Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Соловки - Русская Голгофа.Формируются группы в паломничество на Соловки 2018 год

"Крайсветным монастырём" называли в старину Соловецкую обитель. Даже в наше время край света остался прежним: куда уж дальше - от бурных волн Белого моря сто с небольшим километров до Полярного круга. Дальше - только льды... Но именно здесь, на краю света, основали в XV столетии святые Зосима, Герман и Савватий обитель в честь Преображения Господня. И суровый северный край преобразился, стал святым. Отсюда начинался путь многих угодников Божиих: св. Филиппа, митрополита Московского, патриарха Никона. Здесь прославились десятки тысяч мучеников за веру, погибшие в страшном соловецком лагере в эпоху советского безбожия... Удивительно, но 35-й градус восточной долготы, на котором расположены Соловецкие острова - это координаты "русской Голгофы". Ведь гора Голгофа на окраине Иерусалима и гора Голгофа на соловецком острове Анзер расположены на одной географической долготе... Мы приглашаем вас в одну из самых удивительных поездок - паломничество на край света, с целью почтить великую святыню Русского Севера - Спасо-Преображенскую обитель на Соловецких островах.

Соловецкие острова – особое место в нашем Отечестве. В них как будто отразилась история Русского Севера. Безуспешно осаждали их иноземцы, оказывались они и оплотом старообрядчества, и разоряемы были своими же русскими… А в ужасные 30-е годы ХХ века по стране гуляла поговорка: «Сегодня на Соловках – завтра по стране».

Соловецкий архипелаг лежит в северной части Онежского залива Белого моря и состоит из шести крупных и множества мелких островов. Сотни пресных озер, покрывающих его поверхность, изобилуют рыбой, как и окружающее море. Леса богаты грибами и ягодами.

По археологическим данным уже с III тысячелетия до н.э. архипелаг посещается людьми. Примерно с ХII в. берега Белого моря начинают осваивать новгородцы, встречая на своем пути редкие финские племена. В это время Соловки превращаются в сезонное пристанище для рыбаков и охотников за морским зверем.

Во второй четверти ХV в. на островах появились первые отшельники…

Начало обители

Начало обители на Соловках было положено иноками Савватием и Германом. Преподобный Савватий был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря, откуда после преставления преподобного Кирилла ушел на Валаам в поисках «безмолвного» жития. Однако вскоре и этот монастырь показался ему шумным и был оставлен. Странствуя по карельскому берегу, Савватий узнал от местных жителей о Соловецком острове. Поморы рассказали ему, что остров сей велик, и много на нем озер, полных рыбы, и горы его покрыты бором, и растут там преогромные сосны, годные для постройки храмов. Однако жизнь на острове том, предупреждали они, весьма трудна, лишь в теплое время приходят к нему рыбаки, занимаются своими промыслами и уходят восвояси.

Преподобный видел, что именно там – на Соловецком острове – он достигнет желаемого безмолвия и уединения. И на все отговоры поморов преподобный ответил, что есть у него такой Владыка, который дряхлости дает силы юности.

Скоро Промысл Божий указал ему и будущего сожителя на Соловецком острове. В устье реки Выг, в селении Сорока, нашел преподобный часовню, а в ней инока Германа, который подтвердил все, слышанное старцем от прибрежных жителей. И в 1429 году после трехдневного лодочного перехода достигли они Большого Соловецкого острова. Выбрав подходящее место на берегу, прибывшие воздвигли крест и срубили келью. Место их поселения, позднее названное Савватиевым, находится в 10 верстах от нынешней обители, подле горы, именуемой Секирной.

Первые шесть лет иночества на Соловках преподобные провели «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». Душа преподобного Савватия нашла себе здесь покой и безмолвие, к которым стремилась с такой твердостью и постоянством.

Но вот однажды Герман отправился за припасами на материк. Савватий какое-то время обретался на острове один. Почувствовав скорое приближение кончины, возжелал он причаститься Святых Христовых Таин и пустился один по морю. Все в том же селении Сорока встретился преподобному игумен Нафанаил, который исповедал и причастил его. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий Соловецкий отошел к Господу.

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. Зосима родился в селе Толвуе Новгородской губернии близ Онежского озера. Родители его Гавриил и Мария, зажиточные землевладельцы, были люди благочестивые. Преп. Зосима в ранней молодости постригся в Палеостровском Рождественском монастыре, хотя продолжал жить в миру со своими родителями. Когда они умерли, он роздал свое имущество и ушел на дальний север…

В скором времени в устье реки Сумы молодой монах Зосима, пришедший на побережье Белого моря в поисках уединенного места, повстречал Германа, который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преп. Савватием прожил шесть лет. В 1436 году Герман с Зосимой прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились близ моря. На месте дивного видения (преподобному Зосиме явилась тогда в небесном сиянии прекрасная церковь на востоке) они понемногу соорудили деревянный храм в честь Преображения Господня, с приделом во имя Святителя Николая Мирликийского и трапезной. С этого момента и исчисляется история обители.

Грамота на вечное владение Соловецкими островами, впоследствии неоднократно подтвержденная московскими государями, дарована была монастырю преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики. Зосима стал игуменом островного монастыря после того, как трое игуменов, поставленных Новгородским архиепископом, не вынесли тягот жизни на пустынном острове и покинули его.

В 1465 году иноки обители отправились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где положили их за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной для того часовне. А 17 апреля 1478 года преставился преподобный Зосима. Погребли его за алтарем Спасо-Преображенского храма. Год спустя и преподобный Герман, возвращаясь из Новгорода, где был по делам монастыря, почувствовал близость кончины, причастился в обители Антония Римлянина и мирно предал дух свой Господу. Мощи его лишь через пять лет вернулись на Соловки. Святые мощи преподобного с честью положили с правой стороны алтаря в монастырском храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, рядом с мощами преподобного Савватия. Впоследствии над местом погребения преп. Германа была устроена часовня, а в 1860 году в обители был освящен каменный храм его имени.

Слава о первоначальниках Соловецких и их обители была столь велика, что, когда Новгород в ХVI веке оказался подчинен московскому престолу, Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, пользовался особым покровительством московских государей.

На Церковном соборе в 1547 году были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

Память их совершается: преподобного Савватия – 27 сентября/10 октября; Преподобного Зосимы – 17/30 апреля. Преподобный Герман был причислен к лику святых в 1692 году, память его совершается 30 июля/12 августа. А 8/21 августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

(Тропарь)

Тропарь преподобным Зосиме, Савватию

и Герману Соловецким, глас 8

 

Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце

окияна моря, преподобнии отцы наши Зосимо,

Савватие и Германе, вы бо крест Христов на рамо

вземше, усердно Тому последовасте и, чистотою Богови

приближившеся, отонудуже силами чудес обогати-

стеся. Темже и мы любезно притекаем в рамках чест-

ных мощей ваших и умильно глаголем: о, преподоб-

нии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

 

Устроение обители

Общерусскую славу обитель приобрела в середине ХVI в., когда ее возглавил игумен Филипп (1548-1566), будущий митрополит Московский - неутомимый молитвенник, богослов, строитель и изобретатель. При нем в монастыре был окончательно установлен общежитийный устав, заведены книгописание, иконописание и др. ремесла, начато каменное строительство, на островах были проведены дороги и каналы между озерами, устроена валунная гавань для морских судов, ферма на острове Большая Муксалма.

Игумен Филипп, подвижничество которого служило для иноков лучшим руководством, пребывал в молитве и часто уединялся в особое место, им самим избранное, которое стало известно как Филипповская пустынь. В 1566 г

. св. Филипп был избран митрополитом Московским и всея Руси, резко выступил против кровавой опричнины Ивана Грозного, был сослан и в 1569 году принял мученическую кончину. В 1591 году мощи святителя были перенесены в родную для него Соловецкую обитель.

В конце ХVI века, когда игуменом был Иаков, на Соловках поставили мощные стены и башни из природного камня, и стала обитель «великой государевой крепостью». В 1601 году над Святыми вратами была сооружена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Во времена игуменства преподобного Иринарха (1614-1626) отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, был увеличен до 1040 человек.

Черная страница истории монастыря – события, связанные с «Соловецким сидением» (1668-1676). Тогда иноки обители восстали против церковных реформ, проводимых Никоном. Осада монастыря, продлившаяся восемь лет, завершилась поражением мятежной братии, монастырь был разорен, а большинство монахов – жестоко казнены.

Но Соловецкая обитель восстала из пепла. Петр I дважды посетил Соловки, засвидетельствовав тем самым монаршее прощение опальному монастырю. При Екатерине II Соловки стали монастырем ставропигиальным.

Продолжилось каменное строительство. В 1777 году обитель обзавелась каменной колокольней, в 1854 году появилась больничная церковь во имя святителя Филиппа, а в 1834 году завершилось строительство каменной церкви святителя Николая на месте старой деревянной.

Во время Крымской войны Соловецкий кремль еще раз доказал свою неприступность: в 1854 году его древние стены выдержали нападение с моря английских кораблей. Оборону монастыря возглавил тогда архимандрит Александр.

В 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор, где упокоились теперь в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, а над святыми мощами преподобного Германа была построена освященная в его честь церковь, заменившая собой часовню, существовавшую с ХVIII века.

К началу ХХ века при монастыре насчитывалось 6 скитов, 3 пустыни, 19 церквей (с 30 престолами) и 30 часовен. А еще действовали – училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография и ботанический сад. Некоторое время именно здесь работало первое научное учреждение Беломорья – биостанция. При монастыре постоянно жили около тысячи трудников, работавших безвозмездно, «ради молитв преподобных», и несколько сот наемных рабочих. Число паломников, прибывавших по морю монастырскими пароходами, достигало 15 тысяч человек в год.

Святую обитель Соловецкую прославил сонм подвижников благочестия, в разное время подвизавшихся в монастыре, в его скитах и пустыньках. 9/22 августа, в день празднования Собора Соловецких святых, православные поминают первоначальников обители, преподобных Зосиму, савватия, и Германа, преподобного Елисея Сумского, преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских, преподобных Вассиана и Иону Пертоминских, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, преподобного Диодора (в схиме Дамиана) Юрьегорского, преподобного Елеазара, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзер, преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита на острове Анзер, и многих других святых.

С.Л.О.Н. (Соловецкий лагерь особого назначения)

За первые пятьсот лет своего существования Соловецкий монастырь дал Церкви множество святых и подвижников благочестия, обогатил русскую культуру первоклассными памятниками архитектуры, иконописи и литературы, а хозяйственную и морскую практику Поморья – ценнейшим опытом и разнообразными техническими новинками. В ХХ-й век обитель входила как крупнейший паломнический центр, имеющий свой флот, учебные заведения, разветвленную хозяйственную структуру.

На протяжении столетий Соловки служили вещим зеркалом России. И смена государственного строя не могла в этом зеркале не отразиться: в 1920 году, незадолго до пятисотлетнего юбилея монастыря, обитель закрыли, а ее земли национализировали, превратив в пустошь. Последний Соловецкий настоятель – архимандрит Вениамин (Конов) – в 1928 г  принял мученическую кончину в лесном скиту под Архангельском.

С 1922 по 1939 гг. на островах располагались места заключения. В 1923 году монастырь превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в 1937 году преобразовали в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Удивительным образом монастырь и тюрьма соединяются в одном из поклонных крестов на острове Анзер, где четко читается дата установки 25 октября 1917 года.

На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов, священников, участников Белого движения, политических противников советской власти, представителей творческой интеллигенции. С начала 30-ых годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии и Украины. Около шестидесяти человек из числа братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных.

Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы и архимандриты. Большинство из них были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или местах пересылки.

Великая Соловецкая святыня была приговорена к ритуальному поруганию: вскрывались раки с мощами святых, вывозились в столицу намоленные иконы, «национализировались» монастырские святыни. Храмы и кельи спешно переоборудовались в узилища. Со всех уголков потянулись на Север этапы – «враги народа», «контрреволюционеры», «иностранные шпионы» и «вредители». Только по известным архивным данным в период с 1923 по 1933 год в лагере умерло почти восемь тысяч заключенных. Вообще же через СЛОН на протяжении почти двух десятилетий прошли несколько десятков тысяч узников. Около 40 тысяч из них легли в соловецкую землю. Собор Соловецких святых прежних времен пополнился в эти годы десятками новомучеников и исповедников, пострадавших за веру.

«Соловки – антиминс под открытым небом, здесь вся земля полита кровью мучеников» - говорят нынешние иноки.

Паломническая служба Иоаннов Родник организовывает паломнические поездки на Соловецкие острова, запись в группы по телефону +375296024046 . Подробная информация о паломническом маршруте и запись в поездку  здесь.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации