Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Святой Даниил II

[серб. Данило Други] (ок. 1274 - 19.12.1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей), архиеп. Печский (1324-1337). Основные сведения о жизни Досифей содержатся в написанных им «Житиях королей и архиепископов сербских» и в Житии Досифей, составленном его учеником. Год рождения Досифей вычисляют, принимая во внимание его сообщение о том, что он был избран архиепископом на 50-м году жизни. Досифей происходил из знатной семьи, один выжил из братьев и сестер. Был «рожден и воспитан в серб. земле, с детства рос в Православии». Несмотря на неодобрение родителей, любил читать книги. В юном возрасте пришел ко двору кор. св. Милутина (Стефана Уроша II), до самой смерти к-рого оставался его верным помощником. После беседы с неким старцем в мон-ре Сопочани, куда он приехал, сопровождая короля, решил стать монахом. Ок. 1300 г. в мон-ре Кончул принял постриг с именем Даниил (мирское имя неизвестно). По приглашению архиеп. Евстафия II, посоветовавшись с королем, перешел в мон-рь Печ (см. ст. Печская Патриархия), где был рукоположен во иерея.

В 1306/07 г. Досифей на Соборе, созванном в Сербии, а не на соборе хиландарского братства был избран игуменом афонского мон-ря Хиландар, возможно не без поддержки его кандидатуры кор. св. Милутином и архиеп. Евстафием. Управлял мон-рем в 1307-1309 гг., когда Св. Гора подвергалась нападениям каталанских отрядов, организовал успешную оборону обители. Ок. 1308 или 1310 г., вероятно, временно находился в Сербии, хотя есть мнение, что он не покидал Афон до 1311 г. Последний раз Досифей упоминается как игумен афонского мон-ря 26 мая 1310 г., с авг. 1312 г. упоминается новый игумен Никодим (впосл. архиепископ Сербский). Избрание нового настоятеля можно объяснить опасением насельников, что Досифей, в очередной раз покидая Афон, не вернется в обитель.

Досифей поселился в Карее, в келье св. Саввы Сербского, но вскоре кор. Милутин направил его с дипломатической миссией к своему брату кор. Стефану Драгутину (см. Феоктист, прп.), в г. Дебрц в Среме, по словам Досифей, «ради неких дел» (возможно, для примирения враждовавших в тот период родственников). Досифей успешно выполнил миссию и был щедро одарен Драгутином и его супругой Кателиной. По возвращении он был избран епископом Баньской епархии, но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне. В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с рус. мон-рем вмч. Пантелеимона (большинство насельников к-рого в то время были сербами), имел там духовного отца. Присутствовал у смертного одра кор. Елены и участвовал в ее погребении (1314).

Вернувшись на Афон, Досифей жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Св. землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Кор. Милутин планировал возвести Досифей на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Досифей, был избран игум. Хиландара Никодим. В 1317 г. Досифей был назначен на Хумскую епархию. Регулярно посещал Афон. Напутствовал кор. Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына кор. Милутина, Стефана Дечанского, Досифей стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки в К-поле и примириться с отцом. Взойдя на престол, кор. Стефан направил Досифей с дипломатической миссией к болг. и визант. правителям. После смерти в 1324 г. архиеп. Никодима Досифей вновь был приглашен в Сербию. 14 сент. 1324 г. кор. Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Досифей архиепископом всех сербских и приморских земель. В 1331 г. во время конфликта кор. Стефана с сыном Душаном (см. Стефан Душан) принял сторону последнего и позже короновал его.

Особую заботу Досифей проявлял о строительстве церквей. В 1328 г. в Пече он воздвиг ц. Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Досифей «все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина». Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в т. ч. композиции «Лоза Неманина». Со 2-й четв. XIV в. этот своего рода изобразительный аналог соч. Досифей «Жития святых королей и архиепископов сербских» получил распространение в стенописях серб. храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Досифей).

Досифей был 2-м ктитором мон-ря Дечаны, обновил притвор в мон-ре Жича. В Елашнице построил ц. св. Михаила и церковный двор, в Лизице обновил ц. св. Саввы. Похоронен в Пече, в сев.-зап. углу ц. Богородицы Одигитрии, в нише в мраморном саркофаге.

Житие Досифей, написанное одним из его учеников, не содержит свидетельств о его почитании и встречается в рукописной традиции лишь в составе написанного Досифей сборника. Единственное указание на возможное почитание Досифей относится к 1643 г., когда посланец Сербского патриарха Паисия (Яневаца), печский архим. Кентерион, во время поездки в Москву за «милостыней» поднес царю Михаилу Феодоровичу миро от мощей Досифей (Димитриjевић М. Документа, кojи се тичу односа између српске цркве и Pycиje у XVII в. // ССКА. 1903. Књ. 39. С. 280). До кон. XX в. неизвестны церкви с посвящением Досифей Служба Досифей, принадлежащая митр. Сербскому Михаилу (Йовановичу), была опубликована в белградском изд-ве Сербляка (1860) под 20 дек.

Досифей написал древнейшую часть сб. «Жития королей и архиепископов сербских» (позднее было дополнено др. авторами), к-рую составили Жития королей Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина (Стефана Уроша II), кор. Елены, архиепископов Арсения I, Иоанникия I и Евстафия I. Этот цикл, созданный между 1317 (Житие кор. св. Елены) и 1324 (Житие кор. св. Милутина) гг., является важнейшим источником по истории династии Неманичей и Сербской Церкви сер. XIII - 1-й четв. XIV в. и, как считает М. Кашанин, продолжает традицию кор. св. Стефана Первовенчанного (Кашанин. 1975. С. 223).

В агиографическом творчестве Досифей сочетаются черты сурового святогорского аскета и придворного книжника, он не дает негативных характеристик своим героям, часто прибегает к умолчаниям, особенно в вопросах, связанных с легитимностью смены верховного правителя или Главы Церкви, как в случае с архиеп. Сербским Даниилом I. В Житиях (напр., кор. св. Елены и кор. св. Милутина) нет традиц. последовательного изложения биографий святых, описывается значительное число отдельных эпизодов, являющихся, по мнению автора, наиболее характерными и ключевыми для образа человека. Центральной фигурой агиографического цикла является кор. Милутин, представленный в окружении родственников (отца, матери, брата) и архиепископов-современников, прежде всего как могущественный правитель, принадлежащий к св. династии, и талантливый полководец.

По сравнению с творчеством более ранних серб. агиографов Жития, написанные Досифей, отличаются усложнением внутренней структуры текста и наличием композиционного «плетения» (напр., Житие кор. св. Елены) с использованием элементов др. жанров: молитвы, «плача», внутреннего монолога и обращения к душе, покаянного исповедания и поучения (Богдановић. 1980. С. 177). Исследователи считают эти новации влиянием духовной атмосферы предысихастской эпохи или раннего исихазма, характерным для Афона (Там же. С. 177-178; Радуновић. 1993-1994). Житие кор. Елены, католички по происхождению, покровительствовавшей правосл. обителям и храмам, представляет редкий для средневек. правосл. слав. литератур образец жен. жития.

Сб. «Жития королей и архиепископов сербских» нельзя назвать собранием уставных чтений на соответствующие дни памяти серб. святых (в этом случае показательно отсутствие отдельных, вне сборника, списков Житий, написанных Досифей), он скорее является аналогом «Книги степенной царского родословия» - рус. письменного свода XVII в. (см.: Турилов А. А. Древнейшая история славян и Руси в «Книге степенной царского родословия» // Славяне и их соседи: Миф и история: Тез. 15-й конф. М., 1996. С. 51-52).

Досифей также считается автором «автобиографической» части преамбулы жалованной грамоты («повели») кор. Милутина мон-рю Хиландар о пасечниках (1317), дошедшей в списке (возможно, интерполированном) нач. XV в. (Мошин. 1976; Богдановић. 1980. С. 176-177). Позднее этот текст был положен Досифей в основу Жития св. Милутина, вошедшего в сборник.

Гимнографические сочинения Досифей представлены службами его предшественникам - серб. святым архиепископам Арсению и Евстафию. Неясным до конца остается вопрос о связях этих служб с более ранними гимнографическими произведениями, посвященными тем же архиепископам, возможно послужившими для них источниками. Так, в старом собрании НБС в Белграде (погибшем в апр. 1941) хранилась болг. Минея (№ 15), содержавшая службу архиеп. св. Евстафию с проложным Житием, явно не связанным с написанным Досифей Рукопись датировали Дж. Даничич XIII в., Л. Стоянович XIV в. (Даничић Ђ. Ситниjи списи. Сремски Карловци, 1925. Књ. 1. С. 317; Cmojaнoвuћ Љ. Каталог Нар. б-ке у Београду: Рукописи и старе штампане књиге. Београд, 1903. Књ. 4. С. 62-63. № 209). В дефектном списке службы св. Арсению Сербскому 1-й пол. XIV в. (ГИМ. ХлуДосифей 13. л. 293-294) имеется 2-й канон, неизвестный в более поздней традиции (Турилов А. А. К истории 2-й (македонской) рукоп. коллекции А. Ф. Гильфердинга // Слав. альм., 2002. М., 2003. С. 142. Примеч. 38).

Службы, написанные Досифей, сохранились в списках, составленных немного позже его кончины. Так, служба архиеп. св. Арсению содержалась в т. н. Оливеровой Минее 1342 г. на сент.-дек. (старое собрание НБС в Белграде, № 62), пропавшей во время первой мировой войны; служба архиеп. св. Евстафию входит в пергаменную Минею на янв. (РНБ. F. n. I. 69) сер.- 3-й четв. XIV в. Не позднее XV в. служба св. Арсению Сербскому получила известность на Руси (Naumow A. Wiara i historia: Z dzejow literatury cerkiewnoslowianskiej na zemiach polsko-litewskich. Krakòw, 1996. S. 55; Турилов A. A. Южнослав. памятники в лит-ре и книжности Литовской и Московской Руси XV - 1-й пол. XVI в.: Парадоксы истории и географии культурных связей // Слав. альм., 2000. М., 2001. С. 258, 279. Примеч. 105). Службы Сербским архиепископам, написанные Досифей согласно канонам церковной традиции, в поэтическом смысле уступают творениям старшего его современника Феодосия Хиландарца. Текст службы архиеп. св. Арсению почти вдвое превышает текст, посвященный архиеп. св. Евстафию, и с художественной т. зр. представляет больший интерес.

Иконография

2 прижизненных изображения Досифей сохранились в стенописях ц. Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337): молодой Досифей и свт. Николай изображены над входом в храм в стороне от образа Богоматери «Живоносный Источник»; в ктиторской композиции представлен Досифей (старше по возрасту, чем в предыдущей композиции) с моделью печской церкви в руках, прор. Даниил подводит его к Богоматери, восседающей на престоле. В соборе Дечанского мон-ря Досифей изображен как «второй ктитор» (между 1339 и 1348). Посмертные изображения архиепископа находятся в стенописях мон-ря Ораховица и в притворе («припрате») ц. Спаса (XIX в.) в Кучевиште (Paдojичић Ђ. Сп. Светитељски ликове Милоша Обилића // Пут: Часопис за хришћанску културу. Београд, 1933/1934. Бр. 1. С. 23). Начиная с ктиторской композиции, Досифей изображается маститым старцем с черной окладистой заостренной бородой, в архиепископском облачении, с обширным гуменцом.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации