Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Макарий (Токаревский), Переяславский Чудотворец, архимандрит Каневский и Овручский, игумен пинский, преподобномученик

                                          

 Макарий (Токаревский), Переяславский Чудотворец, архимандрит Каневский и Овручский, игумен Пинский, преподобномученик



Мощи святого Макария Каневского находятся в кафедральном соборе г. Черкассы и в г. Канев Черкасской области; в Свято-Димитровском храме с. Копачев на Киевщине пребывает икона с частицей мощей преподобномученика Макария.
? - 7/20 сентября 1678 (или 1688)
Дни памяти – 26 мая (перенесение мощей в Переяслав),
20 сентября (преставление)
и в Соборе Белорусских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице)


Святой родился на Волыни, в городе Овруч, в конце ХVI или в начале ХVII века (по разным источникам, в 1596 или в 1605 году). Родители его, по фамилии Токаревские, были глубоко верующими людьми, преданными Православию, и такую же преданность взрастили они в сердце своего сына. В те времена святая вера на Волыни, как и на большей части территории Украины, была под угрозой: с востока надвигались католики и униаты, с юга –– турки и татары. Поэтому рождение святого, как высказался один из авторов его жития, было подобно утренней заре, что возвещала утешение и радость угнетенным и обездоленным Православным нашей многострадальной страны.

Уже в очень юном возрасте преподобный был не похож на своих ровесников: он не любил шумных развлечений и шалостей, а больше времени проводил в молитве. Также знаем о том, что святой часто оставлял родительский дом и жил рядом с людьми, известными своей духовной жизнью, ибо желал тоже обрести духовность. Благочестивые родители не препятствовали этому и сами помогали духовному развитию своего сына. Прошло время, и юноша выразил желание оставить этот суетный мир. Он принял монашеский постриг в одном из овручских монастырей. Мирское имя преподобномученика нам неизвестно, а в монашестве он был назван Макарием (на греческом языке –– блаженный) –– по Промыслу Божию, что будет Макарий действительно блаженным, и через него и другие будут идти к блаженству.

Известно, что в 1637 году святой пребывал в Купятицком монастыре вблизи Пинска (ныне –– Беларусь). Там, по дивному Промыслу Божию, в это время также подвизался Афанасий (Филиппович), который позже уславился как преподобномученик Афанасий Брестский, погибший от рук католиков. Так в одном монастыре несколько лет жили, в единой молитве и Христовой любви, два будущих преподобномученика –– Афанасий и Макарий. Несомненно, что глубоко образованный, искренний в Православии Афанасий содействовал духовному становлению Макария. Когда около 1638 года в Брестском Симеоновом монастыре умер настоятель, братия обратилась к Купятицкому игумену с просьбой направить к ним для настоятельства Афанасия или Макария. Жребий пал на Афанасия –– и он в 1640 году был высвячен во игумена, а через восемь лет удостоился от Господа венца мученического –– за непоколебимое стояние в вере.

Святой Макарий также недолго пробыл в Купятичах. Вскоре святитель Киевский Петр Могила, узнав о чистой и святой жизни преподобного, назначает блаженного Макария настоятелем и руководителем братства в Каменецкий монастырь Гродненской губернии. Около 1657 года, по благословению наместника Киевской митрополии, епископа Черниговского Лазаря Барановича, Макарий становится игуменом, а вскоре –– архимандритом Овручского Успенского Заручайского монастыря. Здесь преподобный пробыл около 15 лет, и много горя претерпел от фанатиков-униатов, которые бесчисленное количество раз нападали на монастырь, грабили храмы, издевались над настоятелем и братией. Святой же, утешая паству свою, говорил: "Повторяйте, повторяйте чаще слова Давидовы: "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Аще возстанетъ на мя брань, на Него азъ уповаю" (Пс. 26, 3).

И вера преподобного не была напрасной. Однажды татары окружили монастырь. После длительной осады в обители уже стала ощутимой нехватка еды и воды. Долго молился преподобный; потом, отслужив в храме молебен, собор монахов во главе со святым настоятелем, с крестами, иконами и хоругвями вышел к врагам. Татары же вместо маленькой кучки монахов увидели огромное войско и побежали прочь от монастыря.

Часто посещали обитель и униаты, предлагая или объединиться под властью римского папы, или соревноваться в вере. "Какое объединение может быть между нами? –– спрашивал преподобный. –– Покажите вашу веру в делах ваших. Разве это по-христиански, если вы убиваете людей и разрушаете благочестие? О, воздаст Господь судом Своим по делам вашим". Не могли терпеть противники правой веры такого светоча Православия, который делал явственными их темные дела, обличая их. И вот в 1671 году доминиканские "монахи" "вооруженною рукой" заставили Макария покинуть Овруч. Святой посетил епископа Лазаря Барановича, а потом пошел в Киев, где подвизался среди братии Святой Киевской лавры. Вскоре Митрополит Киевский Иосиф решил назначить Макария настоятелем Каневского Успенского монастыря. Именно в Каневе преподобный достиг меры совершенства духовного, и именно здесь увенчал его Бог венцом мученическим и при жизни прославил даром чудес.

Однажды пришел в монастырь слепой житель Канева, и попросил излечить его. "Я не имею лекарств, –– ответил преподобный, –– но веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому". Это было накануне Богоявления. Святой горячо молился об исцелении слепого, –– и во время освящения воды, когда архимандрит произнес слова молитвы "Велий еси Господи, и чудна дела Твоя", слепец прозрел!

Одна женщина пожаловалась преподобному, что ее сын плохо себя ведет: ленится, не помогает матери. Святой долго убеждал юношу изменить жизнь, но тот не слушал, даже сказал, что лучше ему уйти к татарам или полякам, и также признался, что ему трудно долго молиться. Преподобный, выслушав все, благословил читать только одну молитву –– "Отче наш". Святые слова Молитвы Господней так поразили юношу, что он начал читать эту молитву почти постоянно и... исправился. А духовная практика постоянного чтения Молитвы Господней с тех пор называется "правилом преподобномученика Макария".

Был в Каневе судья, который вершил суд за деньги, беря взятки и с богатых, и с бедных. И вот преподобный начал, от имени той или иной жертвы взяточника, посылать ему каждую субботу маленькие суммы денег с бумажкой, на которой было написано: "Последнее отдаю, а больше не имею. Пощади себя и меня!". Эти послания так потрясли грешную душу судьи, что он, подобно Евангельскому мытарю, раскаялся и все свое неправедное богатство раздал бедным.

Около 1676 года святой Макарий предрек, что через два года Канев будет разрушен, а сам он погибнет. Преподобный предложил братии постом и молитвой готовиться к испытаниям, а кто чувствовал себя слабым для этого, того Макарий благословлял покинуть монастырь. В 1678 году, в начале сентября, несметное полчище турецкое окружило монастырь, в котором спрятались жители города, уцелевшие в войне. Святой настоятель встретил врагов монастыря с крестом в руках. Турки схватили преподобного, издевались над ним, но Макарий только молился: "Господи, приложи мне веру, да веренъ обрящуся предъ Тобою". Враги требовали золото и драгоценности монастырские, но святой смиренно и твердо ответил: "Мое сокровище –– на небе, на земле же я ничего не собирал и не прятал". Потом преподобного привязали между двух столбов, выкручивали ноги, сдирали кожу, а напоследок отсекли голову. Турки ушли с монастыря, а скорбящие верующие отнесли тело своего святого в храм. Но враги неожиданно возвратились и сожгли храм вместе со всеми, кто в нем находился. На пепелище жители Канева, которые чудом не погибли, нашли святое тело преподобномученика. Он был как живой, с крестом в руках и на груди. Люди с любовью погребли честные останки святого на месте жертвенника разрушенного храма.

Когда в 1688 году храм начали восстанавливать, было найдено нетленное тело преподобномученика. И сразу же начались чудеса и исцеления от святых мощей. Но враги не перестали нападать на Канев, и поэтому мощи перенесли в Воскресенскую церковь города Переяслава, а потом, в том же Переяславе, –– в Михайловский Вознесенский монастырь.

В 1942 году святые мощи преподобномученика Макария перенесены в Троицкую, в 1965-ом –– в Рождества-Богородичную церковь г. Черкассы, а сейчас они пребывают в новопостроенном Свято-Михайловском кафедральном соборе этого же города.

13 (26) мая (день перенесения мощей в Переяслав), а также 7 (20) сентября (день мученической кончины) – дни памяти преподобномученика Макария. Православные белорусы упоминают святого Макария также в Соборе Белорусских святых (в воскресенье III по Пятидесятнице).
Тропарь, глас 8 (поемый в Свято-Макариевском кафедральном соборе):

Ко всечестным и многоцелебным мощем твоим, преподобномучениче Макарие, мы, грешнии, со умилением притекающе, дар исцеления приемлем: ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение, и всех чтущих тя всякое исполняеши требование, молящеся Христу Богу спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги, и Ангелом совсельник явился еси, Богоблаженне Макарие, с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас

Ревнитель Православия принят на берестейской земле

Автор: Любовь Павлова
Опубликовано: 18 сентября 2011

Памятник преподобному Макарию в Овруче

Неисповедимы пути Господни, но такова была Его воля, что в «Православном календаре» дни памяти преподобномучеников Афанасия (Филипповича) – игумена Брестского и Макария (Токаревского) – игумена Каменецкого (в разных изданиях он именуется архимандритом Каневским, Пинским, Овручским, чудотворцем Переяславским) стоят рядом соответственно 18 сентября и 20 сентября.


В наших краях широко Крестным ходом отмечается день памяти святого Афанасия. В то же время в тени остается имя его духовного брата преподобномученика Макария, который с 1637 по 1656 г. был игуменом Каменецкого Воскресенского монастыря – 19 лет. Это, почитай, основное место его служения. Позже 12 лет он был архимандритом Овручского Успенского монастыря, затем 5 лет – архимандритом Каневским, где и принял мученическую смерть от магометан.

Впрочем, в некоторых местах Беларуси, Украины, Польши этих двух святых поминают вместе. В «Житии преподобномученика Макария», написанном каменецким краеведом Георгием Мусевичем (по благословению настоятеля Свято-Симеоновского храма о.Геннадия) приводятся слова архиепископа Львовского и Дрогобычского Августина: «У нас поминают преподобномучеников Афанасия и Макария вместе».

Далее автор пишет: «А как же иначе! Ведь в Купятичской обители они начинали свой путь, приведший их к руководству монастырями: первого Свято-Симеоновским в Бресте, второго Воскресенским в Каменце, -- к стойкой защите Православия и в конце к мученическому подвигу. Здесь под святыми покровами «Малой размерами, но великой чудесами» иконы Купятичской Божией Матери и проживал блаженный Афанасий в сердечной дружбе с иноком Макарием Токаревским».

Далее в «Житии» рассказывается о том, как будущий преподобномученик Макарий, родившийся в древнем Овруче на Волыни около 1605 года, в 1628 году принял постриг в монахи, пребывал в Купятичском монастыре в одно время с Афанасием. В 1637 г. в Купятичскую обитель обратилась братия Брестского Свято-Симеоновского монастыря, лишившаяся своего настоятеля, с просьбой дать им в игумены одного из двух иноков – Афанасия Филипповича или Макария Токаревского. Как пишется в «Житии», «они были настолько равны, что пришлось прибегнуть к жребию. В Брест поехал Афанасий».

А вскоре Киевский митрополит Петр Могила издал указ об основании в Каменце монастыря при Воскресной церкви под управление Пинского Купятичского монастыря. Игуменом в нем стал Макарий. Его 19-летняя деятельность в этом сане оценивается так: «Каменецкий монастырь под управлением преподобного Макария превратился в один из оплотов Православия (не надо забывать о ситуации – в 1596 г. в Бресте провозглашена уния). При нем было образовано училище, где иноки и горожане обучались письму и чтению, закону Божию, книгам Священного Писания и трудам Святых отцов».

В 1656 г. о.Макарий отъезжает в Купятичи, где пребывает 3 года, а затем его поставляют игуменом Овручского Успенского монастыря. В трудные для православного народа времена Овручская обитель терпела нападки и от инославных, и от иноверцев – крымских татар.

После 12-летнего стояния в вере в Овруче, о.Макарий два года находился в Святых Пещерах в Киеве, а затем был направлен игуменом Успенского монастыря в г.Каневе – место последнего служения и мученической смерти преподобного.

Когда в сентябре 1678 г. турецко-татарское войско захватило осажденный город, монастырь не сдался. Иноверцы пытались обманом и посулами выманить укрытых в нем горожан и монахов, потом все-таки ворвались в обитель. Они избили настоятеля, требовали указать им место, где спрятаны монастырские сокровища, которые незадолго перед этим были розданы во время голода местным людям.

Подвергнув о.Макария жестоким мучениям, захватчики обезглавили его, а тело бросили на площади.

«Верующие под покровом ночи забрали тело мученика и, не имея возможности похоронить его, внесли в монастырскую церковь, где и затворились, чтобы не попасть в руки басурман.

Иноверцы подожгли храм. Каменные стены выстояли, но люди приняли мученическую смерть, заживо сгорев и задохнувшись от дыма», -- пишется в «Житии…».

История сохранила свидетельство о погребении 8 сентября 1678 г. не пострадавшего от огня тела архимандрита под алтарем церкви св.Георгия.

Через 10 лет при перестройке храма был вскрыт гроб мученика, а в нем обретены его нетленные мощи, вскоре прославленные Господом даром исцелений. В 1688 г. рака святого Макария была перенесена в Воскресенскую церковь Переяславля, а затем пребывала в других храмах этого города, верующие которого находили помощь и благодать по молитвам своим у Чудотворца.

В ХХ веке, в 1942 году, мощи архимандрита были перенесены в Троицкую церковь Черкасс, с 1965 года они находятся в этом городе в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

В ХIХ веке в Санкт-Петербурге были опубликованы «Описание жития св.Иерм.Макария» и «Макарий, архимандрит. Описание жития святого». Не забыт он и на Беларуси, где в гомельских Лельчицах в 1995 году увидела свет публикация А.Маслова «Прмч.Макарий, архимандрит Овручский и Каневский», где чтят память святого. В Свято-Троицком соборе в Гайновке (Польша) есть икона св.Макария.


На Каменетчине исследования краеведа Георгия Мусевича привели его к написанию «Жития преподобномученика Макария, игумена Каменецкого (Пинского), архимандрита Овручского и Каневского, чудотворца Переяславского». Икона прмч.Макария, написанная по благословению каменецким художником Михаилом Максимовичем, после освящения нашла свое место в Свято-Симеоновском храме г.Каменца.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА МАКАРИЯ

ОВРУЧСКОГО, КАНЕВСКОГО И ПЕРЕЯСЛАВСКОГО

(память 7/20 сентября и 13/26 мая)



Блаженный Макарий родился в конце XVI или начале XVII века в городе Овруче1).



Благочестивые родители Макария, по фамилии Токаревские, с ранних лет воспитали сына своего в благочестии и страхе Божием, внушили ему любовь к молитве и к храму Божию. Движимой этой любовью, с детства запавшей в его душу, отрок нередко отказывался от домашних занятий, чтобы идти в церковь; не раз он поступал в услужение к духовным лицам только за тем, чтобы у них научиться духовной жизни. Наконец, благочестиво настроенный юноша оставил дом своих родителей навсегда, удалился в местный Овручский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и здесь принял монашеское пострижение. Молитва и изучение святоотеческих творений были его любимыми занятиями в обители. В конце 30-х годов XVII столетия прп. Макарий подвизался в Купятицком монастыре и настолько был известен своими подвигами и добродетелями, что иноки Симеоновского Брестского монастыря в 1640 г. просили его или прп. Афанасия Филипповича себе в игумены.



Рукоположенный сначала в сан иеродиакона, потом иеромонаха, блаженный Макарий получил от епископа Черниговского Лазаря Барановича (1657—1692) посвящение в сан архимандрита и звание настоятеля Овручской обители. Преподобный по смирению своему вначале долго отказывался от этой почести, но когда братия приступили к нему с настойчивой просьбой, возлагая в случае отказа все согрешения свои на его душу, тогда преподобный принял игуменство (ок. 1659 г.).

Пребывание блаженного Макария в должности настоятеля Овручской обители совпало с тяжелым и страшным временем преобладания на Волыни поляков, которые старались навязать православным унию и латинство. Прп. Макарий был здесь одним из самых деятельных защитников Православия, добрым руководителем подчиненных ему братий, которые не раз думали даже оставить монастырь, часто приходили в уныние от насмешек и бесчестия со стороны униатов, нередко нападавших на Овручскую обитель и расхищавших церковное имущество. Среди таких бед и скорбей святой настоятель обители не падал духом и, ободряя братию надеждой на Промысл Божий и небесное заступничество, говорил им: «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 1, 3). И сердце иноков наполнялось твердостью и готовностью все терпеть.



Однажды св. Макарий чудесно избавил монастырь свой от грозившего ему опустошения со стороны татар, обложивших обитель. Монастырь был в осаде; иноки не могли выйти за стены обители ни за водой, ни за хлебом. Блаженный Макарий, совершив моление в храме, решил в совете с братией выйти против врага с духовным оружием; вместе с иноками, взяв иконы и хоругви, выступил он за монастырские стены. Торжественный ход устрашил врагов. Татарам показалось, что идет множество народа, и они обратились в бегство, не успев даже подобрать своих больных.



Но не оставили в покое обитель исконные враги ее — латиняне. Спустя некоторое время после татарского нападения, латиняне вместе с униатами пришли толпой в Овручский монастырь и приглашали прп. Макария на обращение к унии или же на спор с ними о вере. Святой отверг их предложение, говоря: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою Христом Господом, преклонились пред властителем земным».



На возражения противников, что у них вера та же христианская, святой подвижник отвечал: «Покажите мне веру вашу в делах своих. Христианские дела ваши, когда убиваете вы людей, истребляете заведения, воспитывающие христианское благочестие? О! Воздаст вам Господь судом Своим за дела ваши».

После этого взбешенные поляки, подстрекаемые иезуитами, воспользовавшись новым нашествием татар на Полесье, напали на Овручскую обитель, разорили ее, рассеяли иноков и заставили самого Макария удалиться из Овруча. Преподобный прибыл в Киево-Печерскую лавру. Это было в 1671 г.



В судьбе блаженного Макария весьма живое участие принял тогда Черниговский архипастырь Лазарь Баранович. Он соболезновал и утешал своими письмами страдальца. Так 15 мая 1671 г. святитель писал преподобному: «Весьма соболезную о том приключении, которого вы и отклонить не могли. В озлоблении этом ищите утешения в одном Боге, Который кого любит, того наказывает. Вы находитесь как роза между шипами: она растет между ними, а они ей ничуть вредить не могут; будете долго еще процветать в Церкви Божией, как в вертограде, доколе не достигнете небесного. И Христос не легко приобрел тот венец, которым теперь Он украшен; сперва на земли перенес терновые на главе Своей колючки и за тем получил на небеси венец неувядаемый. Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти (2 Пет. 2, 9). Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс. 33, 20). Крепко хотелось мне жить по-приятельски с вами у Всемилостивого Спаса или где бы вам понравилось; но теперь этих лык не дерут уже; прежде гораздо удобнее было отыскать место, нежели теперь; в настоящее время и сами едим хлеб в печали (Пс. 126, 2; Иез. 12, 19), но готовы поделиться с вами тем же, потому что другого нигде нет, разве только там, где ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Желаю вам после многих лет многих обителей в небе и с молитвами моими благословение посылаю».



Епископ Лазарь заботился и хлопотал за подвижника перед гетманом Дорошевичем1).



Гетману святитель писал: «Его милость, отец архимандрит Овручский, будучи не в состоянии покойно жить в своей архимандрии, ограбленный ордами (т. е. татарами) и ляхами, потерявший служителей, которые побиты, между тем как имения забраны, отправился на поклонение святым местам Киевским. Как мой постриженник, он посетил меня, как сын отца, и сетовал о своих бедствиях. Благоволите, Вельможность Ваша, милостиво принять его как человека достойного и заслуженного в Церкви Божией; выслушайте его с полным доверием, как вполне стоящего веры».



Не долго преподобный пробыл в Киевской лавре. Митрополит Киевский Иосиф Нелюбович-Тукальский (1664—1676) назначил его настоятелем Каневского монастыря2).



Смиренный подвижник долго отказывался, говоря: «Пошли, владыко святый, другого, более крепкого в истине». «Нет у меня иного, — отвечал святитель, — ты один лишь искусен на дело благое и добрый страж Церкви Христовой; ты достоин поручаемого тебе дела». И благословил его на игуменство.



В 1672 г. прп. Макарий дал в Каневском монастыре приют сыну Богдана Хмельницкого Юрию, который много перенес бед в своей жизни вследствие неопытности и наветов врагов своих.



Прп. Макарий особенно прославился в Каневской обители своими чудесами и дивным даром прозрения. Многие больные и убогие, бедные и скорбящие, нуждающиеся в утешении и совете, приходили к нему в обитель, и все находили в преподобном своего отца и благодетеля. Так, например, однажды пришел к нему страдавший слепотой житель Канева. Когда больной, по совету родных, обратился к прп. Макарию, тот отвечал, что он не имеет лекарств, но предлагает ему евангельский совет: «Веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому». И затем добавил: «Иди к навечерию Богоявления Господня и молись».



При словах молитвы, которую читал сам преподобный, совершавший богослужение: «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», слепой почувствовал, что мимо очей промелькнул резкий луч света, и прозрел. Впоследствии исцеленный построил в Каневе церковь в честь Богоявления Господня, которая существует и доныне.



Был еще такой случай. Одна скорбящая мать просила помощи преподобного: ее сын, молодой человек, вел самую рассеянную жизнь. Преподобный согласился исправить юношу и уговаривал его переменить порочный образ жизни. Юноша плохо слушал наставления святого и наконец как-то раз сказал прп. Макарию: «Зачем принуждают меня долго молиться?» «Долгие молитвы, — ответил ему преподобный, — совершают иноки по обету, и это к тебе не относится. Но вот что относится к тебе: оставаться тебе без молитвы — то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву “Отче наш” и в ней найдешь все — и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, нетяжело».



На этот раз рассеянный сын послушался. Он прочел молитву Господню, и так она понравилась ему, что он стал читать ее чаще и чаще и, читая, учился добру. Скоро он совершенно переменился: стал внимателен к себе и трудолюбив.



Жил в Каневе судья-лихоимец. Из корыстных видов, несмотря на слезы бедных, которые не могли ему дать денег, творил он суд неправый. Прп. Макарий каждую субботу посылал за тяжущихся бедных от их имени деньги судье с запиской, в которой говорилось одно и то же: «Отдаю последнее, более не имею; пощади себя и меня». Этими вразумлениями преподобный довел неправедного судью до раскаяния. Судья оставил лихоимство и все нажитое неправдою роздал по церквам.



За несколько лет перед смертью своей блаженный Макарий видел недоброе предзнаменование: густые облака носились над обителью и грозный мрак облегал всю страну. «Недоброе знамение, — говорил он, — видно, будет лютая скорбь для нас». Предвещание прп. Макария вскоре исполнилось. В пределах Канева наступил ужасный голод. Подвижник раздал свое имущество, чтобы избавить голодающих от смерти, кормил и призревал к нему приходящих.



Еще поразительнее было предсказание прп. Макария за два года до смерти о разорении города Канева и о своей страдальческой кончине. Он убеждал стекавшихся в обитель, перепуганных обитателей города и окрестностей, твердо, безбоязненно держаться святой веры православный: «Приять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой», — говорил им преподобный.



Братия готовились постом, покаянием и причащением Святых Таин к страшному дню; миряне день и ночь слезно молились в храме Божием.



Бедствия скоро начались. На город Канев напали поляки; они убивали и сжигали всех, кто не успел спастись в обитель. Но самое страшное несчастье обрушилось на разоренный город и на обитель прп. Макария в 1678 г., когда султан послал многочисленное войско из татар и турок завоевать Украину для Юрия Хмельницкого. Летописец рассказывает: «Басурмане 25 августа пошли из-под Бужина вверх по Днепру. Дав себе отдых после военных беспокойств, подошли они к славному казацкому городу Каневу и сентября 4-го, взяв его, опустошили и умертвили множество людей. В старинном и прекрасном монастыре Каневском каневцы собрались во множестве и заперлись в большой каменной церкви, надеясь спастись здесь». Неприятель окружил монастырь и употребил все усилия, чтобы вызвать жителей из-за стен обители. Но воодушевляемые твердостью и наставлениями прп. Макария каневцы непреклонно решили остаться под защитой молитв святого старца. Два дня враги морили голодом заключенных. Потом, видя их упорство, разрушили ворота обители и стремительно ринулись в нее. С крестом в руках бесстрашно их встретил один прп. Макарий; все остальные попрятались и, где кто мог, искали себе спасения. Враги схватили блаженного старца, били его чем попало, ругаясь над святым крестом. Преподобный молил их лишь о том, чтобы не осквернили святого храма, в котором заперлись многие, и не убивали невинных. Враги извлекли его из обители, влачили по улицам и нещадно били. Страдалец терпел и, возведя очи к небу, молился: «Господи, приложи мне веру, да верен обрящуся пред Тобою!»



После долгих мучений татары стали требовать, чтобы он сказал им, где имущество и золото монастырское, предполагая, что то и другое было спрятано в обители. Святой старец отвечал врагам: «Мое злато на небеси, а не на земле. Здесь я его не закапывал, зная, что придут тати и разбойники и расхитят. А имущество церкви в благодати и милости Господней».



Злодеи отпустили некоторых из пленников с тем, чтобы они сказали скрывшимся христианам об ожидавшей их участи в случае, если те не сдадутся и не выдадут имущество. А преподобный со своей стороны велел передать заключенным свое увещание: «Да не отступят православные от святой веры, но да стремятся с терпением на предлежащий им подвиг, памятуя непрестанно Господа Иисуса».



Услышав имя Христово, неверные еще с большей злобой стали мучить преподобного. Страдальца поставили между двух столбов и колена его крутили железным орудием. «Стопы моя направи на путь мирен к Тебе, Боже, в селения Твоя, — взывал к Господу доблестнейший исповедник, — ибо сего желает и в сем скончавается душа моя».



Видя, что старец жив и называет имя Господне, враги все с большей яростью продолжали терзать его: били по лицу, по глазам, по груди и наконец приготовились сдирать с него живого кожу; но, боясь стечения народного, кончили тем, что отрубили ему голову и бросили тело на площади. Так мученически скончался 7 сентября1) 1678 г. св. Макарий — защитник невинных, помощник бедных, опора слабых, целитель больных.

Православные христиане, оставшиеся в живых, оплакали святого страдальца. Им удалось среди ночной темноты унести тело в монастырскую церковь, где они заключились, обрекши себя на смерть за веру Христову. Но татары, бежавшие сначала, ибо объяты были страхом после совершенного ими злодейства, снова подступили к обители, подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от дыма и огня.



Когда удалились враги, несчастные жители Канева, избегшие смерти, пришли искать тела своих присных на церковном пепелище. Но среди груды изуродованных трупов они нашли одно нетленное тело преподобномученика Макария. Во власянице, с крестом на персях и с другим крестом в руках тело преподобномученика было как живое.



Мощи прп. Макария похоронили в том же храме под жертвенником, где они и покоились до 1688 г. Когда в этом году начали перестраивать монастырскую церковь, то останки св. Макария нашли нетленными, и тогда же, для безопасности от латинян, перенесли их в Переяславль Полтавский и поставили в церкви Воскресения Христова. В 1713 г. Переяславским епископом Захарием (Корниловичем) мощи были перенесены в Переяславский кафедральный Свято-Михайловский монастырь. Когда в 1786 г. Михайловский монастырь был упразднен, святые мощи преподобномученика были перенесены в каменную церковь Вознесенского Переяславского монастыря, где и покоились.



От нетленных мощей прп. Макария истекали не раз исцеления. Так, в 1742 г. ко гробу преподобного был принесен родственниками полковник Алексей Глебов, не владевший ни руками, ни ногами. По отпетии молебна, приложившись к святым мощам, Глебов получил совершенное исцеление.

Память прп. Макария празднуется местно 7 сентября, а также 13 мая, в день перенесения его мощей.

Акафист святому преподобномученику Макарию

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации