Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Cвятые Франции

Православные святые Франции



Архиепископ Серафим (Дулгов), сын русских эмигрантов, рассказывает о православных святых Франции, о том, как определить, православный святой или католический.

Вы можете спросить: как мы определяли, кто православный святой, а кто – нет? Очень прошу вас запомнить – никогда не думайте, что 1054 год – это какой-то рубеж и за день до 1054 года было так, а днем позже – иначе. Происходил очень сложный и длительный процесс, начавшийся в VII веке и окончившийся взятием Константинополя крестоносцами в XIII веке, 1054 год вытащил из истории латинский кардинал Бароний, который хотел с точностью до секунды определить, когда мы были еще католиками в его понимании, а когда мы ими быть перестали. Поэтому, когда мы праздновали 1000-летие крещения Руси, многие католики ко мне подходили в Лионе и говорили: «Да вы же были крещены католиками, раз это произошло до 1054 года!»

Согласно епископу Нафанаилу, определяя, кто православный святой, а кто нет, нужно, во-первых, понимать, что святой угодник Божий не нуждается в нашем прославлении, он прославлен у Господа, и наше его вписывание в календарь для него никакого значения не имеет. Но нам самим необходимо знать, чьему примеру мы можем следовать полностью, а кто примером для нашего подражания не является. Таким образом, до VII века мы всех угодников Запада считаем православными, а начиная с VIII века – стоит каждый раз задумываться, какие на кого были влияния.

Например, если святой жил в Северной Франции, в наших краях, то на него влияла Англия, которая дольше других стран Западной Европы оставалась православной. Если же он подвизался ближе к Германии, то там раньше возникли еретические течения. Не забудьте, что за два столетия до 1054 года Символ веры уже был изменен на Западе! А с IX века угодники Запада для нас уже, конечно же, почтенные люди, но никак не православные святые. Хотя в двух или трех случаях епископ Нафанаил упоминает о православных святых в Богемии даже после 1054 года.

Лион – это древний центр Франции, Лугдунум. В Лион христианство пришло не от апостолов, а с православного Востока (оттуда родом святой Пофин; святой Ириней Лионский также был учеником святого Поликарпа, ученика Иоанна Богослова). В 177 году в Лионе уже было много христиан (обращу ваше внимание: мы, русские, стали христианами только в IX веке!), и на них начались гонения.

Сохранились письма христиан той эпохи, в которых описано то страшное гонение, которое началось неожиданно, в Страстной Пяток. В Лионе выставили статую языческой богини, и христиане должны были вместе со всеми ей поклониться (не поклонение приравнивалось к не почитанию Кесаря). Христиане отказались. Вначале хватали самых слабых (детей, девушек, женщин), надеясь, что они не выдержат испытаний. Но именно дети и женщины оказались наиболее ревностными. Тогда стали подкупать слуг. И те выдавали своих христиан-хозяев, рассказывая, что те «кровь пьют, всякие другие неподобные вещи делают, а самое главное, не почитают Кесаря». По их показаниям 35-40 человек попали в темницу. Среди них была девушка Бландина, мальчик Понтикум, 90-летний епископ Пофин (умерший в тюрьме от истощения). Выживших узников бросили на растерзание зверям в амфитеатр. Сперва Бландину привязали к столбу на лионской арене, и, когда пришли разъяренные львы, они легли у ее ног. Вспомните святого Герасима Иорданского! Из житий святых известно, что дикие звери не трогали угодников Божиих. Но потом ее завязали в сети и бросили на рога разъяренного быка, который ее растоптал.

Мы знаем имена мучеников первого гонения, и священник в нашей церкви в Лионе их поминает на проскомидии. Когда раскопали этот амфитеатр, то первое богослужение (удивительно, но это так!) было совершено православной церковью Лиона, потом археологу, кажется, попало от католиков, но первая служба была наша.

За первым гонением 177 года последовало второе в 178 году и третье – в 203 году. Тогда замучили 19 000 христиан, среди них и епископа Лионского Иринея. И это свидетельствует о том, что в начале III века Лион стал уже полностью христианским городом. Поэтому когда какой-нибудь француз делается православным (я имею в виду Францию, но это касается и Германии, и Швейцарии), мы не должны ему говорить, что он переменил веру, но что он вернулся к той вере, которая здесь, на его земле, главенствовала в первые века. И нам святых первых веков надо чтить, как своих. Эти святые – наши святые.

Хочу особенно остановиться на святой Геновефе (Женевьеве) Парижской. Когда к Симеону Столпнику прибыли галльские купцы, он сказал: «У вас имеется великая святая Геновефа», то есть он на столпу своем знал, что в Галлии есть святая Геновефа».

В V веке на Париж наступает Аттила. Мужчины сначала хотят защищать Лютецию, тот островок, где теперь собор Парижской Богоматери. Но при виде полчищ Аттилы теряют дух. Поднимается молоденькая женщина, тридцатилетняя Геновефа и уговаривает их: «Перестаньте бояться, обратитесь к посту и молитве, просите у Бога спасения». Над ней смеются, но она обращается к ним снова: «Взывайте к Отцу нашему Небесному, беритесь за оружие поста и молитвы. Я предсказываю вам, что, поступая так, вы и ваши семьи будете спасены». Она была монахиней, родилась в Нантере. Оттуда она часто ходила в Сен-Дени, где находились мощи святого Дионисия, через леса, поэтому ее изображают со свечой в руках, которой она освещала себе путь. Неожиданно ее послушали. И действительно войска Аттилы, наступавшие двумя колоннами, соединились перед Парижем, но по неизвестным причинам обошли город стороной.

Я хочу вам напомнить слова из проповеди епископа Нафанаила, что сила Божия совершается через тех, кто яснее, полнее и смиреннее признает свою ничтожность перед Богом, свою полную зависимость от Божией воли, от благой, вседержительной Божией любви и полнее доверится Его деснице, а не своим силам. И вот все эти качества чаще встречаются в женщинах, чем в мужчинах, потому что у мужчин часто остается еще древнее, языческое, горделивое превозношение. Они чувствуют, что такие сильные, крепкие, а у женщин сила Божия совершается в немощи. Мощи святой Геновефы были осквернены в 1789 году революционерами. Известно место и камень, на котором они были сожжены. В нашей России революционеры первым делом тоже уничтожали мощи святых, взяв «хороший» пример со своих французских учителей, сразу же уничтоживших мощи святой покровительницы Парижа.

Постепенно православие у нас во Франции и в Западной Европе вообще исчезло. В Англии – позднее, ближе к Германии – быстрее, в нашем районе оно держалось дольше потому, что мы имели влияние из Англии.

Православие вернулось в Западную Европу, когда после революции сюда прибыло множество русских, и они принесли ту веру, которая здесь когда-то была.



По материалам православных сайтов подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Мученики Лионские и Вьенские. 

О подвиге этих святых известно из послания христиан городов Лиона (Лугдуна) и Вьены церквам Асии и Фригии. Послание сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Памфила (книга V, 1, 2) Гонения датируются 177 годом и относятся к царствованию Марка Аврелия (161-180). Историки отмечают, что оно произошло по инициативе черни, а отнюдь не по указу императора.98 

Сначала христиан перестали пускать в бани и на рынки, потом запретили вообще показываться в общественных местах. В отсутствие правителя области (легата) озверевшая толпа грабила и избивала христиан, многие из них были заключены в тюрьму до его приезда. Легат обошелся с арестованными «со всей жестокостью»99. «Тут среди остальных обнаружилось различие: одни были готовы к мученичеству и со всей охотой произносили исповедание веры». А другие не выдержали и произнесли отречение. Их было около 10 человек. «Они доставили нам великое огорчение и неизмеримую скорбь и надломили мужественную решимость у тех, кто еще не был схвачен и кто, хотя и с великим страхом, но помогал мученикам и не оставлял их», — пишут очевидцы. 

Обвинения, которые предъявляли христианам, были под страхом пыток вытянуты из их рабов-язычников. Это были немыслимые «Фиестовы пиры, Эдиповы связи и вообще такое, о чем нам не то что говорить, но и думать нельзя; нельзя и поверить, чтобы такое бывало когда-либо у людей». Когда распространились эти ложные слухи, «все озверели; даже те, кто раньше был к нам скорее расположен в силу дружеских связей, в ярости на нас скрежетали зубами».

Епископом Лиона был старец Пофин, которому было уже за девяносто. Но, несмотря на телесную слабость, он сам пошел к судье. «Исповедание его было прекрасно. На вопрос легата, что это за Бог у христиан, он ответил: “Будешь достоин — узнаешь”. Тогда его безжалостно поволокли, всячески осыпая ударами. Стоявшие рядом, не уважая его старости, били его руками и пинали ногами; находившиеся подальше швыряли всем, что попадало под руку: все считали преступным нечестием отстать в этом грубом издевательстве; думали, что таким образом они мстят за своих богов. Пофина, едва дышавшего, бросили в тюрьму, и через два дня он испустил дух».

В послании Лионских и Вьенских христиан названы еще несколько имен мучеников: диакона из Вьены Сакста, Александра, пергамец Аталла, «всегда бывшего опорой и оплотом здешних христиан», Матура, «недавно крестившегося, но доброго бойца», Бландину с пятнадцатилетним братом Понтиком.. 

О последней сказано: «на ней Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии. Боялись за нес все: и мы, и ее земная госпожа, сама бывшая в числе исповедников, считали, что у Бландины, по ее телесной слабости, не хватит сил на смелое исповедание. Она же исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили ее. Они признавались, что побеждены, и не знали, что еще делать… По их утверждению, пытки одного вида достаточно, чтобы человек испустил дух,— не надо стольких и таких. Но блаженная, как настоящий борец, черпала новые силы в исповедании: она восстанавливала их, отдыхала, не чувствовала боли, повторяя: “Я христианка, у нас не делается ничего плохого”. Ее не только мучили, но вместе с братом приводили смотреть на страдания остальных. Бландина была казнена последней. Она, «убеждавшая, как благородная мать, своих детей и проводившая их, победителей, к Царю… и поспешила к ним, ликуя о своем отходе … словно приглашенная на брачный пир, а не брошенная на съедение зверям. После бичей, встречи со зверями, раскаленной сковороды ее, наконец, посадили в ивовую корзину и бросили быку. Животное долго подбрасывало ее, но она уже ничего не чувствовала в надежде обетованного и в общении со Христом. Ее тоже закололи. Сами язычники сознавались, что у них ни одна женщина не смогла бы выдержать столько таких мучений».

В послании отмечается и такой факт, что отпадших держали в тюрьме, как и остальных, и тоже пытали. «В то время отречение было бесполезно, и объявившие себя тем, чем они и были, были посажены как христиане и ни в чем другом их не обвиняли; этих же держали как убийц и развратников, и по сравнению с остальными наказаны они были вдвойне. Радость мученичества, надежда на обещанную награду, любовь ко Христу, дух Отчий — все это облегчало участь исповедников; зато отрекшихся сильно мучила совесть: когда узников выводили, то их сразу можно было отличить по виду. Исповедники шли веселые; на их лицах была печать благодати и славы… От них исходило благоухание Христово; некоторые даже думали, что они умащиваются миром; отрекшиеся шли понурые, приниженные, всякое благообразие было ими утрачено; к тому же язычники оскорбляли их как низких трусов, обвиняли в человекоубийстве… Видя это, и остальные укреплялись… не сомневаясь произносили свое исповедание». Но самое удивительное, что когда от кесаря пришло повеление «исповедников мучить; кто отречется, тех отпустить», большинство отступников вернулось к вере. Это произошло благодаря исповедникам. «Ожившие, полные сил подходили они (бывшие отступники) к кафедре для нового допроса, и радовался Господь, не желающий смерти грешника, милостивый к кающимся». Так, по словам послания «живые оживили мертвых». Недавние отступники .мужественно исповедали свою веру и были причислены к мученикам.

Кесарь велел римских граждан усечь мечем, остальных отдать зверям. После смерти всех мучеников язычники стали издеваться над их останками. Их «старательно охраняли днем и ночью, чтобы никто из наших не похоронил их. Выбросили то, что осталось от огня и звериных зубов… Одни при виде этих останков злобно скрежетали зубами, ища, чем бы еще отомстить; другие, смеясь, издевались, восхваляли своих идолов и приписывали им наказание христиан. Люди более мягкие, склонные до некоторой степени к состраданию, укоряли нас, говоря: “Где же их Бог? Какая им польза от их веры, за которую они отдали жизнь?” … И ночь не приходила на помощь, и деньги не убеждали, и мольбы не трогали: останки мучеников всячески охраняли, словно в расчете на большую выгоду от того, что не будет у них могил”. Через шесть дней останки мучеников были сожжены, а пепел брошен в реку Родан, «чтобы ничего от них на земле не оставалось». 

Описывая подвиг своих братьев, лионские и вьенские христиане подчеркивают их смирение и истинную любовь к ближним. «Многократно мучимые, бросаемые зверям и возвращаемые в тюрьму, все в ожогах, рубцах и ранах, они не только сами не объявляли себя мучениками, но запрещали нам их так называть». Они говорили: «Мы просто исповедники ничтожные» и « со слезами просили братьев усиленно молиться, чтобы им устоять до конца». Они молились за палачей и не превозносились над падшими. Исповедники, «проливая за них обильные слезы перед Отцом, просили даровать им жизнь, и Он давал ее; они отдавали ее ближним и, победив все, отходили к Богу».cccii

Св. Ириней Лионский. Ум. 202.

Св. Ириней Лионский является самым значительным богословом второго века. Его считают основоположником христианской догматики. 

О жизни Иринея известно относительно немного. О времени и месте его рождения точных данных нет. Предполагают, что он родился в середине II века в Смирне, где и получил христианское воспитание. В отрочестве он слушал поучения св. Поликарма Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова. Здесь он узнал "подлинное и неизменное благовествование", веру в которое он пронес через всю свою жизнь. Воспоминания о встречах со св. Поликарпом всегда были живы в его душе. Возможно, св. Ириней сопровождал св. Поликарпа в Рим, когда шел спор о праздновании Пасхи (154 г. по Р.Х.).

Между общинами малой Азии и Галлии в древности существовали тесные связи. Поэтому неудивительно, что св. Ириней большую часть жизни провел в Галлии. Он был в Лионе пресвитером, а затем епископом.

Во время гонений 177 года Иринея в Галлии не было. Известно, что в правление Марка Аврелия еще в сане пресвитера св. Ириней ездил в Рим поговорить с папой Елевферием в связи с монтанистскими спорами. После окончания гонений он был епископом Лионским (178 г.). Позднее ему удалось убедить папу Виктора примириться с теми малоазиатскими церквами, которые праздновали Пасху 14 нисана, по обычаю св. Апостола Иоанна, а не в воскресенье. Евсевий Касарийский за деятельность по сохранению церковного мира называет св. Иринея миротворцем не только по имени, но и на самом деле.

Блаж. Иероним и другие авторы утверждают, что он принял мученическую смерть во время гонений императора Септимия Севера (202 г. по Р.Х.).

Таким образом, св. Иринея мы знаем фактически только по его писаниям. Их содержание свидетельствует о прекрасно образовании их автора, о глубоком знании св. Иринеем не только Священного Писания, но и языческой литературы и философии. Его главный труд «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания (гнозиса)» или «Против ересей» сохранился только во фрагментах на греческом, а полностью — в латинском переводе. Это сочинение имело огромное значение для развития христианского богословия. Другой труд, «Доказательство апостольской проповеди», стал доступным нам только в начале этого столетия, когда в 1904 г. был открыт его армянский перевод. 

Св. Мартин Милостивый, еп. Турский. Ок.316- 397. Память 12 октября.


Прп. Иоанн Кассиан не был единственным наставником западного иночества. Распространению аскетических идеалов в Европе в очень значительной степени способствовал св. Мартин Турский. В отличие от прп. Иоанна Кассиана и блаж. Иеронима Стридонского, св. Мартин не оставил никаких письменных трудов. Он был преимущественно человеком действия. О его жизни мы знаем от его ученика, известного древнего писателя Сульпиция Севера100. 

Св. Мартин родился в Паннонии, в семье римского легионера, ставшего потом трибуном и служившего в привилегированных войсках — конной гвардии императора. Родители св. Мартина были язычниками, и лишь позднее, когда он сам стал христианином, ему удалось обратить свою мать. Детство и юность св. Мартин провел в Италии. В 10 лет он, против воли родителей стал оглашенным, в двенадцать — возгорелся желанием удалиться в пустыню и предаться аскетическим подвигам. Но жизнь его сложилась иначе. Сыновьям ветеранов было велено посвящать себя военной службе, и св. Мартин с 15-лет должен был служить в армии. Он нес это бремя около четверти века, из них 22 года после Крещения. Военная служба его окончилась в Галлии, в то время, когда ею управлял Юлиан Отступник. По словам агиографа, это произошло при следующих обстоятельствах. Юлиан раздавал воинам денежные подарки, и когда очередь дошла до св. Мартина, тот сказал кесарю: «До сих пор я служил тебе, позволь же ныне нести воинскую службу Богу.. ибо я— воин Христов». Юлиан обвинил св. Мартина в трусости, на что он попросил дозволения выйти против неприятеля безоружным. До начала битвы св. Мартина заключили в карцер, а на следующий день варвары запросили мира, и он был уволен в отставку. Ему было около 40 лет.

Св. Мартин направился к епископу Пуатье св. Иларию Пиктавийскому, известному твердой верой и святостью жизни выдающемуся богослову того времени101. Благодатная личность этого «западного Афанасия» оказала мощное влияние на св. Мартина. Св. Иларий хотел рукоположить его в диакона, на св. Мартин по смирению отказался, и тогда епископ вверил ему служение экзорциста (или заклинателя).102 

Пробыв некоторое время в той должности, св. Мартин посетил родителей, а затем пытался устроить монастырь около Медиолана. Но тамошний епископ-арианин Авксентий изгнал его из города (вероятно, за твердые православные убеждения). Некоторое время он подвизался на некоем острове Галлинария вместе с одним благочестивым пресвитером. После возвращения свт. Илария на кафедру в 361 г. недалеко от Пуатье в селении Лигужье св. Мартин создал первый на латинском Западе монастырь. 

Через 11 лет он, будучи уже прославленным по всей Галлии подвижником, избирается на Турскую кафедру (372 г.) Став епископом, св. Мартин нисколько не изменился — та же бедность было в его одежде, то же смирение в сердце. Некоторое время он жил в келлии при храме, а затем, устав от посетителей, в двух милях от Тура основал свой знаменитый монастырь Мармутье. Монастырь находился в дикой местности близ Луары. Собравшаяся в нем братия, числом около 80 человек, вела крайне суровую жизнь. Как египетские подвижники, они сходились вместе только на общую молитву и скудную вечернюю трапезу. Как св. Иоанн Креститель, одевались в одежды из верблюжьего волоса. Молодые переписывали священные книги, пожилые молились и несли послушание в церкви. 

До самой глубокой старости св. Мартин насаждал в Галлии монашество, основывая все новые и новые обители. В последний путь его провожало уже около 2000 монахов. 

Св. Мартин проявил неутомимую энергию в деле обращения в христианство грубо-языческого кельтского населения Галлии, как подлинный «муж апостольский». Его личность привлекала не только сердца простых людей. Перед ним благоговели и представители образованнейших слоев тогдашнего общества западной части Римской империи. Так, жизнеописатель св. Мартина Сульпиций Север, человек высокой культуры и образования, «выражает свое искреннее изумление перед значимостью, вескостью и благородством речи святого, восхищается его искусством в разрешении труднейших вопросов, возникающих при чтении Священного Писания». Таким образом, св. Мартин был, как и св. ап. Павел, был «всем вся». В этом бывшем простом воине, как и в прп. Антонии Египетском и других великих подвижниках, сияла та истинная мудрость, которая позволила простым рыбакам победить «мудрость» эллинских философов. ccciii

Тур, наряду с Римом, был главным местом паломничества западных христиан. Особенно значительным поклонение свт. Мартину было до 1054 г., в период «эры православия» во Франции. Свт. Мартин называют покровителем Франции.

* * *
Леринский монастырь. Святитель Гонорат.


Эта обитель была, по словам о. Серафима Роуза, была главным рассадником православного иночества в Галлии и выросла исключительно под влиянием монашеской традиции Востока.ccciv

Ее основателем является святитель Гонорат (350-425). Он принадлежал к знатному роду северной Галлии, есть свидетельства, что в его семье были даже консулы. С юных лет св. Гонорат пожелал креститься и «пройти обучение в школе Божией», что вызвало резкое неприятие его языческой семьи, особенно сильно этому стремлению противодействовал его отец. Тем не менее, св. Гонорат вместе со своим братом Венанцием стал подвизаться на одном из островов близ Марселя под руководством отшельника Капразия. Жизнеописатель св. Гонората говорит, что чем более их жизнь скрывалась от мира, тем более сияла молва об их славных подвигах. Уже будучи известными на Западе подвижниками, братья отправились в обители Востока, но когда они были уже в Греции, Венанций умер. Тогда св. Гонорат возвратился в Галлию и основал на острове Лерин впоследствии знаменитый монастырь. 

Остров этот лежит около побережья южной Галлии, напротив Канн. Из-за множества ядовитых змей людей он был необитаем. Там, при постоянных туманах, среди лесов, болот и диких зверей вместе с несколькими единомышленниками стал подвизаться св. Гонорат. Число иноков постоянно возрастало, они заселили не только Лерин, но и ближайшие острова. По своей форме жизнь Леринских иноков напоминала полуотшельническую. Братья жили в отдельных кельях и собирались вместе на богослужение. В уединенных местах Лерина и соседнего острова Леро103 подвизались анахореты. Источником существования иноков был труд. Они ловили рыбу самодельными сетями, выращивали хлеб, возделывали виноградники. Жизнь всего этого братства направлялась устными наставлениями св. Гонората, имевшего сан пресвитера, писаного устава у них не было. Вот как описывает благотворное действие св. Гонората его ученик, а затем преемник по кафедре св. Иларий Арльский в своем «Похвальном слове» святому. «Вокруг Гонората собираются ищущие Христа, вполне находят Христа… Ибо здесь обитала чистота, святость, вера и добродетель, жздесь сияла мудрость и истина… Какого варварства он не укротил? Сколько раз он из лютых зверей делал кротких голубей? … И чья порочность прежде тяжела была для самих порочных, тех совершенство сделалось увеселением для всех…. благодаря его неутомимой деятельности и оживляющей любви, всем становилось вблизи него легко… Оттого все называли его господином и отцом, и в нем снова находили отечество и родных, которых оставляли в мире». cccv 

Позднее, в 426 г. св. Гонорат стал епископом Арля (Арелата) и продолжал насаждать в полуязыческой Галлии евангельское учение и монашеские идеалы уже в качестве архипастыря. Прп. Иоанн Кассиан посвятил ему семь из 24-х Собеседований египетских подвижников. 

Леринский монастырь был центром южно-галльской аскезы. Из него вышло много епископов. В их числе можно назвать следующих святых:

1. Свт. Иларий, митр. Арльский (Арелатский) (401-449) — Ученик свт. Гонората, автор его жизнеописания и преемник по кафедре. Свт. Иларий принадлежал к сонму 2монахов» епископов, начало которым положит свт. Мартин Терский. Свт. Иларий с юности был рядом со свт. Гоноратом, а затем последовал за ним из Лерина в Арль. Умирая, свт. Гонорат назвал его своим преемником по кафедре, но св. Иларий очень высоко ценил уединение и после кончины учителя снова вернулся в пустыню. Вернуть его на кафедру удалось только с помощью отряда воинов. В тридцать лет он принял бремя архипастырства и пользовался очень высоким авторитетом, фактически был подлинным главой Церкви всей Галлии. Он председательствовал на соборах епископов в Риезе (429), Оранже (441) и Вэзоне (442). Известно о его достаточно независимом положении по отношению к римскому престолу, приведшим к конфликту с папой св. Львом. Свт. Иларий снял сан с епископа Безансона Целидония, когда открылось, что он был женат на вдове. Безансон находится за пределами его юрисдикции, и бывший епископ аппелировал в Рим. Папа Лев принял его в общение, а свт. Иларий решительно протестовал против вмешательства папы во внутригалльские дела, за что по распоряжению папы был брошен в темницу. Однако, папе так и не удалось сместить его с кафедры. Он оставался епископом Арля до конца жизни и умер вне общения с Римом.cccvi

2. Свт. Кесарий Арелатский (470-542) — известный подвижник, церковный деятель и писатель VI века. С 18-ти лет он подвизался в Леринском монастыре, потом стал настоятелем монастыря в Арле, а позднее (в 33 года) — епископом Арля. Около 40 лет он возглавлял Арелатскую кафедру, всецело посвящая себя исключительно духовному руководству епархией, в том числе — попечению о монастырях. Не имея светского образования, он имел самое главное — божий дар мысли и слова, что позволило ему занять почетное место в истории латинской письменности. Аскетические творения свт. Кесария адресованы отдельно инокиням, и отдельно инокам. Свт. Кесарий является автором первого из известных нам письменных уставов, предназначенных специально для женских монастырей «Правила святых дев». Он был написал для обители, управляемой родной сестрой святителя. До этого женские обители жили либо по устным правилам, либо по адаптированным уставам мужских монастырей. Свт. Кесарий написал и устав для иноков «Правила монахов», а также «Послание к инокиням» и шесть «Проповедей к омнахам». Наряду со прп. Иоанном Кассианом, св. Мартином Турским и свт. Гоноратом свт. Кесарий Арелатский закладывал в Галлии прочный фундамент подлинной духовной культуры. « И не их вина, что здание, которое должно было воздвигнуться на этом прочном фундаменте, так и осталось недостроенным».cccvii

3. Св. Викентий Леринский (+450) — учитель Церкви, более почитаемый на Востоке, чем на Западе, священник, автор «Коммониториума» (+450). Святой Викентий - один из крупнейших церковных авторитетов V века. Он выступал противником тех крайностей, которые проповедовались некоторыми августианцами в связи с вопросом о соотношении действий Божественной благодати и человеческой свободы, ставшим важнейшим предметом богословской полемики на Западе в V веке. Сочинение «Коммониториум» («Памятные записки») - важнейший памятник церковной письменности V века, содержащий обобщение православного учения о Священном предании. Известно замечание св. Викентия о Священном предании, о важности ничего не изменять в нем: «Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай…. Научи тому, чему тебя научили, и, говоря новое, не скажи ничего нового».cccviii

В Леринском монастыре некоторое время жили прп. Иоанн Кассиан Римлянин, основавший потом свою обитель в Марселе и просветитель Ирландии св. Патрик. С монастырем был духовно связан св. Павлин Ноландский, по совету которого туда пришел св. Евхерий, впоследствии еп. Лионский, оставивший Церкви в числе прочих письменных трудов свидетельство о мученичестве в горах Швейцарии Фаваидского легиона, возглавляемого св. Маврикием. cccix Прп. Фавст, впоследствии еп. Риеза (Региума), второй после прп. Кассиана отец Галльского монашества, был аббатом Леринского монастыря (ум.490).cccx 

* * *

Итак, в Галлии IV века был свт. Мартин Турский с его отшельническими общинами.

В начале V века был основан Леринский монастырь, принесший в Галлию предания Египетских отцов. Из Лерина вышло много епископов и основателей монастырей.

В первой четверти V века основал свои монастыри прп. Иоанн Кассиан. Тогда же были созданы многочисленные монашеские общины на юге Галлии. Обычно они были вблизи городов, часто основывались епископами. В этих общинах (основанных часто епископами и вблизи городов) через писания прп. Иоанна Кассиана распространялись уставы и учение восточного монашества. И к концу жизни прп. Иоанна Кассиана (ум.434) православное монашество прочно утвердилось в Галлии. 

Затем здесь имело место явление, хорошо знакомое нам по истории России 14-17 веков — феномен «северной Фиваиды»: удаление монахов не только из населенных пунктов, но и из благоустроенных монастырей в пустынные леса Галлии.

Среди первых таких пустынножителей, обративших «пустыни» Галлии в 2монашеские города» были прп. Роман и Лупикин Юрские. cccxi
^ Прп. Роман и Лупикин Юрские. Прп. Роман ум. ок. 460 г. , прп. Лупикин – ок. 480

Житие этих братьев-подвижников, написанное в их монастыре спустя несколько десятилетий после их смерти (около 520 г.) анонимным иноком, представляет собой самый подробный из имеющихся у нас рассказов о древнем монашестве в Галлии. 

С описания подвигов прп. Романа и Лупикина начинает свою «Жизнь отцов» свт. Григорий Турский. И это не случайно: подвиги этих святых к его времени (6 в.) стали легендой, а они сами — чистейшим образцом пустыннического подвига. 

Юра — это горная гряда в восточной Франции, недалеко от швейцарской Границы. Она простирается в запада на восток тремя ступенями, от равнин до «высокой Юры». В древнеримские времена были населены только нижние части Юры. К V веку население этой области уменьшилось, прежде обжитые районы заросли лесами, остались лишь немногие из старых городов, которые были вполне христианскими. Преподобные Роман и Лупикин родились в деревне вблизи одного из таких городов. По-видимому, это было в самом конце IV века, одновременно с преставлением свт. Мартина Турского. Роман был старшим братом прп. Лупикина и удалился в пустыню первым. Получив первоначальные познания о монашестве в одном из монастырей близ Лиона и взяв оттуда рассказы о египетских подвижниках и «Постановления» прп. Иоанна Кассиана, он поселился в уединенной местности Кондадиско, примерно в 30 км от родного города104. Прп. Роману было тогда около 35 лет. Это был простой деревенский парень, «чье сердце однажды в зрелые годы воспламенилось идеалом христианского совершенства», и который, узнав в ближайшем подходящем месте основные принципы монашеской жизни, не раздумывая, пошел и осуществил их. Крышей над его головой служили ветви густой пихты. Преподобный разбил небольшой огород и посеял принесенные с собой семена овощей. Свое время он, как и подобает отшельнику, проводил в молитве, чтении и трудах, причем работал лишь столько, сколько было необходимо для обеспечения своего существования. 

Вскоре к прп. Романцу присоединился его младший брат Лупикин, а затем община стала пополняться все новыми и новыми членами. Через некоторое время Юры, наподобие Фиваиды или Афона, покрылись монастыри, только число иноков исчислялось здесь не тысячами, а скорее сотнями. Все обители находились под общим управлением двух братьев. Юрские монастыри были очень близки по духу к восточным обителям лаврского типа. 

Первым священником в братстве был прп. Роман, принявший этот сан от свт. Илария Арльского, который посетил Юра на пути в Безансон (во время его знаменитого спора со св. папой Львом Великим). Подобно прп. Антонию и Пахомию, первоначальники юрского монашества устроили общину для своей сестры Иолы и ее сподвижниц. Возможно, это была первая на Западе «пустынная» обитель, прежние были основаны вблизи городов. В этом монастыре умер прп. Роман, придя попрощаться с сестрой. Прп. Лупикин управлял братством еще около 20 лет и почил в глубокой старости, до самого конца пребывая в суровых лишениях. 

Юрские обители имели духовные связи с Агаунумом105, местом мученической в 3 в. кончины знаменитого Фиваидского легиона и его начальника св. Маврикия. Первым повествованием об этом событии был рассказ прп. Евхерия Лионского, который несомненно был известен прп. Роману. В его времена на этот месте была только базилика, к которой прп. Роман совершил паломничество. Впоследствии, в 6 в. здесь был основан монастырь «неусыпающих», устав которого был принесен из Константинополя. Монастырь Кондадиско послал туда сто своих монахов для образования одного из девяти хоров, сменявших друг друга в непрерывном псалмопении.

Сейчас на местах подвигов братьев есть две деревни: Сен-Лупикин и Сен-Роман, в е в приходских церквах каждой из них хранятся мощи преподобных. 
^

Cвятая Клотильда, королева Франции. (+545, 3 июня)


Роль св. Клотильды в истории православия во Франции сравнивают с заслугой св. Ольги на Руси, св. Людмилы — в Чехии, св. Елены — в Римской империи106. Благодаря св. Клотильде обратился в православие ее супруг — знаменитый король Хлодвиг из рода Меровингов (486-509), основатель Франкского королевства. 

Св. Клотильда была дочерью бургундского князя, с 493 года — супругой короля Хлодвига. Как впоследствии равноапостольная княгиня Ольга, она стала первой христианкой королевского рода в Галлии. Молодая и красивая королева оказала чрезвычайно благотворное влияние на своего мужа. Однако это произошло далеко не сразу. Поначалу никакие доводы Клотильды не могли убедить Хлодвига креститься. 

Между тем, у королевы родился сын, и она настояла на том, чтобы крестить его. Ребенок умер, едва выйдя из купели. Король резко упрекал Клотильду. “Если бы мальчик, – говорил он, – был освящен именем моих богов, он непременно остался бы жив; теперь же, когда его окрестили во имя твоего Бога, он умер”. На что королева отвечала: “Я благодарю Всемогущего Господа за то, что Он не посчитал меня недостойной и захотел взять рожденное из чрева моего в Царство Свое”. 

Когда начал болеть их второй сын, Хлодвиг сказал: “С ним случится то же, что и с его братом”. Когда же по усердным молитвам Клотильды ребенок выздоровел, король не придал этому никакого значения.

Гораздо большее впечатление произвела на него чудесная победа в знаменитом сражении при Толбиаке. Эта битва против аллеманнов казалась совершенно проигранной. Хлодвиг и его воины усиленно молились языческим идолам, но те им не помогли. Тогда король воззвал к Богу Клотильды: “О, Боже Клотильды, умоляю Тебя, даруй мне победу – и Ты будешь моим Богом; я поверю в Тебя и крещусь во Имя Твое!” Воодушевленные франкские воины удвоили свой пыл, и то, что казалось невозможным, совершилось: аллеманны, внезапно объятые страхом, бежали. 

Королева очень обрадовалась и тайком пригласила реймсского епископа, святого Ремигия107, попросив его объяснить королю основы христианской веры. По окончании беседы Хлодвиг сказал: “Охотно я тебя слушал, святейший отец, но меня смущает вот что: мои подчиненные не потерпят того, чтобы я оставил их богов. Однако я пойду и буду говорить с ними”. Когда же король обратился к своим воинам, то они воскликнули: “О король, мы отрекаемся от смертных богов и будем служить Вечному Богу, Которого проповедует Ремигий”. 

Крещение состоялось в праздник Рождества Христова. Когда при торжественном пении гимнов Хлодвиг вошел в великолепно убранный собор, его охватил страх, и он спросил у Ремигия: “Неужели это и есть Царство Небесное, которое мне обещано?” “Нет, – отвечал епископ, – но это начало пути туда”. Во время совершения Таинства святой Ремигий произнес знаменитые слова: “Смиренно нагни твою голову… поклонись тому, что ты жег; сожги то, чему поклонялся”. Вместе с Хлодвигом епископ Ремигий покрестил 3 тысячи его солдат. Хлодвиг и его соотечественники читали при крещении православный символ веры.108 Это произошло в 496 г. В 1996 году Франция отмечала 1500-летие принятия Православия. 

Незадолго до смерти, в 511 году, Хлодвиг созвал церковный Собор в Орлеане, первый Франкский Собор. Он приказал также составить письменный свод законов, получивший название «Салической правды».

При Хлодвиге Париж стал столицей Галльского королевства. Здесь, на могиле святой Женевьевы, Хлодвиг построил Собор апостолов Петра и Павла, где впоследствии был погребен вместе с Клотильдой. Теперь это церковь святой Женевьевы. 

В 511 году, после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями. Святая Клотильда переехала в Тур, где скромно и добродетельно проводила свои дни при базилике святого Мартина, изредка посещая Париж. О своей кончине она узнала за 30 дней. 

Cвятой Клотильде Франция французская монархия обязана своей эмблемой — тремя цветками лилии, символом Пресвятой Троицы. Эта благочестивая королева воспитала в православии своего внука, св. Клода (Клодульда, Хлодоальда) исповедника (+560, 7 сентября), который отказался от всех прав на трон и принял монашеский постриг. Св. Клод является основателем монастыря близ Парижа109. 

 Королеву Клотильду Церковь канонизировала при Папе Пелагии I в середине VI века. Мощи св. Клотильды, прежде весьма почитаемые, были сожжены во время Великой Французской революции, так же, как и мощи св. Женевьевы и многих других французских святых. Святая Женевьева Парижская. 420(423)-512110. Память 3 января

 Святая Женевьева — покровительница Парижа, родилась деревне в 7 км от столицы. Ее духовные дарования и призвание были открыты свт.Герману Оксерскому (380-448), одному из почитаемых галльских святых, другу и сподвижнику прп. Иоанна Кассина, основателю аббатства Сен-Жермен – усыпальницы французских королей. В 429 г., будучи проездом в родном селении св. Женевьевы святитель узнал девочку в толпе встречающих и благословил посвятить себя Богу. 

После смерти родителей она переселилась в Париж. Самым известным чудом св. Женевьевы является спасение этого грода от нашествия гуннов во главе с Атиллой в 451 г. Святая уговорила парижан не покидать свои дома, но «вооружиться против стремительного натиска мечей оружием поста и молитвы и с легкостью положиться на помощь Господа». Она обещала, что Париж, «благодаря покровительству Божию, останется нетронутым врагами».cccxiii Память об этом чуде не только хранится в предании, но и отмечена колонной, сооруженной на месте, до которого дошел Атилла.cccxiv

Житие св. Женевьевы повествует о том, что несмотря на это, и многие другие чудеса, парижане задумали ее убить, «ради общего своего богатства, за которое она ни их, ни жен их никогда не упрекала». Оставалось только решить, «следует ли ее побить камнями или утопить». От этого преступного намерения горожан отговорил некий архидиакон из другого города, случайно оказавшийся в тот момент Париже. 

Св. Женевьева была духовно связана с прп. Семеоном Столпником. «Через купцов, часто приходивших по торговым делам в германские земли, он посылал святой Женевьеве приветствия с великим почтением и усердно просил ее молить за себя Господа Бога. И столь великими дарами верной рабы Божией были оба осыпаемы, что, будучи разделенными от обоюдного знакомства местоположением провинций и дальностью расстояний, по провидению Божию познали друг друга внутренним духовным зрением».

По словам Жития, «с пятнадцатого до пятидесятого года своей жизни она установила себе пост, дважды в неделю разрешив принятие пищи. Ела она только ячменный хлеб и кусочки пчелиных сот; вина же или того, что может опьянить человека, она ни разу за свою жизнь не пила. После пятидесяти лет, по совету епископов, наставлениями которых пренебрегать никак было нельзя, начала она вкушать в умеренных количествах рыбу и молоко, но и то редко». 

Повествует житие и о том, что у св. Женевьевы были «соратницы духовные» - девы, которые всю жизнь были с нею связаны. Их имена в переводе означают: Вера, Воздержание, Великодушие, Терпение, Простота, Невинность, Согласие, Благоразумие, Любовь, Истина, Учение.

«Завершив отмеренный путь, она окончила жизнь в мире, и завершение это было похвальное. Похоронена она в третьи январские ноны; восемьдесят лет она была странницей в сем мире, народ почитал ее; но она жила для вечности, посвятив себя Христу». Вокруг же ее могилы, король Хлодвиг, основал чудную базилику. После его преждевременной смерти она была завершена королевой Хлотильдой, его супругой. Мощи св. Женевьевы были уничтожены во время Великой Французской революции. cccxv

Сейчас их частицы хранятся в парижской церкви Сент-Этьенн-дю-Мон. Внутри церкви над входом — картина, на которой изображена сидящая под деревом хрупкая молодая девушка в окружении белых овечек. Статуя святой Женевьевы возвышается и на одном из мостов через Сену.

 В 30 км от Парижа расположен небольшой городок Сент-Женевьев де Буа, в котором находится знаменитое русское кладбище. Название городка связано с чудом св. Женевьевы: благодаря ей, в лесу на этом месте когда-то забил источник, и с тех пор поселение стали называть Сент-Женевьев де Буа — «Святая Женевьева в лесах».

Свт. Григорий Турский. (539-594).


Свт. Григорий на сегодняшний день известен своей «Историей франков». Но для православных христиан он более важен как крупнейший древний агиограф. Никто из писавших по латыни на православном Западе не сделал больше, чем он, для прославления западных святых. В этом писателе, по словам иером. Серафима Роуза, «дышит дух православного Востока». При этом написанное им не переводилось на греческий или славянский языки, поскольку его труды тесно связаны с Западом, а Восток уже имел многочисленные сборники о святых Востока, написанных в том же духе. 

К числу сочинений свт. Григория, посвященных православным святым Запада, относятся 8 книг о чудесах. Четыре из них посвящены свт. Матрину Турскому, остальные — это «Слава блаженных мучеников», «Страсти и чудеса святого Иулиана-мученика», «Житие отцов» и «Слава исповедников». Сведения о западных святых разбросаны и по страницам «Истории франков». 7-я книга «Житие отцов» переведена на английский язык иером. Серафимом Роузом. В 2004 г. этот труд опубликован в русском переводе. 

Свт. Григорий родился в Галлии, в семье, отличающейся «редкой преданностью Господу»cccxvi. В его роду было несколько святых (лионский мученик Вектий и четыре святителя). После исцеления от тяжелой болезни он принял постриг, в возрасте около 25 лет был рукоположен в диакона, затем в священника, а около 573 г., имея чуть более 30 лет о роду, был избран епископом Турским. 

Свт. Григорий очень почитал свт. Мартина Турского, своего предшественника по кафедре, и находится под его особым духовным покровительством. Еще будучи диаконом, он получил от этого проставленного святителя исцеление от телесного недуга. И потом, часто страдая от физических недугов, терзавших его истощенное суровым постом тело, он постоянно получал от св. Мартина облегчение. Став епископом, он восстановил обветшавшую базилику св. Мартина и украсил стены изображением его подвигов. 

Пастырское служение свт. Григория было составлено из забот по строительству или восстановлению храмов, письменных трудов, попечению о монахах и мирянах своей епархии. Житие святителя повествует о чудесах, совершенных по молитвам свт. Григория.

Свт. Григорий был связан тесной дружбой с другим святым Григорием — папой Григорием Двоесловом. В житии имеется свидетельство о путешествии свт. Григория Турского в Рим и о почетном приеме, оказанном ему папой. 

Свт. Григорий преставился на 21-м году своего архипастырства, 17 ноября, в неделю св. Мартина (ум.11 ноября), начав совершать службу свт. Мартину и закончив ее «уже вместе с ним на небесах». cccxvii

Свт. Григорий был погребен рядом со свт. Мартином. Храм, в котором они хранились, неоднократно перестраивался. 25 мая 1562 г. мощи святителей Мартина и Григория были осквернены и сожжены протестантами-гугенотами. Останки св. мощей вместе с пеплом были собраны и снова помешены в собор. В 1793 г, в разгар Французский революции, этот собор сравняли с землей, а место застроили дамами и замостили, чтобы стереть и саму память об этих святых. 

 В 186 г. несколько католиков отыскали частицы мощей свт. Мартина и построили новый собор в его честь. От мощей свт. Григория ничего не осталось.

Священномученик Евтропий и святая мученица Евстелла 





Согласно одним известиям, священномученик Евтропий, первый епископ Сентский, был греком или римлянином; по другому же преданию, он происходил из персидского царского рода. Как сообщает в своем сочинении «О славе мучеников» святитель Григорий Турский († 594), Евтропий был рукоположен в епископы папой Римским священномучеником Климентом († 101), учеником святого апостола Петра [1]. Евтропий был одним из миссионеров, посланных вместе со священномучеником Дионисием Ареопагитом († 96) для проповеди Евангелия в Галлии [2]. 

Прибыв в Галлию, святой Евтропий поселился на землях, населенных кельтским племенем сантонов. Главным городом здесь был Медиолан сантонов (лат. Mediolanum Santonum). Ныне на его месте находится французский город Сент. 

Являя пример жития по Боге, святой Евтропий жил в бедной келье, днем проповедовал жителям Сента слово Божие, а ночи проводил в бдении, молитве и слезах. Неустанно благовествуя истину веры Христовой, святитель обратил многих язычников. 

Среди обращенных им в христианство была 13-летняя девица Евстелла. Ее отец – знатный римлянин – был правителем Сента; мать Евстеллы происходила из древнего рода друидов. Привлеченная проповедью святителя Евтропия, Евстелла приняла крещение. Стремясь посвятить свою жизнь одному только служению Богу, Евстелла решила отказаться от брака. 

Узнав об обращении своей дочери, правитель Сента пришел в ярость. Он заплатил разбойникам, чтобы они напали на святителя Евтропия. Забросав святого камнями, нечестивцы рассекли ему главу топором. Ночью Евстелла и другие ученики святителя с благоговением совершили погребение его останков. 

Отец Евстеллы стал принуждать ее совершить языческий обряд и тем самым отречься от Христа. Но юная христианка мужественно отвергла все старания склонить ее к отречению. Отец приговорил ее к смерти, и святая Евстелла была обезглавлена на арене городского амфитеатра. Мученица была похоронена рядом со своим духовным наставником - святым Евтропием. 

Открытие и перенесение мощей священномученика Евтропия, по сообщению святителя Григория Турского, произошло при святителе Палладии, епископе Сентском [3], около 590 года. 

Впоследствии освященная во имя святого Евтропия базилика Сент-Этроп (Eutrope - французский вариант имени Евтропий) приобрела важное значение как один из храмов, посещавшихся паломниками, идущими через Сент на поклонение мощам св. апостола Иакова в Сантьяго де Компостела. 

В XVI веке, в эпоху религиозных войн во Франции, кальвинисты разорили крипту базилики Сент-Этроп и сожгли тело святого Евтропия. Католическим священнослужителям удалось сохранить только главу святого, впоследствии торжественно возвращенную в Сент [4]. В настоящее время она находится, как и в древности, в базилике Сент-Этроп. 

До наших дней частично сохранился римский амфитеатр, на арене которого была казнена мученица Евстелла. Рядом с амфитеатром находится т. н. источник святой Евстеллы [5]. 

Почитание святой мученицы Евстеллы было широко распространено в Сентонже (исторической области Франции с центром в Сенте). Святая чтилась как покровительница юных христианок. От имени мученицы Евстеллы (лат. Eustella) произошли имена Eustelle, Eustella, Eustela (Эстель, Эстелла, Эстела). Можно предположить, что мученица в действительности носила греческое имя Евстолия (Ευστολια, в переводе «хорошо одетая»). 

Нужно отметить, что святая Евстелла является также небесной покровительницей женщин, носящих распространенное в Италии имя Стелла (Stella). 

Лауреат Нобелевской премии поэт Фредерик Мистраль выбрал святую Евстеллу небесной покровительницей литературного движения фелибров, ставившего своей целью возрождение провансальской литературы. Ф. Мистраль придал имени Eustelle латинизированную форму - Estelle, - сближающую это имя с латинским словом stella - «звезда» (фр. étoile) [6]. 

Память священномученика Евтропия и мученицы Евстеллы - 30 апреля [7]. Память святой мученицы Евстеллы девы совершается также 11 и 21 мая.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации