Священномученик Макарий, митрополит Киевский
Священномученик Макарий, митрополит Киевский
Макарий I {прозвище Черт; середина 15 века - 1.5.1497}, деятель православной церкви в Великом Княжестве Литовском. Данных о начале его жизни не сохранилось. Митрополит Симеон {1481-88} назначил его архимандритом Свято-Троицкого монастыря в Вильне. С 1495 -митрополит киевский, галицкий и всея Руси. Пользовался доверием Москвы. Когда готовился брак дочери великого князя московского Ивана III Алены Ивановны с великим князем литовским Александром, Иван III просил, чтобы таинство венчание проводил Макарий I, избранный на кафедру митрополита собором епископов Великого Княжества Литовского. В 1496 благословлен константинопольским патриархом Нифонтом. Разрешил виленским мещанам ежегодную ревизию собственности в церквях, но отклонил их претензии на участие в выборе священников и игуменов. Убит крымскими татарами в селе Скрыгалово недалеко от Мозыря по пути в Киев. Похоронен в Софийском соборе в Киеве. Канонизирован./Из энциклопедии Великого Княжества Литовского/
1 мая 1497 года недалеко от Мозыря произошло событие, отозвавшееся в веках. Предоставим слово летописцу, который был современником этого трагического события и лично знал человека, о котором пойдет речь: «1497 года Мая 1 дня, на шестой неделе после Великаго Дня (Пасхи), в понедельник, безбожные перекопские татары убили Преосвященнаго Макария в селе Скриголов за пять миль от Мозыря, на реке Бчичь… Так Бог попустил по нашим грехам. Такая смерть с архиереем Божиим случилась для того, чтобы он более награжден был. Он отправился в Киев, желая помочь Софии, церкви Божией, разоренной прежде того теми же нечестивцами… С самого того времени, как приняли мы крещение, никогда не случалась на земле русской того, что случилось с этим архиереем Божиим… Святая душа Святителя, по разлучении с телом, перенесена ангелами в горний Иерусалим, на лоно Авраамово, а обезглавленныя мощи праведника прославленныя нетлением, взяты были благочестивыми жителями Скриголова и перенесены в Киев, в храм Святой Софии».
Итак, из летописи следует, что в 1497 году недалеко от Мозыря, в современном Скрыгалове, перекопские татары убили Предстоятеля Православной Церкви Великого Княжества Литовского и Русского митрополита Киевского и всея Руси Макария.
О жизни и деятельности священномученика митрополита Киевского и всея Руси Макария известно крайне мало, но и из того, что дошло до наших дней, можно заключить, что человек этот был в высшей степени достоин славы, которой его увенчала мученическая кончина. Нам не известно когда он родился, как пришел к служению Богу, когда принял постриг. Первые исторически достоверные сведения о нем относятся к периоду, когда он уже был рукоположен в сан архимандрита Виленского Свято-Троицкого монастыря, главной обители Великого Княжества Литовского, Православная Церковь которого в этот период переживала очень серьезные трудности, поскольку противостояние с католицизмом истощало силы православных. Дело в том, что экспансия латинян происходила на фоне злоупотреблений со стороны католического духовенства, ибо они опирались на поддержку государственной власти Великого княжества Литовского и Польши, с которой наши предки жили под скипетром одного царствующего дома Гедыминова с 1385 года. Еще со времен Витовта Великого постоянно предпринимались попытки заключить церковную унию с Римом, то есть подчинить Православную Церковь папе римскому. Поэтому православным за свою веру и образ жизни приходилось сражаться на два фронта: с прямой экспансией римо-католиков и государственной властью, стремившейся принудить православных принять главенство Рима.
Святой Макарий был известен своей высокой подвижнической жизнью, примерным благочестием, непоколебимой преданностью православию и тщательным выполнением возлагавшихся на него обязанностей. Например, когда он был избран архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, он привел обитель в цветущее состояние, построил странноприимный дом, неустанно следил за укреплением дисциплины среди монахов и благочестия среди мирян. Именно благодаря этому, когда в 1494 году умер митрополит Иона, собором православных епископов Великого Княжества Литовского архимандрит Макарий был возведен в сан Митрополита Киевского и всея Руси.
Святительство митрополита Макария выпало на очень опасное и тяжелое время, когда страна находилась в состоянии непрестанной войны с татарами, которые каждый год вторгались в пределы Великого Княжества Литовского, оставляя после себя лишь выжженную землю. Владыка всем сердцем сострадал тяготам своей паствы. Его престол должен был находиться в Киеве, поэтому митрополит постоянно стремился обосноваться именно там, чтобы своим пастырским словом поддерживать отчаявшихся, утешать страдающих, вселять веру и духовные силы в души православных. Ведь с момента основания отдельной митрополии для Великого Княжества Литовского, резиденция митрополитов литовских и русских находилась под защитой неприступных стен Новогрудского замка. При этом Киев фактически перестал быть столицей митрополитов Русских и Литовских (на территории современной Украины и Беларуси) со времени его разрушения монгольским ханом Батыем в 1240 году. В 1482 году крымские татары в очередной раз штурмом взяли и разрушили Киев, причем, как явствует из летописей и архивных документов Великого Княжества, масштабы разорения на этот раз были самыми ужасающими за всю историю этого древнего города. Великий Князь Литовский и Король Польский Казимир-Андрей был вынужден восстанавливать город из руин, заселив его переселенцами из белорусского поднепровья (в количестве 20 тысяч человек).
Митрополит Макарий долгое время не мог попасть в Киев, поскольку неотложные государственные и церковные дела требовали его присутствия в столице при дворе Великого Князя Александра. Особенно много внимания и сил требовали от митрополита Макария дела церковные. Дело в том, что в те времена государственная власть, магнаты и миряне (то есть, мещане «вольных» городов) очень часто, в нарушение всех канонов, вмешивались во внутренние дела Церкви, и особенным «вниманием» пользовались имущественные и финансовые аспекты церковной жизни. Как следствие, имели место вопиющие злоупотребления и расхищение имущества Церкви, а прямые обязанности церковных приходов, включая дела милосердия и катехизаторскую деятельность игнорировались, ибо во главу угла ставилось извлечение максимальных доходов за счет прихожан. Именно против этих «нестроений» святой митрополит повел беспощадную борьбу на всех уровнях, не опасаясь ущемить интересы Великого Князя, вельможных панов и виленских мещан.
Меры митрополита Макария, предпринятые для устранения злоупотреблений в церковной жизни, послужили при его преемниках основанием для ограничения прав мирян в управлении делами приходов и принятия ряда важных определений, принятых на Соборе 25 декабря 1509 года в Вильно и утвержденных великим князем Сигизмундом I Старым.
Митрополит Макарий, скорее всего, понимал, что успешное противостояние экспансии католичества может быть организовано только из древнего духовного центра восточных славян, то есть, возвращение к истокам должно было послужить началом возрождения православия. К моменту восшествия святителя на митрополитчий престол, Киев уже не посещался митрополитами более ста лет, а город представлял собою бледное подобие былого величия. Святой митрополит хотел положить конец практике, когда предстоятели Православной Церкви Великого княжества Литовского и Русского, нося титул «митрополит Киевский», жили не в своей столице, а в Новогрудке и Вильно, что нарушало каноны Православия.
Уладив самые неотложные дела, митрополит Макарий назначил свое путешествие в Киев на весну 1497 года. Но зимой обострились отношения с великим князем московским Иваном III, союзниками которого были татары. В то время, когда армия Великого Княжества Литовского двинулась к восточным границам государства чтобы предотвратить возможное нападение московских войск, неожиданно и вероломно с юга в пределы Княжества Литовского вторглись несметные полчища татар, которые опустошали незащищенные южные земли государства, грабя и уничтожая все на своем пути.
Вскоре первые татарские отряды появились под стенами Мозыря и других городов на юге Беларуси. Паника и ужас охватили всех – от простых крестьян до первых лиц государства, включая Великого Князя Александра и его сановников, укрывшихся за стенами мощных замков на северо-западе Беларуси. Оставалось надеяться лишь на южные крепости, несмотря на то, что в основном они были деревянные и небольшие по размерам. В первую очередь – на Мозырский замок, так как недалеко от Мозыря был Овручский брод, одна из главных транспортных артерий, связывавших север и юг Великого Княжества Литовского, поэтому быстрое падение Мозыря открывало татарам путь в пределы Литвы-Беларуси.
Единственным человеком, который в этот переломный момент не поддался общей панике и предпринял решительные действия с целью воодушевить свою паству, был митрополит Макарий. Не смотря на предостережения друзей и близких, и предсказание, что это путешествие для него будет последним, святой Макарий отправляется в путь по охваченному войной югу Беларуси, говоря своим близким: «Я хочу исполнить мой святой долг, как архипастырь. Да будет на мне воля Божия». Главной целью служения митрополита было поднятие духа и воли к борьбе и продемонстрировать, что простой народ не покинут – его духовный отец рядом с ним.
Совершая водный путь по Припяти, святитель остановился в селе Скриголов (Скрыгалов) для совершения Божественной Литургии. Во время Литургии стало известно, что из-под стен осажденного Мозырского замка на перехват митрополита отправлен отряд татарской конницы. Митрополит отказался покинуть это место, обратившись к окружающим с такими словами: «Спасайтесь, детки, а мне нельзя я отдаю себя воле Божией». При этом святитель продолжил совершать Литургию. Вскоре появились татары и после непродолжительной, но яростной схватки, малочисленные защитники митрополита были убиты.
Ворвавшись в храм, татары схватили святителя и, выведя его на берег реки, предложили сделку. Как повествуют народные предания и жития других святых, смысл сделки был в следующем: митрополит приказывает сдаться защитникам Мозырского замка и татары сохраняют ему жизнь, другие источники говорят о других условиях, но смысл их один – ради спасения собственной жизни митрополит Макарий должен был предать людей, которых воодушевляло его присутствие и вселяло в души простого народа веру и надежду, который видел в нем посланника Божия, духовного защитника в трудную минуту. Не задумываясь ни на секунду, святой митрополит отверг дьявольское предложение нечестивых врагов своего Отечества, и с истинным смирением и надеждой на Вседержителя принял мученическую смерть от рук неверных, не изменив своему пастырскому долгу.
Его жертва не была напрасной – Мозырский замок отбил все яростные приступы и штурмы «басурман» - татары в этот год так и не смогли прорваться в глубь Беларуси. Но не только этим определяется значение святителя Макария для нашей Православной Церкви. Память его драгоценна для нас еще и потому, что этот святитель, прославленный вскоре после своей мученической кончины, «является постоянным нашим ходатаем перед Богом. Нетленные мощи его служили и служат великим утешением для всех православных…».
Ровно через столетие после принятия мученического венца митрополитом Макарием, Православной Церкви на территории Польской Украины и Великого Княжества Литовского (включая Беларусь) была навязана уния с Римом, однако даже униаты с великим благоговением отнеслась к нетленным мощам митрополита Макария, который всегда был ее непримиримым противником.
Вот как охарактеризовал духовное значение митрополита Макария протоиерей Иоанн Корольков в своей статье, изданной в Киеве в 1897 году по случаю 400-летия мученической кончины митрополита Макария.
«И во всё последующее время, как местные православные жители, так и многочисленные посетители нашего града и Киево-Софийского Собора с верою обращаются к святителю Макарию, в надежде получить от него исцеление от разных недугов и болезней. Все мы благоговейно чтим память святителя Макария, как великого борца церкви в тяжелое для православия время и как всегдашнего заступника нашего пред Богом, охранителя от всяких бед и избавителя от врагов видимых и невидимых».
Акафист священномученику Макарию, митрополиту Киевскому