Сихем
Сихем (Шхем) – посещение зависит от политической ситуации в регионе.
Колодец Иакова. (После праздника Пасхи Христос снова направился в Галилею. Его путь лежал через Самарию. В городе Сихарь Он остановился с учениками, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Здесь состоялась Его встреча с самарянкой возле колодца патриарха Иакова. Над этим колодцем святая царица Елена построила крестообразный храм, просуществовавший до VII в. Затем он был разрушен завоевателями и лишь в позапрошлом столетии Иерусалимская Патриархия выкупила у арабов участок, произвела раскопки, в результате которых был обнаружен фундамент и мозаичный пол церкви, под которой сохранился колодец глубиной в 35 м и диаметром в 1 м. Над колодцем была построена часовня, а на прежнем фундаменте в начале прошлого века на пожертвования из России было начато строительство четырехпрестольного храма).
Колодец Иакова
Самария (на иврите - Шомрон, ныне Себастия близ города Наблус) — древний город в Палестине, основанный около 880 г. до Р.Х. царём Израильского царства Омри. По этому городу стала называться и целая область, лежащая между Изреельской долиной на севере и Иудеей на юге. В 722—721 гг. Самария была захвачена ассирийцами, город был разрушен, а большая часть жителей Самарии была выселена. Новые поселенцы, собранные со всех концов ассирийского царства, смешались с остатками местного населения. Так образовалась народность, именуемая в Евангелии самаритянами. Самаритяне признавали Пятикнижие Моисея, переняли некоторые иудейские традиции, но считали, что поклоняться Богу надо на горе Гаризим, а не в Иерусалиме. Вместе с тем, самаряне сохраняли и некоторые языческие традиции. Иудеи же, в свою очередь, гнушались всяким общением с самарянами.
Господь иногда проходил через Самарию, когда шел из Галилеи в Иерусалим или обратно. Этот путь был гораздо короче, но самаритяне не всегда пропускали иудеев проходить по их земле. Да и сами иудеи гнушались всяким общением с жителями Самарии. Поэтому общепринятый путь был другим - в обход, по Иорданской долине.
Во время одного из таких путешествий, когда Спаситель проходил через Самарию, произошла Его беседа с самарянкой, о чем повествует Евангелие от Иоанна. Встреча эта произошла у колодца Иакова. Этот колодец, глубиной около 35 метров, находится около ветхозаветного Сихема (или Сихарь, современное название - Наблус), на северо-западном склоне горы Гаризим. Древнее предание гласит, что этот колодец вырыл патриарх Иаков.
Женщина-самарянка, с которой беседовал Господь, прославляется Святой Церковью как святая мученица Фотина, она пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме, в 66 г.
В пятом веке святая императрица Елена воздвигла над колодцем величественную крестообразную базилику. Храм неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. В настоящее время здесь выстроен величественный и очень красивый храм. Строительство его завершилось совсем недавно. Колодец Иакова находится в крипте, расположенной под алтарём большого храма.
Священномученик Филумен
В храме почивают мощи священномученика Филумена, возрождавшего это место и зверски замученного и убитого (либо мусульманами, либо иудеями, что вероятнее).
Родился о.Филумен в 1913 году на Кипре в семье благочестивых родителей. В 1927 году стал послушником в монастыре Ставровуни. В 1934 году переехал в Иерусалим, где в 1937 году принял монашеский постриг с именем Филумен и 5 сентября того же года был рукоположен во иеродиакона, а 1 ноября 1944 года - во иеромонаха. Он служил в монастырях Иерусалимской патриархии: в обители святого Саввы Освященного, у святого Феодосия, у святого Константина, в патриаршем храме в Иерусалиме. Позднее, будучи игуменом, нес послушания у разных святынь. Был возведен в сан архимандрита. 8 мая 1979 года был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова в Самарии. Был подвижником, вел очень строгую жизнь.
Колодец Иакова почитается как священное место и евреями, и мусульманами. Иудеи требовали, чтобы о.Филумен убрал крест и иконы от Иаковлева Колодца, потому что они не могли смотреть на них, крест и иконы мешали им молиться. Но о.Филумен настаивал на том, что колодец Иакова был и остается православной святыней, что здесь место, где сидел Господь, где Он беседовал с самарянкой. Ему угрожали, на него оказывали давление. Он чувствовал, что его стараются «убрать» с этого места, но стоял твердо.
Мученическую кончину архимандрит Филумен принял в храме, который он восстанавливал. Произошло это 29 ноября 1979 года. Убийцы вошли в храм, когда о.Филумен служил вечерню, он вышел к ним в епитрахили. Они нанесли о.Филумену топором в лицо две крестообразные раны — сверху вниз и от уха до уха, — выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки, которыми складывается знак Креста. Когда он постарался выйти из церкви и позвать на помощь, топором усекли ноги в коленях. После убийства они осквернили церковь: разбили Распятие, разбросали и изгадили святые сосуды…
Через три года поступило предложение открыть гроб отца Филумена... Когда в 1983 году открыли гроб, обнаружилось почти полное нетление мощей. Его руки легко сгибались. Правая нога от лодыжки и ниже истлела, потому что убийца усек ее топором, истлели и пальцы на левой ноге. Все остальное тело было нетленным.
11 сентября 2009 года архимандрит Филумен был канонизирован Иерусалимской церковью как священномученик. 5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви»