Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости
Давидова Лавра Грузия


Батюшка. Памяти Оли Шмелевой


Светлая память отцу Василию Ермакову


Болхов - воссияет, Болхов будет жить!


«Станьте ближе к Богу!». Памяти отца Василия Ермакова


31 января - день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского


О церковной свече


О просфоре и Святой воде


О паломничестве


Сегодня 29 января - день памяти святого праведного Максима, иерея Тотемского


Иисусова молитва для мирян. Из наследия Оптинских старцев


Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова)


Притча о спасении Души
Блажен тот, кто это знает и кто хранит душу свою, как наибольшее свое богатство!

Преподобный Спиридон Тримифунтский. Молитвенная помощь в нуждах о жилье, в работе и деньгах
"Иоаннов Родник" приглашает совершить паломническую поездку в д. Лебеда по мере комплектации групп  

Словарь церковных терминов

 В паломнической поездке мы самым тесным образом соприкасаемся с жизнью Церкви, её культурой, традициями, богослужением и таинствами. Соответственно, паломник встречается со многими специфически - церковными понятиями и терминами, которые попросту отсутстсвуют в мирской жизни. Надеемся, что словарик, который мы составили для вас, поможет лучше ориентироваться в удивительном мире Православия, сделает путь к святыне более осмысленным и одухотворённым.

АКСИОС (греч. «достойный») – возглас, произносимый архиереем во время рукоположения нового диакона или священника. Возглас троекратно повторяется хором. В древности «аксиос» возглашал весь народ в храме, выражая согласие с достоинством рукоположенного.

АЛЛИЛУИА (от евр. «хвалите Бога») – возглас, часто встречающийся в ветхозаветных богослужебных текстах (например, в псалмах). Вошел в христианское богослужение без перевода.

АМИНЬ (от евр. «истина») – слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода.

АНАЛОЙ – высокий столик с покатым верхом, на который в храме кладутся икона или книга.

АМВОН (от греч. «восходить») – немного возвышающееся над полом, полукругом выдающаяся в центр храма площадка напротив царских врат, на которой происходит причащение, читается Евангелие, произносится священником проповедь.

БАТЮШКА – в Русской Церкви уважительное обращение к священнику.

БЛАГОВЕСТ – колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения - мерные удары в один большой колокол.

БЛАГОЧИНИЕ – церковный округ, часть епархии, включающая в себя несколько приходов.

ВЛАДЫКО – принятое в Церкви вежливое обращение к архиерею. Официальное обращение к архиепископу и митрополиту – высокопреосвященнейший (блаженнейший) владыко, к патриарху – святейший владыко.

ВЕЛИЧАНИЕ – краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или святого, поясняющее смысл празднуемого Церковью события. Начинается со слова "величаем" (или "ублажаем"). Поётся в праздничные дни на утрене и на литургии.

ВХОД – торжественное шествие священнослужителей во время богослужения в алтарь через царские врата. На вечерне совершается вход с кадилом перед каждением алтаря и пением "Свете тихий". На литургии совершается малый вход, после пения антифонов, и великий вход. Во время великого входа святые дары переносятся с жертвенника на престол. В древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. По некоторым толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий – Его шествие на страдание и смерть.

ГЕРОНДА (от греч. «геронд» – старец) – буквально «старче», на Афоне уважительное обращение к духовному наставнику.

ГЛАС – в церковном пении один из восьми музыкальных ладов. Распевы одного гласа различны для разных видов песнопений. Восемь гласов составляют систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которой подчинена вся церковная музыка. Каждую неделю большинство песнопений исполняется по одному из восьми гласов. Восемь недель образуют гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.

ГОРНЕЕ МЕСТО (от слав. «высокое») – место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте находится сидение для архиереев и священников.

ГРЕХ – всякий отрицательный поступок человека, противоречащий заповедям, являющийся нарушением воли божией.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ – двенадцать главных праздников Православной Церкви. Разделяются на подвижные (дата празднования может изменяться) и неподвижные. Подвижными господними и богородичными праздниками являются: Рождество Христово (25 декабря7 января), Крещение Господне или Богоявление (619 января), Сретение Господне (215 февраля), Преображение Господне (619 августа), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы (1528 августа), Воздвижение Креста Господня (1427 сентября), Рождество Пресвятой Богородицы (821 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября4 декабря). Подвижными праздниками являются: Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье (шестое воскресенье Великого поста), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи), Пятидесятница или Троица (пятидесятый день после Пасхи).

ДЕИСИС (греч. - «моление») или деисисный чин – в иконостасе композиция из трех икон - в центре икона Христа, слева обращенной к нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя. Распространенная ошибка написания, очевидно из-за созвучия с именем Спасителя – деисусный чин.

ДИАКОН – священнослужитель, относящийся к первой ступени священства. Посвящение в сан диакона происходит через рукоположение, во время которого ставленник принимает таинство священства. Диакон помогает священнику и епископу в совершении церковных таинств, но не может совершать их сам.

ДИКИРИЙ (греч. «двухсвечник») – подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа.

ДИСКОС – священный предмет, принадлежность алтаря – металлическое блюдо с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются литургическая просфора - агнец и частицы из просфор. Во время Евхаристии на дискосе совершается освящение и пресуществление агнца. Дискос изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

ДУХОВНИК – священник, у которого конкретный прихожанин регулярно исповедается, ищет совета и помощи. Часто духовник осуществляет особое духовное попечение и помощь – окормление.

ЕВХАРИСТИЯ (греч. «благодарение») – главное таинство Церкви, иначе называемое причащением. Приготовление верующих к участию в этом таинстве является главной целью церковного богослужения.

ЕПИТИМИЯ (греч. «наказание») – накладываемое на исповедуемого священником духовно-исправительное наказание, заключающееся как правило, в посте и усиленной молитве.

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. «на шее») – принадлежность богослужебного облачения священника, длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Символизирует благодатные дары, получаемые в таинстве священства и груз несомой пастырем ответственности.

ЕКТЕНИЯ (греч. «растянутый») – молитвословие, начинающееся с призыва к молитве, включающее ряд прошений и заключительное прославление Господа. Произносится диаконом перед царскими вратами, или священником в алтаре. Ектении различаются по содержанию и числу прошений: великая, или мирная (произносимая всем миром), сугубая (т.е. усиленная), просительная и малая.

ИГУМЕН (от греч. «ведущий») – первоначально – начальник монастыря. В старину игумен не обязательно был священником, избирался из числа братии. В наше время игуменство дается монашествующему священнику, как награда (соответствует протоиерейству в белом духовенстве).

ИЕРОДИАКОН – диакон-монах.

ИКОНА (греч. «образ», «изображение») – изображение Христа, Богородицы, святых или событий из священной истории. Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного человека и его жизнь. Формирование иконы происходило вместе со становлением литургии и догматики. Догмат иконопочитания был принят на Седьмом Вселенском соборе в 787 г.

ИКОНОСТАС – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов - от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа расположены икона Иисуса Христа и итого святого или праздника, которому посвящен храм; слева - икона Богородицы. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус - иконы деисисного чина. Четвертый - иконы Богородицы с младенцем Христом и предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - иконы Троицы и ветхозаветных праведников (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

ИНОК (от славянского «одинокий», «другой») – русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.

ИПОСТАСЬ – термин, используемый в православном богословии для обозначения одной из личностей Триединого Бога: проявление личности Бога, обладающее уникальными, присущими только ему качествами.

ИСПОВЕДЬ – таинство Церкви. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает прощение. Принимает исповедь священник или архиерей. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией.

КАЖДЕНИЕ – возжигание на углях в кадиле благовонной смолы – ладана. Каждение является частью богослужения и совершается в особо торжественные его моменты.

КАНОНИЗАЦИЯ – причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых - собором. В Православной Церкви нет особого чина канонизации. На основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и устанавливается его почитание.

КАНУН (от греч. «установленный») – особый подсвечник в виде стола со множеством свечей и небольшим распятием, устанавливаемый в месте совершения панихид.

КАТАПЕТАСТМА (греч. «завеса») – занавес, находящийся за царскими вратами со стороны алтаря. Открывается в соответствующие моменты богослужения вместе с Царскими вратами или без них

КАТЕХИЗИС – свод элементарных правил церковной жизни, а так же книга, содержащая краткое их изложение.

КИОТ, или КИВОТ (греч. - «ящик, футляр») – небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

КЛИР (от. лат. «чистый») – священнослужители, служащие на одном приходе. Отдельный священник называется клириком.

КЛИРОС – место в храме, предназначенное для хора. Клиросы находятся обычно на обоих концах солеи или над притвором.

КЛОБУК – головной убор монаха в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется «шлемом спасения» и «покровом послушания». Иеромонахи носят клобук во время богослужения. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы - черного.

КОЛИВО (от греч. – «вареная пшеница») или кутия – пшеница или иной злак, подслащенная медом или сахаром. Освящается в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед - блаженство будущей жизни.

ЛАВРА (от. греч. «людное место») – название некоторых крупнейших и значительных мужских монастырей.

МАНТИЯ (паллий) – длинная одежда без рукавов, надеваемая поверх подрясника или рясы. Возникла как монашеское облачение в IV — V вв. В чинопоследовании пострига мантия называется «одеждой нетления и чистоты». У монахов – черного цвета. У архиерея и архимандрита мантия лилового цвета с тремя белыми с красным полосами (т.н. «источниками») и с нашитыми «скрижалями» — четырехугольниками с изображениями креста или серафимов. Архиерей и архимандрит надевают мантию во время торжественной церемонии входа в храм.

МИЛОСТЫНЯ – подаяние нуждающимся, творимое во славу божию. Милостыня, забота о неимущих является одной из главных христианских добродетелей, благословляемых Церковью.

МИРЯНИН – любой член Православной Церкви, не имеющий священного сана, молитвенно участвующий в богослужениях и повседневной жизни Церкви.

МОЛЕБЕН – богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Господа, Богородицу или святых. Молебен может совершаться при особых обстоятельствах или бедственных случаях (во время войн, эпидемий, засухи и т.п.) в храме, на дому, в поле, перед чудотворными иконами и другими святынями.

МОНАХ (греч. «один») – человек, посвятивший свою жизнь Богу через принятие обетов – целомудрия (безбрачия и телесной чистоты), нестяжания (неимения собственного имущества) и послушания. Монашествующие по строгости аскетической жизни делятся на три степени, последовательно принимаемые: рясофорный монах, монах малой схимы или мантийный монах и монах великой схимы или схимонах, схимник.

МОЩЕВИК – специальный ковчежец для хранения частицы святых мощей, изготавливаемый в форме ладанки, носящейся на шее, или креста.

МОЩИ – останки тел святых угодников божьих, почитаемые Церковью, как святыня. Мощи многих святых сохраняются нетленными.

МЯСОЕД – период времени между постами, когда употребляется мясная пища.

МЯСОПУСТ – предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу прекращается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд.

ОБЕТ – добровольное обещание исполнить что-либо, даваемое христианином Богу и людям, как благодарность за помощь божию, форма аскетизма.

ОГЛАШЕННЫЕ – в древней Церкви - люди, готовящиеся к принятию таинства крещения и проходящие чин оглашения, т.е. обучения основам веры. Оглашенные, т.к. они не являлись еще членами Церкви, не имели права присутствовать при совершении таинств. На литургии им можно было находиться только до Великого входа, перед которым диакон призывал оглашенных покинуть храм: «Елицы оглашенни, изыдите!» (т.е «Все оглашенные, выйдите»). Эти слова сохранились в литургии до нашего времени вместе с наименованием первой ее части – «литургия оглашенных». С распространением христианства необходимость в институте оглашенных отпала. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением.

ОРЛЕЦ – небольшой круглый коврик с изображением орла, на который становится архиерей во время богослужения. Символизирует особую высоту служения епископа, который подобно орлу с высоты окидывает взглядом свою паству.

ПАЛИЦА – часть богослужебного облачения архиерея и священника (священникам дается в качестве награды) — матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица символизирует меч - духовное оружие слова Божия.

ПАРИМИЯ (греч. «притча») – чтение из Ветхого Завета, содержащие пророчества о празднуемом событии. Читаются на богослужениях: Царских часов и часов в некоторые дни Великого поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста; утрени Великой Субботы; великого водоосвящения.

ПАСХАЛИЯ – определение времени празднования Пасхи, связанное с привязкой событий Распятия и Воскресения Христова к древнееврейскому календарю, отличающемуся от церковного. Согласно правилам Первого Вселенского собора 325 г. празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Т.о. день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

ПОСЛУШНИК – насельник монастыря, проходящий особое испытание («послушание») перед принятием монашеского пострига.

ПОСТ – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель - сплошных седмиц; а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петров - начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский - с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский - с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.

ПРЕПОДОБНЫЙ – святой, принявший монашеский постриг и достигший святости через высоту монашеской жизни.

ПРИДЕЛ – дополнительный алтарь в храме. Устраивается для того, чтобы в большие праздники в одном храме можно было совершать несколько литургий в день (по количеству приделов), т.к. в Православной Церкви (в отличие от Католической) принято совершать только одну литургию в день на одном престоле. (Так же и священник не может совершать ежедневно более одной литургии).

ПРИХОД – административная единица Церкви, включающая в себя храм и общину верующих с клиром.

ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ – особое попечение Господа о своем творении, каждом человеке, судьбах мира и Церкви.

ПРОСФОРА (греч. «приношение») – богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства Евхаристии и для поминовения живых и мертвых. Готовится из дрожжевого теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос победил) или образ какого-либо святого. Просфоры делаются из двух половинок в знак двух естеств Иисуса Христа – божественного и человеческого.

ПОДВОРЬЕ – место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём. Подворье выполняет представительские и хозяйственные функции.

ПОДРЯСНИК – повседневная нижняя одежда духовенства, длинное одеяние с узкими рукавами.

ПОПРАЗДНЕНСТВО – дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Последний день попразднства называется отданием праздника.

ПРИЛОГ (устар. - «прибавлять, добавлять, придавать») – в подвижническом учении этап развития греховного помысла в страсть (прилог-сочетание-сосложение-пленение-борьба-страсть). Это развитие соответствует схеме сложного (или страстного) помысла, когда помышление соединяется со страстью, когда без намерения и против воли, через внешние и внутренние чувства, или воображение в душу входят греховные представления.

РАКА – драгоценная гробница, в которой открыто для поклонения почивают мощи святого.

РИЗНИЦА – особое помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.

РИЗНИЧИЙ – послушание священника в монастырях или больших храмах (соборах). Заведующий ризницей.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ – дни особого общецерковного поминовения усопших. Это субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (они также называются Вселенскими). В Русской Православной Церкви такое поминовение установлено также в субботу перед днем св. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г.

САККОС – богослужебное облачение архиерея, длинная просторная одежда с широкими рукавами. Появился в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.

СВЯТЫЕ ДАРЫ – хлеб и вино, употребляемые на богослужении, в таинстве Евхаристии пресуществляющиеся в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

СЕМИНАРИЯ – высшее учебное заведение Церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей. В настоящее время в РПЦ срок обучения в семинариях составляет 5 лет.

СИНОД – высший орган управления Церковью, постоянный совет высшего епископата при предстоятеле Церкви.

СИНОДИК – список имен, поминаемых на службе в храме или в домашней молитве.

СКИТ (от названия местности в Греции, где в старину обитали пустынники) – кельи монахов в отдалении от монастыря в уединённом месте.

СОЛЕЯ – возвышающаяся над полом площадка перед иконостасом в храме. Немного выдающаяся вперед часть солеи напротив Царских врат, где происходит причащение, называется амвоном.

СТАРЕЦ – в Русской Церкви именование духовника, пользующегося большим авторитетом в народе, получившего от Бога особую благодатную силу помощи ближнему.

СТОЛПНИК – преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на «столпе» - башне или другом возвышении. Основателем столпничества считается преподобный Симеон Столпник, живший в Сирии в V в.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (седмица – слав. «неделя», страсть – слав. «страдание») – неделя, завершающая Великий пост, во время которой вспоминаются страдания и распятие Господа и события, предшествовавшие этому. Все дни Страстной седмицы носят название Великих. В течение этих дней Церковь соблюдает особо строгий пост.

ТАИНСТВО – действие благодати божией, проявляющееся в литургической жизни Церкви и в жизни каждого христианина. Главным таинством Православной Церкви является таинство Евхаристии. Важнейшими таинствами являются Крещение, Миропомазание, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование) и Исповедь.

ТИПИКОН – устав богослужения, свод указаний, определяющих структуру богослужения во все дни года. В Русской Православной Церкви действует славянский Типикон, сложившийся в XVI-XVII вв. на основе древних монашеских иерусалимского и студийского уставов.

ФЕЛОНЬ – богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья.

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ («Иже херувимы») – неизменяемое песнопение Божественной литургии. Поется во время Великого входа в самый торжественный момент службы, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, (за исключением особых служб Страстной седмицы). Это песнопение призывает верующих к достойному присутствию и участию в таинстве Евхаристии.

ХОРУГВЬ (от старославянского «знамя») – изображенная на ткани икона Спасителя, Пресвятой Богородицы или святого, укрепленная на длинном древке. В храме хоругви обычно находятся на солее возле клиросов, а во время крестного хода торжественно несутся впереди шествия.

ЧАСОВНЯ – небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы - преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, вт. ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет освященного престола.

ЧЁТКИ – шнурок с узелками или бусинами, служащий для счета прочитанных молитв. Иначе – вервица или лестовка. На Беларуси назывались также ружанцем.

ЧТЕЦ – церковнослужитель, во время богослужения читающий богослужебные тексты - шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др.

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ (устар. причетник, т.е. член причта, «причтённый» к служителям храма) – служитель храма, не имеющий священного сана, но активно участвующий в совершении богослужения. К церковнослужителям относятся алтарник (пономарь), чтец (устар. дьячок), певчий, канонарх и т.п. в старину церковнослужители поставлялись через особое посвящение.

ЭКЗЕГЕТ (греч. «истолкователь») – первоначально истолкователь оракулов, предметом толкования которого были загадочные изречения оракулов, традиции, а также законодательные нормы, был официальным лицом в Афинах. С возникновением христианства так стали называть толкователя Священного Писания. Наука, изучающая и толкующая Писание, называется экзегетикой.

ЭКЗАРХ (греч. «правитель», «руководитель», «начинатель») – архиерейский титул в Православной Церкви. Экзарх наделен определенной самостоятельностью и управляет обособленной церковной областью, экзархатом. Экзархат, как правило, лежит за пределами страны, в которой расположена данная Поместная Церковь, или на территории обладающей гражданским устройством, отличным от общего устройства данного государства. В состав экзархата могут входить несколько епархий, которые подчинены экзарху. Сам экзарх подчинен центральной церковной власти – патриарху или Синоду.

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. «eschatos» - последний, конечный и «logos» – учение) – в христианской догматике учение о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни человеческой души, и всемирная – учение о цели истории и её конце.

ЮРОДИВЫЙ (слав. «глупый, безумный») – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации