Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Белыничская Икона Божией Матери

Белыничская икона Божией Матери



Празднование в честь Белыничской иконы

Пресвятой Богородицы

совершается 12/25 апреля.

Из истории иконы:
В местечке Белыничах Могилевской губернии, в церкви мужского монастыря, находится чудотворная икона Божией Матери. История Белыничской иконы скрывается в давно минувшем времени, но сохраняется предание, что сия благоговейно чтимая икона в древности была достоянием православного храма, но во время унии оказалась в польском костеле и была особо чтимою святынею как для католиков, так и для православных. Но в 1876 году католический костел был закрыт и здание его вместе с чудотворною иконою, свято чтимою католиками и православным населением, передано православному ведомству. В том же году, 12 апреля, была совершена первая божественная литургия при многочисленном стечении богомольцев - православных и римо-католиков. Для белорусов это было великою радостью, и в то же время созрела в православном населении мысль учредить православный монастырь в зданиях закрытого в 1832 году римо-католического монастыря. Потребность в монастыре при православном храме в Белыничах вызывалась важным значением храма и находящейся в нем чудотворной иконы Божией Матери, к которой массами стекаются с далеких мест православные и римо-католики. Белыничский храм великолепно устроен. Чудотворная икона находится на высоте алтарной стены; к сей святыне ведут на площадку две чугунные лестницы с левой и правой стороны алтаря, отделенного от них стеною; между наружною и алтарною стеною устроен ход. Богомольцы, отправляясь в Киев, не удлиняя пути, посещают монастырь в Белыничах для поклонения иконе, с древних времен прославленной чудесами. Несмотря на древность иконы, высокое искусство сохранило в изображении лика необычайную свежесть красок; обилие благодати, изливающееся от иконы, по молитве веры, наполняет радостью сердца православных.


БЕЛЫНИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

[Белыновицкая] (празд. 12 апр.), по преданию, нашедшему отражение в Акафисте Б. и. (икос 2), образ был принесен иноками предположительно в XIII в. в мест. Белыничи (совр. пос. Белыничи Могилёвской обл., Беларусь) и поставлен в Илиинском храме, где чудесным образом просиял во время всенощного бдения. В 1596 г., после подписания Брестской унии, храм во имя прор. Илии был обращен в униатский, а затем разрушен.

Сведения о появлении Б. и. в Белыничском кармелитском мон-ре, основанном в 1624 г. канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой, относятся к 1634 г. По преданию, монахи безуспешно пытались найти в окрестных местах художника, способного написать икону Божией Матери. Отчаявшись, они обратились с молитвой к Богу, и вслед за тем в мон-ре появился ангел в образе юноши-паломника, к-рый назвал себя художником и, пока монахи пели молитву Богородице, написал на доске лики Богоматери и Младенца Христа несказанной красоты. Он же предсказал, что вскоре Богородица сама украсит себя одеждами, и уже в 1635 г. Кристоф Завиша прислал для иконы ризу и серебряную корону, а Казимир Лев Сапега - «золотые украшения».




Еще в кон. XIX в. в Могилёве сохранялись рукописные сказания о появлении и чудесах от Б. и. (в основном об исцелениях во 2-й пол. XVII в.). В 1655 г. Б. и. была перевезена в Ляховичскую крепость, и пребывание ее там, по мнению современников, позволило выдержать трехмесячную осаду войск царя Алексея Михайловича. Сказание о чудесном появлении образа и спасении Ляховичской крепости было напечатано отдельной брошюрой накануне коронации иконы. После окончания войны 1654-1667 гг. (по др. сведениям, в сер. XVIII в.) икона была возвращена в Белыничский мон-рь. В 1755 г. комиссия, присланная Виленским еп. Михаилом Зеньковичем, изучив записи, к-рые велись с 1706 г., о чудесах, происшедших от иконы, и осмотрев имевшиеся в мон-ре их изображения, признала Б. и. чудотворной. 20 июля 1761 г. еп. Михаил Зенькович совершил торжественную коронацию иконы, возложив на нее венцы, заказанные Огинским и Сапегами и освященные в Риме папой Бенедиктом XIV. Икона крестным ходом была перенесена в новый костел Белыничского мон-ря, ставшего местом паломничества и пышных религ. торжеств, прежде всего на празднование Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной иконы Божией Матери, Рождества Богородицы, прор. Илии.

12 апр. 1876 г. монахи-кармелиты по распоряжению гражданских властей были удалены из мон-ря, а здания переданы правосл. духовенству. Через год сюда был переведен из Мстиславля Николаевский муж. мон-рь. Б. и. осталась в храме, привлекая в год до 10 тыс. паломников (очевидно, в это время возникла версия о происхождении иконы из одного из оршанских правосл. мон-рей). После закрытия церкви в 30-е гг. XX в. икона, по нек-рым сведениям, была передана в Могилёвский областной музей, однако дальнейшая ее судьба неизвестна (считается пропавшей в 1941 вместе с др. ценностями музея). Из копий Б. и., распространенных в храмах на востоке Беларуси в кон. XIX - нач. ХХ в., после 1917 г. сохранились только 2.

Иконография образа принадлежит к типу Одигитрии: Богоматерь представлена по пояс, фронтально, голова слегка повернута к Младенцу, левой рукой Она поддерживает сидящего Младенца, в правой - удлиненный декоративный скипетр. Голова Младенца в узорчатой королевской короне чуть откинута, правая рука в благословляющем жесте, в левой - держава. Такую же корону (бо́льших размеров) над головой Богоматери с обеих сторон поддерживают парящие ангелы. Цвета одежд протографа неизвестны, мафорий, вероятно, был сине-зеленый.

Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Б. и.: 1) написание ее ангелом, 2) осада ляховичской крепости, 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг. Известно 8 гравюр с иконы, старейшая из к-рых, сер. XVIII в., принадлежит И. Лабингеру (Львов). Наиболее ранним списком является предположительно Тарейковская местночтимая икона Божией Матери (Музей древнебелорус. культуры АН Беларуси), к-рая могла быть написана в сер. XVII в., во время пребывания Б. и. в Ляховичах.

Лит.: Informacja krótka, de origine Obrazu M. N. Białynickiej wielkimi Cudami słynącego, którego ze wyszla juz Bulla z Dekretem Najwyzszej Stolicy Apostolskiej, w krótkim czasie ma nastąpic Koronacja. B. m., [1756]; Waclaw X. O cudownym obrazie M. B. w Białyniczach. Krakуw, 1899; Wolyniak (Gizycki J. M.) Z przeszłosci karmelitów na Litwie v Rusi. Kraków, 1918. Cz. 2. S. 79; Белыничская чудотворная икона Божией Матери // ЦВед. 1889. С. 689; Василий (Жудро), иером. Белыничская чудотворная икона Богоматери. Могилев, 1905; Сказание о земной жизни Богоматери, 1904. С. 265; Поселянин. Богоматерь. С. 238-239.


Белыничская икона Божией Матери

Существуют два различных предания — православное и католическое, повествующие об истории иконы. Православное предание имеет две версии. Одна из версий говорит о том, что после разгрома Киева татарскими войсками Батыя несколько монахов, взяв с собой древнюю икону византийского письма, ушли, спасаясь, в леса. Свой долгий путь они завершили на возвышенности у реки Друть — правом притоке Днепра, где и основали церковь св. Ильи Пророка и мужской монастырь. Уже в первую ночь на выбранном месте от иконы начал исходить необычный свет. Чудо повторялось и в последующие ночи, ставшие от исходящего света белыми. В память об этом чуде местечко, где был основан монастырь, якобы и получило название Белыничи (Белыночи) Позже икона была похищена монахами-кармелитами.
По другой версии икона была похищена католиками с ворот православного Оршанского Кутеинского монастыря и передана в кармелитский монастырь. Костел и монастырь католического монашеского ордена кармелитов обутых был основан Львом Сапегой — великим канцлером литовским в 1622 г. Считают, что фундация была знаком благодарности Богу за победу в 1618 г. над войсками московского царя.
Обе версии католического предания говорят, что икона явилась в кармелитском Белыничском монастыре чудесным образом. По одной версии икона была нарисована Ангелом на оконной ставне. По другой — икону написал пилигрим-живописец во время пения монахами литании Божией Матери. Живописец завершил свою работу к моменту скончания пения. Живописцем был Ангел.
Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона в Белыничах была написана в 1634—1635 гг. неизвестным художником.
Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава (тот же символ), правая — поднята в благословляющем жесте. Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед коронацией в 1761 г. Сделать такое предположение позволяют сведения о хранившейся в монастыре серебряной воте с текстом на латинском язьке — «Павел Иванович Сапега Канцлер Великий. На память чуд. иконы чистейшей Марии Девы Белыничской 8 декабря 1665 г.». На воте перед Богоматерью с младенцем, у которых отсутствовали символы царской власти, был изображен коленопреклоненный Павел Сапега.
Икона относится к одному из наиболее ранних иконографических типов — Одигитрия (Путеводительннца). На иконах этого типа Богоматерь — трон и престол Вседержителя — символ победительной крепости и силы Церкви. В то же время Одигитрия — хранительница и наставница рода человеческого на его пути к Богу.
Во время войны Речи Посполитой с Московским государством кармелиты в 1655 г. перевезли икону в укрепленное местечко — Ляховичи, которое долгое время потом находилось в осаде войск царя Алексея Михайловича. Осада Ляхович была снята после победы польско-литовских войск под Полонкой 2 июля 1660 г. Освобождение Ляховнч было приписано командиром крепости Михаилом Юрицким чудесной силе Белыничской иконы Богоматери, перед которой был исполнен благодарственный гимн «Te Deum» («Тебя, Бога хвалим»).
Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Белыничской иконы: 1) написание ее ангелом; 2) осада ляховичской крепости; 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг.
Икона находилась в Ляховичах до 1760 г. В 1760 г. икону торжественно перенесли в Белыничи во вновь построенный костел. Еще во время нахождения чудотворного образа в Ляховичах епископ Виленский Михаил Зенькович получил в 1754 г. разрешение и буллу папы римского Бенедикта XIV на коронацию иконы. Золотые короны с гербами Сапег и Огинских были изготовлены на средства этих магнатских родов.
Торжественная коронация иконы состоялась 20 сентября 1761 г. Для проведения праздника перед домом Огинских построили беседка с триумфальными воротами, куда была помещена икона. Коронацию по поручению епископа Зеньковича совершил епископ смоленский Ежи Николай Гильзен. Проповедь произнес известный доминиканский проповедник — Вавжинец Овлочимский.
После возложения корон икона была перенесена в храм. Праздник продолжался целую неделю. В нем принимали участие жители Шклова, Мстиславля, Орши, Витебска.
Коронация расширила славу чудотворной Белыничской иконы Девы Марии. В монастырь в праздники Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной Богоматери, св. Ильи и Рождества Богородицы шли многочисленные группы паломников из Головчина, Кудина, Церковища, Эсьмон, Тетерина, Белевич, Княжич.
После первого раздела Речи Посполитой (1773 г.) Белыничи вошли в Российскую империю. Восстание 1831 г. послужило поводом к закрытию в 1832 г. только в Могилевской губернии 23 католических монастырей, в том числе и в Белыничах. Костел был передан дисоцезиальному духовенству. После польского восстания 1863—1864 гг. многие оставшиеся действующими костелы были закрыты и переданы православной церкви. В 1876 г. состоялась передача Белыничского костела с чудотворной иконой Русской Православной церкви. Считают, что последний приходской священник ксендз Люциан Годлевский спрятал оригинал и оставил в костеле копию. Оригинал же, — пишет ксендз Тадеуш Крагель (Белосток), — по предположению некоторых находится в Воле-Гутовской.
Глубоко укоренившийся среди населения белорусских земель культ чудотворной Белыничской иконы нашел отражение в созданных многочисленных живописных копиях, эстампах, которые бережно хранятся в христианских храмах. Пред иконой Пресвятой Богородицы молятся об исцелении от недугов, об утешении в скорби.
Праздник иконы ― 12 апреля.


Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея Белыничския

Кондак 1

Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея Белыничския иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая заступница чтущих Тя христиан страны нашея, от всяких нас бед свободи да зовем Ти: Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Икос 1

Ангел с небесе послан бысть рещи Богородице: Радуйся! Мы же, земнороднии, дивящеся воплощению от Тебе Сына Твоего и Бога нашего, дерзаем воспевати Тебе сице: Радуйся, благодатная Богородице Дево; Радуйся, преблагословенная в женах. Радуйся, яко Спаса родила еси душ наших; Радуйся, яко Свободителя явила еси нам. Радуйся, небесе и земли Царице; Радуйся, яко превышши еси всякаго создания. Радуйся, ангелы на небеси чтимая; Радуйся, человеки на земли прославляемая. Радуйся, яко пришедши ко Елисавете, Сама прорекла еси: «Отныне ублажат Мя вси роди»; Радуйся, яко воистинну вси роди доныне Тя непрестанно ублажают. Радуйся, верно Тя величающим помощь скорую дарующая; Радуйся, чудотворными Своими иконами, яко солнцем, светящая. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 2

Видящи, всеблагая Владычице, с высоты святаго жилища Своего скорбь и тесноту жития нашего в стране нашей, восхотела еси явити зде славу Твою, чудотворным образом Твоим подающи скорбящим утешение, болящим исцеление, бедствующим помощь, да видяще таковую милость Твою к нам, благодарными усты воспеваем вси Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разумети хотяще дивное чудо, како от святыя Твоея иконы исхождаху светящияся лучи, боголюбивии иноцы, принесше святый образ Твой в страну нашу и поставивше в церкви пророка Илии, егда от пресветлых лучей сих в нощи бысть светло аки во дни, со страхом и трепетом совершаху всенощное моление пред святою Твоею иконою и укрепляхуся надеждою на милосердие Божие. Ты же, окрест живущим людем явивши источник благодатных исцелений, научила еси вопити Тебе сице: Радуйся, светлыя белыя ночи инокам явившая; Радуйся, яко сего ради и село то наречеся Белыночи. Радуйся, Свет неизреченно родившая; Радуйся, яко от Тебе возсия солнце правды Христос Бог наш. Радуйся, сиянием Своим мрак неверия разгоняющая; Радуйся, просветившая всякаго человека, спасения получити хотящаго. Радуйся, светом Твоим скорбный мрак души прогоняющая; Радуйся, вся концы земли просвещающая. Радуйся, звездо являющая Солнце; Радуйся, Мати незаходимаго Света. Радуйся, луно, сияющая в нощи греховней блуждающим; Радуйся, столпе огненный, путь жизни вечныя нам показующий. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе, юже даровала еси людем на утешение. Сего ради и мы, со умилением взирающе на святый Твой образ, яко живей Ти сущей из глубины сердца вопием: осени и нас сирых и безпомощных, да воспоем прославляющему Тя Господу: Аллилуия.

Икос 3

Имый благое попечение о людех благосердый Господь, попусти иконе Твоей святей оставити на время некое храм Православныя Церкве, егда кармилитстии монаси, вземше Твой святый образ, поставиша его в латинстем своем храме. Ты же и зде явила еси токи благодатных чудес Твоих, да познают вси христиане, коль сильна есть помощь Богоматере. Егда же исполнися сие смотрение о людех, благоволи Господь возвратити образ Твой святый православным людем, да с радостию воспевают Ти сице: Радуйся, всех христиан помощнице; Радуйся, Православныя Церкве славо и утешение. Радуйся, яко отроковицею вошла еси в храм Господень; Радуйся, яко во храме воспиталася еси. Радуйся, святых храмов первейшее украшение; Радуйся, яко и Сама соделалася еси храм Сына Божия. Радуйся, в четыредесятый день отрока Иисуса в храм Божий принесшая; Радуйся, яко сбысться предреченное Тебе во храме Симеоном Богоприимцем. Радуйся, любящая всех чтущих храмы Божия; Радуйся, святых храмов твердое ограждение. Радуйся, яко во храме на небеси вечно царствуеши; Радуйся, яко верныя в храм сей ввести тщишися. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 4

Недоумевает ум наш, како достойно есть восхваляти чудеса Твоя, Пресвятая Богородице, яже обильно источила еси от цельбоносныя иконы Твоея. Ты бо хромых еси хождение, слепых прозрение, болящих исцеление, воинов на поле брани верная защитница. Сего ради, прославляюще неисчетная Твоя чудеса, велегласно поем Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав о великих чудесех, изливаемых от Белыничския Твоея иконы, раб Твой Василий восхоте послужити Ти и даде обет пребыти в послушании монастырстем при храме Твоем, но не исполнив до конца, возвратися в мир. Ты же, хотящи вразумити его, наказала еси лютою болезнию, он же, возлежа на одре смертнем, позна свой грех, принесе Богу покаяние и, востав от одра болезни, возвратися в монастырь и научаше всех вопити Тебе сице: Радуйся, обет Господеви давшая; Радуйся, до конца его соблюдшая. Радуйся, девство и рождество сочетавшая; Радуйся, яко по рождестве пребыла еси Дева непорочная. Радуйся, добрыя обеты приемлющая; Радуйся, не соблюдающих обеты наказующая. Радуйся, покровительнице притекающих к Тебе по обету паломников; Радуйся, милости дарующая. Радуйся, благим намерением способствующая; Радуйся, злая начинания разрушающая. Радуйся, во дни земнаго странствия нашего добрая путеводительнице; Радуйся, к тихому пристанищу нас приводящая. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 5

Яко лучезарная звезда возсия в стране нашей святая Твоя чудотворная икона, Богородице Дево. Мы же, озаряемии сиянием пресветлых чудес Твоих, преклоняюще колена сердца, вопием источнику чудес Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видя, яко тщетна есть помощь врачей земных, исцелити болящую ногу не могущих, боголюбивый диакон Иоанн начат возносити усердныя молитвы ко Врачу небесному. Получив же во сне повеление от святителя чудотворца Николая призвати в помощь Тя, Богородице, поспеши в храм Твой, ко святому образу Твоему и, совершив пред ним усердное молебное пение, исповеда грехи своя вся. Егда же сподобися прияти Святых Божественных Таин, получи исцеление болящия ноги своея. Сего ради и мы немощнии, надеящеся на Твою всесильную помощь, дерзаем воспевати Ти: Радуйся, немощным здравие дарующая; Радуйся, целительнице всякия болезни. Радуйся, оставленных врачми под Свой покров приемлющая; Радуйся, исцеление им подающая. Радуйся, огнь лютыя болезни утоляющая; Радуйся, от одра смертнаго возставляющая. Радуйся, ненадеянным надеяние; Радуйся, упование наше непостыдное. Радуйся, немощи душевныя врачующая; Радуйся, грешников на путь правый наставляющая. Радуйся, греховную отъемлющая скверну; Радуйся, бане омывающая совесть. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 6

Предстояще пред Твоим образом, архиреев сословие, священницы, монаси и вси людие проповедуют неизчетная Твоя благодеяния, яже обильно изливаеши от святыя Твоея иконы. Сего ради и мы, грешнии, предстояще ныне пред чудотворным Твоим образом, веруем и надеемся, яко испросиши вся благая и полезная нам у Сына Твоего и Бога нашего, Емуже дерзновенно вопием: Аллилуия.

Икос 6

Возсия благодать от святыя Твоея иконы, юже яве узре боголюбивый воин Николай, егда кони влачаху его по земли, он же, честно избавився Тобою от верныя смерти, научи нас Ти вопити похвалы сия: Радуйся, от напрасныя смерти спасающая; Радуйся, от греха смертнаго избавляющая. Радуйся, Начальника живота и смерти рождшая; Радуйся, Мати Живота, смерть умертвившая. Радуйся, яко в час смерти Своея тихо возлегла еси на одре Своем; Радуйся, яко Сын Твой и Бог наш кротко душу Твою от тела отдели. Радуйся, яко с телом взята была еси на небо: Радуйся, яко по смерти жива еси. Радуйся, непостыдную кончину нам дарующая; Радуйся, в час кончины нашея нас заступающая. Радуйся, и по смерти нас не оставляющая; Радуйся, от воздушных мытарств спасающая. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 7

Хотяще достойно почтити славу пресвятаго Твоего образа, святитель Могилевския церкве и боголюбивии людие обычай прияша приносити святую Твою чудотворную икону в богоспасаемый град Могилев, идеже вси с радостию несказанною сретают ю, с верою и любовию приемлют в домы своя. В коеждо лето же, обтекающи чудотворным сим образом грады и веси страны нашея, подаеши людем благодатное утешение и скорую помощь, подвизающи воспевати всех Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новое чудо даровала еси, Дево Богородице, от цельбоносныя иконы Своея, егда сын иерея Божия Константин разболеся очима и едино око его поражено бысть слепотою. Притек же с материю своею на поклонение к чудотворному Твоему образу и совершив молебное пение пред ним, совершенное прозрение получи. Просвети, о Преблагая Владычице, и наши сердечнеи очи, да воспеваем Ти сице: Радуйся, от ослепления нас сохраняющая; Радуйся, слепым зрение дарующая. Радуйся, очима веры и надежды на Тя взирающим помогающая; Радуйся, очи наши сердечнеи просвещающая. Радуйся, ослепленных грехом неверия наказующая; Радуйся, заблудшим и ослепленным путь правый показущая. Радуйся, от пагубных ересей отвращающая; Радуйся, ко истинней вере приводящая. Радуйся, мглу греховную озаряющая; Радуйся, мрак неверия разгоняющая. Радуйся, из глубины неверия извлекающая; Радуйся, многих в разуме просвещающая. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 8

Странно и сумнительно неверующим слышати, како от святыя Твоея иконы чудеса источаются, одебеле бо сердце людей сих, яко видяще не видят и слышаще не слышат и не обратятся к Тебе, да исцелиши их. Мы же, усердно почитающе чудотворный образ Твой, преклоньше колена, умильно любызаем его, вопиюще Богу: Аллилуия.

Икос 8

В вышних селениих обитающи, и земных не оставляеши, Богородице Дево, болящая бо инокиня Паисия узре в сонном видении святую Твою икону и глас от нея слыша: «Аз исцелю тя». Абие же поспешивши, иде на поклонение Твоей цельбоносней иконе и, совершивши пред нею молебное пение, исцелися от болезни своея. Темже, восхваляюще таковое снисхождение Твое к земнородным, воспеваем Ти сице: Радуйся, благочестивых иноков и инокинь благая покровительнице; Радуйся, иереев благоговейных похвало. Радуйся, во дни скорбнаго жития нашего на земли скорая помощнице; Радуйся, во всех бедах и напастех скорая защитнице. Радуйся, алчущих кормительнице; Радуйся, жаждущим жизни питие неисчерпаемое. Радуйся, сирот незримая воспитательнице; Радуйся, вдов заступление. Радуйся, лествице небесная, еюже Бог к нам сниде; Радуйся, мосте, преводяй суших от земли на небо. Радуйся, ключу царствия Христова; Радуйся, двери райския нам отверзающая. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 9

Всякаго естества ангельскаго превышши еси, Богородице Дево, честнейшая херувим, и славнейшая без сравнения серафим, предстоящи бо у престола Сына Твоего на небеси, выну молишися Ему за род христианский. Не престани молитися и о нас, недостойных, у престола Вседержителя, да с радостию вопием: Аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию восхвалити предивная чудеса, от святыя Твоея иконы являемая, изумевает же ум всяк пети Тя, Богородице. Ты же, яко благая сущи. приими от нас похвалы сия: Радуйся, за христиан Сыну Твоему усердно молящаяся; Радуйся, страну нашу святым Твоим омофором покрывающая. Радуйся, ум наш к Богу приводящая; Радуйся, злыя наша помыслы искореняющая. Радуйся, сердце наше любовию к Тебе воспламеняющая; Радуйся, хотение наше ко благу наставляющая. Радуйся, гнев Божий, праведно движимый, скоро утоляющая; Радуйся, козни духов злобы разрушающая. Радуйся, от нападения их нас охраняющая; Радуйся, во искушениих плоти и духа крепкая помощнице. Радуйся, падших востание; Радуйся, к Богу наше дерновение. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.



Кондак 10

Спасти хотя сына своего первенца Игнатия, одержимаго болезнию смертною, боголюбивая мати его, вознесши слезную молитву Пречистей Матери Божией, даде обещание отыти на поклонение чудотворному Твоему образу, младенец же оный исцелися от смерныя болезни в той час; егда же прииде в возраст, нача служити Богу в диаконстем чине, прославляя Тя, Богородице, песньми духовными, подвизая и нас верно служити Богу, выну взывающе к Нему: Аллилуия.

Икос 10

Стена еси и щит и ограждение всем величающим Тя, Богородице, и чтущим верно чудотворную икону Твою, образ бо сей Белыничский, иже с верою носи на персех своих боголюбивый воин Николай, сохрани его на поли брани от смертоноснаго удара вражия. Сохрани и нас, всеблагая Владычице. силою святаго Твоего образа от навета вражия и от находящих на нас зол и напастей, да воспоем Ти сице: Радуйся, боголюбивых воинов на поли брани верная охранительнице; Радуйся, благая их покровительнице. Радуйся, в сражениих стрелы вражия отвращающая; Радуйся, победу и одоление дарующая. Радуйся, стрелы лукаваго от нас отводящая; Радуйся, в брани нашей со духи злобы нам помогающая. Радуйся, от наветов вражиих нас спасающая; Радуйся, от клеветы и досаждения охраняющая. Радуйся, в семействах мир и дружелюбие устрояющая; Радуйся, юных наставнице. Радуйся, старцев утешение; Радуйся, суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в Бозе упование имущих заступающая; Радуйся, чтущих Тя не постыжающая. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношу Ти, Преблагословенная Богородице Дево, за неисчетная Твоя благодеяния, яже изливаеши нам от чудотворныя Твоея иконы; не престани же молитися о нас грешных у престола Сына Божия, яко много может моление Матернее ко благосердию Владыки, Емуже вси благодарную песнь взывающе, радостно вопием: Аллилуия.

Икос 11

Яко светоприемную свещу зрим святую Твою икону, Богородице, та бо, свет невещественный вжигающи, наставляет к разуму божественному, вся просвещающи и вразумляющи хулящих имя Господне. Попали бо огнем молний жилище рабы Божия Варвары, яже дерзну похулити храм Твой, идеже святая Твоя икона пребывает, изрекши зол глагол: «В сем храме беси жительствуют». Вразуми, Богородительнице, и нас, православно поющих Ти: Радуйся, хулителей святыни вразумляющая; Радуйся, ударами молний и грома их наказующая. Радуйся, огнем нечестивыя попаляющая; Радуйся, верныя от огня запаления соблюдающая. Радуйся, ересей и расколов искоренительнице; Радуйся, православныя веры догматов охранительнице. Радуйся, молние, души просвещающая; Радуйся, яко гром враги устрашающая. Радуйся, купино неопалимая; Радуйся, пламене старстей изменяющая. Радуйся, пламень геенский росою молитв твоих утоляющая; Радуйся, от огня геенскаго и вечных мук спасающая. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 12

Благодать дати восхотев, дарова нам Господь цельбоносную икону Твою, пред неюже возносяще усердная моления, возводим ум свой к Тебе, первообразной Богородице, просящи даровати нам благая и полезная во временней жизни сей, и в будущей жизни блаженство безконечное, да воспоем со ангелы и всеми святыми на небеси: Аллилуия.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, яже обильно источаеши нам от святыя Своея иконы, хвалим Тя, Пресвятая Богородице и, предстояще ныне пред пречистым Твоим образом со слезами, умиленною душею и сокрушенным сердцем взываем Ти: Радуйся, заступнице усердная рода христианскаго; Радуйся, Мати Господа и наша Мати и покровительнице. Радуйся, источающая всем нам неоскудныя милости; Радуйся, избавляющая от всяких бед и напастей благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Радуйся, телес наших здравие; Радуйся, душ наших спасение. Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего и Бога нашего; Радуйся, яко всем твориши спастися. Радуйся, избавление всех зол; Радуйся, полезная всем дарующая. Радуйся, яко Тя едину надежду имамы; Радуйся, яко Ты еси божественный покров рабом Твоим. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая.

Кондак 13

О всепетая Мати, рождшая Спаса и Владыку Господа! Приими малое моление наше, пред чудотворным образом Тебе ныне возносимое, исполни ко благу вся прошения наша, зриши бо наша слезы, слышиши наша вопли и воздыхания, отовсюду одержими есмы скорбьми и напастьми, и не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, Владычице, избави от всякия напасти в сем веце о Тебе вопиющих: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.



(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)



Молитва Пресвятей Богородице пред иконой Ея Белыничския

О всемилостивая Госпоже Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды земными и небесными ублажаемая! Припадаем, поклоняемся Тебе и смиренно молим Тя: воззри милостиво на предстоящия пред святым образом Твоим чудотворным, и приими молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, и к Твоему образу пение возсылаемое со умилением, яко Тебе Самой ту сущей, послушающей и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Ты, именуемая Всех скорбящих Радость, услыши нас, скорбных. Ты, называемая Утоли моя печали, утоли нашу печаль. Ты, купино неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага. Ты, взыскание погибших, не попусти нам погибнути в бездне грехов наших. Ты, Одигитрие, укажи нам правый путь ко спасению. Ты, неувядаемый цвете чистоты, даждь нам помощь, немощным плотскою страстию, и уцеломудри нас. Ты, боголюбивая скоропослушнице, услыши в час сей молитву нашу. Ты, заступница усердная, Мати Господа Вышняго, Ты, наша Мати и надеждо, облегчи скорбь нашу, немощным здравие даруй, разслабленных и недужных исцели и от одра болезни возстави. От бесных бесы отгони, обидимых от бед избави, вдов защити, грешныя прости, прокаженныя очисти, слепым зрение даруй, старость поддержи, юныя настави, малыя дети помилуй, неплодны от неплодства разреши, в семействах мир утверди, путешествующим спутешествуй, православным христианом на враги победу и одоление даруй, ереси и расколы изкорени, отпадшия от благочестивыя веры на путь правый обрати, страну нашу миром огради, земли плодородие даруй, всех же нас от внезапныя смерти сохрани и всякия многоразличныя страсти уврачуй, вся бо возможеши ходатайством к Сыну твоему Христу Богу нашему.

О всепетая Мати, Пресвятая Дево Богородице, не престани молитися о нас, недостойных, и к пречистому образу Твоему со умилением припадающих и со страхом и любовию на сей взирающих, яко живей Ти сущей. Услыши нас, Владычице, на Тя по Бозе едину надежду имущих. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша упокой в селениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечней жизни преселение, предстани нам, преблагословенная надеждо наша, даруй нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да в будущем веце сподобимся вси купно со всеми святыми безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадаем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати твоя рабы тщы, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас :

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Пречистая Дево. / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоибранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Чудеса Белыничской иконы Божией Матери

Знаменитую икону Белыничской Божьей Матери народ на востоке Беларуси почитает как чудотворную. Оригинал древней иконы утерян в ХХ веке бесследно, но люди просят о милости белыничскую заступницу и ставят свечи у старинных списков (копий) образа.

Заговоренная хата
Есть в Белыничском районе деревня Кармановка. Это, считай, курортное место на территории Эсьмонского сельсовета: деревенька стоит на берегу озера, хаты в основном разобраны под дачи.
Местная достопримечательность — самый старый дом, который чудом уцелел в войну. Все остальные постройки сгорели, не пережили жестокого обстрела.
Старожилы рассказывают, что партизаны поймали двух немцев, а потом то ли отпустили, то ли упустили пленников. Как бы там ни было, немецкие самолеты прилетели мстить Кармановке.
— Бомбежка была страшная, — вспоминает бабушка Александра. — Мы, дети, прятались под лодкой, отползали под ней к окопу, а затем наудачу бежали в лес, где была землянка. Все вокруг горело и кипело, пулеметы стрекотали.
Немцы обстреливали деревню два дня — с воздуха, потом с земли. Они не успокоились, пока не сгорела вся деревня. Вернее — почти вся, потому что один дом, словно заговоренный, все же остался стоять.
После войны у счастливой хаты появились новые хозяева, и, несмотря на тяжелую жизнь, опасные болезни и вечную нехватку всего, люди жили тут неплохо. Отец семейства пришел с войны живой, вместе с женой они вырастили четверых детей, дожили до старости. Поэтому теперь дети и внуки договорились, где бы и кем они ни были, никогда не продавать эту хату, которая стала местной легендой и семейным талисманом.

Защита от огня
В хате и сегодня еще можно увидеть следы от крупнокалиберных пуль. Как ей удалось уцелеть? Про это до сих пор спорит местный народ.
— Она как заговоренная. Потому что шансов уцелеть не было. Все дома рядом сгорели, а она осталась. Вы знаете, что такое пожар в деревне? Это ужас: огонь перекидывается мгновенно, уцелеть невозможно. Так что это чудо!
Хозяин дома рассказал когда-то своему внуку: делал ремонт, чтобы ликвидировать следы обстрела. И вот тогда нашел спрятанную под крышей небольшую иконку. Куда она потом подевалась — никто теперь не помнит, да и невозможно было в советское время открыто обсуждать такую находку. Но есть версия: это — как раз икона Белыничской Божьей Матери.
К такому выводу давно пришел журналист и краевед Михаил Карпеченко.
— И местные жители, и многочисленные паломники поклонялись многие годы, столетия именно этой чудотворной иконе. Тем более, церковь зафиксировала много случаев спасения именно от огня.
В брошюре «Чудесные случаи исцелений, происшедших от Белыничской иконы» описан, например, такой случай. В 1889 году в деревне Заполье на Червенщине загорелся сельский дом. Огонь вот-вот должен был перекинуться на соседнюю хату, где крестьянин Франц Дашкевич вместе со всей семьей слезно молился у иконы Белыничской Божьей Матери о спасении. Его дом удивительным образом уцелел, а хозяин исполнил свое обещание поклониться иконе в самих Белыничах.

Костел, церковь, склад
Иконе Белыничской Божьей Матери поклоняются и католики, и православные. Правда, легенды о появлении иконы у двух христианских конфессий отличаются.
По католической версии, икона появилась в XVII веке в Белыничском монастыре кармелитов. Монахи будто искали в округе художника, который мог бы написать икону Богоматери, но все никак не могли найти мастера. В конце концов, они решили обратиться к Богу с молитвой на благое дело, и вскоре в ворота монастыря постучался юный паломник. Предание говорит, что это был ангел, который и написал на доске святые лики Божьей Матери и младенца Христа невероятной красоты.
По версии православных, икону привезли в наши земли в XIII веке монахи из Киева. Они вроде бежали от нашествия Батыя, и по рекам Днепр и Друть добрались до места, где находятся теперь Белыничи. Монахи остановились на высоком холме на ночлег и, как говорит предание, ночью от иконы сошло дивное сияние. Отсюда, считают многие, и пошло название селения — от «белых ночей».
Этот холм теперь называется Ильинской горой, где установлен знак «Отсюда начинались Белыничи». А внизу, у берега реки Друть, из земли бьет Богородская криница.
История же свидетельствует, что Белыничи стали центром религиозной жизни Восточной Беларуси, когда Сапеги построили тут кармелитский монастырь. В XVII веке кармелиты возвели большой каменный костел в стиле барокко, украшенный фресками, а паломники массово пошли к чудотворной иконе.
Но все меняется, и в конце ХІХ века костел освятили как православную церковь. А после революции уже церковь приспособили под клуб, потом под склад. В 1960-е строение вообще снесли.

Исполнительница желаний
Многие верят, что чудотворная икона испытывает веру людей, и связывают с ее возвращением возрождение Белыничей и местных храмов.
Теперь в районном центре есть только одна православная церковь в честь иконы Белыничской Божьей Матери. Ее открытие в начале 2000-х годов сопровождалось невероятным событием: жительница райцентра преподнесла в подарок старинный список знаменитой иконы. Оказывается, Матрена в советское атеистическое время хранила реликвию в своем доме за печкой.
В церкви есть еще одна икона Белыничской Божьей Матери — в алтарной части. Она даже прострелена в нескольких местах. Священники рассказывают, что чудотворная сила иконы Белыничской Божьей Матери необычайная: достаточно только подумать о ней и попросить помощи, чтобы снизошла благодать.

Описания конкретных чудес, которые случились еще до революции, можно послушать в церкви каждое воскресенье и в праздничные дни, когда читают акафист (прославление) Белыничской Божьей Матери.
Например, там рассказывается, что некий могилевский чиновник по дороге заболел холерой и его чуть живого дотянули на рассвете до храма в Белыничах. Больной переполз порог и потерял сознание, но уже после службы встал на ноги и пошел на поправку.
Жена мещанина со Смоленщины рожала мертвых младенцев, и только после того как дала обет каждый год бывать в Белыничах и поклоняться чудотворной иконе, женщина родила здоровых детей.
В частных беседах можно услышать и современные истории чудес. В Белыничах рассказывают о людях, которые после молитвы перед иконой Белыничской Божьей Матери получали помощь в несчастьях и болезнях.
— Я пришла к вере, ощутила защиту Божьей Матери, она дала мне большую силу и благословение, исцеление от страшной болезни, — уверяет женщина.
Следов не найдено

Никто на самом деле не знает, в результате какого поворота истории пропала настоящая икона Белыничской Божьей Матери.
Знаменитую икону в советское время передали в Могилевский краеведческий музей, но дальнейшая судьба древности неизвестна. Официально считается, что икона пропала вместе со знаменитым Крестом Ефросиньи Полоцкой и другими ценностями в 1941 году — то ли при эвакуации, то ли при оккупации. Однако есть и другие версии.
Про одну из них напомнил Михаил Карпеченко:
— Последний настоятель кармелитского костела Люциан Годлевский чувствовал, что скоро придется отдать икону православным, как и произошло в конце концов. Он будто бы спрятал оригинал, а в костеле выставил ее копию. Поэтому возможно, что настоящая Белыничская Богоматерь все еще находится в наших краях.
Например, в подземных ходах, которые действительно существовали в монастыре. В Белыничах есть люди, которые в них заходили — правда, было это очень давно. Когда-то в одном из монастырских строений находилась школа, и компания любопытных учеников нашла ход под землю. Мальчики (которые теперь уже пенсионеры) видели в подземном ходе гробы с останками монахов, но когда стало трудно дышать, они убежали.
И все-таки в Белыничах верят, что утраченная святыня вернется домой: мол, все тайное со временем становится явным. Наверное, это стремление вернуть былую славу центра паломничества отразилось в новом гербе Белыничей, автором которого стала местная художница Лариса Журавович: на голубом поле — золотая икона Белыничской Божьей Матери.

За спасение себя и мира
Списки иконы Белыничской Божьей Матери есть во многих белорусских церквах. Например, в Шкловский Свято-Преображенский храм они попали после закрытия церкви в Белыничах: два районных центра на Могилевщине отделяют всего два десятка километров. Пожилые прихожанки рассказывают, что даже в советское время они каждый год ездили поклониться Белыничской Божьей Матери и многие давали обет дойти до Белыничей пешком.
Теперь Могилевская православная епархия возродила давнюю традицию крестных ходов. Весной верующие отправляются с иконой пешком из Могилева в Белыничи, чтобы 25 апреля принять участие в престольных торжествах в честь иконы Белыничской Божьей Матери.
Путь, в общем-то, неблизкий — 40 километров. Мужчины несут по дороге икону, женщины поют. Крестный ход делает остановки в больших селениях на молебны, и по пути присоединяются новые паломники. Среди участников крестного хода обычно много женщин, в том числе и преклонного возраста.
— Главное — огонь веры в сердце, — объясняют верующие. — Мы ищем помощи Божьей в этом мире. Идем ради спасения себя, родных и людей всего мира. Душа поет, ангелы небесные с нами летят.
Игорь Казаков, газета «Свободные Новости Плюс»

Тайны Белыничской иконы Божией Матери 



Отец Валерий считает, что эта белорусская святыня и Крест Евфросинии Полоцкой будут найдены

Смотрю на фотографию в брошюре, которую нашел настоятель Белыничской церкви отец Валерий. На ней надпись: «1 мая 1925 года». На центральной площади собрались сотни местных жителей. А в центре стоят чекисты в кожаных куртках и агитируют людей поставить подписи за закрытие местного монастыря. Сверху же тенью кладутся силуэты монастырских крестов.

— Тогда мы и потеряли чудотворную икону Божией Матери, которую называли Белыничской, — вздыхает отец Валерий...

Белыничская икона Божией матери для восточных белорусских православных христиан являлась такой же святыней, как для западных Жировицкая. В конце XIX века в небольшое местечко поклониться ей в год приезжало более 10 тысяч человек. Более того, в Могилевской епархии считалось за правило, что паломники, которые стремились попасть в Киево-Печерскую лавру или Почаево, перед этим должны были обязательно побывать в Белыничах и приложиться к иконе.

По преданию Белыничская икона Божией Матери была явлена в начале XIII века. Тогда Киевская Русь вела ожесточенную войну с войсками монголо-татарского хана Батыя. В 1240 году, когда он захватил Киев, монахи из Киево-Печерской лавры взяли икону Божией матери и отправились вверх по течению Днепра. Затем пошли по Друти. Приплыли к высокой, покрытой лесом горе и заночевали. Как гласит легенда, в первую же ночь от иконы стало исходить сияние — было светло как днем. Здесь иноки решили основать монастырь в честь святого пророка Илии. Новое селение получило название Белыничи — Белые ночи. С тех пор икону стали называть Белыничской.

В 1925 году монастырь закрыли. Чудотворную икону передали в Могилевский краеведческий музей. В тридцатых годах здание было превращено в клуб, потом — в склад, кинотеатр, а в 60-х — взорвано. Стены монастыря, как рассказывают старожилы райцентра, не смогли разбить. Пришлось закладывать взрывчатку.

В 2005 году в Белыничах построен новый храм.

В книге Ф. Жудро «Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь», изданной в 1894 году, описано около 160 случаев исцеления и других чудес, связанных с иконой Белыничской Божией матери.

— То, что пропал образ, — большая потеря для всех белорусов, — отмечает священник.

В 1941 году, в первые дни войны, экспонаты Могилевского краеведческого музея решили эвакуировать в Москву. И обоз, в котором был и Крест Евфросинии Полоцкой, и Белыничская икона Божией Матери, и другие наши реликвии, отправился в сторону Москвы.

— Немцы наступали очень быстро, — рассуждает отец Валерий. — За несколько суток дошли до Минска. А Могилев продержался 24 дня. Нужно отдать должное мужеству его защитников. Чего стоит, к примеру, подвиг курсантов и преподавателей школы милиции, которые почти все полегли на боле брани. Этот областной центр для меня нечужой. Здесь учился, жил. Считаю, Всевышний помогал городу держаться, чтобы обоз с реликвиями успел подальше уйти от врага. Увы…

Священник немало копался в архивах, много читал сообщений в прессе и литературе, переписывался с учреждениями и частными коллекционерами. И считает правдоподобной следующую версию. Он ее нашел в одной из документальных книг.

Обоз из Могилева был уже за Смоленском. Однако и немцы не дремали. Была создана специальная команда СС, в которую вошли десять профессоров-искусствоведов. Она должна была искать художественные и религиозные ценности. Естественно, разведка донесла, что из Могилева эвакуируют реликвии. Переодевшись в форму красноармейцев и высадившись десантом, немцы захватили обоз. После этого никаких сообщений о нем нет.

По мнению отца Валерия, белорусские святыни увезли в Западную Германию, земли которой освободили наши союзники. Икону, как и Крест Евфросинии Полоцкой, могли вывезти в США.

Белыничскую икону Божией Матери почитают не только православные, но и католики. В 1624 году в этом местечке начал строиться католический кармелитский монастырь. Через девять лет случился пожар. Загорелись церковь и строения православного монастыря. Икону сумели вынести из храма, однако ее похитили и доставили в костел. В 1755 году ее короновали. В церковь образ возвратили лишь в 1876 году. Бывший Папа Римский Иоанн Павел II пятнадцать лет назад обратился в Интерпол с просьбой — найти Белыничскую икону Божией Матери.

Есть и другие версии. В разрушенном монастыре было два подземных хода. Один из них вел к берегу реки, второй — в лес. По мнению отца Валерия, и не только его, монахи могли сделать искусную копию иконы и отдать ее чекистам, а оригинал замуровать в стенах ходов.

— Вполне возможно, — соглашается начальник отдела физкультуры, спорта и туризма Белыничского райисполкома Константин Соловьев. — Помню, когда были мальчишками, лазили по этим проходам. По ним можно было свободно ходить, и ничего не стоило разобрать стену и замуровать там икону. Но сейчас эти ходы завалены.

В райцентре услышал и еще одну версию. Некоторые верующие считают, что икону могли подменить копией католики. И теперь они ее где-то прячут.

— В начале 90-х годов читал интервью о поездке к предсказательнице Ванге одного из деятелей белорусской культуры, — обращаюсь к отцу Валерию. — Не помню точно, кто это был. Но запомнил, как ответила Ванга на его вопрос о кресте Евфросинии Полоцкой. Она сказала, мол, почему белорусы так волнуются, он сам найдется. Возможно, икона и объявится?

— Обязательно, — уверен священник. — Господь сам решает, когда что открыть людям. У нас в храме три списка чудотворной иконы. И один из них «прятался» около 70 лет.

Эта копия в начале прошлого века находилась в церкви в деревне Слободе. В начале 20-х годов храм подожгли. Церковный староста успел вынести из огня Евангелие и копию иконы. Образ спрятал у себя дома в щели между печкой и стеной, надежно замуровав. Тогда за хранение религиозных святынь старосту могли посадить в тюрьму или отправить в далекие края. А в 1990 году его дочь передала икону отцу Валерию. Священник показывает еще одну икону (третий список), которая висит в алтаре. Приглядываюсь и вижу несколько дырочек. Оказывается, по иконе стреляли.

Не могу не задать вопроса о чудесах, о которых говорят. Не зря же сюда приезжают сотни паломников да и обычных туристов.

— Чудеса происходят буквально на глазах. Когда в 1990 году начал создавать приход, на помощь пришли болящие. И все они выздоровели, — говорит настоятель.

В разговор вступает работница храма, бывший завуч одной из городских школ Валентина Ткачева:

— У меня была злокачественная опухоль. Уже проходила химиотерапию. Самочувствие ухудшалось. Что оставалось? Молиться. И вот выздоровела.

У ее коллеги по школе учительницы Лии Чайковой была большая опухоль на затылке. Спать могла только ничком. Как отмечает она, врачи не надеялись на исцеление. Однажды в церкви во время соборования она почувствовала сильную боль в голове. С трудом дошла домой. А когда проснулась, опухоли как не было.

Мне перечисляют фамилии людей, которые посещают церковь и излечились от злокачественных опухолей, рака, лейкемии: Любовь Морозова, Таисия Палыша, Светлана Винникова, Ирина Голенко, Зинаида Барбарчик, Николай Лоборов, Зинаида Черникова…

— Городок у нас небольшой, один одного знаем, — подтверждает Константин Соловьев. — Действительно, эти люди тяжело хворали. Но сумели выздороветь. Невольно задумаешься…

Отец Валерий подводит нас к старинной иконе Иисуса Христа. В прошлом году одна из сектанток выплеснула на нее кислоту. Никто из местных художников не взялся реставрировать. Повесили в незаметное место и забыли о ней. Через два месяца обратили внимание: никаких следов от кислоты нет! Разве не чудо?

— Пойдемте, еще большее чудо покажу, — священник ведет нас в подвальное помещение.

Здесь проводятся крещения, панихиды, занятия воскресной школы. На стене три вышитые цветными нитками иконы. Красиво — настоящее искусство! Оказалось, это сделала местная девочка Анна Лемешенок. У нее нет рук. Родители помогали ей взять в рот иголку с ниткой, и дочка так вышивала.

— Всегда привожу сюда паломников, — говорит отец Валерий. — Это производит сильное впечатление. Недавно в одной из деревень района умерла женщина. Перед смертью ее крестил и причастил. У нее были парализованы руки, не могла ими двигать. Тем не менее получила два высших образования. Контрольные и курсовые работы писала ручкой, держа ее во рту. А какой почерк: ровненький — ровненький! У нас же есть и руки, и ноги. А мы все жалуемся. Нам даны все возможности сделать свою жизнь полноценной…


По материалам сайта "Республика"
Владимир Абрамович

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации