годы XX века. Ее основали сестры Вифанской женской общины во главе с игуменией Марией (Робинсон). Подробнее об этой общине рассказано в связи с Вифанией. 
В храме у солеи справа находится чудотворный образ Божией Матери Гефсиманская Одигитрия. Эту икону в 1939 году подарил первой игумении обители Марии митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), объяснив, что такова воля Царицы Небесной. Позднее он рассказал, что ему трижды являлись святые великомученицы Екатерина и Варвара и говорили, что Пресвятая Матерь Божия просит отдать Ее святую икону игумении Марии в Палестину и что там она должна оставаться. Митрополит Илия дал вместе с иконой и удостоверение, в котором указывалось, что образ передается в собственность Гефсиманской обители и что эта икона называется Одигитрия, Неопалимая Купина, Исцелительница, Скоропомощница. В Ливане икона прославилась многими чудесами. Во время пожара, когда сгорело все село и церковь, в которой находилась икона, огонь не тронул только Святые Дары и этот образ. 
Икона была совершенно черной, потемневшей от времени, ни изображения, ни красок на ней разглядеть было практически невозможно. Образ прибыл в Гефсиманию на Страстной седмице. Тотчас перед ним отслужили молебен, во время которого исцелился смертельно больной священник обители (у него был рак желудка, батюшка очень страдал и не был уверен, что доживет до Пасхи). А на следующий день икона чудесным образом обновилась, ее краски просветлели и образ стал чистым и ясным. От иконы стали истекать многочисленные исцеления. А однажды, во время чтения Акафиста, из глаз Пречистой потекли слезы, чему были свидетелями многие. 
На территории обители расположено несколько почитаемых святых мест. Это камень, на который упал пояс Божией Матери, сброшенный Ею в утешение апостолу Фоме, опоздавшему к Ее погребению. Лестница, являющаяся частью древней дороги через Елеон в Иерусалим, по которой, очевидно, ходил Спаситель с учениками и по которой Он совершал Свой торжественный Вход в Иерусалим перед Крестными страданиями. Пещера, в которой отдыхали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя и в которой, возможно, неоднократно ночевал и Сам Господь с учениками, поскольку Он любил удаляться для ночного отдыха в Гефсиманию. 

В 1933 году в «русской Гефсимании» образовалась женская монашеская община Русской Православной Церкви Заграницей. У ее истоков стояли две англичанки православного вероисповедания: монахини Марфа (Спрот) и Мария (Робинсон). Трудами матери Марфы на заброшенном русском участке в Вифании была создана школа для православных арабских девочек. На долю игуменьи Марии досталось руководство обителью в тяжелые годы боевых действий между Израилем и Иорданией. Как британской подданной, ей предложили покинуть страну, но мать Мария отказалась. Наверное, потому, что с этого святого места уже некуда и незачем уходить.

Гефсиманская обитель находится напротив Золотых Ворот Иерусалима, за потоком Кедрон. Золотые купола храма св. Марии Магдалины, утопающего в зелени Гефсиманского сада, издалека притягивают взоры паломников.

Место побиения камнями первомученика архидиакона Стефана
Святой архидиакон Стефан был первым, кто принял мученическую кончину за Христа. В Кедронской долине рядом с Гефсиманией находится место, на котором, по преданию, был побит камнями первомученик. В V веке здесь была воздвигнута православная базилика. Современный греческий храм был построен в XX веке. Мощи святого апостола были обретены в 415 году и вскоре перенесены в Константинополь.

Иерусалимская икона Божией Матери.

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана св. евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании.
В 463 г. сей образ был перенесен в Царьград греческим царем Львом I, или Великим, и поставлен в храме Богородицы – Пигии, то есть «источника». Здесь пребывала святая икона до дней благочестивого царя Ираклия.
Когда ее заступлением скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и прогнаны, икона Иерусалимская была перенесена во Константинопольскую церковь.
В 988 г., при царе Льве VI Философе, Иерусалимская икона Божией Матери была перенесена в Корсунь и подарена св. равноапостольному кн. Владимиру, который забрал ее в Киев. Когда новгородцы приняли христианство, св. Владимир отправил им этот образ, которых хранился в Софийском соборе Новгорода более 400 лет.
В 1571 г. Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. подлинник был увезен французами и сегодня, как говорят, находится в соборе Парижской Богоматери.
В Гефсимании, в Гробнице Божией Матери, имеется современная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная около столетия назад.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации