Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Церковь и музей: обитель муз, или дом Божий?

Сегодня многим из нас понятия «Церковь» и «музей» могут показаться несовместимыми. Почти столетие противопоставления казенной эстетики музейного экспоната всякому иному восприятию памятника архитектуры, иконописи, ювелирного искусства, вообще предмету церковного обихода, не прошли бесследно. Музей в советском государстве становится орудием идеологической пропаганды, отсюда его позиция по отношению к Церкви. Многолетняя кампания по изъятию церковных ценностей и превращению их в «музейные экспонаты» направлялась на атеистическое, десакральное толкование предметов церковного искусства, перенесение их в чуждую среду, искажающую их духовный смысл. Таким образом, на протяжении длительного периода советской истории музей сознательно противопоставлялся храму.

Обычная схема отношений музея и храма сегодня чаще всего выглядит как бесконечные споры вокруг вопроса о возвращении Церкви по праву принадлежащих ей предметов обихода. Часто музей противится такой инициативе. В принципе, это неудивительно. То, что в стенах храма является святыней, предметом особого почитания верующих (к примеру, та же икона, чтимая не как драгоценная картина, или отображение замысла, придаваемого ей художником, но как символ, имеющий метафизическое значение) в светской интерпретации – в первую очередь «художественная ценность». Однако противоречие, на первый взгляд существующее здесь может быть разрешимым в том случае, если музей концептуально не чужд религиозному воззрению на мир. В рамках новых музейных концепций поиск такого принципа построения музея очень актуален. Доказательством целесообразности соединения научного и религиозного подходов к сохранению памятников церковной старины является существование совершенно уникального явления – «церковных музеев».

Под «церковным музеем» мы понимаем достаточно узкую прослойку музеев, организованных с целью сохранения и популяризации памятников истории, связанных с Церковью. Оговоримся, что речь пойдет о музеях Русской Православной Церкви, хотя музеи есть и в других конфессиях. Чаще всего они носят официальное название «церковно-археологических кабинетов» или «церковно-археологических музеев». По сути, такие музеи как раз и являются попыткой соединения «светского» и «церковного» подходов к экспонированию, научной обработке экспонатов, поиску новых путей экскурсионной, популяризаторской и научно – исследовательской деятельности. Созданные в разное время, в разных местах, «ЦАКи» могут отличаться друг от друга, но они всегда объединены одной особенностью – создавали их люди церковные, умеющие и желающие относиться ко многим экспонатам, как к святыне, сохранить их духовное наполнение и за стенами храма, донести его до посетителя. Это – главная особенность, отличающая церковный музей от музея обычного. Следующей особенностью является то, что такой музей чаще всего в полной мере церковный, т.е. не является самостоятельной структурой, а принадлежит духовному учебному заведению, епархии, иногда – конкретному приходу. Музеи, создаваемые Церковью, очень тесно связаны по своим задачам с теми церковными структурами, которым они принадлежат. Такой музей неотделим от Церкви, как единого организма. Выражаясь языком Церкви, такой музей всегда будет христоцентричен, основой его деятельности будет проповедь христианства. Задачей церковного музея является донесение до посетителя основ христианского вероучения, объяснение отношения Церкви к священным предметам и раскрытие их внутреннего содержания. Экспозиции такого музея могут касаться различных областей истории и культуры, но в том случае, когда они касаются предметов богослужебного назначения, музей служит как бы продолжением храма, вынося экспонаты за рамки богослужения, но не лишая их внутреннего содержания.

Первый официально действующий церковно-археологическим музей на территории России был открыт в Новгороде священником Николаем Богоявленским во 2-й половине 70-х годов 19 ст. В 1878 г. он, за неимением средств закрывается, а его собрание становится основой для создания церковно-археологического музея при Санкт-Петербургской Духовной Академии. У истоков создания этого музея стоял знаменитый ученый, профессор церковной археологии Николай Васильевич Покровский. Долгое время обучаясь в Западной Европе, он познакомился с опытом существования при учебных заведениях небольших музеев христианских древностей. 30 апреля 1879 г. последовало официальное решение Священного Синода о создании церковно-археологического музея при СпбДА. Музей просуществовал до 1918 г. и имел следующие отделы: художественное литьё и чеканка, иконы, шитьё, лицевые рукописи, снимки и слепки с предметов раннехристианских, византийских и славяно-русских древностей. В 1909 г. Н. В. Покровский опубликовал подробное иллюстрированное описание музея. В 1909 г. ученик Покровского Ф. М. Морозов учредил при Александро-Невской Лавре музей, получивший название «Древлехранилище».

После Октябрьской революции эти музеи прекратили свое существование. Сейчас значительная часть их экспонатов находится в Эрмитаже и Русском музее. Только 10 апреля 1999 г. при СпбДА снова был открыт церковно-археологический музей. 
 Самым известным среди музеев, принадлежащих РПЦ, является, безусловно, ЦАК Московской Духовной Академии. История собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии, восходит к 1814 году, когда Академии были переданы первые экспонаты. В 1871 году на заседании Ученого Совета Академии впервые был поставлен вопрос о создании музея. Его решено было составлять из древних рукописей и икон, из старой церковной утвари, которая приобретается в виде пожертвований от монастырей и церквей. В состав музея вошли имеющиеся в Академии мюнц и минералогический кабинеты. Официальное открытие состоялось 30 сентября 1880 года. В 1891 году, по предложению ректора Академии архимандрита Антония (Храповицкого), Советом Академии было принято решение о назначении на должность заведующего ЦАКом преподавателя церковной археологии профессора А.П. Голубцова В период его руководства ЦАКом последний становится крупнейшим научно-исследовательским центром, в котором собирались и обрабатывались материалы по истории христианства.

В феврале 1919 года, декретом Совета народных комиссаров, коллекция Академического музея поступила в ведение Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Трагические события Великой Отечественной войны заставили руководство страны несколько изменить политику отношений с Русской Православной Церковью. Первое официальное упоминание о музее в послевоенный период относится к 1950 г. Весть о новом начинании быстро распространилась в церковной среде, и в Академический музей стали поступать пожертвования. В сентябре 1951 года был назначен первый заведующий возрожденного музея. Им стал преподаватель церковной археологии иеромонах Сергий (Голубцов), сын профессора А.П. Голубцова. Иеромонах Сергий (Голубцов) был профессиональным ученым-искусствоведом. Его деятельность началась в 1924 году в Государственном Историческом Музее и в Государственных Центральный Мастерских, где он работал под руководством акад. И.Э. Грабаря. В ЦАКе возобновились научно-исследовательские работы. Изначально все собрание было размещено лишь в четырех витринах и одном небольшом стенде. К 1955 году музейный фонд включал 561 ед. хранения, а к середине 60-х годов - уже около 5000 единиц хранения. Естественно возникла мысль о необходимости формирования новых принципов организации выставок, об определении самой структуры музея. В конечном итоге, было решено использовать историко-тематический принцип организации музейного пространства. В это же время началась общественно-политическая деятельность Церковно-археологического кабинета. В 1957 году посещение ЦАКа было включено в программу участников Всемирного фестиваля молодежи, благодаря чему академический музей получил достаточно широкую международную известность. Проведение встреч и тематических бесед с учащимися и студентами, организация новых выставок, научно - исследовательская работа, которую вели сотрудники музея - все это определяло и определяет до настоящего времени цель и назначение Кабинета. Не просто музея, а именно Кабинета - т.е. особой учебной аудитории.

Начиная с 80-х годов 19 ст. последовало открытие целого ряда церковных музеев в российской провинции. Интерес к изучению церковной старины вылился в движение за создание научных церковно-исторических учреждений, древлехранилищ и музеев. К началу 20-го века по России их было создано 16, а к 1917 г. насчитывалось 59. Практически каждая епархия располагала подобным учреждением. Все это свидетельствует о широком интересе, который проявляло православное духовенство к истории и этнографии своего края.
В числе первых российских церковных музеев были открыты:
- Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет с древлехранилищем (1886 г.),
- Владимирское церковно-историческое древлехранилище (1886 г.),
 - Воронежский церковно-историко - археологический комитет с древлехранилищем, библиотекой и архивом (1890 г.).

В конце 19 ст. формируются собрания белорусских церковных древностей. Церковно-археологические товарищества существовали во всех губернских городах. Особенностью регионального развития церковно-археологических музеев Беларуси было то, что многие из них создавались при деятельном участии Е. Р. Романова – известнейшего белорусского археолога, фольклориста, этнографа краеведа. В 1892 г. Е. Р. Романов обращается к полоцкому епископу Антонину с запиской, в которой обосновывает необходимость создания в Витебске местного церковного «хранилища». Под этот музей была отдана одна из комнат архиерейского дома. С 1895 по 1903 год хранилищем заведовал историк и археограф Д. И. Довгяло. С 1904 г. оно было открыто для посетителей, при нем действовало историческое товарищество, прекратившее свое существование после 1917 года. В 1919 г. коллекция ВЦАМ перешли к Витебскому отделению Московского Археологического института.

В 1897 г. открывается Могилёвский Церковно-археологический музей, также созданный по инициативе Е. Р. Романова. Развитием этого музея определилось его деление на коллекции и отделы: униатский, иконографический, предметов религиозного предназначения, священнических облачений, нумизматический и библиографический. В 1919 году коллекция музея вошла в состав Могилевского губернского музея.

В 1904 г. свой музей основал Гродненский церковно-археологический комитет. Помещение музея находилось в Борисо-Глебском монастыре. Закрыт в 1915 г.

В 1908 г. возник Минский церковно-археологический комитет. Он имел самый широкий круг задач: изучение гражданской и церковной истории, памятников материальной культуры. Собраний народных обычаев. Сказок, песен. Устав музея предусматривал хранение и экспонирование в нем предметов археологии. Быта и ремесел. Церковного и светского искусства. Был создан специальный архив рукописей и старопечатных книг. Отличительной чертой Минского ЦАКа явилось то. Что он имел свой печатный орган – журнал « Минская старина», а с 1909 г. издал 4 номера «Трудов…». В годы первой мировой войны коллекции музея были эвакуированы в Рязань. После их возвращения в 1922 г. они легли в основание Бел Гос Музея.

Личная коллекция Е. Р. Романова легла в основу Виленского Церковного Музея, открытого при Свято – Духовом монастыре.
 С возрождением Церкви начался и процесс постепенного возрождения церковных музеев. В этот период были открыты церковно-археологические музеи в Петербурге (при Санкт-Петербургской Духовной Академии) и Самаре (при Самарской Духовной Семинарии). В г. Валдай при одном из храмов уже несколько лет действует музей колоколов. Над созданием такого же музея работает сейчас Школа звонарей Белорусского экзархата при храме в честь иконы «Всех скорбящих радость» г. Минска. Продолжает действовать и развиваться ЦАК Московской Духовной Академии. В последнее десятилетие здесь налажена активная систематическая работа по научному описанию фондов, экскурсионная и лекционная деятельность. Сотрудники музея активно сотрудничают с российскими светскими музеями.

Уникальный опыт взаимодействия музея и Церкви имеется сегодня в Третьяковской галерее. На ее территории действует храм, в котором находится ряд древних икон. Таким образом, иконы, оставаясь экспонатами музея используются по своему прямому назначению. Многие музеи активно сотрудничают с Церковью, идут навстречу вопросам о возвращении предметов церковного обихода, занимаются изучением вопросов церковной истории. Хочется отметить шаги в этом направлении, предпринятые брестским музеем «Спасенные ценности», совместно с брестской таможней регулярно передающим храмам брестской епархии задержанные при попытке вывоза за границу иконы. 
 В сентябре 2001 г. начала работу выставка редкой и старопечатной книги при Минской Духовной Академии и Семинарии. Выставка имела учебный характер, и разработана специально для учебных целей как пособие по истории письменности и книжной культуры. Здесь представлены более 100 книг из собрания МинДА, частных библиотек преподавателей и студентов.

Для современного церковного музея, так же, как для любого другого, проблема отбора экспонатов напрямую связана с тем социальным заказом, который сегодня предъявляет музею общество. Рост бездуховности, потеря жизненных целей, ломка ценностных ориентиров - явления, характерные для современности. И в этом отношении музей вполне может стать для человека первой ступенью на пути к храму.

Материал подготовил Виктор Попов

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации