Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Шарганска осмица (Шарганская восьмерка)

В истории железнодорожного транспорта существует около 30 типов железных дорог с узкой колеей. В конце 19 — начале 20 вв в Сербии было построено несколько линий железных дорог с узкой колеей. Но Шарганска осмица стоит особняком в этом списке. Уникальной ее делает не только ширина колеи в 75 см, но и то, что она проходит по  отвесным скалам, и, если смотреть на нее с воздуха, имеет форму восьмерки и пересекает сама себя несколько раз на разных уровнях. 
Строительство началось в 1916 году.  По проекту, дорога должна была связать Сербию с Боснией.  Перепад высот между долиной Мокра Гора и Шарганским перевалом требовал особого технического решения, и австрийцы (Сербия тогда входила в состав Австро-Венгрии) привлекли опытного инженера, приговоренного к пожизненному заключению, пообещав ему свободу, если он решит техническую проблему. Его расчеты по сооружению тоннелей не оправдались, и он покончил жизнь самоубийством. Проверяя позже расчеты, один из его коллег обнаружил ошибку и продолжил работу. Австрийцам удалось построить всего 9 км рельсовой трассы. Строительство возобновилось только в 1921 году, когда было построено 3 участка: до тоннеля на самой большой высоте на Шаргане протяженностью 1825 метров, до станции Ятаре - 1926 м и к долине реки Камишины. 
Дорога была введена в эксплуатацию в 1925 году и поезда ходили по ней 49 лет и 25 дней от г. Ужице через Шарганский перевал и Вышеград до Адриатического моря. 
С февраля 1974 года движение прекратилось из-за нерентабельности дороги. 
В 1999 году по инициативе жителей ужицкого края началась реконструкция железной дороги. Из Музея железных дорог были доставлены вагоны и локомотив, который сербы называют Чира. И дорога обрела новую жизнь - по восстановленному участку в 15,5 км ежедневно ходят 2 - 4 состава. 
Узкоколейка используется исключительно в туристических целях, и туристов здесь, надо сказать, хоть отбавляй! В течение 2,5 часов поезд минует 22 тоннеля и 5 мостов. Разница высот, которую преодолевает поезд, составляет 300 метров. 
От станции «Мокра Гора» до станции «Шарган» поезд идет без остановки, а на обратном пути останавливается на пяти станциях — смотровых площадках, откуда туристы могут запечатлеть красоту окружающих долин и гор. На станции Ятаре поезд останавливается на 20 минут, и в местном ресторанчике туристы могут отведать блюда сербской кухни.
В 2004 году известный сербский режиссёр Эмир Кустурица снял здесь фильм “Жизнь как чудо”. Туристы с восторгом узнают знакомые по фильму места , особенно станцию Голубичи, где происходило действие фильма.
На Шарганской осмице организуются замечательные мероприятия для корпоративных клиентов — в поезде зажигательные сербские мелодии играет оркестр трубачей, гостей угощают местными специалитетами — копченым мясом (пршутом), колбасицей, каймаком, винами и ракией.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации