Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Православный календарь

Ксенофонт

Осн. в одиннадцатом веке,
престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. 
Игумен: архим. Алексий.


Монастырь Ксенофонт (греч. Μονή Ξενοφώντος) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 16-е место. Находится в западной части Афонского царства.

Монастырь основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящён Георгию Победоносцу (сохранилось два здания — старый кафоликон XVI века и новый XIX века).

Согласно традиции, этот монастырь основан на Афоне в X веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия.

В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора

III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.
Ксенофонтов монастырь - первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил
монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы.
Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.
Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.
То же можно сказать и о современной иконостасу Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.
Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века. Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс его соединен с западной стороной келий и трапезной. Его замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески литийного притвора (1564), а под конец и наружного нартекса (1637).
В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.
Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями как на своей территории, так и за ее пределами в различных экзартимах. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет:
Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а также Святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.
Как было сказано выше, к наружному нартексу старого собора примыкает монастырская трапезная с фресками опять-таки XVI века (1575), которые сохранились с рядом позднейших дорисовок.
Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонницу (1814) и две башни - Святых Апостолов и Святого Стефана.

Из старинных регалий монастыря особого внимания заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень редкая в своем роде (с изображением Преображения), часть Животворящего Древа, драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых, священные ризы, церковная утварь и некоторые другие предметы.

Особо полчитаемые иконы:

Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)

Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Икона Преображения Господня
Очень редкая в своем роде икона XIIIв, написана восковыми красками на стеарине.

                                                                                         

Икона Святого Георгия
Икона XIв, находится в Соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но, к счастью, один православный спас ее и бросил в море для того, чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке Святого видна рана, которую нанес ножом иконоборец, и из которой, соглано преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона Святого Димитрия
Мозаичная икона Xв, находится в Соборном храме, справа от иконостаса. Предполагается, что икона ранее была частью одной из мазаик.

Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в 1809-1819 гг. на пожертвования братии монастыря Филофей и является самым большим на Афоне, конечно, он самый большой после собора Фиваиды. 

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит - который раньше принадлежал Русскому Монастырю, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это греческий идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon) и 22 калив, большинство из которых в настоящее время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает всего 7-8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, мученицы Параскевы

Сегодня Ксенофонтов монастырь занимает шестнадцатое место в Афонской иерархии монастырей и является общежительным. В целом монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь 

Первый из них, Ксенофский, отстоит от Русика в пяти верстах. Ктитор, или основатель этого монастыря, первоначально был Ксенофонт, известный вельможа греческий, впоследствии кончивший жизнь свою вместе с детьми своими Иоанном и Аркадием в Лавре святого Саввы Освященного в Палестине, а возобновление его (около 1545 года) приписывают Дуке и Радулу, боярам влахийским.
Ксеноф поначалу оставался в ведении сербов, которые и населяли его, но со временем, при тесных обстоятельствах потря сенного Востока, они оставили свое жилище, и вместо них поселились греки, которым он и при надлежит. Кроме своих святынь и памятников старины, монастырь сей особенно заслуживает внимания потому, что общежительный, хотя с некоторыми ограничениями настоятельских действий и распоряжений.
Внутреннее распо ложение, самые храмы и братские корпусы его ничем не отличаются от других монастырей. Здесь замечателен между прочим в главном соборе, посвященном имени святого великому ченика Георгия, мраморный иконостас отличной работы и полировки. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе, по моему и других замечаниям, гораздо уступает здешнему в рос коши, красоте и особенно в разнообразии цве тов своих.
Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко. Впрочем, подобные иконостасы на Святой Горе чрезвычайно тяжелы в зимнюю пору, потому что имеют вредное влияние на воздух, который, при мраморном тоже помосте и каменных стенах, дышит несносным, тонким и пронзительным холодом, следствием чего бывают простудные горячки и особенная боль в ногах.
В притворе здешнего собора меня поразило и заняло мысль мою своими странными форма ми прекрасное хрустальное паникадило, лампы которого осенены полукружием исламической луны. Принятие подобных вещей в храм истин ного Бога нельзя похвалить, в особенности на Святой Горе, и тем еще более, что легко нахо дить для украшении церкви, и на Востоке, те же паникадила со символическими чертами нашего христианского характера.
В отношении к эко номической части Ксеноф имеет преимущество, кажется, пред всеми монастырями афонски­ми, потому что внутри его есть мельница при быстром ключе, прорезывающемся сквозь весь монастырь по направлению от запада к зимне му востоку.
Не менее того он замечателен, с одной стороны, и тем, что близ него с западной стороны течет ключ целительной воды, которая чрезвычайно очищает желудок и имеет особен ное влияние на желчь. Греки и славяне называ ют эту воду кислою. В самом своем свойстве она имеет более сладковатости и часть солоноватос ти, а не кислоты. Если пить ее так, как она есть, то есть холодную, действие ее нечувствительно; но согретая быстро, скоро производит благо творное действие.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации