Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Греция Мега -Спилеон (Великая Пещера) , Айа Лавра и "греческая Хатынь"

     В горах Греции в 200 км от Афин находится городок Калаврита и в 32  км от Патр . Это красивейшая горная деревушка в северной части полуострова Пелопоннес, она  расположена у подножия горы на высоте 756 м. на склоне горы Хлемос (2355 м).  Эта  деревушка  сыграла важную роль в новейшей истории Греции. Именно здесь началась Национально – освободительная революция против турецкого ига. Но этот факт – не единственное, чем знаменито это место.

Впервые город  Калаврита упоминается  в греческих источниках в 776 году до Рождества Христова. В то время этот город называли Кинетея («те кто любят охоту»). Жители  этой гористой местности легко приняли Христианство и  крепко держались  за свою веру в тяжелые  времена римских гонений в соседнем Коринфе. Кто-то считает, что проповедовал им  сам святой апостол Лука.

Калаврита находится недалеко от Патр .

Сегодня свое наименование город получил в 13 веке, когда  его земли и территории  находились под властью франков. Как вариант  возможно оно происходит от  слов Калес Врисем («холодные ключи»), так как  совсем рядом от города протекают  великолепные холодные источники. В 1330 году византийские войска из Мистроса освободили Калавриту, однако  в 1460 году турки отвоевали ее , после чего правили здесь до восстания 1821 года, за исключением  незначительного периода венецианской оккупации.

Монастырь Айа Лавра


Монастырь Айа Лавра  был основан здесь в 961 году и скоро стал важным духовным и культурным центром. Он играл особую роль  во времена турецкого  ига, когда местные жители  потихоньку содержали собственные школы,  трудились, сохраняя яркое ощущение своей принадлежности к греческому народу. Два монастыря : Айа Лавра и Мега – Спилеон , стоящие , как  крепости, с северо – восточной и южной стороны  города Калаврита, на протяжении веков поддерживали и взращивали  православную греческую культуру  в условиях турецкой оккупации.

Изначально  у монастыря  Айа Лавра была тесная связь  в Афонским монастырем Великая Лавра. В 1585 году турки сожгли монастырские здания, которые   уже  отстояли  более шестисот лет; многие монахи приняли мученический венец. В 1600 году монастырь был восстановлен, отстроен заново, а в 1645 году  известный и  знаменитый  иконописец Анфимий закончил работу по  росписи храма фресками. Восстановленный храм сохранился до сегодняшних дней. Сегодня  монастырь Айа Лавра, монастырь  построенный в афонском стиле,  размещается  примерно в 300 метрах  от  древнего храма. В 1715 году  турки  снова захватили эти  территории после  непродолжительного периода здесь венецианского правлении, и  монастырь жестокого поплатился  за участие  в национально – освободительном движении.

Историческая роль Айа Лавры состояла в том , что этот монастырь был тем местом, где происходили события непосредственно связанные с  Восстанием 1921 года, освободившим Грецию от турецкой оккупации. 8/20 марта 1821 года в этом монастыре состоялось тайное собрание под предстательством архиепископа Древних Патр Германа. Он провозгласил независимость Греции и на следующий день  повел повстанцев в наступление на турок а Патрах. Несмотря на то , что к тому времени уже восстали Фракия и южный Палопонес, это был великий поступок. Воззвание архиепископа Германа и клятва верности, принесенная всеми присутствующими, стали темой произведений греческой литературы и искусства. Собравшиеся принесли клятву на алтарной завесе – хоругви XVI века с изображением Успения Пресвятой Богородицы, ставшей  первым знаменем освобожденной Греции. Историк  монастыря Велаорас Д.  писал: «Для греков это знамя приобрело огромное значение как символ борьбы за национальную независимость, а турки смотрели на него с бешенством, словно бык на красный платок. Ибрагим Паша назвал его «проклятой тряпкой» и предлагал щедрую награду за его захват». Однако братия тщательно хранила свое сокровище, и награда так  и осталась невостребованной.  Воззвание к борьбе за независимость . Его текст   к сожалению в  оригинале был утерян.  Лишь в  конце 1950 –х годов один из торговцев из Калавриты  наткнулся  в парижском журнале Комерции  его полный текст  на французском языке:

Зарубежные новости – Пелопонес.

На территории  монастыря Успения  Божией Матери ,  называемой Лаврой   тень   исторического платана обнимает и покрывает  этот монастырь. Под его  прохладною листвой, перед вышитой   золотой  хоругвью с изображением  Успения Пресвятой Богородицы  – первым  знаменем  греческой нации  - немногие греки, эллины  дали незабвенную клятву «СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ» и  вознесли  молитву к Богу о благополучном исходе восстания и затем держа священную  хоругвь, как знамя  восстали.  И под этим же платаном в 1943 году  немцы расстреляли  находившихся в обители иноков.

Воззвание архиепископа Патр Германа , экзарха Ахайи первой епархии в истории Церкви , к духовенству и мирянам полуострова Пелопонес, произнесенное в монастыре Айа Лавра на горе Валиа 8/20 марта 1821 года.

« Возлюбленнейшие братья! Господь, наказавший наших отцов и их детей ( подчинив их сюзрену) , объявляет вам моими устами, что настал конец дням слез и горя. Глас Его возвещает о том, что вы будете венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Его . Священный Сион не будет уже называть оставленным (Ис. 62,3). Храм Господень, который сделался как муж бесславный и стал местом запустения, драгоценные сосуды, унесенные в плен (1 Мак. 2, 8-9), изольют бурю! Бездна  бездну призывает; Господь посетит народ Свой милостью как древле. 

Мера беззакония турок переполнена; настало время очищения, по словам Предвечного : «Изгони эту рабыню и сына ее» (Быт. 21,10). А по сему возлюбим друг друга, о Греки , народ Эллинский , вдвое славнейший Отцов своих; пусть каждый возьмет меч; ибо лучше умереть с мечом в руках, чем отдать на поругание святыни Веры и Отечества. Идемте же вперед, «расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их»( Пс. 2,3), мы наследнии Бога и  сонаследники Иисуса Христа.

Не мы , духовенство, но другие будут говорить вам о славе наших праотцев. Я же буду повторять Имя Господа , Коему мы обязаны любовью, что репка, как смерть (Песнь Соломона 8,6).

Завтра мы возьмем крест и пойдем в город Патры , земля которого освящена кровью святого славного апостола и мученика Андрея. Да умножит  Господь с торицей ваше мужество, а чтобы вы не ослабели , но мели  силы для борьбы, я освобождаю вас от соблюдения Великого и Святого Поста, который мы сейчас проходи. Воины Креста, вы призваны исполнять  волю Господа! Во имя  Отца и Сына , и Святого Духа, да будете вы благословенны, и да будет вам даровано прощение всех ваших грехов.»

Позже монастырь был сожжен  как «корабль» восстания 1821 года, а  еще спустя пять лет  множество монахов было  уничтожено войсками Ибрагима Паши, посланными подавить восстание.      В следующем же году повстанцы, скрывающиеся в соседнем монастыре Мега – Спилеон , нанесли войскам Ибрагима Паши сокрушительное поражение. Два года спустя монастырь  и монастырский храм бил отстроен заново в виде базилики с центральным куполом, однако  он пострадал и был разрушен  в  результате  землетрясения в 1844 году. В 1850 году  храм восстановили и он простоял  до дня массового  убийства местных жителей  ,  учиненного немецкими войсками  егерской – дивизии в 1943 году.  В 1950 году в  монастыре   произведена  реставрация храма  в результате которой он  обрел  свой нынешний вид.

Священная хоругвь (Первое греческое знамя)

 

« тебя которую поглаживает теплый ветерок

и тебя целует дуновенье ,

ты, которая  разбросала свободу

из стен Святой Лавры»

(«Знамя», И. Полемис )

Эта священная хоругвь хранится как почитаемая святыня и бесценное по своей национальной значимости сокровище в прославленном монастыре Святой Лавры. Это та самая хоругвь, которую поднял 21 марта 1821 г. в Айа Лавре приснопамятный архиепископ Старых Патр Герман,  под которой он привел к присяге борцов за свободу. Согласно монастырскому кодексу 1703 года, хоругвь была вышита в Смирне в конце 16 в. и подарена Молдавским князем монастырю. Здесь она была помещена в храме в качестве завесы Царских Врат. Ей суждено было стать символом воскресения греческого народа от четырехсотлетнего турецкого рабства.

Эта хоругвь является редким произведением искусства. Ее размеры 1, 2 м на 0, 995 м. Мастер с вдохновением и глубоким благоговением изобразил Успение Божией Матери. Матерь Божия на смертном одре. Над ней в благоговейном страхе склонились мужчины и женщины. Сверху парят ангелы. Посреди них Христос держит в Своих Руках душу Богородицы в белых пеленах. На облаках - святые апостолы. Сверху, на главе левого ангела виден след от пули: хоругвь была прострелена турками при первом выступлении повстанцев в Калавритах. Лики искусно вышиты шелковой нитью. Одеяния исполнены золотой нитью.

Хоругвь имеет сложную судьбу. В 1772 г. она была захвачена и перевезена в Константинополь, а оттуда в княжества Молдавии и Валахии. Оттуда она была выкуплена и возвращена монастырю благодаря хлопотам монахов и денежному вкладу патриарха Константинопольского. В 1780 г. монахи отправили хоругвь в Ромилию, чтобы сохранить ее. Оттуда святыня попала в Эпир и вновь была выкуплена. Поскольку хоругвь имела большое духовное значение для борцов за свободу, во время восстания 1821 г., она стала предметом преследования турок. Ибрагим называл ее «проклятой тряпкой» и назначил большое вознаграждение тому, кто сможет ее добыть. Однако благочестие и патриотизм монахов спасли святыню от всех бедствий.

В настоящее время хоругвь находится в специальном киоте. Она является гордостью монастыря и жителей многострадальной епархии Калаврит, а для паломников и посетителей знаменитой обители «Святая Лавра» — очевидным доказательством великого исторического события мирового значения — Освободительного восстания 1821 г., являющегося источником религиозного и национального самосознания греческого народа. Таким образом, хоругвь - это символ, гармонично соединяющий в прочном священном единстве два великих идеала греческой нации - Веру и Родину, христианство и эллинизм. Вот уже две тысячи лет как христианство и эллинизм ступают вместе, рука об руку по крутой дороге истории. Впрочем, не случайно то, что освободительная борьба греков 1821 г., которая началась под знаменем Священной хоругви Святой Лавры, была борьбой

«За веру Христа святую и Родины свободу».

 

Монастырь Агия Лавра  сегодня .

 

 Именно здесь с помощью России в 1821 году были собраны греческие войска, участвовавшие в освободительном движении против турецкого владычества. Чтобы поддержать армию, с Афона в обитель тогда было привезено множество ковчежцев с мощами святых, здесь покоятся сотни мощей воинства  Христова
Калаврита – старейший епархиальный  цент, расположенный в горах и построенный не месте  античного Кинайтеса. Он находится на высоте  756 м над уровнем моря  у подножия горы  Вели. Центр Греческого  восстания в начале 19 века -1821 года против турок. В годы Второй мировой войны горы, окружающие город, стали вновь ареной партизанской деятельности, на этот раз партизан ЭЛАС (Народно-освободительной армии Греции).

Греческая Хатынь

В ноябре 1943 года германская 117 – я егерьская дивизия  состоящая в основном из австрийцев и немцев Алсатии, Румынии и Судет, начала «Операцию Калаврита» или для жителей городка «Черный понедельник»  с целью окружить партизан вокруг города. Во время операции многие немецкие солдаты были убиты, 77 из них взяты в плен. По утверждению германского командования, все пленные были расстреляны на месте. Германское командование приняло решение отреагировать жестокими и массовыми репрессиями. Репрессии начались с прибрежной зоны и затем, углубляясь в горы по пути в Калаврита, немцы расстреляли 143 человек и сожгли тысячу домов в 50 деревнях

Стоит отметить и   событие 13 декабря 1943 года , когда фашистские захватчики  устроили здесь  кровавую бойню, в которой погибло 1346 мужчин  и мальчиков старше 14 (в иных источниках 12 )лет .13 декабря 1943 года немцы начали бить в колокола, наказав жителям города собраться  у здания школа ( сказано было захватить  с собой одеяла и еды на один день). Когда люди собрались, они заперли женщин , детей и стариков в здании школы, а юношей и мужчин повели за город, в поле, называемое Капис, уверяя всех в том , что  им не причинят никакого вреда . Вскоре воздух наполнился запахом дыма, и мужчины поняли, что немцы подожгли город. Они в  ужасе смотрели на происходящее, боясь, что сбудутся наихудшие опасения относительно судьбы женщин и детей. Спустя несколько  часов в центре города в воздух взлетели две ракеты: это был сигнал , по которому солдаты начали расстреливать из автоматов юношей и мужчин. Немцы убили 1346  человек: священников, учителей, чиновников, судей, торговцев, служащих, и совсем еще юных мальчиков. Тех кто не погиб сразу, добивали из винтовок В кровавой бойне  выжило 13 человек.

В это время женщины, дети и старики, сидевшие под замком, почувствовали, что снизу, из подвала того здания, где они находятся, идет дым и догадались, что немцы хотят их сжечь заживо. Самые сильные женщины стали в панике ломать и выбивать окна. Другие , держа на руках детей, начали биться в запертую дверь. Когда дверь сломали, молодой охранник не стал  мешать людям бежать, позволив им скрыться. Был холодный декабрьский день,  черный понедельник. Потерявшие кров над головой  похоронили  своих мужчин в братских могилах в промерзшей земле. Всю зиму они боролись на пепелищах своих домов за жизнь детей и стариков, пытаясь спастись от голодной смерти.  Населенный пункт, город был выжжен дотла.

На следующий день немцы подожгли монастырь Айа Лавра и Мега-Спилеон  , ранее уже сожжённый турками в годы Освободительной войны. Монахов   монастыря всех убили , их сбрасывали на  мученическую смерть с  обрывов.

Потом немцы подожгли еще двадцать четыре древни в той округе, уничтожив более пятисот мирных жителей. При пожаре чудесным образом уцелело Евангелие, лежавшее на престоле в храме Успения в Клалаврите. Теперь им пользуются только один раз в год, на Божественной литургии 13 декабря , которая служиться в память о разрушении  Калавриты.

Стрелки часов Митрополитской церкви на колокольне здесь остановились  на отметке 2 часа 34 минуты пополудни, именно в тот момент, когда  начались трагические события  1943 года и служат памятником погибшим.  На  стене башни прикреплена мраморная табличка, где читаем:

ЧАС РАЗРУШЕНИЯ ОСТАВИЛ ШРАМ НА ЧЕЛЕ ВРЕМЕНИ. УМОЛКШИЕ ЧАСЫ.

ВСЕГДА БУДУТ ГОВОРИТЬ О ТРАГЕДИИ И СМЕРТИ. КРОВИ. ОГНЕ И БОЛИ. В ТО МГНОВЕНИЕ, КОГДА НАЧАЛСЯ ЭТОТ ПЛАЧ.

ДЕКАБРЬ, 13, 1943

Невольно  вспоминаешь нашу  Беларусь, нашу   Хатынь и невольно   в голове проноситься, что  Калаврита- «греческая Хатынь»

Сегодня на месте расстрела построен мемориал, а дата расстрела отмечается каждый год. В апреле 2000 года президент Германии Йоханнес Рай посетил Калавриту, чтобы выразить свои чувства, стыд и глубокое сожаление о трагедии. Но он не признал ответственности Германии и даже не коснулся вопроса орепарациях, ссылаясь на то, что у президента ФРГ нет подобных полномочий

После войны городок отстроили, а  воспоминания о тех трагических днях и  сегодня  ранят   душу и так  понятны , близки    нам  белорусам . Одной из достопримечательностей этого места является огромное  панно , размещено на  стене  напротив железнодорожной станции с надписью: «Калаврита, член и основатель Союза городовмучеников, призывает  всех бороться за мир во всем мире.» 

В бывшей начальной школе  - Музей погибших в Калаврите ( ежедневно с 9.00 до 16.00 , вход свободный), а за городом – памятник  замученным, и на нем одно слово : «Мир» (Irini).

Нацисты  сожгли и монастырь Айияс Лаврас X в. ( пополудни монастырь закрыт и посещения его нет) и  находится от в 6 км от Калавриты.  На этом самом месте архиепископ Йерманос (Герман) Патрский в Свято – Успенской Лавре поднял 25 марта 1821 года   знамя, возвещая о начале Войны за независимость. Митрополит Герман Патрский принял присягу от повстанческой армии и отсюда началось антитурецкое восстание, охватившее затем всю Грецию и положившее конец господству турок в Элладе. И  в этой связи  монастырь  является одной из величайших  национальных святынь Греции.

Сегодня этот монастырь восстановлен и при нем действует маленький исторический музей.

Трагичность  событий тех лет велика, велико и небесное благословение пребывающее на монастыре Айа Лавра. Братии монастыря удалось сохранить множество бесценных икон и древнейших рукописей,  православных святынь. Среди уцелевших и сохраненных святынь  - мощи святого праведного Алексия, Человека Божия и праведного Филарета Милостивого.  Честную Главу святого Алексия, Человека Божия монастырю  подарил  Византийский  Император  Эммануил Палеолог в 1398 году.

На  фото  святыни Айа Лавра  Честная глава святого Алексия Человека Божия  и святого Филарета Милостивого 

Житие святого Алексия , Человека Божия

Жил в Риме Евфимиан - очень богатый и знатный человек, первое лицо в императорском дворце. Он был справедлив, милосерд и жаловал нищих щедрой милостыней. Каждый день в его доме накрывались три стола для сирот, вдов, странников и путешествующих. Жена его Аглая была благочестива и богобоязненна, но не было сына у них по ее неплодию. Они горевали и печалились, не имея наследника. Ежедневно они раздавали милостыню и прилежными молитвами и прошениями испрашивали у Господа даровать им сына-наследника.

Бог по благости своей послал им сына, которого нарекли Алексием. В сугубой радости они возблагодарили Господа и положили с тех пор жить в чистоте и святости, чтобы приятны Богу были и они сами, и дарованный им сын. Когда мальчик подрос, его отдали служителям церковных таинств и свободных наук, по Божьей милости он преуспел во всех занятиях философских, а более всего духовных. Спустя некоторое время родители решили женить сына, в невесты была выбрана девица из императорского рода, и в храме Св. мученика Бонифация их обвенчали. Праздничный день провели в веселии и радости. Вечером же, придя в опочивальню супруги, Алексий начал поучать жену и много говорил

Св. Алексий родился в Риме во времена правления императора Гонория (393—423 гг.) от благородных и благочестивых родителей, принадлежавших к императорскому двору. Именно пример родителей, Евфимианаи Аглаи, побудил его следовать путем святости. Евфимиан, хотя он и был человеком богатым и уважаемым. прекращал свой ежедневный пост лишь при заходе солнца. Он ел с нищими, которых находил на улицах, приводил к себе домой, сажал за свой стол и сам служил им. Слуги у него часто были одеты лучше, чем он сам. Родственники критиковали его за такую щедрость, однако было у него и великое утешение — жена Аглая, заботившаяся о бедных так же, как и он, и сама служившая им.

В первые годы брака они не имели детей, но спустя некоторое время Аглая все же родила сына. Становясь старше, Алексий все больше, по примеру родителей, посвящал себя делам милосердия и воздержания. Под богатыми одеждами, необходимыми при дворе, он носил власяницу и часто проводил ночи в молитве. Когда Алексий стал совершеннолетним, родители настояли на том, чтобы он женился. Молодой человек согласился на это с большой неохотой. Однако в ночь после свадьбы его нежелание сменилось решимостью: он снял с пальца кольцо, а с пояса ремень и отдал их молодой жене. Сказал ей: «Возлюбленная, позаботься сохранить их, да будет между нами Господь, до того дня, когда он изберет для нас лучшую долю». Он надел старую одежду, сел на корабль и поплыл в город Едесса, в Малую Азию (в те времена Месопотамию), куда в свое время было послано в качестве дара правителю Авгарю полотно, на котором отпечатался Лик Господень. Этот отпечаток стал прототипом для написания всех икон «Спас Нерукотворный».3 Семнадцать лет прожил Алексий в Едессе, в притворе одного из храмов в честь Пресвятой Богородицы, постоянно пребывая в бдении и молитве.

Родители скорбели о нем, рассылали повсюду слуг в надежде найти его, но непрестанная молитва и пост так изменили его наружность, что слуги, подойдя к нему в огромном едесском храме, не узнали его. В житии святого Алексия сказано: «Он возрадовался в сердце своем о том, что получил милостыню от тех, кто когда-то служил ему».

Со временем благочестие Алексия стало известно жителям тех мест, и он, избегая мирской славы, отправился по морю в Лаодикию. Однако, по Промыслу Божию, корабль, на котором он плыл, сошел с курса из-за шторма и пристал к берегу в его родном Риме. Алексий принял это за указание свыше и под видом нищего пришел в собственный дом, не желая обременять собой чужих людей. Евфимиан не узнал в этом исхудалом, изможденном нищем собственного сына. Отец поселил его в каморке у ворог и распорядился, чтобы ему ежедневно давали пищу. Алексий прожил у отца семнадцать лет в строгом воздержании, питаясь в основном хлебом и водой. Слуги относились к нему с презрением и насмешкой. Из окна своей кельи он видел, как ходят по двору его жена и родители, не зная того, что их сын и муж, по которому они так тоскуют, живет в нескольких метрах от них. Почувствовав, что приблизилась его кончина, святой Алексий написал им: «Умоляю вас, родители мои и супруга, не держать на меня зла за то, что причинил вам столько горя, потому что я горевал вместе с вами и молился за вас, чтобы Господь принял вас в Свое Царство. Вся моя надежда заключается в ‘Его любви, и именно ради Него я был, как вам, должно быть, казалось, столь суров и немилосерден к себе. Скорбь ваша обо мне была велика, но намного больше будет ваша награда на небесах». Прижав эту записку к груди, он тихо предал дух Богу. Это случилось 17 марта 411 года, и в то же утро Папа Римский святой Иннокентий 1 , находясь в храме Святых Апостолов, услышал голос с неба, говоривший: «Ищи человека Божия». Немного погодя Господь открыл римлянам, что искомый праведник находится в доме Евфимана. Император и Папа прибыли в сопровождении своих свит. Обыскав все вокруг, они обнаружили тело нищего, жившего при дворе. Лицо его сияло, как солнце, а в руках был зажата бумажка, в которой говорилось, что он — единственный сын Евфимиана и Аглаи. Когда тело вынесли из каморки, с него начал струиться благовонное миро. Больные при прикосновении к нему получали исцеление. Весть о кончине праведника быстро разнеслась по всей округе, и люди шли поклониться его мощам в таком количестве, что невозможно было унести тело для погребения. В течение недели он оставался непогребенным, дабы христиане могли проститься с ним, и даже тогда, когда тело наконец понесли в мраморном гробу в усыпальницу, провожающих было так много, что процессия не могла пройти по заполненным народом улицам. Родители Алексия в отчаянии стали бросать в толпу золотые мoнеты, но вера людей была настолько велика, что они топтали ногами это золото, пытаясь приблизиться ко гробу, дотронуться до него и получить благословение Святого.

Память святого праведного Алексия празднуется 17 марта.

Житие праведного Филарета Милостивого (или «Подателя милостыни») — одно из самых интересных во всей житийной литературе. Праведный Филарет родился в местечке Амниа в Пафлаго-нии (около нынешнего Синопа в Турции, недалеко от северного побережья Черного Моря). Имя Филарет в переводе означает «любящий добродетель», и в отношении него это  проявлялось как нельзя более справедливо. Он был богатым землевладельцем  и фермером (в его  Житии говорится о «двенадцатитысячном стаде овец, множестве лошадей, шестистах коровах,  обширных садах, полях и виноградниках…»). При всем своем богатстве он при жизни щедро помогал нуждающимся. Агиограф называет его «неиссякающим источником для тех, чьи души иссушены бедностью». Его жену  звали  Феозва, она  была благородного происхождения и  отличалась благочестием. Феозва родила ему сына Иоанна и двух дочерей. Красавицы дочери Ипатия  и Еванфия. Подобно патриарху Иову, он ни в чем не знал нужды.

И так же, как Иову, ему предстояло пройти сквозь суровые испытания. В конце восьмого века, во времена регентского правления Императрицы Ирины, замещавшей на троне своего малолетнего сына Константина VI, следовавшие один за другим неурожаи, ограбления и финансовые неурядицы довели Филарета до бедности — «ничего у него не осталось, кроме одной упряжки волов, осла, коровы с теленком и нескольких ульев». Слуг он отпустил и каждый день сам выезжал в поле на быках, благодаря Бога за то, что у него еще есть возможность самому обрабатывать землю и кормить семью. Однажды у бедняка, трудившегося на соседнем поле, прямо во время работы пал бык. У этого человека было много долгов. Он подошел к святому Филарету и рассказал о своем несчастье. Выслушав его. Филарет выпряг одного из своих волов и отдал ему. Крестьянин отказывался взять одного из его двух последних волов, но Филарет ответил, что дома у него есть еще вол, лучше этого, «а потому возьми его скорее и работай, пока моя жена и дети не узнали и не начали огорчаться».

Агиограф приводит весьма характерную деталь, делающая эту историю по-человечески понятной и достоверной: святой беспокоился, предвидя реакцию жены. Дома Феозва стала выяснять, куда делся вол, и он сказал ей, что уснул в поле, пока вол пасся, и не уследил, как животное куда-то ушло. Сын Филарета отправился на поиски и, увидев своего вола в упряжке соседа, обвинил его в краже. Крестьянин объяснил, что Филарет сам, по доброй воле отдал ему животное, и сын, хорошо зная щедрость своего отца, вернулся домой ни с чем. Феозва же, как и следовало ожидать от прилежной хозяйки, назвала мужа «невозможным глупцом», слишком ленивым, чтобы обрабатывать собственную землю, и потребовала объяснить, чем теперь они будут кормить детей. Филарет кротко выслушал упреки и посоветовал ей положиться на волю Божию.

Несколькими днями позже собственный бык этого соседа умер, отравившись каким-то ядовитым растением. Крестьянин пришел к Филарету со вторым быком и попросил забрать его обратно, сказав, что Бог наказал его за то, что он принял у Филарета в дар быка, совершив этим несправедливость по отношению к его детям. Но Филарет не только отказался взять свой подарок обратно, но и уговорил соседа забрать и того вола, что еще оставался у него, сообщив, что намерен уехать в дальние края, где вол ему будет не нужен. Жена и дети Филарета пришли в отчаяние. Святой тут же попытался успокоить горюющих родных: «Не горюйте так. Я предвидел, что для нас наступят тяжелые времена, и заранее продал много животных. Полученная за них прибыль спрятана в потайном месте, там ее так много, что вы на нее сможете питаться и одеваться сотни лет, не работая».

Агиограф не рассматривает возможность духовного истолкования этих слов, он объясняет, что Святой сказал так, действительно предвидя все, что со временем произойдет. В любом случае, можно с уверенностью предположить, что после этого разговора Филарет немало потрудился в горячей молитве к Богу.

Спустя какое-то время в тех краях начались военные учения, готовившие молодых солдат к защите южных границ Империи от нападения противника. Среди этих солдат был молодой человек по имени Мусулиос. Во время одного из учений погиб его конь, и он очень испугался, ожидая сурового наказания от командира за потерю коня. Будучи наслышан о щедрости праведного Филарета, он пошел к нему просить взаймы денег на покупку нового коня. Как и следовало ожидать, Святой отдал ему собственную лошадь.

Вскоре после этого к Филарету пришел еще один бедняк и попросил теленка, чтобы развести стадо, так как знал, что дары Филарета несут на себе Божие благословение, способное привести их получателя к богатству и процветанию. Филарет тотчас же отдал ему теленка. Однако корова так тосковала по своему теленку, что мычала, не умолкая. Измученная Феозва ругала его: «Нас не жалеешь, жестокий человек, так пожалел бы хоть корову, ведь ты разлучил ее с ее теленком». Филарет благословил жену со словами: «Да вознаградит тебя Бог, ибо истинно несправедливо я разлучил их». Он позвал к себе того человека и отдал ему еще и корову, сказав, что за это он должен благодарить Феозву, «поскольку это она объяснила мне, что я совершил грех, разлучив животных».

Потом в их краю начался голод. Филарет взял мула и пошел к одному знакомому занять немного зерна. Тот дал ему шесть бушелей пшеницы. Когда Филарет разгружал зерно у ворот своего дома, подошел нищий и попросил дать ему немного. Филарет стал просить жену выделить нищему один бушель. Феозва заметила саркастически, что следовало бы сначала разделить всю пшеницу на части, по одной на каждого члена семьи, а потом уже Филарет мог бы отдавать свою часть, ведь он — ангел и не нуждается в пище. В ответ он отмерил нищему два бушеля. Феозва была не в силах сдержать свой гнев и весьма непредусмотрительно заявила, что можно отдать и всю пшеницу, а так как унести ее всю на плечах невозможно, еще и мула в придачу. Святой так и сделал.

Не имея, чем накормить семью, Феозва заняла где-то хлеба. Дети и Феозва съели этот хлеб с вареными дикими овощами. Филарет же поступил рассудительно, уйдя ночевать к соседям.

Вскоре один из местных правителей, хорошо знавший их семью, услыша! об их бедственном положении и прислал им сорок бушелей пшеницы. На этот раз Феозва сама поделила зерно между членами семьи. К концу третьего дня часть, выделенная Филарету, конечно же, была роздана нищим. Когда его запасы кончились, Филарет ограничился тем, что водил нищих к своим ульям и кормил их медом. Однако его дети, обнаружив, что мед куда-то быстро исчезает, стали каждое утро тайком уносить из ульев вновь собранный мед для пропитания семьи. И вот наступил день, когда меда в ульях совсем не осталось. Тогда Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал нищему, не желая отпускать его ни с чем. Дома он сказал, что куда-то положил свою тунику и забыл, куда именно. Они, конечно же, не поверили ему, но Феозва все же разрезала одно из своих платьев и сшила из него мужу одежду.

В это время молодой Император решил жениться. Он разослал повсюду гонцов, велев им привезти девушек из богатых и благородных семей, чтобы он мог выбрать себе среди них невесту. Проезжая Амнию, гонцы заметили большой, солидный дом, принадлежавший Филарету, и решили остановиться у него на ночь. Они не могли предположить, что у владельца этого дома не хватает хлеба, чтобы накормить даже собственную семью. Узнав о неожиданном прибытии таких гостей, соседи поспешили на помощь Филарету — они не могли допустить, чтобы он «ударил лицом в грязь» перед посланцами Императора. Люди отовсюду несли в его дом чудесные вкусные блюда. Гости, видя огромный дом с великолепным залом и изобилие блюд, стали просить, чтобы сама хозяйка «вышла к ним и благословила их». Феозва уступила их просьбам. Гости пришли в восхищение от ее красоты и спросили, нет ли у нее дочерей на выданье. Она ответила, что у ее дочери Ипатии, вдовы, есть две собственные дочки, Мария и Маранфия. Девушкам велели приготовиться, чтобы предстать перед императорскими посланцами. На следующий день, встретившись с девушками, гонцы предложили им поехать с ними в Константинополь для знакомства с Императором.

Вся семья, около тридцати человек, собралась и отправилась в столицу, где Мария спустя какое-то время была избрана в супруги Императору. По некоторым сведениям, она унаследовала не только красоту Феозвы, но и доброту своего дедушки, так как по пути в Константинополь она обратилась к своим спутницам, тем двенадцати девушкам, что, как и она, выступали в качестве потенциальных невест Императора, с такими словами: «Сестры, давайте договоримся, что та, которой Бог судил править страной, станет благодетельницей для остальных…» Одна из девушек, будучи богаче Марии и имея более благородное происхождение, ответила, что выберут, конечно же, ее, поэтому Мария зря питает несбыточные надежды. Мария промолчала, но в душе призвала на помощь милосердного Господа, надеясь, что Он услышит ее по молитвам дедушки.

Наконец, Мария стала Императрицей. Ее сестра Маранфия вышла замуж за вельможу, занимавшего высокое положение, а их двоюродную сестру Еванфию, дочку второй дочери Филарета, выдали за короля Лангобардии Аргуса. Сына Филарета, Иоанна, назначили на почетную должность первого копьеносца. Семья Филарета получила в дар земли, богатства и недвижимость. По настоянию Императора, вся семья переехала в Константинополь. Филарет и здесь продолжал творить дела милосердия: устраивал щедрые обеды для бедных и раздавал милостыню всем нуждающимся.

О том, насколько безраздельно он полагался на волю Божию, говорит сам способ раздачи им милостыни. Он не пытался отличить истинную нужду от притворной: рядом с ним шел слуга с тремя одинаковыми ящичками в руках. В одном ящике были золотые монеты, в другом — серебряные, а в третьем — медные. При приближении нищего Филарет подзывал к себе слугу и наугад, не глядя, опускал руку в один из ящиков, веря, что Господь даст просящему то, что нужно.

Перед кончиной Святого, Бог открыл ему, что он скоро умрет, и он направился в один из константинопольских женских монастырей под названием «Судилище» и попросил сестер приготовить для него могилу. На обратном пути заболел. На девятый день болезни он призвал к себе всю свою семью и просил их жить добродетельно и щедро благотворить нуждающимся. Потом начал молиться. От этой молитвы весь дом наполнился неземным благоуханием. Святой отошел ко Господу с лицом, излучающим свет. Это случилось 1 декабря 789 года. На погребении праведного Филарета присутствовал Император и Сенат в полном составе.

День памяти святого праведного Филарета — 1 декабря.

Как добраться:

До монастырей Мега-Спилеон и Айя Лавра в Калаврите:

Из Коринфа, Патр и Афин (Пелопоннесский вокзал) одним из железнодорожных рейсов вдоль северо-восточного побережья полуострова Пелопоннес. Поезда в этом направлении ходят часто. Сойти в прибрежном городке Диакоптон (Diakofto) и пересесть на поезд маленькой железной дороги на другой стороне от станции, который возит пассажиров в горы. Конечная остановка — Калаврита. По пути вы будете проезжать станцию Захлару (Zachlarou). Можно сойти здесь и добраться до монастыря Мега-Спилеон пешком (в гору), что займет примерно сорок пять минут, путь не такой утомительный, как кажется на первый взгляд, особенно если идти умеренным шагом. Тот, кто идти пешком не хочет, может проехать на поезде еще пятнадцать минут и по прибытии в Калавриту взять такси до Мега-Спилеона, находящегося в девяти километрах от города. До монастыря Айа Лавра также можно доехать на такси. Это займет всего пятнадцать минут.

Захлару

На станции Захлару и в Калаврите можно снять комнату. Православным мужского пола, вероятно, разрешат переночевать в монастыре.

До деревни Платаниотисса (отпечаток иконы Мега-Спилеон на платановом дереве): На такси от Калавриты.

До Кафолико (ранневизантийская базилика и тайная школа): Находится возле берега моря недалеко от Диакоптона. От Калавриты или Диакоптона сюда ходят автобусы и такси.

Кафолико

В нескольких километрах от берега и от железнодорожной станции Диакоптон, у извилистой дороги, ведущей в Калавриту, стоит небольшая деревня под названием Кафолико. В этой деревне имеется храм — базилика в честь Успения Пресвятой Богородицы (Епископе, то есть Резиденция Епископа), а вокруг храма — развалины древних византийских построек. Базилика была восстановлена в 1973 году. В ее сводчатом подвале хранится скульптурный макет, изображающий Тайную школу, в которой во времена турецкой оккупации собирались по ночам юные греки (в основном дети скрывавшихся повстанцев). Местные священники учили их Закону Божию и греческому языку.

Зубчатая железная  дорога .

В 1885 – 1895 французкими инженерами  здесь  была выстроена зубчатая  железная дорога , которая  пролегает  по верху ущелья и ведет к знаменитому  городу в горах – Калаврите. Ее длина 22 км , путешествие занимает не больше часа . По пути встречается масса причудливых тоннелей  и мостов, а деревня Захлору примечательна действующим  пещерным монастырем Великая Пещера (Мега Спелион).  Монастырь  очень величествен и  добираться к  нему более  часа. Монастырь считается саым старейшим и богатым в Греции. 

Здание ж-д вокзала . Только  для  туристческого поезда.

      На этом же месте, по преданию, апостол Лука писал свое Евангелие и сделал из мастики и воска икону Божией Матери, к которой и поныне стекается множество паломников и получает от нее исцеление и помощь.

В самом Калаврите  можно совершить пеший поход к водопаду Мавронери (Mavroneri), считающемуся  истоком реки Стикс.   

Монастырь Мега – Спилеон ,

 или  монастырь  Богородицы Большой Пещеры , «Великопещерной»,

Двигаясь по горной дороге с захватывающими пейзажами и не доезжая до Калавриты буквально несколько километров, можно увидеть маленькую, но аккуратную дорожку, которая приведет вас к к самому старому монастырю Греции, - Mega Spilio- Мега-Спилеон (Большая пещера), укрывшемуся высоко в скалах и величественно выступающему из горного массива. Как ласточкино  гнездо  монастырь прилеплен  к склону горы. Мга Спилеон  уникален  тем, что вырублен  прямо в скале. Основан   монастырь в IV  века братьями Семеоном и Федором.  К тому же  это  еще   один из популярных горнолыжных центров Греции.

Мое  первое  паломничество  в Мега  - Спилион было весьма  экстремальным. Автобус поднимался по горному серпантину, что в голове все   кружилось,  закладывало уши и…  пошел  снег. Мягкие, пушистые снежные хлопья  мило смотрелись  через стекло автобуса, хоть как – то прикрывая глубину  обрыва , что   открывался мне справа.

 

Для Греции   снег в горах- это стихийное  бедствие. Идущие впереди   легковые машины скользили по серпантину как  по  льду. И чувство  благодарности водителю  было  искренним  и  молитва проникновенной.

 

Монастырь Мега-Спилеон является значительным центром не только духовной, но и политической жизни полуострова Пелопоннес в Греции

 Помимо частиц мощей сотен святых, в монастыре Мега-Спилеон есть древнейшая святыня — рельефная икона Пресвятой Богородицы и Спасителя из воска и мастики. Предполагают, что она могла быть в числе семидесяти икон, созданных  апостолом Лукой, но вопрос о ее происхождении пока не решен окончательно. Рассказ, приведенный ниже, отражает официальную версию, принятую в самом монастыре Мега-Спилеон.

Великая Пещера – Мега – Спилеон  является одним из самых знаменитых монастырей Греции. Каждый раз,  когда христианин  слышит  слово «Пещера», сердце его  начинает трепетать.  Такое восприятие и отношение мое  к этому  монастырю  обусловлено рядом  причин.

Во – первых  здесь присутствует  икона Божией Матери  «Великопещерная» - великая и главная  покровительница  этого  благодатного края.

Во – вторых здесь  присутствует   непокоренный   монашеский дух и здесь   сотни мощей воинства Христова.  

В – третьих  это прекрасная и неповторимая  природа и возможность  летом  насладиться  теплом солнечных дней и прохладой  горных хребтов, извилистых  серпантинов  горных дорог и здесь  я могу   писать до бесконечности…

Мега – Спилеон ,  цепляется  с  громадным  упорством  за основание  громадного горного массива Хелмоса (высота над уровнем моря  примерно 940 м.) это  уникальное, святое  место   и у меня оно вызывает  восторг и   присутствует чувство тревоги и осознание как опасно ходим мы. Монастырь   разместился в  пещере , что и  обусловило  его   архитектурное  исполнение.  Сегодня  высота  монастыря  составляет   восемь этажей, его  уникальный  облик поражает  каждого и  не  оставляет  равнодушным.  Смотря  издалека  на  строение  монастыря  вспомнился Острог  и святой Василий Острожский.

По  ступенькам как и к Василию Острожскому   поднимаюсь на   площадку ко входу в Монастырь, а вверху  нависает  строение .. Над  входом  в  монастырь список  с иконы Пресвятой Богородицы «Великопещерная» в  мозаичном исполнении.  Соборный храм обители располагается в выдолбленной скале. Храм выполнен  в крестообразной форме с двумя притворами.  В главной части храма сохранились фрески 1653 года  висполнении  священника  из Навплио  Мануила Андрону, взору представет   удвительная  мраморная  кладка на полу , деревянный  резной иконостас, древний  амвон и  тихий полумрак, потрескивание  свечей… В притвор  соборного храма обращаешь внимание на  фрески, которые  датируются уже 18 веком.  Здесь  в храме находится  главная святыня  монастыря , она  справа -  икона Пресвятой Богородицы – «Великопещерная» . В одной оченьдревней рукописи  из монастыря  Омблу в Патрах , найдено   свидетельство    о том , что апостол Лука  «сотворил из воска и красок Богородицу, держащую на руках  своих Господа, которая храниться  ныне в Великой Пещере».  Икона  по своим размерам  является переносной  (аналойной)  и относиться  к типу Врефократусы («Держащей младенца»), изготовлена из воска и мастики  на доске.  Иконе пожаром в 840   году были причинены небольшие повреждения. Знаменательно то , что  эта икона Пресвятой Богородицы «Великопещерная»  для благочестивого  , христианского народа  Греции была и остается всегда первой  по значению святыней, неизменным  прибежищем  и  утешением  для  верующих людей, возлагающих на НЕЕ – Матерь Божию «всю надежду» и просящих заступничества  Пресвятой Богородицы.  Монастырь Великая Пещера , Мега –Спилеон  - это древнейший монастырь  он всегда наполнен  жизнью, его история   хранит множество  чудес и  насчитывает  много преданий, самое главное из которых  связано с  обретением Святой иконы.

Симеон, Феодор и Евфросиния

Удивительна история обретения (появления) этой иконы, названной Великопещерной.
Основателями монастыря были два брата, Симеон и Феодор. Они родились в начале четвертого века в Салониках от благочестивых, образованных родителей и изучали философию, богословие,  риторику и поэзию. В то время процветало пустынное подвижничество, и юноши, вдохновившись этими примерами, начали вести монашеский образ жизни. Сначала они подвизались на горе Олимп, потом ушли на гору Осса, потом на гору Пелион. Они посещали подвижников на Афонском полуострове, путешествовали на Святую Землю и Синай. По возвращении с Синая в Иерусалим, приняли священный сан. Рукоположил их епископ Иерусалимский Максим. В Иерусалиме обоим молодым священноинокам приснился один и тот же сон: Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Павла, Андрея и Луки велела им идти в Ахайю и найти там Ее икону, созданную святым Лукой. Получив благословение Епископа, братья отправились к северо-восточному побережью полуострова  Пелопоннес, где проповедовали Евангелие трое апостолов: святой Павел — в Коринфе, святой Андрей — в Патрах, а святой Лука — во внешних областях Ахайи.

Прибыв в Ахайю, они стали просить Бога указать им дальнейший путь. В ту же ночь, во сне, Господь повелел им идти к реке Бурас, в двух часах ходьбы от Ахайи, и найти там благочестивую пастушку по имени Евфросиния, которая и отведет их туда, где находится икона. В 23 августа  325 году двум благочестивым братьям-монахам, Симеону и Феодору, явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала, чтобы они шли в город Калаврита в Греции и нашли Ее икону. И они тут же отправились пешком из Иерусалима на Пелопоннес.

В то же время в Калаврите жила девочка Евфросиния, которая каждый день пасла коз – пастушка . Однажды она заметила, что один козлик пропадает на время и возвращается с мокрой бородкой. Она пошла за ним, зашла в пещеру  и увидела источник. А ночью Божия Матерь явилась к ней и приказала ждать двух братьев, вместе с которыми Евфросиния должна найти около источника Ее икону. На следующее утро после  как Господь повелел братьям идти , придя в указанное место,  братья-монахи встретили Ефросинью и отправились в грот, где и был источник.

Она рассказала, что живет в соседней деревне под названи Галата и часто пасет стадо своего отца возле одной высокой скалы. Дважды она видела, как козочка из ее стада забиралась на скалу, ко входу в расположенную там пещеру, а когда возвращалась, морда у нее была мокрая, и с нее капала вода. Евфросиния догадалась,что там источник, и забралась посмотреть. Пробравшись сквозь густые заросли и оказавшись у входа в огромную пешеру, она вдруг услышала, как кто-то зовет ее по имени. Она огляделась вокруг и увидела на верхней стене пещеры икону Божией Матери. Исходивший от иконы голос велел ей ждать прихода отца Симеона и отца Феодора.

Они увидели, что пастушка уже ждет их. Она поклонилась им и обратилась к ним по именам. Смущенные ее прозорливостью, они не решались приблизиться к ней.

Евфросиния заметила это и, призвав на помощь Пресвятую Богородицу, ударила посохом по скале, на которой сидела. Тотчас из скалы забил источник с чистейшей водой. Этот источник до сих пор носит ее имя.

Место обретения  иконы, источник

Выслушав этот рассказ, монахи поднялись в пещеру, где все оказалось именно так, как говорила пастушка. Они с благоговением сняли икону, вынесли из пещеры и возвратились, чтобы почистить и привести в порядок пещеру. Подожгли кустарник и накопившийся в пещере мусор, а сами остались у входа, дожидаясь, пока все прогорит. Внезапно  из пещеры вылетела, будто на крыльях, гигантская змея, потревоженная огнем и дымом. Братья и Евфросиния в страхе отскочили, но вдруг из иконы вырвалась молния и пригвоздила змею к земле. Они вошли в пещеру. Там оказался стол, на котором, согласно преданию, служил литургию и писал Евангелие сам святой Лука. Спустя какое-то время они расширили пещеру, а потом построили небольшую часовню и несколько келий.

Слух о новой иконе разнесся по всему полуострову. Христиане приходили поклониться святыне, посредством которой Господь сотворил множество чудес. Вокруг Симеона и Феодора стали собираться монашествующие, а сами они начали обходить Пелопоннес с проповедью Евангелия, вдохновляя его жителей на обращение в Христианство. Во время правления императора Иулиана Отступника братьев ненадолго изгнали из этих мест, но после его смерти они вернулись. Оба они скончались в Мега-Спилеоне. Евфросиния выстроила себе возле пещеры келейку и жила в ней отшельницей до конца своих дней.

Икона "Спелеотиса", «Великопещерная» ,  вылепленная из воска и мастики. Её создателем считают св. апостола Луку.

 

Икона Мега-Спилеон и чудеса Богородицы

Спасение от огня

 С момента своего основания в четвертом веке от Рождества Христова монастырь пережил пять ужасных пожаров, причем каждый раз икона Божией Матери оказывалась невредимой. На этой потемневшей от времени рельефной восковой иконе размером примерно 45 на 45 сантиметров вырезано изображение Богородицы, слегка развернутое вправо, с Божественным Младенцем на правой руке. Левой рукой она прижимает ручку Младенце Христа к своей груди. Взгляд ее нежен и радостен. Младенец держит в правой руке Святое Евангелие. В углах иконы изображен херувимы и серафимы. По преданию, эта икона могла быть одна из первых, созданных святым Лукой, и Пресвятая Дева, увидев ее сказала: «Да пребудет с ней благодать Того, Кто родился от Меня». Эту икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Апостолов святой Лука передал потом своему духовному сыну Феофилу, правителю Ахайи. Во времена римских гонений, когда многие христиане не приняли мученический венец, икону спрятали в этой пещере, где она и оставалась до прихода Евфросинии, которой Матерь Божия чудесным образом открыла эту тайну.

С этой иконой связано множество исцелений и других чудес, в том числе спасение ее самой во всех пожарах, два из которых уничтожили монастырь до основания.

Фото   монастыря  после  пожарищ 1913 и 1934  годов

 

Хотя монастырь был совершенно разрушен , тем не менее   сокровища , хранящиеся  в хорошо устроенной  новой ризнице свидетельствуют о богатстве обители и возводят  разум и душу к божественному, напоминая  о  вкладе монастыря  в национальную историю. Немногие знают , что в  монастыре   находился склад боеприпасов и пороха, предназначенный не только для нужд восстания , но и для того чтобы принести монастырь в жертву в случае крайней  необходимости.  Хочется  привести рассказ  англичанина Додгуеля ,  который сподобился посетить  Великую Пещеру в начале  19 века, до  восстания.

Доргуель указывает: « Из  КАлаврит  мы доехали до монастыря  за два  часа. Однако  врата его были закрыты, и вход запрещен. Нам было холодно  и голодно.  Мы попросили разрешения войти. Узнав, что мы франки, нам стать так,  чтобы луна освещала нас; таким образом , монахи могли  нас рассмотреть.. Нам открыли врата и позволили войти. При входе в монастырь мы прошли между двумя шеренгами монахов, которые, насколько я понял , под своими рясами  прятали оружие»

Так  меня  поражает  смелость   и преданность  этих монахов. Преданность вере, своему народу и то  бесстрашие и осознание истины. Игумен монастыря  Дамаскин в июне 1827 года   дал ответ Ибрагиму: « Мы не поклонимся тебе. Если ты придешь сюда, чтобы воевать с нами и победишь нас, не велика беда, так как ты одолеешь священников, но если потерпишь поражение – стыд тебе».  И в действительности паша  был посрамлен , когда сто монахов Великой Пещеры  в фустанелах и с фесьями и еще 500 греческих  борцов за свободу  в битве  в Палиампело обратили в бегство 3000 его солдат, не допустив их до монастыря.

Нельзя  пройти  мимо  монастырского музея , где  хранятся многие святыни и предметы национального достояния.  В Великой Пещере  хранятся  рукописи с удивительным  миниатюрами,  драгоценные  и искусно  выполненные     кресты с частицами Честного Древа, Священные сосуды,  переносные иконы, гравюры,  великолепный дискелий, хоругви, омофор Хрисанфа Нотараса, плащеницы, антиминсы… Мощевики.  Среди святых мощей находятся  и главы основателей монастыря . В монастыре   находится «камень с отверстием» , через который солнечный свет  проходит лишь в два солнечных  равноденствия.  На противоположной вершине  от монастыря  написана самой природой цифра «1821». В народе   говорят следующее, что «если испортиться Морьяс (Пелопоннес), его исправит  Великая Пещера. Если испортиться Великая Пещера, то ее не исправит Морьяс»  

СВЯТЫНИ  МОНАСТЫРЯ  ВЕЛИКОЙ ПЕЩЕРЫ

 

Платаниотисса

 В 840 году, когда в Константинополе бушевала иконоборческая ересь, фанатики-иконоборцы оставили от церкви Мега-Спелеон одни угли. В это время братия Мега-Спилеона обходила с чудотворной иконой весь Пелопоннес, стараясь убедить христиан оставаться верными православным традициям. На обратном пути они остановились на ночлег на том самом месте, где отцы Симеон и Феодор получили откровение о встрече со святой Евфросинией. Проповедники поставили икону в дупло росшего там огромного платана, а когда проснулись, увидели, что икона оставила на дереве отпечаток — свою точную копию. Отпечаток сохранился до наших дней. На этом месте построили небольшую часовню. Жители соседней деревни Клапацуна (теперь она носит название Платаниотисса — Богородица Платанового Дерева) говорят, что на протяжении многих веков в день Отдания праздника Успения, 23 августа, вокруг дерева можно увидеть сияние.

Икона под защитой

 Венецианцы, захватив Пелопоннес, сделали несколько попыток силой завладеть иконой. Один из местных венецианских правителей пришел взять икону, но как только протянул к ней руки, их парализовало. В другой раз, эмиссаров папы Николая, посланных конфисковать чудотворный образ Богородицы, удержала некая сверхъестественная сила, а в третий раз венецианскому сборщику налогов Джиану Джианнесу, который намеревался забрать икону, помешала внезапная смерть жены.

Камень Богородицы

 Однажды монахи решили выкопать канал, чтобы в монастырь поступала вода из реки Серинитес, но на пути у них оказался огромный камень. Не сумев расколоть его, они обратились с молитвой к Божией Матери, и Она тотчас исполнила их прошение: камень раскололся. С тех пор это место называют «Камнем Богородицы».

Сход лавины

 В 1735 году во время реставрации одного из монастырских зданий двенадцатилетний мальчик по имени Александр Колокинтус был завален лавиной из земли и камней. Рабочие начали быстро откапывать его, не надеясь, однако, увидеть его живым. К их удивлению, мальчик оказался невредим. Он рассказал, что во время схода лавины его защищала Матерь Божия. Она стояла над ним, закрывая его голову и тело от падающих камней.

Под властью турок и немцев

 В 1714 году турецкий маршал Джин Али Паша задумал ограбить и перебить всех жителей Пелопоннеса. Тогда Матерь Божия повелела братии идти к нему с дарами. Так, по указанию свыше, инокам удалось смягчить его сердце. Гнев его угас.

В 1717 году Богородица спасла от смерти иеромонахов Софрония и Парфения, которых пытался обезглавить турецкий лейтенант Лекистас в качестве возмездия за то, что монастырь, как предполагали турки, укрывал бежавших повстанцев: в руках лейтенанта без видимой причины зашатался занесенный над головами иноков меч. После этого турецкие командиры отдали своим войскам приказ отойти и отменили запланированное наступление.

 В ходе неудавшегося восстания 1770 года, когда греки пытались сбросить турецкое иго, настоятель монастыря Мега-Спилеон Захария упросил повстанцев в соседнем городе Калаврита пощадить турецких женщин и детей. Настоятель привел их в свой монастырь, а потом передал туркам. После того как восстание было подавлено, турки, благодарные настоятелю Захарии за его милосердие, исполнили многие из тех прошений, с которыми он к ним обратился от имени местного греческого населения.

В 1827 году, во время восстания, принесшего грекам независимость, Ибрагим Паша из Египта временно отвоевал для султана Пелопоннес. Единственным местом, которое ему не удалось захватить, был монастырь Мега-Спилеон и его окрестности. Он выдвинул против защитников монастыря (там было пятьсот вооруженных повстанцев и сто монахов)» десятитысячное войско. Битва произошла 24 июня 1827 года, и по воле Божией вражеское войско в конце концов отступило. Крепость осталась невредимой, ее защитники пели победные гимны и хвалу Богородице, защитившей их.

Однако самым тяжким испытанием стал страшный пожар 1934 года, в котором погибли все монастырские здания и большая часть святынь и священных рукописей. Чудотворную икону Божией Матери и частицу Креста Господня героически спасли два иеродиакона, пройдя с Божией помощью сквозь огонь. К несчастью, впереди монастырь ждала еще одна ужасная трагедия. 8 декабря 1943 года на Мега-Спилеон напали немецкие оккупанты. Они разграбили и осквернили храм, а иноков сбросили с высокой скалы. Погибших было двадцать два человека, в возрасте от четырнадцати до восьмидесяти шести лет

 

Пещера Семи Озер

Находится  среди лесистых гор  и альпийских лугов в 30 минутах езды от городка Калавриты. Еще  пещеру  называют Спилео Лимнон – это каскад из 15 подземных водоемов , расположенных на  различных уровнях. Озера отделены друг от друга естественными перегородками. Озера  похожи на чаши, такой  красоты  я  еще не видела , увиденное поражает воображение.  Огромное количество   природных сталактитов и сталагнитов  впечатляют.

После  Пещеры Семи Озер  мы следуем  в небольшую деревушку Планитеро. Именно здесь  можно  отведать  лучшую  на всю Ахейю форель , её разводят в местных водоемах горного ущелья  и  вылавливают специально для гостей ,  а от приготовленной   на  гриле  форели  толь пальчики оближешь!!!

И после  трапезы  нам предстоит путь  далее  по красивейшим местам  Пелопонесса: серпантин горных дорог, ущелья, горные речки и озера, леса и горный  воздух, наполняют меня и я уже жду встречи со Святым  Иоанном Русским – впереди  путь на остров Эвбея через  известный  Коринфский пролив и самый длинный на планете вантовый мост Рион Антирион. 

Составление  этой статьи   связано с подготовкой в паломничество в Грецию  и ожиданием встречи с  мною любимыми  местами, составляя текст  я мысленно  уже там , в месте  затронувшем мое  сердце и душу и в попытке объять необъятное,  сосредоточиться на главном  и  чего –то не забыть.  Текст  размещаю сразу , а вот   фотографии с прежних моих  поездок на Пелопоннес   размещу уже после  26 февраля 2013 года, хочется чтобы  все уложилось и Все святые молите,  Бога о рабе Божией грешной Наталье и о  ее  укреплении в вере , о благополучии в семейной жизни и делах. И прошу твоих  молитв брат или сестра , за путешествующую  рабу Божию Наталью

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации