Кутлумуш
Осн. в конце тринадцатого века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.
Игумен: архим. Христодул.
Кутлумуш (греч. Μονή Κουτλουμουσίου) — православный монастырь на горе Афон. Шестой в иерархии Афонских монастырей.
Есть разные версии названия монастыря: по одной Кутлумуш — это испорченное турецкое слово кур-тур-муш (освобождённый от врагов); название это дано по поводу якобы скрытия его туманом от разрушителей, искавших обитель с враждебными мыслями. По другой версии так звали араба, принявшего христианство. Монастырь впервые упомянут в 1169 году.
В XIV в. монастырь переживает трудные времена из-за грабежа каталонцев. Однако это событие ставит точку в истории упадка обители, длящегося с XII столетия. Процветание пришло в Кутлумуш при просвещенном управлении игумена Харитона Имвросского (с острова Имврос) во второй половине XIV в. Игумен Харитон получил от императора Иоанна важный документ, подтверждающий привилегии греков на владение обителью (по сравнению с румынами, также требовавшими на нее официального права). В 1393 г. монастырю был дарован статус ставропигиального. В начале XV столетия монахи Кутлумуша заняли пустующий монастырь св. Алипия, а в 1428 г. патриаршей грамотой уже официально подтверждалось, что монастырь св. Алипия отходит к монастырю Кутлумуш.
Период процветания сопровождался и бедствиями, причинами которых были пожары - наибольший из них произошел в 1497 г. Пожар 1767 г. уничтожил восточное крыло монастыря. В его восстановлении значительное содействие оказал Патриарх Александрийский Матфей II. В XIX столетии (в 1857 и 1870 гг.) огонь вновь нанес серьезный ущерб постройкам Кутлумуша. Ремонт был проведен усилиями игумена Мелетия. Последний пожар случился в 1980 г. Вызванные им повреждения только недавно удалось полностью устранить.
Собор монастыря относится к XVI в. и представляет собой типичный образец афонской архитектуры. Его первоначальные фрески, однако, были закрашены. Купол и колокольня - работы XIX в. Монастырю принадлежат 18 келлий и прекрасный скит во имя вмч. Пантелеймона с 22 каливами. Кроме того, семь храмов расположены на территории обители и столько же - вне ее. Храм Всемилостивой Заступницы назван так в честь чудотворной одноименной иконы Пресвятой Богородицы, хранящейся в нем.
Из особо ценных предметов искусства - резной деревянный иконостас. Монастырь хранит множество мощей святых, священных облачений и икон. Библиотека содержит 662 рукописи и около 3500 печатных книг. Кутлумуш находится на 6-м месте в иерархии афонских монастырей и, как все они - общежитийный.
Рука св. Евстратия; часть правой ноги св. праведной Анны, матери Пресвятыя Богородицы; часть левой ноги и руки св. Кирика; персть св. муч. Марины; часть от ноги св. Евстафия Плакиды; глава св. Алипия Столпника, рука и часть челюстей св. Харалампия; частица Животворящего Древа.
Особо почитаемые иконы
Икона Богородицы Страшное Предстательство
Находится в одноименной часовне, которая была построена в 1733 году. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Справа на иконе изображен ангел, держащий Крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки. Икона находилась на подворье одного монастыря, который сгорел, после чего икона была перенесена на Афон. Праздник иконы - вторник Светлой Седмицы.
Кроме главного храма с приделом во имя Акафистной Иконы Божией Матери здесь есть параклисы:
1) Трёх Святителей;
2) Космы и Дамиана;
3) св. Николая;
4) св. муч. Трифона.
Вне монастыря 18 церквей.
Из Кутлумуша желающие могут пройти в соседственный скит св. великомуч. и целителя Пантелеимона, отстоящий от Кареи и от Кутлумуша в равном расстоянии.
От Кареи до Ивера час ходу.
Здесь проживает 20 монахов.
Предание об игумене монастыря Кутлумуш
Отец Кирилл, отшельник скита монастыря Кутлумуш, а позже игумен этой же обители...
Родиной отца Кирилла было Агринио. Еще будучи ребенком, он оказался на чужбине, в Египте. Отсюда он отправился в паломничество в Святую Землю и там поселился в монастыре святого Саввы. В возрасте шестнадцати лет он принял в этой обители рясофор, однако из-за множества паломников не находил себе здесь покоя и потому уехал в удел Божией Матери. Несмотря на то, что возрастом он был молод, и дети его лет в миру еще играли в свои игры, он приступил к подвигу как взрослый подвижник Христов.
В Кутлумушском скиту святого Пантелеймона он обрел душевный покой возле духовника [отца Пантелеймона, который жил в каливе Введения во храм Пресвятой Богородицы. Его старец, помимо прочих дарований Божиих, имел также дар прозорливости, так как благодаря своим вышеестественным подвигам стал человеком Божиим. Он предсказывал некоторым людям, что они должны стать монахами, и даже называл их будущие монашеские имена.
Только в Эсфигменском монастыре я помню два таких случая. Одного монаха, когда тот был еще мирянином и однажды постучал к нему в дверь, он, прежде чем увидел его, назвал будущим его именем: "Добро пожаловать, отец Никифор!" Также и другого: "Добро пожаловать, отец Филипп!"
Поэтому ничего странного не было в том, что от святого старца Пантелеймона молодой и благочестивый отец Кирилл принял обилие благодати Божией, как некогда Елисей от пророка Илии, став его преемником.
После смерти своего старца отец Кирилл не только не вознерадел о духовных подвигах, но, напротив, стал подвизаться еще больше, доставляя тем самым душе своего старца большую радость. Кроме строгих постов, он, пылая ревностью, какую имеют только дети, совершал также множество бдений, так что в конце концов заболел туберкулезом.
Он говорил мне:
- Я с большим трудом отхаркивал сгустки крови и просил святого Пантелеймона сделать меня здоровым без помощи лекарств.
Разве мог святой Пантелеймон оставить его страдать, будучи небесным покровителем скита?
Как только отец Кирилл по милости святого стал здоров, тут же возобновил свои ревностные подвиги.
Я имел счастье жить некоторое время рядом с ним и получил от этого великую пользу. Я, конечно, остался бы с ним навсегда, но мне, к сожалению, не позволили этого сделать. Тогда он сказал, куда мне следует идти, и позже, когда я уже жил в монастыре преподобного Филофея, давал мне различные советы.
Когда я приходил к нему в скит за советом, то, не успев еще задать беспокоивший меня вопрос, получал на него ответ. Бог открывал ему, что я должен был прийти, а также то, какой вопрос меня тревожил, и он уже ждал меня с ответом. Часто бывало, что он ничего мне не говорил, но показывал в книге заранее отмеченное место, которое и служило мне ответом. После этого я делал перед ним поклон и уходил, получив большую пользу.
Кроме полученного от Бога дара прозорливости, у него был также дар изгонять из созданий Божиих бесов. Не могу забыть одного случая, который произошел на моих глазах с одним человеком, имевшим в себе страшного беса. Его привели связанного цепями и оставили в храме каливы, чтобы старец исцелил его. Ночью старец поднялся, чтобы зажечь лампады и начать молитву. Тогда демон разъярился, не вынося присутствия отца Кирилла, разорвал цепи и занес руку бесноватого человека, намереваясь ударить обрывками цепей святого старца по голове. Отец Кирилл тут же опустился на колени и тоже поднял свои руки к Богу, взывая: "Христе Боже! Матерь Божия! Изгони демона из Своего создания!"
Услышав крики, я тут же прибежал в храм и увидел старца стоящим на коленях, а человека, который был мучим бесом, - уже освободившимся от демона, радостным и с благоговением прижавшимся к ногам отца Кирилла.
Старец имел дерзновение к Богу, потому что имел смирение и великое благоговение, соединенное с любовью. Когда он читал Евангелие, то не мог сдерживать своих всхлипываний и слез. Поэтому он, закрывая лицо Евангелием, уходил в алтарь и незаметно вытирал его. То же самое происходило, когда он читал "Феотокарион" (cборник канонов в честь Божией Матери, составленный преподобным Никодимом Святогорцем - перев.).
Службы он совершал по четкам, а также творил непрестанную сердечную молитву.
В конце жизни его, к сожалению, принудили вопреки желанию стать игуменом монастыря Кутлумуш, которому он подчинялся, так как в этом была настоятельная нужда. То, что он занялся административными делами, его измучило и привело к потере того духовного состояния, которое он имел.
Так как он, как я уже сказал, стал игуменом помимо своей воли, а потом сильно страдал, то верю - Господь увенчает его двойным венцом: кроме преподобнического, еще и мученическим, потому что в конце жизни он претерпел также мученические страдания.
Человеконенавистник позавидовал ему и устроил так, что одно дикое животное нанесло ему сильные увечья. Он слег в постель, терпя боли с радостью и славословя Бога. Животное же, после того как ударило его, тут же замертво упало на землю. Отцы были изумлены. Из происшедшего они поняли, что старец был святой.
Так, терпя страдания и славословя Бога, отец Кирилл в 1968 году завершил "добрый подвиг" (1 Тим. 6, 12) и упокоился в Господе. Да будут с нами его молитвы. Аминь.