Храм-на-Крови
Храм-на-Крови - один из крупнейших храмов Екатеринбурга, всегда привлекающий множество паломников и туристов со всей России и из других стран. Сразу же после постройки он стал одним из главных экскурсионных объектов Екатеринбурга.
Полное официальное название храма – Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.
Он стал третьим в России храмом на крови. Первый построен в Угличе на месте убийства царевича Дмитрия, второй – в Санкт-Петербурге на том месте, где убили царя-освободителя от крепостной зависимости Александра II.
Этот храм строился с 2000 по 2003 года на месте стоявшего здесь ранее печально известного дома Ипатьева. Именно в конфискованном большевиками доме инженера Ипатьева несколько месяцев (если быть точным, то 78 дней) содержалась семья последнего императора, а в ночь на 17 июля 1918 года была расстреляна в подвале этого дома.
После расправы с Николаем II и его семьей, большевики сначала сбросили их тела в шахту на Ганиной Яме, а затем, спустя сутки, перепрятали более надежно – под бревенчатый настил в Поросенковом логу на старой Коптяковской дороге.
22 сентября 1977 года дом Ипатьева был снесен. Причем сносом дома руководил Б.Н. Ельцин.
Когда тоталитарный режим стал слабеть и в стране появились демократические веяния, то у места казни Романовых все чаще стали появляться люди. В 1990 году здесь был установлен первый деревянный поклонный крест. Вскоре построили небольшую деревянную часовенку, названную в честь преподобномученицы Елисаветы. Перед ней положили камень с высеченными на нем словами, напоминающими о трагедии 1918 года.
В 2000 году начались активные работы по строительству храма на столь трагическом месте. Храм строили по проекту архитекторов В.П. Морозова, В.Ю. Грачева и Г.В. Мазаева.
Храм освятили при большом стечении паломников накануне очередной годовщины трагических событий – 16 июля 2003 года.
Храм-на-Крови построен в русско-византийском стиле, имеет пять куполов, его высота – 60 метров. На колокольне храма 14 колоколов, самый большой из них имеет массу аж в пять тонн!
Храм состоит из верхнего и нижнего помещений. В нижнем храме постарались воссоздать помещение, в котором были расстреляны Романовы. «Расстрельная комната» воссоздана рядом с алтарем. Здесь есть небольшой музей, рассказывающий о последних днях жизни царской семьи.
Если нижний храм невысокий и темный, то верхний, главный, напротив, светлый и жизнерадостный. Здесь расположен уникальный иконостас из редкой породы белого мрамора. Его длина 30 метров и высота 13 метров. Главные святыни этого храма – рака святого Серафима Саровского и икона Божьей Матери «Троеручица».
О том, что этот храм – на крови, напоминает внешняя облицовка культового сооружения красным и бордовым гранитом.
Если присмотреться, то можно увидеть, что по наружному периметру храма расположены 48 икон самых почитаемых русских святых, выполненные из бронзы.
Со стороны улицы Толмачева у храма расположен памятник Царской семье. По замыслу авторов скульптуры, здесь показан момент спуска семьи последнего императора в подвал на расстрел.
Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля (в годовщину расстрела Романовых) в Храме-на-Крови проводятся богослужения в память о погибших, после чего совершается крестный ход до монастыря на Ганиной Яме. Порой в нем принимают участие до нескольких десятков тысяч человек со всей России.
Несмотря на красоту и популярность Храма-на-Крови, церковь относится к нему скорее как к музею, мемориалу, напоминающему о трагедии. Все наиболее важные службы в Екатеринбурге проводятся в другом – Свято-Троицком – храме.
Посещение Храма-на-Крови входит в популярнейший паломнический маршрут. Также стоит побывать в расположенном поблизости от Екатеринбурга монастыре на Ганиной Яме.
Есть в Свердловской области и еще одна трагическая точка, связанная с расправой над Романовыми. Подгородом Алапаевском действует монастырь на месте шахты Межной, где в том же 1918 году расправились с князьями Романовыми, содержавшихся под арестом в Алапаевске.
Святыни Храма на Крови:
1. Рака с частицами мощей св. Серафима Саровского
2. Икона Божией Матери «Троеручица»
Описание иконы Божьей Матери Троеручица. История этой чудотворной иконы Богоматери тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. Во время правления византийского императора Льва Исаврянина его воины рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письмаидоказывал правильность иконопочитания, ссылаясь на тексты Священного Писания.
Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость императора, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности и отрубить ему кисть правой руки, а также вывесить её на городской площади в знак устрашения.
Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы Богородицы – «Троеручица».
Перед иконой Божьей Матери «Троеручица» молилась Царская Семья в Ипатьевском доме накануне мученической кончины.