Преподобный старец Илия (Чеботарёв)
Отец Илия родился в г. Курске, в 1829 году, в простой и благочестивой семье. С раннего детства обнаружил особенную любовь к посещению храма Божия и к слушанию священных книг, в особенности житий святых подвижников. Выучился читать и немного писать дома, при помощи своих родителей.
Юный Иоанн (так был он наречен во святом Крещении) благодаря благочестивым семейным порядкам был чужд греховных наклонностей, развлечений избегал. Уже в этом возрасте у него зародилось горячее желание оставить мир и посвятить себя иноческой жизни.
Избрав для себя строгий и удаленный Валаамский монастырь, Иоанн Чеботарев прибыл туда 4 января 1862 года, когда ему было 32 года от рождения. Сразу был принят в число послушников и назначен на послушание при самом монастыре. Через 2 года, а именно 13 января 1864 года, он был принят в братство монастыря.
С принятием монашеского образа он увеличил подвиги молитвы и самоотвержения. Несмотря на болезнь, несмотря на ослабевание телесных сил, он по особому благословению своих духовных отцов полагал ежедневно очень много поклонов – поясных тысячи, а земных – сотни. 16 января 1892 года последовало пострижение его в схиму с именем Илии, ровно через 30 лет жизни на Валааме.
Приобретение молитвенного духа составляло главнейший его подвиг. Но о. Илия был украшен и телесным подвигом. Никто не знал, когда и как он спал: никакого ложа в его келье не было. Потом выяснилось, что спал он в сенях на дровах. Одевался очень просто и легко, даже в холодное время.
Ему предлагался священный сан, но он по смирению решительно отказался от него, не желая оставлять пустынное житие.
Вскоре о. Илия перешел в еще более строгий скит Иоанна Предтечи на острове. Все условия здесь были чисто пустыннические, а устав постнический. Это-то и влекло сюда подвижника-пустыннолюбца, который вошел уже в старческий возраст. Старец о. Илия был постоянно углублен в духовное делание, в молитвенный подвиг, сторонился суетного, избегал малейшей возможности употребить время впустую.
На последок дней его, в конце 1893 года, Господь переселил о. Илию с Валаама в Сибирский край, именно в Верхотурский Николаевский монастырь. Причиной столь неожиданной перемены стало то, что в означенном монастыре указом Священного Синода от 4 октября 1893 года штатный устав сменялся на общежительный. Но т. к. для водворения новых порядков нужны были опытные в этом люди, то одновременно с указом в Верхотурский монастырь назначен был настоятелем иеромонах Валаамского монастыря Иов с возведением в сан архимандрита. Последний испросил себе в поддержку еще некоторых валаамских монахов, опытных в деле благоустройства обители в материальном и духовном отношении, и в их числе был приглашен схимонах Илия.
В Верхотурском монастыре о. Илия по-прежнему стремился к совершенному уединению, но вынужден был принимать множество паломников. В конце 1900 года болезнь у него настолько усилилась, что он почти перестал принимать посетителей и стал часто приобщаться Святых Христовых Тайн.
30 ноября 1900 года он совершенно спокойно выслушал отходную молитву, затем в присутствии монастырских братии и близких, как бы засыпая, стал тихо кончаться, вздохнул и почил мирной кончиной праведника – того же 30 ноября, имея 70 лет от роду и после 38-летней иноческой жизни.
Похоронен он был за алтарем кладбищенского монастырского храма святого мученика Неофита с южной стороны. Ныне честные останки преподобного Илии пребывают в Преображенском храме монастыря.
Отец Илия — как утешительно для одних, как многообещающе для других, как дорого было это имя в Верхотурской обители и широко известно в окрестностях Верхотурья... К нему устрем лены были мысли и надежды даже из отдаленных краев наше го православного Отечества, к нему во множестве приходили и в то время, когда он проживал в отдаленной пустыне, — получали от него бла годатное утешение и подкрепление, поучались, радовались, что видят этого че ловека, немощного телом, но сильного духом, горне мудрствовавшего в простоте своей и вникали в его доброе житие. В этой блестящей оценке деяний старца и после смерти его слышится голос очень и очень многих, которые с великим благоговением отзываются об отце Илие и хранят память о нем как нечто воз вышенное, духовное, воздавая благодарное поклонение пред его могилою, живс воскрешающею эту память неугасимой здесь лампадой, с избытком поддержи вающей и до этого времени лептой этих почитателей приснопамятного старца отца Илии.
Поучительно читать повествования о дивных подвигах и равноангельной жизни древних подвижников. Волею или неволею душа при этом согревается, отрешается от земного пристрастия и воспламеняется, хотя временно, тем жела нием Божественного, которым у подвижников горела она непрестанно. Но сама отдаленность наша от тех времен, когда они жили, ослабляет в неусердных искателях Царствия Божьего силу этого благодатного впечатления. Леность и холод ность людей нынешнего века находят себе лукавое успокоение в той мысли, что это было когда-то в давние времена, а теперь, в наше время, и сколько-нибудь подобная высота жизни духовной невозможна... Поэтому весьма поучительный для нас пример высокой подвижнической жизни мужей близких к нам по времени, наипаче же современных. Таковым в наше время и является шедший по стопам древних подвижников и почивший сном праведника в 1900 году старец Верхотурского монастыря, первоначально подвизавшийся на Валааме, схимонах Илия. О жизни этого старца, работавшего всю жизнь свою для Бога, мы не осмеливаемся обойти молчанием, так как, по слову Божьему, «тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно».