Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Православный календарь

Святые Кипра

 Преподобный Онисифор Кипрский
Память 18 / 31 июля 
Преподобный Онисифор Кипрский
Время жизни святого Онисифора неизвестно. Он родился в знатной константинопольской семье и служил августалом, то есть адмиралом, на флоте. Во время одного из морских сражений, которое закончилось поражением византийцев, лишь его адмиральский корабль, на котором он в то время сам находился, избежал гибели. Осознав бренность всего земного, Онисифор оставил службу и вместе с десятью сподвижниками удалился на Кипр. 
Высадившись в городе Пафосе, он удалился в пещеру вблизи селения Анарита, чтобы там предаваться аскезе. Проявляя в посте и молитве ту же стойкость, какую прежде он являл в сражениях, Онисифор быстро достиг блаженного бесстрастия и стал источником благодати для местных жителей: он лечил больных, исцелял одержимых, призывал дождь во время засухи, утешал страждущих. Даже после кончины преподобного его мощи не перестали служить источником чудес. 
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. 
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Святые мученики Аристоклий пресвитер, Димитриан диакон и Афанасий чтец
Память 20 июня / 3 июля 
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. 
Святой мученик Аристоклий
Святой Аристоклий жил на рубеже III–IV веков. Он родился в Тамасе на Кипре. Местная христианская община поставила его своим священником. В начале Диоклетиановых гонений (303) Аристоклий спрятался в пещере высоко в горах. 
Однажды во время молитвы святому явилось сияние, более яркое, чем солнце, и раздался небесный глас, повелевший ему отправиться в Саламин, Кипрской митрополии, и там удостоиться победного венца. Святой Аристоклий пустился в дорогу и в Ледре, в церкви святого Варнавы, встретил диакона Димитриана и чтеца Афанасия. Он рассказал им о Божественном откровении, и они решили присоединиться к святому, чтобы вместе претерпеть мученичество. 
Придя в Саламин, святые поднялись на возвышенное и видное отовсюду место. Их увидели, задержали и привели к правителю. За единодушное исповедание веры во Христа Аристоклий, Димитриан и Афанасий были заключены в темницу. Там уже томился святитель Филонид, епископ Куриона (память 17 июня). 
Святой Аристоклий первым был подвергнут мучениям и обезглавлен. Его товарищи не только не были устрашены, но, напротив, воодушевились величайшим рвением и перенесли все мучения, которые только мог придумать магистрат. Он приказал бросить их в печь, но святые остались невредимыми. После этого святые Димитриан и Афанасий также были обезглавлены и удостоились победных мученических венцов. 
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Святитель Тихон, епископ Амафунтский
Память 16 / 29 июня 
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. 
Святитель Тихон был сыном простых людей из Амафунта, города в южной части Кипра. С детства он был посвящен Богу, рос в благочестии и служил чтецом. Отец святителя Тихона был пекарем. Однажды он послал сына в город продавать хлеб, но Тихон, исполняя слова Евангелия, раздал его бедным. Узнав об этом, отец впал в ярость. Мальчик сказал ему, что он всего лишь одолжил хлеб бедным и что за это воздастся во сто крат, ибо так обещал Господь. И действительно, вернувшись домой, они увидели, что амбары полны пшеницы. 
По смерти родителей святой Тихон раздал все свое имущество и оставил мирские заботы, чтобы взять на себя легкое и сладостное иго Христово. Он пришел к епископу Мнемонию, и тот, видя выдающиеся качества молодого человека, рукоположил его в диакона и поручил управление церковным имуществом, а также наставление народа. Словами, исполненными огня божественной любви, святой Тихон легко разоблачал ложь иудеев и язычников и многих из них приводил креститься к епископу. 
По смерти Мнемония святой Епифаний (память 12 мая) рукоположил святого Тихона в епископа Амафунтского. С этих пор святитель Тихон сиял как истинный светильник Церкви, одних убеждая в истинности Евангелия неопровержимыми аргументами, других приводя к вере с помощью поразительных чудес. Он изгонял бесов, исцелял недугующих телом и духом – одним словом, делал невозможное возможным с помощью Божественной благодати, действовавшей через него. 
Поскольку некоторые язычники упорствовали в поклонении ложным богам, святой епископ вошел в их храм и низринул идолов. Держа в руке кнут, он изгнал жрицу Артемиды Анфусу, осыпавшую его проклятиями. Впоследствии она поняла, что святому содействует сила Божия, исповедала Христа и крестилась с именем Еванфия. 
Однажды, во время большого состязания, которое сопровождалось непристойными танцами, язычники устроили процессию со статуей кипрской богини. Когда они проходили мимо церкви, святитель Тихон вышел, разбил статую и обличил суеверия язычников настолько ясно, что все они обратились и пожелали креститься. 
В другой раз святой епископ, обвиненный язычниками Каликием и Клеопатрой, должен был предстать перед правителем острова. Он ответил чиновнику, что является служителем человеколюбивого Бога и не может не уподобляться Ему и не иметь сострадания ко всем тем, кто находится во мраке заблуждения, поэтому он должен проповедовать им, что есть только Один истинный Бог. Святитель Тихон добавил, что относится к язычникам как к больным, которых Господь поручает ему исцелить, и что он готов терпеть от них оскорбления и дурное отношение, ибо это всего лишь слабая тень страданий, которые Господь претерпел ради нашего Спасения. Судья был впечатлен спокойной уверенностью святого и приказал отпустить его, а многие из помощников судьи, присутствовавшие при разговоре, обратились к вере. 
У святителя Тихона было поле, на котором он насадил виноградник. Однажды, незадолго до того как покинуть этот мир, святитель Тихон пришел туда, чтобы посмотреть, как работают виноградари, подрезающие сухие побеги. Он поднял один из этих побегов, приготовленных к сожжению, и обратился к Господу с молитвой, прося, чтобы побег ожил и принес прежде времени обильные сладкие плоды. Затем святитель Тихон посадил его в землю и сказал прихожанам, что это чудо будет совершаться всегда, в знак постоянного невидимого присутствия их пастыря и его неусыпных молитв. Действительно, после кончины святого каждый год в канун дня его памяти – 16 июня – виноград, который до этого был зеленым, как обычно в это время года, за время всенощной быстро созревал, становился темным и сочным, и во время Божественной литургии его сок примешивали к Святым Дарам. Христиане брали зернышки этого винограда к себе для благословения своих виноградников и исцеления больных. 
Когда Господь открыл Тихону день его кончины, святой отправился посетить крестьян, работавших в поле на жатве ячменя. Те подошли под благословение и услышали неземной голос, призывавший святого в небесные обители. Тремя днями позже тот, кто в течение многих лет своей молитвой воздвигал страждущих с одра болезни, был поражен недугом. Он утешил мать, плакавшую у его изголовья, и напомнил ей, что, живя на земле, мы должны уповать только на воскресение. Затем святитель Тихон собрал духовных чад, священников и мирян, и воздал хвалу достоинству христиан, которые стали сынами Божиими и братьями Христа, призванными следовать за Ним, не обольщаясь соблазнами этого мира. Три дня святой пастырь был прикован к постели, затем его с радостью приняли небесные лики. 
Весь Кипр оплакивал его кончину. Во время погребения, которое совершали все кипрские епископы и священники в присутствии огромного числа людей, тело святителя Тихона излучало сияние и источало чудесное благоухание. 
Святитель Тихон, как и обещал, не оставил свою паству, но исполнял молитвенные просьбы. Он исцелил одну женщину от проказы и спас глухонемого мальчика, одержимого бесом. Это было так. Родители ребенка долго молились о его исцелении в церкви святого Тихона, но их просьба не была исполнена. Они посчитали, что виной тому их грехи и в печали удалились. Тогда святитель Тихон явился им под видом священника и просил не оставлять молитвы. В это время бес жестоко сотряс мальчика и вышел из него, восклицая: «О Тихон! Благоволение Божие к тебе гонит меня», – а ребенок заговорил спокойно и чисто. 
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Святитель Трифиллий, епископ Левкосии Кипрской
Память 13 / 26 июня 
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. 
Святитель Трифиллий родился в одной из самых прославленных римских семей во второй половине III века. Воспитание он получил в Константинополе, куда его отец был переведен по службе святым императором Константином Великим. Трифиллий завершил образование в школе права в Бейруте. Там он получил обширные знания и был признан как талантливый оратор[1]. 
Возвращаясь вместе с матерью Домникой из паломничества в Святую Землю, он посетил Кипр, где познакомился сосвятителем Спиридоном (память 12 декабря). Тримифунтский епископ так поразил его святостью и простотой, что молодой человек, забыв о родине и многообещающих карьерных перспективах, стал его учеником. 
Трифиллий содействовал наставнику в пастырских и проповеднических трудах. Святитель Спиридон без колебаний поправлял ученика в присутствии других людей, когда тот хотел заменить некоторые слова Священного Писания, казавшиеся ему слишком обыденными, на утонченные выражения. Однажды, когда Трифиллий остановился, чтобы полюбоваться прекрасным горным пейзажем, учитель сказал ему: «Не увлекайся так красотами этой земли, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13: 14)». 
Так он возрастал в смирении и удостоился стать наставником душ. Незадолго до рукоположения в епископа города Левкосии[2] святой Трифиллий, облаченный в епископские одежды, явился в видении Констанцию, сыну Константина[3], жившему в Антиохии и мучившемуся ужасными головными болями. По его молитвам больной получил исцеление. 
Трифиллий в пастырском служении следовал примеру святителя Спиридона. Как и учитель, ученик жил скромно, посещал бедных и обездоленных и не проводил и дня без того, чтобы не напитать паству духовным хлебом Святых Писаний. Как новый Елисей, он стал наследником чудотворной силы святого Спиридона. Вместе с ним Трифиллий участвовал в Никейском Соборе (325), а также выступил в защиту святого Афанасия и Православия на Сердикийском Соборе (343). В своей епархии он создал монастырь Одигитрии (Божией Матери Путеводительницы). Церковь обители была так велика, что могла вместить все христианское население города. Святой основал также женский монастырь, который принимал монахинь, совершавших паломничества по святым местам. Здесь закончила свои дни его мать. 
После страшного землетрясения он собственноручно откапывал его жертв. 
Преисполненный благодати, святой епископ мирно почил в глубокой старости, в возрасте 80 лет, около 370 года и был похоронен на кладбище монастыря Одигитрии. 
Спустя много лет, при императоре Ираклии (610–641), сарацины во время одного из своих многочисленных набегов осквернили святые мощи епископа Трифиллия, чтобы завладеть ценными облачениями, в которые святитель был одет. Они отсекли ему голову – и из раны истекла свежая кровь как свидетельство того, что святой был удостоен посмертного мученического венца. Потом сарацины сожгли его тело. 
По преданию, подвижник по имени Диомид (память 28 октября), живший в пещере недалеко от того места, забрал главу святого, чтобы спрятать в безопасном месте. 500 варваров погнались за пустынником и почти уже догнали. Тогда святой повернулся к ним лицом и плюнул в их сторону. Сарацины упали на землю от боли в животе, не позволявшей им продолжить преследование. Со слезами они умоляли святого Диомида сжалиться над ними. Святой исцелил сарацин и во множестве крестил. 
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Тринадцать преподобномучеников из Кантарского монастыря

Память 19 мая / 1 июня 
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. 
 Тринадцать преподобномучеников из Кантарского монастыря: игумен Иоанн, Конон, Варнава, Геннадий, Герасим, Герман, Феоктист, Иеремия, Иосиф, Марк, Кирилл, Феогност и Максим
Около 1228 года два подвижника, Иоанн и Конон[1], прибыли с Афона на Кипр, находившийся в то время под владычеством латинян[2]. Сначала они подвизались в знаменитых монастырях Махера и Хризостома, а затем обосновались в отдаленном Кантарском монастыре Богородицы. Об их добродетели и подвижнической жизни вскоре стало широко известно, и люди потянулись к ним как к живительному источнику, способному укрепить веру, оказавшуюся под угрозой. 
Католический архиепископ Левкосии Евсторгий, опасаясь, как бы слава святых монахов не помешала его замыслам, отправил в монастырь двух посланников, чтобы подчинить себе подвижников. Посланники попытались убедить иноков использовать во время Евхаристии хлеб без закваски – опресноки. Тогда Иоанн предложил отслужить литургию каждому по отдельности, а потом вместе войти в горящую печь, чтобы огонь указал, чья вера праведна, но католики отказались и покинули монастырь. 
Тринадцать святых отцов провели всю следующую ночь в благодарственном молении, а поутру отправились в Левкосию. По пути множество людей притекало к святым исповедникам, прося благословить их. Услышав о прибытии иноков, Евсторгий велел привести их в свою пышную резиденцию, где собрались его приближенные. На все аргументы латинян Иоанн, Конон и их спутники отвечали словами святых отцов. Тогда, не зная, что возразить, охваченный гневом архиепископ велел их бичевать, а затем бросить в тюрьму. 
Три года они с неколебимой верой в Бога страдали, заточенные в темном сыром и зловонном застенке, где в пищу им давали лишь немного хлеба, а стражники издевались над ними и нередко били. Но мученики оставались непреклонными и отвергали все предложения, которые им делал епископ через своих помощников. 
Когда в начале второго года заключения их привели к Евсторгию, они возражали еще отважнее, чем раньше. Тогда их передали палачам. Феогност первым обрел мученический венец, после чего тело его было сожжено. 
На третий год, в 1231 году, святые отцы вновь предстали перед помощником Евсторгия инквизитором Андреем, получившим приказ умертвить непокорных. Мученики единогласно объявили, что гордятся исповеданием православной веры, невзирая на опасность для жизни. Именно о Православии возвестили пророки, истинную веру проповедовали апостолы и определили святые отцы и церковные соборы. 
Через три дня их привели к Генриху I, латинскому королю Кипра (1218–1254), а тот передал их Андрею, приказав покарать, как тому заблагорассудится. Палачи привязали святых за ноги к коням и погнали тех по улицам города, чтобы навести ужас на православных христиан. Затем полумертвых мучеников отвязали и бросили в костер. 
В пламени Иоанн продолжал читать молитвы. Тогда один из присутствующих ударил его по голове дубиной, но, падая под ударом, святой загасил огонь. Тогда палачи разожгли новый костер, в который бросали тела святых вперемежку с трупами животных. Затем прах рассеяли. 
Вскоре после этого инквизитор Андрей, ставший епископом Авилы в Испании, сгорел заживо, задремав у камина. 
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Святая Светлана (Фотина) Кипрская
Ризокарпасо
Ни благородное происхождение, ни богатство, ни даже образование не могут возвысить человека так, как его возвышают христианская вера и добродетели. Доказательством этому может служить жизнь святой Светланы Кипрской, которую жители этого острова с любовью называют Свет чудотворный. 
Точно неизвестно, когда жила святая и из какого рода она происходила. Сказания, дошедшие до нас, утверждают, что святая Светлана родилась в городке Ризокарпасо, ее родители не имели большого достатка, но были благочестивыми христианами и добрыми воспитателями своей дочери. 
С самого раннего детства Светлана не была похожа на других детей. Ее сердце было полно любви к ближним и готовностью им служить. Родители не могли наглядеться на свою кроткую и добродетельную дочь. 
Едва научившись читать, юная святая принялась заучивать псалмы и акафисты. Во время богослужений стояла недвижимо, словно дорическая колонна, вслушиваясь с благоговением в слова святых молитв, вместе с родителями принимала участие в святых таинствах и всем сердцем славила Господа. Как же благословенна и крепка семья, в которой живет Христос! Каждый день проходит в любви и согласии, в мире и спокойствии, а когда наступает вечер, родители и дети воздают Богу совместную молитву перед домашним иконостасом, и нежный свет лампады освещает боговдохновенные лица благочестивой семьи. 
Минули годы, и мать Светланы стала заговаривать с девушкой о браке. Юную красавицу тяготили эти разговоры, но она не привыкла перечить родителям и поэтому молчала. Мать же настаивала, и Светлана решилась открыть ей свое сердце: «Мама, зачем же ты склоняешь меня к противному мне браку? Я уже нашла Жениха, равного Которому нет на земле!». 
Испугалась мать девушки, решив, что дочка вступила в беззаконный союз с одним из своих ровесников. Но та ее успокоила: «Не бойся, я не совершила греха, не опозорила семью! Я говорю о Господе нашем Иисусе Христе, Его невестою я решила стать». Ничего ей на это мать не ответила. Поразили ее слова дочери. 
А спустя некоторое время случилось вот что. Однажды ночью мать Светланы не могла заснуть, будто что-то предчувствуя. Измученная этой непонятной тревогой, она пошла в комнату дочери. И что же она видит? Пустая комната, нетронутая постель. В ужасе побежала женщина будить супруга, и стали они вместе искать дочь. Нигде не могут ее найти! Скорбя, они вернулись домой. А там Светлана их ждет.
«Дочка, где же ты была? Куда ходила ночной порой?» – вскричали разгневанные родители. «Простите, что заставила вас беспокоиться! – отвечала Светлана. – Я ходила молиться Господу. Есть у меня тайная келья, куда я каждую ночь отлучаюсь помолиться за вас, за наш род, за наше отечество, за себя. Там встречаюсь я со своим Небесным Женихом. Обычно я возвращаюсь в предрассветные часы, пока вы еще спите. Однако сегодня так горяча была моя молитва, что я не заметила, как прошло время возвращаться».
Святая дева заплакала. Ее искренность и горькое сожаление о том, что она невольно стала виновницей родительских слез, так растрогали родителей девушки, что они решили не ругать ее, а также не препятствовать ее богоугодному выбору. 
Вот и сегодняшние родители испытывают такое же беспокойство, когда их дети, еще не достигнув совершеннолетия, проводят вечера вне дома, не предупреждая заранее о своих планах. И когда те поздно возвращаются домой, родители спешат их расспросить об этом, чтобы унять свою родительскую тревогу. Но чада порой не догадываются об истинных причинах их вопросов и сердятся на них. Непременно нужно стараться понимать желания друг друга и учитывать их. 
На следующий день родители Светланы пошли вместе с ней в ее тайную келью. Это была пещера недалеко от города. Теперь святая дева стала проводить там все больше времени, и вскоре ее темное и бедное убежище превратилось в место паломничества. Люди из окрестных городов и деревень приходили поклониться святой, услышать добрый совет или получить благословение. 
В этой пещере святая Светлана провела в молитвах всю свою праведную жизнь, посвятив себя своему Небесному Жениху. За это Господь даровал ей дар исцеления. Ее святые мощи были найдены в 1718–1732 годах в той же самой пещере. Мощи сопровождала надпись: «Дева Светлана, невеста Христова». Они и по сей день приносят исцеление и утешение верующим. 
Память святой Светланы Кипрской Церковь празднует 2 августа.
Перевел с греческого Николай Иванов

Святитель Панарет, епископ Пафский
Память 1 мая 
Свт.Панарет, епископ Пафский
После посещения Кипра апостолами Павлом и Варнавой христианство начало распространяться по всему острову. Несмотря на преследования, тюремные заключения и казни христиан, Церковь Христова росла и укреплялась. Апостолы продолжали помогать утверждению христианства на острове, посылая людей, способных помочь миссионерскому делу. Так после смерти апостола Варнавы апостол Павел послал в Пафос Епафраса и Тихика, чтобы они продолжали проповедовать здесь слово Божие. Епафрас был рукоположен святым Гераклидом во епископа Пафского, а Тихик стал епископом Лимасола. Византийский период истории стал расцветом для Кипра. Округ Пафос включал тогда две епископии: Пафскую с кафедрой в Пафосе и Арсинойскую с кафедрой в городе Арсиное. 
Позднее последовали тяжелые годы «франкократии», когда остров принадлежал католической Венеции. Латиняне оказывали сильное давление на киприотов в отношении православной веры, пытаясь обратить все население острова в католичество, но Кипрская Церковь до крови боролась за то, чтобы сохранить Православие. 
За периодом «франкократии» последовала эпоха турецкого владычества, полная серьёзных испытаний для кипрского народа. Опасаясь, что Запад попытается отвоевать Кипр, турки искали поддержки у греческого населения и вернули Православной Церкви права, отнятые латинянами. Кипрская Церковь была признана автокефальной, а население острова православным. Епископии, монастыри и большое количество церковного имущества, отнятого латинянами – все было возвращено Православной Церкви. Независимость Церкви и полученные права позволили ей играть важную роль в религиозной, политической и экономической жизни Кипра. Архиепископ считался теперь не только главой Кипрской Церкви, но и вождем всего греческого населения острова. 
Однако как только вероятность захвата Кипра Западом исчезла, турки изменили политическую линию и начали преследовать греческое население. Так что лояльное по отношению к христианам поведение турок продолжалось всего 10-15 лет. Далее опять начался период угнетения. Произвол наместников, непомерные налоги, отсутствие прав — все это доводило многих греков до полного отчаяния. Некоторые даже переходили в ислам, ища определенных привилегий и прекращения унижений. Большинство, однако, оставалось тайными и явными христианами. Перед лицом реальной опасности Кипрская Церковь сумела сплотить греков, вдохнуть в них силы и стать оплотом веры и центром национально-освободительного движения. То, что греческий народ выжил в тяжелые годы турецкого владычества на Кипре, явилось в первую очередь следствием активной деятельности православного духовенства, направленной на сохранение национального самосознания и веры. 
Одним из иерархов, трудившихся во благо укрепления Церкви в тяжелые годы турецкого владычества, был святой Панарет, епископ Пафский. Своей добродетельной жизнью и пастырской деятельностью он помогал кипрскому народу и, в особенности, жителям Пафоса сохранять верность греческой православной традиции. Святой Панарет (по-гречески – « добродетельный во всех отношениях»), как написано в его житии, «имел имя по своим делам и дела в соответствии с именем». Он родился в начале XVIII века в деревне рядом с Аммохостом и стал монахом в тамошнем монастыре святого Анастасия. Святой Панарет окончил школу греческой грамматики и музыки, основанную архиепископом Кипрским Филофеем, с которым святой позднее находился в дружеских отношениях. В 1764 году святой Панарет стал игуменом монастыря Богородицы Паллуриотиссы. В 1767 году он стал епископом Пафским и нес архипастырское служение в Пафосе до своей смерти в 1790 году. 
Время служения святого Панарета пришлось на трудный период, когда угнетение со стороны турок было особенно сильным. Святой как ласковый отец вместе со своей паствой переносил все тяготы и невзгоды, укреплял народ в борьбе за сохранение православной веры и одновременно пытался смягчить суровые условия его существования. Усилиями святого в 1744 году был заменен турецкий наместник Пафоса, отличавшийся особой жестокостью. В 1783-1784 гг. святой Панарет с другими митрополитами отправился в Константинополь, где им удалось добиться удаления с Кипра Хаджибакки, угнетавшего киприотов непомерными налогами. Будучи епископом, святой Панарет занимался проблемами каждого, кто просил его о помощи. Он уделял много времени просвещению порабощенного греческого народа в то время, когда на Кипре не было школ. Святитель содействовал изданию книги афинского философа Феофила Коридаллеаса «О рождении и смерти у Аристотеля» (1780) и книги архимандрита Киприана «История острова Кипр» (1788). 
Участие святого Панарета в церковной жизни Кипра было особенно важным, так как это был период активной исламизации греков. Православные Церкви превращались в мечети. Святой Панарет призывал народ к восстановлению церквей, и его заслугам принадлежит восстановление многих храмов Пафоса, а также нескольких монастырей. Кроме того, при нем в Пафосе было написано большое количество икон, многие из которых сохранились до наших дней. На собственные средства святитель построил храм святого Анастасия в Аммохосте и обеспечил его иконами. Также он украсил раку с главой апостола Филиппа, находящуюся сейчас в монастыре Честного Креста в Омодосе, и заказал икону апостола. На ней изображен и сам святой Панарет, протягивающий апостолу серебряный ларец с его главой. 
Как уже было сказано, уровень образования порабощенных киприотов был низким из-за отсутствия школ и запрета на преподавательскую деятельность. Поэтому единственным средством сохранения веры в народе было присутствие святых людей, которые своей жизнью показывали путь христианина, величие Православия по сравнению с исламом, и являлись предметом для подражания. Таким маяком был и святой Панарет, присутствие которого воодушевляло народ и давало грекам силы переносить тяготы рабства, не поддаваясь турецкому влиянию. В отношении Панарета справедливы слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные о другом святом – Мелетии Антиохийском: «Даже не говоря ни слова, одним видом своим он учил души людей добродетели». 
Святой Панарет сочетал свою пастырскую деятельность с суровой подвижнической жизнью. Он отличался воздержанием, сну предпочитал молитву, исповедовал со смирением, служил с благоговением. Укрощая страсти и смиряя плоть, святой носил на теле бронзовые и железные вериги. Еще при жизни святой был отмечен даром чудотворения. В его житии описан случай, когда один священник присвоил церковные деньги и отрицал это. Святой Панарет приказал ему молчать и тот онемел. Позднее священник этот тяжело заболел и перед смертью послал за святым Панаретом, умоляя о прощении. Святой пришел к несчастному, и, когда он приблизился, священник обрел дар речи, исповедовался, получил прощение и мирно скончался. 
Кончина святого Панарета венчала всю его добродетельную жизнь. Святой предсказал свою смерть и приготовил себе гроб на том месте, где сегодня находится алтарь кафедрального собора святого Феодора в Пафосе. Также святой Панарет предчувствовал, что в Пафос приедет Парфений, епископ Карпафский, за которым он послал. Когда Парфений пришел к святому, тот исповедовался ему, причастился и умер. При похоронах святителя произошло много исцелений. 
За добродетельную жизнь и чудеса Панарета стали почитать как святого практически сразу после его кончины. Однако официально он был причислен к лику святых в конце XVIII века, когда патриархом Константинопольским был киприот Герасим III (1794-1797). Вериги, которые носил святой Панарет, находятся сейчас в монастыре Ставровуниу. На греческом острове Саламин в одной из церквей сохранилась древняя фреска с изображением святого. Позднее же на Кипре было написано большое количество его икон. Святого особенно почитают в Пафосе, а день его памяти празднуется 1 мая.

«И до кончины своей не успею описать всех его благодеяний!». О почитании святого Маманта на Кипре
2 (15) сентября Православная Церковь чтит память святого чудотворца Маманта. Святой Мамант происходил из малоазийской провинции Пафлагония в Римской империи, из города Гангры. Его родители-христиане, Феодот и Руфина, принадлежали к высшему сословию патрициев. Когда император Аврелиан (270-275 гг.) воздвиг жестокое гонение, то они были схвачены среди первых, и сын Феодота и Руфины увидел свет в сумрачной и сырой темнице. Отец не успел узнать о рождении сына, ибо прежде этого предал свой дух Богу. За супругом в небесные обители последовала и Руфина, молитвенно препоручив младенца Господу. 
Бог услышал предсмертную молитву святой Руфины: богатая вдова христианка Аммия с честью погребла тела мучеников, а мальчика взяла к себе в дом и окружила материнской заботой. Она назвала малыша Мамантом (в сирийской и греческой транскрипции Мамас), потому что первое слово, которое он произнес, было «мама». Святой Мамант рос добрым христианином. Он легко и охотно схватывал грамоту, был не по летам рассудителен, благоразумен речами и личным примером обращал в христианство многих своих сверстников. Об этом донесли правителю Демокриту. Из уважения к знатному происхождению юноши Демокрит не решился подвергнуть его пыткам и отослал к императору Аврелиану. Тот сначала лаской, а затем угрозами намеревался совратить Маманта в языческую веру, но святой безбоязненно исповедал себя христианином и обличил безумие язычников, поклоняющихся бездушным истуканам. Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям и, в конце концов, приказал утопить его. 
Но Ангел Господень спас Маманта и привел на высокую гору неподалеку от Кесарии, в римской провинции Каппадокия. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и подвизался в строгом воздержании и молитве. Там святой жил, пока ему не исполнилось пятнадцать лет. Собеседниками его были львы и другие дикие звери. Питался Мамант молоком диких коз и ланей. Вскоре слава о богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл свое имя, зная, что его ожидает мученическая смерть за Христа. Так пятнадцатилетний Мамант предал себя в руки мучителей и был приведен на суд наместника Александра, который подверг его изощренным и долгим истязаниям. 
Однако они не сломили христианскую волю святого. Когда святого Маманта отдали на съедение зверям, те не тронули его. Тогда один из языческих жрецов поразил его трезубцем. Смертельно раненый, святой Мамант вышел за пределы города. Там, в небольшой каменной пещере, он предал свой дух Богу, Который призвал святого мученика Маманта в горние селения. Это произошло в 275 году. Верующими он был погребен на месте кончины. 
Храм святого Маманта. Морфу, Северный Кипр
В скором времени христиане, жившие в Кесарии Каппадокийской и прибегавшие к мученику со своими недугами и скорбями, стали получать от него благодатную помощь. Святитель Василий Великий, занимавший епископскую кафедру в Кесарии Каппадокийской в середине IV века, и, вероятно, из личного опыта знавший о действенном предстательстве не так давно погребенного в его епархии мученика Маманта, призывал свою паству словами: «Поминайте святого мученика: те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих имя его он помог самим делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил - все, собравшись воедино, принесите хвалу мученику». 
Святой Мамант — один из наиболее почитаемых святых, вместе с великомучеником Георгием, апостолом Варнавой, мучеником Миной, мученицей Мариной и первомученицей Феклой, на Кипре. Это, прежде всего, связано с тем, что согласно кипрскому преданию, честное тело святого Маманта уже в византийские времена перевезли с малоазийских берегов на Кипр и погребли в епархии Морфу. На этом месте был выстроен храм святого Маманта, где почивали его святые мощи. Сейчас этот храм, находится на оккупированных с 1974 года турками территориях. 
Сегодня в разных уголках острова можно от местных жителей услышать множество повествований о святом Маманте. Приведем одно предание, возникшее в годы турецкого владычества на острове (1570-1878 гг.). Вероятно, оно послужило основой достаточно поздней иконографии святого Маманта, сидящего на льве и держащего барашка на руках. Предание гласит, что некогда святой Мамант, бедный пустынник, жил в пещере в епархии Морфу на Кипре. Когда его, как и всех жителей Кипра, турецкие власти принудили платить дань, он отказался. Тогда его повели к наместнику, представителю Османской империи, на острове. По дороге святой Мамант увидел такую сцену: лев охотится на барашка. Святой кивнул льву, повелевая ему отпустить барашка. Тот проявил незамедлительное послушание и сам последовал за святым. Устав от долгого пути, святой Мамант взял барашка на руки, сел на льва и так продолжал свой путь к наместнику. Наместник, увидев умилительную картину — Маманта, восседавшего на льве с барашком в руках, с уважением отпустил святого подобру-поздорову и освободил от обязанности платить дань Османской империи. 
Велика слава святого Маманта на Кипре. Из-за множества сотворенных им чудес кипрский летописец Леонтий Махерас восклицал: «И до кончины своей не успею описать всех его благодеяний!».
Александра Никифорова

Я со Христом был, есть и буду»
О ПОЧИТАНИИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МИНЫ НА КИПРЕ
Икона святого Мины
Святой Мина принадлежит к чину так называемых святых воинов вместе со святыми Георгием Победоносцем, Дмитрием Солунским, Артемием, Феодором Тироном, Феодором Стратилатом. Это один из наиболее почитаемых и любимых святых в Египте, в Греции и на Кипре, где ему посвящены многие храмы и монастыри, где его часто призывают верующие в своих молитвах и получают скорую помощь. 
Святой Мина родился около 250 года в языческой семье в Египте. Юношей он служил в римском войске в малоазийской области Фригия около современного поселения Киутахиа под управлением тысяченачальника Фирмилиана. В 296 году, по указу императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305), воздвигнувших лютое гонение, Фирмилиан должен был перевести свое войско в Верверию в Северной Африке для преследования местных христиан. Мина, узнав о цели похода, возненавидел воинскую повинность. Он оставил воинское звание и ушел в горы, где проводил время в богомыслии, посте и молитве. Так прошли долгие годы, его сердце окрепло в вере. 
Однажды, в главном городе Котуанской области был устроен праздник в честь языческих богов, на который по обычаю собиралось множество народа. К этому дню блаженный Мина спустился в город. Он вошел туда, где проводились конские ристалища, поднялся на возвышение и перед всеми исповедал истинного Бога и обличил поклонение бездушным идолам, за что был брошен в темницу, а на допросе отвечал: «Я называюсь Мина и происхожу из Египта. Некогда я был воином. Но, видя пытки, которым вы, язычники, подвергаете христиан, я оставил воинское достоинство и тайно жил христианином на горе. Теперь я пришел исповедовать перед всеми, что мой Христос есть истинный Бог, чтобы и Он исповедал меня в Царстве Своем». 
После отказа вернуться в языческую веру, Мина был подвергнут страшным мучениям: четыре воина растянули тело святого и без пощады били его воловьими жилами, затем повесили на дереве и строгали железными когтями, после чего опалили горящими свечами. Со словами: «Я со Христом был и есмь и буду» на устах Мина был усечен мечом одним из воинов местного правителя Пирра, а его многострадальное тело брошено на костер. Это произошло в 296 году. Когда пламя потухло, тайные христиане, собрав оставшиеся от сожжения части мощей, обернув их чистою пеленою и помазав ароматами, перенесли в город Александрию, где положили в храме, позднее получившем имя святого Мины. 
Позолоченный ковчежец с мощами святого Мины
Последнюю молитву святого предание передает так: «Господи Боже мой, благодарю Тебя, что сподобил меня стать причастником страсти Твоей. Ныне молю Тебя прими душу мою и сподоби меня царствия Твоего небесного. И даждь мне благодать помогать именем Твоим всем призывающим меня». Господь даровал своему верному сыну благодать чудотворения. Александрийский архиепископ Тимофей записал лишь некоторые из них. 
Многие чудеса святого Мины известны и в Греции, и на Кипре. Так 1826 году, в жуткие времена Греческой Революции турецкие жители Ираклиона на Крите покушались на жизнь христиан. И вот однажды они задумали утолить свою жажду крови в день Пасхи, когда христиане города были собраны на богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины. Пасха тогда выпала на 18 апреля. Чтобы сбить с толку власти, заговорщики устроили поджоги в разных точках города вдали от собора. И когда пасхальная литургия уже началась, и читалось святое Евангелие, разъяренные толпы турок окружили храм, готовые незамедлительно приступить к осуществлению своего отвратительного плана. 
Но внезапно между ними возник всадник с обнаженным мечом. Он скакал на коне вокруг храма и отгонял турок прочь. В кромешной тьме сделался переполох. В страхе кровожадные варвары бежали. Всадника приняли за первого из прокритов и решили, что он послан управителем для усмирения мятежа. Как оказалось позднее, первый прокрит в пасхальную ночь не отлучался из дома вовсе. Всем было ясно, что это чудесное вмешательство небесного покровителя города. Так святой Мина посрамил злое варварское намерение и спас жителей Ираклиона. Турки из уст в уста передавали весть о чуде, исполнялись страха и благоговения перед святым. Некоторые мусульмане из бывших в ту пасхальную ночь возле храма святого Мины стали ежегодно приносить дары в храм святого Мины в день его памяти. 
На Кипре святой Мина – один из самых любимых народом святых, его призывают на помощь во многих повседневных нуждах. В прежние времена, когда на Кипре не редкостью были малярийные эпидемии, святого Мину считали единственным лекарем больных малярией. На Кипре верят, что святой Мина может исцелить от любой болезни, поэтому его почитают особо. Ему посвящены многие церкви в разных уголках острова — в Лапифо, Гери, Дримо, Нео Хорио, Полеми, Пендалья, Струби; действует женский монастырь, где хранится часть мощей святого Мины, привезенная из Александрии. 
Монастырь святого Мины на Кипре
Монастырь святого Мины расположен в горном районе Лефкара, возле дороги, соединяющей Като Дрис и Вавла. Он стоит на берегу реки Маронио в рощи оливковых и рожковых деревьев. Монастырь был основан как мужской в последние годы венецианского владычества на острове (1489-1571), о чем есть запись на полях кодекса Парижской и Национальной Библиотеки (Paris.Gr.609, XII век). Эта запись датируется 1562 годом и гласит монастыря святого Мины в Вавла. 
Монастырь действовал и после завоевания Кипра Османской Империей в 1571 году. В XVIII веке обитель была небольшой, имела свое хозяйство и скот — быков, коров и коз, о чем говорится в кодексе А, датируемом 1727 годом, Китийской митрополии. 11 ноября 1734 года обитель в день ее престольного праздника посетил русский паломник- монах Василий Григорович-Барский (1701-1747). В своем дневнике он записал: «Я начал свое паломничество по Кипру в октябре 1734 года. 11 ноября, день памяти святого мученика Мины, я пошел поклониться в один из монастырей, посвященный этому святому, где бывает ежегодно торжество, и многие собираются из близлежащих городов и сел, и больные исцеляются от многих болезней благодаря чудотворной иконе святого. Этот монастырь бедный и маленький, в нем всего несколько монахов. Он расположен в высоких горах на открытой и приятной взору долине; обитель окружена большим числом лесных деревьев. Монастырь состоит из четырехугольной стены и имеет небольшие кельи. В нем нет проточной воды, но есть источники. Монахи существуют отчасти подаянием, но преимущественно своим трудом — землепашеством, посевными работами, виноградорством». 
Храм монастыря, однонефная базилика, был возведен на старых фундаментах в 1754 году по инициативе и на средства игумена Парфения и митрополита Китийского Макария Первого (1737-1776). Большое пожертвование на строительство храма внес один высокопоставленный чиновник Османской империи, тайный христианин. После его смерти монахи погребли его на монастырском дворе, а турецким властям сказали, что похоронили его в местечке под названием «Могила турка» неподалеку от монастыря. Монастырь продолжал действовать вплоть до первых десятилетий XIX века, в 1825 году там все еще оставалось восемь монахов. Затем обитель пришла в запустение и была заброшена. Монастырские постройки Китийская митрополия сдавала местным жителям, от чего они со временем пришли в жалкое состояние. 
Монашеская жизнь на острове возобновилось в начале XX столетия. Тогда были созданы монастырь Преображения Христова в Каимакли в 1910-е годы и святого Антония в Деринее в 1930-е годы. Несколькими годами позднее, в 1949 году, был возрожден женский монастырь в пустовавшей на тот момент обители святого Георгия Аламану. К 1960 году число его насельниц возросло до 60 человек. 
29 марта 1965 году группа сестер этого монастыря из восьми человек была направлена на восстановление заброшенной обители святого Мины. Им приходилось тяжело трудиться: был отремонтирован храм, возведены часовни святого Стилиана (освящена в октябре 1974 года) и святых Игнатия и Георгия (освящена в сентябре 1993 года), построены новые кельи, мастерские, библиотека, благоукрашена территория, разбиты цветники и посажены фруктовые деревья и овощные культуры. С 1977 года обителью управляет игумения Кассиана. Духовник сестер с 1969 года, богослов и церковный писатель архимандрит Леонтий Хаджикостас, регулярно служит в монастырском храме. 
На празднование памяти святого Мины 11 (24) ноября в обитель стекаются паломники со всего Кипра. Они поклоняются мощам великомученика и иконе, на которой святой Мина изображен с Христом на груди, потому что он ни разу в жизни не изменил своей вере во Христа и словам: «Я со Христом был, есть и буду».
Александра Никифорова

Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций»

Старец Герман Ставровунийский
Кипр издревле называют «островом святых» благодаря сотням преподобных, мучеников и святителей, подвизавшихся здесь, сохранивших чистоту веры и крепостью духа отстоявших свою нацию у завоевателей — венецианцев, турок и англичан, оккупировавших остров на протяжении его многовековой истории. Традиция христианской добродетели, освященная евангельским Лазарем Четверодневным, занимавшим, согласно церковному преданию, епископскую кафедру на Кипре после воскрешения Господом из мертвых на протяжении тридцати лет, жива и поныне. Многие киприоты и сегодня помнят старца Германа из монастыря Ставровуни (1906-1982), его кротость и любовь к людям. 
Георгий — это его мирское имя — родился в деревне Авгору на Кипре от благочестивых родителей — Николая и Маргариты Хадзигеорги. Прочитав в детстве житие преподобного Иоанна Кущника, мальчик воспламенился желанием стать иноком. В 16 лет он пришел послушником в древний, знаменитый монастырь Ставровуни, наиболее строгий из кипрских монастырей. Там с XΙX века не угасали святогорские традиции, принесенные с Афона в 1889 году преподобным игуменом Дионисием (Христидисом) (1816-1902). В Ставровуни прошла вся дальнейшая жизнь старца Германа. В 24 года он был пострижен в монахи, в 29 - принял великую схиму. В 1952 году избран братией духовником и игуменом обители. С 1957 года, после преставления двух великих старцев Ставровуни - Киприана в 1055 году и Макария в 1957, он воспринял духовное попечение о женских монастырях св. Георгия Аламану и Преображения Господня в Каймакли, позднее обителей св. Мины, иконы Божией Матери Сфалангиотиссы, иконы Божией Матери "Живоносный Источник". 
Старец Герман имел великое дарования духовничества: через таинство исповеди и причащения Святых Таин он даровал облегчение и врачевание многим, приходившим к нему со своими скорбями и горестями. Жемчужины его наставлений ценны тем, что извлечены они из глубин выстраданного подвигом аскезы и отказа от самоугождения ради непрестанного служения ближним духовного познания. 
Старец Герман рядом с главной святыней монастыря Ставровуни - частью древа Животворящего Креста Господня

Из писем кипрского старца ΧΧ столетия Германа Ставровунийского: 

Любящий без меры себя всегда обижает своего ближнего. Самолюбивый человек не может быть боголюбив.

Побеждающий страсти приобретает сильную веру.

Тот, кто не может побороть чревоугодие, тот становится рабом и многих других страстей.

Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций.

Наряду с истинной верой, есть псевдовера. Настоящая вера проявляется в трудную пору. Псевдовера процветает лишь в мгновения благополучия и увядает в час испытания.

Подражать Христу означает, прежде всего, подражать любви Христовой к людям. Давайте пожертвуем плотскими вожделения ради любви к ближнему.

Мы, священнослужители, те, кто облечен в рясу, должны, насколько только можем быть "солью земли" и "светом мира". Не только в своем внутреннем духовном подвиге, но и во всех внешних проявлениях.

Там, где любовь, там рядом - Бог. А где ненависть - бесы.

Есть любовь от Бога, но есть и от диавола. Есть гнев от Бога, а есть гнев от диавола. Божия любовь – та, источник которой в соблюдении заповедей Бога. Диавольская любовь – бесовская, сладострастная, например, такая, какую испытывает женатый человек к посторонней женщине. Еще диавольская любовь – от которой впадают в содомские грехи. Любовь такого рода оскорбляет Бога и, если человек так и не приходит к покаянию и изменению образа жизни, то Бог его наказывает. Божий гнев – это гнев против греха. Диавольский гнев – это гнев против любого из наших ближних, а также и врагов. Мы должны любить ближних, даже если они нас обидели или огорчили.

Тот, кто любит ближнего истинной, согласной с волей Бога любовью, чувствует в своей душе безграничный мир и радость. Тот, кто любит ложной, поверхностной любовью, притворной, плотской и страстной, ощущает внутри себя беспокойство и смятение.

Истинная любовь пронизана духом смирения, жертвенности и самоотдачи. Тот, кто любит согласно с волей Божией, приносит в жертву свои желания и свой досуг тому, кого он любит. Та любовь, что противна воле Бога, ведома духом эгоизма. И тот, кто имеет эту любовь, вместо того, чтобы принести себя в жертву другому, постоянно требует, чтобы другой жертвовал ради него.

Любовь к врагам содержит в себе великую мудрость. Когда мы добром воздаем за злое, то этим уподобляемся самому Христу, и благодать Его снисходит на нас!

На тему любви к ближнему, о которой ты спрашиваешь меня, написано: «Ко всем имей любовь и всех держись поодаль». Как это понимать? Так, что любовь является не только через внешние проявления. Преимущественно любовь действует внутри души человека. Это значит, что ты должен иметь любовь к тому, кто на тебя гневается, обвиняет и унижает тебя. Скажи себе: «Это мой врач. И пускай лекарство, которое он дает мне, и очень горькое, но я с его помощью поправлюсь». Ведь и Господь говорил: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28). Не стоит словами объяснять этому человеку, как ты его любишь. Важно иметь внутри себя любовь к нему. И поскольку он может подвергнуться страшному наказанию, проси Бога, чтобы его помиловал, просветил, простил и оставил без возмездия. Зачем тебе иметь хоть что-то общее с ним? Раз он тебя не хочет, то отстранись. Однако никоим образом не оставляй свой внутренний помысел и проси Бога, чтобы помиловал, просветил, простил и спас твоего неприятеля.

Тот, кто замышляет злое против ближнего, совершает зло против себя самого. А тот, кто любит даже своего врага, на самом деле совершает благо для себя.

Молчание, о которым вы меня спрашиваете, - не в одном удержании слов заключается. Оно есть молчание помыслов! Если твой язык молчит, а помыслы тем временем осуждают других, то это молчанием не называется. Напротив, ты можешь целый день говорить, и при этом пребывать в молчании, когда не обсуждаешь того, что не подобает. И можешь молчать весь день, а твой помысел будет болтать, помышляя о вещах не должных. Ясно?

Был один монах, который всегда жил в радости. Когда его спросили, как он добился этого, он ответил: "Я никогда ни на кого не держал зла, всех слушался, и все меня любили".

Болезни, которые тебе посылаются Божественным Промыслом, врачуют душу от страстей, зла и греха. Принимай болезнь как благодатное время для молитвы и покаяния. Сейчас, когда ты мучаешься недугом, тебе труднее грешить. Ты не способен удовлетворять страсти, которые владели тобой в здоровом состоянии. Смотри на это испытание как на «тесные врата и узкий путь» (Мф. 7,14), что ведут в жизнь вечную. Славословь Бога и Промысл Его любви. Приими это нынешнее страдание, чтобы тебе открылся путь к вечности.

Многие уходят от своих духовников к другим, которые, по их словам, "утешают" их лучше. Тут необходимо быть внимательными, потому что наряду с "добрым утешением" бывает и "злое". Иногда духовный отец умаляет перед духовным чадом тяжесть того или иного им содеянного прегрешения или допускает его к причащению Пречистых Таин, невзирая на то, что тот совершает тягчайшие грехи. "Утешение" такого рода потопляет не только духовное чадо, но и самого духовника.

Епитимия есть лекарство, которое накладывает духовный отец, чтобы закрыть рану, излечить болезнь своего духовного чада.

Как врач не должен отшучиваться в беседе с больным, скрывая от него всю серьезность недуга, но прописывать необходимые пилюли, так должен поступать и духовный отец. Невозможно привести человека ко спасению, оправдывая в его сознании некоторые прегрешения, которые иной раз являются смертельными.

Будучи вашим духовным отцом, я каждодневно нахожусь рядом с вами. Не думайте, что я позабыл о вас. Апостол Павел говорит: "отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом" (1 Кор. 5,3). Так и я умом, духом пребываю с вами, телесно находясь в другом месте. Своими мыслями, молитвами я возле вас, даже пребывая на далеком от вас расстоянии. Я все равно несу заботу и попечение о вас.

За тех, кто приходит ко мне, мне доверяется, становится моим духовным чадом, я чувствую ответственность перед Богом и людьми… Спасение моих духовных чад есть мое спасение.

Нельзя познать монашество из книг. Но только из собственного многотрудного, подвижнического, личного опыта!

Монаху необходимо терпеть поношения. Если он не ропщет и все принимает с благодарностью как полезные для души испытания, это избавляет его от многих других искушений, соблазнов и страстей.

Жизнь монашеская не есть иконописание, псалмопение или какое-либо иное служение. То средства. Цель же – стать "ниже всех", стяжать подлинное смирение.

Если тебя несправедливо обвиняют, то обида не поможет. Расстраивается в таких ситуациях человек тщеславный. Тот, кто хочет спастись, должен полюбить пренебрежение к себе со стороны других, потому что оно ведет к смирению. А смирение уберегает человека от многих искушений.

Бегство не избавляет от скорбей. Потому что куда бы ты ни пошел, встретишь подобное. Попытайся решить проблему внутри себя, а не искать выход внешним путем через бегство.

Перевод с новогреческого Александры Никифоровой
Из книги архимандрита Афанасия, игумена Ставровуни "Старец Герман Ставровунийский (1906-1982)". – Левкосия, 1997.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации