Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Ветковские иконы XVIII - XX вв.

В результате реставрационных работ, произведённых в музее, открыты памятники белорусской школы иконописи XVIII – XIX веков, произведения народной Бабичской школы. Изучение и представление этих памятников сопровождается включением их в обрядовую культуру и фольклорные традиции. Иконы, происходящие из белорусских деревень Ветковского района, в основном относятся к XVIII – началу XX веков. Это обусловлено не столько периферийностью местной культуры в период позднего средневековья и Нового времени, сколько исторической сложностью конфессиональной обстановки этих мест, а главное, судьбой самих селений, прошедших через войны и пожары нескольких веков. Трагична история и их храмов, большей частью разрушенных в период борьбы с религией уже в 30-е годы ХХ века. В то же время, историческое конфессиональное разнообразие и разность культурных традиций и связей оставили по себе и чрезвычайно многообразные произведения иконописи – по иконографии, по технике и стилю.

 В живописном отношении эти памятники выразительно отличаются от старообрядческих икон. В них запечатлелись этапы процесса взаимодействия православной иконописи с западноевропейской живописью, что происходило, прежде всего, через униатов. К середине XVII века униатство стало «мужицкой верой», а этот социальный процесс отразился в иконах: канонические сюжеты приобретали этнографический характер, сопровождаясь бытовыми подробностями из повседневной жизни. Процесс привлекал внимание и народных мастеров, при этом образа насыщались фольклорными мотивами. Так, «телесность» фигур трактовалась как их могущество, свойственная эпическому сознанию «обширность», дородность. Менялись этнические типы персонажей. Широко использовались в качестве образцов композиций гравюры из печатных белорусских и украинских изданий. Образа приобретались обычно на местных ярмарках и составляли домашние «иконостасы» в Красных углах («кутах», «на покути»). В наших местах такие иконы писаны маслом по тонкому грунту, нанесённому на доску (чаще всего хвойных пород), причём в позднейших памятниках наличие грунта не прослеживается и красочный слой растрескивается по слоям древесины. Все они исполнены в светотеневой манере.
 Однако колорит и композиции свидетельствуют о нескольких источниках и направлениях развития народной иконописи, действовавших на порубежье Беларуси, Украины и России. Своеобразную характерность письма находим в так называемых «бабичских» образах (по названию деревни Бабичи Чечерского района, где, по воспоминаниям жителей, издавна писались характерные произведения и где записаны имена последних мастеров из семейных династий). Возможно, местом создания «бабичских» икон был и г. Чечерск, где, уже после присоединения этих земель к России, действовали католический костёл, иезуитская миссия. Владелец Чечерска, граф З. Г. Чернышёв построил в конце XVIII века в городе и три каменных православных храма, пригласив для украшения их, по легенде, итальянских мастеров. Среди характерных черт бабичских произведений – подробнейший «натурализм» письма, часто наивно трактованный; психологическая убедительность образов, «простосердечность» типов. Всё это воплощено в очень подвижных ракурсах, жестах, движениях (например, в иконе «Крещения» из д.Хизы). Наибольшей динамикой выделяются воинские образы («Чудо Георгия о змие» из д.Хизы). Колорит строится на энергичных противопоставлениях света и тени, фигуры как бы вырываются светом из глубокой тени. Вместо нимбов здесь применяется лучистое свечение.

Археологические коллекции

Археологические коллекции музея невелики, однако в последние годы активно пополняются. Их особенность – изучение и представление по профилю исследований: истоки региональной художественной культуры и семантика орнамента. Уникальна коллекция костяных и роговых изделий, предположительно, эпохи мезолита. На некоторых орудиях – первые для наших земель образцы орнамента. К эпохе бронзы относится часть каменных орудий и керамики (урочище Стрелица Ветковского района). История славян представлена коллекцией керамики, орудий, украшений радимичей с курганного могильника и святилища Каменная Гора (д. Чемерня Ветковского района). История города Ветки 17 – 18 вв. свидетельствуется находками при производстве строительных работ на территории города. 

Старообрядческая культура Ветки

Первые слободы, составившие ветвь- «ветку» старообрядческих поселений, появились здесь с 1670-х гг. Затем из них сформировалась и сама Ветка с её единственной по всему православному миру Покровской церковью, где можно было отправлять обряды по-старинному. Этот цветущий (несмотря на сожжение города в 1735 г.) период продолжался с 1695 по 1764 гг. (год второго сожжения и «выгонки» Ветки). Покровский ветковский монастырь стал мощным центром притяжения для носителей древней духовной и художественной культуры. В это время «иконами и книгами Ветка снабжает весь старообрядческий мир». Особенно сильны были посадские традиции, с их жизнеутверждающей уверенностью в том, что древнерусское искусство способно к собственному развитию: к живому отражению духовных, нравственных и эстетических идеалов, к диалогу с современным культурным процессом. Выходцы более чем из 20 российских губерний, а в их числе и писатели-«книжники», и художники, составили тот бурный первичный «замес», из которого предстояло в чрезвычайно краткие сроки вылиться и характерности самой Ветки. Известно, что здесь принимали старообрядчество и православные художники «ради научения иконному писанию». Были среди них, судя по стилистике местных произведений, и белорусы, и украинцы. Переводы «с белороссийского» включаются и в местные рукописные сборники.

Собрание рукописных книг

 Собрание рукописных книг 16 - начала 20 вв. – одно из богатейших в республике (более 100 памятников в основном фонде). В подавляющем большинстве оно характеризует старообрядческую книжную культуру Ветки. С основания Покровского монастыря, а затем и других старообрядческих монастырей на Ветке, сюда свозились книжные богатства, в том числе и древние рукописи. Мастера Ветки продолжили традицию создания и украшения рукописей. В 18 веке складывается собственный стиль орнаментации на основе древнерусского наследия: византийского и нововизантийского стилей орнамента, южно-славянской “плетёнки”. Активно проникают возрожденческие мотивы растительного стиля, характерные для белорусских памятников, элементы барокко, развитые в украинских рукописях. Среди источников “ветковского” орнамента – и декор старопечатных книг (в свою очередь, развивающийся на том же древнем наследии рукописей). Стиль местных книг претерпевает развитие: в орнаменте звучат мотивы рококо, пропорции и архитектурные мотивы свидетельствуют об освоении наследия классицизма. Но всё это происходит не путём эклектичного наслоения, но в продолжении непрерывной традиции: за основу берётся живой ритм растительного побега, в орнаменте можно усмотреть символический смысл “цветущей Ветки”. Так же богат и развивающийся колорит, в котором сильны живописные качества, связанные с художественной культурой Ветки. Реалистические моменты переплетаются с фантастическими и в образах животных, населяющих “райский сад” ветковских манускриптов: белок и многочисленных птиц – павлинов, соколов, сов, петухов, кукушек... Всё сильнее фольклорное осмысление образов.

Из древнейших памятников – “Евангелие”, созданное на землях рубежа Белорусси и Украины в начале 16 века и сохранённое в старообрядческой среде (найдено Ф. Г. Шкляровым в 1970-е гг.). Рукопись запечатлела переход стилей в орнаментации: от балканской плетёнки к монохромному ратительному орнаменту. “Евангелие” начала 17 века также свидетельствует о сложном процессе развития стиля: плетёный орнамент обогащается растительными мотивами, изображениями птиц, драконов. Великолепны инициалы, исполненные мощного ритмического движения. “Праздники” 17 века используют тонкие орнаменты гравированных листов с изысканностью каллиграфии.
Собственно ветковские памятники представлены рукописями 18 – начала 20 вв. Большая их часть – певческие рукописи знамённой нотации, связанные с продолжением на Ветке традиций древнерусского пения. Важны для понимания духовной жизни ветковского центра старообрядчества сборники, включающие тексты древних книг и собственные полемические произведения. Сохранились и единичные свидетельства летописной традиции.

За период 1995 – 2006 гг. были найдены и приобретены 34 рукописных книги. В том числе за 2004 – 2006 годы – 23 рукописи. Один из выдающихся памятников – рукописное “Евангелие” 16 (?) века (датировка уточняется), – найдено в 2005 году. Богато украшенная цветным орнаментом со включением золота, эта рукопись соединяет мотивы балканского и нововизантийского стиля.

Собрание старопечатных книг
 В основном фонде 283 памятника 16 – первой четверти 19 вв. Среди наиболее редких изданий дониконовской печати – книги первых русских и белорусских мастеров: И. Федорова и П. Мстиславца (Апостол. Львов, 1574, Евангелие. Вильно, 1575, Евангелие учительное. Заблудов, 1569); А. Невежи (Триодь цветная. М., 1591, Апостол. М., 1597); а также копии этих книг, сделанные в конце 16 в. В. Гарабурдой в Виленвской типографии купцов Мамоничей; книги лучших мастеров московских печатных дворов 1-й половины 17 в.: И. Невежина, Фофанова, Федыгина, Бурцова, Кириллова, Иванова, Радишевского. Издания последнего (Евангелие. 1600-1606, Устав-Око церковное. 1610) исследователи ставят на высочайший уровень по красоте и совершенству оформления. В музейной коллекции и первая книга печатного двора Киево-Печерской лавры Анфологион (1619). На широкое распространение печатной книги в народной среде в 18 в. повлияли старообрядческие типографии в Клинцах, Янове, а также белорусские и украинские: в Супрасле, Почаеве, Вильно, Гродно, Могилеве, выполняющие заказы старообрядцев. Значительную часть музейной коллекции составляют книги этих типографий. 

За период 1995 – 2006 гг. были найдены и приобретены 80 книжных памятников, из них 14 старопечатных книг 17 в., 33 – 18 в. В том числе за 2004 – 2006 годы – 48 старопечатных книг.

Собрание древних и старообрядческих икон

Около полутысячи памятников (от почти пустых досок с фрагментами живописи до шедевров прекрасной сохранности) – и в собрании икон. Абсолютное большинство памятников приобретено в ходе экспедиционной деятельности, в результате покупок и дарения, от частных лиц. Они характеризуют местные традиции иконописания и старообрядческую культуру иконы.

Иконопись старообрядческих мастеров
Древнее искусство иконописи отлилось здесь в полнокровный стиль ветковской иконописной школы. Сохранение и восстановление древнейшего символического языка (например, роль золота как символа Божественного света) сочеталось здесь с неподдельным интересом к современному художественному процессу на землях Беларуси и Украины. Так, византийский канон проникается вниманием к реальности и психологизму типов, свойственным белоруской иконе в «Успении» из Попсуевки. Фигуры ветковской иконописи имеют «повышенную» объёмность при сохранении графической трактовки силуэтов и складок одежды. Внимание к орнаментации тканей приводит к выработке «ветковского» узора в виде золотых роз и мелких цветов. Богато разрабатывается «золотопробельное» письмо, покрывающее одежды причудливыми ритмами бликов и полос, исполненных творёным золотом. Идеальное и плотское ищут единства в «Чуде Георгия…» из Борьбы и находят его в целостности фольклорного мироощущения. С древнерусскими иконографиями соединяются черты барокко и рококо – таков «Покров» из Борьбы, где применяются разные виды перспективы, используются оптические иллюзии, пришедшие из Ренессанса. Своеобразно «палатное письмо» – изображение архитектуры. Традиции «прозрачных домиков» 17 века наполняются чертами «новых» архитектурных стилей, причудливо соединяются «строительная» точность детали и переплетение примет разных времён. Пространство ветковской иконы волшебно и символично, но связано с обрядами и мифологическими представлениями самой народной жизни – таково «Лоно Авраамово» из Косицкой с его золотыми яблоками и душами праведников в виде младенцев. 

Неизменно сохраняется космологизм. Об этом – вселенский бой «Архангела Михаила – воеводы» из Косицкой и небесно-духовная «модель мира» в «Софии Премудрости божьей» из Попсуевки.
Колорит местных памятников строится на традиционной «музыкальной» разработке ритма локальных пятен. Однако он всё более праздничен, полнится пыланием красных тонов. Соединение новгородских, поволжских, южных истоков приобретает всё более фольклорный характер. При этом до 20 века доходит в династиях мастеров техника яичной темперы.

Древнего, до сих пор не разгаданного происхождения – некоторые ветковские иконографии. Таков «Никола Отвратный» из Ново-Ивановки (надпись гласит: «…иже в Москве»). Скошенный взгляд святого, преследующий бесов, известен, впрочем, в киевском и новгородских памятниках ещё 12 – 13 вв. Великолепна «Богоматерь Огневидная» с огненным ликом. О мощной кодифицирующей активности и художественных поисках свидетельствуют «сборные» особенности известных иконографий: излюбленного на Ветке «Покрова», «благовещения», «Богоматери Всем скорбящим радость» и других. Собственный извод имеет «Богоматерь Умягчение злых сердец». Обрядово связывается с Ветковской культурой «Богоматерь Овсепетая». Вообще, ситуация фольклорного существования традиции и практики индивидуального заказа икон привела к сохранению в живой домашней среде многих десятков иконографий. Феномен многочастных икон отразил богатство и «индивидуальные» характеристики собственных ветковских духовных традиций.

За период 1995 – 2006 гг. фонды пополнились 127 старообрядческими иконами, в том числе в 2005 – 2006 гг. – 26. Большая часть – Ветковской школы иконописи. Из наилучших приобретений – “Собор архангела Михаила”, икона 18 в. из Покровского храма Ветки, подписная икона ветковского мастера Журавлёва 1873 г., коллекция старинных икон из мастерской основателя музея Ф. Г. Шклярова (приобретена в 2005 году).

Собрание служебных рисунков и прорисей иконописцев (17 – начало 20 вв.)


 Единственное в Беларуси – собрание служебных рисунков и прорисей иконописцев (17 – начало 20 вв.). Все они найдены в регионе и характеризуют процессы формирования и развития ветковской школы иконописи. О её существовании свидетельствуют и ученические работы, и правки учителей. Самые ранние рисунки – 17 века. Иногда на листах – подписи мастеров (“Никитин иконника Холмогорца”), указания источников (“С весма древняго”, “высокогреческаго мастерства”). Часты сокращённые обозначения размеров и пропорций, красочного состава. Некоторые образцы имеют варианты изображений, выполненные в древней пробельной и в “новой” светотеневой манере, что характеризует поиски местных мастеров и их взаимодействие с западными импульсами в белорусской иконописи.

Золотное шитьё, шитьё жемчугом и бисером
Уникальны коллекции золотного шитья и шитья жемчугом, бисером – свидетельства богатой культуры “ветковских художеств” 17 – 20 вв. 
Так, для шитых окладов прослеживается эволюция в развитии художественных приёмов и техник, цветовой гаммы. От классических монастырских “риз”, выполненных золотным шитьём и саженных жемчугом, ветковский оклад на икону проходит путь последовательного насыщения цветом. 
  Сохранились памятники, свидетельствующие все этапы этого процесса в местной традиции. Так, сплошное шитьё дымчато-серым бисером сочетается с жемчужными обнизями контуров (шитьё “под кузнь” – “Спас Нерукотворный”, “Богоматерь Казанская” 18 –начало 19 вв.). Монохромия общего решения поначалу включает локальные вставки цвета в изображениях человеческих фигур (одежды) и тонкие растительные мотивы (“Козьма и Дамиан”, “Усекновение главы Иоанна Предтечи”, “Покров”, начало 19 в.). Контуры обводятся жемчугом или перламутром, затем бисером жемчужного цвета. Затем стирается разница между орнаментацией на одеждах (собственно “риза”) и узорами фонов. Весь оклад предстаёт как целостный фантастический райский сад, включающий фигуру святого в буйство растительных мотивов (“Харлампий”, 19 в.) Обогащение колористической гаммы и орнаментальных мотивов происходит путём чрезвычайной фольклоризации образа. Активность развития растительных мотивов связана и с энергией “растительного” стиля народных вышивок украинских земель, частью входивших в регион старообрядческой Ветки (“Богоматерь Взыскание погибших душ”, 19 в.). При этом сохраняются и продолжают сосуществовать новые и архаические техники шитья. Если для ранних памятников характерны приметы монастырского шитья, свидетельствованные и летописными местными материалами, то в последние столетия (вплоть до 30-х гг. 20 века) традиции существуют и в посадах, передаются наследственным путём и за счёт обучения девочек у местных “мастериц”.

Золочёная резьба по дереву (киоты, иконы)



 Искусство создания золочёных, резанных из липы киотов наследует традиции “белорусской рези навылётной”, в 17 в. “завоевавшей” Москву и вернувшейся с мастерами-резчиками на Ветку. Фольклорная ситуация консервирует приёмы и образы, при сохранении великолепной техники и живого образного чувства художников. Образ райского сада с его символическими растениями – яблоней и виноградом – остаётся доминирующим в мотивах резьбы, дополняясь излюбленной на Ветке крупной розой. Есть образцы резьбы “под кузнь”, с имитацией богатой кованой работы. Существенны также киоты-“домики”, с элементами архитектурного украшения. Развитие форм и образов проходит в неразрывной связи с развитием комплекса Красного Угла в его местных вариантах.


Литые иконы, кресты
деятельность отхожих промысловых и строительных артелей), с формированием образа и состава моленных углов в домах старообрядцев разных толков. Характерны киотцы для литья, порой включающие семейные сборы реликвий разных веков. С живым существованием местной иконописной традиции связаны живописные произведения, включающие в композицию вставки литых складней и образков.
Чеканные оклады на иконы, книги
Уникально собрание чеканных окладов на книги и иконы, произведения местных “златокузнецов” 18 – начала 20 вв. (серебро и медные сплавы, серебрение и золочение, чернение; чеканка, “оброн”, просечка, гравировка). Их стилистические, иконографические, технологические особенности представляют связь мышления мастеров-чеканщиков с местной Ветковской школой иконописи. Так, для местного стиля чеканки характерны реализм и изощрённое мастерство в передаче деталей, воссоздание “целого мира”. Повышенная выпуклость рельефа соотносится с увеличившейся объёмностью фигур в иконописи. Близкие процессы претерпевают архитектурные построения, причём сомасштабность “палатного письма” икон, пространственные эффекты находят в чеканке особые способы передачи пространства. Единство поисков обнаруживают и пейзажные мотивы иконописи и мастерства златокузнецов, с сочетанием реалистических и фантастических мотивов. Богатство орнамента стремится к органическому соединению мотивов разных веков, сплетающихся на основе живого ритма растительного побега.  

Собрание инструментов, образцов и материалов 17 – 20 вв.

Существенное дополнение коллекций местного декоративно-прикладного искусства – собрание инструментов, прорисей, образцов и материалов, а также документов, свидетельствующих существование традиций. Чеканы, химикаты для золочения и серебрения, весы, шаблоны, кисти, полировальные принадлежности найдены в семьях потомков мастеров. Уникальны рукописные сборники по технологии работы с металлом (18 – 19 вв.). Сохранились и письма с заказами. Десятки листов представляют рисунки и прориси орнаментов и целых чеканных окладов, резных иконостасов и деталей резьбы. В результате исследований специалистами музея восстановлены десятки имён мастеров, а порой и целые династии художников.

Домовая резьба 19 – 20 вв.

Коллекция фрагментов домовых украшений (наличники и их детали, подзоры, карнизы, угловые фигуры, решётки калиток) состоит из памятников, происходящих из региона Ветки и характеризует местные традиции. Большая часть экспонатов происходит из отселённых в связи с Чернобыльскими событиями деревень разных конфессий. Последнее обстоятельство делает коллекцию уникальной. Местная домовая резьба представляет оригинальное явление, развившееся на основе старообрядческого стиля украшения жилища, возникшего здесь с первыми поселениями в 17 веке. Тесная связь мотивов и приёмов орнаментации домов прослеживается с общим художественным процессом и является частью культуры Ветки. Однако чрезвычайное разнообразие декор приобретает с перениманием этого стиля (большей частью растительного и близкого украшению рукописных книг) представителями разных конфессиональных групп местного населения. Мотивы резьбы включают древние знаки и элементы ткачества, оживают архаические мифологические композиции. В то же время для региона характерно бурное развитие отхожих промыслов, в том числе и деятельность строительных артелей плотников и каменщиков, в связи с чем в перечень излюбленных тем попадают привезенные из больших городов мотивы украшения в известных архитектурных стилях. Элементы барокко, классицизма причудливо трактуются мастерами и сочетаются с архаическими элементами.
Коллекция православных икон. Иконопись белорусских традиций
Коллекция православных икон (храмовых и народных) с 1995 года пополнилась на 47 произведений. В результате реставрационных работ, произведённых в музее, открыты памятники белорусской школы иконописи 18 – 19 вв., произведения народной Бабичской школы. Изучение и представление этих памятников сопровождается включением их в обрядовую культуру и фольклорные традиции.
Иконы, происходящие из белорусских деревень Ветковского района, в основном относятся к 18 – началу 20 вв. Это обусловлено не столько периферийностью местной культуры в период позднего средневековья и Нового времени, сколько исторической сложностью конфессиональной обстановки этих мест, а главное, судьбой самих селений, прошедших через войны и пожары нескольких веков. Трагична история и их храмов, большей частью разрушенных в период борьбы с религией уже в 30-е гг. ХХ в. В то же время, историческое конфессиональное разнообразие и разность культурных традиций и связей оставили по себе и чрезвычайно многообразные произведения иконописи – по иконографии, по технике и стилю.  
В живописном отношении эти памятники выразительно отличаются от старообрядческих икон. В них явственно запечатлелись этапы процесса взаимодействия православной иконописи с западноевропейской живописью. Происходило это прежде всего через униатскую конфессию. К сер. 17 в. униатство стало «мужицкой верой», этот социальный процесс отразился и в иконах: канонические сюжеты приобретали этнографический характер, сопровождаясь бытовыми подробностями из повседневной жизни. Процесс привлекал внимание и народных мастеров. При этом образа насыщались фольклорными мотивами, переосмысливались сами качества светотеневой живописи. Так, «телесность» фигур трактовалась как их могущество, свойственная эпическому сознанию «обширность», дородность. Менялись этнические типы персонажей. Широко использовались в качестве образцов композиций гравюры из печатных белорусских и украинских изданий. 
Образа приобретались обычно на местных ярмарках и составляли домашние «иконостасы» в Красных углах («Кутах», «на покути»). В наших местах такие иконы писаны маслом по тонкому грунту, нанесённому на доску (чаще всего хвойных пород), причём в позднейших памятниках наличие грунта не прослеживается и красочный слой растрескивается по слоям древесины. Все они исполнены в светотеневой манере. Однако колорит и композиционные решения свидетельствуют о нескольких источниках и направлениях развития народной иконописи, действовавших на порубежье Беларуси, Украины и России. 
Своеобразную характерность письма находим в так называемых «бабичских» образах (по названию деревни Бабичи Чечерского района, где, по воспоминаниям жителей, издавна писались характерные произведения и где записаны имена последних мастеров из семейных династий). Возможно, местом создания «бабичских» икон был и г. Чечерск, где, уже после присоединения этих земель к России, действовали католический костёл, иезуитская миссия. Владелец Чечерска, граф З. Г. Чернышёв построил в конце XVIII в. в городе и три каменных православных храма, пригласив для украшения их, по легенде, итальянских мастеров. 

Среди характерных черт бабичских произведений – подробнейший «натурализм» письма, часто наивно трактованный; психологическая убедительность образов, «простосердечность» типов. Всё это воплощено в очень подвижной композиционной системе письма, исполненной ракурсов, жестов, движения (например, в «Крещении» из Хизов). Наибольшей динамикой выделяются воинские образы («Чудо Георгия о змие» из Хизов). Колорит строится на энергичных противопоставлениях света и тени, фигуры как бы вырываются светом из глубокой тени. Вместо нимбов здесь применяется лучистое свечение. Однако «темноликость» икон и конца XVIII в., возможно, свидетельствует о более ранних и потемневших образцах для народных икон. История «бабичского» письма, т. о., уходит в глубину времени далее своего легендарного происхождения. «Бабичский стиль» охватывает как композиции западноевропейского происхождения, так и канонические православные.

Последнюю группу народных икон представляют произведения, впитавшие в себя идеалы поздней православной иконописи, ориентирующейся на классицизм и академическую живопись. Таковы «Саваоф» из Амельного и «Богоматерь Вспомогательница в родах» (тип «Знамение», молились о лёгких родах) из Гуты.

Тканые ритуальные рушники и народный костюм


В коллекции народных тканей (включая традиционные строи костюма) более 1800 предметов (в 1995 – 2006 гг. приобретено около 600 экспонатов). Это уникальное по “плотности” представленных традиций региональное собрание и самое “опубликованное” (коллективная монография музея “Арнаметны Падняпроўя”. Мн., 2002). Исключительный интерес представляет способ приобретения экспонатов в ходе последовательных экспедиций, исследующих традиции ткачества и их “перетекание” вдоль местных рек и их притоков. При этом собираются и затем представляются не только узорные ткани, но и богатая обрядовая, фольклорная культура. Уникально собрание местной терминологии ткачества (более 600 названий орнаментальных элементов). В результате экспозиции тканей предстают в их связи с духовными традициями (характеризуются семь традиций). Ряд витрин специально посвящён семантике орнамента. Представлены темы: “Знаки геометрического чина”, “Символы Мирового древа”, “Девичьи и женские знаки”, “Антропоморфные и зооморфные образы”, “Небесные знаки” и др. Костюм исследуется с точки зрения семантики строя и орнамента и этнографических вариантов образа женщины, на местных материалах. Собраны полностью или частично несколько строев женской одежды, характерных для региона.

Живопись самодеятельных и профессиональных художников
Одна из характерных коллекций – живопись самодеятельных и профессиональных художников, связанных с регионом. Большая часть произведений – пейзажи. Существенную часть собрания составляют графические и живописные работы основателя музея – Ф. Г. Шклярова. Произведения самодеятельных художников представляют собой широкую гамму вкусов и художественных предпочтений – от так называемых “инситных” образов до следования “классическим” образцам пейзажа. Несомненным достоинством экспонатов является не только искренность и открытость большинства авторов, но и то, что в картинах предстают реальные места, знакомые образы. Картины приобретают достоинство поэтических свидетельств о красоте родной земли. 
 Однако «темноликость» икон и конца XVIII века, возможно, свидетельствует о более ранних и потемневших образцах для народных икон. История «бабичского» письма, таким образом, уходит в глубину времени далее своего легендарного происхождения. «Бабичский стиль» охватывает как композиции западноевропейского происхождения, так и канонические православные. Последнюю группу народных икон представляют произведения, впитавшие в себя идеалы поздней православной иконописи, ориентирующейся на классицизм и академическую живопись. Таковы иконы «Саваофа» из д.Амельное и «Богоматерь Вспомогательница в родах» (тип «Знамение», молились о лёгких родах) из д.Гута.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации