Святые Португалии
Ирина Томарская или Ирина Португальская (порт. Santa Iria, 635 г., Томар, Португалия — 653 г., Томар, Португалия) — святая Римско-Католической церкви, мученица. Её именем назван город Сантарен, Португалия. Ирина Томарская считается покровительницей городов Сантарена и Томара
Церковь святой Ирины, Сантарен, Португалия
Достоверных сведений о Ирине Томарской не существует. Христианское предание гласит, что Ирина родилась в городе Томар в аристократической семье. Ирина была очень красивой девушкой. Родители, чтобы защитить Ирину от притязаний, отдали её в монастырскую школу, где она находилась под защитой охранника. Ирина не часто выходила за стены монастыря, но однажды, когда она прогуливалась недалеко от монастыря, её случайно заметил один юноша по имени Бритальд из влиятельной семьи и влюбился в неё. Каждый раз, когда Ирина шла на богослужение в церковь, юноша следовал за ней. В конце концов, Бритальд сделал Ирине предложение, но девушка отказала ему, сказав, что никогда не выйдет за него замуж, потому что она дала обет безбрачия.
Между тем охранник, приставленный охранять Ирину, также сделал ей предложении выйти за него замуж. Ирина отказала и ему. Тогда охранник ложно обвинил Ирину в том, что она прелюбодействовала с неизвестным мужчиной и беременна от него. Эта клевета стало распространяться по всему городу. Бритальд узнав об этом, решил убить Ирину. Он нанял убийцу. Когда Ирина возвращалась после посещения больного, убийца подошёл сзади к Ирине и вонзил в неё меч.
Почитание
Тело убитой девушки было брошено в реку Тахо. Через некоторое время монахи-бенедиктинцы, проживавшие в городе Скалабрис, подобрали тело, захоронили в своём монастыре и стали распространять её почитание как святой мученицы. Постепенно почитание Ирины распространилось в Скалабрисе до такой степени, что город стал называться именем святой Ирины — Сантарен.
Святая Ирина Томарская, гравюра XIX века
Рождение:
635 год
Смерть:
653 год
День памяти:
20 октября
Покровительница:
городов Сантарен, Томар
Подвижничество:
мученица
Святая Ирина изображается в иконографии в монашеском одеянии с пальмовой ветвью.
День памяти — 20 октября.
Фруктуоз (умер в 665) — епископ Браги. День памяти — 16 апреля.
Настоятель монастыря и епископ в Испании, святой Фруктуоз родился в семье генерала армии визиготов. Получив образование у Конанция, епископа Паленсии (Conantius of Palencia), Испания, святой Фруктуоз основал в собственных владениях монастырь Комультум (Comultum). Он стал отшельником, но к нему притекало такое количество учеников, что он был вынужден основать другой монастырь, в котором предоставлялось жилище даже целым семьям.
Святой Фруктуоз решил отправиться в Египет, чтобы стать там пустынником, но королевским указом ему было воспрещено покидать Испанию. Святой Фруктуоз стал епископом Думии (Dumium). В 656 году, во время участия в соборе в Толедо, святой Фрутуоз был поставлен епископом Браги, Португалия.
Овидий, Аудит (порт. Santo Ovídio, лат. Auditus) (умер в 135, Брага, Португалия) — святой, третий епископ города Брага (95—135), христианский мученик. День памяти — 3 июня.
Согласно агиографическим источникам, Овидий был римским гражданином, родом с Сицилии. Он был послан римским папой Климентом I в город Брага, где был епископом с 95 года. Овидий крестил святую Марину и её сестру, святую Либерату. Овидий погиб мученической смертью около 135 года.
Его мощи хранятся в кафедральном соборе города Брага.
Манкий (англ. Mancius; V век) — мученик, святой Католической церкви.Содержание [убрать]
Согласно упоминаемым источникам, святой Манкий был римлянином, купленным в качестве раба еврейскими торговцами и переправленный в Эвору, Португалия. Там он был замучен за исповедание своей веры.
День памяти - 15 марта.
Ма́ртин Бра́гский[1] (лат. Martinus Bracarensis, порт. Martinho de Braga) (около 520—20 марта 579/580) — один из наиболее выдающихся церковных деятелей раннесредневековых Португалии и Испании. «Апостол Галисии», сыгравший ведущую роль в переходе свевов из арианства в ортодоксальное христианство[2]. Епископ Думио (556—579/580) и епископ Браги (562—579/580). Святой, почитаемый Римско-католической церковью (день памяти — 20 марта; в Брагском архиепископстве также 22 октября). Один из святых-покровителей архиепископства Брага.Содержание [убрать]
До прибытия в Галисию
Мартин родился около 520 года в Паннонии, в семье богатых родителей. Получив прекрасное образование, он очень рано принял решение стать священником. С этой целью он совершил паломничество в Святую землю, посетив Палестину и Египет. Здесь он принял духовный сан и познакомился с традициями широко распространённого в этих землях монашества. Отсюда Мартин направился в Рим, а затем во Франкское государство. В Арле он, возможно, встретился с активным сторонником распространения монастырей в Галлии святым Цезарием и воспринял его концепцию монашества.
В конце 540-х годов в Тур, куда Мартин прехал, чтобы поклониться реликвиям святого Мартина Турского, прибыли послы от короля свевов Харариха. Послы исповедовавших арианство свевов обратились с молитвами к святому Мартину Турскому, обещая от имени своего короля, что если с помощью этого святого смертельно больной королевский сын исцелится, то Харарих откажется от арианства и примет ортодоксальное христианство на основе Никейского Символа веры. В страну свевов были отправлены частицы мощей святого Мартина Турского, благодаря которым сын короля выздоровел. После этого Харарих и все его придворные перешли в ортодоксальное христианство. В благодарность за помощь король свевов отправил в Тур новое посольство, которое привезло в подарок базилике Святого Мартина большое количество золота. На этот раз вместе с послами в Галисию отправился и Мартин Брагский, желавший принять участие в обращении и остальных свевов в ортодоксальное христианство. Это произошло около 550 года.
Так об этих событиях сообщает Григорий Турский[3]. Другие средневековые историки, например Исидор Севильский[4], ничего не говорят о короле по имени Харарих, связывая отказ свевов от арианства с более поздним королём Теодемиром. Современные историки предполагают, что вероятной причиной перехода королей свевов в ортодоксальное христианство была политическая ситуация (внешняя или внутренняя) в королевстве, однако эти причины из-за недостаточного количества материалов по истории свевов середины VI века точно неизвестны[5].
Прибыв в Галисию, Мартин своей образованностью и рвением к обращению свевов в ортодоксальное христианство сразу же добился расположения к себе Харариха. Получив от короля землю в местечке Думио (сейчас один из пригородов Браги), Мартин основал здесь монашескую общину. Думийский монастырь — первый монастырь, возникший на территории Пиренейского полуострова, — являлся главным центром распространения ортодоксии среди свевов, а монастырский скрипторий — одним из крупнейших на полуострове центров распространения текстов, в основе которых лежал Никейский символ веры. Почитаемый местными жителями как непримиримый борец с арианством, Мартин по их просьбе и с согласия короля вскоре принял сан епископа Думио. Его интронизация состоялась 5 мая 556 года. В 558 году Мартин освятил кафедральный храм новой епархии. Думийское епископство вошла в единственную на то время в Королевстве свевов митрополию, во главе которой стоял епископ Браги. Территория новой епархии ограничивалась только непосредственными владениями Думийского монастыря. Это был единственный случай в истории западноевропейского Средневековья, когда епархия занимала бы такую небольшую площадь[6].
Король Ариамир с епископами Лукрецием, Андреем и Мартином Думийским. Миниатюра X века
По инициативе епископа Мартина и при поддержке нового короля свевов Ариамира 1 мая 561 года состоялся Первый Брагский собор, окончательно закрепивший отказ свевов от арианства. В собрании, на котором председательствовал епископ Браги Лукреций, приняли участие восемь галисийских епископов, а также представители свевской знати. В актах собора, содержавших 39 канонов, единогласно подтверждалась приверженность церкви Свевского королевства Никейскому символу веры, содержались перечень мер против распространившейся среди свевов присцилианской ереси и несколько правил для священнослужителей. В 563 году каноны Первого Брагского собора были одобрены папой римским Иоанном III[7].
В 562 году умер епископ Браги Лукреций[8] и его преемником на кафедре был избран святой Мартин, который сохранил за собой также и Думийскую епархию. Исторические хроники не передают никаких подробностей деятельности Мартина в сане епископа Браги, ограничиваясь констатацией факта, что его усилия по искоренению среди простых свевов остатков арианства имели полный успех. Об этом сообщают, например, Григорий Турский[9], Венанций Фортунат[10] и Исидор Севильский[4][11]. О жизни святого Мартина в период 570-х годов известно только из актов соборов, в которых он принял участие.
1 января 570 года[12] в Луго состоялся так называемый Первый Лугский собор, в котором приняли участие все епископы Галисии. Он был созван по инициативе короля свевов Теодемира, написавшего послание епископам, в котором предлагалось для повышения эффективности управления епархиями разделить Галисию между двумя митрополиями. Присутствовавшие на соборе иерархи одобрили это предложение, приняв решение об основании новой митрополии, центром которой стало епископство Луго, возглавлявшееся епископом Нитигисом. В состав новой архиепархии вошли пять епископств-суффрагантов: Ирия, Оренсе, Туй, Асторга и Бретонья. За Брагской митрополией остались епископства Визеу, Коимбры, Гуарды, Ламегу, Порту, а также Думио[13].
Вскоре после Первого Лугского собора новым королём Галисии стал Миро, при котором завершился процесс перехода свевов из арианства в ортодоксальное христианство. Поддерживая святого Мартина во всех его начинаниях, Миро содействовал созванию им 1 июня 572 года Второго Брагского собора, на котором были приняты каноны против фактов получения священниками денег за исполнение обрядов и таинств и определена процедура установления времени переходящих праздников. Акты собора указывают, что к этому времени церковь Свевского королевства окончательно утвердилась как церковь, придерживающаяся Никейского символа веры[7].
Святой Мартин Брагский скончался 20 марта 579 или 580 года. 579 годом датирует смерть Мартина один из раннесредневековых мартирологов из Браги, 580 годом — Григорий Турский в своей «Истории франков». Пока историки не смогли прийти к единому мнению, какая из этих дат более достоверная. После смерти Мартина его Браго-Думийская епархия была разделена: новым епископом Браги стал Пантард, епископом Думио — Иоанн. Останки святого были похоронены в соборе Думийского монастыря, где рядом с саркофагом, на стене была высечена эпитафия, написанная самим Мартином[14]. В 886 году, при приближении к Браге войска мусульман, мощи Мартина Брагского были перенесены в Мондоньедо. Вскоре после отвоевания Браги христианами в 1040 году останки святого были возвращены в Думио, а 22 октября 1605 года состоялось их торжественное перенесение в собор Санта-Марта в Браге, где они находятся и теперь.
Посмертное почитание
Мартин Брагский уже вскоре после своей смерти стал почитатья в Галисии как местночтимый святой. После завоевания Королевства свевов вестготами в 585 году и перехода их из арианства в ортодоксальное христианство культ Мартина Брагского распространился на весь Пиренейский полуостров. На Десятом Толедском соборе в 656 году Мартин был причислен к лику святых. Впоследствии это решение было одобрено одним из римских пап, хотя во времена Средневековья почитание святого Мартина Брагского, в основном, ограничивалось только территорией Испании и Португалии. Имя святого Мартина внесено в один из Римских мартирологов для поминовения[15]. День его памяти отмечается Римско-католической церковью 20 марта (в день его смерти), а в Брагском архиепископстве, одним из святых покровителей которого он является, также и 22 октября (в день перенесения мощей).
Квитерия (исп. Quiteria; ум. 27 мая 477) — святая Римско-Католической Церкви, мученица и дева. Квитерия имела аристократическое происхождение. В возрасте тринадцати лет стала христианкой. Отец Квитерии хотел выдать её замуж за язычника, но Квитерия убежала из дома. Квитерия была взята в плен королём Катиллиусом, но чудесным способом освободилась из заключения. Будучи отдана насильно замуж, она не подчинилась мужу, за что была обезглавлена.
Культ святой Квитерии распространился в Гаскони, Испании и Португалии.
День памяти в Католической Церкви — 22 мая.