Иудейская пустыня
Пустыня Иудейская (Пустыня св.Града)
В IV - VII веках на Святой Земле насчитывалось много десятков монастырей, в которых подвизались тысячи монахов. Среди знаменитых духовных наставников палестинского монашества можно выделить преподобного Харитона Исповедника, преподобного Евфимия Великого, преподобного Феодосия Великого и преподобного Савву Освященного. Но после персидских завоеваний 614 и 639 годов монашество на Святой Земле стало приходить в упадок и уже не достигало прежнего расцвета. Множество монахов приняли тогда мученическую кончину от исламских завоевателей. Из обителей, основанных на Святой Земле еще в византийскую эпоху, только Лавра преподобного Саввы Освященного просуществовала до сегодняшнего дня без перерыва.
С самого расцвета христианства, после эпохи мученичества начинается новая эпоха – эпоха подвижничества или аскетизма, когда отцы и жены становились добровольными мучениками, лишь в отличие от общепринятых мучеников, страдая не от людей, а от демонов, воевавших против них.
Отцы, уходившие в пустыню, земное воспринимали, как сор. Первым подвижником и монахом был преп.Павел Фивейский, ушедший в пустыню в 30 лет и проживший в ней до 100 лет. Павел Фивейский не оставил учеников, кроме преп. Антония Великого, который в свою очередь насадил множество монашествующих.
Иудейская пустыня на простых людей наводила ужас и ее так и называли «пустыней ужаса» из-за разбойников и львов, обильно ее населявших. Именно об этой пустыне рассказывает Спаситель, когда говорит притчу о человеке, попавшем в руки разбойников по пути из Иерусалима в Иерихон (Лк.10:25-37). И вся эта пустыня усыпана как бы ульями пчел - пещерами, кельями, монастырями, коливами и скитами, свидетельствующими всему миру о многовековом подвиге жен и мужей, молодых и старых, все отдавших ради своего Бога!
Гора искушений
Это место, где Господь постился 40 дней и ночей и был искушаем сатаною (Мф.4:1-11, Мк.1:12-13, Лк.4:1-13). Место это находится близ города Иерихона в Палестине. Оно достаточно безлюдно и дико, а сам вид строгой горы наводит ужас и страх даже в дневной час.
Как известно из Предания, Господь сам указал св.апостолам место искушения. Первым известным лицом, подвизавшимся здесь, был преп.Илларион Газский, а после него – преп.Харитон – исповедник, к тому времени уже перенесший страдания за Христа в Никомидии. Из жития преп.Харитона известно, как уйдя в пустыню он попадает в руки разбойников, которые заточив его в самодельной темнице, хотели его пытать, ожидая получить от него деньги. Но, как видел преподобный, как только разбойники вышли, приползла змея, плеснувшая яд в кувшин с вином и уползла. Вернувшись, разбойники стали пиршествовать, но тут же погибли от сильнодействующего яда. В этой пещере и стал подвизаться преподобный. Образовав здесь обитель, он ушел на гору искушений, образовав там вторую обитель.
Сейчас на горе живет один монах. Это связано с тем, что жизнь здесь подвижническая и желающие здесь поселиться по-долгу не выдерживают58.
Иерихон
Продвигаясь по пустыне, из окна автобуса видишь отвесные гладкие и остроконечные горы, зеленые оазисы и посевы экзотических фруктов, их обычно покрывают пленкой, делая теплицы, защищая от жары. Здесь, в пустыне Иудейской59, начиная с IV в. процвело множество духоносных отцов, находилось более 70 лавр и более 15 тысяч монахов по лаврам, т.е. не считая тех, что жили отдельно в пещерах и келиях. Пустыня ниже уровня мирового океана на 280 м (-280 м). Сколько Евангельских и житийных событий прошло здесь! Сколько святых проливало здесь свои слезы и вымаливало жизнь миру, вымаливало наше существование! Просили простить нас, их потомков и дать нам время на покаяние.
Когда-то здесь пас своих овец, будущий отец Царицы Небесной Иоаким, проливая свои слезы о бесчадстве. Здесь ему явился Архистратиг Силы Господней, благовествуя рождение Божией Матери. Здесь спасся Илия от гнева Ахава (3 Цар.17 глава).
Иерихон – самый древний город на земле60. В районе Иерихона израильтяне во главе с Иисусом Навином перешли Иордан (И.Нав.3-5 гл.) и чудесно взяли город. На этом же месте крестился от Иоанна Господь Иисус Христос. Здесь же преподобная Мария Египетская встретила Зосиму, перейдя через Иордан, как по суше.
В Иерихоне Господь исцеляет двух слепцов (Мф.20:29-34, Мк.10:46-52, Лк.18:35-43), обращает к Богу сребролюбивую душу Закхея Мытаря (Лк.19:1-10). В городе Он произносит Свою притчу о десяти минах (талантах)(Лк.19:11-28). Монастырь, принадлежащий православным, находится на месте, где жил Закхей-мытарь, и носит название пророка Елисея. Елисей особо почитается в городе, ведь когда здесь он претворил воду из плохой - в хорошую.
Смоковница, с которой Закхей смотрел на Господа, сохранилась, но находится под стеклом. Интересно еще, что Иерихон, находясь практически в пустыне, имеет плодородную почву. Здесь растет множество фруктов целый год. В декабре мы ели в Иерихоне клубнику размером с небольшое яблоко. Местные жители говорят, что все фрукты здесь очень сладкие.
Монастырь преподобного Георгия Хозевита
Монастырь преподобного Георгия Хозевита находится в пустыне, глубоко в горах, около Кедронского потока. Здесь в древнем монастыре почитают место, где пророк Илия спасался от нечестивого царя Ахава и где ворон кормил его, принося в клюве пищу пророку (3 Цар.17 гл.).
Здесь находятся нетленные мощи преп.Иоанна Нового Румына, современного нам подвижника.
Вокруг монастыря в пещерах до сих пор живут отцы-отшельники. Это хорошо видно по корзиночкам, свисающим с пещер, для хлеба и воды.Эта обитель построена на северной стороне ущелья Вади-Кельт, пересекающего северо-восточную часть иудейской пустыни от Иерусалима до долины реки Иордан, почти до самого Иерихона. По дну ущелья протекает ручей Эль-Кельт (библейский ручей Порат). И когда-то здесь было много зелени, во что сейчас трудно поверить, взирая на суровые голые скалы. В эпоху расцвета палестинского монашества вдоль русла этого ручья было множество обителей.
Монастырь святого Георгия Хозевита, основанный в V веке, был одним из них. Посвящен он был Пресвятой Богородице. Обитель находится рядом с пещерой, в которой Пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, питаясь пищей, которую ему приносил ворон.
Из святых настоятелей обители необходимо упомянуть преподобного Иоанна Хозевита и преподобного Георгия Хозевита, при котором монастырь достиг своего расцвета. По его имени и называют сейчас этот монастырь. "Хозева" - это древнее название данной местности, этой пустыни. Во время персидского нашествия обитель была разорена, многие ее насельники убиты. Крестоносцы пытались возродить здесь монашескую жизнь, но обитель опять была оставлена. Восстановлен монастырь был только в 1878 году.Главный храм обители посвящен Пресвятой Богородице. Второй храм - в честь первомученика архидиакона Стефана. Вокруг монастыря сохранились пещеры, в которых некогда подвизались отшельники.
Преподобный Иоанн Румын, Новый Хозевит
В середине XX века в обители подвизался удивительный подвижник - преподобный Иоанн Румын (1913-1960). Его мощи абсолютно нетленны. Сейчас они почивают в одном из монастырских храмов в стеклянной раке.
Преподобный Иоанн Румын
Преподобный Иоанн родился в Румынии в семье глубоко верующих крестьян и был назван в крещении Илией. Еще в младенчестве он остался сиротой: мать умерла, когда ему было всего 6 месяцев, а отец погиб через три года в Первой мировой войне. Отрока воспитывала благочестивая бабушка Мария. Когда Илье было всего 11 лет, его бабушка отошла ко Господу, и отрок стал жить в семействе своего дяди, где ему пришлось претерпеть много скорбей. С детских лет научился Илия сокровенной молитвенной жизни и всецелому упованию на Бога. Однажды, в праздник Святой Пасхи, мальчик горько плакал на могиле бабушки. И вдруг услышал голос, исходивший от образа Спасителя: "Не плачь, дитя Мое, и не печалься, ибо Я - с тобою, Христос Воскресший!" И сам образ Спасителя как бы ожил и улыбался. От этого небесного утешения душа отрока исполнилась несказанного мира.
В возрасте 20 лет юноша решил всецело посвятить себя служению Господу и пришел в Нямецкий монастырь, где на Пасху 1936 года был пострижен в монашество с именем Иоанн.
В том же 1936 году Иоанн вместе с двумя другими монахами, по благословению игумена, отправился на Святую Землю, чего давно жаждала его душа. Поклонившись святым местам, он удалился в обитель преподобного Саввы Освященного. Здесь нес он различные послушания, удивляя всех своими духовными подвигами.
Во время Второй мировой войны из-за того, что Румыния была союзником Германии, англичане арестовали всех румын, находящихся в Палестине. В заточении преподобному Иоанну пришлось провести девять месяцев, несмотря на то, что он тяжело болел. В обитель Иоанн возвратился в день преподобного Феодосия Великого, честная глава которого находится в монастыре святого Саввы. И преподобный Феодосий даровал подвижнику исцеление. В 1945 году Иоанн был пострижен в схиму. А в 1947 году, 13 мая рукоположен в сан иеродиакона и 14 сентября - в сан иеромонаха.
Затем несколько лет иеросхимонах Иоанн был настоятелем румынского скита на Иордане недалеко от Иерихона. Иоанн вел подвижническую жизнь, часто служил Литургию, его слово было большим утешением для богомольцев. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню, ища молитвенного уединения. Отец Иоанн писал духовные стихи, некоторые из которых переведены на русский язык.
Последние восемь лет своей жизни преподобный Иоанн провел в пещере рядом с монастырем Георгия Хозевита, ведя суровую отшельническую жизнь. Келья его была расположена в скале над Хоривским потоком. Скончался он 5 августа 1960 года в возрасте всего 47 лет. И тело его, как это было принято, пребывало в той пещере, где он подвизался. Когда через 20 лет поднялись на место подвигов преподобного, то обнаружилось абсолютное нетление мощей святого и исходящее от них дивное благоухание. Тление не коснулось не только тела, но и облачения, одежды, обуви. Об этом сразу сообщили Иерусалимскому Патриарху, который распорядился перенести мощи подвижника в храм. В 1992 году преподобный Иоанн Румын был причислен к лику святых. Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!
Монастырь преподобного Герасима Иорданского
Завершается наше путешествие по Святой Земле. На улице давно темно, мы проезжаем близ контура Мертвого моря. В ночной темноте это море наводит ужас, ужас всем свершившимся здесь. Когда-то вместо моря здесь стояли два обширных города Содом и Гоморра. Веселый смех, пиршества и конечно грехи переполняли жизнь этих городов. Теперь же здесь страшное место, где прекратилась всякая жизнь.
Мы сворачиваем от моря и направляемся в монастырь преп.Герасима. Этот монастырь находится на месте, где Иосиф с Девой Марией и младенцем остановились, убегая в Египет от Ирода. Именно на этом месте, по Преданию, Господь Иисус Христос встал своими ножками на землю, сделал первые шаги. Здесь почитают мучеников, пострадавших от персов, а также мироточивую икону Божией Матери «Млекопитательницу», изображенную на стене.
Основал это гостеприимное место преп.Герасим, который очистил себя до первозданной чистоты. Увидев однажды льва с огромной занозой в лапе, преподобный вытащил занозу и обработал рану. И лев в благодарность своему избавителю стал служить, чем мог. Однажды Герасим дал послушание льву охранять осленка, но лев, уснув, не увидел, как осла украли путники. Проснувшись, он пришел к Герасиму с поникшей главой, прося прощения за плохое послушание. Герасим же, подумав, что лев съел осленка, поругал льва. Прошло время и путники возвращались назад. Увидев их, лев напал на них и забрал своего осла, которого привел к Герасиму, доказав свою невиновность. Когда Герасим умер, от льва это долго скрывали, но когда показали ему могилочку Герасима, то лев долго стоял около нее, а потом ударился несколько раз о камень головой и тут же на могилочке умер…
Возвращаясь домой после посещения Земли, где жил и трудился Господь Иисус Христос, еще долго не можешь понять, где ты побывал. Не можешь понять всю значимость той Земли, которая сыграла столь важную роль в судьбе каждого человека, жившего, живущего или того, кто
будет жить. Судьба всех людей, их вечная жизнь или вечная смерть решилась тут. Здесь Бог показал людям, насколько сильно Он любит человека, насколько человек Ему дорог. И отдав Сына Своего Единородного «нас ради человек и нашего ради спасения» на смерть, Он показал безграничную меру этой любви. Вглядываясь в дали Св.Земли, перед человеком предстает Евангелие, написанное географически на этой Земле. И это помогает понять Слово Божие абсолютно ясно и точно. Святую Землю нельзя не полюбить. Ее никогда не удастся забыть, а воспоминание о ней будет наполнять душу умилением. К ней верующей душе нельзя привыкнуть.
Наверное, это связано с тем, что именно на этой земле родилось самое драгоценное сокровище каждого из нас: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). Эта обитель стоит посреди равнины, неподалеку от места впадения Иордана в Мертвое море, совсем близко от Вифавара, где проповедовал святой Иоанн Предтеча и где крестился Господь. Основал обитель преподобный Герасим Иорданский в V веке. Житие его примечательно историей о том, как преподобный вылечил льва, который потом много лет кротко и покорно служил ему и всем монахам обители. Поэтому даже на иконах преподобного Герасима изображают обычно со львом.
В этой обители подвизался преподобный Зосима, встретивший в пустыне преподобную Марию Египетскую.
При входе в монастырь слева расположен небольшой пещерный храм, в котором почивают мощи преподобномучеников и чудотворная фреска-икона Божией Матери Млекопитательница. Существует древнее предание, по которому в этой пещере некоторое время жило Святой Семейство по пути в Египет. На втором этаже находится большой монастырский храм. Главный его престол освящен в честь преподобного Герасима, а два боковых посвящены преподобным Евфимию и преподобным Зосиме и Марии Египетской.
Обитель напоминает цветущий сад посреди пустыни и очень гостеприимно принимает паломников.
Монастырь Преподобного Саввы Освященного
Лавра преподобного Саввы Освященного
Обитель была основана в Иудейской пустыне на западном склоне Кедронского потока преподобным Саввой Освященным в 485 году и до нынешнего времени продолжает быть духовной цитаделью православного монашества. За свою историю Лавра несколько раз подвергалась разорению, но монашеская жизнь в ней всегда вскоре восстанавливалась. Современный облик монастырь приобрел в XIX веке после реконструкции.
Преподобный Савва начал свою подвижническую деятельность с 8-летнего возраста. Родился он в Каппадокии, в 17 лет принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители на родине, преподобный Савва отправился на Святую Землю к преподобному Евфимию Великому. Но святой Ефвимий не сразу взял к себе Савву, а вначале отправил его в обитель со строгим общежительным уставом к авве Феоктисту. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и после кончины аввы Феоктиста стал брать его с собой в пустыню. Когда святой Евфимий отошел ко Господу, преподобный Савва поселился в пещере, куда к нему стали собираться ученики. Так возникла Великая Лавра. Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Он прославился еще при жизни многими духовными дарованиями, прозорливостью и чудотворениями. В древности монахи очень редко дерзали принимать на себя священный сан, только по особому настоянию священноначалия. Преподобный Савва был рукоположен во священника Иерусалимским Патриархом. И поэтому его и называют Освященным.
Пустыня у Великой Лавры
В обители преподобного Саввы был сформирован знаменитый богослужебный устав, называемый Иерусалимским. Этот богослужебный устав принят во всех палестинских монастырях.
Из насельников этой обители около тридцати прославлены в лике святых, не считая множества мучеников, пострадавших при мусульманских набегах. Среди них: преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Андрей Критский, святой Ксенофонт с сыновьями Аркадием и Иоанном, святые Феодор и Феофан, преподобный Стефан Савваит - племянник святого Иоанна Дамаскина, преподобный Стефан Савваит - творец канонов, преподобный Иоанн Савваит, святой Иоанн Безмолвник (Молчальник), святой Косьма, впоследствии епископ Маиумский. В этой обители полтора года жил известный русский паломник игумен Даниил. Здесь некоторое время подвизался святитель Савва Сербский. Несколько лет в Лавре преподобного Саввы провел святитель Феофан Затворник.
Величайшая святыня обители - мощи преподобного Саввы Освященного. В 1256 году мощи святого были вывезены в Венецию и возвращены в обитель в 1964 году. В Венеции остался крест преподобного Саввы (в храме преподобного Иоанна Предтечи).
Обитель отличается строгим монашеским уставом, на ее территорию не допускаются лица женского пола. Для православных паломниц выносят обычно святыни и маслице в благословение к вратам монастыря.
Это один из самых строгих монастырей. Именно отсюда берут свое начало уставы русских и афонских киновиальных (отшельнических) монастырей. До сих пор в этот монастырь не ступает нога женщин. Пищу здесь вкушают один раз в день, а субботу и в воскресенье два раза в день. Службы здесь совершаются ночью по 6-7 часов. Монастырь находится в глубине иудейской пустыни, около кедронского потока и температура воздуха здесь от 0 до +500С. Монастырь основан преподобным Саввой освященным, учеником и духовным сыном преподоб.Евфимия Великого. Именно здесь жил и трудился Иоанн Дамасских, составивший в одной из пещер свое нетленное творение – пасхальный канон.
Здесь очень много нетленных мощей Угодников Божиих. Их так много, что невозможно всех канонизировать, «С кого начинать?» - говорят отцы.
Во время нашествия персов монастырь был полностью разграблен. Живым остался лишь преподобный Савва, ушедший в это время глубоко в пустыню для более глубокого подвига. Вернувшись, он увидел убитых братьев, разграбленные храмы. Он сам всех похоронил и продолжал здесь подвизаться. Здесь он совершал подвиги и чудеса, но был о себе крайне смиренного мнения. Перед смертью он собрал последние силы и пошел в соседний Иерусалим попрощаться с Гробом Господним. Затем, мирно отошел ко Господу40. Крестоносцы забрали нетленные мощи преподобного, но современные католики вернули его св.останки в монастырь. Игумен монастыря, перевозивший мощи из Италии, рассказывал, что тело преподобного было теплое. Католики облачили нетленные останки в свои одежды и необходимо было по приезду в монастырь их переодеть. И, когда стали переодевать, то преподобный сел, как живой, и его с легкостью переодели.
Монахов здесь хоронят в специальных склепах, где нет запаха тления. Монахи монастыря в основном молчат. Вокруг монастыря очень много пещер, где жили подвижники. Пещеры, над которыми есть кресты, указывают, что здесь живет иеромонах (т.е. монах-священник) и совершается Литургия. А в тех пещерах, где нет крестов, живут монахи (иноки), не посвященные в священный сан.
Монастырь преподобного Феодосия Киновиарха
Этот монастырь, в отличии от монастыря препод.Саввы, общежительный. Он возник на месте остановки волхвов «иным путем отшедших» от Ирода. Сам преподобный Феодосий был нежный и милосердный. Он сам до глубокой старости исполнял все самые сложные послушания. Брал на себя все самое тяжелое и трудное, чтобы только легче было братиям-насельникам. Когда необходимы были просфоры для совершения божественной Литургии, он стоял возле раскаленной печи иногда на пятидесятиградусной жаре. А потом разносил эти просфоры по обителям и киновиям. В этом монастыре много св.мощей (останков) Угодников Божиих. Здесь находятся мощи препод.Иоанна Мосха, творца канонов, и мощи матери бессребрянников Косьмы и Дамиана.
Очень много мощей и черепов мучеников, пострадавших за веру от персов (VII в.). Есть удивительные черепа – это черепа с крестами, т.е. череп у обычного человека делится на три части, здесь же череп делится не на три части, как у всех людей, а на четыре – как у младенцев.
Монастырь этот был основан преподобным Феодосием Великим в V веке. После персидских нашествий он запустел. Восстановлен в 1858 году как женский. Преподобный Феодосий отличался необыкновенной милостью. Когда в Палестине случился голод, преподобный кормил множество людей, обращавшихся за помощью в обитель. А Господь по молитве Своего угодника чудесным образом умножал запасы продовольствия. Преподобный Феодосий также устроил много странноприимных домов и различных больниц. Он посещал, кроме того, и отшельников, находящихся в горах и пещерах, заботился о них, доставляя им потребное для тела и души.
В монастыре есть подземная крипта, пещера, состоящая из двух частей: в одной из них, дальней, подвизался преподобный Феодосий, а в другой была устроена усыпальница. Здесь похоронены: Евлогия - мать преподобного Феодосия Великого, София - мать преподобного Саввы Освященного, Феодота - мать святых Косьмы и Дамиана, преподобный Иоанн Мосх, преподобная Мария (прославленная вместе с мужем Ксенофонтом и сыновьями Аркадием и Иоанном).
Пещера преподобного Феодосия Великого. Здесь первоначально был погребен и сам преподобный Феодосий, а также святой патриарх Софроний. Слева от лестницы при спуске в пещеру почивают мощи мучеников, пострадавших от персов в 614 г. По преданию, в этой пещере ночевали волхвы после поклонения родившемуся Богомладенцу.
Для русских паломников обитель примечательна еще и тем, что в ней некоторое время пребывали мощи преподобной Ефросинии Полоцкой. Преподобная Ефросиния всю жизнь имела сердечное желание побывать на Святой Земле. И вот уже под конец жизни Господь сподобил ее поклониться этим величайшим святыням мира. Здесь, на Святой Земле, преподобная и скончалась. Погребена она была в лавре святого Феодосия, поскольку существовала традиция хоронить в крипте обители благочестивых жен. Позже мощи преподобной Ефросинии были перенесены в Киев, а затем в Полоцк, в основанную ею обитель.
Бейт-Джала
Это, наверное, самое большое селение православных арабов в Израиле, когда целый арабский городок превратился в православный город. Здесь когда-то еще до посвящения в священный сан, в пещере подвизался святитель Николай Чудотворец. Около двух лет будущий святитель провел здесь, молясь и духовно обогащаясь святынями святой земли. Вскоре над этим местом воздвигли Храм и вход в пещеру очутился внутри Храма.
В Бейт-Джале служат на арабском, и священник – настоятель-араб, учившийся когда-то в Московской семинарии, оттуда и привез в Израиль русскую матушку.
В Храме находится частица мощей святителя Николая Чудотворца, доставшаяся Храму чудесно. Во время военной компании израильтяне обстреливали палестинский город Бейт-Джала. Почти все жители находились в бомбоубежищах. Глубокой ночью обстрел прекратился, и стало тихо. Люди стали расходиться по домам. В стороне от города стоял костел41, и кардинал видел, что в город продолжали лететь израильские ракеты, но они исчезали в святителе Николае, стоявшем на Церковью. Он рассказал об этом случае папе, а папа дал Храму мощи в драгоценном окладе.
Однажды в этом Храме на человека упала крыша. А когда разгребли, увидели человека даже без единой царапины, только туфлю потерял.
В трудное время Храму нужна была икона святителя Николая. Хотели купить у одного торговца, но тот «заломил» огромную цену. Просили, но торговец не уступал, и вот проходит время и торговец сам приносит икону и рассказывает, что изображенный на иконе является ему и говорит: «Отдай меня и не держи».