Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Как устроен храм

Как устроен храм


                                                                     

1) Алтарь 
2) Средняя часть храма
3) Притвор
4) Иконостас
5) Престол
6) Жертвенник
7) Горнее место
8) Ризница
9) Солея
10) Амвон
11) Клиросы









Храм, или церковь, разделяется на 3 части:
1) святой алтарь;
2) собственно храм, или средний храм;
3) притвор, иначе трапезная
Разделение на три части означает три разряда верующих, которые составляют церковь:
1) святых и на земле, и на небе;
2) верных, т.е. крещеных;
3) так называемых оглашенных, т.е. готовящихся принять христианскую веру.


АЛТАРЬ.
Алтарь - это Святое Святых, восточная передняя часть храма, место для священнослужителей. "Алтарь" - слово латинского происхождения и означает "возвышенный жертвенник", так как он устраивается на возвышении, и в нем на святом престоле каждую литургию приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовой. Алтарь - самая святая часть в храме, потому он и отделен от прочих частей храма иконостасом. По церковным правилам вход в него возбраняется мирянам. Алтарь изображает Небо.
В алтаре находится:
А) святой престол;
Б) горнее место;
В) жертвенник.
А) Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть.
Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее").
На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища.
Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи.
Почему престол всегда бывает четырехугольным? На престоле предлагается в пищу Тело и Кровь Христовы для христиан всех четырех сторон света: востока, запада, севера и юга. Четыре стороны престола знаменуют собой также свойства личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек. Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем существам, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в Храме Небесном. Там были телец - символ жертвенного животного, лев - символ власти и силы, человек - символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие, орел - символ вышней, горней, ангельской природы. Эти символы усвоены в Церкви и "даны четырем евангелистам: Матвею - человек, Марку - лев, Луке - телец, Иоанну - орел".
Святой престол также знаменует собой Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Тело Его до момента воскресения, а также и самого Господа, лежащего во Гробе.
Таким образом, престол соединяет в себе два основных представления - о смерти Христа ради нашего спасения и о царственной славе Вседержителя, восседающего на небесном престоле.
Чаще всего престол устраивается следующим образом.
На четырех столпах высотой приблизительно 98 см (вместе с верхней доской высота престола должна составлять 1 метр) кладется столешница. Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под столешницей ставится пятый столбец для установки на нем под престолом ковчега с мощами святого. Углы столешницы, называемые трапезой, в местах их соприкосновения со столпами заливают расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ и ладана, называемой воскомастихом.
Престол скрепляется четырьмя гвоздями - символами тех гвоздей, которыми был распят Иисус Христос, затем омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой, помазуется миром.
Престол затем облачается в нижнюю катасарку - "ближайшую к телу одежду". Она (по-славянски "срачица") покрывает весь престол до основания и знаменует собой плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении Его во Гроб.
Потом престол опоясывается вервием длиной около 40 метров. Вервие символизирует собой путы, которыми был связан Спаситель, когда вели его на суд, и одновременно Божественную силу, которая держит собой всю Вселенную.
Затем престол сразу же облачается в верхнюю одежду, символизирующую одеяние царственной славы Христа как сына Божия. Одежда эта носит название "индития".
На престоле мы всегда видим так называемые антиминс, святой крест и Евангелие, дарохранительницу, дароносицу и мирохранительницу.
Антиминс - это шелковый или полотняный плат с изображением положения во Гроб Христа Спасителя, Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов, а также надписью, сообщающей когда, где, для какой церкви и каким епископом он был освящен с подписью самого епископа. Антиминс обыкновенно лежит под Евангелием завернутым в особом плате, называемом илитоном, и развертывается только для совершения на нем литургии. Илитон напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во Гробе. На илитоне нет изображений и надписей.
Антиминс символизирует плащаницу (полотно), которою было обвито Тело Христово при погребении. В антиминс всегда бывает зашита часть святых мощей в память того, что древние христиане совершали литургию на гробах святых мучеников.
Слово "антиминс" - греческое, значит "вместопрестолие", т.е. священнный предмет, который заменяя собой престол, сам является престолом. Если во время литургии загорится храм или случится иное стихийное бедствие, то священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте и окончить Божественную литургию. Появление антиминса связано с гонениями христиан в древности, когда возникла необходимость в переносных престолах.
На антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров. Она является образом напоенной уксусом губки, которую подносили на трости к устам распятого на Кресте Спасителя.
Крест и Евангелие на престоле являются символами самого Иисуса Христа, нашего Спасителя и Учителя истины: ибо страданиями Своими на кресте Он спас нас, а в Евангелии учит нас.
Напрестольное Евангелие всегда лежит в центре престола и с древности украшалось драгоценными обложками, накладками и окладами. На окладах и накладках, как правило, изображались четыре евангелиста. На Евангелиях 14 - 17 веков в середине лицевой части изображалось или Распятие Христа, или образ Христа Вседержителя на троне и с предстоящими, а в 18 - 19 веках появляется образ Воскресения Христова. На обратной стороне Евангелия изображаются или Распятие, или знамение Креста, или образ Троицы или Богоматери.
На престоле бывает несколько Евангелий и крестов - малые, или требные, Евангелия и кресты используются при совершении таинств. Напрестольный крест. Вторая половина 16 в.
Напрестольным же крестом при отпуске литургии и в других особых случаях осеняются верующие, освящается вода на Богоявление и на особо торжественных молебнах, к нему прикладываются верующие.
Дарохранительница. Дарохранительница - это священный ковчег, например, в виде церкви или горы с пещерою, в котором хранятся Святые Дары в дома верующих для причащения больных и совершения Великим постом так называемой преждеосвященной литургии. Дарохранительницы в России назывались гробницами, Сионами, Иерусалимами, так как иногда были моделями храма Воскресения Христа в Иерусалиме.
Дароносица - небольшой ковчег, в котором священник приносит Святые Дары в дома верующих для причащения больных. Они чаще всего делались в виде часовенки с дверцей и крестом наверху. Великая святость содержимого дароносиц обусловила способ их ношения - на груди священника, поэтому они делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнурка, который должен одеваться на шею. Кроме того, для дароносиц еще шьют особые мешочки для ношения на шее.
Мирохранительница - сосуд, в котором хранится святое миро (масло) для помазания им новокрещенных, при совершении над ними крещения и миропамазания.
Кроме того, на престоле, обычно под крестом, всегда находится плат для отирания губ священника и края святой чаши после причастия.
Над некоторыми престолами в больших храмах устраивалась сень, или киворий, обозначающая небо. Внутри кивория из его середины спускается часто к престолу фигурка голубя - символ Духа Святого.
Кивории довольно редки, поэтому для покрытия престола существует покров, которым накрывают по окончании богослужений все священные предметы на столе и который знаменует собой покрывало тайны, которое сокрывает от глаз непосвященных святыни.
Со всех сторон своего подножия святой престол может иметь одну, две или три ступени, символизирующие ступени духовного совершенства, необходимого для восхождения к святыне Божественных Тайн.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, знаменующий собой семь духов Божиих, которые были явлены Иоанну Богослову, семь таинств Церкви, свет Даров Святого Духа, а за ним - запрестольный крест.
Б) Горнее место, возвышенное место, - это место за святым престолом у восточной стены алтаря храма. Оно символизирует небесный престол, на котором восседает Господь Иисус Христос по вознесении Своем на небо и управляет Церковью.
Во время литургии на него восходит архиерей и близ него становится священник, а во время чтения Апостола садятся они тут же (архиерей - на троне в нише апсиды восточной стены, а сослужащее ему духовенство - на скамьях по сторонам, пониже) для изображения вознесения Иисуса Христа на небо, восседания там на престоле и управления Церковью.
В) Жертвенник - это стол в алтаре, к северу от престола, на котором приготовляются Святые Дары для таинства причащения. По внешнему виду жертвенник почти во всем подобен престолу: он главным образом означает собой ту пещеру (вертеп), где родился Господь, поэтому нижняя одежда жертвенника - срачица - знаменует собой пелены Богомладенца, а верхняя индития - образ небесных одежд Христовых. Его также именуют предложением.
Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и упокоении.
На жертвеннике во время литургии совершается проскомидия, то есть приготовляется вещество для таинств - хлеб и вино.
На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:
1) святая чаша, или потир, в который перед литургией вливается вино с водой, предлагаемое потом, за литургией, в Кровь Христову;
2) дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной литургии, для предложения его в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и Ясли, и Гроб Спасителя;
3) звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить, или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
Звездица знаменует собой звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
4) копие - нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте;
5) лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих;
6) губка, или плат, - для вытирания сосудов.
Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собой то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к Яслям Спасителя.
Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.
На жертвеннике еше находится ковш, в котором подается в начале проскомидии вино с водой для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
В алтаре еще находится кадильница, или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение перед престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды. Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу. Рипидами, или опахалами, называются прикрепленные к рукояткам металлические круги с изображением на них херувимов. Рипидами дьяконы веют над Святыми Дарами, при освящении их.
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.


СРЕДНИЙ ХРАМ.
Средняя часть храма знаменует собой горний, ангельский мир, область небесного бытия. А алтарь - область бытия Божия, область тайны Божией. При таком соотношении значений части храма должны непременно отделяться друг от друга. Эту функцию взял на себя иконостас.
Перед иконостасом мы видим большое возвышенное место, наравне с алтарем, которое называется солеею; на солее по сторонам устроены два клироса, т.е. места для чтецов и певцов, а в середине между клиросами, против Царских врат на солее, в некоторых храмах есть круглое или полукруглое возвышение, называемое амвоном. Около клиросов стоят так называемые хоругви. Среди же храма вверху вешается паникадило, т.е. большой подсвечник с множеством свечей, а самый иконостас, которым отделяется алтарь от храма, обыкновенно бывает уставлен иконами, и в нем трое дверей, из которых средние называются Царскими, а боковые - северными и южными.
Солея перед иконостасом, равно как и самый алтарь, устраивается на возвышении для того, чтобы были видны и слышны отправляемые здесь богослужения.
Клиросы с поющими на них означают хоры ангелов, славящих Бога на небе.
Хоругви - это образы, или иконы, утвержденные на длинных рукоятках. Они напоминают нам победу Иисуса над смертью и дьяволом. Они в храме - подобно знаменам в войске.
Амвон символизирует камень, который приставлен был иудеями ко гробу Спасителя по погребении и затем отвален был при Его воскресении. На нем обыкновенно произносятся ектении, читаются Апостол и Евангелие, говорятся проповеди.
В кафедральных архиерейских соборах постоянно, а в приходских церквах по мере надобности, при приездах епископа, в центре срединной части храма, против амвона, находится возвышенная квадратная площадка, помост для епископа. Этот помост носит название архиерейский амвон, облачальное место, просто место или рундук. Духовное значение этого места определяется пребыванием на нем архиерея, что изображает пребывание Сына Божия во плоти среди людей.
Для восседания архиерея на этом амвоне в предусмотренных Уставом моментах богослужения ставится седалище - кафедра. Последнее название перешло на название всего архиерейского амвона, откуда и произошло название кафедральных соборов.
За облачальным местом в западной стене храма устраиваются двустворчатые двери, или врата, ведущие из срединной части храма в притвор. Это главный вход в церковь. В древности он украшался особенно, откуда и произошло - по причине их красоты - название красных врат.
В древних православных храмах эти врата часто украшались полукруглыми арками с несколькими полуколоннами, уступами идущими от поверхности стены внутрь, к самым дверям, как бы сужая вход. Эта архитектурная деталь врат знаменует собой вход в Царствие Небесное.
В древности эти врата также назывались царскими, потому что цари земные, входя в храм через эти врата, слагали с себя корону и другие знаки царского величия и молились в храме, как простые верующие. Через правые двери в храм входили мужчины, с левой стороны входили женщины.
Арки и своды центральной части храма, находящие свое завершение в большом центральном подкупольном пространстве, соответствует обтекаемости, сферичности пространства Вселенной, небесному своду над землей. Пол же символизирует землю.
По глубокому символическому смыслу православного вероучения Господь Иисус Христос является тем верховным центром и вершиной, к которой в церкви стремится все. Поэтому издревле в центре внутренней поверхности центрального купола было принято помещать образ Христа Вседержителя - поясное изображение Христа Спасителя, благославляющего людей правой рукой и левой держащего Евангелие, раскрытое на тексте "Аз есмь свет миру".
В размещении живописных композиций в центральной части храма нет шаблонов, но есть определенные, канонически допускаемые варианты композиций. Один из них следующий.
В центре купола - Христос Вседержитель. Под ним по нижнему краю сферы купола - серафимы (силы Божии). В барабане купола - восемь архангелов, небесных чинов, призванных блюсти землю и народы. Архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил - райскую ветвь, Уриил - огонь.
В парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северовосточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом, напротив, по диагонали, в юго-западном парусе - евангелист Лука с тельцом. В северно-западном располагается евангелист Марк со львом, а напротив, по диагонали, в юго-восточном парусе - евангелист Матвей с существом в образе человека.
По северной и южной стенам вниз следуют рядами изображения апостолов и святителей, преподобных и мучеников. Северная и южная стены, кроме того, могут заполняться изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.
По обе стороны входных западных дверей в средней части храма изображаются сцены "Христос и грешница" и "Спасение утопающего Петра". Над этими вратами принято помещать изображение Страшного суда, а над ним, если позволяет пространство, - образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества.
На столпах в срединной части храма помещают образы святителей, мучеников, святых.
Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются образы растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, в котором рисуется картина земного бытия и перечисляются Божьи создания.
Кроме центрального купола, храм, как известно, может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.
Помимо западных, главных, врат, есть еще входы в северной и южной стенах, которые обозначают Божественное и человеческое естества в Иисусе Христе. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три - во образ Святой Троицы, вводящей нас в жизнь вечную, в Небесное Царство, образом которого является храм.
В средней части храма вместе с иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину - в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине "IНЦI" (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости - останки Адама, возрожденного подвигом Спасителя. По правую руку Спасителя на кресте ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку - образ Иоанна Богослова. Помимо своего основного предназначения передать образ страданий Спасителя за людей, крест с предстоящими должен напомнить верующим о том, как Господь перед смертью на кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова: "Жено! Се, сын Твой", и обратясь к апостолу: "Се, Мати твоя" (Ин. 19: 26, 27) и тем самым всыновил Матери Своей все верующее в Бога человечество.
В храме имеется еще канунник, или канун. Так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.
В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой, или налой, с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой - вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства читать возложенные на него Евангелие, Апостол или прикладываться к иконе на аналое. Духовное значение аналоя - духовная высота, возвышенность священных предметов, на него положенных. Если в храме нет иконы празднуемого святого, то на аналой возлагаются святцы - иконописные изображения святых по месяцам или полумесячиям, воспоминаемых в каждый день этого периода. В церкви должно быть 12 или 24 такие иконы.
Аналои также ставятся на амвоне для чтения Евангелия. За праздничными всенощными бдениями Евангелие читается на середине храма. Если служба свершается с дьяконом, то дьякон держит раскрытое Евангелие перед священником. Если священник служит один, то Евангелие кладется на аналой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.


ПРИТВОР.
Притвор значит место, близкое к затвору, т.е. к дверям. Притвор иначе называется трапезною, потому что в древние времена после литургии для молящихся устраивалась трапеза, так называемая "вечеря" (т.е. обед) любви" христианской. И до сих пор в некоторых монастырях тут бывает трапеза для монахов.
Раньше в притворе стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.
Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.
Притвор устраивается по всей ширине западной стены храма (и уже нее) или под колокольней.
Вход в притвор с улицы устраиваетс в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступенек. Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится церковь среди окружающего мира.
Паперть - первое возвышение в храме, второе - солея, где стоят чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, а третье - престол, на котором совершается таинство евхаристии. Эти три возвышения соответствуют трем ступеням духовного пути человека к Богу: первое - начало духовной жизни, второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина, третье - жизнь вечная в Царствии Небесном в постоянном Богообщении.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации