Польша православная
Польская Православная Церковь официально заригистрирована в 1948 году.Сейчас в стране насчитывается более 370 приходов, 6 епархий. Что в православные храмы ходит примерно 800-900 тысяч верующих. Центр православия - город Белосток, где насчитывается 10 храмов.
Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.
В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.
В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».
Епархии Польской Церкви
На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:
Варшавская;
Белостокская;
Лодзинская;
Перемышльская;
Вроцлавская;
Люблинская.
Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.
Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).
Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 – за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.
Монастыри:
В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.
Духовное образование:
Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.
Социальная и благотворительная деятельность:
В Польской Церкви действует Православный благотворительный центр «Элеос», основанный в 1996 г. Митрополитом Саввой для более эффективной организации помощи нуждающимся. Кроме того, социальная деятельность Польской Церкви включает содержание сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.
В Польской Церкви распространена практика создания братств, действующих как на уровне отдельных приходов, так и на уровне всей Церкви. Наиболее значимыми и крупными являются «Братство православной молодежи» (основано в 1980 г., специализируется на работе с молодежью), «Братство святых Кирилла и Мефодия» (основано в 1989 г., специализируется на просветительской деятельности), «Братство святого Николая» (основано в 1995 г., занимается паломнической и благотворительной деятельностью).
Страна:
Польша
Город:
Варшава
Адрес:
Al. Solidarności 52, 03-402 Warszawa - Poland
Телефон:
(022) 619-08-86
Факс:
(022) 619-08-86
Web-сайт:
www.orthodox.pl
Предстоятель:
Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши (Грыцуняк Михаил)
Варшава
В Варшаве было 30 православных храмов, но за последнее столетие многие из них оказались уничтожены.
Александро-Невский Собор в Варшаве был главным центром польского православия. Идею строительства в Варшаве большого кафедрального собора впервые высказал в своей записке императору Александру III генерал-губернатору Польши Иосиф Владимирович Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих, и новый собор «свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве».
28 августа 1893 года был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Леонтия Николаевича Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 года. 2 июня 1894 года место строительства на Саксонской площади было освящено архиепископом Флавианом. 30 августа, в праздник святого Александра Невского и именин императора, в присутствии Гурко был заложен первый камень собора во имя «небесного покровителя наших царей».
В 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. 70-метровая колокольная храма стала самым высоким сооружением в Варшаве. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванная разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 года и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.
К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили Виктору Васнецову, иконы были написаны Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные камни, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.
20 мая 1912 года собор был освящен во имя благоверного великого князя Александра Невского. «Созидая сей храм, - сказал архиепископ Варшавский и Привисленский Николай, - его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия». После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы — юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия дома Романовых.
Собор был разрушен польскими властями в середине 20-х годов. Главным мотивом сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. Кроме собора святого Александра Невского в Варшаве поляками по тем же мотивам были уничтожены и многие другие православные храмы на территории страны.
Церковь Марии Магдалины является одним из наиболее узнаваемых объектов района Прага. Церковь была построена во II половине XIX века в стиле византийской архитектуры на месте разрушенного в конце XVIII века костела святого Андрея, как символ российского господства в столице. Церковь должна была служить русской колонии, проживающей в окрестностях сегодняшней улицы Jagiellońska, а также прибывшим из России путешественникам. Это одна из двух (вторая – церковь при православном кладбище на Воле) церквей, уцелевших после акции по снесению православных храмов в Польше после обретения независимости в 20-х годах XX века.
Во время II мировой войны церковь в районе Прага уцелела, благодаря чему внутри сохранилось ее первоначальное убранство, в том числе позолоченные алтари, главный иконостас (элемент, отделяющий в православных храмах алтарь от нефа для верующих). Трехъярусный иконостас богато украшен, в центре традиционно расположены так называемые «царские врата». Размещенные на вратах иконы писал, по-видимому, Василий Васильев (Bazyli Wasiliew). В подземельях церкви хранятся уцелевшие фрагменты мозаик из несуществующего собора Александра Невского в Варшаве, который в 1912-1924 годах стоял в центре сегодняшней площади Piłsudskiego.
В настоящее время пражская церковь выполняет функции кафедрального собора, а в расположенном по соседству здании находится резиденция Митрополита Варшавского и всей Польши, главы Польской Автокефальной Православной Церкви.
photo PZ Stu
Церковь Святого Иоанна Лествичника (польск. Cerkiew św. Jana Klimaka w Warszawie) – церковь принадлежащая к варшавскому благочинническому округу Польской православной церкви. Находится в городе Варшава в районе Воля, микрорайоне Млынув, ул. Вольская 138/140Церковь построена в 1902-1905 годах на православном кладбище по инициативе архиепископа Варшавского и Привислинского Иеронима (1831-1905).
Храм был построен по проекту архитектора Владимира Николаевича Покровского для увековечения покойного сына епископа, Ивана Ильича Экземплярского († 8 августа 1902 года в Пятигорске). Храм был освящён 15 октября 1905 года и тогда был в нём похоронен сын епископа. Архиепископ Иероним скончался через две недели и был похоронен возле сына.
Во время первой мировой войны все православные священники при отступлении русских войск были в 1915 году эвакуированы из Варшавы. Церковь св. Иоанна Лествичника осталась закрытой, пока не прибыл священник Иоанн (Коваленко), который построил в 1931 году колокольню.Во время обороны Варшавы в сентябре 1939 года церковь стала убежищем для населения Варшавы. Во время Варшавского восстания 1944 года был убит приходской архимандрит Феофан (Протасевич) и священник Антон Калишевич со своей семьёй, члены приходского хора и люди живущие по соседству церкви.
Миколай Гетка-Кениг
ПРАВОСЛАВНОЕ КЛАДБИЩЕ В ВАРШАВЕ
Среди немногочисленных, по счастью сохранившихся, памятников-свидетельств бурной истории русского меньшинства в Варшаве особое место занимает православное кладбище в районе Воля. Это один из самых ценных варшавских некрополей. Как всякое кладбище, это особый и драгоценный исторический источник. Даже короткая прогулка позволяет в некоторой степени ознакомиться с историей православной общины города (которую до 1915 г. составляли главным образом русские) и с ее эволюцией с 30-х гг. XIX в. до нашего времени. Сама история этого места тоже представляет собой хорошее свидетельство о постепенных переменах, которые происходили в польско-русских отношениях в последние два века. Это кладбище в настоящее время может быть символом дружбы между живыми и уважения к памяти умерших.
История
Вольский некрополь — первое по времени возникновения, а ныне и единственное православное кладбище на территории Варшавы. До того как оно было основано, православных из сравнительно немногочисленной тогда общины хоронили на особых участках евангелических кладбищ. Один из сохранившихся до сих пор памятников тех времен — внушительный склеп купца Ивана Скворцова на аугсбургско-евангелическом кладбище в Повонзках, выстроенный в традиционном русско-византийском стиле. Тут стоит отметить, что этот купец, один из самых богатых варшавян своего времени, получил особую привилегию. Он скончался в 1850 г., т.е. тогда, когда русские власти предписали хоронить православных только на Вольском православном кладбище. Официальное открытие кладбища состоялось в 1841 г., хотя погребения совершались уже десять лет, когда здесь упокоились русские воины, погибшие в районе Воля в 1831 г, а затем (в 1836 м) — генерал Никита Панкратьев. Кладбище основали на месте прежнего редута №56, который был важным звеном оборонительных укреплений столицы во время штурма, предпринятого войсками Ивана Паскевича-Эриванского (позднее наместника и князя Варшавского) на исходе восстания 1830-1831 гг. В этом месте погиб генерал Юзеф Совинский, ставший одним из главных легендарных героев восстания. Костел св. Лаврентия, вероятное место гибели генерала, царские власти приказали превратить в церковь Чудотворной иконы Божией матери Владимирской, в день почитания которой была взята Варшава. Наместник Паскевич и его окружение осуществляли тем самым еще один этап репрессий, последовавших за восстанием и составлявших неотделимую часть того периода польской истории, который у нас называли “паскевичевская ночь”.
С тех пор и вплоть до I Мировой войны кладбище обслуживало всю варшавскую православную общину. Здесь хоронили как аристократов и высших чиновников, так и бедняков. Однако с самого начала скрупулезно соблюдалось деление на участки, закреплявшее земные социальные различия. Сохранилось описание этой классификации, помещенное в изданном по-польски “Путеводителе по Варшаве и ее окрестностям с картой города, картами железных дорог и гравюрами” Ф.Фризе и И.Ходоровича:
“Ближайший к церкви участок предназначен для погребения тел скончавшихся генералов, их семей, а также штаб- и обер-офицеров, награжденных георгиевским крестом. Здесь хоронят и православное духовенство. На втором участке хоронят штаб- и обер-офицеров, а также купцов. На третьем — отставных солдат, мещан и менее зажиточных людей. На четвертом помещаются общие могилы бедняков, умерших в больницах”.
Потом это расположение несколько изменили, в частности, прибавив пятый участок. Таких различий, собственно по чинам, больше нигде в Варшаве не встречалось и составляло специфику этого некрополя. Среди много численных погребений, которые совершались здесь в царские времена, наверняка самыми важными и памятными были похороны генерала Сократа Старынкевича, бывшего градоначальника. На него собрались не только русские, но и толпы поляков, глубоко почитавших и уважавших покойного за заслуги в модернизации и украшении Варшавы — в то время всего лишь губернского города (после восстания 1863 г. Варшава утратила статус столицы Царства Польского).
Как пишут путеводители XIX века, это кладбище считалось одним из самых ухоженных и могло служить фоном для сентиментальных прогулок варшавян, обладавших духовными запросами, или же любителей намогильного искусства. Этим оно напоминало католическое кладбище в Повонзках. В 1903 г. на специально купленном и присоединенном к кладбищу участке земли была воздвигнута новая церковь св. Иоанна Климака. Средства на нее дал митрополит Иероним Экземплярский, желавший увековечить память своего умершего сына, которого похоронили в крипте под церковью. Со времени смерти Экземплярского крипта стала главным местом погребения православных митрополитов Варшавских. Церковь проектировал В.Покровский, она построена в византийском стиле, греческим крестом в плане. Ее монументальность (несмотря на сравнительно небольшие размеры) и архитектурный стиль должны были составлять противовес уже существовавшей церкви, которая, тем не менее, так никогда и не перестраивалась и сохранила снаружи первоначальный позднебарочный (т.е. несомненно католический) характер.
В 1915 г., когда на территории Царства Польского шло немецкое наступление, всё православное духовенство и почти все русские покинули Варшаву. Кладбище осталось практически без всякого ухода. В 1916 г. старую церковь вернули католикам. Реституции подверглась также территория вблизи этого храма. Это привело к нивелированию почти всех расположенных на ней могил, а зачастую это были самые ценные надгробия, относившиеся к “первому участку”. Удалось сохранить лишь немногие из них, в частности, генерала Старынкевича и Сергея Муханова. В последовавшие годы трагическое положение кладбища не улучшилось или прямо ухудшилось. Начало 1920 х стало временем разрушения многих памятников власти захватчиков, а для многих поляков Вольское кладбище входило в их число. Варшавская печать сообщала о жутких сценах на территории кладбища. Еще в 1932 г. писали, что оно стало местом “сходок разной пригородной шпаны”. Вдобавок некоторые организации, например Товарищество друзей Воли, прямо призывали снести кладбище. То, что рядом был заложен парк им. Юзефа Совинского с монументальным памятником погибшему генералу, дополнительно разогрело страсти, особенно в политических и военных кругах. К счастью, были и те, кто подчеркивал историческую и культурную ценность кладбища, благодаря чему оно сохранилось. Следует также отметить, что такие грубые меры, которые намечалось предпринять, были вызваны не столько ненавистью к русским или православию, сколько желанием обрести повстанческий шанец — особо памятное для каждого поляка место.
В 1932 г. были предприняты первые шаги по постройке железобетонной стены вокруг кладбища, потому что до тех пор стены вокруг него не было (кладбище окружал только земляной вал). Одним из источников финансирования была дотация из государственной казны. Работы продолжались до начала II Мировой войны, а закончены были только после нее.
Во время войны кладбище не поверглось серьезным разрушениям, хотя в 1944 г. в церкви размещались немецкие части. Здесь проходили массовые казни гражданских лиц. В послевоенный период некоторые советские граждане, поселившиеся в Польше, выкупили на кладбище места для могил. Здесь похоронили также строителей Дворца культуры и науки. Их небольшой участок возник в самой старой части кладбища, где в результате разрушений уже было много свободного места. Вблизи упокоились останки советских солдат и офицеров, погибших в ходе освобождения Варшавы в 1945 году. В послевоенное время оказалось, что варшавская православная община не в силах содержать такое большое кладбище (14 гектаров), на котором было еще очень много свободных участков. Поэтому в 1966 г. было решено уступить часть территории для погребения католиков. Этот шаг еще в те времена был поразительным, учитывая взаимную историческую неприязнь западного и восточного христианства. Сравнительно быстро католики стали выкупать места для своих могил, и тем самым православное кладбище превратилось в кладбище двух вероисповеданий, но по-прежнему под православным управлением. Другим важным фактом в послевоенной истории кладбища было перенесение сюда в 1970 г. старинных могил и надгробий с ликвидированного старообрядческого кладбища — несмотря на серьезные расхождения, до сих пор существующие между старообрядцами и официальной православной Церковью.
С самого начала кладбище служило не только русским, хотя не надо забывать, что в царские времена каждый подданный православного вероисповеданий считался русским. Больше всего представителей других народов (грузин, татар, украинцев, цыган) хоронили здесь в ХХ веке. Среди них следует особо выделить участок украинских солдат и офицеров, в 1920 г. воевавших вместе с поляками против советской России за независимую Украину. На Вольском кладбище можно увидеть и могилы других украинских (и русских) солдат — тех, что сотрудничали с немцами во время II Мировой войны.
Памятники искусства
Варшавское православное кладбище — великолепный “музей” под открытым небом, богатый замечательными образцами надгробной архитектуры от середины XIX века до начала нынешнего. Сравнительно мало надгробий сохранилось от самого раннего периода существования кладбища (1840 х — 1860 х). Больше всего их сосредоточено у западной стороны кладбищенской стены, вблизи бывшей церкви Владимирской Богоматери. Это в основном простые плиты, горизонтально лежащие на земле. На некоторых из них сохранились рельефы, такие как поклонение ангелов Кресту или паноплий. Другая группа надгробий этого периода — циппусы (каменные колонны), четырехгранные надгробия, наверху заканчивающиеся акротерионами. Большинство надписей, первоначально сделанных хотя бы на одной из их граней, сейчас уже не прочитываются. Много можно найти и надгробий в форме срезанной античной колонны. Тогда это был чрезвычайно популярный символ прерванной жизни, впервые использованный в искусстве надгробий Карлом-Фридрихом Шинкелем. Форма и украшение как этих, так и других памятников типично классицистические и отражают не только увлечение античным искусством, но и по-прежнему живые в то время идеи эпохи Просвещения. Среди крайне редких романтических надгробий можно отметить те, что напоминают невысокую кучку камней. Такого типа стилизация выражает тяготение к народным обычаям с их таинственными предрассудками, которые так влекли художников эпохи романтизма. Следует, однако, подчеркнуть, что нередко мы видим попытки соединить элементы языческой символики, прежде всего античной, с христианской. Это вовсе не было так распространено на других варшавских кладбищах, где в первой половине XIX века кресты на могилах появлялись лишь время от времени. От второй половины XIX го и начала ХХ века сохранилось гораздо больше могил. Прежде всего надо отметить несколько воздвигнутых тогда склепов. Они выстроены в разных стилях: от классицизма (могила Нипаничей) до чисто русско-византийского (могила Шелеховых) или смешанного с неоготикой (могила Истоминых) и даже ориентального (могила Замараевых). Они не внушительны по размерам, что явно свидетельствует об ограниченных финансовых возможностях русского купечества (которое их строило). Сравнительно часты большие надгробия — но они все-таки меньше, чем склепы. Некоторые из них проектировались в стиле, прямо связанном с традиционной церковной архитектурой (могила Малаховых). Надо, однако, отметить, что типичный русско-византийский стиль на этом кладбище встречается поразительно редко (на протяжении всей его истории). Это явно свидетельствует об уровне принятия западноевропейских образцов, общераспространенности которых не уменьшил даже крайне традиционалистский курс царских властей после смерти Александра II. Характерная черта надгробия этого времени — надмогильная статуя во весь рост (в предыдущий период совершенно отсутствующая). Назовем для примера статую ангела на могиле Пелагеи Паскевич-Мораки, женскую статую на могиле Андрея Гримма (точная копия надгробия семьи Герман с католического кладбища в Повонзках) или целую скульптурную группу на могиле Марии Семеновой. Нельзя не упомянуть и персонификацию христианства, украшающую внушительное эклектическое (но с перевесом элементов классицизма) надгробие Никифора Васильева (1874). Для рубежа веков особенно характерны надгробия с растительным рельефом, прежде всего с папоротниками и плющом, обвивающими крест, — это типичный элемент неоромантического намогильного искусства. От начала ХХ века сохранилось несколько больших надгробий в стиле модерн, многие из которых украшены барельефом лика Христа на Плащанице, то есть, в отличие от чисто православной Плащаницы, типично западноевропейским мотивом.
Отметим, что все авторы (каменщики, архитекторы, скульпторы) здешних надгробий были поляки. Они одновременно выполняли свою работу на других варшавских кладбищах, главным образом на католических и лютеранских Повонзках. Сохранились статуи, высеченные резцом таких известных тогда польских скульпторов, как Анджей Прушинский и Болеслав Сыревич. Из камнерезных мастерских самыми популярными были мастерские с Дикой улицы, возле католического кладбища в Повонзках. Это замечательное доказательство того, что русские и поляки жили в симбиозе, без взаимного бойкота, как можно было бы счесть на поверхностный взгляд. Ко второй половине XIX века относятся и уже упомянутые характерные надгробия с ликвидированного в 1970 г. старообрядческого кладбища. Они имеют форму небольших гробов на постаменте с надписями по бокам. Эта любопытная, особая форма надгробия больше не встречается как на этом кладбище, так и в других варшавских некрополях.
Могилы межвоенного периода редко отличаются какими-то особыми стилистическими чертами, хотя есть и интересные исключения Особенно характерен склеп старого боярского рода князей Мещерских, воздвигнутый в 1930 е в стиле, напоминающем церковные постройки XVI века. В таком же стиле выдержано надгробие Михаила Арцыбашева (1927), которое венчают три небольших луковичных купола, помещенные на верхней грани надгробной доски. Сохранилось также несколько стел с интересными рельефными украшениями, чаще всего это мотивы цветов.
Послевоенное убожество и бесстильность намогильного искусства затронули и это кладбище. С 1940 х по 1990 е преобладали скромные надгробия из облицовочной плитки. К более амбициозным решениям принадлежит вышеупомянутый участок строителей Дворца культуры и науки, где слегка наклоненные стелы расставлены на прямоугольном постаменте как на шахматной доске. Только в последние годы всё более распространенным становится черный гранит. Самый внушительный объект послевоенных лет — склеп семьи Гудзоватых, один из самых больших надгробных склепов в Варшаве (а среди послевоенных — наверняка самый большой). Его оригинальная архитектура обращается к византийским (особенно купол), но и к западноевропейским традициям — например, типичные для стиля модерн металлические украшения входной двери. Прямо рядом с церковью находится маленький памятник известному православному богослову о. Георгию Клингеру. Он воздвигнут в форме маленькой часовенки над скромной гранитной плитой. Внутреннюю сторону ее украшает фреска Ежи Новосельского, известного современного иконописца и живописца, автора фресок, в частности, в церкви св. Иоанна Климака на этом кладбище.
Выдающиеся покойники
Среди погребенных на варшавском православном кладбище редко встречались высокопоставленные гражданские или военные особы. Это вытекало прежде всего из того факта, что даже если такие лица скончались в Варшаве, то их останки чаще всего увозили в глубь России, чтобы они упокоились в семейных могилах. Поэтому здесь не похоронен ни один наместник или генерал-губернатор (хотя несколько из них умерли в Варшаве). Так было и с другими высокопоставленными русскими и их родными, часто происходившими из высшей поместной аристократии (правда, на лютеранском кладбище есть могила брата генерал-губернатора графа Павла Евстафьевича Коцебу). После октябрьской революции никто из русской знати в Варшаве не поселился. Стоит, однако, отметить, что здесь тогда жили (и были похоронены на этом кладбище) многие аристократы, потомки родов, сыгравших большую роль в истории России — например, князья Львовы, Мещерские, Мазараки-Дебольцевы. К исключениям принадлежит по счастью сохранившаяся могила полковника Сергея Сергеевича Муханова (1834-1897), варшавского обер-полицмейстера, председателя дирекции Варшавских театров, заведующего императорскими дворцами в Варшаве. Варшавский театр при нем переживал свои славные времена. Увенчанием его карьеры был ангажемент Хелены Моджеевской, одной из самых выдающихся актрис в истории польского театра. Женой его была не менее известная графиня Мария Федоровна Нессельроде (по первому мужу Калергис), племянница министра иностранных дел России, муза и подруга романтиков, упорно поддерживавшая идею русско-польского сближения (по матери она была полькой). Ее могила находится на католических Повонзках. Самым известным лицом из военно-чиновничьих сфер, похороненным на этом кладбище, остается вышеупомянутый Сократ Иванович Старынкевич (1820-1892). Ныне уход за его могилой осуществляет Варшавское городское управление водопроводов и канализации, которое ему обязано своим возникновением. Варшава была первым городом в Российской империи, где была построена сеть канализации.
Сохранилось на кладбище и скромное надгробие человека, который, может быть, не был лицом выдающимся, зато бесславно вписался в историю Польши. Это генерал-майор Андрей Николаевич Маркграфский, адъютант генерал-губернатора по политическим делам и начальник жандармского корпуса в Царстве Польском, которого социалисты называли “царским архипалачом”: он несет ответственность за смерть многих революционеров в 1905 году. В июле 1906 г. было произведено знаменитое покушение на его жизнь в Отвоцке под Варшавой. Генерала застрелили, когда он ехал в карете. К несчастью, с ним погиб и его десятилетний сын.
Среди похороненных здесь литераторов прежде всего надо назвать Михаила Арцыбашева (1878-1927). Этот замечательный русский писатель, сочинения которого подвергались критике со всех сторон — как правящей верхушки и консерваторов, так и революционных кругов, — после 1917 г. поселился в Варшаве. Он принадлежал к интеллектуальной элите белой эмиграции, был редактором газеты “За свободу”. Вместе с ним покинул Россию и Дмитрий Философов (1892-1940), петербургский публицист и литературный критик. Он начинал как пропагандист “христианского социализма” и антиреволюционных идей, так что симпатий коммунистов не снискал. В межвоенной Польше он активно занимался журналистикой, причем нацеленной антисоветски.
Похоронен здесь и Евгений Паплинский (1908-1978), замечательный танцовщик и хореограф, который, в частности, был художественным руководителем Варшавской оперы, а также Сергей Надгрызовский (1898-1970), музыкант, аккомпаниатор и педагог, профессор Государственной музыкальной школы имени Шопена, учредитель Товарищества артистов-музыкантов.
Среди высоких церковных иерархов следует назвать хотя бы митрополита Дионисия (Валединского, 1876-1960), создателя автокефальной Польской Православной Церкви, профессора богословия Варшавского университета и жертву коммунистических гонений в 1948-1957 гг. Покоится здесь и, как мы уже сказали, о. Георгий Клингер (1918-1976), выдающийся русско-польский православный богослов, выпускник Свято-Сергиевского института в Париже, проректор Христианской богословской академии в Варшаве, который прежде всего занимался современным экуменическим богословием. Он принимал участие во многих экуменических съездах за границей. В 1956-1960 гг. о. Георгий был настоятелем прихода церкви св. Иоанна Климака.
Из ученых назовем Дмитрия Сокольцова (1873-1945), радиотехника, близкого сотрудника Александра Попова, одного из изобретателей радио. За свои достижения в области радиосвязи он дважды получил французский орден Почетного Легиона. После 1917 г. он был, в частности, одним из организаторов и вице-директором Варшавского государственного института связи. Среди гуманитариев видной фигурой был генерал Александр Казимирович Пузыревский (1845-1904), начальник штаба Варшавского военного округа, председатель комиссии по делам реформы правительственных театров в Варшаве, но прежде всего замечательный военный историк. Больше всего он прославился трудами по истории восстания 1830-1831 гг. (“Польско-русская война 1831 года”, СПб, 1886). Его заслуги в историографии польского оружия признаны польскими историками.
Наконец отметим, что по сей день варшавское православное кладбище не дождалось настоящей монографии. Не было оно никогда и предметом интереса польских и русских историков и искусствоведов. Кроме нескольких статей единственной работой, которая может претендовать на серьезность, остается изданная в Варшаве в 1992 г. по-польски книга (точнее, книжечка) Петра Пашкевича и Михала Сандовича “Православное кладбище в Варшаве”
Белосток — крупнейший центр Православия в Польше. Из 300 тысяч его жителей от 25 до 30 % составляют православные. В городе действуют 12 православных храмов, в которых молятся десятки тысяч православных поляков, белорусов, украинцев, русских. По словам сотрудников Православного культурного центра Белостока, православные прихожане активно участвуют и в общественной жизни Польши. В настоящее время в польском сейме есть два православных депутата от правящей партии премьер-министра Д. Туска; в белостокском городском сейме — пять православных депутатов. Православным прихожанином является и один из заместителей мэра города. Еще большим влиянием пользуется Польская Православная Церковь в небольших районных городах Бельск и Хайновка (Гайнувка), большинство жителей которых исповедует Православие.
Храм всех святых в Белостоке.
Кафедральный собор св. Николая Чудотворца – (1843г.) главная православная святыня г. Белостока. В храме находится икона Божией Матери «Белостокская». Прообразом для её написания была чудотворная Супрасльская икона Божией Матери. К ней стекались многочисленные паломники. В 1897 году перед ней молились царь Николай II Александрович и его семья. В 1915 году икона была эвакуирована вглубь России, но осталось несколько её копий, на основании которых в годы Второй мировой войны была написана для собора новая икона. 21-22 сентября 1992 г. из Гродно в собор Белосток были перенесены мощи св. мученика младенца Гавриила, которые ныне почивают в церкви св. Николая.
Церковь Св. Духа - самый большой православный храм в Польше и один из самых больших в Европе. Его высота – 50 метров. Общая внутренняя площадь храма – 2250 кв.м. Святыня может вместить около 2500 верующих. Всё внутренне убранство и архитектура храма наводит на мысль о пламени, что связано со Схождением Духа Святого на апостолов (Пятидесятницей) которая является главным праздником прихода. В день Пятидесятницы апостолы получили благодать духа Святого, которая в виде языков огня сошла на каждого из них. Храм имеет два этажа. Верхняя церковь украшена прекрасными фресками, выполненными по древним византийским канонам.
Церковь Св. Софии Премудрости Божией – уменьшенная копия находящегося в Константинополе одного из семи чудес средневекового мира. Патриарх Константинопольский Варфоломей 1 выделил средства на роспись церкви красивыми фресками в византийском стиле, которые выполнил профессор и группа иконописцев из Греции.
О Польше православной из интернетисточников:
Кресты земли Польской
Польская земля: Супрасльское лесничество, деревня Соколды, Копна гора... Название Копна - древнее. Есть такое понятие “копный суд”, то есть суд, свершаемый вместе, сообща. Не созвучно ли нашему “вкупе”? Через эти места проходили все, кто шел с запада на восток или с востока на запад. Здесь стояла 600-тысячная армия Наполеона. Деревню Соколды сжигали дотла 12 раз, и снова отстраивали. Каждый раз строительство начинали с возведения Креста.
Крест ставили на пепелище… Наполеон сжег деревню в 1812 году, отстроили в 1813, польские мятежники сожгли в 1863 году, отстроили в 1864, потом сожгли в 1914, кто-то что-то отстроил, сожгли в 1920, в 1944 опять все сгорело, потом еще раз в 1947. И это еще не полный список...
Историю родных мест рассказывает Евгений Ольховик. Его предки жили здесь еще в XV веке. Дед прожил 106 лет. Убили его в 1944. На могиле поставили крест. История деревень переходит от креста к кресту. Крест памяти, крест покаяния, крест благодарности, крест спасения… В 1941 году при наступлении немцев в этих лесах прятали русского раненого солдата. Когда его похоронили, документы взяла на сохранение одна семья из деревни Вороничи, но семью расстреляли за связь с партизанами, а дом сожгли. Так что среди дубов супрасльского леса находится еще одна могила неизвестного солдата. Холмик окружен железной оградкой, в изголовье - железный крест. Вокруг сплошная синева от спелой черники.
Об этой могиле мы услышали удивительную историю… В деревне знали, что где-то в лесу похоронен русский солдат, но где именно - не помнили, так как всех, кто знал, сожгли немцы. И вот Евгению Ольховику снится сон. Идет он знакомой тропой, а навстречу ему солдат, невысокий, где-то 168-170 см, щуплый, лет 19-20, и просит: "Построй мне дом, Евгений, я тебе заплачу", - и место показал. Нашел Евгений на этом месте могилку, соорудил холмик, оградку, крест. Как раз в это время в деревню приехала комиссия выяснять, нет ли здесь захоронений советских воинов, кто в деревне ухаживает за могилами русских солдат. И вот назначили Ольховику пенсию специальную. Выходит, не обманул солдатик, заплатил. Хотя разве рассчитывал на плату Евгений. Он еще за одной могилой ухаживает, там в 1944 году солдата похоронили. Тоже крест поставил. Но его документы сохранились, несколько лет назад брат приезжал.
В 1947 году гибли православные от рук польских националистов. У деревни Вороничи стоит крест с такой надписью: "Плита сия с надписью утверждена на сем IV юбилейном кресте, как память истории прошлых времен, истории жителей Воронич и Мизареч и истории крестов, поставленных на сем месте крест в 1812 году крест в 1900 году крест в 1941 году. Храни, Господи, людей, здесь проживающих и проходящих, от трагической смерти, калечества, болезни, пожара, градобития, сохрани их скот и помоги в скорейшем окончании войн. Крест сей сооружен жителями селений Воронича и Мизареча в память 500-летия Свято-Благовещенской Супрасльской мужской Лавры".
Этот крест - охранный и поставлен в память прежних крестов. А еще невероятное число крестов на Святой Горе Грабарке. Никакие фотографии не отражают реального впечатления от тысяч крестов, плотно стоящих рядом и заполняющих все пространство, доступное глазу. Есть кресты огромные в несколько метров; есть крошечные, как нательные; есть кресты из березовых палочек, связанных бечевочкой, как на иконе святой равноапостольной Нины. Эти кресты принесли сюда паломники. Каждый год на Преображенье Господне тысячи православных людей со всей Польши стекаются к Святой Горе и на коленях совершают крестный ход вокруг храма. Каждый паломник ставит свой крест и возносит к Богу свои молитвы, но все они в общем-то об одном и том же: о мире, о здравии, о спасении, о сохранении, об искоренении ненависти и умножении любви между странами, между людьми, между верами…
С 22 июня по 7 июля 12 учеников нашей школы и 4 педагога посетили Польшу, причем не просто Польшу, а Польшу православную. До этой поездки для многих из нас само сочетание "Польша православная" звучало почти парадоксально. До, но не после. В течение двух недель мы побывали в десятках храмов Белостокской земли и Варшавы, в четырех монастырях, молились, говели и участвовали в Богослужениях.
У нас была очень интересная программа: отдыхали в православном молодежном лагере в Беловежской Пуще, катались на лошадях, на байдарках и даже на воздушном шаре! Осмотрели Варшаву и слушали Шопена на его родине в Желязной Воле. В городе Белостоке 270 тыс. жителей, из них православных - где-то 50 тысяч, 10 храмов, есть Центр православной культуры, православный фонд князя Константина Острожского, молодежные братства практически при каждом храме.
Нашу делегацию в самом начале принимал, благословил и вручил подарки епископ Белгородский и Гданьский преосвященнейший Иаков. Так что же поражает в православной Польше? Во-первых, активность, убежденность и ответственность за свою веру, за свой приход, за свою Церковь в Польше. Каждый православный, кем бы он ни был: банкиром, врачом, строителем - всегда думает, чем он может быть полезен своему приходу, своей Церкви. Во-вторых, любовь к России, память о былом государственном единстве, желание быть как можно ближе. Нам рассказали, как во время визита вселенского патриарха в Польшу одна старушка (ей исполнилось уже 96 лет) в валенках (на Покров!) с утра стояла в ожидании патриарха и приговаривала: "Хорошо, что патриарх приехал, плохо, что не наш. Вот бы нашего дождаться!"
Для всех православных в Польше мы были - своими. Мы несколько раз пели на службе. Как радовались прихожане и говорили, мол, это православные дети из Москвы! В-третьих, сплоченность и активность молодежи, ее знание своих святынь, активное участие в паломничестве, в жизни Церкви. Покровителем молодежи православной Польши является мученик младенец Гавриил. Каждый вторник в главном соборе Белостока, храме Святого Николая, собирается молодежь на молебен у его мощей. Мы тоже были на таком молебне. Нас поразило количество народа в будний день. На молебне присутствовали не менее ста юношей, девушек, подростков. Но нам сказали, что в этот день их было немного, так как сейчас каникулы. В учебное время собирается несколько сотен.
Практически вся православная молодежь объединена в братства, которые занимаются активной просветительской деятельностью, благотворительностью, издательской работой, организуют православные лагеря (этим летом я насчитала их в одном Белостоке до 10), паломничества, в воскресных школах организуется изучение русского и церковно-славянского языков, изучается Богослужение и т.д. Главная задача - не упустить подрастающее поколение, не допустить равнодушия к Церкви и к вере.
Есть еще один важный аспект - браки. Очень важно знакомить православных с православными, чтобы укреплять семьи в вере. Епископ говорил, что сейчас в Польше в смешанных семьях принято сына крестить по вере отца, а дочь по вере матери, но назвал такую ситуацию гангреной, то есть в смешанных по вере семьях рано или поздно возникает тяжелый конфликт. В Польше не так много святынь по сравнению с Россией (поляки постоянно это повторяют и, кстати, знают очень хорошо основные святыни России), но как их чтят и знают верующие! Это, прежде всего, чудотворные иконы Божией Матери: Белостокская, Супрасльская, Бельская, Ченстоховская, Турковицкая слезоточивая.
Отношение к католикам и отношения с католиками - вещи разные. Практически в каждой семье есть память о какой-нибудь трагической истории. Так например, в 30-е годы католики привязали к дереву и распилили вместе с ним протоиерея, отца нынешнего митрополита Варшавского, преосвященнейшего Саввы. Но жить стараются в мире, совместно работать на благотворительном поприще. Православные добились преподавания Закона Божия в школах наравне с католиками. Все 12 лет обучения два раза в неделю в каждом классе (если в нем есть православные ученики) преподается Закон Божий православным законоучителем.
Обычно это либо священник, либо педагог, закончивший Богословскую Академию. На каждого из нас произвели очень сильное впечатление рассказы о страданиях православных в Польше. Все-таки мы были далеки от этого. Гонения православных униатами, зверства и разрушения храмов в перерыве между двумя войнами, переселение этнических "русинов" (так называют в Польше белорусов, украинцев и русских) на запад, так, чтобы между двумя семьями расстояние было не менее 50 км (чтобы приход не могли создать) - далеко не полный список страданий, которые претерпели православные на этой территории. В общем, впечатлений очень много! И из номера в номер мы постараемся рассказать вам обо всем, что мы видели, что чувствовали, путешествуя по православной Польше, и какие выводы сделали для себя.
(http://velikiypost.paskha.ru/)