Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Рожковская икона Божией Матери

Деревня Рожковка находится на краю Беловежской пущи. Сейчас эта совсем небольшая деревенька известна не только во всей Беларуси, но и за ее границами. Прославлена она чудесным избавлением Божией Матерью от смерти невинных людей во время Великой Отечественной войны.
В сентябре 1942 г. недалеко от деревни приземлились советские парашютисты. Завязалась перестрелка с немцами, во время которой погибло двое фашистов, а парашютисты ушли в лес к партизанам. Зная о помощи местных жителей партизанам, гитлеровцы приняли решение за каждого убитого немецкого солдата расстрелять по сто мирных жителей. 28 сентября оккупанты окружили Рожковку и согнали на небольшую площадку 57 семей, проживавших в деревне. Маленьких детей, отобрав у матерей, отвезли в соседнюю деревню, подростков и молодежь подготовили для отправки в Германию, а мужчинам приказали выкопать огромную яму длиной в 24 м, шириной в 4 м, глубиной – более 2 метров, которая до сих пор осталась возле дороги, ведущей к селу. Напротив ямы поставили пулеметы. К яме подогнали всех оставшихся сельчан, зачитали приказ о расстреле: «За помощь бандитам и укрывательство советского парашютиста». Люди поняли, что их ожидает неминуемая кончина. Кто-то плакал, кто-то молился…
Вдруг на землю опустился немецкий самолет, из которого вышел офицер. Выяснив ситуацию, он распорядился отложить расстрел до его возвращения, сказав при этом, что если через два часа он не вернется, людей можно расстрелять. По возвращении он привез из штаба приказ о помиловании - жизни рожковцев были спасены. Детей и молодежь вернули родителям. Однако немцы не позволили засыпать яму, угрожая привести приговор в исполнении в том случае, если местные жители продолжат сотрудничество с партизанами.
Через две недели немецкий офицер снова приехал в Рожковку. В ответ на горячую благодарность людей сказал: «Вот ваша Спасительница!» - и подарил раскрашенное яркими красками резное изображение Пресвятой Богородицы, сделанное по его заказу немецким солдатом, а также рассказал, что в небе он увидел «Саму Мадонну», которая указывала рукой на землю. Офицер понял, что Божия Матерь повелевает ему остановить расстрел.
После чудесного спасения рожковцев, в 1943 году деревне была построена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили подаренное немецким офицером изображение.
В 2008 г. на основе этого изображения иконописцы Александро-Невской лавры написали каноническую икону Божией Матери, которая получила название «Рожковская». Доска для иконы была изготовлена из сосны, выросшей, у могилы преподобного Серафима Вырицкого. Работы по подготовке доски к иконописанию были выполнены реставратором и изографом Евгением Большаковым. Основную работу по написанию образа выполнила Светлана Большакова.
14 августа 2008 г. после чина освящения новонаписанной Рожковской иконы в храме в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Рожковка, с ней был совершен крестный ход вокруг храма. По окончании богослужения Преосвященнейший Иоанн, епископ Брестский и Кобринский, благословил всех прихожан маленькой «Рожковской» иконой Пресвятой Богородицы.

Ольга Борисенко

   В  самом сердце Беловежской пущи притаилась эта старинная деревенька Рожковка. Добраться до неё и в наше время нелегко - 7км до Дмитрович неасфальтированной дороги, автобус ходит 2 р в неделю. В деревне улица вымощена булыжником и этой мостовой наверняка не менее 100 лет. Сейчас деревня объявлена заповедником. Сегодня тут живёт 64 человека. Церковь в Рожковке не старая, была построена в связи с чудесным явлением Божией Матери в небе над деревней 28 сентября 1942 года. 

   Летом 1942 г. над пущей были сброшены советские парашютисты. Одного из них раненого жители деревни лечили и прятали по очереди в разных домах, чтобы немцы не обнаружили. Через несколько дней он умер и был похоронен там же в деревне. Один человек из деревни рассказал об этом немцам. И хотя прошло уже 2 месяца к тому времени, немцы раскопали могилу и удостоверилиь в  сказанном. За это жителей Рожковки они приговорили к смертной казни. Детей до 12-ти  лет отправили в Дмитровичи. Молодёжь до 25-ти вывезли в Беловежу для последующей отправки в Германию. Туда же и собирались отправить и  всё имущество жителей. Утром следующего дня после праздника Воздвижения Креста Господня всех оставшихся вывели на окраину деревни, где мужчины  (21 человек) по приказу немцев  стали копать большую яму размером 24м на 4 м, глубиной 2,5 м. Когда яма была готова, немцы приказали всем стать вокруг  ямы и зачитали смертный приговор. Люди стояли на коленях и молились. В это время  над деревней пролетал немецкий самолёт. И вот в небе явилась Божия Матерь в голубом одеянии с младенцем на руках, но уже подросшим, не с таким маленьким, как на всех иконах. Там внизу над выкопанной могилой стояли такие же младенцы 2-х, 3-х 4-х, 5-ти лет и ждали выстрела со своими матерями, молившимися на коленях о помощи и заступничитсве.  Богородицу увидел из  летевшего над деревней самолёта немецкий мойор Николай Нейман. Пресвятая Богородица смотрела прямо ему в глаза и показывала вниз на коленопреклоненных людей, молившихся над своей могилой. Затем Божия Матерь покивала пальцем как бы показавая не делать этого.  Это видение Божией Матери потрясло  немецкого солдата. Самолёт тут же приземлился и майор бежал к вырытой яме с криком "не стрелять". Он поговорил с немецкими солдатами и отправился в Беловежу со словами, что вернётся через два часа. Когда вернулся, сообщил об отмене смертной казни. Он рассказывал удивлённым людям, что это не он и не его высокое начальство помиловало их, а то, что их спасла сама Царица Небесная. Через несколько дней  тридцатилетний Николай Нейман, предки которого были из русских эмигрантов, приехал сюда снова и пивёз икону Божией Матери, вырезанную раненым немецким солдатом под руководством самого Николая по его описанию Богородицы. Внизу надпись даты явления Божией Матери и спасения деревни  "28.9.1942."   Тогда вывезенные из деревни дети и молодёжь, которую не успели угнать в Германию. вернулись в свои дома. Людям было возвращено всё их имущество. В память освоём чудесном спасении от смерти жители Рожковки, их тогда было около  500 человек, решили построить в деревне церкоовь и с этой просьбой обратились к тому же Николаю Нейману. Он помог приобрести бывшее здание лесничества из д.Белой, которое перевезли в Рожковку. Оно представляло собой большой деревянный дом на каменном фундаменте. Его расширили, отгородили алтарную часть и возвели купол. Так получился храм длинной 16 метров и шириной 8.5 метра. Церковь покрасили в голубой цвет и поместили туда икону. Первого священника сюда нашли сами немцы. Его привозили на  службы на немецкой машине из одной близлежащей деревни.  4-го ноября 1942 г  сюда на службу в Казанский храм прибыл весь немецкий гарнизон во главе с майором Нейманом. Зима тогда была ранняя и холодная. Благодарные жители Рожковки стелили под ноги немецких солдат тканые половики и поочерёдно подходили к майору Нейману, кланялись ему и благодарили за  спасение от гибели.   Впоследсвтвии Николай Нейман  неоднократно, на протяжении всей своей жизни, приезжал в Рожковку в день явления Божией Матери и всегда со слезами припадал к иконе, вырезанной по его приказу и описанию. 

О том, как Божья Матерь спасла деревню Рожковку
Людмила МАРТЫСЮК
«Знамя юности», № 13807
03.01.2004

Николай Федорович Скалкович, мой дедушка — самый уникальный рассказчик, которого я когда-либо встречала. Герой труда, человек, проработавший шофером 40 лет и исколесивший Беларусь вдоль и поперек — ему всегда было что рассказать детям и внукам. Диапазон его историй велик: здесь и дорожные зарисовки а-ля «За далью — даль» приключения на целине, армейские байки, бытовые происшествия, где с каждым разом откуда-то появлялись новые сюжетные линии и герои, на ходу придуманные анекдоты. Но есть еще одна группа рассказов, к которой наша семья привыкла относиться более серьезно и уважительно — это дедушкины воспоминания о войне.

Когда она началась, он был мальчиком, но, благодаря его гениальной памяти, мы узнали много интересных фактов из военной жизни Брестчины. Некоторые из них заставляют не на шутку задуматься. К примеру, история о том, как во время войны 57 семей деревни Рожковки чудом избежали расстрела.

Судьба преподнесла деду подарок к 70-летнему юбилею: случайно мы узнали, что односельчане сохранили память об этом удивительном событии, и даже установили памятник в деревне.

При первой же возможности мы с дедушкой выехали в Рожковку.
Рожковка


Местность, прямо скажу, глухая: неподалеку Беловежская пуща, граница с Польшей, леса, партизанский край.

— Там, внучка, ты никого не увидишь, — махнул рукой дед, когда мы подъезжали к деревне. — Вымерла Рожковка. И в церковь, где икона эта, тоже не пустят, а, может, и закрыта она, сегодня вторник. Зря едем, только солярку жечь.

— Неужели тебе не хочется посмотреть на место, где 70 лет назад родился?

Выбросив окурок от «Астры» в окно, он как-то грустно ответил: «Я там уже лет 50 не был. Другое все стало — леса развели, на их месте поле было, мы c хлопцами здесь клубнику у соседей рвали. Да, давно это было…»

На въезде в деревню — кладбище, за ним деревянная церковь, выкрашенная в голубой цвет, справа от не — памятник погибшим воинам. Однако, вопреки пессимистическим предсказаниям дедушки, нам повезло: как раз в тот день, 4 ноября, возле церкви собралось много народа.

— А что, сегодня праздник какой-то? — спрашиваю у девочки.

Та, прищурившись, гордо изрекла:

— Казанская сегодня. А вообще, я здесь не живу. Я из Бреста приехала.

На лавочках возле церковных ворот сидят бабушки, к ним мы и направляемся. Здороваемся, и дедушка вдруг начинает пристально смотреть на одну из них, явно вспоминая что-то. Наконец, он решительно выносит вердикт: Протасевич Нина. Бабуля расплывается в улыбке и утвердительно кивает.

— А ты хто таки? Неужели Скалкович Коля?

Когда контакт был установлен и встретившиеся пустились в воспоминания (надо заметить, говорят в Рожковке, как и во всем Полесье, с украинско-белорусским акцентом), я под предводительством очень милой бабушки Веры вхожу в церковь. В маленьком, уютном помещении служба идет полным ходом. «Вот икона», — шепчет мне «моя» бабушка и указывает в сторону алтаря. Отходя от нее слышу: «Из Минска приехала, из газеты. О спасении Рожковки писать будет». На что ее собеседница, видимо, совсем старенькая, слезно отвечает: «Вот видишь, все-таки, не забывают Рожковку. А мы боимся…»

И вот, я стою перед иконой Божьей матери с младенцем. Толстая доска с резным изображением Богородицы, краски сияют свежестью, а под иконой вырезана дата чудесного явления — 28.09.11942 г. Невольно приходит на ум вчерашний рассказ дедушки…
Преступление


— Уже с самого начала войны наша деревня находилась в центре военных событий, и мы, мальчишки, никогда не оставались в стороне. Так, когда летом 1942 г. в лесах возле Рожковки жили партизаны, мы в пастушьих котомках носили им сало и хлеб, доили коров и давали молоко, чаще всего тайком от родителей, потому что всякая связь с ними каралась немцами. Но все-таки тайное стало явным: среди наших, русских людей нашлись предатели. А немец предупреждал один раз прекратить связь с партизанами, второй раз, люди думали, что это все шуточки.

И вот, ночью 28 сентября 1942 г., приехали немцы, окружили Рожковку, машины шли и шли — тьма тьмущая. Хотя было только три часа утра, никто не спал — такой шум на улицах, вой и рев машин. Обошли немцы все дома, чтобы никто не спрятался, не удрал. Всех мужчин, отца моего в том числе, забрали яму копать в конце деревни: двадцать метров длиной, четыре шириной. А остальным приказали собрать котомки с ценным имуществом (которые свозили к школе), выходить на дорогу, построиться в шеренгу по четыре.

— За сотрудничество с партизанами вы будете расстреляны! — читал переводчик бумагу с орлом и свастикой.

Рожковцев вывели за околицу.
Наказание


Здесь отобрали детей, сняли с их голов хорошие платки и повязали ситцевые, потом отвезли по соседним деревням и отдали в семьи по хозяйству помогать. Молодежь повезли в Беловеж, чтобы потом отправить в Германию. Про то, что было в деревне дальше, я узнал на следующий день (когда вернулся с остальными детьми домой) от родителей. Мать потом многократно рассказывала мне эту историю — и каждый раз со слезами на глазах.

В деревне всех согнали под яму. Жители падали на колени, молились. И вдруг, когда пулеметы были уже наготове, все увидели, как прилетел самолет, там, помнит мать, «MAYER» по-немецки было написано. Вышел человек в белом летнем костюме, высокий, холеный. Подошел к эссэсовцу, «прошептал» что-то, а потом сказал нам через переводчика:

— Я лечу в Берлин. Если через 2 часа не вернусь, будете расстреляны.

— Казнь откладывается до 12 часов дня! — скомандовал эсэссовец. — Молитесь, чтобы он вернулся!
Спасение


Два часа шли медленно. Солнце поднималось все выше, а летчика не было. До полудня оставалось несколько минут, когда все услышали шум авиационного мотора. Самолет сел у самой траншеи, из него вышел офицер и сказал: «Я привез приказ из Берлина и взял вас на поруки, что покаетесь и больше не будете связываться с партизанами. Ведь вы все не виноваты».

Люди так рады были спасению, что этого немца на руках несли через всю Рожковку. А через две недели, на Покровы привез он в наше село икону Божьей Матери с младенцем, которую приказал вырезать в Беловеже батальонному художнику-солдату. Нас построили в две шеренги, он передал нам икону со словами: «Это ваша спасительница».
Чудесное явление


— А все-таки, почему немецкий офицер спас Рожковку? — спрашиваю у Нины Александровны Протасевич после крестного хода, когда выходим из ворот храма и садимся на скамейку. Рядом, за забором, женщины готовят столы с угощением для пришедших. Бабушка вздыхает:

— Офицер рассказывал, что в тот день летел по маршруту «Беловеж — Берлин» через Рожковку (он был из карательного штаба в Беловеже — Л.М.). В воздухе увидел женщину с младенцем на руках, Божию Матерь. Сначала он решил, что это мираж, что он сходит с ума, хотел пролететь мимо, но женщина заговорила с ним, приказала спасти невинных людей, которые гибнут в деревне Рожковка. Офицер в изумлении решил убедиться, что все так, как говорит она, и повернул на деревню. А увидев, что мы стоим возле ямы, понял, что женщина ему не почудилась, что сама Богородица передала в его руки наши судьбы.

— А когда построили церковь?

— В 1943 году Это был дом лесничего в Беловежской пуще, офицер сказал: «Перевозите лесничевку в Рожковку, откройте церковь, я вам ее даю». А икона, которую он нам подарил, с тех пор из церкви не выносилась, не реставрировалась. Она обновляется сама собой…

— Совсем у вас тут невесело, — говорю после минутного молчания.

— Молодые в город уезжают, нечего им тут делать. Несколько лет назад была тут библиотека, сберкасса, школа, — бабушка показывает рукой на пустующие здания напротив церкви. — Зачем нам, старикам, тая школа? А тебе дед «ямку» показывал? Ну, тое место, где стоит железный крест с надписью, огороженный забором? Сходи обязательно. Счастья тебе и здоровья. А что в Рожковку приехала — молодец, нельзя историю забывать…« И ушла.
Послесловие


И вот, стою перед «ямкой», где лишь чудом не остались лежать 57 семей рожковцев 62 года назад. Очень жаль, что на этом месте так и не поставили памятника.

В свое время было предложено присвоить иконе Богородице с младенцем имя чудотворной иконы Божьей Матери Рожковской, каждый год отмечать праздник 28 сентября, установить крестный ход от церкви до «ямки», организовать встречу с представителями германо-белорусского культурного центра посольства Германии с целью поиска военнослужащих, находившихся тогда в деревне. Некому было этим досконально заняться.

А под Рожковкой каждое воскресенье звонит колокол. Верующие считают, что колокольный звон очищает души от мирских сует и заставляет задуматься о своем назначении в жизни. Мерилом человеческих ценностей всегда будет память о предках и исторических событиях. Смотрящая с иконы Божья Матерь еще раз напоминает о ценностях жизни, вечных и непреходящих. Остается недеяться, что колокольный звон Рожковки долго будет еще откликаться эхом по земле белорусской…

Инициативная группа «Беловежская пуща - XXI век» | pushcha-XXI@tut.by

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации