Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник

Иордания

Иордания представляет собой небольшую и бедную страну. Поверхность ее 96.610 кв. км. Население по оценке 1957-го года насчитывается в 1.527.000 ч. Граничит Иордания с Сирией на Севере, с Ираком на Сев. Востоке, с Аравией на Востоке и Западе и с Израилем на Западе.

Наиболее представительными христианскими конфессиями в Иордании являются греко-православные, католики (латиняне) и греко-католики (мелькиты).
ПРАВОСЛАВНЫЕ
Православные Иордании - по-арабски "рум-ортодокс", то есть греко-православные - принадлежат к Иерусалимской православной церкви с центром в Иерусалиме. Она является автокефальной, т.е. самоуправляющейся, богослужение совершается как на арабском, так и на греческом языках. В храмах в отличие от Русской православной церкви имеются скамьи, на которых многие прихожане сидят во время службы. Среди высшего православного духовенства в Иордании преобладают греки.
Православная церковь имеет наибольшее число храмов среди других церквей. Самый большой собор в Аммане и в целом в стране - Церковь вхождения Христа в Храм (расположен в элитном столичном районе Сувейфия) также принадлежит православным. На его торжественное освящение в 1992-м году приезжал Е.С. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. По соседству с собором - амманская резиденция Иерусалимского патриарха, также возведенная в начале 1990-х годов по почину покойного ныне патриарха Диодора.
В королевстве создано Православное благотворительное общество, которое помимо деятельности, непосредственно вытекающей из названия, играет роль своего рода общественной организации, объединяющей православных мирян. Ее глава – доктор Рауф Абу Джабер.
КАТОЛИКИ
Почти половина христиан в Иордании сегодня принадлежит к римской католической церкви. В Аммане действует не менее десяти католических церквей, в 2003 г. состоялось открытие внушительного по размерам католического храма с приданным ему культурным центром.
Первый католический храм построили в Аммане в 1933 г. в Нижнем городе. Главным собором иорданских католиков сегодня является Церковь Св.Марии из Назарета (в столичном районе Свейфия). Иорданский викариат возглавляет Епископ Амманский Салим Сайег.
Появление последователей римско-католической церкви в Иордании связано с активной деятельностью миссионеров в Заиорданьи во второй поло вине XIX века. В частности, известно, что именно таким путем в 1870-х гг. удалось обратить в католичество практически весь поселок Румеймин в 15 километрах к северо-востоку от Салта. Из 150 жителей поселка лишь одна семья сохранила приверженность православию. Греко-православный храм был в 1898 г. заменен на католический, освященный в честь праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. В Аджлуне (провинция на севере Иордании) из 5 тысяч христиан, традиционно исповедовавших православие, к началу XX века около 30% стали приверженцами католицизма (на сегодняшний день эта пропорция сохраняется, хотя христианская община сократилась почти до одной тысячи человек).
На территории Иордании активно действует принадлежащий монашескому ордену францисканцев религиозный научно-исследовательский центр "Студиум Библиканум Францисканум", который в основном занимается археологическими изысканиями в рамках изучения библейской истории.
УНИАТЫ
Греко-католическая или мельхитская церковь (на арабском "рум-катулик") была образована в XVIII в., когда часть православных верующих, отделившихся от Восточных патриархатов уже после "Великого раскола" 1054 г., оформила отделение от греко-православной церкви избранием в 1724 г. собственного патриарха в связи со смертью Антиохийского православного патриарха и признала верховенство папы. Иорданские мелькиты ("мелькиты" дословно означает "люди царя", т.е. лояльные монарху ), число которых составляет около 30 тыс. человек, подчинены греко-католическому патриарху Антиохии, Иерусалима и Александрии Григорию III (его резиденция в Дамаске) и епархиально образуют архиепископство Петры и Филадельфии, которое в настоящее время возглавляет епископ Джордж аль-Мурр. Последователи этой церкви - арабы, богослужение ведется на арабском языке. Первоначально мельхитами их идеологические оппоненты монофизиты называли всех христиан, подчинившихся решениям Вселенского Халкидонского собора (451 г.), на котором были осуждены монофизитство и несторианство. При разделении Вселенской церкви на Восточную и Западную (1054 г.) Мельхитами стали именовать приверженцев православия, сохранивших самостоятельность от основной Восточной церкви, хотя и продолжавших формально подчиняться Константинопольскому патриарху. Примечательно, что на том этапе Ватикан считал их раскольниками. В 1683 г. епископ Тира и Сайды (Ливан) Ефимий Сейфи "поставил точку" в делегировании лояльности православным, однако оформления полной самостоятельности новой, по сути, церкви дело не довел. После избрания собственного патриарха новая церковь признала верховенство Рима, заключив с папой унию. С этих пор слово "мельхиты" стали применять исключительно к униатам. Примечательно, что, несмотря на союз с латинянами, греко-католики сохраняют византийский обряд.
Последователями сиро-католической (сириякской) церкви являются переселенцы в Иорданию из южной Турции и из Сирии, где во втором по величине городе Алеппо эта церковь сформировалась в начале XVII в. Правительство Османской империи, куда входили Сирия и Иордания до 1917 г., признало эту церковь на своей территории лишь в 1662 г. В марте 2003 г. в Иорданию приезжал патриарх сиро-католиков Игнатий Бутрус VIII, который принял участие в хиротонии иорданского епископа церкви Григория Мальки.
Другие униатские церкви - армяно-католическая и коптско-католическая - представлены лишь несколькими десятками последователей. Причем армяне-католики (осталось всего десять семей) не имеют своего храма и окормляются у местного армяно-григорианского епископа в единственной в королевстве армянской церкви.
Из-за гражданской войны в Ливане некоторые ливанские христиане передались в более спокойную Иорданию. Так здесь появились марониты, еще одни представители униатского лагеря. Маронитская церковь стоит особняком среди восточного христианства: с одной стороны по своей догматике они приверженцы монофелитства, с другой - с 1736 г. находятся в союзе с римской католической церковью. В культе и обрядах маронитов немало обычаев из раннехристианской эпохи. Глава маронитской церкви избирается коллегией маронитских епископов и утверждается Ватиканом. Иорданских маронитов, по данным патриарха Антиохии и всего Востока Насраллы Бутруса Сфейра (резиденция в Ливане), - около 150 семей, маронитский священник в Аммане Джордж Шихан называет цифру 1500 человек. В 1998 г. маронитам выделен участок земли в районе Умм Кундум (по дороге в международный аэропорт) для строительства церкви.
Название происходит от имени сирийского аскета Марона, проживавшего близ города Алеппо, Основанный также неподалеку от этих мест монастырь Св.Марона стал центром монофелитства (по мнению самих маронитов, "исконного правоверия"), которые стали называть себя его последователями. Религиозное противостояние с монофизитами, яковитами и православными привело к миграции части маронитов в горы Ливана, где благодаря их проповедям местные жители переняли именно это учение. Первым патриархом маронитской церкви считается Йоханна Марун (ум. в 707 г.) Во время крестовых подов марониты оказались на стороне европейцев, которые были недругами и маронитских врагов православных и яковитов. Вильгельм Тирский упоминает в своих хрониках, что в 1182 г. марониты заключили союз с Римом. Однако эти договоренности не были прочными, понадобилось еще 550 лет, чтобы уния с Ватиканом стала окончательной. При этом обряды маронитов сохраняют многие черты, присущие яковитской и несторианской конфессиям, а священники имеют право вступать в брак.
ДРУГИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ
В армянской общине преобладают последователи армяно-григорианской церкви, основанной католикосом Григорием Просветителем в VI в. Большая часть григориан - потомки выходцев из южной Турции, бежавших в арабские страны от преследований турецких экстремистов. В амман¬ском районе Ашрафийя, где раньше компактно проживали армяне, стоит армянская церковь Св.Тадэоса (слав. Фаддея).
Все большее распространение получают различные протестантские конфессии. Открытость Иордании внешнему миру, значительное число браков с гражданами стран Европы и Северной Америки позволили обеспечить прихожанами целый ряд церквей, действующих сегодня в Аммане:
- Коптская церковь в Аммане
- Англиканская церковь;
- Германоязычная евангелистская церковь;
- Свободная евангелистская церковь;
- Назаретская церковь;
- Церковь Иисуса Христа Святых судного дня;
- Свидетели Иеговы;
- Евангелисты
- Баптистская церковь и ряд других.
Число коптов, несториан и яковитов, являющихся последователями раннеехристианских монофизитских верований, крайне незначительно - это в основном проживающие в королевстве выходцы из Египта, Палестины, Сирии и Ирака.  

В Иордании действует 30 православных храмов, один монастырь, несколько храмов в процессе строительства. В стране существует Православное благотворительное общество, которое помимо деятельности, непосредственно вытекающей из названия, играет роль своего рода общественной организации, объединяющей местных православных христиан. Согласно Королевскому указу от 8 июля 1958 г. Православная Церковь в Иордании имеет статус легитимной.

Иорданская православная церковь считается автокефальной, т. е. самоуправляющейся. Она возглавляется патриархом Иерусалима (отсюда и официальное название этой церкви — Иерусалимская православная церковь). В настоящее время им является Бенедиктос (гражданское имя — Василий Пападопулос), который одновременно руководит монашеской организацией Братство святого гроба господня, возникшей еще в IV в. На территории Иордании расположены две епархии: архиепископство Иерусалима (одновременно являющееся патриаршей епархией) и епископство Аммана. Свое влияние Иерусалимская православная церковь распространяет и на православных, проживающих на территории соседнего государства Израиль, частично в АРЕ (Синайское архиепископство), на православных палестинцев в Иордании и в некоторых других странах Востока. В распоряжении этой церкви имеются различные учебные заведения, например гимназия «Святого общества» в Иерусалиме, женский пансионат и др., храмы, которых насчитывается около 120 (в том числе на территории Израиля), 45 монастырей (большинство недействующих, некоторые имеют историческую и архитектурную ценность, например храм Александра Невского). Особенно богат историческими памятниками православия старый Иерусалим, который посещает большое число паломников и туристов. Духовенство Иерусалимской церкви насчитывает 75 человек, монахов — более 50 человек. Печатным органом Иерусалимской православной церкви является старейшее издание Иордании, газета «Аль-Урдун», тираж которой составляет около 3 тыс. экземпляров (печатается на арабском языке). В ведении церкви находится десять средних школ и около 30 начальных.
Кроме Иерусалимской православной церкви православные в Иордании имеют и другие общины, например Русскую православную церковь, насчитывающую несколько десятков монахов и имеющую недвижимость, и др.
Монофиситы в Иордании представлены несколькими церквами. Общее число приверженцев этого восточного направления христианства составляет 18 — 20 тыс. человек.
Армяно-григориане насчитывали в 1966 г. 8 тыс. приверженцев. Большинство григориан проживает в городах западного побережья р. Иордан. В восточных районах их немногим более тысячи (все в Аммане). В качестве литургического языка сохраняется армянский. Эту церковь возглавляет армяно-григорианский патриарх Иерусалима. В настоящее время им является архиепископ Дардарян. Почти все григориане — выходцы из южной Турции, бежавшие сюда в начале XX в. от преследований турецких экстремистов. Официальным печатным органом армяно-григорианской патриархии Иерусалима является ежемесячник «Сион», выходящий с 1866 г. В нем освещаются не только вопросы религиозного характера, но и проблемы литературы, философии и т. д. Тираж около 1,2 тыс. экземпляров. Главным редактором издания является патриарх. Иерусалимская патриархия административно подчиняется католикосу Эчмиадзина.

Решение о строительстве храма РПЦ было принято в феврале 2007 г., когда во время поездки Президента РФ Владимира Путина по странам арабо-мусульманского мира король Иордании Абдалла II передал Русской Православной Церкви гектар земли на берегу реки Иордан. В начале февраля нынешнего года посол Иордании в РФ Абдель Илах аль-Курди сообщил российским СМИ о планируемой в этом месяце закладке первого камня в основание храма. 14 апреля 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Иорданского Хашимитского Королевства в Российской Федерации Ахмеда Сатаана Аль-Хасана. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил о строительстве храма и дома для паломников на участке, переданном России властями Хашимитского Королевства на левом берегу реки Иордан. По словам Его Святейшества, несмотря на возникшие технические проблемы, связанные с особенностями рельефа местности, строительство храма и дома для паломников будет завершено.

Религия Иордании: Большая часть населения исповедует ислам. Христиане составляют 6 % постоянного населения Иордании и занимают 20 % мест в Парламенте. В основном, иорданские христиане принадлежат к Православной церкви (Иерусалимский патриархат), остальные — к Римско-католической церкви, Греко-католической церкви и различным протестантским обществам. К христианам в Иордании относятся люди различных национальностей (к примеру, католическая месса проводится на арабском, английском, французском, итальянском, испанском, тагальском, сингальском языках и иракских диалектах арабского языка), но основную массу составляют арабы-христиане. Часть иорданцев принадлежат к религиозным меньшинствам — исмаилиты и сторонники веры бахаи.

СВЯТЫНИ ИОРДАНИИ

Гора Нево - расположена к востоку от северной оконечности Мёртвого моря, находится на 817 м над уровнем моря, в теперешней западной Иордании в 7 километрах от города Мадаба.
Согласно Второзаконию, на горе Нево Господь указал Моисею на Землю обетованную: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана...» (Втор.34:1).
На вершине горы находится «Мемориал Моисея» - считается, что он похоронен именно здесь. Гора Нево находится под попечением ордена францисканцев.
На вершине горы сохранились древние мозаичные панно, остатки первой церкви, построенной в конце IV века с целью отметить место кончины Моисея и остатки монастыря IV-VI веков н. э.


Местность Анджара знаменита церковью Богоматери на Горе. Это пещера, воссозданная на предполагаемом месте остановки Христа с матерью Марией на пути с берегов Галилейского моря в Иерусалим. 

Менее чем в сорока километрах к югу от Мадабы лежит Мукавир - древний Макайрос, крепость на вершине горы, где был заключён и казнён Иоан Креститель.
На этом месте Ирод Великий возвел дворец, перешедший после его смерти к его сыну Ироду Антипасу, который позже бросил в одну из темниц дворца Иоанна Крестителя. Прекрасная Саломея, племянница Ирода Антипаса, танцевавшая в этом дворце для его гостей, получила в награду за танец голову Иоанна Крестителя.
От руин дворца в Мукавире, где поднимаются толстые стены, в большей степени разрушенные еще римлянами, открывается изумительный вид на холмы вокруг Иерусалима на западном берегу Мертвого моря и на само Мертвое море.

Бетани и река Иордан
                                                                                       

Бетани по праву считается самым значимым местом в Святых землях уже более двух тысяч лет. Именно здесь, напротив Иерихона на реке Иордан, произошло крещение Иоанном Предтечей (Иоанном Крестителем) Иисуса Христа. В ходе местных раскопок в 1996 году подтвердилось, что Бетани именовалась в Библии как «Вифавар за Иорданом», где состоялось крещение Господа. Совершить обряд очищения в реке Иордан может каждый желающий. Наденьте крестильную рубашку и трижды погрузитесь в воду. Считается, что таким образом можно смыть с себя все грехи.
Святая вода Иордана обладает удивительным свойством: если вы наберете ее в прозрачную емкость, то через некоторое время мутная на вид жидкость станет кристально-чистой.

Тель-ель-Харрар
Тель-ель-Харрар в переводе значит «Гора Святого Ильи Пророка». Отсюда по приданию Илья Пророк был живым восхищен на Небо. На горе Святого Ильи находятся руины древнего монастыря, некоторые остатки построек уникальны. Так до сегодняшнего дня сохранился «дом молитвы» первых христиан, построенный в третьем веке. Пещера на склоне этой горы та самая, в которой жил, рядом с которой проповедовал Иоанн Креститель.

Столица Иордании, Амман, знаменита как место памятного поединка Давида и Голиафа. И сегодня там можно увидеть массивные укрепления, где Давид (предок Христа) обрек на смерть Урию, чтобы жениться на его вдове Вирсавии.

В Хирбат-аль-Вахадине паломники посещают место рождения пророка Илии, а в Эссалте — гробницу Иова и места захоронения сыновей Иакова — Гада и Асира. В Пелле Иаков боролся с Богом, принявшим обличье человека, после чего получил имя Израиль. Там же находится наиболее хорошо сохранившееся сооружение ветхозаветных времен — масштабный храм, относящийся по времени постройки к бронзовому или железному векам.

Юго-восточная часть Мертвого моря — место, где когда-то стояли, а потом были разрушены библейские города Содом и Гоморра, а также местность, связанная с жизнью праведника Лота. И хотя ослушавшаяся Бога жена Лота превратилась в соляной столп, сам праведник и две его дочери были спасены и укрылись в пещере близ города Сигор, современного Сафи. Позднее византийцы построили здесь церковь и монастырь во славу святого Лота.

Город Умм-ар-Расас упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. Он знаменит своими мозаиками в византийском стиле, а также церковью Св. Стефана с замечательно сохранившимся мозаичным полом.

Петра - c 7/07/2007 одно из семи чудес света. Столица Едома или Идумеи, позже столица Набатейского царства, главный город сыновей Исава. Город расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 метров над уровнем моря и 660 метров над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик. Проход в долину - через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 метров в высоту. Другим крупным центром набатейской цивилизации была Хегра.
Петра располагалась на перекрестке двух важнейших торговых путей: один соединял Красное море с Дамаском, другой - Персидский залив с Газой у побережья Средиземного моря. Отправлявшимся от Персидского залива караванам, навьюченным драгоценными пряностями, неделями приходилось мужественно переносить суровые условия Аравийской пустыни, пока они не достигали прохлады узкого каньона Сик, ведущего в долгожданную Петру. Там путешественники находили пищу, кров и прохладную живительную воду.
Из «Естественной истории» следует, что туристический бизнес жителей Петры был очень прибыльным, потому что кроме платы за жилье и за корм для верблюдов, требовались подарки для охранников, привратников, служителей храма и слуг царя. Но пряности и благовония, продаваемые в богатых европейских городах, приносили баснословную прибыль, поэтому купцы не скупились на расходы.
Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках. Многие сооружения Петры воздвигались в различные эпохи и при разных хозяевах города, в числе которых были идумеи (18-2 вв. до н. э.), набатеи (2 в до н. э. - 106 г. н. э.), римляне (106-395 гг. н. э.), византийцы и арабы. В XII веке н. э. им владели крестоносцы.
Первым из европейцев нового времени Петру увидел и описал путешествовавший инкогнито швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт. Рядом с античным театром здесь можно увидеть здание эпохи идумеян или набатеев. Памятников же, сооруженных после VI века по н. э. практически нет, ибо в ту эпоху город уже потерял свое значение.
В наши дни около полумиллиона туристов приезжают в Иорданию каждый год, чтобы посмотреть на Петру, строения которой свидетельствуют о ее славном прошлом. Когда туристы проходят по прохладному каньону Сик длиной в километр, за поворотом им открывается Сокровищница - величественное здание с фасадом, высеченным из огромной скалы. Это одно из наиболее сохранившихся сооружений первого века. Здание венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,- отсюда и происходит название «Сокровищница». Каньон постепенно расширяется, и туристы попадают в естественный амфитеатр, в песчаниковых стенах которого множество пещер. Но главное, что бросается в глаза,- это выдолбленные в скалах склепы. Колоннада и амфитеатр свидетельствуют о присутствии римлян в городе в первом и втором веках. Современные бедуины, потомки набатеев, предлагают уставшим туристам проехаться на верблюде, продают сувениры и поят свои стада коз у городских источников, воды которых утоляют жажду людей и животных. По старым мощеным дорогам Петры до сих пор ходят исключительно верблюды, лошади и ослы.
Научившись мастерски собирать воду, жители Петры также овладели искусством работы с камнем. Само название «Петра», что означает «скала», связано с камнем. И Петра, действительно, была городом из камня, подобного ей в Римской империи не было. Набатеи, построившие город, с терпением высекали дома, склепы и храмы из каменных глыб. Петра уютно расположилась среди красных песчаников, которые отлично подходят для строительства, и к первому веку нашей эры в сердце пустыни вырос монументальный город.
Знаменитый скальный храм-мавзолей, «Сокровищница фараона», как называют ее арабы. Мавзолей создан во II в. - возможно, в связи с посещением Сирии императором Адрианом. Точное назначение сооружения до конца не выяснено. Есть предположение, что первоначально это был храм богини Исиды. Во всяком случае, многие черты памятника говорят о том, что его могли построить мастера, знакомые с приемами зодчества Александрии Египетской.
Мавзолей Эль-Хазне - пример величайшего мастерства древних архитекторов и камнерезов. Стоит задуматься о том, с помощью каких приемов они высекали фасад, на основании каких расчетов, каких предварительные проектов? Но ответов нет, и можно строить лишь предположения.
Огромная поверхность скалы была стесана. Но для этого следовало соорудить строительные леса, а деревьев в этой местности почти нет. При отсутствии лесов можно было, не стесывая сразу всю поверхность, воспользоваться неровностями скалы и идти по ней, как по ступеням. В этом случае и каменотес, и резчик начинали с самого верха, вырубая первую ступень, а затем спускались все ниже и ниже. Но как в этом случае они могли определять нужные масштабы сооружения? Ведь одно дело размечать будущую постройку и вырубать ее, стоя на строительных лесах, и совсем другое - делать то же самое, повиснув над пропастью. Во всяком случае, опыт и умение архитекторов и резчиков по камню, создавших этот великолепный скальный мавзолей, вызывают почтительное преклонение.
Территория Петры занимает большую площадь. От центра, где хорошо сохранились руины многочисленных зданий, уже не скальных, а выстроенных традиционным способом, из камня, она простирается на несколько километров.
Главная улица, протянувшаяся с востока на запад через весь город, была проложена во времена римского владычества. По обеим ее сторонам тянется величественная колоннада. Западный конец улицы упирался в большой храм, а восточный заканчивался трехпролетной триумфальной аркой.
Эд-Дейр, вырубленный в скале на вершине утеса монастырь - огромное здание шириной около 50 м и высотой более 45 м. Судя по вырезанным на стенах крестам, храм какое-то время служил христианской церковью.

Долина Вади-Рам.                                                      

По преданию, здесь находится источник Моисея — то место, где пророк ударил жезлом по скале и из нее потекла вода. Кроме всего прочего, именно Петра почти наверняка была местом последней остановки перед Вифлеемом трех волхвов, которые несли ладан, золото и миро в дар младенцу Иисусу. А на горе Джебель-Харун, где похоронен брат Моисея Аарон, сегодня действует не только христианская церковь, которую посещают православные паломники, но и мусульманский мавзолей. Такое вот замечательное смешение религий!

Умм Кайс (Umm Qays) - древний город на севере современной Иордании. За свою многовековую историю Умм-Кайс имел много названий - Гадар, Гадара, Полис Помпейянон, Тон Гадерон, Антиохейя и Селевкия.
Археологические находки в Умм Кайсе датируются 5 000 лет. Извесно , что в III веке до н. э. здесь жили греки и эллинизированные в правление Селевкидов местные жители. В 93 году до н. э. город завоёван царём Иудеи Александром Яннаем, а в 63 году до н. э. он передаётся Помпеем в состав Декаполиса - союза 10 эллинизированных городов Заиорданья, находившегося под верховной властью Рима. Гадара был родиной известных греческих поэтов Мениппа (III век до н. э.), Филодема и Мелеагра (I век до н. э.). Город был разрушен в результате землетрясения в VIII веке н. э.
Умм Кайс является частью Святой Земли, местом поломничества христиан, так как именно здесь происходила история с Гадарскими свиньями, описанная в Библии от Матфея 8:28-34.
« 28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.»
Отсюда открывается великолепный вид на долины рек Иордан и Ярмук, Галлелейское море (озеро Тибериас, Тивериадское озеро), Голанские высоты. А в Аль-Химме, в 10 км к северу от Умм Кайса, есть целебные горячие источники, которые высоко ценили еще древние римляне.

Пещера семи Спящих Отроков в г. Амман
Находится почти на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб. Это знаменитая пещера Спящих (Ахль Аль-Кахаф), почитаемая христианами как пещера, в которой, согласно преданию, спрятались от гонений во времени императора Деция (Декия) отроки-христиане, уснувшие на много лет. Проснулись они уже в эпоху расцвета христианства.
Правда, с семью чудесным сном почившими отроками эфесскими связывают и другие пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании. Но пещера в урочище Аль-Раджиб (другое название - Аль-Раким) как место упокоения этих христианских мучеников почиталась еще V-VI веках. Посещавший эти места с торговыми караванами Мохаммед, основатель ислама, вероятно, хорошо был знаком с преданием о семи спящих отроках, спасенных Господом от преследований за веру. Считается, что повествование «Пещера» 18-й суры Корана есть не что иное, как вариант христианского предания, о котором было известно жителям древних населенных пунктов на территории современного Аммана еще до утверждения в этом городе ислама.

Христианские святыни Герасы
Своей историей Джераш уходит в глубь веков. Археологические раскопки на месте этого города показали, что он существовал уже во времена неолита. С 1 века н. э. Джераш начал расширяться и перестраиваться.
За высокую степень сохранности его часто называют "Помпеями Востока" - город на долгие годы был скрыт от глаз человеческих застывшим селевым потоком... Современные туристы могут полюбоваться многочисленными храмами, двумя амфитеатрами, римскими банями и многими сотнями колонн, обрамляющими улицы Герасы (так город назывался во времена Александра Македонского).
Джераш является одним из наиболее сохранившихся городов Декаполиса (Десятиградия), в которое входили так же Филадельфия, Гадара, Пелла, и Абила, находящиеся на территории современной Иордании, а так же ряд селений на территории Сирии и северного Израиля.
В византийскую эпоху церковная жизнь в Герасе (Джераше) отмечена присутствием ее епископов на Соборах в Селевкии (359) и Халкидоне (451). Согласно сообщению Георгия Кипрского (VI в.), Гераса являлась 7-м городом провинции Аравия. В 746 г. Гераса была разрушена землетрясением и залита селевым потоком, превратившим ее в своего рода «иорданские Помпеи», сохраняющие древний облик лучше других античных городов Палестины и Заиорданья.
Руины Герасы- важный объект археологии христианской. Это прекрасно сохранившийся образец процветающего города римской провинции на Ближнем Востоке. Остатки колоннадных улиц, языческих храмов, христианских церквей, столпы которых, увенчанные капителями, высились на месте Герасы в XVIII-XIX вв., служили точкой притяжения многих экспедиций, изучавших Палестину и Иорданию.

Церковь св. Георгия в г. Мадаба
                                                                                               

Главная достопримечательность города Мадаба находится в современной греческой православной церкви Святого Георгия, строилась во времена императора Юстиниана (560 -565 г.г. н.э.) и имела мозаичное покрытие по всей площади церкви. До наших дней мозаика дошла не в полном объеме.
Яркая мозаика изображающая карту Иерусалима и других святых мест считается одной из первых попыток изобразить географию в мозаике. Она состоит из двух миллионов кусочков цветного камня, а ее полные изначальные размеры - 25 х 5 метров. На карте изображены холмы и долины, деревни и города вплоть до дельты Нила. Она служила как путеводитель по маршрутам Святой земли. На сегодняшний день на карте зафиксировано 157 объектов. Главной частью карты является Святой город Иерусалим, изображение которого совпадает со старой частью сегодняшнего города. Одно из главных изображений на карте - Место крещения на реке Иордан, что напротив Иерихона.
Карта была обнаружена в 1895 году после переселения христианских семей из г. Карак.

Гробница Ноя
                                                                                             

На высокой скале над городом Эль-Карак находится старое мусульманское кладбище. Именно здесь и находится гробница. Сама могила находится ниже уровня земли. Над местом погребения построена небольшая усыпальница, а над могилой мраморная гробница. Усыпальница почти всегда заперта на замок. Попасть внутрь нереально. Однако через окно прекрасно видно всё, что находится внутри.

Находясь в паломнической поездке по Иордании, непременно стоит посетить так называемую Царскую дорогу, являющуюся древнейшей в мире непрерывно функционирующей транспортной артерией. По этой дороге проходил Авраам, общий праотец иудеев, христиан и мусульман, направляясь из Месопотамии в Ханаан. Царская дорога упоминается и в более древнем предании из Книги Бытия, повествующем о том, как четыре царя с севера пошли войной на Содом, Гоморру и три других города долины.

Библейский Царский путь
Современный перевод словосочетания «Королевская дорога», по сути, далеко не точный. Библия Книги Чисел в стихотворном варианте посвящена одному из наиболее драматичных моментов Исхода Земного, когда Моисей со своим народом оказались в преддверие Земли Обетованной. Дорога его называлась Путем Царей. Так что остановиться следует на подобном названии. В древности Царский Путь связывался с такими легендарными областями, как Башан, Гилид (Галаад), Аммон в северной части и Моав, Ед, Паран, Мадиан - в южной части долины реки Иордан. Прародитель Авраама из Месопотамии также держал свой путь в Ханаан по этой дороге. Путь Царей в течение истории, насчитывающей несколько тысячелетий, видел много торговых караванов и воинский отрядов.
Сегодня туристические поездки из Аммана в Акабу чаще всего пролегают по Пустынной дороге — это современная автотрасса с отличным покрытием дорожного полотна и редкими населенными пунктами. Путь от того совершенно комфортный, но далеко не самый интересный. Путь Царей же имеет довольно напряженные места в виде горных серпантинов, однако виды, которые открываются с него, способны захватить дух и разум. Здесь можно увидеть Мертвое море, местами прямо рядом с дорогой пролегающее, глубокие ущелья с горными источниками. По факту, практически весь путь пролегает близ границы Иордании и Израиля, в западном направлении вы увидите Израиль, его курортные зоны и населенные пункты. Фотографии, который вы привезете со смотровых площадок Королевской дороги, способны завораживать своей красотой!
В Иордании бытует такая легенда, что каменный столб, расположенный на скале близ Мертвого моря — это именно тот библейский «соляной столб». В него была обращена жена Лота, когда они бежали всей семьей из Содома. Господь известил устами Ангела Лота о том, что Содома и Гоморра будут уничтожены, так он спасся. Ангел предупредил только о том, что бежать необходимо, не оглядываясь назад на дом. Жена же Лота поддалась минутному соблазну, захотев узнать, что происходит за ее спиной. Обернувшись, она застыла, превратившись в соляной столб.

Холм вознесения Пророка Илии

Долина реки Иордан, где располагается холм вознесения Пророка Илии — это одно из уникальнейших мест на Земле по числу и степени важности свершившихся здесь событий, которые упомянуты в Священном Писании. Свои проповедь и процесс крещение начинал здесь Пророк Иоанн Предтеча, современники его называли Пророком Илией. Здесь роль сыграло не только внешнее сходство, но сила самой проповеди и исходившая от Иоанна благодать, а также и место, им избранное. Рядом с местом, на котором Пророк Иоанн крестил в водах реки Иордана людей, расположен тот самый холм вознесения Пророка Илии.
Сегодня здесь можно наблюдать руины одной из древнейших христианских церквей в честь пророка Илии и осовремененную памятную арку, возведенную в честь прибытия сюда самого Папы Римского в 2000-м году.
По Писанию пророк Илия жил в IX веке до Рождества Христова, он был рожден в Фесвии Галаадской – сегодня это город Листиб в Иордании, расположенный в колене Левиином. Как гласит предание, дошедшее до нас от святого Епифания Кипрского, в тот день, когда родился Илия, его отцу снизошло тайное видение - мужи приветствовали новорожденного, пеленая его своим огнем, и питая пламенем огня своего. Илия очень долго жил в пустыне, постясь и молясь, он совершил немало чудес силами своих молитв к Богу. В частности, после того как Илия победил жрецов Вааловых при споре о Господней истинности: Творец наш принял жертву пророка Илии, а жертву жрецов – нет.
Но, конечно, и вознесение пророка Илии само по себе тоже было Божиим чудом, поражая умы и воображение наших современников и предков— так как Илия был принят Господом на Небеса будучи живым. Как описано в Священном Писании: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). До пророка Илии по Писанию живым на Небо был принят только Енох, живший до свершения всемирного Потопа (Бытие 5:24).

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации