Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Календарь крестных ходов Русской Православной Церкви

Календарь крестных ходов (по новому стилю). Весной Волгоградская епархия проводит пасхальный крестный ход на байдарках по рекам Волгоградской области (Бузулук, Хопер, Дон, Медведица). Головная лодка несет почитаемый список Урюпинской иконы Божией Матери, хранящийся в Покровском храме Волгограда. Список иконы упакован в водонепроницаемый футляр. В крестном плавании участвуют спортсмены-водники, краеведы, историки, журналисты и священнослужители. Длина похода в 2005 году составила 633 километра. Он продолжался 23 дня – с 15 апреля по 8 мая и проходил по маршруту Урюпинск – станица Зотовская – устье реки Кумылга – Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь – станица Перекопская – Кременско-Вознесенский мужской монастырь (недалеко от монастыря находится лагерь «Неупиваемая чаша», в котором живут и лечатся больные алкоголизмом и наркоманией) – станица Новогригорьевская – станица Трехостровская. 9 мая, в день Победы, эта икона возвращается в Волгоград и возглавляет ежегодный крестный ход на Мамаев курган. С иконой Урюпинской Богоматери в Волгоградской епархии устраивается каждый год, летом (в разное время) еще один крестный ход – по храмам города и области.

24 мая, в день празднования равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, отправляется крестный ход из Успенского собора Астрахани к Поклонному Кресту с изображением этих святых братьев. Крест воздвигнут в 1994 году на площади, находящейся на перекрещёнии улиц Калинина и Наталии Качуевской.

В самом конце мая – начале июня от истока Волги начинается Большой Волжский крестный ход по Тверской области. Впервые волжский крестный ход состоялся в 1999 году. Тверские и новгородские иерархи служат Божественную литургию в часовне над началом Волги, освящают волжскую воду в ее истоке. Затем речной крестный ход делает остановки в Ельцах, Осташкове, Старице, Твери, Конаково и Кимрах. Там, где речные участки делаются несудоходными, крестный ход продолжается на автобусах. Пройдя всю Тверскую область, волжский ход завершается в Калязине на границе с Ярославской областью. Длина хода по Волге – 700 километров. В 2008 году географии волжского хода расширилась: его провели с заходом в Торжок, Вышний Волочек, Удомлю, Максатиху, а также в Дубну Московской области. Главная святыня этого юбилейного (десятого) Волжского Крестного хода – десница святой великомученицы Татьяны. Наибольшее количество участников присутствует на начальном этапе похода, при водосвятном молебне на волжском истоке у деревни Волговерховье. Этот этап – наиболее сложный для организаторов, из-за недостатка места и отсутствия какой бы то ни было инфраструктуры. Неорганизованные паломники добираются к Волговерховью на личном автотранспорте. Каждый год крестный ход по Волге проходит под новым девизом. Первый был посвящен 2000-летию христианства и 450-летию преставления преподобного Нила Столобенского. Восьмой ход, в 2006 году, шел под девизом «за трезвость», в сопровождении иконы «Неупиваемая чаша». Девятый проводился с девизом «Вера, народ и Державное Отечество неразделимы». Но современный волжский ход на самом деле – не самый большой. В 1988 году первым волжским крестным ходом была пройдена вся Волге вплоть до Астрахани.

3 июня начинается и 8 июня завершается многолюдный православный Великорецкий крестный ход из Свято-Серафимовского храма города Кирова (Вятки) с чтимым древним списком Великорецкой иконы святителя Николая. Этому крестному ходу уже больше шестисот лет. В 1383 году крестьянин деревни Крутицы обнаружил чудотворный образ на берегу реки Великой. Впервые крестный ход состоялся около 1400 года, когда жители города (в то время он назывался Хлынов) перенесли к себе образ св. Николая. При этом они дали обет приносить чудотворную икону святого на место, где она была явлена – в село Великорецкое. Расстояние между селом и городом Вяткой – 155 километров. Маршрут проходит через Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, местами проходит по лесным тропам, которые в дождливые дни делаются непроходимыми. Паломников сопровождают тучи гнуса, комары, на открытых участках напекает голову солнце. Среди участников хода бывают иностранцы. Число участников колеблется от 30 человек (в 1962) до 25 тысяч человек (в 1913 году). В последние годы число великорецких паломников – 6-9 тысяч человек. Некоторые ходят в Великорецкое уже по пятьдесят – шестьдесят лет подряд. Знаменита была паломница Маргаритушка, ходившая крестным ходом 70 раз, а когда ее из-за преклонных лет перестали благословлять на участие, ездила в святое место на автобусе. В 2000 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ о присвоении Великорецкому крестному ходу статуса всероссийского. Паломников сопровождают более сотни милиционеров, машины скорой помощи. Власти Кировской области обеспечивают паломников питьевой водой, устраивают столовые, туалеты на ночевках, палатки. По маршруту крестного хода санитарное ведомство проводит противоклещевую обработку леса, что немаловажно – паломничество совершается в самое клещевое время. На месте явления чудотворного образа, над святым источником на берегу реки Великой, устроена купальня и деревянные часовни, территория вокруг выложена плиткой, устроен спуск к реке Великой. Главное событие крестного хода – литургия у места обретения чудотворной иконы – происходит 6 июня. Участники паломничества за несколько лет восстановили находившийся в запустении храм в селе Горохово около Великорецка. Жители Кировской области называют Великорецкий ход «Вятской Пасхой». Считается, что этот ход способствует особому благополучию вятской земли: например, защищает от повсеместных прежде эпидемий холеры.

Летом, в июне (дата переходящая) проводится крестный ход с чудотворной иконой святителя Николая из города Кургана (южная Сибирь) до села Утятского, где эта икона была обретена в 1749 году. Длина паломнического пути – сорок километров, это расстояние паломники проходят за два-три дня. Из Утятского выходят малые крестные ходы к самому месту обретения иконы – реке Серебрянке. С этой же иконой совершались крестные ходы по всей Курганской епархии.

В июне проводится крестный ход из Пророка-Ильинского храма села Урлук в Читинской области к разрушенному Иоанно-Предтеченскому монастырю, основанному преподобным Варлаамом Чикойским. Ход посвящен почитаемому образу Божией Матери «Споручница грешных».

В десятых числах июня по сибирскому Красноярску проходит крестный ход со старинной чудотворной иконой Преображения Господня.

В конце июня совершается крестный ход со списком особо почитаемой в Сибири Абалакской иконы Пресвятой Богородицы. Ход начинается с молебна у чудотворного образа Божией Матери в Абалакском Знаменском мужском монастыре, затем движется в Иоанно-Введенский женский монастырь, а заканчивается молебном в Софийско-Успенском соборе Тобольска. Абалакский извод иконы «Знамение» увидела во сне благочестивая вдова из Тобольска Мария в семнадцатом веке. Написанную с ее слов икону пронесли крестным ходом из Тобольска в Абалак, в результате чего исцелилось множество больных. С этого начались чудеса, творимые иконой. В 1665 году она спасла первый стольный град Сибири от долгой и сильной засухи. С тех пор ежегодно по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Корнилия 8 июля крестным ходом чудотворный образ переносили из монастыря в Тобольск, а через две недели возвращали в обитель. В гражданскую войну иконабыла вывезена из России, но и ее список, хранящийся в Абалакском мужском монастыре, привлекает сотни паломников. В 2000 году по благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия крестные ходы с Абалакской иконой были возобновлены. Список чудотворной иконы приносят в Тобольск для участия в церковном празднике в честь небесного покровителя города святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири.

1 июля во Владимире проходит крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери. Икона эта была написана в двенадцатом веке по видению св. князя Андрея Боголюбского. Богородица явилась князю, когда он вез из Киева в Ростов другой чудотворный образ – икону Богородицы, позже названную Владимирской. Богоматерь указала князю Андрею место, где надлежит поставить собор в ее честь, а также повелела оставить привезенную из Киева икону во Владимире. Благоверный князь выполнил оба повеления. На месте явления Богородицы позже вырос Свято-Боголюбский монастырь. Боголюбская икона Царицы Небесной находится сейчас во Владимирском Свято-Успенском монастыре. Крестный ход с одним из списков иконы движется от храма святых Константина и Елены в поселок Боголюбово, к месту явления Богородицы. Этот крестный ход был установлен еще в XVIII веке, в память чудесного прекращения по молитвам перед иконой эпидемии чумы.

На шестое воскресенье после Пасхи начинается крестный ход из Спирово в Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоколамский район Московской области). В Спирове, в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы, находится почитаемый древний резной образ св. Николая и икона преподобного Иосифа Волоколамского. Святыни по маршруту крестного хода возят на автомобиле.

На третий день после Троицы или в ближайшую к этому дню субботу проводится крестный ход от города Суджи Курской области до Мирополья на Украине с Пряжевской иконой Божией Матери. До 1939 года Мирополье входило в состав Курской области, и духовные связи между частями некогда единого территориального образования сохраняются до сих пор и поддерживаются крестным ходом. В первом же после длительного перерыва православном шествии, которое состоялось в 2005 году, приняло участие около 400 человек. Чудотворная Пряжевская икона Божией Матери написана в XVIII веке. Считается, что молитвы перед этой иконой помогают излечиться от костных и женских болезней. Образ хранится в Горнальском Белогоро-Николаевском мужском монастыре около города Суджи.

В 9-ю пятницу по Пасхе в городе Павловск Воронежской области совершается крестный ход на святой источник «Студеный колодец» с иконой Божией Матери Знамение, именуемой «Павловская». На источнике совершают молебен Божией Матери и панихиду по императору Петру I – основателю города Павловска. Традиция шествий на «Студеный колодец» установилась в восемнадцатом веке. Длина крестного хода – 10 километров.

В девятую пятницу после Пасхи совершается крестный ход на озеро Иргень в Забайкалье. Это озеро почитается уже двести лет, причем не только православными, но и язычниками-бурятами. Именно пастухам-бурятам явились некогда в видении трое мучеников-казаков, замученных здесь своим же атаманом. Они открыли пастухам свои имена: Симеон, Киприан и Иосиф, и наказали молиться за них и всю убиенную злым атаманом дружину. Это бурятское предание косвенно подтверждается другими источниками, например, староверским протопопом Аввакумом, почему озеро стало святым местом также для сибирских староверов. В конце девятнадцатого века некоей женщине, страдавшей хронической болезнью, было открыто имя четвертого мученика, Василия, и предание получило новое мистическое подтверждение. Приехав на Иргень, женщина получила исцеление. В просвещенном девятнадцатом веке епархиальные власти пытались бороться с самочинными паломничествами и запрещали их. Однако местные жители продолжали поклоняться убиенным воинам и чудотворной иконе Параскевы Пятницы. Эта икона неизвестным образом оказалась в юрте у одного местно бурята, который почитал ее вкупе с буддийскими святынями. Потом икона была перенесена в часовню на берегу Иргеня и стала предметом поклонения местных жителей: ламаистов, буддистов, православных. В ходе первого после 1917 года крестного хода был разработан маршрут (храм святого великомученика Пантелеимона на территории санатория Кука – станция Кука – станция Яблоновая – станция Сохондо – п. Ягодный – п. Иргень) и определены хронологические рамки крестного хода (9-я неделя по Пасхе с понедельника по пятницу).

В этот же день начинается крестный ход со списком Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Курской эта икона называлась по месту своего пребывания, а Коренною – по месту обретения. Когда-то крестный ход со святыней собирал до 50 тысяч богомольцев. Именно это шествие изображено на знаменитой картине Репина «Крестный ход в Курской губернии». Сейчас оригинальная икона находится в Нью-Йорке, но и список с нее привлекает немногим меньшее число паломников (до 30 тысяч в 2005 году). Ход начинается от Знаменского собора благословением города Курска чудотворной иконой. На выходе из города икону устанавливают на машину. Паломников везут автобусами до Знаменского храма села Тазово, где крестный ход продолжается пешком и идет в монастырь Коренную пустынь, к месту обретения иконы. На следующий день у стен Коренного монастыря устраивается традиционная ярмарка. На Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября, с осенним крестным ходом чтимая икона возвращается в Курск.

В 10-е воскресенье после Пасхи по правому берегу Волги и в последнее воскресенье перед Ильиным днем по левому проходят крестные ходы в городе Тутаеве Ярославской области. Во главе ходов находится большой чудотворный образ Спаса Всемилостивого из Воскресенского собора. Этому крестному шествию уже 300 лет. Перед Ильиным днем в Воскресенском соборе служится Божественная литургия, а потом образ Всемилостливого Спаса на специальных носилках переносят на паром и перевозят на другую сторону. В течение крестного хода полагается несколько раз пройти под иконой Спаса Всемилостивого. Паломники для участия в этом знаменитом крестном ходе приезжают со всей России.

В начале июля от ворот Казанского женского монастыря начинается многодневный крестный ход по Ярославской области. Нынешняя икона Ярославской Казанской Богоматери– недавний список с исчезнувшей после революции древней чудотворной иконы. Однако и список уже успел прославиться. Зафиксированы случаи исцеления от этой иконы по вере и молитвам к Богородице. Первый крестный ход с Ярославской Казанской иконой после длительного перерыва прошел с 2 по 14 июля 2002 года и собрал больше пяти тысяч участников. Богомольцами было пройдено пешком 104 километра, на автомобилях и автобусах преодолено 100 километров, отслужено 13 литургий и 53 молебна. Этот крестный ход сначала движется по левому берегу Волги, в городе Тутаеве перемещается на правый берег и по нему возвращается в Ярославль. Среди святых мест, которые посещают богомольцы во время хода, находится Свято-Введенский Толгский женский монастырь, одна из первых возрожденных еще в Советском Союзе, благодаря перестройке, обителей. Иногда шествие с Ярославской Казанской иконой встречается с тутаевским крестным ходом Спаса Всемилостивого.

9 июля, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, устраивается крестный ход в городе Болхове Орловской области. Святыня крестного хода – Чудотворная Тихвинская икона, которая находится в Христо-Рождественском храме города Болхова. Шествие начинается в Христо-Рождественской церкви и направляется к недавно восстановленному Троице-Оптину женскому монастырю в Болхове. Там, по преданию, около 1620 года на сосне произошло явление Тихвинской иконы. Известно предание и о том, как Богородица обошла вокруг ограды Оптина монастыря, благословляя свою обитель.

В этот же день проводится крестный ход с Тихвинской иконой в Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга и в других храмах и монастырях, освященных в честь тихвинской иконы.

10 июля выступает семикилометровый крестный ход из поселка Суксун Пермской области в Тохтарево, к месту явления чудотворной иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». С этой иконой связана следующая история: чудотворный образ приплыл по реке Сылве к татарину Тохтарю. На этом месте была основана Тохтаревская мужская пустынь. На ее территории воздвигли Богородицкую церковь, где и находилась «Неопалимая Купина». Но в 1937 году церковь собрались уничтожить. Сторожиха Богородицкой церкви успела спасти чтимую икону, поставив в киот на ее место другую, менее ценную. До 1943 года верующие тайно поклонялись «Неопалимой купине», устраивая домашние молебны в деревне Кошелево. В войну в Суксуне открыли Петропавловскую церковь. Чтимую икону перенесли туда.

В 1995 году к этому месту, где находилась Тохтаревская церковь, совершили первый крестный ход. Он стал ежегодным. После молебна в Тохтарево участники хода купаются в водопаде Плакун, который считается целебным. Поселок Суксун также является, между прочим, родиной русского самовара.

12 июля, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла начинается крестный ход из Балакова Саратовской области. Ход посвящен памяти новомучеников и исповедников российских. Он проходит через Криволучье, Малое Перекопное, женский Свято-Никольский монастырь, город Пугачев, Ивантеевку, и заканчивается в Вавиловом доле 17 июля, в день убиения святых царственных мучеников. В Вавиловом доле некогда стоял монастырь, разрушенный коммунистами. Там же находились почитаемые святые источники. Сейчас святой источник в Вавиловом доле снова благоустроен. Монахи здешнего монастыря вошли в сонм новомучеников, и место, на котором стоял монастырь, вдвойне свято.

19 июля совершается крестный ход из Уфы к святому источнику, который чудесным образом появился на месте спасения от погибели души некоего крестьянина Стефана. По преданию, Стефан был обвинен по ложному доносу и в отчаянии решил повеситься, но на дереве, которое он избрал для совершения самоубийства, явилась икона Божией Матери, сошедшая после его молитв ему в руки. Сейчас та икона утеряна, но в Уфе, в Благовещенском женском монастыре, находится ее почитаемый список.

21 июля в Приморье, в Уссурийском Рождества Богородицы женском монастыре, в праздник Казанской иконы Божией матери, проводится крестный ход с двумя почитаемыми иконами: «Объятия Отча» Уссурийская и Большая Казанская. В конце праздничного шествия верующие проходят под чудотворными иконами.

31 июля традиционно проводится крестный ход жителей закрытого города Сарова (Арзамас-16) в Серафимо-Дивеевскую обитель, к мощам святого Серафима Саровского. 1 августа саровцы возвращаются обратно.

2 августа, в праздник Ильи Пророка, в Ярославской области начинается крестный ход, посвященный памяти преподобного Иринарха-затворника. Святые мощи этого затворника, который оказал духовную поддержку князю Пожарскому и прославился тем, что 38 лет провел в уединении и в веригах, покоятся в Ростовском Борисоглебском монастыре. Вериги преподобного, налагаемые на больных, знамениты своей исцеляющей силой. Во время паломнического шествия, ведущего из Борисоглебского монастыря к источнику преподобного Иринарха, богомольцы по очереди надевают на себя вериги этого святого, а в конце крестного хода купаются в его источнике (он находится на родине преподобного, в селе Кондаково, в сорока километрах от монастыря).

Летом проводятся на Дальнем Востоке России крестные ходы с Албазинской иконой Божьей матери «Слово плоть бысть». Начинаются они в Благовещенске, а доходили даже до Москвы и Сахалина. Впервые крестные ходы с Албазинской иконой были проведены по решению Синода в 1902 году. Крестный ход начинался в Духов день и проходил на корабле по селам, стоящим на берегу Амура. Паломнические шествия с чудотворной иконой возобновились в 1997 году, после того, как в 1991-м краеведческий музей вернул чудотворную икону верующим неповрежденной, в целости и сохранности. Возобновлена и традиция крестного хода по водам Амура. История дальневосточной святыни такова: икону привез в Албазинский острог на берегу Амура иеромонах Гермоген. Икона уже в то время считалась чудотворной. Казаки, защищавшие острог от сибирских князьков и китайцев, не раз обращались к ней за заступничеством. В 1868 году Албазинскую икону перенесли в Благовещенск, и в 1900-м, во время боксерского восстания в Китае, она защитила город от китайских экстремистов. После революции также произошло чудо: вместо того, чтобы исчезнуть, как многие древние иконы, Албазинская Божия Матерь дождалась лучших времен, пролежав 70 лет в запасниках краеведческого музея.

28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы, совершается крестный ход в Северной Осетии из Беслана в Куртатинское ущелье. Цель паломничества – Харисджин, место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, над пропастью, стоит каменная горская церковь с деревянным крестом на крыше. Это остатки старинного осетинского селения Майрамыкау. Здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы шестьсот лет хранилась чудотворная Иверская икона Богоматери, подаренная осетинским христианам грузинской царицей Тамарой. В восемнадцатом веке икону перенесли в Моздок, и образ стал называться Моздокским. Во время Великой Отечественной войны он был утрачен, в учрежденном в 2000-м году в Беслане Свято-Успенском монастыре хранится список с чудотворной иконы. Иверская Моздокская икона обладала одной важной особенностью – как и образ Параскевы Пятницы на озере Иргень, Моздокская икона почиталась не только православными, но и армянами-монофизитами, раскольниками-старообрядцами, местными мусульманами.

29 августа в Костроме проходит крестный ход в честь обретения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которой был благословлен на царство первый Романов – Михаил Феодорович. Эта икона, изображение на которой всегда было хорошо видно, внезапно потемнела в год начала первой мировой войны. Ход, который собирает до десяти тысяч паломников, начинается в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасьиного женского монастыря и завершается в храме Спаса на Запрудне, на месте которого была некогда явлена Феодоровская икона.

18 сентября в Тутаеве Ярославской области проводится еще один крестный ход с древним образом Спаса Всемилостивого.

21 сентября, на Рождество Пресвятой Богородицы, с крестным ходом в Курск возвращается из Коренной пустыни икона Курско-Коренной Божией матери «Знамение».

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией матери, происходит крестный ход с почитаемыми иконами «Объятия Отча» и Казанская в Уссурийском Рождества Богородицы женском монастыре в Приморье.

Материал подготовил Сергей Иванов

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации