Европа православная
Православие распространилось в Западной Европе, прежде всего, вследствие массовой эмиграции, пришедшейся на период между двумя мировыми войнами. Речь идет, во-первых, о 2,1 миллионах человек, эмигрировавших из России после революции 1917 года: из них немало уехало в Америку, но многие обосновались и в Европе (во Франции, Германии, Великобритании). Во-вторых, после гибели Малоазийской Греции (1922-1923) здесь появились также эмигранты-греки. Приток православных продолжался и после Второй мировой войны: из-за «железного занавеса» в Европу накатила новая волна эмиграции. Затем, в 1960-70-х годах появились эмигранты из Сирии и Ливана, наконец, новый приток эмигрантов из Румынии и Сербии (а также из России и с Украины) последовал за падением Берлинской стены и распадом Югославии.
К православным-эмигрантам прибавились и коренные европейцы, открывшие для себя духовные сокровища православия благодаря общению с эмигрантам. К таким обратившимся в православие относятся, теологи Оливье Клеман и Элизабет Бер-Сижель. Многие потомки эмигрантов во втором, третьем, четвертом поколении сами стали европейцами, и лишь вера связывает их с родной культурой.
О церковном устройстве в Православии
Каждая православная община за рубежом остается в юрисдикции своего «родного» патриархата (арабы – Антиохийского, греки – Константинопольского, русские – Московского и т.д.). Такая ситуация вступает в противоречие с принципом церковного устройства, согласно которому в одной епархии не может быть больше одного епископа: в Европе на одной территории сосуществует множество православных юрисдикций (см. статистику ниже). Только в Париже насчитывается шесть православных епископов!
Вместе с тем, уже с 1930-х годов православные Европы осознали, что их эмиграция – явление не кратковременное и что Восточной Церкви необходимо явить на Западе свое деятельное присутствие. Появилась идея создания поместной Православной Церкви. Однако только в 1960-х годах было организовано Православное братство в Западной Европе, поставившее себе целью «трудиться ради единства православных, независимо от их национальности и юрисдикции, привносить православную веру в существующее общество».
С тех пор в жизни православных на Западе произошли значительные изменения. Так, в 1967 году во Франции был создан Православный межъепископский комитет, в 1997 году ставший Ассамблеей православных епископов Франции. Посредством этого органа (и органов, созданных по его образцу в других странах) осуществляется взаимодействие между различными юрисдикциями.
Однако окончательное решение по православной диаспоре по-прежнему остается далекой перспективой: оно должно быть принято Всеправославным собором, о созыве которого говорят еще с 1960-х годов.... В октябре прошлого года на совещании (по-гречески «синаксисе») в Стамбуле предстоятели православных Церквей заявили, что желают «скорейшего исправления всех канонических аномалий, вызванных в так называемой православной диаспоре историческими обстоятельствами и пастырскими нуждами, и преодоления всех влияний, чуждых православной экклезиологии». Для обсуждения этого крайне сложного вопроса планируется провести две встречи на острове Родос, в мае и октябре текущего года.
Что мешает объединению?
В то время как православные на Западе все больше стремятся к созданию поместной Церкви, на родине у них идет сложный период восстановления после коммунистического режима (в славянских странах) или же сохраняется тяжелая политическая ситуация (на Ближнем Востоке). А потому у православных Церквей есть более насущные проблемы, чем организация европейской диаспоры. Зачастую Церкви-матери не готовы к отделению своих зарубежных общин. Как сказал один французский православный: «Такие патриархаты, как Константинопольский существует лишь благодаря диаспоре. И если ее отнять, что же вообще останется в этом патриархате?».
Кроме того, рост эмиграции побуждает Церкви некоторых стран (например, румынскую, сербскую и русскую) укреплять свои юрисдикции на Западе. Как объясняет Николя Бер, глава Православного братства, эти Церкви «не хотят утратить контакта с эмигрантами. Перед нами стоит вопрос, - продолжает Бер, - как создать поместную Церковь, не оборвав при этом связей с каждой Церковью-матерью». В то же время новые эмигранты (общины которых нередко возглавляют высокообразованные священники) сами начинают включаться в ситуацию и задаваться вопросом о поместной Православной Церкви.
Наконец, есть еще одна трудность: отношения с Католической Церковью. Московский патриархат весьма неодобрительно отнесся к восстановлению в России католической иерархии. По словам Николя Бера, «новый Патриарх Кирилл воспринимает Папу как патриарха Запада, не желающего придания официального статуса православной организации, которая противостоит ему в диалоге». По сути дела, принцип «в одном городе – один епископ», подразумевающий недопустимость существования католических юрисдикций на «канонических православных территориях», может быть обращен против самих православных при их попытках создать свою организацию на Западе. В то же время, многие православные воспринимают создание поместной Церкви в Европе лишь как переходный этап на пути к чаемому воссоединению католиков и православных – как на Западе, так и на Востоке.
Николя Сенез
Православные общины в Европе
Статистика
Точных данных о количестве православных в Западной Европе не существует, различные оценки расходятся.
Ниже приводятся данные об общем числе православных (без учета юрисдикции) в отдельных странах:
Германия – около 1,2 млн.
Франция – от 300 до 500 тыс., в их числе значительная интеллектуальная прослойка, например, выпускники Свято-Сергиевского института в Париже
Италия – от 200 до 600 тыс.
Великобритания – от 250 до 300 тыс.
Швейцария – 132 тыс.
Бельгия – от 70 до 80 тыс.
Швеция – от 50 до 60 тыс.
Нидерланды – 20 тыс.
Юрисдикции
В Западной Европе имеют свои юрисдикции 6 патриархатов:
Константинопольский Вселенский патриархат (к нему принадлежат греки и те русские, которые отделились от Московского патриархата в 1930 году),
Антиохийский патриархат (арабы),
Московский патриархат (русские, в том числе члены Русской Православной Церкви Заграницей, отделившейся от Москвы в 1920 году и воссоединившейся с ней в 2007-м),
Сербский патриархат (сербы),
Румынский патриархат (румыны),
Болгарский патриархат (болгары),
Грузинская Церковь
Православные Церкви и Евросоюз
Рост Евросоюза привел к тому, что в него вошли страны с традиционно православным населением. Таким образом, в рамках ЕС оказались:
Элладская Православная Церковь (с 1981 г.),
Константинопольский Патриархат, имеющий юрисдикцию над епархиями Крита и Родоса (с 1981 года),
Финляндская автономная Церковь (с 1995 г.),
Кипрская, Чехословацкая и Польская Церкви, Московский патриархат (епархии в Латвии и Литве), Эстонская автономная Церковь (с 2004 г.),
Румынский и Болгарский патриархаты (с 2007 г.)
В России хорошо знают Европу туризма и Европу шопинга, но, к сожалению, мало знают Европу паломничества. Это святыни, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, мощи угодников Божиих, места, где кровью мучеников утверждалось христианство... По сути, Европа – это пространство, в котором разворачивалась ранняя история нашей Церкви.
Паломниками называли людей, которые отправлялись в пешее путешествие к местам, связанным с земной жизнью Спасителя, или к великим святыням, или в монастыри, - по различным маршрутам, но неизменно с одной целью – приблизиться сердцем ко Христу. Был обычай отправляться в паломничество, если на душе есть тяжесть от совершённого греха – и есть потребность очистить душу, принести покаяние.
Мы хотели бы отметить три важных момента: Господь дает нам возможность соприкоснуться со святынями – зримыми частицами того, что, по сути, этому миру уже не принадлежит.( в Собор Парижской Богоматери стекаются сотни людей, чтобы помолиться у Тернового Венца Спасителя, который был на Его Главе, спустя почти две тысячи лет, он является доказательством страданий Господа за нас. В Кафедральном соборе французского города Шартр хранится Плат Пресвятой Богородицы, а в немецком городе Ахене хранят пелены, в которые укутали новорожденного Богомладенца. Во французском городе Амьен открыто почивает лицевая часть Главы Крестителя Господня Иоанна).
Во-вторых, в Европе очень гостеприимны к паломникам из России: святынь на Западе много, но здесь не сохранилась традиция столь глубокого их почитания, как в Русской Православной Церкви. К ним не прикладываются, у них редко служат молебны. Приезды наших паломников дают пример иного, более теплого, трепетного отношения к реликвии.
Места, которые посещают паломники - это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершенным Богом, Богоматерью, святыми, либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. Здесь рассказывается о наиболее значимых для православной культуры святынях европейских стран. Надо сказать, что христианская традиция Европы и православная ее составляющая - одна их самых сложных тем в паломнических турах.
Святыни Австрии: Вена - собор во имя Св. Первомученика Стефана, «Венский Грааль» (Святая Чаша, вывезенная из Константинополя).
Святыни Болгарии: Рильский монастырь - мощи преподобного Иоанна Рильского, икона Богородицы «Одигитрия». Бачковский Успенский пещерный монастырь - чудотворная икона Богородицы. Ивановский Лом - комплекс скальных монастырей с фресками.
Святыни Германии: Кельн - мощи Святых Волхвов (Кёльнский кафедральный собор), Трир - Хитон Иисуса и мощи Св. Равноапостольной царицы Елены (кафедральный собор во имя Св. Петра).
Святыни Франции: Амьена - мощи Св. пророка Предтечи и Иоанна Крестителя, Париж - мощи Св.Диониса Ареопогита и святой Марии Магдалины, Терновый Венец Спасителя. Марсель - аббатство Сен-Виктор, храм Нотр-Дам-де-ля-Гард (Богоматери Защитницы). Реймс - кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы.
Святыни Испании: Валенсия - Святая Чаша (Чаша Грааля) в Кафедральном Соборе. Эскориал - дворцово-монастырский ансамбль с соборным храмом св. мученика Лаврентия и «Часовней мощей» — уникальным собранием мощей семи тысяч христианских святых. Сантьяго-де-Компостела - Кафедральный Собор с мощами Святого Апостола Иакова Заведеева.
Святыни Кипра: Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом. Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан. К Священным местам Кипра относят монастырь Пресвятой Богородицы (11 век). Здесь в иконостасе соборного храма находится чудотворный образ Богоматери Милостивой (Киккотиссы), который, согласно преданию, был написан евангелистом Лукой ещё при жизни Божьей Матери. Сейчас этот монастырь является основой всей греческой культуры на Кипре.
Святыни Мальты: Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения. Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.
Святыни Черногории: Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня, Острог - мощи святого Василия Острожского.
Святыни Чехии: Прага - мощи Вячеслава Пражского и Людмилы.
Епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН (Алфеев). Православие в новой Европе: проблемы и перспективы
В сознании многих людей Европа связывается преимущественно с католической и протестантской традициями. В последнее время к ним прибавился еще ислам, который стал объектом пристального внимания средств массовой информации, пытающихся предугадать последствия роста сторонников этой религии в странах Европы. О православии же и его роли в формировании европейской идентичности задумываются и говорят мало. Даже сам термин «orthodox» у многих скорее ассоциируется с иудаизмом, чем с христианством.
Между тем, православное христианство на протяжении веков составляло и продолжает составлять неотъемлемую часть европейской идентичности. Это подтверждается как количеством православных верующих, проживающих в странах Старого Света, так и тем вкладом, который православное христианство вносило и продолжает вносить в развитие европейской культуры и духовности.
Статистика
В мире существует пятнадцать автокефальных Поместных Православных Церквей, численность членов которых составляет, по некоторым данным, приблизительно 226.500.000. Из них три (Александрийская, Иерусалимская и Американская) не представлены на территории Европы. Они, однако, составляют лишь 6 процентов от общего числа православных во всем мире. Остальные же 94 процента - 209.000.000 - проживают в Европе. К православной традиции принадлежит большинство верующих одиннадцати европейских стран: России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории, Греции, Кипра, Македонии и Грузии. Во многих других странах Европы - в частности, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Албании - православные составляют значительное по численности меньшинство.
Наибольшее количество православных верующих проживает на территории Восточной Европы. Из западноевропейских стран православными являются две - Греция и Кипр. Впрочем, и в тех странах Западной Европы, которые не принадлежат к православной традиции, проживает не менее двух миллионов православных верующих.
Структура Православной Церкви
На Западе бытует мнение, согласно которому Православная Церковь в структурном отношении составляет некий восточный аналог Католической Церкви.
Соответственно, Патриарх Константинопольский воспринимается как аналог Папы Римского, или как «восточный папа». Между тем, Православная Церковь никогда не имела единого главы: она всегда состояла из автокефальных Поместных Церквей, находящихся в молитвенно-каноническом общении одна с другой, однако лишенных какой-либо административной зависимости одна от другой. Константинопольский Патриарх традиционно считается первым по чести среди 15 глав автокефальных Поместных Церквей. До 1054 года правом первенства во Вселенской Церкви пользовался епископ Рима, тогда как епископ «Второго Рима» (Константинополя) занимал второе место в диптихе. После разделения Церквей первое место в православном мире перешло к Константинопольскому Патриарху, которому с византийских времен усвоен титул «Вселенского&! raquo;, не имеющий, впрочем, никаких административных импликаций и не указывающий на какую-либо вселенскую юрисдикцию. Некоторые западные средства массовой информации называют Константинопольского Патриарха «духовным лидером 300-миллионного православного населения планеты», однако для такого названия нет достаточных оснований. У православного населения планеты, в отличие от католического, нет единого духовного лидера: для членов каждой Поместной Церкви духовным лидером является ее предстоятель. Так например, для 160-миллионной Русской Православной Церкви духовным лидером является Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Отсутствие единого административного центра в Православной Церкви обусловлено как историческими, так и богословскими причинами. Исторически это связано с тем, что ни один из предстоятелей Поместных Православных Церквей ни в византийскую, ни в послевизантийскую эпоху не обладал такими же правами, какими на Западе обладал Папа Римский. Богословски же отсутствие единого главы объясняется принципом соборности, который действует в Православной Церкви на всех уровнях. Данный принцип предполагает, в частности, что каждый архиерей управляет епархией не самостоятельно, а в согласии с клиром и мирянами. В соответствии с тем же принципом предстоятель Поместной Церкви, будучи, как правило, председателем Архиерейского Синода, управляет Церковью не единолично, а в сотрудничестве с Синодом.
Впрочем, отсутствие единой административной системы в Православной Церкви имеет и свои отрицательные стороны. Одной из порождаемых им проблем является невозможность апелляции к высшей инстанции во всех случаях, когда возникает конфликт между двумя Поместными Церквами.
Другой проблемой, порождаемой отсутствием единого административного центра в Православной Церкви, является невозможность урегулировать разногласия между Церквами по вопросу о пастырском окормлении так называемой «диаспоры» - православного рассеяния. Суть проблемы заключается в следующем. Основываясь на 28-м правиле Халкидонского собора, предоставляющем епископу «нового Рима» право поставления епископов для «варварских земель», Константинопольский Патриархат претендует на право церковной юрисдикции над теми странами, которые не принадлежат к православной традиции. Другие Поместные Церкви, однако, имеют свои дисапоры в Европе и за ее пределами. Так например, русское рассеяние включает сотни тысяч православных верующих, из которых большинство принадлежит Московскому Патриархату. Помимо русской и греческой диаспор, в Европе имеются также сербская, румынская и болгарская диаспоры, каждая из которых окормляется архиереями и кл! ириками своих Поместных Церквей.
Вопрос пастырского окормления диаспоры может быть решен лишь Всеправославным Собором. Подготовка к такому Собору велась достаточно интенсивно на протяжении тридцати лет (начиная с 1960-х и вплоть до начала 1990-х годов), однако в настоящий момент приостановлена из-за разногласий между Церквами. Хочется надеяться, что Всеправославный Собор все-таки состоится и что вопрос пастырского окормления диаспоры будет решен к взаимному согласию Православных Церквей.
Церковные расколы
Наряду с канонической (т.е. законной) Православной Церковью, в мире существует немало альтернативных структур, именующих себя православными. На церковном языке эти структуры называются «раскольничьими». В настоящий момент наиболее многочисленными альтернативными канонической Православной Церкви структурами являются так называемые «старостильники» в Греции и «филаретовцы» на Украине. Значительно менее многочисленными являются украинские «автокефалисты». Отдельного упоминания заслуживают церковный раскол в Болгарии и продолжающееся вот уже восемьдесят лет разделение в среде верующих Русской Православной Церкви в рассеянии.
Понятие «раскол» отсутствует в современном политическом лексиконе, так же как и понятия «каноничности» или «неканоничности» применительно к той или иной Церкви. Светское государство (а таковыми являются все государства Европы) в большинстве случаев не делает различия между каноническими и неканоническими Церквами, давая тем и другим равные права на существование и предоставляя возможность самим Церквам решать свои внутренние проблемы.
В то же время в новейшей истории Европы имели место случаи прямой поддержки раскольников светскими властями. Так например, «филаретовский» раскол на Украине был поддержан тогдашним президентом республики Л. Кравчуком, что позволило расколу набрать значительные обороты. Болгарские раскольники в начале 1990-х годов также были поддержаны тогдашними властями Болгарии. И в том и в другом случае поддержка раскола светскими властями имела самые пагубные последствия для развития религиозной ситуации. На Украине она продолжает оставаться крайне напряженной. В Болгарии, напротив, раскол был фактически преодолен благодаря, во-первых, прекращению поддержки со стороны светских властей, а во-вторых, слаженным действиям Поместных Православных Церквей, представители которых на Соборе в Софии в 1998 году убедили раскольников принести покаяние и вернуться в лоно канонической Церкви.
Насколько вредным является прямое вмешательство государства во внутренние проблемы Церквей и насколько пагубной является поддержка государством того или иного раскола, настолько же полезным и эффективным может быть выступление государства в роли независимого и незаинтересованного посредника между двумя сторонами межцерковного конфликта. Так например, в ходе визита в США в октябре 2003 года Президент России В. Путин передал главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Лавру приглашение от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия посетить Россию для обсуждения вопроса о преодолении раскола, происшедшего в 1920-е годы по сугубо политическим причинам. Подобные приглашения к диалогу поступали в адрес руководства Зарубежной Церкви и ранее, однако оставались без ответа. В данном же случае приглашение было с благодарностью принято. 18-19 ноября Москву посетила официальная делегация Зарубежной Церкви, которая встречалась со Святейшим Патриар! хом и другими ведущими иерархами Московского Патриархата, а в мае 2004 года в Москву для официальных переговоров о воссоединении прибыл глава Зарубежной Церкви митрополит Лавр. 22 июня 2004 года началась работа совместной комиссии по преодолению существующих разногласий между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью. Подобный прогресс казался немыслимым еще несколько лет назад. Хочется надеяться на то, что переговоры приведут к полному восстановлению евхаристического общения между двумя «ветвями» Русской Церкви.
Православие и расширение Евросоюза
В настоящий момент новые возможности открываются для Православной Церкви в связи с расширением Европейского Союза. До этого времени в составе Союза находилось лишь одно православное государство - Греция, которую С. Хантингтон в своей нашумевшей книге «Конфликт цивилизаций» охарактеризовал как «аномалию», как «православного аутсайдера среди западных организаций». С расширением ЕС Православие перестанет быть в нем аутсайдером, так как членами Союза станут еще три страны православной традиции: Румыния, Болгария и Кипр. Кроме того, в состав Союза войдут страны с значительной православной диаспорой, такие как Польша, Эстония, Латвия, Литва, Словакия. Все это укрепит позиции Православия на территории Евросоюза и существенно расширит возможности православного свидетельства в новой Европе. После вхождения в состав Союза перечисленных стран число православных общин, находящихся на его территории, будет исчисляться десятками тысяч! , а число верующих - десятками миллионов. В дальнейшей (пусть и весьма отдаленной) перспективе возможно вступление в Евросоюз еще ряда православных государств, таких как Украина, Молдова, Грузия, Армения, Сербия и Албания.
Представляется важным, чтобы уже сейчас, когда идентичность новой Европы еще только формируется, когда создаются законодательные документы, которые будут определять лицо Европейского Союза, православные принимали активное участие в диалоге с европейскими политическими структурами. Важно избежать монополии одной мировоззренческой системы, которая бы диктовала условия всем жителям ЕС, в том числе и принадлежащим к традиционным религиозным конфессиям.
В настоящее время существует реальная угроза того, что западная либеральная идеология будет в объединенной Европе объявлена единственной легитимной моделью общественного устройства. Эта идеология не предполагает активного участия церквей и религиозных объединений в общественной и политической жизни. Религия воспринимается ею как сугубо частное дело отдельных индивидуумов, которое никак не должно сказываться на их поведении в обществе. Такое понимание, однако, противоречит миссионерскому императиву большинства религий, в том числе, разумеется, и христианства. Христос создавал Церковь не только для «келейного употребления», но и для того, чтобы ее члены могли быть активными членами общества, защищая в нем традиционные духовно-нравственные ценности. Поэтому необходим постоянный диалог между религией и секулярным миром. В этом диалоге не последнюю роль может сыграть Православная Церковь.
Очень важно, чтобы за церквами и религиозными объединениями было закреплено право устраивать свою жизнь в соответствии со своими традициями и уставами, даже если последние входят в противоречие с западными либеральными стандартами. Недопустимо навязывание религиозным общинам секулярных норм. Так например, если та или иная церковь не признает женского священства, к ней не должны применяться какие-либо санкции, имеющие целью изменить ее традиционную позицию. Если церковь осуждает «однополый брак» как греховный и противоречащий Священному Писанию, эту церковь не следует обвинять в отсутствии толерантности и разжигании вражды. Если церковь выступает против абортов или эвтаназии, она не должна подвергаться обструкции как отсталая и противящаяся прогрессу. Существует много других областей, в которых позиции традиционных церквей (в первую очередь, Православной и Католической) будут отличаться от западных либеральных стандартов, и во всех этих областях! должно быть обеспечено право церквей на сохранение и проповедь традиционных для них ценностей.
Чтобы не быть голословным, приведу в пример дискуссию, которая разгорелась в православном мире после того, как в январе 2003 года Европарламент проголосовал за отмену запрета на посещение женщинами Святой Горы Афон - полуавтономной монашеской республики на севере Греции, куда нога женщины не ступала в течение тысячи лет. Данный запрет, согласно резолюции Европарламента, нарушает «универсально признанный принцип равенства полов», а также законы, касающиеся свободного перемещения всех граждан ЕС на его территории. Комментируя позицию Европарламента, греческий министр культуры Е. Венизелос сравнил статус Афона со статусом Ватикана, отметив, что последний, будучи членов Совета Европы, представлен в нем исключительно мужчинами. «Запрет на посещение женщинами Афона и административные правила Католической Церкви, так же как и правила других церквей и все подобные вопросы являются элементами традиции, которую ЕС должно воспринимать с толерантност! ью и плюралистическим отношением, характерным для европейской цивилизации», - подчеркнул Венизелос.
Русская Православная Церковь с интересом наблюдает за развитием «европейского проекта» и через свое брюссельское Представительство при ЕС принимает в нем активное участие. Будучи сверхнациональной Церковью, представленной на территории Евросоюза несколькими епархиями, сотнями приходов и сотнями тысяч верующих, Московский Патриархат придает большое значение процессу европейской интеграции, который, по нашему мнению, должен привести к созданию многополярной Европы, где будут уважаться права религиозных общин. Только в этом случае Европа станет подлинным домом для церквей и религиозных объединений, в том числе и для Православной Церкви.