Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Праведная София, княгиня Слуцкая

     



Праведная София была последней княгиней славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого. Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких был внук Ольгерда Олелько Владимирович.

Блаженная София родилась 1 мая 1585 года. Информации о крещении княжны и имена её восприемников не сохранилось. По утверждению некоторых, оно было совершено духовником князей Слуцких иереем Малофеем (Матфеем) Стефановичем, настоятелем Свято- Варвариинской церкви Слуцка. Соответственно местом совершения мог служить либо один из замковых храмов Слуцкого «дзядинца», либо сам Варвариинский храм. В два года потеряла родителей: в том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Семенович. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. На протяжении буквально нескольких лет умерли также дяди Софии — Александр и Ян-Симеон. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей.

Согласно завещанию деда,София становится ещё и княгиней Копыльской. Она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой. Опеку над ней взяли Ходкевичи, родственники по женской линии (бабка княжны Софии Юрьевны, мать Барбары, и жена Николая Кишки была урождённой Ходкевич). Младенчество и детство княжна проводила в Берестье и Вильно: сначала девочку опекал жмудский староста Юрий Ходкевич, забравший её в Вильно, затем Виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.

Сохранились сведения об иконе, части родового наследства, которую княжна сохраняла при себе с самого младенчества: Покров Божией Матери (в богатой ризе). Позже эта икона сопровождала мощи святой. До наших ней не сохранилась.

Жизнь под опекой и брак

Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя.
Портрет Кшиштофа Радзивилла-«Перуна», свекра княгини Софии


Из архивных документов, усматривается неведение княжны о брачном договоре. Молодому князю Янушу было дозволено видеться с Софией Олелько в доме опекуна в Берестье (ещё при Юрии Ходкевиче). Однако имеется лишь одно упоминание о попытке князя посетить Софию в Берестье, по дороге в Венгрию 19 сентября 1598 года. Встреча не состоялась по воле опекунов. На основании этого нельзя утверждать о согласии в то время Софии на брак с князем Янушем. Скорее наоборот, неудавшийся визит можно объяснить нежеланием опекунов известить Софию о наличии брачного договора.

Почему не согласились опекуны на свидание? В тот момент Радзивиллы внезапно наложили запрещение на имение Ходкевичей Копыль под Оршей в счет оплаты старого долга. Разгневанные должники немедленно воспретили свидания князя Януша с княжной Софией; ни та, ни другая сторона не думала уступать, все готовились к межродовой войне.

Шли судебные тяжбы, увеличивая противостояние двух родов, отягощенное тем, что поскольку речь уже шла и о свадьбе, соглашение о которой было заключено под денежный залог, у опекуна княжны Софии Юрьевны образовался огромный долг перед Радзивиллами. Ходкевичи не могли выплатить, а Радзивиллы не хотели прощать долг. И хотя тяжба началась между Радзивиллами и Яном-Каролем Ходкевичем, в конфликт самым тесным образом вовлекли и опекуна княжны Софии Григория (Иеронима). Вся Литва ждала разрешения конфликта.

Событие обрастало слухами и домыслами, но все ждали кровопролития. Обе стороны всерьез готовились к войне.Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. Войска Радзивиллов приступили к Вильно, где жил Иероним Ходкевич в доме со своей опекункой княжной Софией. (В Вильнюсе сохранились остатки этого дома по улице Савич.) Послы короля, как и униатский митрополит Ипатий Потей не смогли примирить стороны. Был объявлен трехдневный молебен во всех Храмах и монастырях Слуцка.

До февраля 1600 года юная княжна увещевает князя Януша Радзивилла о благочестии, не давая согласия на брак. Сохранились свидетельства об её отказе от 18 февраля 1600 года. Княжна указывает о доли родства между ею и Янушем Радзивиллом, о конфессиональной принадлежности (князь Януш протестант по крещению):

«…и предостерегаючи того, абым таким непорядком и с тем моим за его милость пана Януша Радзивилла вперед Господа Бога не ображала, а потом абых теж учстивост и маетностей моих до жадных небеспечностей не прыводила…"

Приведенные слова, как утверждают, княжна произнесла в момент, когда войско Радзивиллов стояло в самом Вильно, где в «каменице» ждали сражения Ходкевичи. До кровопролития оставались считанные часы.

Своей речью София старалась обелить Ходкевичей перед всей Литвой, высказывая в самый пик ситуации именно свою волю о браке, уповая на Господа, она пытается примерить враждующих до самого последнего момента. Но вдруг, как указывают, случилось неожиданное — не ведавший отступлений Кшиштоф Радзивилл отводит свои войска. Княжна София дает согласие на брак с Янушем. Януш умоляет отца остановить сражение, ибо не пристало воевать в день долгожданного согласия. И мир воцарился не только в Вильно, а по всей Литве.

Как пишут в житиях святой: «Во имя мира приняла Святая подвиг крестоношения в браке». Чуть позже Ходкевичи примирились с Радзивиллами и возникавшие споры уже навсегда решались только мирным путем. Новая мировая сделка была заключена на следующих условиях: аннулированы все денежные претензии Радзивиллов к Ходкевичам, которым были также выданы свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии.
Портрет Януша Радзивилла, супруга княгини Софии


Януш Радзивилл обратился 20 июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему как католику заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными.

Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния.

По некоторым сведениям, обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза и, в частности, обязательство воспитания будущих детей обоего пола в православной вере, впоследствии стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.

Защита от униатства и церковная деятельность

Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года.

В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия.В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица.

Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. Под ее кров стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений… Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многочисленные Храмы в дни их престольных праздников.

Вдобавок, Софья убедила своего кальвиниста-мужа выхлопотать у короля Польши грамоту,которая запрещала принуждать её подданных к унии.Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Януш подтвердил эти права Слуцка и после того, как Софья скончалась.

«Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…»

Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси. Слуцк мужественно выдержал жестокий гнет униатов, будучи твердыней веры, завещанной предками, сохранил целостность и чистоту учения, освятившего земли русские в 988 году.

Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии. Архивы до сих пор хранят грамоты четы Радзивилов опожертвованиях церквям.

На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам (Эти ризы сохранились до XX века и были описаны, как и Евангелие, воспроизведенное Юрием Олельковичем, польским исследователем Смолинским в 1903 году).

Смерть

Блаженная София скончалась от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года, в Омелево, недалеко от местечка Игумен (Червень). Её обширные владения отошли к мужу, в род Радзивиллов, включая 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень.

Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».

Смерть супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. Его близкий друг, лично знавший княгиню Софию, поэт Соломон Рысинский оставил такие строки в «Эпитафии» (Жалобной песни на смерть Софии):

«Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина, Между литовскими, славой ярчайшая, первая дочь! Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий? Сила какая, нагрянув нежданно тебя унесла!…»

И по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние праведной княгини было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии. К примеру, спустя некоторое время княгиня Людвига Радзивилл издала такую грамоту:

«Изъяснив всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Койдановском, Копыльском, Белицком, Заблудовском, Невельском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои, всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви восточной, а потому настоящею привилегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния в эти церкви не должна быть вводима никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров к владыкам их ездить за границу без всякого препятствия и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещаладуховенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привилегию точно и неприкосновенно соблюдать».

Канонизация

Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры.

В жизнеописании отмечают:

Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей».

Свидетельств о более ранней общецерковной канонизации святой нет. Но стоит упомянуть о причислении в начале XX века её к лику местночтимых в Минской Епархии. К вопросу о канонизации святой следует добавить, что православные ученые Польши утверждают о её возможной канонизации во времена Петра Могилы. Да и А. Трофимов в книге «Святые жены Руси» указывает на дореволюционную канонизацию святой Софии. Решение таких вопросов документами РПЦ отнесено к ведению Епархиальных Комиссий по канонизации.

Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая (память 19 марта — 1 апреля) канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 г. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

Святые Мощи и почитание их
Рака с мощами святой праведной Софии Слуцкой находится в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске.


Поначалу и дольше всего нетленные останки Праведной Софии Слуцкой почивали в Слуцком Троицком монастыре.

Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины.

На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой, и по описанию Архимандрита Афанасия (Вечерко), была вся увешана вывесками, пожертвованными богомольцами.

Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице, соединенный с акафистом. Близ гробницы стоял медный подсвечник высотою с аршин, с вылитыми изображениями ангелов при трех ножках, для братской свечи весом в 1-2 пуда. Подсвечник этот всегда стоял на солее близ гроба.

Почитание святой и её мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого года о ней служились панихиды. Существовала ещё одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками. Рядом с нею находились и Святые Мощи мученика-младенца Гавриила Заблудовского.

21 февраля 1930 г. комиссия в составе начальника отдела Бобруйского исполкома Антонова, доцента БГУ Червакова, управляющего Бобруйской больницей Сурова, представителя церковного совета Троицкого Собора Павлюкевича, церковного старосты того же Собора Криводубского, инспектора просвещения Иваницкого, представителя Слуцкого горсовета Сечко, в присутствии Настоятеля Троицкого Собора Епископа Николая (Шеметило) «совершила осмотр» мощей младенца Гавриила и святой Софии, княгини Слуцкой. Была вскрыта рака и составлен протокол осмотра с приложением заключения и фотографий. В выводах комиссия признавала отсутствие специального бальзамирования тел, а нетление обосновывала «типичным примером натуральной мумификации трупа». Затем мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медфакультета БГУ.

Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников, вероятно, по просьбе настоятеля Свято-Духового собора в Минске Жировицкого архимандрита Серафима (Шахмутя) (и по разрешению оккупационных властей) мощи были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, хотя почти всю оккупацию оберегались из-за угрозы вывоза в Германию в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны они вновь вернулись в Свято-Духов Собор. В жизнеописании Софии Слуцкой отмечают достаточно сложный момент этого перенесения:

По свидетельствам очевидцев и современников событий 1941 года, оккупационные власти приняли просьбу о возврате мощей в лоно Церкви, когда их обнаружат в руинах Минска. И вот, в чудом уцелевшем здании мед. Факультета БГУ, службы вермахта, проводившие осмотр и инвентаризацию уцелевших зданий обнаружили Святыню — мощи Святой. Патруль известил (видимо с ведома командования) причет Минского Свято-Духового Собора, тогда бывшего монастырским храмом, о своей находке, об удовлетворении ранее поступившей просьбы о возврате мощей.

Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

Была святая София последней из белорусских князей Слуцких, род свой ведших от великого князя Ольгерда. Родилась княжна София в лето 1586, в непростое время, когда православие на землях Белой Руси было гонимо. Многие шляхтичи, богатство и власть спасая, добровольно приняли католичество. Часты измены такие стали после того, как Великое Княжество Литовское унию подписало с Короной польской и по указу короля шляхта православная право потеряла занимать посады государственные …
Православными были все предки Софии. Православия крепко держались. Отец ее - Юрий Юрьевич – помнил завет дедовский: хранить свою веру, давал фундуши щедрые на монастыри и церквы. Младшие же его братья Ян-Симеон и Александр иезуитами совращенные, изменили православию. Мать Софии скончалась, когда девочке еще и года не было, а вскоре умер и отец. И так по воле божией стало, что смерть от сабли лихой, да от жизни разгульной нашла и бездетных братьев князя Юрия. И перешли к юной Софии все владения рода Олельковичей. Стала она самой богатой невестой в Речи Посполитой. На скарбы княжны Слуцкой поглядом поглядывать знатные женихи стали. Однако, по юности лет своих взята была София под опеку семьей Ходкевичей, которые приходились ей родственниками.
Заботясь о Софии, опекуны преследовали и свои корыстные цели. Немалые деньги задолжали Ходкевичи князьям Радзивиллам, потому и решили выплатить долги из приданого малолетней княжны. В 1594 г. сговорились Иероним Ходкевич, опекун Софии и Кшиштоф Радзивилл, гетман Великого Княжества Литовского о женитьбе его сына Януша на Софии. Но не могло тайное не сделаться явным. Братья Иеронима Александр и Кароль Ходкевичи против брака восстали. Воззвали они к христианской совести брата и взяли с него обещание, что без их воли не выдаст он Софию замуж за князя Януша. И Иероним уступил братскому вразумлению.
Князь Радзивилл узнал о том и дело передал в Виленский трибунал, который постановил, что Ходкевич должен уплатить огромную сумму - 100 000 грошей. Суд признал, что Софию следует выдать за Януша под угрозой выплаты тройной неустойки. Но не принял решения суда Иероним Ходкевич. Тогда Раззивилл, разгневавшись, начал собирать войско, чтобы войной отправиться на Слуцк и силой захватить неправедное богатство. Стал готовиться к войне и Ходкевич…
София Юрьевна неустанно молила Бога остановить кровопролитие, причиной которого она стала. Перед угрозой войны даже сам король Жыгимонт III отправил послов, призывая к миру. Все православное духовенство Слуцка пребывало в посте и молитве.
И Господь не попустил бессмысленного кровопролития. В последнее мгновение противники сговорились на том, что Радзивилл, в обмен на согласие княжны, оставляет любые денежные претензии.
Боясь нового гнева Радзивиллов, упрашивать стали опекуны княжну принять католичество. Но не пожелала София изменить православию. Условием ее будущему мужу стало обещание, что дети их будут крещены в Православной Церкви и воспитаны будут как православные. Не главным оказался для князя Януша вопрос вероисповедания. Поразмыслив, послал он прошение папе Римскому о разрешении ему вступить в брак с княжной Софией, остающейся в православии. И папа позволил это князю. Бракосочетание по православному обряду совершено было 1 октября 1600 г. в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Вскоре после свадьбы отправился князь Януш на войну со Швецией, а затем с Москвой. В это время слуцкая княгиня всю любовь свою и заботу излила на защиту православия от возрастающего натиска унии. Это было тяжелое время для Белой Руси. Храмы отдавались в аренду католикам и униатам, которые требовали плату за каждое богослужение. Запрещены были все публичные собрания православных. Крещение, венчание, погребение разрешалось совершать только с разрешения католического ксендза за установленную плату. Хоронить православных можно было только ночью, а дети, рожденные от смешанных браков, считались принадлежащими к костёлу.
Своей земной властью святая София защитила принадлежавший ей Слуцк: покровительствовала духовенству и мещанам: жертвовала собственноручно вышитые золотом ризы, фундуши давала для постройки храмов. Верой и любовью убедила она супруга исходатайствовать у короля грамоту о запрещении в их владениях насильно принуждать православных к унии.
19 марта 1612 г. святая София Слуцкая во время трудных родов преставилась ко Господу. Вместе с ней скончался и ее ребенок. Тело праведницы было погребено в Свято-Троицком монастыре в Слуцке.
Княгиня София стала почитаться в народе, как святая покровительница женщин, готовящихся стать матерями. Господь прославил святую нетлением мощей и чудотворениями от них.

 В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. Длительное время мощи святой находились под алтарной
частью Спасского храма Слуцкого Троицкого монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю
каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь
Святой великомученицы Екатерины. На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона
Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой.
Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице,
соединенный с акафистом. Почитание святой и ее мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого
года о ней служились панихиды.
Существовала еще одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже
настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно
благочестивыми прихожанками. В 1930 г. Свято-Троицкий Слуцкий монастырь был закрыт. Богоборцы постановили передать мощи Софии Слуцкой в Центральный белорусский музей в городе Минске…  В 30-х годах прошлого столетия мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ. Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями 
подвижников они были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, но вскоре из-за угрозы вывоза в Германию стали
храниться в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны нетленные мощи Святой Софии Слуцкой
вновь вернулись в Свято-Духов Собор.
3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику
блаженных
 

Вот еще один дошедший до нас пример помощи Божией по молитвам к святой Софии. Однажды 11-летнего мальчика Самуила Шиловича ударила молния. В течение четырех лет лежал он недвижимо. Лечение не давало результата. Святая София явилась во сне матери мальчика и повелела ей привезти больного в монастырь к ее гробнице. Именно так родители и поступили. Когда они приблизились к мощам, Самуил опустил в гроб серебряный рубль, в котором возможно заключалось все состояние бедной семьи. Когда в церкви зазвонили к службе, мальчик получил полное исцеление и к удивлению всех, совершенно здоровый пошел домой пешком. 
 Сегодня мощи святой почивают в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе в северном приделе в честь чудотворной Минской иконы Божией Матери, напоминая верующим о подвиге жившей во Христе и прославленной Им слуцкой княгини.   Ей молятся и просят о чистой и искренней любви.  Святая праведная Софие, моли Бога о нас!

26 марта 2012 года
Послание Cвятаго Синода Белорусской Православной Церкви в связи с 400-летием преставления святой праведной Софии, княгини Слуцкой

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,
не золотые уборы или нарядность в одежде,
но сокровенный сердца человек в
нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,
что драгоценно пред Богом.

(1 Пет. 3: 3-4)

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, иноки и инокини и вся
боголюбивая белорусская паства!

Святые угодники Божии являют миру красоту Христовой Церкви. Красота сия многогранна, ибо Бог, как Источник всякого добра, безмерно изливает благодать на верных чад Своих. Пример жизни святых, их небесное покровительство не перестают оказывать спасительное воздействие. До сих пор они, пребывая в чертогах Царствия Небесного, являются для нас — их сродников по плоти и духу — светлыми образами подражания, олицетворением любви к Богу, дел праведности и милосердия, забот о судьбе Отечества.

Белорусская земля взрастила многих подвижников благочестия, которые по праву считаются небесными заступниками нашего народа. Ныне мы сугубо восхваляем святую праведную Софию, княгиню Слуцкую.

«По имени и житие» — в этих словах отражается глубокий опыт Церкви и народа, опыт распознания предызбранности к христианскому подвигу. София значит премудрость. Четыреста лет назад Слуцкая княгиня запечатлела свою верность Православию воистину богодарованной мудростью, унаследованной от своих благочестивых предков. Она пренебрегла земными благами, более устремляя духовный взор к горнему, по слову Спасителя: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21).

Святая праведная София происходила из династии князей Слуцких Олельковичей. Представители этого древнего рода отличались верностью праотеческой Православной вере, были образцом гражданской доблести и церковного благочестия. Благодаря князьям Олельковичам Слуцкое княжество приобрело статус известного духовного и культурного центра. Боголюбивые Слуцкие князья способствовали возведению православных храмов и монастырей, наделяя их щедрыми пожертвованиями и одаривая различными милостями. Отец праведной Софии, князь Слуцкий и Копыльский Юрий Юрьевич Олелькович, был почитателем и жертвователем многих православных святынь, в том числе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Известно, что он пожертвовал Благовещенской церкви Свято-Троицкого Слуцкого монастыря собственноручно переписанное напрестольное Евангелие, которое вновь было обретено уже в наше время.

Святая праведная София рано лишилась родителей и была отдана под опеку родственников. Она была лишена родительской любви и попечения, но промыслительным образом унаследовала от своих предков любовь к христианским добродетелям. Свой путь к славе горнего звания она совершила в соответствии со словами Священного Писания: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Ещё в отроческом возрасте, согласно воле опекунов, княжна вступила в брак с князем Янушем Радзивиллом, пребывавшем вне спасительной ограды Святого Православия. Дальнейший духовный путь праведной Софии стал крестным путем жертвенности и самоотречения. «Не желаю хвалиться, — говорит апостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).

Обращаясь внутренним взором к лику нашей праведной соотечественницы, мы видим, что не только благочестивая семейная традиция, но и Божественное вдохновение, зародившееся в сердце Софии, стало источником ее богоугодных земных дел и подвижнических трудов. Таким образом, чаяние человеческого сердца преобразилось в ней в богодарованную добродетель. По слову апостола Павла: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3-5).

В смутную эпоху, на которую пришлись детство и юность Софии, многое из того, во что она свято верила, оказалось предано поруганию. В 1596 году в Бресте была заключена уния. Многие видные представители православной знати отреклись от своей праотеческой веры, движимые желанием устроиться в новых религиозно-политических обстоятельствах.

Праведная София была последней из угасшего рода князей Олельковичей. На ней одной лежала ответственность за выполнение завета отца, согласно которому наследники были «должны всегда оставаться верными Православию». Следуя отеческому наставлению, праведная София направила всю свою любовь и попечение на сохранение и утверждение Православия в Слуцком крае.

Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города Слуцка, Преображенскому братству, в деятельности которого принимала личное участие. Она жертвовала собственноручно вышитые золотом церковные ризы и священнические облачения, выделяла средства для постройки храмов, совершала паломничества в отдельные церкви во время храмовых празднеств. Пример ее служения убеждает, что и в условиях смуты можно сохранять чистоту жизни, верность Евангельским идеалам и преданность родительской вере.

Недолго, однако, судил Господь жить на земле праведной княгине. Слабое здоровье, многообразные заботы и скорби, которые пришлось ей испытать, стали причиной ее кончины при рождении дочери. Но это, по слову апостола Павла, были те скорби, которыми «надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Тело ее нашло упокоение в главном храме Свято-Троицкого Слуцкого монастыря, в особо изготовленной раке, под фамильной иконой Покрова Пресвятой Богородицы. В память о благочестивой супруге князь Януш продолжал поддерживать в Слуцких владениях Православие, подтверждая своими грамотами завещанные княгиней Софией церковные традиции. В одной из грамот, в частности, говорилось: «чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, безо всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом».

Не случайно, что при наступлении благоприятных времен именно Слуцк стал кафедрой первых Минских архиереев. В этом же граде берут свое начало и Минские духовные школы.

Глубокое почитание праведной Софии как святой заступницы веры Православной началось сразу же после ее блаженной кончины. Видящий втайне и воздающий въяве Господь прославил святую княгиню Софию нетлением ее тела и чудотворениями у ее гроба. Её почитание в народе Божием не ослабевало в течение веков и продолжается сегодня. В памяти церковной хранятся многочисленные случаи чудотворений, исцелений и различных благодеяний по молитвам святой.

Образ праведной Софии Слуцкой, женщины-мирянки, в тишине сердца вынесшей любовь к Церкви в тяжелейших исторических обстоятельствах, подаёт и нам силу утешать — несмотря на собственные скорби; нести духовную радость — невзирая на нестроения земной жизни; любить — несмотря на ожесточение сердец.

В древней Церкви святыми называли своих братьев и сестер все христиане, и возможность жить свято была очевидна каждому. С тех пор и доныне призывает нас апостол Петр: «Будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1: 15). Мы призваны к святости, потому что в ней — единственный смысл существования бессмертной души человека. Будем помнить во всякий час своей жизни, что «милость… Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его» (Пс. 102: 17-18, 22), и воздадим благодарение Творцу и Богу нашему.

Молитвами святой праведной Софии Слуцкой, Господи, насади в сердцах наших живую веру, твердую надежду, нелицемерную любовь! Аминь!

1 апреля 2012 года

Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси +ФИЛАРЕТ

Архиепископ Витебский и Оршанский +ДИМИТРИЙ

Архиепископ Пинский и Лунинецкий +СТЕФАН

Архиепископ Гомельский и Жлобинский +АРИСТАРХ

Архиепископ Новогрудский и Лидский +ГУРИЙ

Архиепископ Полоцкий и Глубокский +ФЕОДОСИЙ

Епископ Гродненский и Волковысский +АРТЕМИЙ

Епископ Могилёвский и Мстиславский + СОФРОНИЙ

Епископ Брестский и Кобринский +ИОАНН

Епископ Туровский и Мозырский +СТЕФАН

Епископ Бобруйский и Быховский +СЕРАФИМ

                                               

 Орден Белорусской Православной Церкви
имени святой праведной Софии, княгини Слуцкой
Орден святой праведной Софии, княгини Слуцкой


Орден учрежден определением Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси и Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2012 году в ознаменование 400-летия преставления святой праведной Софии, княгини Слуцкой. С именем святой княгини Софии неразрывно связаны подвижнические труды по защите и сохранению Православной веры на Белой Руси.

Статут ордена святой праведной Софии, княгини Слуцкой

1. Орденом святой праведной Софии, княгини Слуцкой награждаются Предстоятели, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Белорусской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Белорусской Православной Церковью.

2. Орденом святой праведной Софии, княгини Слуцкой могут быть награждены церковные и общественные деятели за труды на благо Православия.

3. Орденом святой праведной Софии, княгини Слуцкой могут быть награждены епархии, монастыри, духовные учебные заведения и иные церковные организации.

4. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, лента и грамота.

5. Орден носится на правой стороне груди и при наличии других орденов Белорусской Православной Церкви располагается вслед за орденом Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

Описание ордена святой праведной Софии, княгини Слуцкой


Знак ордена: Знак ордена представляет собой выпуклую восьмиконечную золотую звезду. В центре расположен белый эмалевый четырехконечный крест с золотой обводкой. Середина звезды представляет собой золотой круг с изображением святой праведной Софии, княгини Слуцкой, в княжеских одеждах с шестиконечным крестом в правой руке, левая рука моленная, нимб золотой, фон бежевый, эмалевый. Внешнее кольцо красное, эмалевое с надписью: «Св. Прав. Кн. София Слуцкая», окаймленное лавровым венком.

Материалы: медь, гальваническое золочение, эмаль.

Крепление: носится на ленте.

Размер знака ордена между противолежащими вершинами 68 мм. Диаметр круга с изображением Святой 21,5 мм. Общий вес ордена 20,5 г. Толщина золотого покрытия 0,5 мкм. На оборотной стороне ордена булавка для крепления длинной 33 мм.

Лента ордена муаровая, белого цвета, шириной 95 мм, обрамлена золотой каймой. Обрез ленты прямой. Концы ленты скреплены бантом белого цвета шириной 165 мм.







29 марта 2012 года

В Минске прошла пресс-конференция,
посвященная 400-летию преставления святой праведной Софии Слуцкой




29 марта 2012 года в Минском Епархиальном управлении состоялась пресс-конференция, посвященная 400-летию преставления святой праведной Софии, княгини Слуцкой.

На вопросы отечественных журналистов отвечали викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин, пресс-секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Сергий Лепин, ответственный по связям Белорусского Экзархата со СМИ протоиерей Евгений Свидерский, клирик храма праведной Софии Слуцкой в Минске диакон Димитрий Шило, референт Минского Епархиального управления по историческим вопросам Г.Н. Шейкин, доцент Минской духовной академии Г.Э. Щеглов.

Открывая пресс-конференцию, владыка Вениамин сказал:

«Братья и сестры! Дамы и господа!

Сердечно приветствую вас и благодарю за тот интерес, который средства массовой информации уделяют Белорусской Православной Церкви — её жизни, её учению, её истории. Образ святой праведной Софии, княгини Слуцкой, этой удивительной святой, особенно близок белорусскому народу: в нём вся боль, вся горечь нелёгкой его судьбы, преодолевая которую, наши предки сохраняли свою любовь к Богу и верность святоотеческим традициям, любовь к своей Родине и к своему народу.

Родилась праведная София 1 мая 1585 года в знатной семье князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда. Рано осиротев, она находилась под опекой своих родственников.

Будучи не только знатной и богатой наследницей, но и весьма красивой девушкой, София не могла не привлекать внимания знатных молодых людей, которые старались добиться внимания молодой княжны и расположения её опекунов. Впрочем, тема замужества мало интересовала ещё очень юную девушку и даже вызывала у неё негативные эмоции. Вероятно, это и вынуждало опекунов все брачные переговоры о возможных кандидатах вести втайне от Софии.

Вскоре «подходящий» кандидат был найден. Им оказался Януш Радзивилл, отпрыск могущественного рода князей Радзивиллов, которым попечители Софии задолжали немалые средства.

Княжна София была против этого брака. Она не верила в искренность чувств Януша, видя в его намерениях не более чем расчёт. Но особую роль в её нежелании выходить замуж за этого человека играло то, что Януш был протестантом-кальвинистом — и поэтому не разделял её духовных устремлений и не имел попечения об интересах православной части общества. А ведь именно покровительство Православию является прямой обязанностью православных князей и магнатов: в этом заключается их ответственность перед Богом и долг перед Отчизной.

Описываемые времена были нелёгкими для Православия, и забота юной княжны о единоверцах, её обеспокоенность, с которой она ратовала о делах Церкви, не может не удивлять. Рассудите сами: тогда Софии едва исполнилось 15 лет! Сравним её со сверстниками нашего времени, которые много знают о своих правах, но зачастую ничего не хотят слышать о долге и ответственности. Но что говорить о подростках! Дай Бог, чтобы и люди старшего поколения, а особенно седовласые «князья», имели ту любовь к Богу и людям, которыми обладала святая праведная София в годы своей юности!

Но вернёмся в те далёкие времена. Конфликт между Радзивиллами и родственниками-опекунами княжны Софии нарастал и грозил обернуться вооружённым противостоянием. Никто не верил, что дело обойдётся без кровопролития, так как посредничество третьих лиц не помогало, а 20 тысяч человек уже готовы были сойтись в смертельной битве. И вдруг происходит неожиданное. Княжна София даёт согласие на брак, Януш уговаривает отца не допустить сражения, воцаряется мир между семьями, а вместе с тем — во всём государстве. Как пишут в житиях святой: «Во имя мира приняла святая подвиг крестоношения в браке»! Ей пришлось отказаться от своих планов на жизнь и подчиниться обстоятельствам ради блага Отечества.

Однако, вступив в брак, святая не только не изменяет Православию, но ещё больше уделяет внимания как личному духовному подвигу, так и интересам Церкви.

Княгиня, пользуясь новыми возможностями, встаёт на защиту православного народа от насилия униатов. Она убеждает своего супруга выхлопотать у короля грамоту, согласно которой запрещалось принуждать подданных Слуцкого княжества к унии и отбирать церковное имущество православных храмов и монастырей.

По-видимому, Януш искренне полюбил свою жену и был очень внимателен к самой сокровенной части ее жизни — к ее вере. Православные храмы получали от супругов большие денежные пожертвования и иные виды помощи. Известно также, что святая своими руками вышивала золотом священнические облачения в дар церквам, благотворила нищим и обездоленным, много паломничала. В семье Радзивиллов царили мир и согласие.

К сожалению, внешнее благополучие этой истории развивается на фоне тяжёлых семейных переживаний четы Радзивиллов: один за другим умирают маленькие сын и дочь молодых супругов. Известно также, что и сама княгиня София умирает при родах мертворождённой дочери в 1612 году в возрасте 26 лет.

С момента блаженной кончины святой прошло уже 400 лет! Именно этой дате и посвящены наши нынешние торжества. Хочется надеяться, что в образе святой праведной княгини многие наши братья и сестры найдут яркий пример веры и доброделания. В первую очередь — это родители, потерявшие своих деток, или не могущие их заиметь; это и супруги, живущие в смешанном браке, или же те, чей брак переживает трудное время; это молодёжь, которая обеспокоена поиском своей «второй половины». Воистину, святую Софию можно назвать покровительницей белорусской семьи! Не в последнюю очередь образ святой должен быть назидателен и государственным мужам, от которых зависит мир и согласие в обществе, его благоденствие, а также предпринимателям, которые в житии святой могут обрести вдохновение на дела милосердия.

Немаловажный факт: попечение святой о своём народе и Отчизне не остались в прошлом. Небесному заступничеству святой приписывают ограждение жителей Слуцка от бедствий во время наполеоновского нашествия. В конце июня 1812 года, ожидая приближения к городу неприятельских войск, за Свято-Троицким монастырем развернулись готовившиеся к сражению с французами части армии Багратиона. Военные советовали монахам для безопасности уйти из монастыря. Узнав об этом, жители города стали усиленно просить, чтобы монахи не трогали при этом с места тело блаженной княгини Софии. Они говорили, что святая перед кончиной изрекла, что если тело её во время появления какого-либо бедствия обнесут возле Слуцка, то бедствие отступит и никто из жителей не погибнет. И вот едва успели горожане совершить крестный ход с мощами святой Софии, как Слуцк наводнила французская армия, но не причинила при этом ни малейшего вреда ни городу, ни горожанам.

В 1848 году в Слуцке начала свирепствовать холера, унося жизни горожан. Тогда жители вновь решили искать помощи у своей неизменной покровительницы-княгини. Вскоре после крестного хода эпидемия холеры в Слуцке и его окрестностях прекратилась.

Вот ещё дошедший до нас случай помощи Божией по молитвам к святой Софии. Однажды 11-летний крестьянский мальчик деревни Михеек Самуил Шилович был поражён ударом молнии и в течение четырёх лет находился в совершенном «расслаблении». Никакая врачебная помощь не помогала. К отчаявшейся матери во сне явилась святая София и повелела привезти больного мальчика в Троицкий монастырь к её гробнице. Так родители и поступили. Когда они подошли к мощам, Самуил получил полное исцеление и, к удивлению всех, совершенно здоровый пошёл домой пешком.

И в наше время святая оказывает помощь всем, кто с верой и горячей молитвой обращается к ней. Так, например, одна женщина из г. Слуцка не могла родить ребенка и в своей беде обратилась за помощью к святой, молилась перед ракой с ее мощами в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Прошло время — и сейчас ее ребенку уже два годика. Другая женщина, больная онкологией, молилась святой праведной Софии, носила при этом на теле освященный на мощах платок и по вере получила исцеление.

Как видим, святая и сейчас, как и прежде, незримо и своими святыми мощами рядом с нами и скоро готова прийти на помощь всем, с верой и усердной молитвой ее призывающим.

Будет очень хорошо, если 400-летие кончины святой праведной Софии привлечёт внимание всех наших соотечественников к истории Православия на нашей земле, а вместе с этим — и к истории всего нашего народа. Память о наших святых, о трудах, которые они понесли, о молитвах, в которых они пребывали, о скорбях и лишениях, которые они претерпели, о крови, которую они излили в борьбе за право оставаться православными — всё это красноречиво говорит нам о необходимости знать нашу историю. Она многому научит и поможет нам избежать многих ошибок. Она — наше богатство, пренебрегать которым мы не имеем права!

Историю Церкви невозможно рассматривать вне гражданской истории. Она также тесным образом сопряжена с вопросами истории права, политологии, социологии, культурологии и многих других отраслей знания. Поэтому мы будем очень рады, если не только учёная братия, но и пресса поддержит нас своим вниманием в этом вопросе. История религиозных свобод во многом является и историей свободы слова — и в таком ракурсе теряет свое узкое конфессиональное значение и, несомненно, представляет для вас особенный интерес.

О судьбах Православия мы будем размышлять в текущем году с неослабным вниманием, поскольку — напомню! — в этом году исполняется ещё и 1020 лет Православия на белорусской земле. В честь этой даты будут проведены особенные торжества. Кроме этого, в 2012 году мы отмечаем 400-летие основания Свято-Петро-Павловского собора в Минске и 400-летие обретения чудотворной Крупецкой иконы Божией Матери.

А в данный момент позвольте познакомить Вас с праздничной программой, посвященной 400-летию преставления святой праведной Софии, после чего мы с радостью постараемся ответить на ваши вопросы.

30 марта состоится заседание Синода Белорусской Православной Церкви.

31 марта в 12:00 будет отслужен молебен в храме святой праведной Софии, княгини Слуцкой, что на площади Казинца. После молебна состоится освящение памятника святой праведной Софии. Кстати, стоит отметить, что это практически единственный храм в мире, который освящён в честь этой удивительной святой.

Вечером того же дня в 18:00, а 1 апреля в 10:00 во всех храмах Минска будут совершаться богослужения по случаю памятной даты. В Минском Свято-Духовом кафедральном соборе у раки с мощами святой, а также на её родине, в Слуцке, состоятся соборные богослужения. Милости просим!

Обращаем ваше внимание на то, что к нынешним торжествам в свет вышла небольшая книга с кратким жизнеописанием святой, акафист. Готовится к изданию служба праведной Софии.

Это те события, которые касаются самого ближайшего времени. Однако этим наши планы не исчерпываются. В течение года мы будем анонсировать новые и новые события. Это и научно-практические конференции, духовно-просветительские мероприятия, выставки, благотворительные, культурные мероприятия, лекции, теле- и радиопередачи, печатные издания. Поэтому, уважаемые участники пресс-конференции, следите за новостями на нашем официальном сайте.

Благодарю за внимание».

Памятник софии Слуцкой в Минске

Памятник установлен у храма во имя софии Слуцкой 31 марта 2012 года. 
Николай Лукьянчик, архитектор скульптурной композиции «Святая София Слуцкая».

Сделана последняя отливка скульптуры святой праведной Софии Слуцкой, которая будет установлена у входа в храм, освящённый в честь прославленной защитницы Православия на белорусской земле. Как сообщил настоятель прихода Софии Слуцкой протоиерей Анатолий Мозолевский, латунный памятник, высота которого вместе с постаментом составит 3 метра 40 сантиметров, открыт 31 марта. Автор скульптуры – выпускник скульптурного отделения художественного факультета Белорусской государственной академии искусств Михаил Иньков.

Акафист святой праведной Софии Слуцкой

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации