Иерихон
Иерихон
Город Иерихон расположен на дне Иорданской долины в глубокой впадине, приблизительно на 250 метров ниже уровня мирового океана. По данным археологов, это один из самых древних городов мира, в нем обнаружены строения, датируемые VIII веком до Р.Х. Современный Иерихон находится на расстоянии примерно двух километров от древнего города. Древний Иерихон был расположен на главной дороге, пересекающей всю Иорданскую долину от Галилейского озера до Мертвого моря, а также на центральной дороге, соединявшей восточный берег Иордана с Иерусалимом. Помимо удобного географического положения, Иерихон также богат плодородными землями, здесь много воды.
В Иерихоне и его окрестностях есть места, связанные с деятельностью пророков Илии и Елиссея. Так, в Иерихоне пророк Елисей исцелил воды источника, непригодные ранее для питья. Этот источник сохранился и поныне.
Встреча Спасителя с Закхеем
Господь неоднократно проходил через Иерихон, следуя из Галилеи в Иерусалим и обратно. И сейчас современная Иерихонская дорога, соединяющая Иерусалим с Иерихоном, проходит по тому же пути, что и во времена Спасителя. Евангелие упоминает о нескольких чудесах, совершенных Спасителем в этих местах. Здесь Он исцелил слепого, который взывал ко Господу словами: "Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя!". В этом крике Иерихонского слепца толкователи Священного Писания видят указание на молитву Иисусову, ее прообраз. В Иерихоне к Спасителю подошел богатый благочестивый юноша, спросив, что ему нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную.
Дерево Закхея
Еще одно известное Евангельское событие, которому посвящен один из воскресных дней, подготовительных к Великому Посту - встреча Господа с Закхеем - произошло тоже в Иерихоне. Закхей был очень богатым человеком, начальником мытарей, т.е. сборщиков налогов для римлян. Народ ненавидел и презирал мытарей, поскольку они были сребролюбивы, корыстолюбивы, и часто грабили народ, собирая больше, чем требовалось отдавать римским властям. Иисус проходил через Иерихон. И вот Закхей, грешный человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, пробудившейся в сердце жаждой спасения, настолько захотел увидеть Христа, что, теснимый толпой, влез на дерево, так как был мал ростом. Он забыл о своем положении, о своем достоинстве, им двигало только неудержимое желание хоть издали видеть Иисуса. А Господь знал, какой перелом произошел в душе Закхея и сказал ему: "Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме". Мытарь поспешно слез с дерева, чтобы принять в своем доме Спасителя. И настолько глубокое действие на душу Закхея оказало это Божественное посещение, что он сказал: "Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8). Это означало раздать практически все свое имение, но покаяние Закхея было столь глубоким, что он стремительно решается на этот поступок. Что же ответил Господь? "Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 9). Господь отвечал не только Закхею, но и народу, роптавшему на то, что Он вошел в дом к грешному человеку, к мытарю. И для нас, чтобы мы всегда помнили, что Господь "пришел взыскать и спасти погибшее"
"Дерево Закхея", т.е. дерево, на которое он влез, называется сикомóр (иногда его называют еще сикомора или сикимора). Это не смоковница, а другое плодовое дерево (тоже из рода фикусов, как и смоковница). От него сейчас остался пенечек, который можно увидеть во дворе греческого храма, посвященного пророку Елисею (по преданию, на этом месте был дом пророка Елисея). Также в Иерихоне есть участок Русской Духовной Миссии, на котором сейчас подвизаются сестры Горненской обители. На этом участке есть небольшой храм, посвященный святому Иоанну Предтече, ибо здесь неподалеку он крестил народ.
Сорокадневная гора
В окрестностях Иерихона (на юго-востоке от города) находится гора, которую древняя христианская традиция связывает с тем местом, куда Христос удалился после Своего крещения, где он постился 40 дней и после был искушаем от диавола. Гора эта находится напротив того места, где на берегах Иордана проповедовал и крестил народ святой Иоанн Предтеча.
В этих местах с древности селились монахи. Здесь много пещер, в которых подвизались отшельники. Первый монастырь был построен на Сорокадневной горе в 340 году. После персидского разорения он перестал существовать и восстановлен был только в конце XIX века.
Желающих попасть в обитель ждет нелегкое восхождение, которое принято совершать с Иисусовой молитвой. Поднявшись в монастырь, мы вначале видим небольшой пещерный храм и одну из древних пещер, в которой жили подвижники. Затем проходим в храм, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В самом храме есть лестница, ведущая наверх в небольшую часовню, в которой под престолом находится камень, на котором по преданию, молился Господь во время Своего сорокадневного поста. В XIX веке в обители было построено 20 новых келий, но они так и не были населены. Если в прежние времена здесь подвизались многие монашествующие, то сейчас здесь почти никто не может жить. Один-два-три человека, потом они меняются.
На самой вершине горы в конце XIX веке на русские пожертвования начали строить храм, но строительство было прекращено из-за Первой мировой войны и последовавшего за ней октябрьского переворота в России. Храм так и остался недостроенным.