Дионисиат
Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи.
Игумен: архим. Петр.
Дионисиат (греч. Μονή Διονυσίου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 5-е место. Находится на юго-западной стороне Афонского государства; основан в XIV веке святым Денисом Корисом и назван его именем. Монастырь освящён во имя Иоана Крестителя.
Монастырь Дионисиат, или "Неа Петра" (Новая скала), стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Григориат и Святого Павла. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV в. Его усилия были щедро поддержаны Алексием III Комнином, императором Трапезундской империи, вдохновленным на это митрополитом города Феодосием - братом Дионисия. Впоследствии обитель щедро поддерживали императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии.
Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 г., и таким образом он начал самостоятельную жизнь на Афоне. С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV в. и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился. В 1539 г. пожар, возможно, самый разрушительный за всю историю монастыря, превратил в пепел большую часть его строений, которые, однако, были скоро отстроены и расширены. В XVI и XVIII вв. обитель из-за экономических трудностей стала своекоштной, но в XIX в. окончательно вернулась к общежительному уставу.
Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, был возведен одновременно с обителью, но разрушен пожаром в 1534 г. Новый храм был возведен после 1540 г. Его фрески, относящиеся к Критской школе, датируются 1546 г. Особого внимания заслуживают позолоченный иконостас и фрески на тему Апокалипсиса - это самое древнее полное изображение Апокалипсиса в православном мире - рекомендуем настоятельно посмотреть. Мы их поместим на портале, но не сейчас...
Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Дионисиу в 1744 году. Странник так описал увиденное:
Дионисиат занимает 5-е место в иерархии афонских монастырей. Среди его святынь - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта. Внимания заслуживают резное распятие слоновой кости X в., священные сосуды и облачения.
Соборный храм – в честь Предтечи Господня Иоанна.
Кроме Животворящего Древа Креста Господня здесь служат предметом чествования и поклонения: локоть от правой руки св. Предтечи и Крестителя Иоанна; правая рука св. Иоанна Милостивого; правая же рука св. Иоанна епископа Колонийского; правые же руки священномуч. Власия, Модеста патриарха Иерусалимского; священномуч. Антипы; св. Ап. и Евангелиста Луки и св. Параскевы; голова св. Григория епископа Акрагантийского; челюсть св. Архидиакона Стефана; большой зуб св. муч. Христофора; кости свв.безсребрен. Космы и Дамиана; св. священномуч. Харалампия; св. Нифонта патриарха Цареградского, временно и смиренно здесь подвизавшегося; св. Феофании царицы; св. муч. Фомаиды; миро св. великомуч. Димитрия и узы св. Апостола Петра.
Трапезная покрыта снаружи уникальной росписью пророческого характера. На фресках, созданных в XVII веке, изображены картины современной нам войны, в том числе атомные бомбы, бомбоубежища, самолеты-истребители и огнеметы.
Кроме соборного храма находятся параклисы:
1) в честь Пресвятой Богородицы на хорах;
2) свв. Архангелов;
3) св. Евангелиста Иоанна Богослова;
4) св. Иоанна Златоустого;
5) св. великомученика и Победоносца Георгия;
6) Святителя Николая;
7) Всех Святых;
8) св. безсребренников Космы и Дамиана;
9) св. Нифонта, патриарха Царя- града;
10) препод.Дионисия, ктитора обители.
Вне монастыря 18 церквей.
От Дионисиата до Григориата полтора часа ходу, до Кареи шесть часов.
Сегодня в монастыре живут 50 монахов.
Особо почитаемые иконы
Икона Богородицы Мировлитиса (Мироточащая)
В Дионисиате находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная. В часовне Богородицы Акафиста висит древняя икона «Приветствие Богородицы», вылепленная из воска и мастики..
Предание 1 версия
Считается, что это одна из 70 икон, принадлежавших евангелисту Луке. Она написана воском и мастикой. Ежедневно перед иконой читается Акафист Богородице. По преданию, во время осады арабами Константинополя в 626 году ее обнесли вокруг стены города. Также, во время освобождения Константинополя от крестоносцев эта икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога. Монастырю икона была подарена императором Алексеем III Трапезундским (1337-1390гг) в честь основания.
В 1592 году икона была похищена пиратами, которые были вынуждены вернуть ее в монастырь по причине большого шторма. В 1767 году икона снова была украдена, на этот раз бандитами из Далмации. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос. Жители этого острова не хотели отдавать икону, но после того, как остров охватила эпидемия, икону пришлось вернуть монахам.
Предание 2 версия
Бытует мнение, что эта икона создана самим апостолом Лукой. Император Алексей подарил ее святому Дионисию, однако в 1592 году икону украли пираты. Их главарь решил вернуть святыню в обитель, испугавшись сновидения. В XVIII веке икона была похищена турками, но со временем опять вернулась в Дионисиат.
По преданию, это именно та икона, которую Патриарх Сергий или один из его епископов носил вокруг стен Константинополя во время осады города войсками авар и славян в 626 году.
Сарец Исаак Дионисиатский в своих монашеских подвигах поста, молитвы и духовной борьбы он всех любил и был послушен во всем любому. И все любили его.
Однажды, когда он находился на послушании на подворье монастыря в Карее, его наставник отец Геласий, который в то время представлял их монастырь в Карее, предупредил его, что уже полдень и ожидается буря, так что он может заблудиться на обратном пути в этот час в зимнее время. Но старец отвечал, что ему без всяких оправданий обязательно надо вернуться в Дионисиат, который находился в пяти часах ходьбы от Кареи. И вот, постояв на коленях, блаженный ушел. Когда он достиг вершины горы, начался сильный снегопад. Стало тяжело идти. Когда он добрался до холма под названием Босдум в Симонопетре, снега было уже по колено и начинало темнеть. Старец Исаак был напуган этой темнотой, снегом и дикими зверями в лесу.
Уповая на Господа, святой старец воззвал из самой глубины сердца: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, по благословению святого старца, пожалуйста, спаси меня в этот час». И тотчас же он был поднят невидимой силой и отнесен к воротам своего монастыря.
Подходило время вечерни, и привратник хотел уже закрывать ворота. Когда он увидел авву Исаака, то был очень удивлен и, поздоровавшись, с благоговением спросил его, как он смог добраться в такую непогоду. Блаженный ответил, что он приехал из Кареи.
«Но как вы смогли очутиться здесь в такую погоду?» Авва не мог ответить, а только смотрел на икону святого Иоанна Предтечи.
Привратник также заметил, что на снегу нет следов со стороны Кареи. Наконец, после настойчивых расспросов привратника о том, каким образом он покинул афонскую столицу и как он прибыл в Дионисиат, авва Исаак смог рассказать ему и другим отцам, что произошло: он сказал, что помнит все, что было с ним в первую половину пути, но дальше он может вспомнить только, как просил у Бога помощи. А потом он оказался перед входом в монастырь.