св. Иоанн Русский паломничество остров Эвбея Греция
Иоанн Русский (около 1690, Малороссия — 9 июня (27 мая) 1730, Ургюп, Турция) — православный святой, праведный, исповедник.
Память 27 мая.
Во Христе нет «ни эллина, ни иудея, … варвара, скифа, раба, свободного», - говорит Апостол (Кол.3.11), но всё же сердце быстрее отзывается молитвой к тому святому, которого мы считаем «своим». Он говорил на том же языке, ходил теми же тропами, дышал нашим воздухом. Но кроме русского языка этот праведник знал ещё и язык любви, благодаря которому стал своим и для турок и для греков.
праведный ИОАНН РУССКИЙ, исповедник
Родился около 1690 в Малороссии, есть предположение и в некоторых источниках указывают о происхождении из Белорусии (Барановичский район). По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов. Русских иногда небрежно называют «иванами». Поэтому начальник оттоманской конницы Ага совсем не удивился, когда услышал имя своего нового раба. Для большинства война — драма, для многих — профессия, для некоторых — источник наживы. Ага принадлежал к последним и торговлю пленными воспринимал как нечто естественное.
В начале XVIII в. турки активно боролись за Причерноморье с Петром І. Во время одного из походов российская армия вместе с императором была окружена. Вынужденный «Прутский мир» отнял у Петра Азов и многих пленных бойцов. Турция наводнилась славянскими невольниками. Так Иоанн оказался в г. Прокопион (современный Ургюп).
Сегодня этот городок производит впечатление настоящей «глухомани». Природа напоминает крымскую, что в окрестностях Бахчисарая, вот только минаретов побольше, и в пещерах, которыми ископаны основания отвесных скал, все еще обитают люди. Всего в 50 км находится знаменитая Каппадокия — средоточие богословского просвещения в IV–V вв. В этих местах прославились Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский; недалеко от Ургюпа когда-то подвизался Симеон Столпник.
После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии. В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.
Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп
Только вряд ли плененный Иоанн знал о былом величии этих мест. Его ожидал лишь каторжный труд. Многих из его соотечественников, которые оказались в положении невольников, турки склонили к принятию ислама. Для правоверного мусульманина обратить «неверного» было делом чести, и средства в этом вопросе подходили любые.
Иоанна били, жгли волосы на голове, топили в навозе, но его ответ был неизменным: «Христианином родился, христианином и умру»
Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Искусственная пещера, служившая конюшней, сохранилась до сегодняшнего дня. Крепления для веревок, которыми привязывали лошадей, каменные ясли вдоль стен, среди них — небольшая площадка, на которой едва поместится человек, — каменное ложе Иоанна. Единственным утешением невольника стала молитва. Он отдавался ей во время работы, в минуты отдыха, а иногда его могли увидеть за богослужением в храме. Хозяин уже не препятствовал таким проявлениям религиозности Иоанна, поскольку стал понимать причины благоденствия своего дома. Ради Иоанна Господь благословил хозяина изобилием.Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».
Пещерные церкви в Каппадокии.
Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.
В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Иоанн тут же вызвался отправить плов в Мекку. Невзирая на смех гостей, вызванный таким заявлением, хозяйка вручила Иоанну сосуд с пловом, будучи уверена, что он или съест плов сам, или раздаст нищим. Вернулся Иоанн через несколько минут, но уже без блюда.
В тот день Ага застал в своей комнате блюдо с дымящимся пловом. Недоумевая о том, кто мог поставить его в запертой комнате, он еще больше удивился, когда увидел на посуде клеймо своего дома… Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.
Начало почитания
Но как же удивились все в доме Аги, когда тот, по прошествии некоторого времени, вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: “Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел там на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. Ей, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес”.
Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав о затее Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действительно так и случилось.
Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся радом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания. Ночи он проводил в молитве и пении псалмов, по слову Господа: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22, 21).
После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни , Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где стяжал святость в молениях и умерщвлении плоти, ради Христа, нас ради ставшего человеком и умершего крестной смертью из любви к нам.
В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами святые идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище
Покойного русского раба похоронили с почестями в местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Со слезами и благоговением хоронили его жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага накрыл его святые останки драгоценным ковром
«Турецкий» период
Ага сам передал тело святого священникам, попросив похоронить его по обычаям православных. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане, и с почестями похоронили при местной церкви, в которой при жизни молился сам Иоанн. Уже никто не сомневался в том, что Иоанн — праведник и чудотворец. Хозяева уговаривали его переселиться из конюшни в дом, но Иоанн до конца жизни не оставил своего подвига. Прожил он немногим более 40 лет. Половину из них — в плену. Вскоре после смерти его стали почитать греки.
Могила святого сразу стала местом паломничества представителей всех конфессий, населявших Ургюп и его окрестности, на ней совершались чудеса. Через 3 года, в ноябре 1733, священник этой церкви увидел Иоанна во сне, и тот сказал ему, что тело осталось нетленным. После чудесного явления «огненного столпа» над могилой местные христиане решились открыть её. Тело действительно оказалось нетленным и источало приятный аромат. В таком состоянии оно находится и в наши дни.
Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии. Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал старцу, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад. Священник пребывал в сомнении, и вот, по Божественной благодати, небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столба. Христиане решились открыть могилу. И — о чудо! Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней.
Тогда с благоговением верующие взяли мощи, перенесли их в храм, который когда-то посещал сам Иоанн, и положили в специально устроенной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопион для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью!»
Храм праведного Иоанна Русского в Нео-Прокопионе, Греция
Следующее событие произошло в 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша. В то время как войско султана приближалось к Прокопиону, жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пропускать армию. Христиане-греки, испугавшись мести султанского войска, не соглашались с этим. Но, будучи в меньшинстве, они ничего не могли поделать и спасались бегством, укрываясь в окрестных пещерах и селениях. Дома оставались только престарелые и слабые. Военачальник вошел в Прокопион как враг.
Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами. Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе.
На другой день несколько стариков христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.
По прошествии нескольких лет христианское население Прокопиона выстроило большую церковь в честь святого Василия Великого. В этот храм греки решили перенести и мощи святого Иоанна. Два раза переносили их, но каждый раз они исчезали из нового храма и снова оказывались в церкви святого великомученика Георгия. Когда в третий раз греки решили перенести мощи, то отслужили молебен и совершили всенощное бдение, обращая свои молитвенные воздыхания к Господу. На сей раз Господь услышал молитвы Своих рабов, и мощи Иоанна обрели покой в церкви святого Василия Великого. Это произошло в 1845 году.
Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день в храме, после Божественной литургии, она рассказала об этом односельчанам. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула.
Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и — о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.
Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, чуде особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там соотечественникам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отъятия частиц от своих мощей. Некоторые паломники, прикладываясь к святым мощам, тайно отделяли частицы и присваивали их. Дерзавших совершить такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятию руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.
В конце 80-х годов XIX века на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в селении начинается строительство храма в честь святого праведного Иоанна Русского. В благодарность в монастырь посылается десница святого, это происходит в 1881 г. В 1898 г. строительство храма завершается, и мощи переносят туда.
Турки и греки искренне друг друга не любили. Эта нелюбовь родилась несколько веков назад, во времена падения великой Византии. То стихая в молчаливой неприязни, то разрастаясь до кровопролитных стычек, это противостояние показало, что жить в мире на одной территории два народа не смогут. Тогда возникла идея обмена населением. В 1923 г. турки, проживавшие на территории Греции, переселились в Турцию. Грекам тоже предстояло вернуться на родину. Два миллиона человек ушли с насиженных мест. Покидая родной Прокопион, греки забрали мощи Иоанна Русского. Унесли они и название города, дав его имя Новому Прокопиону на острове Эвбея.
Когда строительство храма во имя святого Иоанна Русского было завершено и храм освящен, в него из храма святителя Василия были перенесены мощи святого, это произошло в 1898 году. При этом рухнула пещерная церковь святого Георгия Победоносца по причине множества глубоких трещин в скале.
Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами.
Особенно обильно они излились в 1924 и 1951 годах. После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. В 1924 году христиане Прокопиона переехали на остров Эвбея в село Ахмет Ага, которое после отъезда оттуда турок переименовали в Неопрокопион. Корабль на котором плыли беженцы, у острова Родос неожиданно остановился, развернулся в противоположную сторону и оставался неподвижным до тех пор, пока мощи святого Иоанна по распоряжению капитана корабля не были перенесены из трюма в моленную _ особую каюту с иконами, где постоянно горела лампада. По прибытии раку с мощами праведного Иоанна Русского поместили в церкви святых Константина и Елены.
Во время гражданской войны в Греции в 1947 году святой Иоанн не позволил, чтобы пролилась кровь на земле, где почивают его мощи. Один пастух видел тогда на небе образ святого Иоанна и слышал в тот же момент громкий голос: «Не бойтесь! Не бойтесь!»
Дорога к Неопрокопиону — затейливый серпантин среди оливковых садов, отвесных скал, крошечных горных селений да ослепительных вспышек моря на горизонте. Когда, наконец, попадаешь в городок, то складывается впечатление, что он вырос вокруг храма. На самом деле храм во имя Иоанна Русского — не самая древняя здешняя постройка, но то, что жизнь города вращается вокруг него, — сомнений не вызываетВ 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греческое население покидает Анатолию в обмен на турецкое население Греции. Христиане Ургюпа переезжают в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовывают его в Нео-Прокопион. С собой они забирают и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. там начинается строительство большого каменного храма, продолжающееся более 20 лет. Оно заканчивается 27 мая 1951 года, и останки святого переносят туда. Там они почивают и поныне.
В 1962 году по решению Церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой — для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна — в Нео-Артаки, студенческое общежитие, детский лагерь на 1000 мест и другие учреждения.
Узнав, что пришедшая в храм группа — паломники из Белорусии, Украины, Росии, настоятель храма выносит из алтаря сосуд, в котором Иоанн Русский отправил плов своему хозяину. Впрочем, он не похож на блюдо — это скорее неглубокая чаша с крышкой.
«Сосуд Аги»
Приложившись к святыне, обмениваемся несколькими словами со священником. Для понимания знать язык не обязательно: «евхаристо», «евлогите» звучит для православных, как пароль.
Для нашего паломника многое в греческом храме непривычно: двухметровые свечи, заунывное пение одинокого певчего, стулья и стасидии в храме, прихожане женщины без головных уборов, свечи на за усопших и о здравии ставят вместе , говоря , что перед Богом все равны, больших размеров просфоры, крестик на записках только об упокоении, но все равно понимаешь, что тебе здесь искренне рады. Греки знают, что в ковчеге посреди храма лежит твой земляк.
Голова слегка повернута влево, руки благообразно сложены на груди, из-под покрывала выглядывают худые ножки. При жизни святой истончился донельзя, но к нему идут и идут, зная, что внешность обманчива.
На раке, посреди цветов, лежат странные медальоны. На них отчеканены изображения рук, ног, человеческого сердца, а вот — изображение ребенка. Сразу понятно, за что человек благодарит — за исцеленный орган или за подаренное дитя. Записанных чудесных случаев не счесть…
Житие святого Иоанна — прекрасный пример жизни человека «по Бозе», ибо открывает нам своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей вечной небесной жизни. Имя святого праведного Иоанна Русского, канонизированного Константинопольской Церковью, внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1962 году
Иоанн Русский кроме родного языка знал еще и язык любви, благодаря которому стал своим и для турок, и для греков. Взирая на его житие, мы тоже можем выучить этот язык, который понятен всякому народу.
Молитва праведному Иоанну Русскому Исповеднику
О святый новоявленный угодниче Божий Иоанне Русский! Подвигом добрым подвизаяся на земли, восприял еси на небесех венец правды, еже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстояй престолу Божию, приими моления наша, раб Божиих (имена), и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу козней диавольских, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков.
Тропарь, глас 4
Ко Иоанну, вернии, ныне притецем / сущии в бедах и напастех, и припадем / благочестно зовуще из глубины души: / праведне, помози нам, твоим молитвенником, / потщися и избави належащия нужды, / не презри молитвы скорбныя / притекающих ко крову твоему, святе.
Кондак, глас 8
В честней памяти твоей, святе, еселится о тебе Россия, во благочестии тя воспитавшая, целебным мощем твоим радуется Асия, идеже, узкий путь прошед страдальческого плена и постнических подвигов, сосуд честен явился еси Божия благодати, еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти: Радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.
Акафист Иоанну Русскому ЗДЕСЬ