Святые России
Иоанн Кронштадтский
Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Младенец был столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского. Вскоре после крещения Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали приучать его к усердной домашней и церковной молитве. С раннего детства отец постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению. 
Жизнь бедных людей в условиях крайней материальной нужны, наполненная горем, слезами и постоянными страданиями, сделала Иоанна сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе. Вместе с тем, все это воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам.
В шесть лет Иоанн начал учиться грамоте. Вначале грамота плохо давалась мальчику. Это огорчало Иоанна, но это же и подвигло его на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Отец Иоанна собрал последние средства, чтобы отвезти сына в Архангельское приходское училище. Иоанн особенно остро почувствовав в училище свое одиночество и беспомощность, все свое утешение он находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. После одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего - ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Как только пришел рассвет, он вскочил с постели, схватил книги – и о, счастье! Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное.
С той поры Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят в Духовную Академию в Санкт-Петербурге.
Еще во время учебы в духовной семинарии, Иоанн лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать свою мать, которая осталась без средств к существованию. Однако мать не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в академию.
Молодой студент после поступления в Духовную академию не оставил свою мать без попечения: он нашел себе в академическом правлении канцелярскую работу и весь получавшийся им заработок полностью отсылал матери.
Во время учебы в академии Иоанн постоянно размышлял о предстоящем ему служении Церкви Христовой. Так, однажды во сне он увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором он никогда еще не был. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложили вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.
12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился на его пороге пораженный: это был тот самый храм, который задолго до того виделся ему в его сновидениях.
Брак отца Иоанна был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов: в действительности он жил с женой, как брат с сестрой.
При первом же знакомстве с своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит намного больше самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах, поскольку Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей, на этой земле процветало безверие, иноверие и сектантство. Кроме того, место это было наполнено чернорабочими, которые работали главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей. Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, поскольку был риск подвергнуться нападению грабителей.
Именно на этих-то, казалось, нравственно погибших презираемых всеми людей, обратил свое внимание Иоанн Кронштадтский. Среди них он и начал дивный подвиг своего самоотверженного пастырского делания. Ежедневно приходил он в их убогие жилищи, ухаживал за больными и помогал им духовными беседами материально. Иоанн раздавал беднякам все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и без обуви. Всеми силами и молитвами Иоанн опять делал их людьми, возвращая им утраченный человеческий образ. Именно эти люди первыми открыли святость о. Иоанна. Вскоре это «открытие» очень быстро восприняла и вся верующая Россия.
Некоторое время спустя в о. Иоанне открылся еще один дар - дар чудотворения, который прославил не только в России, но и далеко за пределами ее. По молитве о. Иоанна действительно совершались и продолжают совершаться множество дивных чудес. Чудотворством Иоанна излечивались самые тяжкие болезни, даже тогда, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось.
В скором времени вся Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Ежедневно тысячи людей приезжали в Кронштадт, желая увидеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Ежедневно увеличивалось и число писем и телеграмм, которые получал Иоанн Кронштадтский. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал.
День Иоанна Кронштадтского был насыщенным. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Заутреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну, совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, был живым звеном, соединявшим Церковь земную и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю спасения человечества, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.
После службы о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой около полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.
Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, о. Иоанн находил время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли составили собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием: «Моя жизнь во Христе». Эта книга представляет собой духовное сокровище и может сравниться с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В полном собрании сочинений о. Иоанна издания 1893 г. «Моя жизнь во Христе» занимает 3 тома в 1000 с лишком страниц. Книга эта представляет собой своеобразный дневник, в котором можно найти поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Книга эта останется ярким примером для христиан на долгие времена. «Моя жизнь во Христе» после своего выхода в свет привлекла к себе всеобщее внимание и была переведена на несколько иностранных языков.
Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна – необходимость истинной горячей веры в Бога, преданность вере, а также жизнь по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями.
10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий праведник отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.
В погребении о. Иоанна участвовали и присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес.
Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено совершать его память 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины святого праведника.
Антоний Дымский
Житие преподобного Антония Дымского, чудотворца
Преподобный Антоний Дымский родился в Великом Новгороде около 1157 года в семье благочестивых и боголюбивых людей и был воспитан в строгом благочестии и добром наставлении. Уже в детстве будущий подвижник был отмечен особой печатью избрания от Бога. В детстве он избегал общества детей, удаляясь от мирского общения и усердно прилежал молитве. В юности он имел обыкновение ежедневно посещать храм Божий. Так, однажды Антоний пришел в храм и во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет». Слова Господа коснулись сокровенной глубины сердца юноши. В них он услышал призыв к иной жизни.
Вскоре после этого юноша оставил родительский дом и отправился в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода.
Спасо-Преображенский Хутынский монастырь был основан преподобным Варлаамом во второй половине XII в. и располагался недалеко от Великого Новгорода, на берегу реки Волхов. Преподобный Варлаам Хутынский был одним из основателей и столпов Новгородского монашества. Антоний молил преподобного Варлаама принять его к себе. Он рассказал преподобному о дивном откровении в храме. Прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, принял его в обитель и не замедлил вскоре облечь в ангельский образ, несмотря на юный возраст. Послушник был наречен именем Антония, в память основателя православного монашества Антония Великого, который подобным же образом был призван к иночеству.
С того момента преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу — преподобному Варлааму. Все свои послушания он исполнял с усердием и смирением. Он никогда ничего не совершал без благословения, не пропускал церковных служб, не опускал своего молитвенного правила, был первым, кто приходил и последним, кто уходил из храма. Вскоре молодой инок превзошел всю монастырскую братию в монашеских подвигах. При этом Антоний как зеницу ока хранил свой ум от помыслов превозношения и гордыни, стяжав особую кротость и незлобие, во всём стремясь быть меньшим среди братии. Своим чистым смирением и строгим воздержанием он приобрёл общую братскую любовь и доверие.
В 1187 году, по благословению Новгородского архиепископа Гавриила, понадобилось по важным церковным делам отправить посольство из Новгорода в Константинополь. Новгородский владыка обратился к Хутынскому настоятелю с просьбой послать кого-то из братии в дальнее хождение. На общем собрании братии в монастыре был избран инок Антоний. Антонию довольно тяжело было оставлять родную обитель, намоленную келию и отходить от своего учителя. Настоятель, благословляя на столь трудный и дальний путь, напутствовал ученика своего душеспасительными словами: «Иди с миром. Бог да устроит путь твой, который если и труден и прискорбен тебе быти покажется, то сие ведай, что узкими и прискорбными вратами подобает нам в Царствии Божие войти». Преподобный Антоний слагал душеспасительные слова учителя в своём сердце как некое драгоценное сокровище. У ног великого Варлаама Антоний научился предпочитать «добродетель послушания паче всех опасностей».
В столице православного мира – Константинополе, именуемом на Руси Царьград, новгородский инок был принят вселенским Патриархом Афанасием и имел с ним беседы не только о делах, но и «от Божественных Писаний», о вещах душеспасительных.
Из Константинополя Преподобный Антоний совершил паломничество на Святую Землю: поклонился Святому Гробу Господню в Иерусалиме, посетил многие монастыри, где познакомился с монашеской жизнью в эпоху исихастского расцвета. Видимо, в это время у Преподобного Антония возникло желание совершенного пустынножительства по образу восточных отшельников.
Исполнив возложенное на него послушание, Преподобный Антоний вернулся в Новгород, после пятилетнего отсутствия. Промыслу Божию угодно было устроить его пришествие в родную обитель, в знаменательные для неё минуты преставления её основателя и игумена. Преподобный Варлаам, возлежа на смертном одре и провидя духом приближение своего любимого ученика, говорил братии в назидание последнее наставление: «Заповедаю вам: не ослабевайте в подвигах поста и молитвы и живите так, как бы готовились на каждый день умирать. Прошу вас молиться о душе моей и поминать, когда преставлюсь в вечность. Поручаю вас прежде всего Промыслу Божию, наставником же оставляю вместо себя сверстника моего Антония, который возвратился из Царьграда и в этот самый час от нас недалеко.
Ещё не смолкли слова его, как один из монахов, войдя в келию, возвестил прибытие Антония, который к утешению блаженного старца и братии вошел вслед за ним с благословением и дарами патриаршими и передал их отходившему в вечность игумену. С радостью принял их последний, воссылая благодарение Господу Богу, потом с утешением взирая на труды, подъятые его любимым учеником, вручил ему братию с сими словами: «с Богом оставляю тебя, Антоний строителем и правителем сему святому месту. Господь наш Иисус Христос да утвердит и сохранит тебя в любви. Сам я, хотя и отхожу от вас телом, но духом пребуду неотступно с вами». Затем, предал душу свою 6 ноября 1192 года.
После кончины своего учителя Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Он свято исполнил последнее благословение своего духовного отца: руководил духовной жизнью братии, утвердил в обители устав, составленный основателем, приумножил число иноков, положил много неусыпных трудов на строительство монастыря, завершил заложенную еще преподобным Варлаамом каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Хутынскому монастырю не долго суждено было украшаться его житием и процветать его заботами. Скоро смиренный ученик преподобного Варлаама предпочел безвестное подвижничество среди лесных дебрей. Однажды, стоя на молитве, он долго со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости, и по сем втайне оставил монастырь, вручив всего себя Промыслу Всевышнего. Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода. На берегу Дымского озера отшельник ископал пещеру и стал жительствовать в полном уединении. Дни он проводил в трудах, а ночи в молитве. Работая единому Господу, подвижник терпел летнюю жару и зимнюю стужу, множество трудов совершил он по устроению обители, все искушения переносил с кротостью, мужественно отражал демонские нападения и страхования. Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Множество больных людей исцелялось этим омовением. Большинство посмертных чудес святого Антония , записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере. В суровых подвигах Антоний провел многие годы. Рассказы о дивных и великих подвигах благодатного отшельника распространялись далеко за пределами обители и привлекли сюда многих любителей безмолвия. Вскоре на берегах Дымского озера были воздвигнуты первые деревянные кельи, а когда собралось достаточное количество братьев, с общего совета было положено основать новый монастырь в честь преподобного Антония Великого. В подвиге пустынножительства на берегах Дымского озера преподобный Антоний провел около двадцати лет. Предчувствуя свою близкую кончину, настоятель призвал к себе братию и поведал о своем исходе. Преподобный дал последнее наставление своей братии, всех благословил и каждому дал последнее целование. Перед блаженной кончиной Антоний сподобился приобщиться Святых Таин. Последний вздох блаженный старец испустил вместе с молитвой, с миром предав свою душу Богу, которого искал и жаждал все дни своей жизни. Чудотворец Антоний Дымский преставился ко Господу 24 июня 1224 года. Многотрудную жизнь он прожил за 67 лет. Тело преподобного Антония Дымского было погребено в созданном им храме. Мощи преподобного и по сей день нетленны. В 1370 году, во время княжения Дмитрия Донского, мощи преподобного Антония обретены нетленными (целы и ничем невредимы) и положены были открыто в раке в Антониевском храме. В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией с целью избегания надругательства над святыней скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом. Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре. Таким образом братии удавалось вовремя погасить пламя. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни».
Святая великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара родилась в IV веке в знатной языческой семье.Варвара рано лишилась матери и осталась под опекой своего отца, который был страстно привязан к своей единственной дочери и всячески ее оберегал. С целью уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, отец построил для Варвары специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. С высоты башни девушка созерцала красоту мира Божьего и часто испытывала желание узнать его истинного Творца. На вопросы о Творце мира Божьего приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца.
Со временем к отцу Варвары, Диоскору, все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем девушка изменит свое мнение и у нее появится желание к замужеству. С этой целью он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что общение с подругами изменит ее отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном. Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом. Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал, что отрекается, и предоставил правителю, чтобы тот мог распоряжаться ей, как будет угодно воле его. Градоначальник долго уговаривал Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая Варвара и не думала перестать исповедать Иисуса Христа Богом. За это Варвара получила удары воловьими жилами, после которых ее глубокие раны растерли жесткой власяницей.
Вечером Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и призвал ее потерпеть, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Господнем. На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на теле ее не осталось вовсе следов истязаний, которым она подверглась накануне. Видя такое чудо, христианка Иулиания, которая открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Их подвергли жестоким пыткам: тела их терзали крючьями, жгли свечами, били молотком. От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил ее отец Диоскор. Вскоре безжалостного отца поразила молния, превратив его тело в пепел.
В VI веке Мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь, а в XII веке княжна Варвара, дочь византийского императора Алексея Комнина, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.
Часть мощей святой великомученицы Варвары находится в Покрово-Тервеническом женском монастыре.
Александр Свирский
Прп. Александр родился 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти. При рождении получил имя Амос. Родители его Стефан и Васса были благочестивыми крестьянами, своим детям они дали христианское воспитание.
Когда Амос повзрослел, родители захотели его женить, однако Амос помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души.
Еще в детстве Амос узнал о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем. Повзрослев, святому удалось встретить валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих.
И вот, воодушевленный этой беседой, Амос задумал идти на “северный Афон”. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель.
В 1474 году Амос в возрасте 26 лет пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр. Вскоре родители его также постриглись в монахи. Отец, Стефан, постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.
Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове и провел там 10 лет. На этом острове, именуемым Святым в настоящее время, до сих пор сохранилась сырая узкая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек.
В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.
За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных.
Преподобный пал лицом на землю перед величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света.
Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.
На средства царя Федора Иоанновича рядом с Преображенским собором был возведен придел во имя Преподобного Александра Свирского. В приделе была устроена каменная гробница Преподобному, на которую были возложены покрова, присланные в монастырь от Федора Иоанновича и Бориса Годунова. На покровах были вышиты фигура Преподобного Александра Свирского в полный рост и тексты молитв.
“За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена.
Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года в возрасте 85 лет и, согласно его предсмертному завещанию, был погребен в отходной пустыни, недалеко от церкви Преображения Господня. В 1547 году прп. Александр был причислен к лику святых.
Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. При рождении ему было дано имя Прохор. В возрасте 7 лет Прохор упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора, однако остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон этот оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.
В возрасте 22 лет юноша совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил его и указал место его послушания и пострига — Саровскую пустынь. В 1778 году Прохор стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.
Спустя некоторое время Серафим Саровский стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги и ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.
В житии преп. Серафима имеют место весьма примечательные факты. В течении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей о. Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к преподобному часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келию. Они застали преподобного Серафима в лесу во время ежедневной молитвы, избили его и обухом топора проломили голову, святой же при этом не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. После этого случая отец Серафим навсегда остался сильно сгорбленным. Некоторое время спустя разбойники были пойманы и опознаны, однако отец Серафим простил их, и по его требованию они были оставлены без наказания.
В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора Серафим Саровский принимал многих посетителей. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».
Отец серафим Саровский известен также и как основатель и покровитель Дивеевской женской обители.
Скончался батюшка Серафим в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.
Важным моментом является то, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым за 5 лет до кончины старца.
Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий родился 31 марта 1866 года в семье крестьян и был крещён с именем Василий.
Ещё мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы.
В 10-летнем возрасте Василий потерял отца, а немного позднее и сестру Ольгу.
Василий вместе с матерью отправился в Петербург, где юноша стал рассыльным Гостиного двора.
В возрасте 16 лет Василий стал приказчиком, а спустя 10 лет он открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Имея большой опыт торговли и прочные связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины.
В 1895 году Василий стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.
13 сентября 1920 году Василий подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие. Так он был принят послушником и получил послушание пономаря.
В 1921 году митрополитом Вениамином Серафим Вырицкий был рукоположен в иеромонахи. В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но вскоре примкнула к Патриаршей Церкви.
После занятия Вырицы в августе 1941 года германскими частями был открыт Казанский храм (закрытый в 1938 году), прихожанином которого числил себя иеросхимонах Серафим. Умер отец Серафим 21 апреля 1949 года.