Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Православный календарь

Ивирон

Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения.
Игумен: архим. Василий.

История
Ивирон имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне. В отдельном храме при вратах монастырских находится знаменитая чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса (Вратарница )Иверская. Чудотворная икона Вратарница, почитаема с IX века.
Иверон основан в исходе десятого века царственными иноками- св. Иоанном, св. Евфимием и родственником их св. Георгием, происходившими из грузинской династии рода Багратионов.
Благополучие Ивера было прервано в 1259 году, когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи вселенских патриархов и вновь занял достойное место среди других монастырей Афона.
В середине XVII века, по приглашению русского царя Алексея Михайловича, иверские монахи прибывают в Москву. Царь просил доставить в столицу чудодейственную икону Иверской Божьей Матери, надеясь, что она поможет излечению его тяжело больной дочери. Чудо действительно состоялось, и благодарный царь пожертвовал Иверу крупную сумму денег, а также передал ему монастырь Св. Николая в центре Москвы.
В 1617-1626 гг. в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 году – башня и здание причала (арсаны), а в 1674 году была расписана часть Соборного храма. Сильные пожары 1740 и 1865 гг. уничтожили большую часть монастыря. Работы по его восстановлению начались год спустя, в 1866 году.

Собор византийского характера.

На потолке этой галереи фресок Псалтирь Давида олицетворена в хороводах играющих и скачущих дев и юношей, между которыми ликует и сам вдохновенный пророк в облачении.
Наравне с этою картиною, если еще не более, занимает воображение Первый Вселенский Собор, на котором ревностный по Боге и Православию свя той Николай Мирликийский замахнулся рукою на безумного Ария. Смотря на эту историческую сцену, кажется, таишь дыхание: ждешь — вот раздастся по галерее звук святительского вра зумления заблудшему.
На северо-западном углу собора поразителен вид Господа Иисуса, живо писно изображенного во весь рост. Есть пре дание, будто кто-то молился долго и усердно Богу, прося Его явить, каков был Господь Иисус Христос в воплощенном виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:
Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь; там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое изображение во весь рост; смотри на него: таков Я в вопло щенном виде!
За подобное предание не ручаюсь, тем более что сохранившееся и даже печатно выходив шее у нас в России описание вида, роста, цвета волос, бороды и лица Иисусова нимало не соот ветствует здешнему изображению. И то еще удивительно: к чему такое желание в человеке узнать действительный вид Богочеловека?

Святыни

Соборный храм посвящён в честь Успения Божией Матери. 

В соборном храме Успения, кроме честного Древа, находятся части св. мощей: мышца св. муч. Феодора Стратилата, левая рука св. Василия, епископа Амасийского; нога левая св. Михаила, епископа Синадского; рука св. великомуч. и целителя Пантелеимона; нога и плечо св. муч. Фотини Самарянины; голова св. муч. Фоедора Пергийского; рука левая св. Евпраксии; рука правая св. мученицы Параскевы; части св. Василия Великого; великомуч.Георгия, св. Иоанна Златоустого; св. безсребренников Космы и Дамиана; св. первомуч. и архидиакона Стефана; св. ап. Варфоломея; св. Афанасия Великого; св. муч. Меркурия; св. Иоанна Постника патриарха Царьграда; св. Стефана Нового; св. Ипатия; св. Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога св. священномуч. Киприана; большая часть головы св. муч. Фотия; голова препод. Иерофея Иверского; голова св. муч. Никиты; чело св. Епифания Кипрского и миро св. великомуч. Димитрия Солонского.

Есть также хламида, губа и трость, через которые поруган был Господь от иудеев.

Кроме соборного храма Успения, здесь параклисов девятнадцать:

1) святителя Николая Чудотворца;

2) собор св. Архангелов;

3) св. Предтечи Иоанна;

4) Богородицы Вратарницы;

5) Введения;

6) св. Евстафия;

7) св. первомуч. Стефана;

8) св. Константина и Елены;

9) Преображения Господня;

10) св. Иоанна Богослова;

11) Всех Святых;

12) св. великомуч. Георгия;

13) безсребренников Космы и Дамиана;

14)Воздвижения Креста;

15) св. Спиридона;

16) св. Дионисия Ареопагита;

17) св. муч. Неофита;

18) св. Модеста;

19) Преображения Господня.

На берегу моря, близ монастыря, обозначено место несколькими келиями и церковью Богоматери, где Ее икона была принята с моря отшельником иноком Гавриилом.

В настоящее время в монастыре живут около 30 монахов и послушников, уже давно среди них нет грузин... - давно, делай поправку на провалы в памяти историков-греков, читай: уже целых 20 лет 

Во время голода 1917 года иверские монахи, видя, как пустеют склады обители, ограничили свое гостеприимство. Один скупой проэстос даже настоял на том, чтобы вообще прекратили принимать посетителей (в то время Иверский монастырь был особножительным, и часто менявшиеся проигумены имели в нем очень небольшую власть; важнейшие вопросы в жизни монастыря решались собором почетных старцев - проэстосов). После этого Христос тоже перестал подавать им Свое благословение. Отцы начали голодать и стали жаловаться, что Господь и Божия Матерь не заботятся о Своей обители. К сожалению, они так и не осознали своего греха.

И вот однажды привратнику монастыря явился Христос в виде нищего и попросил у него немного хлеба. Привратник с огорчением говорит ему:

- У нас нет хлеба, брат, поэтому мы перестали принимать посетителей. Однако погоди, я принесу тебе из келлии свой кусок хлеба.

Он побежал в келлию и принес ему свой кусок хлеба. Вдруг он видит, как лицо нищего засияло.

Нищий, взяв хлеб, говорит привратнику:

- Знаете ли вы, почему монастырь постигло такое бедствие? Потому что вы изгнали из обители двоих: "давайте" и "дастся".

После этих слов Он сделался невидимым, озарив все вокруг светом, ослепившим привратника. Тот в страхе и растерянности побежал к настоятелям обители и рассказал им о случившемся. Отцы сначала мучительно вспоминали, кого же они изгнали. Но потом поняли, что тот нищий был Христос, и уразумели евангельские слова: "Давайте, и дастся вам" (Лк. 6, 38).

После этого они немедленно раскаялись в своем грехе и, как только начали подавать от недостатка своего бедным, получили щедрые благословения Божий....

Скит св. Иоанна Предтечи, основанный в 1734 году, подчиняется Иверскому монастырю.

В Иверском скиту отец Николай из общины Маркианов рассказывал мне об одном монахе, который отличался такой же детской простотой. Однажды, когда в их каливе [5] пересох колодец, он опустил в него на бечевке икону Святителя Николая со словами "Святителю отче Николае, если хочешь, чтобы я и дальше продолжал зажигать перед тобою лампадку, поднимись вместе с водой - ты же можешь это сделать. Видишь, сколько людей приходит к нам, а у нас для них нет студеной воды".

И, о чудо! Вода постепенно начала подниматься, а вместе с нею и икона Святителя, пока монах не смог взять ее в руки. После этого он с благоговением облобызал ее и отнес назад в храм. (Это произошло около пятидесяти лет назад.)

В том же скиту, немного выше той самой каливы, расположена келлия святых апостолов, в которой сейчас живут два монаха, братья по плоти. В этой общине некогда жил отец Пахомий. На его лице была явственно запечатлена святость. Он был и очень простым и совершенно неграмотным, но исполненным благодати. Когда он приходил на праздники в кириакон скита, никогда не садился в стасидию (специальные деревянные кресла с подлокотниками и откидным сиденьем, в которых можно и стоять, и сидеть, устанавливаемые в храмах, главным образом монастырских - перев.), но все время, даже на всенощных бдениях, стоял на ногах, читая молитву Иисусову (всенощные бдения на Афоне, как и везде в Греции, совершаются ночью и являются продолжительными службами - перев.). Когда кто-нибудь спрашивал его: "Что сейчас читают за службой?" - он отвечал: "Псалтирь, Псалтирь читают отцы".

Для него все было Псалтирью. И петь он ничего не умел, кроме "Христос воскресе...", которое пел на Пасху. Тем не менее он был всегда готов исполнять волю других и не имел своей собственной воли.

Как бы кто сильно ни печалился, завидев отца Пахомия, тут же переставал скорбеть. Все его любили, даже змеи, которые его не боялись и не прятались от него. В окрестностях его каливы водилось множество змей, так как там вокруг было много воды. Два других монаха боялись змей, а отец Пахомий с улыбкой подходил к этим тварям, брал их в руки и выносил за ограду.

Однажды, когда он спешил в каливу Маркианов, то по пути нашел большую змею, которую обвязал вокруг талии, как пояс, чтобы сначала закончить свои дела, а затем вынести ее прочь. Отец Иаков, увидев его в таком виде, испугался, чему отец Пахомий очень удивился. Потом он говорил мне:

- И что они так боятся змей?! Мой отец Андрей боится даже скорпионов! А я скорпионов собираю в пригоршню и выношу их вон, за пределы каливы. Сейчас, когда руки у меня трясутся из-за паркинсона, больших змей я просто выволакиваю.

Я спросил у старца:

- Отец Пахомий, почему змеи тебя не кусают? На это он мне ответил:

- Где-то в каком-то месте Писания Иисус Христос говорит: "Если имеешь веру, то берешь руками змей и скорпионов, и они тебе не вредят" (Лк.10,19).

Этот святой монах, отец Пахомий, упокоился 22 октября 1967 года, за год до кончины отца Тихона, о котором я поведу речь дальше, точно так же, как и о других преподобных отцах, которые с ревностью подвизались в уделе Божией Матери и стяжали с помощью своей Доброй Матери, Пречистой Девы, непорочность. Они - эти "десантники" нашей Церкви - стали воинами Христовыми, победили свои страсти, уничтожили врага - диавола и получили от Христа нетленные венцы.

Со многими из них я был знаком лично, и при этом близко; однако, увы, не подражал им, и теперь духовно нахожусь далеко от них. Поэтому я от всего сердца прошу всех, кто будет читать об их подвигах в жизни по Богу, подражать им, а также молиться обо мне, окаянном Паисии. Аминь.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации