Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Православный календарь

Синай - Египет

Египет - государство на северо-востоке Африки и юго-западе Азии. На востоке граничит с Израилем, на юге - с Суданом, на западе - с Ливией. На севере омывается Средиземным морем, на востоке - Красным морем. Площадь страны около 1001450 км2. Менее десятой части территории страны составляют сельскохозяйственные угодья. Это долина дельты Нила, несколько оазисов в пустыне и земли вдоль Суэцкого канала. Более 90% территории занимают пустынные земли, среди которых Ливийская пустыня, часть пустыни Сахара и Аравийская (Восточная) пустыня. В Ливийской пустыне расположен обширный песчаный участок, называемый Великое Песчаное море. В нем находится несколько впадин, в том числе впадина Кат-тара площадью около 18000 км2, глубина которой достигает 113 м ниже уровня моря - самое низкое место Африки. Большую часть Аравийской пустыни занимает плоскогорье высотой около 60в м, на восточном краю ее находятся редкие горы, достигающие высоты 2100 м. На крайнем юге страны, вдоль границы с Суданом находится Нубийская пустыня. Синайский полуостров также занят пустыней на севере и скалами высотой более 2100 м на юге у берегов Красного моря. Высочайшая точка Египта гора Джабал-Катрина (2637 м) находится на Синайском полуострове. Именно на ней, согласно Ветхому Завету, Моисей получил Десять Заповедей. Нил течет через весь Египет от суданской границы до Средиземного моря и практически на всем своем протяжении (около 1545 км) он расположен в узкой долине, окруженной скалами. На юге страны находится искусственное озеро Насер, образованное Асуанской плотиной. На севере, у Каира, образуется дельта Нила шириной около 250 км. Географически и исторически Египет делится на Верхний Египет - территория дельты, и Нижний Египет- узкая долина (23 км) на юг от Каира.
Население страны (по оценке на 1998 год) составляет около 66050000 человек. Почти 99% населения проживает в долине Няла и дельте, составляющих менее 4% территории Египта. И хотя средняя плотность населения около 66 человек на км2 дельта и долина Нила - один из самых густонаселенных регионов мира (около 1663 человек на км2). Этнические группы: хамиты (египтяне) - 90%, бедуины, нубийцы. Язык: арабский (государственный), английский, французский, берберский. Вероисповедание: сунниты - 90%, коптская православная церковь, греческая православная церковь, католическая церковь. Столица - Каир. Крупнейшие города: Каир (6900000 человек), Александрия (3577000 человек), Гиза (2144000 человек), Порт-Саид (460000 человек), Суэц (388000 человек). Государственное устройство- республика. Глава государства - президент Мурси, Мохаммед (в должности с октября 2012 года). Глава правительства- премьер-министр Назиф Ахмед (с 14 июля 2004 года). Денежная единица -египетский фунт. Средняя продолжительность жизни (на 1998 год): 62 года - мужчины, 65 лет - женщины. Уровень рождаемости (на 1000 человек) - 27,3. Уровень смертности (на 1000 человек) - 8,4.
Согласно археологическим находкам, египетская цивилизация берет свое начало около 4000 года до н.э. Около 3200 года до н.э. образовалось объединенное царство, которое простиралось от Нубии на юге до Сирии на севере. Последняя египетская династия пала в 341 году до н.э., когда страну завоевали персы, позже им на смену пришли греки: Александр и Птолемей, который основал династию новых египетских царей. Арабы принесли в Египет ислам и арабский язык, старинный египетский язык сохранился только в .литургической службе коптской православной церкви. Египет был частью различных исламских империй почти тысячелетие. В 1882 году Великобритания фактически получила полное влияние в Египте, хотя номинально он оставался частью Оттоманской империи до 1914 года. С 1914 по 1922 год страна была протекторатом Великобритании. В 1936 году был подписан договор, значительно расширивший автономию Египта. В 1951 году страна получила полную независимость. 23 июля 1952 года произошел военный переворот и король Фарук отрекся от трона. 18 июня 1953 года Египет был провозглашен республикой. В 1954 году в результате очередного переворота к власти пришел подполковник Гамаль Абдель Насер. В 1979 году Египет первым из арабских государств подписал мирное соглашение с Израилем, положив начало мирному процессу на Ближнем Востоке. В конце 80-х - начале 90-х годов в Египте вспыхнула волна террора, начатая исламскими фундаменталистами. Страна является членом ООН, МВФ, Всемирного банка, ГАТТ, Исламской конференции, Организации африканского единства.
Для Египта характерны два климатических сезона: жаркий с мая по сентябрь и прохладный с ноября по март. Разница температур весьма значительная - в жаркий сезон температура может подниматься до 46т гр. С, а зимой опускаться до 0 гр. С. Наиболее влажный регион - средиземноморское побережье, среднегодовая норма осадков на котором около 200 мм. Среднегодовая норма осадков в Каире - около 29 мм. В пустынных районах дождь может идти один раз в несколько лет. Практически вся растительность сосредоточена в дельте Нила, нильской долине и оазисах. Наиболее распространенное дерево - финиковая пальма. Среди других растений: сикомор, тамариск, акация, кипарис, мимоза, миртовое дерево. Папирус, ранее росший в большинстве мест, теперь остался только на юге. Из-за засушливого климата животных в Египте немного. В пустынях обитают газель, пустынная лисица, гиена, шакал, дикий осел, кабан, тушканчик, египетский мангуст. Среди рептилий несколько видов ящериц и ядовитых змей, в том числе рогатая гадюка и кобра. В древности в Ниле водилось большое количество крокодилов и гиппопотамов, теперь они обитают в верховьях Нила. В Египте, в основном в дельте Нила, обитает около 300 видов птиц, в том числе пеликан, фламинго, цапля, не-ктарница, иволга, эгретка, сокол, орел, стервятник. Большое количество насекомых, а в пустынных регионах - скорпионов. В Ниле и озерах региона дельты обитает около 100 видов рыб.
Большинство достопримечательностей Египта сосредоточено в Нильской дельте и долине реки. В Каире это Город Мертвых - огромное кладбище с могилами, начиная со II тысячелетия до н.э.; музей Египта, в котором находится богатейшая коллекция экспонатов. Древнего Египта, в том числе сокровища гробницы Тутанхамона; Музей исламского искусства; множество мечетей (Ахмад-ибн-Тулун, Султан-Хасан, Мухаммад-Али), мавзолеев, минаретов; зоопарк. В Гизе (на западном берегу Нила недалеко от Каира): пирамиды и Сфинкс. В городе Аль-Файюм: развалины древнего города Арсиной. В Луксоре и Карнаке: развалины древней египетской столицы III тысячелетия до н.э.; Фив, в которой сохранилось несколько храмов (храм бога Менту, богини Мут, храм бога Амона). На побережье Красного моря - знаменитые пляжи, среди туристов особенно популярно подводное плавание.

Священник Андрей САВРИЦКИЙ
Сегодня многие открывают для себя Египет как место отдыха, новых впечатлений, экскурсий и поездок. В этой статье поговорим об основных православных святынях Египта, о его многовековой христианской истории.
Сердцем православия в Египте является Синай. Здесь особым образом ощущаешь величие Божества и мимолетность человеческого бытия. Ведь именно здесь пророк Моисей получил от Бога знаменитые 10 заповедей, которые являются основой нравственной культуры всего человечества.
Вся жизнь Моисея - это хождение над пропастью между жизнью и смертью, между Богом и людьми, она полна великих чудесных знамений и тайн высшего откровения. Моисей родился в Египте в семье пленных израильтян. Время его рождения совпало с гневом фараона на весь народ израильский. Распаляясь злобой, он издал жесточайший указ: умертвлять всех младенцев мужского поля, родившихся в еврейских семьях. В это страшное время родился величайший пророк, жизнь которого многократна была на волоске от смерти, но которого хранила невидимая десница Господня. Моисей был особым человек, отмеченным Богом.
Мать Моисея, ослушавшись страшного приказа фараона, долгое время скрывала ребенка, а когда ему исполнилось три месяца, и она не могла больше скрывать его, взяла корзинку, осмолила ее, положила в нее дитя и поставила в тростнике у берега реки. К этому месту приходила купаться дочь фараона. Когда красавица услышала детский плач, ее женское сердце дрогнуло - и она решила взять младенца себе. Он был так красив, что принцесса сразу полюбила его и впоследствие сделала своим законным сыном. Египетская царица нарекла младенца Моисеем, что в переводе с египетского означает «взятый из воды». Она, конечно не знала, что ему предстояло стать вождем всего израильского народа и вывести его из египетского плена в землю обетованную.
В долине, где был когда-то лагерь выведенного из Египта народа израильского, находится православный монастырь. Его официальное название - Священный Великий Монастырь богом благословенной горы Синай, однако его чаще называют монастырем святой Екатерины или просто Синайским. Он расположен на высоте 1570 м в долине между горами Моисея, Екатерины и Сафсафа. Дух захватывает при взгляде на крепостные стены этой оазиса православия среди безводной пустыни.
На территории монастыря растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Корень этого удивительного растения сохранился до наших дней и дает жизнь новым побегам. Причем ни одна попытка посадить его в другом месте не увенчалась успехом. Над этим корнем устроен святой престол, на котором совершаются богослужения.
Веками монастырь Святой Екатерины был местом традиционного паломничества русских людей. Здесь много икон, старинных книг, колоколов, предметов церковной утвари. В последние годы забытая было традиция паломничества стала возрождаться.
В монастыре хранятся мощи святой великомученицы Екатерины. Она родилась в 294 г. в Александрии. Дочь состоятельных родителей, она не знала недостатка в женихах. Девушка получила хорошее образование - владела несколькими языками, изучала философию, астрономию, поэзию, музыку и математику. Благодаря монаху-сирийцу она стала христианкой. Когда девушка попыталась обратить в христианство римского императора Максимиуса, тот сослал ее в Александрию, где в 305 г. она приняла мученическую смерть. После казни тело Екатерины исчезло. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на самую высокую гору Синая и нашли там останки Екатерины. В настоящее время мощи великомученицы Екатерины хранятся в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо в память обручения Святой Екатерины с Небесным Женихом Христом.
В лабиринте монастырских построек возвышается трехнефная базилика. Работы по ее возведению начались в 542 г. и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, сооруженная по приказу Святой Елены, стала составной частью церкви.
Стены, колонны, кровля церкви и надписи на ее стенах сохранились со времен Юстиниана. Самые ранние из икон, находящихся здесь, были написаны еще в VI в. Деревянным входным дверям - 1400 лет. Над ними - надпись по-гречески: «Вот врата Господа; праведные войдут в них». Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырех частей с рельефами животных, птиц, цветов и листьев.
Вдоль базилики установлены двенадцать колонн - по числу месяцев в году. Над каждой - византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц.
По числу и ценности рукописей библиотека монастыря уступает только Ватикану. Из 3 тыс. манускриптов две трети написаны по-гречески. Остальные - на арабском, сирийском, коптском и славянских языках.
Существует древний благочестивый обычай подниматься на вершину синайских гор - пик Моисея, где по преданию он беседовал с Богом. Как правило, восхождение совершается ночью, так как из-за жары сделать это в дневное время невозможно! Завершается восхождение на рассвете. Там, на вершине, стоит небольшая уютная церковь. И если среди паломников есть духовенство, в ней, как правило, совершается Божественная Литургия. Построенная еще при императоре Юстиниане, церковь была посвящена Преображению Господню. Разрушенная и потом восстановленная из древних гранитных камней, она освящена ныне во имя Пресвятой Троицы.
Крутой спуск с пика Моисея по убегающим то вправо, то влево гранитным ступенькам ведет на хребет Хорив, в горную долину, где стоит часовня пророка Илии. Великими чудесами он много способствовал восстановлению истинной веры в Бога среди израильского народа и уничтожению идолопоклонства. Безусловное послушание воле Божией, чистота и непорочность жизни, любовь к молитве и созерцанию тайн Божиих - таковы отличительные свойства этого великого пророка. Поражает внешняя простота и аскетизм места, где великий пророк удостоился созерцать Бога. Господь явился ему в веянии тихого ветерка.
C Хорива к монастырю ведет крутой спуск в ущелье - так называемый «монашеский путь». После ночного подъема на пик Моисея большинство паломников спускается по более легкой дороге, зигзагами огибающей гору. «Монашеский путь» начинается от каменной арки - это «Врата в небо», служившие в былые времена пропускным пунктом для желающих взойти на гору Моисея. Монах, сидевший у этих врат, исповедовал поднимающихся на пик паломников.
В двух часах ходьбы находится еще одна святыня - пещера игумена Синайского Иоанна Лествичника. Именно здесь, в этой безмолвной тиши, написал преподобный Иоанн душеспасительную книгу «Лествица».
Скрывая свои подвиги от людей, он иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75 лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Вся жизнь подвижника и его книга «Лествица» служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Христианские святыни Египта.
Каждый, кто приезжает в Каир, поражается обилию минаретов. 
Но глаз истинного христианина обязательно отыщет среди них купола, увенчанные крестами. 
Египет всегда ассоциируется с исламским миром. Поэтому, возможно, для многих россиян станет откровением то, что с IV по VII в. во время византийского периода, главенствующей религией Египта было христианство. Оно пришло в Египет еще в первом веке из Палестины. Основал христианскую церковь в середине I века св. Марк Евангелист, который проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. Из Александрии христианство быстро распространилось по стране. Христиане подвергались гонениям со стороны Римской империи, провинцией которой был в те времена Египет. И только в IV в. христианство стало официальной религией Египта, на смену которой пришел ислам. Но христиане не исчезли с лица земли. 
Сейчас среди 68-миллионного населения Египта, основную часть которого составляют мусульмане, коптов-христиан - около 10 процентов. Они живут бок о бок с мусульманами, и зачастую колокольни церквей соседствуют с минаретами мечетей. 
Слово «копт» в переводе с греческого означает «египтянин», но корни его лежат еще глубже и, возможно, восходят к древнеегипетскому «Ха-Ка-Птах». 
В Каире иконы с изображением Спасителя, Богоматери и святых можно найти не только в значимых для христиан местах, но и в лавочках простых ремесленников, и в витринах крупных магазинов. Это является подтверждением того, что в Египте не только исповедуют Ислам, но почитают христианские святыни. 
Первые русские «туристы»
Поразительно, что в такой ортодоксальной исламской стране, как Египет, в течение многих веков сохранились мощные оазисы христианства, которые всегда привлекали к себе паломников, путешественников, ученых, а теперь и туристов из многих стран мира. Известно, например, что еще князь Владимир в 1001 г. посылал своих людей в Египет, чтобы «соглядати земель их и обычаев их». Об этих странствиях в Египет есть записи в летописи Никона «Повести временных лет». Позже паломники отправлялись туда, чтобы посетить христианские святыни. 
В середине XVI века в Египте побывал архидиакон новгородского Софийского собора Геннадий. Позднее многие русские поэты и музыканты посещали Египет, и среди них художник Иван Билибин, поэты Андрей Белый и Николай Гумилев, певец Федор Шаляпин и другие. Их восхищение вызывали не только пирамиды и величественный Нил, но и христианские святыни на египетской земле. 

Христианский Каир
В наши дни паломники, интересующиеся историей христианства, осматривают коптские церкви, расположенные в старом Каире, известном в древности как Вавилон Египетский. Большинство коптских церквей были основаны в IV - X в. и мало изменились с тех пор. Самая известная - двуглавая церковь - была построена на одном из бастионов римского форта. К ней ведет три десятка крутых ступеней, она возвышается над другими строениями, поэтому ее еще называют «Подвешенная». Коптские церкви во многом напоминают православные, но есть и различия. Фрески там редкость, зато они богато декорированы иконами. Иконостас, двери, декоративные деревянные панели на стенах украшены резьбой и инкрустациями из кости. 
Не менее знаменита и церковь Абу Серга (св. Сергия). Согласно преданию, она построена над гротом, где жила дева Мария с младенцем Иисусом во время их вынужденного бегства в Египет. Церковь Абу Серга по архитектуре напоминает византийскую базилику, а ее внутреннее убранство отличается простотой. Под алтарем, куда ведут каменные ступени - грот, где, согласно преданию, и останавливалось Святое Семейство. 
В старом Каире есть еще несколько старых коптских церквей, интересных для посещения: святого Георгия, Святой Девы Марии и святой Варвары. Во дворе церкви Девы Марии, построенной еще в IV веке во времена императора Константина, легализовавшего христианство, есть павильон с вытертыми от времени каменными ступенями. По ним, как считают копты, Святое Семейство спускалось к лодке, чтобы начать свое путешествие в Средний Египет. 
В коптском музее в Каире собраны многочисленные предметы искусства: старинные манускрипты, иконы и церковная утварь, оружие и посуда, относящиеся к 300-1000 г. н.э. Даже здание музея, в отделке которого использовались взятые из старых коптских домов и церквей двери, оконные деревянные резные решетки, балкон, может служить примером коптского искусства. 

Висячая Церковь (Hanging Church) в Каире, известная на арабском языке под названием «al-Muallaqah» («висящая»), посвящена Деве Марии. Висячая Церковь первоначально была построена в IX веке (а по некоторым данным, даже в VII веке) в верхней части Водяных Ворот римской крепости. По ту сторону ворот находится маленький внутренний дворик, где обычно продаются видеозаписи литургий и записи с участием главы Коптской Ортодоксальной Церкви Шенуды III.
Как и большинство каирских церквей, Висячая Церковь неоднократно переживала процессы восстановления. Оригиналом считается лишь часть, расположенная справа от святилища, над южным бастионом. Но, несмотря на это, она является одной из самых впечатляющих церквей города, славящейся своей мраморной кафедрой для проповедника, инкрустированными экранами и картинами. В баптистерии, справа, выпилена одна из напольных панелей, чтобы посетители могли рассмотреть расположенные внизу Водяные Ворота. Отсюда хорошо видна одна из стоящих на воротах башен-близнецов.
Перед посещением церкви рекомендуется позвонить, чтобы узнать, не закрыта ли она на восстановительные работы.

Александрия, основанная великим македонским полководцем в IV веке до Рождества Христова, в первые века христианства имела огромное значение для Церкви. Просветивший Египет св. апостол Марк был епископом этого города и здесь же принял мученическую смерть. Центр греческой, римской и иудейской культур, Александрия стала и средоточием христианской мысли: уже во II веке здесь была основана Александрийская богословская школа. Находясь в Александрии, паломники посещают Кафедральный храм св. апостола Марка, где хранится часть его мощей.


   Чудо в Зейтуне

Сергей Путилов

Русского пилигрима, забравшегося в горы близ Дамаска, чтобы посетить монастырь Св.Феклы, может удивить почтение, с которым православные монахини относятся к «коптской» иконе «Чудо Богородицы в Зейтуне». Ее иконография может показаться православному человеку очень необычной. Пресвятая Дева в нимбе из золотых звезд парит над куполом храма, из ее распростертых ладоней бьют снопы света. Такие же иконы вы увидите в греческих храмах Святой Земли и, конечно же, в самом Египте, где расположен Зейтун. Почитание «коптской» иконы Богородицы Зейтунской широко распространено на православном Ближнем Востоке. В то же время, в России об этом великом чуде и тридцать лет спустя еще мало кто знает.
Небольшая пятикупольная церковь Богородицы в каирском пригороде Зейтун стоит в тени громадного современного собора. Три десятка лет назад здесь произошли события едва ли не самые потрясающие за всю двухтысячелетнюю историю Христианства. 2 апреля 1968 года рабочие-мусульмане автобусного парка, находившегося рядом с храмом, увидели странное зрелище – на крыше церкви стояла полупрозрачная женская фигура, от которой исходило свечение. Сначала они не поняли, но затем ужаснулись. Прибежавшие люди увидели на крыше Богородицу – такой, как Ее изображают на иконах в деисусном чине иконостаса, молящуюся перед крестом храма, от которого тоже исходило сияние. Пришедшие фотографы сделали первые кадры. 
Весть о явлении облетела весь мир. Очевидцами явлений, продолжавшихся непрерывно в течение трех лет, были сотни тысяч людей, среди которых немало фотокорреспондентов и журналистов. Однако в нашей стране, находившейся тогда за большевистским «железным занавесом», обо всех этих событиях практически ничего не известно. Показания многочисленных свидетелей обобщил журналист Фрэнсис Джонсон в своей книге «Когда миллионы видели Деву Марию», выдержавшей пять переизданий. 
Автор обращает внимание на то, что явления совершались над и вокруг церкви в Зейтуне, деловом пригороде Каира, лежащем в непосредственной близости от маршрута, по которому следовало Святое Семейство во время бегства в Египет. Земля, на которой стоит церковь, первоначально принадлежала семье копта по фамилии Халил. В 1920 году одному из членов его семьи во сне явилась Богородица и велела построить храм на этом месте. Храм был воздвигнут в 1925 году и после этого переулок стал называться Халил Лэйн (переулок Халила). И вот, 50 лет спустя, Пресвятая Дева как будто благословила храм таким образом.
Предыдущее явление Богоматери было в 1962 году в советской Литве. Пресвятая Дева сказала тогда, что в следующий раз Она придет в Египет. 
Первое видение в Зейтуне, как уже было сказано, случилось вечером 2 апреля 1968 года, в 20.30. Вот что рассказали рабочие-мусульмане, прибывшие на обычную пересменку к воротам своего гаража, что напротив церкви Святой Марии. Час пик уже прошел, и в наступающей темноте на улице были только одна машина и несколько женщин, идущих на освещенной фонарем стороне. Внезапно какое-то движение над средним куполом храма привлекло внимание женщин. Двое рабочих отставили свои чашки чая и застыли в изумлении – коленопреклоненная «белая леди» стояла рядом с крестом на верхушке купола. Один из рабочих, по имени Фарух, указал перевязанным пальцем (который ему должны были ампутировать на следующий день) и закричал из всех сил, думая, что девушка хочет броситься вниз: «Леди! Не прыгайте! Не прыгайте!» Движимый чувством отчаяния, он бросился вызвать пожарных и полицию, а несколько его товарищей – позвать священника отца Константина. 
В этот момент «Леди», облаченная в мерцающую светом одежду, встала на ноги. Одна из женщин внизу закричала по-арабски, внезапно осененная: «Наша Богоматерь Мария!». Едва с ее губ сорвался этот возглас, как неизвестно откуда появилась стая белых голубей, и стала парить рядом с видением. Через несколько мгновений необычное видение поблекло в потемневших небесах, оставив зрителей ошеломленными и безмолвными.
На следующее утро, когда рабочий-очевидец Фарух прибыл в госпиталь на операцию, хирург был поражен, увидев палец абсолютно здоровым. Это было первое известное чудо исцеления в Зейтуне.
Краткий рассказ о первом видении был помещен в выпуске каирской газеты Wantani. Неделю спустя произошло второе видение, затем еще и еще, в быстрой последовательности. Они всегда происходили ночью и сопровождались таинственным светом, сиянием и блеском вокруг церкви, которые образовывали как бы балдахин из звезд. Один из свидетелей описывает это как «ливень из бриллиантов». Минуты спустя появлялась стая сияющих голубей и летала вокруг залитой потоками света церкви. Очевидцы описывают их как странных птиц, – будто бы сделанных из света, которые летали с поражающей скоростью, но не махали крыльями. Иногда семь или более птиц летали в форме креста. Потом они сбивались в стаю и внезапно исчезали, будто таяли снежные хлопья. 
Вскоре слепящая вспышка света будто всасывалась в церковную крышу. Уменьшаясь, свет приобретал форму Богоматери. Она всегда была в длинной одежде и покрывалом на голове из голубовато-белого света. Складки одежды трепетали на теплом ветру. Вокруг головы было ослепительное сияние в виде нимба. Оно было таким сильным, что делало практически невозможным различить черты лица. Видение без усилий скользило сквозь купола и приветствовало толпу внизу. Неожиданно Она могла появиться над или между пальмовыми деревьями во дворе церкви, или являлась как шар света на одной из 4 угловых глав, или у поддерживающих их каменных арок. Частота видений варьировалась. В первые дни Богородица появлялась почти каждую ночь, иногда по несколько раз в ночные часы. Поэтому многие сотни наблюдателей могли быстро сбегать домой и привести сюда своих родственников или соседей. С течением времени видения, однако, стали появляться менее часто. Время от времени Пресвятую Деву можно было видеть с младенцем Иисусом на руках, или со святым Иосифом вместе со Христом – ребенком лет 12-ти.
Новости о видениях распространялась с быстротой пламени, вызывая волну сильного воодушевления невероятного множества христиан, мусульман, иудеев и даже неверующих. Толпы собиравшихся по ночам достигали 250 тысяч человек. Каждое появление Богородицы сопровождалось оглушительными криками, плачем огромного количества людей, осаждавших со всех сторон церковь: «Мы верим в Тебя, Святая Мария! Мы свидетельствуем о Тебе, Святая Мария!» Множество мусульман, стоя на коленях на своих циновках, цитировали вирши из Корана в честь Святой Марии (ислам испытывает определенное почтение к Деве Марии и признает Непорочное зачатие Христа). Другие молились в унисон с католиками, коптами и протестантами. Впервые в истории христиане и мусульмане молились вместе в таком большом количестве.
В ранние часы фотограф Вагих Ризк Матта впервые успешно сфотографировал видение. «Явление – говорит он – было таким резким, что слепило мне глаза. Я был словно поражен ударом тока. Я щелкнул камерой несколько раз и неожиданно обнаружил, что моя больная рука исцелена». Растущее количество других исцелений подвигло коптские церковные власти даже организовать специальный Медицинский комитет, чтобы расследовать случаи исцелений. 
Епископ Григорий, руководитель Академии коптской культуры и научных исследований: «Эти события не имеют равных в прошлом ни на Востоке, ни на Западе. Однажды я видел отверзшиеся небеса, и Святая Мария появилась в этом разрыве. Она выглядела больше ростом, чем обычная человеческая фигура, молодая, прекрасная и сияющая. У Нее на голове было что-то вроде покрывала. Она смотрела в направлении креста на куполе главного храма. Она выглядела как скорбящая Мать. Она не выглядела счастливой. Она стояла там в течение 2 или 3 часов. Иногда Она медленно двигалась. Временами у Нее в правой руке была оливковая ветвь, а иногда Она поднимала обе руки в молении. Иногда Богородица являлась с Младенцем Христом на руках – тогда она выглядела счастливой, иногда улыбалась. Она всегда была милостивой. Затем Она возвращалась к куполу, фигура превращалась в светящийся шар и таяла в темноте». 
Епископ Афанасий из Бени Зуиф: «Было трудно стоять все время прямо перед церковью, так как волны людей толкали меня со всех сторон. Богородица была в 5-6 метрах над куполом, высоко в небе, в полный рост, как фосфорицирующая статуя, но она не была безжизненная. Было заметно движение тела и складок одежды. Она сделала жест рукой, благословляя народ. Это было что-то сверхъестественное что-то очень, очень небесное».
5 мая 1968 года специальный комитет иерархов Коптской Церкви обратился к своему папе Кириллу VI: 
«Мы имеем большую честь представить Вашему Преосвященству эти исследования, касающиеся появления Благословенной Девы в нашем коптском православном храме в Зейтуне (г.Каир). 27 апреля 1968 года после того, как Вы нас направили, мы выехали на место, где находится церковь, и стали беседовать с очевидцами. В итоге опроса рабочих гаража, населения Зейтуна – христиан и мусульман – мы пришли к заключению, что появление Пресвятой Богородицы было несколько раз на куполах церкви со 2 апреля по сегодняшний день (5 мая). Множество людей из разных частей страны видели Богородицу и подтвердили это письменно. Многие с энтузиазмом посылали нам свои письма со свидетельствами. Мы представляем Вам эти показания с собственными свидетельствами того, что видели своими глазами».
Когда я вернулся в Россию, то первым делом рассказал о Зейтунском чуде настоятелю церкви Николы Чудотворца в городе Видное о. Николаю. Вот что он мне сказал: «Чтобы случайно не отвергнуть явленное нам свыше чудо, нужно смотреть по плодам. То есть на то, какие последствия имели зейтунские события. Привели ли события, произошедшие в Коптской Церкви, к усилению веры среди людей? Нужно, не отвергая, внимательно изучить все, что связано с этими явлениями, иначе мы рискуем вместе с водой выплеснуть и ребенка».
По сообщению бенедиктинского монаха Джерома Палмера, который также написал книгу о видениях в Египте, христиане и нехристиане свидетельствовали, что то, что они видели в Зейтуне, приводило их к вере в Бога. «Люди – пишет он – начали думать, что Христианство – это новый путь, особенно те, кто раньше был неверующим. Определенно, вера в Бога, в сверхъестественное усиливалась». Вместе с тем, «в этих явлениях не заключалось никаких посланий, да ведь и сотни посланий не смогли бы сделать того, что сделали видения в Зейтуне», – резюмирует автор.
Специалист в области коптских исследований, дьякон Игорь Катаев из Санкт-Петербурга, предложил мне посмотреть на эту проблему шире. Дело в том, что по поводу Зейтуна высказывались различные авторитетные богословы, и здесь мнения отличаются до полной противоположности. Одни считают все проявления духовного мира у инославных, как то: чудеса, видения, откровения, – воздействием нечистых духов – бесов. Другие полагают, что в иных христианских течениях также возможно проявление чудес Божиих. И в таком случае необходимо уже рассуждать о причинах и целях этих чудес – призваны они утвердить инославных в их исповедании или же эти чудеса посланы, чтобы наставить их на истинный путь – исповедание Православной веры. Последнее, кстати, маловероятно, потому что, как правило, любые чудеса, происходящие в рамках какой-либо конфессии, истолковываются ее представителями в пользу этой конфессии. «На самом деле, – резюмирует дьякон Игорь Катаев, – решение этого вопроса у нас отнесено на день Последнего Суда, когда и откроется, где истина, а где ложь».
Пожалуй, это наиболее разумный подход к Зейтунскому чуду. Однако проблема, как вести себя по отношению к африканским братьям по вере, остается. Событие это стало неотъемлемой частью жизни Коптской Церкви, что отражено в тысячах издаваемых книг, фотографий и икон. Несколько таких икон я купил себе на память. На одной из них Богородица изображена с нимбом из звезд в окружении парящих над ней белых голубей. Из ладоней Девы Марии исходит свет.

Коптские монастыри
Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века. Он существует и поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, святая Екатерина, Мария Египетская. 
Обычно уже с раннего утра у ворот монастыря святого Антония собираются посетители, чтобы увидеть богатейшую коллекцию икон и роспись XIII века, сохранившуюся в одной из церквей. Там же находится библиотека с рукописями IV-XIV веков, уступающая, по некоторым оценкам, только Ватиканской. Египетское правительство, высоко оценивая историческое наследие монастыря и его знаменитую библиотеку, объявило о планах реставрации обители. 
У подножья Синайской горы расположен монастырь святой Екатерины, который посещают туристы, приезжающие в Шарм-эль-Шейх. По преданию, Екатерина была юной христианкой из египетского города Александрия, бывшего в тот период столицей Египта. Она принадлежала к знатному роду, была хорошо образована и необычайно красива. Император Максимиан, известный своими гонениями против христиан, хотел жениться на ней, но был отвергнут, так как одним из условий брака должно было стать отречение Екатерины от христианской веры. За это Екатерине предстояло вынести тяжкие муки на колесе с шипами, но колесо отлетело в сторону, искалечив ее противников. Но казнь все же состоялась, Екатерину обезглавили. Произошло это примерно в 310 году, а мощи святой Екатерины покоятся на Синае. где и основан монастырь.
На территории монастыря растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому Завету, Бог впервые явился пророку Моисею. В 324 г. мать императора Константина святая Елена приказала построить на месте Неопалимой купины часовню. Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен в VI веке монастырь обнесли высокой крепостной стеной. А в X веке на территории монастыря была возведена мечеть. С тех пор и для мусульман территория монастыря стала священной. Этот мудрый шаг сохранил христианский монастырь от разграблений. 
Устойчивые связи России с монастырем святой Екатерины сложились еще в XIV в. Монастырю подносились богатые пожертвования, в том числе и Иваном Грозным. В 1687 г. дети царя Алексея Михайловича, Иоанн, Петр и Софья, послали в монастырь искусно украшенную серебряную раку для мощей святой Екатерины, а двумя годами позже Россия взяла монастырь под свое покровительство. С тех пор, несмотря на тяжелую дорогу, русские люди стали частыми паломниками в монастыре. Вплоть до 1917 г. туда ежегодно отправляли императорский караван с дарами. В монастыре собрано более двух тысяч икон, преимущественно православных, среди которых иконы русского письма. 
Монахи, жившие в монастыре, вырубили 734 ступени, которые ведут к вершине горы Синай. Считается, что встретившим восход солнца на вершине горы Господь отпускает грехи. Многочисленные туристы из разных стран мира вне зависимости от их вероисповедания совершают восхождение на гору. Груз усталости от нелегкого пути исчезает, как только они достигают ее вершины. Именно там, по преданию, пророк Моисей получил от Создателя скрижали с десятью заповедями. И каждому из поднявшихся на вершину горы есть, о чем подумать, глядя на восходящее солнце. 

Святое Семейство в Египте

Еще в Ветхом Завете у пророка Исайи встречаются предсказания о том, какую роль сыграет Египет в жизни грядущего Мессии Иисуса Христа.
«1. …Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем». (Исаия 19:1)
«21. И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят». (Исаия 19:21)
«25. …благословен народ Мой — Египтяне…» (Исаия 19:25)
А в Новом Завете в Евангелии от Матфея сказано следующее:
«13. …Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15. и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». (Св. Евангелие от Матфея 2:13-15)
Основное сосредоточение святынь находится в так называемом каирском квартале Старый город. Здесь расположены православные церкви во имя великомученика Георгия Победоносца, где находятся одноименные чудотворные иконы, церковь Успения Божией Матери, в которой сохранилась крипта — то место, где согласно сведениям из церковного предания укрывалось Святое семейство, когда бежало от погони царя Ирода, который приказал уничтожить всех вифлеемских младенцев от 2 лет и ниже.
Святой Иосиф Обручник, Пресвятая Дева Мария с Младенцем Иисусом бежали по следующему маршруту: из Вифлеема вдоль Средиземного моря, затем в Рафах, в Эль-Ариш и в дельте Нила отплыли в сторону Каира.
Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей. Большую роль в этом сыграло и то, что в Египте Святое Семейство провело около четырех лет. Коптская церковь канонизировала те места, где останавливались младенец Иисус с Богоматерью и Иосифом. Это Эль-Ариш, Баста, Вади Натрун, впоследствии превратившийся в важнейший центр коптского монашества, а в Старом Каире - поселение Матария. 
Там, согласно преданию, Святое Семейство отдыхало в тени дерева сикоморы, от которого на протяжении веков брали отростки, и дерево вновь возрождалось. Неподалеку от него и по сей день есть колодец, вырытый на месте, где, согласно древней легенде, по повелению Иисуса из земли забил источник. Младенец благословил его, и вся семья утолила жажду. 
В ветхозаветной книге пророка Исайи есть такие слова: «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу - у пределов ея. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской» (Ис.19,19). Жертвенник, упомянутый в пророчестве Исайи, находится в храме Девы Марии монастыря Аль-Мухаррак у горы Каскам. Согласно преданию, храм был основан еще в I в. на месте хижины, построенной Иосифом, где некоторое время обитало Святое Семейство. Там находится мраморная плита с углублением, похожим на детскую кроватку. В верхней части плиты есть надпись на греческом языке, относящаяся к VII веку, которая гласит, что эта плита служила ложем юному Иисусу. 
Монастырь и его окрестности святы для коптов. Они даже называют это место «Второй Вифлеем». Египет, приютивший Христа в пору смертельной опасности, стал для него второй родиной. Ежегодно 1 июня коптская церковь празднует вступление Святого Семейства на землю Египта. В этот день во всех церквях звучит молитва: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам Возлюбленный всего живого, Существовавший до света всех веков».

Египет благословен посещением Сына Божия и его Пречистой Матери. Каждый год Коптская Церковь празднует вход Господа в Египет, воспевая: «Радуйся, о Египет, ибо пришёл к тебе Спаситель мира Христос». Вот как это произошло.
«Ангел Господень явился во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод ищет Младенца, дабы убить Его». Матф. (2:13) 
И для того, чтобы это сделать наверняка, приказал погубить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже. Множество детей были убиты. Все убитые Иродом младенцы почитаются Православной Церковью, как первые мученики за Христа. 
Праведный Иосиф подчинился повелению Ангела. Без промедления, взяв Младенца и Его Мать, он отправился в Египет, надеясь там обрести безопасность. Египет издревле был прибежищем для всех гонимых из Палестины. Но дойти туда было нелегко. Матерь Божия с Младенцем Христом на руках ехала верхом на ослике, а рядом, держа ослика под уздцы, шёл старый плотник. В те далекие дни дороги, связывавшие Палестину и Египет, проходили через пустынный Синайский полуостров. Большими проторенными дорогами шли караваны, имеющие хорошую охрану. По пути следования караванов были устроены стоянки, где путники могли передохнуть, подкрепиться, привести в порядок снаряжение и дать отдых животным. Но, опасаясь ярости Ирода, беглецы шли вдали от караванных дорог. А одинокому путнику в этих диких и неприветливых местах идти было несравненно труднее и опаснее. И всё же они шли и шли изо дня в день тайными тропами, пустынной землёй, мучимые жарой днём и холодом ночью, опасаясь хищных зверей, диких племен, ведомые лишь Господом и его Ангелом среди бескрайних просторов Синая. Древнее предание повествует, что во время путешествия в одном диком месте Святое Семейство окружили разбойники и хотели отнять осла и те немногие вещи, которые были у них. Но один из разбойников, пораженный светозарной красотой Младенца Иисуса, не допустил своих товарищей причинить вред и оскорбление путникам. Благодаря его, Матерь Божия сказала: «Придет время, когда этот Отрок воздаст тебе великой благостью за твою милость». Это был тот самый благоразумный разбойник Рах, который впоследствии, будучи распят по правую сторону от Спасителя, сподобился услышать из уст Его: «Сегодня будешь со мною в Раю». 
Младенец был ещё очень мал, и Матерь Божия постоянно тревожилась, вынесет ли Он тяготы пути. И вот, наконец, после долгого, полного тревог пути путешественники вошли в крупный морской порт Пелузиум на берегу Средиземного моря. Это была последняя остановка на пути в Египет. Немного отдохнув там, Святое Семейство тронулось в путь, и вскоре достигло пределов Египта. 
Древний город Бубастис был первым на пути Святого Семейства по Египту (см. карту). Самым почитаемым божеством была в этом городе богиня Бастет в виде женщины с головой кошки. По преданию, город встретил путников неприветливо. На окраине города Матерь Божия попросила у местного жителя испить воды, но в ответ он лишь презрительно захохотал. Тогда Младенец Христос очертил на земле круг, и в этом месте забил источник. Этот источник был целебным для всех, за исключением негостеприимных жителей города. 
Далее путники отправились на юг к городу аль-Мехма (Мостород). Он находился в 10 км от Каира. Аль-Мехма в переводе с арабского означает «купальня». Такое название этот город получил в память о том, что здесь Пресвятая Дева купала Богомладенца и стирала Его одежду. Есть там и источник, освящённый Младенцем Христом. 
Из Мосторода путешественники продолжили дорогу на северо-восток, в город Бильбейс, один из административных центров нынешней Восточной провинции, примерно в 55 километрах от Каира. Там они отдыхали в тени большого дерева, которое впоследствии получило название «дерево Девы Марии». 
Выйдя из Бильбейса, Святое Семейство свернуло на северо-запад, прошло город Заказик и городок Дадаус, где сейчас есть церковь Девы Марии и колодец, из которого пило Святое Семейство, и направилось в Самануд. Коптское название города звучит как «Пекха Иисус» (на местном диалекте произносится как Лисус). 
Город получил свое имя в честь отпечатка ноги на камне, согласно преданиям, принадлежащего Святому Богомладенцу Христу. Правда, долгое время верующие прятали реликвию, опасаясь, что она будет похищена. И только 13 лет назад камень был вновь обнаружен. Жители города тепло приветсвовали путников, и Младенец Иисус благословил их. В Самануде до наших дней сохранилась большая гранитная чаша, в которой, по преданию, Матерь Божия творила тесто. Есть там и источник, освященный Младенцем Христом. 
Продолжив свой путь на северо-запад, Святое Семейство прибыло в город Сакха. Если Святое Семейство держало путь из Самануда в Сакху обычным для того времени маршрутом, оно должно было пройти через множество городов. Однако, как утверждают некоторые свидетельства, путники, избегая густонаселенных районов, пересекли пустыню Балкас. 
По пути из города Сакха в долину Натрун, Святое Семейство вновь пересекает Нил в южной части Египта. Во время становления христианства в этих пустынных землях появилось множество поселений отшельников. Впоследствии на их месте были построены монастыри. Из долины Натрун Святое Семейство отправилось на юг, в сторону Каира. Путники пересекают Нил и выходят к Матарии (пригород Каира). 
Селение Матария — это веселый оазис, цветущий среди безмолвной пустыни. В древние времена путешественники считали свой обет неисполненным, если они по дороге из Палестины не побывали в Матарии. Несколько в стороне от дороги растет громадный сикомор (или дикая смоковница). Под могучими ветвями этого дерева отдыхало Cвятое Семейство. Растет оно и до сих пор, не то, конечно, что во времена Христа, но оно идёт от тех же корней. 
В Старом Каире очень много храмов и монастырей, а сам район считается одним из наиболее важных мест, в которых останавливалось Святое Семейство, хотя путники провели здесь всего несколько дней. Рассказывают, что наместник этой провинции был так разгневан, когда узнал, что при появлении Спасителя в храмах упали все идолы, что хотел убить Младенца Иисуса. Святое Семейство, спасаясь от разгневанного правителя, укрылось в гроте, над которым сейчас высится церковь Святого Сергия. В этом святилище, в возвышенной части перед иконостасом, с правой и левой стороны находятся в полу две подъёмные двери, которыми сходят в пещеру, где обитало Святое Семейство. В священном мраке этого вертепа есть некоторые приспособления для жизни. В середине, на передней стене, значительное углубление в стене, где Пресвятая Дева покоила Божественного Младенца. Место это называется «колыбелью Иисуса». Сама же Преблагословенная Матерь почивала на каменном ложе, рядом с этим углублением. По левой стороне, за небольшой стенкой, в четырехугольном углублении, находится довольно большая трапеза (стол). Есть также купель для Пречистого Отрочати. Есть углубление, в котором, как должно полагать, хранились одежды. Этот храм и весь район форта Вавилон, на территории которого он находится, особо почитается не только верующими Египта, но всего мира. Оставив район Старого Каира, Святое Семейство продолжило свой путь на юг, в Маади (Мемфис — столицу древнего Египта). Там путники на парусном кораблике и отправились вверх по течению Нила. Сейчас на месте древней пристани, откуда отплыло Святое Семейство, стоит церковь Святой Марии или «Церковь на переправе». Название церкви, равно как и самого района Маади, восходит к арабскому глаголу «адда», что означает «пересекать». Каменная лестница, по которой спускалось к реке Святое Семейство, сохранилась до наших дней. Она считается священной, и подойти к ней можно только со стороны церковного двора. 
Грот под храмом святого Сергия, где скрывалось Святое Семейство 
Парусник причалил рядом с деревней Дейр аль-гарунс, где впоследствии был построен монастырь Агарнос. Рядом с церковью Девы Марии в монастыре Агарнос есть глубокий колодец, из которого, согласно преданиям, утоляло жажду Святое Семейство. 
Святое Семейство продолжало свой путь на юг, к городу Самалют, возле которого и переправилось на восточный берег Нила. В настоящее время на том самом месте, где путники сошли на берег, стоит монастырь Девы Марии. А храм Девы Марии возвышается над пещерой, в которой некоторое время жило Святое Семейство. Это место называют «Птичья гора». И правда, на склонах горы живут тысячи ласточек. Коптские предания рассказывают, что когда Святое Семейство подошло к горе, большой камень был готов сорваться с её вершины, Младенец подставил руку и не дал камню упасть. Отпечаток руки до сих пор различим на камне. 
Далее Святое Семейство выбрало дорогу вдоль Нила. По пути они проходили мимо высокой акации. Дерево приветствовало Спасителя, молитвенно склонившись перед ним. И сейчас ветви этого дерева то склоняются к самой земле, то поднимают вверх своё роскошное зелёное одеяние. За это акация была прозвана аль-Абед, что значит «Поклоняющаяся». 
Пришло время исполниться пророчеству. Территория монастыря аль-Мухаррак, построенного у западного подножия горы Каскам, окружает грот, в котором Святое Семейство прожило 6 месяцев и 10 дней. Над самим гротом сейчас возвышается церковь святой Марии, алтарь которой представляет собой камень, на котором любил сидеть младенец Иисус. 
Вся территория монастыря особо почитается коптами-христианами. Монастырь считается одним из наиболее важных мест, где побывало Святое Семейство. Его даже называют вторым Вифлеемом. Именно здесь, на этом самом месте, Ангел Господень явился Иосифу и сказал:«Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». (Евангелие от Матфея 2: 20—21) 
Так закончился путь из Вифлеема и началось возвращение в Назарет — дорога страданий и испытаний, которой Святое Семейство шло более трёх лет. Путешественники преодолели,в общей сложности,свыше двух тысяч километров, лишь малая часть из которых была облегчена верховыми переездами или лодочными переправами. Большая часть пути была пройдена пешком, несмотря на летний зной и зимний холод, голод и жажду, враждебное отношение местных племён. Но, к счастью для нас, Младенец Христос, Матерь Божия и святой Иосиф благополучно завершили его. Они пробыли три года среди коптов, потомков древних египтян. Египет благоговейно хранит память о пребывании здесь Святого Семейства: из поколения в поколение передаются устные предания. Весь путь, по которому следовали Матерь Божия с Богомладенцем и старец Иосиф — где пешком, где по Нилу на тростниковой лодочке — глубоко почитается паломниками.

Монастыри

Стремление быть ближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века, монахи селились небольшими группами вокруг горы Хорив - возле Неопалимой купины, в оазисе Фиран и других местах Южного Синая. Точное местоположение этих святых мест до сих пор сохранилось в памяти местных жителей.
Поиски святости привели других верующих в это же время в Святую землю, в гористую и знойную Иудейскую пустыню. Первые монахи постоянно терпели лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были главным образом отшельниками, жившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить святое причастие. Поскольку отшельники вели праведный образ жизни, они были естественными миссионерами среди населявших Синай языческих племён. К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами.
В 313 году император Константин Великий даровал христианству статус признанной религии и предоставил свободу вероисповедания во всей Византийской империи. Как и большинство последующих византийских правителей, он покровительствовал монашеским орденам, распространившимся в библейских землях. Эта атмосфера религиозной свободы вдохнула в монастицизм новую жизнь. Монахи Синая обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища её поддержки. В 330 году по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвящённая Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников. Паломники конца IV века сообщали, что на Синае была важная и процветающая община монахов. Среди них прославился бывший высший офицер императора в Константинополе, Св. Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие.
На вершине горы во времена императора Юстиниана в середине VI века был построен небольшой храм Преображения Господня как раз над тем местом, где Господь даровал пророку Моисею Cкрижали Завета. В 1934 году он был отстроен заново, в использованием блоков, оставшихся от старой постройки. Освятили храм во имя Святой Троицы. Налево от храма находится небольшая пещера в утесе, в которой скрывался Моисей во время явления ему Славы Божией. В церкви св.Троицы на вершины горы Моисея паломники смогут совершить Божественную литургию.

Пещера св. Иоанна Лествичника
В полутора часах ходьбы от монастыря св. вмц. Екатерины расположен заброшенный монастырь в честь свв. бессеребряников Космы и Дамиана, который в византийский период был центром монашества. Недалеко от этого места находится пещера св. прп. Иоанна Лествичника, в которой святой когда-то написал свою знаменитую "Лествицу". Возле пещеры есть колодец и построена небольшая церковь в честь св. Иоанна Лествичника.

Уход из мира для служения Богу стал широко распространен в первые века по Рождестве Христовом. Множество христиан по призыву Господа уходили из своих домов, раздавая имущество бедным, и селились неподалеку от города, в пустых гробницах или пещерах. Мы знаем житие одного из самых значимых подвижников египетской пустыни – св. Павла Фивейского. Родился он в первой половине III века в городе Фивы, в богатой и благочестивой семье. Город этот, что в верхнем течении Нила, славился своими языческими храмами и торговлей. Родители Павла были христианами и тайно научили сына истинной вере. Во времена жестоких гонений на христиан, организованных императором Декием, Павел вынужден был бежать из родного города в пустыню. С ранних лет стремившийся к Богу Павел с радостью взял на себя подвиг поста и молитвы, который продолжал до глубокой старости - а прожил он более 90 лет - став настоящим образцом отшельнической жизни во Христе. Монастырь святого Павла Фивейского – одна из святынь христианского Египта. Здесь находятся: часть мощей святого, пещера, где он подвизался и святой источник.
Рассказ о нем дошел до нас со слов св. Антония Великого, который был примерно на 20 лет моложе святого Павла Фивейского. Именно св. Антоний объединил своих учеников в отшельническую общину. Это был первый шаг на пути создания монастырей. Подвизавшийся каждый в своем скиту ученик получал духовное окормление у аввы Антония. Можно представить каким суровым искушениям ранее подвергались молодые люди, желавшие посвятить себя Господу, оставаясь наедине! Не многие могли выдержать такое, большинство впадало в искушения и погибало еще вернее, чем в миру. Но с появлением общины всегда можно было обратиться к авве за духовным советом, поэтому деятельность св. Антония была так важна для Церкви. Монастырь святого Антония Великого, расположенный в 300 км к югу от Каира, несмотря на удаление от главных египетских городов, стремятся посетить все больше паломников, приезжающих поклониться святыням Египта.
Немного позднее, в первой половине IV века, когда преследования христиан со стороны властей закончились, начался еще один период развития египетского монашества – общежительный. Он связан с деятельностью бывшего солдата императорской армии Пахомия, который принял святое крещение и много лет подвизался в Фиваидской пустыни. Затем он перебрался в местность у города Тавенисси на восточном берегу Нила. Здесь он встретил небольшую монашескую общину последователей св. Антония Великого, живших в расположенных неподалеку друг от друга скитах. Святой Пахомий оградил эти скиты единой стеной и написал устав монастыря, предполагавший совместные работы и молитву братии. К концу жизни святого отца в Тавенисси и его окрестностях подвизалось около 7000 насельников.
Целая группа древних монастырей находится в Нитрийской пустыне. Название ее происходит от расположенных здесь щелочных озер. С IV по VII века, то есть до арабского завоевания Египта, здесь процветали монастыри. Одним из первых подвижников, пришедшим в эту пустынь был св. Макарий Египетский, примеру которого затем последовали многие и многие христиане, желавшие уединенного служения Господу.
На пустынном Синайском полуострове высится гора Моисея (библейская гора Хорив, или гора Синай), где Господь явил пророку каменные скрижали с 10 заповедями. Непередаваемо ощущение подъема на гору. Ежедневно сотни людей с вечера начинают долгое и непростое восхождение по вырубленным в скалах ступеням. Освещая путь фонариками и укрепляя дух молитвой, паломники с первыми лучами солнца, наконец, достигают своей цели. Перед ними расстилается картина, не изменившаяся со времен Исхода евреев. Голые скалы, беспорядочно высящиеся до горизонта. Но именно здесь понимаешь, что святость Египта в этих суровых пейзажах, которые не сломили, но лишь укрепили дух в истинной вере. Здесь ничто не отвлекает внимание, но все устремляет к Богу, если к Нему стремится сердце.

Оазис Фаран. Греческий женский монастырь Семи монахинь.
Оазис Фаран - это библейский Рефидим, где согласно Ветхому Завету, евреи победили местных жителей - амаликитян. Там же Моисей по воле Божьей совершил чудо: ударил о землю посохом, и из нее забил источник. Фаран - крупнейший оазис Синая. Он очень живописен. Между высоких скалистых гор вьется узкое ущелье, засаженное финиковыми пальмами и фруктовыми деревьями. В раннем средневековье там возник крупный христианский центр. Уже в IV в. в Фаране был свой епископ, подчинявшийся патриарху Иерусалимскому. После арабского завоедания мусульмане стали теснить христиан в глубь полуострова, и к концу VII в. те ушли к горе Хорив. Развалины епископата видны до сих пор, там проводятся раскопки. К ним примыкает маленький женкий монастырь Фаран, относящийся к Синайской православной церкви. Он был создан четверть века назад на месте монашеского скита. В монастыре две небольшие церкви. Главная церковь носит имя пророка Моисея. Свой нынешний вид она приняла в 1950 годы, но построена на месте старинного храма с использованием его архитектурных элементов. В правой части иконостаса есть русская икона св.Иоанна Предтечи - вклад одного из наших паломников. Вторая церковь Космы и Дамиана, построена совсем недавно. Ее резной иконостас сделан на о.Крите. Вокруг монастыря - обширный сад.

г. Эль-Тур - столица провинции Южный Синай. Этот город небольшой, практически заново отстроенный за последние два десятилетия. Во времена фараонов Тор был крупным портом. Через него шла преимущественно местная торговля между Синаем и континентальным Египтом. В Ветхом Завете Эль-Тор называется Елим. "В раннем средневековье Эль-Тор был крупным центром христианства. Первая церковь была построена там еще в IV в. Затем возле нее возник небольшой монастырь. Но вскоре бедуины разорили его и перебили монахов. Они известны в истории церкви как святые преподобные отцы в Синае и Раифе избиенные (память 27 янв.н.с.). Позднее в Торе на самом берегу моря был создан новый монастырь, относящийся к Синайской православной церкви. Он служил пристанищем для паломников, направлявшихся к Синайской горе. Ныне монастырь опустел, но его церковь, носящая имя св. Георгия Раифского все еще действует. Церковь была построена в конце XIX века, ее иконостас русской работы. В средние века Эль-Тор носил название Раифа.

Источники Моисея
Севернее Эль-Тора у подножия горы находятся Моисеивы ванны (Хаммам Муса). Это серные источники, температура воды в которых колеблется от 26 до 28 градусов Цельсия. Целебные свойства источников известны с глубокой древности. Возле них построена купальня, разбит небольшой парк.

Монастырь Святого Антония находится у подножия горы Аль-Кальзам. Он был основан в 356 г. н. э. И является самым старым действующим монастырь в мире. Сегодня он представляет собой целый комплекс церквей и соборов, состоящий из пяти церквей, самая известная из которых – Святого Антония.
Богатая территория церковного прихода так же включает в себя мельницу, пекарню и сады. Церковь считаеться абсолютно автономной. В двух километрах от монастыря на высоте 680 м над уровнем моря – пещера Св. Антония.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации