Эстония православная
ЗАРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В ЭСТОНИИ
История не сохранила подробных сведений о том, как и когда зародилось в Эстонии и вообще в Прибалтийском крае христианство. Близость Руси, таких городов как Новгород, Псков, Полоцк и других, оказывало просветительное влияние на пребывавших в язычестве и идолопоклонничестве жителей побережья Балтийского моря. Первые письменные свидетельства о появлении православия на эстонской земле относятся к ХII веку, но, несомненно, оно уже утвердилось с основанием в 1030 году князем Ярославом Мудрым города Юрьева (Тарту). "Сем лете иде Ярослав на чудь, и победи я, и постави град Юрьев", - гласит Лаврентьевская летопись. По какому поводу русскими был предпринят поход в летописи не говорится, вероятнее всего, он был совершен с целью обложить данью чудь, как тогда называли эстонские племена. Русские князья неоднократно предпринимали такие походы, но, налагая дань, они не затрагивали религиозной и внутренней жизни эстов.
Православие распространялось не насильно, оно всегда оставалось тем учением, которое несло мир и братство, к нему присоединялись только те местные жители, кто сам изъявлял желание принять Святое Крещение. Известно, что уже в первой половине ХII века в Новгородской и Псковской епархиях существовали правила, какими следовало руководствоваться при оглашении новокрещенных эстов. Так епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) предписывалось начать оглашение чудина за 40 дней до крещения. Распостранению православия в южной Эстонии способствовало возникновение в Латвии, на берегу Даугавы поселений с постоянным православным населением, не только купцов и дружинников, но и местных жителей. Генрих Латвийский упоминает, что в 1210 году русские крестили в Оденпе ("Медвежья голова", современное название - Отепя) некоторых эстов и обещали прислать священников для крещения других жителей, но обещания по какой-то причине не выполнили.
Развитие тесных добрососедских отношений между эстонцами и русскими и распостранение православной веры в Прибалтике были прерваны вторжением в начале XIII века немецкиx рыцарей. Среди местного населения крестом и мечем стал насаждаться католицизм. Для захватчиков было важно не обращение язычников к христианству, а захват земель и власти. Об этом свидетельствуют и методы, к которым прибегали миссионеры: публичные казни, насильственное крещение, зачастую даже тех, кто уже был крещен в православии. Религиозное насилие стало неотъемлемой частью политики немецких рыцарских орденов. Именно это оказало решающую роль через три столетия, когда идеи реформаторства одержали убедительную победу и установилось господство евангелическо-лютеранского вероисповедания, более близкого и понятного простому народу.
Но все же православие не могло совершенно исчезнуть. Во второй половине XIII века начали устанавливаться торговые связи между востоком и западом. Русские купцы оседали в городах Ливонии, устраивали свои конторы. Непременным условием при заключении торговых договоров было строительство православных храмов.
В Ревеле русский конец с православным храмом находился на Морской улице у малых Морских ворот. В начале XV века, в связи с оживлением торговли, численность русского населения в городе значительно выросла, и купцы из Пскова и Новгорода селились в районах улицы Вене, где был построен храм во имя святителя Николая.
В Дерпте было две православные церкви: св. Николая и вмч. Георгия, одна для новгородцев, другая для псковичей. Георгиевский храм, несмотря на противодействие немецких властей и католического духовенства, сохранил свое самоуправление и стал центром церковной жизни православного населения города. Но преследования католиков не прекращались, и в 1472 году в реке Омвжа (Эмайыги) были утоплены в проруби священник Исидор и 72 православных за отказ принять католичество. "Не можешь ты отклонить нас от истиной веры христианской; твори над нами, что хочешь; вот мы перед тобой и повторяем тебе то же, что и прежде". Тогда епископ "располившись яростию" велел всех бросить в реку.
Священник церкви вмч. Георгия Победоносца Иоанн избежал участи своих единоверцев. Он удалился из города и основал Псково-Печерский монастырь, став его игуменом с именем Иона. Обитель оказывала в дальнейшем большое влияние на распостранение православия в юго-западной части Эстонии, особенно при игумене Корнилии. Слава о подвижниках Псково-Печерского монастыря приводила жителей побережья Чудского озера в обитель. По возвращении домой рассказывали о Святой вере, чудесах и строгой жизни отшельников. Некоторые крестьяне убегали от жестокости и произвола своих господ, находили здесь свое убежище и приют, принимая православие оставаясь при монастыре.
В середине XVI века разразилась Ливонская война: Российское государство пыталось выйти к Балтийскому морю. В результате военных действий почти вся территория Эстонии попала под власть русских. На захваченных землях устраивались новые храмы. В Нарве было построено два: в крепости и в городе, и в 1570 году была учреждена епископская кафедра с центром в Юрьеве (Тарту). "Приехал в Новгород владыка с Москвы Корнилий новый с города Юрьева Ливонского". Эти сведения сохранились как в Новгородской летописи, так и записках легата папы Григория ХIII иезуита Антония Поссевина. Неизвестно сколько лет пробыл на кафедре епископ Корнилий. В синодике Псково-Печерского монастыря указан день его преставления - 5 февраля, с титулом священноепископа Юрьевского и Вельядского (Феллинского или Вильяндиского). Приемником его считают епископа Савву.
Итоги Ливонской войны были неудачны для России. Ливонский орден прекратил свое существование и его земли были поделены между Швецией и Польшей. Русское население, согласно мирным договорам, покинуло Ливонию. С поселенцами и войсками уезжало и духовенство, увозя иконы и утварь. Епископ Юрьевский и Вельядский покинул Дерпт в 1582 году, а его кафедра была упразднена. Православные храмы пришли в запустение и к началу XVIII века на территории Эстонии практически остался только храм св. Николая в Ревеле, да и тот действовал с перерывами, в основном его посещали русские купцы и те немногие православные, которые жили в это время в городе.