Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Преподобный Геннадий Могилёвский

                                                                                                               

   

 День памяти: 5 февраля (23 января по с/с) – преставление в 1565 г.

Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче
и чудотворче

Тропарь, глас 4:
Яко пустыннолюбивая горлица,/ от суетнаго и
многомятежнаго мира в пустыню удалився,/ чистотою и
говением, молитвами и труждением/ прославил еси Бога в
душе и телеси своем. / И тако благочестно пожив, / явился еси,
преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, / иноком честнаго жития образ / и теплый молитвенник за всех,/ притекающих к тебе с верою.

Молитва
Избранниче Божий и чудотворче, преподобне отче
Геннадие! От юности твоея исполнен сый Духа премудрости
и разума, Духа благочестия и страха Господня и приим вся
оружия Божия, препоясав чресла твоя истиною, оболкся
в броня правды и обув нозе во уготование благовествования
мира, над всеми же восприим щит веры, возмогл еси, яко
добр воин Христов, вся стрелы лукаваго разжженныя
угасити. Сего ради, водворяяся днесь с ликами Безплотных
сил в обителях Отца Небеснаго, неувядаемым венцем увязен
еси и, предстоя Престолу Царя Славы, Господа сил, имаши
дерзновение возносити к Нему моления и благохваления
твоя. Мы же, окаяннии, возводя из глубины зол очи и сердца
наша к Горнему Сиону, Жилищу Бога Иаковля, молим тя,
преподобне Геннадие: буди заступником и ходатаем нашим
пред Богом и Господем нашим, Судиею праведнейшим, Егоже
выну прогневляем, согрешающе пред Ним. И якоже во дни
плоти своея дивная и преславная совершил еси, отче всехвальне, тако и ныне, прешед от нас в обители Отца Небеснаго, удиви ходатайством своим милость Господню на нас. Да, отбегше нечестия и мирских похотей, Богови же благоугодивше, обрящем помощь Его во время благопотребно и благословение на ны и на дела рук наших, и да сподобит нас наследити Царство Небесное и с лики святых славити и воспевати пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Геннадий Костромской и Любимоградский (в миру Григорий Иванович; нач. XVI в., родился в Могилёве 23 января 1565) — основатель Спасо-Геннадиева монастыря, ныне в Ярославской епархии.

О Геннадие повествуют его житие (1584—1586) и Повесть об обретении мощей (конец 1640-х годов), также он упоминается в Житии преподобного Корнилия Комельского (1589).

Григорий родился в начале XVI века в Могилёве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его жены Елены. Был задумчив и склонен к уединению. Проявившаяся в нём сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали недовольство родителей.

Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив её святыни, отправился в Новгородскую землю вместе с неким Фёдором, также стремившимся к иноческим подвигам. Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот прямо объявил, что у него «в пустыни младым отроком невозможно жити» и благословил их направиться в вологодские леса в Комельскую пустынь к преподобному Корнилию. Вскоре Феодор вернулся в Москву, после у него была большая семья, дожил он до глубокой старости; Григорий же напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был пострижен с именем Геннадия. Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них возникли «ропта и непослушание» самому Корнилию.

Согласно житию Геннадия, избегая «бури злоречия, клеветы и шептания», или, согласно житию Корнилия, желая «наедине безмолвствовати», Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 км от Любима, бывшего в старину Костромским пригородом (ныне это город Ярославской области). При помощи живших там государевых бортников иноки устроили келью и проводили время в трудах, «лес секуще и землю орюще»; для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию великого князя Василия Ивановича Корнилий в 1529 году возвратился в свой Комельский монастырь, а «отходною пустынею», то есть новоустроенным Любимским лесным скитом, он «благословил» Геннадия. Эта пустынь получила впоследствии известность как Спасо-Геннадиев монастырь, настоятелем её Геннадий был до конца своих дней.

Для немногочисленного, состоявшего из 6 человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня. С помощью великого князя Геннадий украсил церковь «всякою лепотою церковною»; великий князь пожаловал и хлебную ругу. С увеличением числа монахов Геннадий построил другую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Игумен был для братии «образ смирения и терпения»: рубил и разносил по кельям дрова, трудился в поварне и пекарне, мыл власяницы; для отдыха он с любовью занимался иконописанием. Для «усмирения плоти» он носил на себе железные вериги и кресты. В рукописном житии Пахомия Нерехтского дан словесный портрет Святого Геннадия: «лета средние, власами рус, брадою черен, брада ако у Космы и Дамиана бессеребренников, ризы преподобническия схимничьи, руцы молебны».

Прославился Геннадий прозорливостью и исцелениями. Преподобный ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких своих побывок он навестил дом боярыни Юлиании Фёдоровны, жены Романа Юрьевича Захарьева, и, благословляя её детей, предсказал ей, что её дочь Анастасия будет царицей — та действительно стала женой царя Ивана Грозного; Захарьины же в благодарность помогли Геннадию возвести в своей обители второй храм — во имя преподобного Сергия Радонежского. Исцелил от тяжкой болезни боярина Бориса Палецкого, потом тот пожертвовал монастырю ценный колокол; и вологодского епископа Киприана. Геннадий был духовником Ивана Грозного и крестил его дочь Анну.

Геннадий, по свидетельству его ученика, «не умеяше грамоте» (то есть, не умел писать), но оставил два литературных труда аскетическо-назидательного характера, «Наставление новоначальному иноку» и предсмертное «Поучение ко братии и ко всем людем». В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преподобного Корнилия: «приими древних святых отец разум, терпение, любовь и смирение, паче же молитву соборную и келейную и потрудися в подвизех нелицемерных». По мнению Геннадия, монах должен знать только церковь, трапезу да свою келью, «монастырские дела исправляти неропотливо, нелениво и безмятежно», беречь монастырское имущество, не быть «враждотворцем и неподобнословцем». Геннадий увещевал своих преемников и «крестьян насилием не обидети». Церковь для инока должна быть «земным небом». «Собора церковного не отлучайтеся, — увещевал Геннадий своих учеников, — первая бо мерзость монахом еже в церкви не приходити… Аще ли монах шесть недель святыни не причастится, несть монах». Неграмотный Геннадий советовал монахам приобретать книги. «Подобает бо вам, чада моя, — писал он, — в них вницати и ум прилагати к сведению разума».

23 января 1565 года преподобный мирно преставился и был погребён в созданном им монастыре.

Геннадий Костромской и Любимоградский

(в миру Григорий; † 23.01.1565), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Костромской и Любимоградский. О Г. повествуют его житие (1584-1586) и Повесть об обретении мощей (кон. 40-х гг. XVII в.), святой упоминается в Житии прп. Корнилия Комельского (1589).
Прп. Геннадий Костромской. Икона. Посл. треть XVII в. (ГИМ)


Г. родился в Литовском великом княжестве. Повесть об обретении мощей называет его родиной г. Могилёв. Отцом преподобного был, согласно житию, «великий пан» Иван, матерью - Елена. В ранней молодости, желая принять монашество, Григорий оставил родительский дом и отправился странствовать по мон-рям; побывал в Москве, с другом и единомышленником Феодором ходил по Новгородской земле, наконец, пришел в Александров Свирский в честь Св. Троицы муж. мон-рь. . Однако прп. Александр Свирский не оставил Григория в обители из-за его молодости и направил в Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-рь к прп. Корнилию, к-рый принял юношу. Прожив «во искусе довольно время», Григорий прп. Корнилием был пострижен в монашество с именем Геннадий. Г. «вельми подвизашеся в молитвах и трудах, паче же во внутренних службах: в поварне, пекарне и во прочих службах труждашеся».

По сообщению Жития прп. Корнилия, в 1528 г. он, взяв с собой «мало от братии», в т. ч. Г., ушел из Введенского мон-ря на Сурское (Сурмское, Сурбское) оз. в «костромских пределах» - вблизи от впадения в р. Кострому р. Обноры (совр. дер. Слобода Любимского р-на Ярославской обл., см. Геннадиев в честь Преображения Господня муж. мон-рь). Житие Г. связывает этот уход с «нестроениями» среди братии, в Житии прп. Корнилия переселение объяснено желанием прп. Корнилия «наедине безмолвствовати». На новом месте прп. Корнилий и Г. построили келью и стали жить, «лес сечаше и пашню сотворяя». К ним приходили др. иноки. Житие Г. рассказывает, что вел. кн. Василий III Иоаннович, направлявшийся для молитвы о чадородии в Кириллов Белозерский мон-рь зимой 1528/29 г., останавливался в Корилиевом Комельском мон-ре и высказал пожелание, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в эту обитель. Тогда прп. Корнилий, возвращаясь в Комельский мон-рь, благословил Г. остаться в Сурской пуст. Иначе описывает уход прп. Корнилия из Сурской пуст. его Житие. Оно рассказывает о том, что в 1530 г., вскоре после рождения у вел. князя наследника - буд. царя Иоанна IV, прп. Корнилий пришел в Москву за разрешением построить храм в Сурской пуст. Вел. князь пригласил его благословить вел. княгиню и наследника, разрешение на строительство не дал и «понуди» вернуться во Введенский мон-рь.

Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1-я треть XVIII в. (частное собрание)


Вскоре после ухода прп. Корнилия Г. с братией построили в пустыни деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству жития, средства на строительство пожаловал вел. князь. Возможно, Василий III предоставил мон-рю также налоговые льготы - известна тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная Г. в 1547/48 г. (РГАДА. Ф. 281. № 5014), в к-рой упоминается аналогичная более ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм - во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении пустыни Г. получал помощь из костромского Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. мон-ря.

Будучи настоятелем обители, Г. наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя, тяжкие чепи». Согласно житию, Г. всюду ходил пешком. преподобный имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна вышла замуж за Иоанна IV. В 1549 г. «старець Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460).

Г. является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского мон-ря также игум. Ипатиевского мон-ря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают отразившуюся в «Наказании» заботу Г. о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити».
Прп. Геннадий Костромской. Икона 1893 г. (ЯИАМЗ)


Г. был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре после кончины началось его почитание. В 1584-1586 гг. игум. Преображенского мон-ря Алексий, ученик и преемник Г., написал житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 80-х гг. XVI в. была составлена служба преподобному. Летом 1644 г. в мон-ре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 авг. в ходе работ произошло обретение мощей Г., о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благосвению патриарха Иосифа состоялось прославление Г. к общецерковному почитанию. В 1647 г., после освящения Преображенского собора, гроб с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе; скорее всего, в XVIII в. мощи на том же месте были погребены под спуд. По-видимому, в сер. 40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара в 1773, храм впосл. не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и Г. мон-рь назывался Спасо-Геннадиевым.

Житие Г. вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (1627-1632) и Иоанна Милютина (1646-1654), составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661). В XVII-XVIII вв. Житие Г. активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Г. вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций) // ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя Г. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.).

Прп. Геннадий Костромской. Икона. Посл. треть XVII нач. XVIII в. (ГИМ)


В 1777 г. правобережье р. Костромы, с XV в. входившее в состав Костромского у., вместе со Спасо-Геннадиевым мон-рем отошло Ярославскому наместничеству, в 1796 г. вошло в состав Любимского у. Ярославской губ. В XVIII - нач. ХХ в. Г. являлся одним из наиболее почитаемых святых в вост. уездах Ярославской и зап. уездах Костромской губ. В 1805 г. в Спасо-Геннадиевом мон-ре во имя Г. был освящен один из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому собору с зап. стороны. В 1-й четв. XIX в. над местом погребения Г. установили серебряную раку, изготовленную на средства жителей г. Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, к-рый в 1851 г. был позолочен. В 30-х гг. XIX в. игум. мон-ря Палладий попытался осмотреть мощи Г. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во 2-й пол. XIX в. над местом погребения Г. установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца (позднее крупного костромского фабриканта) И. С. Михина. В мон-ре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие Г.: ковш для сбора денег и топор (в 1934 они поступили в ЯМЗ - Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 188-189). В 1861 г. была опубликована служба с акафистом Г. (автор акафиста - Г. Карцев), позднее службу редактировал Ярославский архиеп. Нил Исакович; (1853-1874).

Спасо-Геннадиев мон-рь был закрыт в 1919 г., собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28 сент. 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей Г., после чего они были увезены в Ярославский губ. музей (находились там до сер. 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизв.). В советское время Г. особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя Г. Когда в 1981 г. было установлено празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал день памяти Г.- 23 янв. Имя Г. вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рого было установлено в 1964 г., в 2002 г. было внесено в Собор Белорусских святых. В 1995 г. началось возрождение Спасо-Геннадиева мон-ря. В 1998-1999 гг. вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, Г. вырыл колодец, была построена небольшая деревянная ц. во имя Г. 1 сент. 1999 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) служил в храме водосвятный молебен, первая литургия состоялась 23 июня 2000 г.


Ист.: Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения и прп. Геннадия // Ключевский. Древнерусские жития. С. 463-464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1873. № 23. С. 183-190; № 24. С. 191-196; К житию прп. Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1873. № 25. С. 202-203; Служба и акафист прп. отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1898; Житие прп. Геннадия Костромского // Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 18-42; Описание о российских святых. С. 196-197; Отчет VIII (ликвидац.) отдела НКЮ // РиЦ. 1920. № 9/12. С. 81 [дата вскрытия и крат. описание мощей Г. 28 сент. 1920]; Житие и акафист св. прп. Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу: (Сост. на основе жития, написанного учеником прп. игум. Алексием, и др. архивных док-тов о Спасо-Преображенском Геннадиевом мон-ре) / Спасо-Преображенский Геннадиев мон-рь. Б. м., 2004; Житие Корнилия Комельского // Городок на Моск. дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 180-184, 188-189.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Январь. С. 103-109; СИСПРЦ. С. 62, 63; Любимский Спасо-Геннадиев муж. мон-рь // Ярославские ЕВ. 1866. № 10-11. Ч. неофиц.; Ключевский. Древнерусские жития. С. 303, 336; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 7-19; Барсуков. Источники агиографии. С. 114-115; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 188-189; Голубинский. Канонизация святых. С. 128-129; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в ХIV-ХVI вв. М., 1966. С. 291-295; Буланина Т. В. Алексей (XVI в.) // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 34-35 [Библиогр.]; она же. Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23.I.1565 г.) // Там же. С. 146-148 [Библиогр.]; Борисов Н. С.От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 96-106; Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев муж. мон-рь и прп. Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004.
Н. А. Зонтиков
Иконография

Иконописный подлинник XVIII в. на 22 янв. предписывает изображать Г. таким образом: «Надсед, в схиме, брада Василия Кесарийскаго покороче, риза преподобническая» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 67); аналогичный текст под 23 янв.- в рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 114 об.). В руководстве В. Д. Фартусова содержатся дополнительные сведения: «Типа литовскаго… не очень стар, со средней величины, продолговатою бородой, с проседью; лицом очень худ от поста; во власянице, короткой мантии и епитрахили»; приводятся неск. вариантов изречений, к-рые можно писать на свитке (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 164-165).

Сохранившиеся иконы Г. датируются не ранее 2-й пол. XVII в. Наиболее распространенный извод - изображение святого в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, на фоне Спасо-Геннадиева мон-ря, вверху - образ Преображения Господня (в соответствии с посвящением главного храма). К этому типу иконографии относится икона посл. трети XVII в. из собрания С. П. Рябушинского (ГИМ): Г. представлен вполоборота влево, на свитке текст: «Братие, любите друг друга и имейте чи...», образ Преображения - в облачном сегменте; панорама обители дана с зап. стороны: каменный пятиглавый Преображенский собор (1644-1647) окружают деревянные строения, колокольня, стены и башни, как это было до кон. XVII в. Вид мон-ря - слева от фигуры Г., «по птичьему полету», с парящими в небе ангелами с иконой - имеется также на прориси с образа кон. XVII в., находившегося в ЦАМ СПбДА (где святой, в отличие от указаний большинства подлинников, имел темные волосы - Покровский. С. 128-129); подобные варианты - на иконах XVIII в. (ГМЗРК, ГИМ), посл. трети XIX в. (ЦМиАР). В среднике редкого образа Г. с 20 клеймами жития, нач. XVIII в. (частное собрание), предположительно происходящего из Спасо-Геннадиева мон-ря, святой тоже изображен на фоне устроенной им обители, куда включены нек-рые житийные сюжеты.

Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1900 г. Мастер В. П. Гурьянов (ГИМ)


В 1-й трети XVIII в. создан храмовый образ этого извода для придела во имя Г. ц. Успения Богородицы с. Секша Любимского р-на Ярославской обл. (частное собрание): в левой руке святого развернутый вверх свиток с редкой надписью: «Господи Боже Царю веков истинный безначалный соприсносущный Свете услыши молитву рабов Твоих и призывающих имя Твое пресвятое призри на рабы Твоя». Слева от деревянной ограды изображены пруды, выкопанные при устройстве обители для осушения земли, о чем упомянуто в Житии Г.: «…лес секуще, и землю орюще, еще же ископаста четыре пруды, иже до ныне суть видимы» (Преподобный Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. Ярославль, 1873. С. 5). В нач. XX в. 2 пруда еще сохранялись в монастырском саду (Романов Е. Р. Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский, уроженец г. Могилёва. Вильна, 1909. С. 17). Живопись иконы выполнена костромскими мастерами, вероятно, работали 2 иконописца (образ Преображения отличается по манере письма). В XIX в. на икону сделан металлический чеканный оклад с надписью: «1856 г. Трудов Геннадия Александрова сына Дьячкова».

На прориси 1-й пол. XIX в. с припиской «От Архипова из Палеха» (ГРМ) композиция иная: фигура Г. помещена в левой части (обратный оттиск оригинала?), панорама мон-ря с более поздними каменными постройками открывается с юго-вост. стороны, святой изображен в возрасте средовека с небольшой бородой, правой рукой указывает на обитель, левая с четками прижата к груди. Др. икона такой иконографии 1893 г. (ЯИАМЗ) являлась вкладом частного лица, согласно надписи внизу в рамке («Икона написана на иждивение крестьяньи деревни Настасьина Агафьи Васильевой Гарячевой 1893 года»). К писавшимся в Ростове по костромским заказам паломническим реликвиям принадлежит эмалевый образок 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), к-рый, несмотря на маленький размер, тоже включает вид мон-ря (подобные образцы - в собр. ЯИАМЗ). В коленопреклоненном молении в небе над мон-рем Г. изображен на литографии сер.- 2-й пол. XIX в. (частное собрание).

Др. иконографический вариант представлен единоличными иконами святого в рост, в монашеском облачении, как на небольшой иконе нач. XIX в. из собрания Успенских (ГЭ), где фигура развернута вполоборота влево, на правой руке четки, левая поднята в молении (фрагмент небольшого деисуса). Здесь, как и в более поздних произведениях, у Г. длинная, узкая на конце борода, на голове - островерхий схимнический куколь. На прямоличном изображении 1900 г. кисти иконописца В. П. Гурьянова (ГИМ) преподобный тоже в схиме, десницей благословляет, а в левой держит свиток, одеяния украшены «золотопробельным» письмом, на верхнем поле - поясной образ Спаса Еммануила. Возможно, в мастерской О. С. Чирикова исполнена икона кон. XIX - нач. XX в. (ГЭ) с немного иным типом изображения: руки святого разведены в стороны, свиток развернут, фон - пейзажный, с горками, рекой и условными элементами архитектуры, вверху - образ Спаса Нерукотворного.

Прп. Геннадий Костромской с житием. Икона. Нач. XVII в. (частное собрание)


Отдельную группу составляют изображения Г. вместе с др. святыми. Так, напр., в молении с прп. Макарием (Калязинским?) он представлен на прориси 2-й пол. XIX в. с иконы XVII в. (ГРМ; на обороте надпись: «Иван Яйцов С. С.») - наиболее ранний образец иконографии Г. с куколем на голове. В числе предстоящих Св. Троице Новозаветной, напротив ангела хранителя, фигура Г. встречается в навершии Феодоровской иконы Божией Матери со сказанием в 12 клеймах, нач. XIX в., костромского мастера (из собрания П. Д. Корина (ГТГ)).

В 1886 г. выполнена икона «Избранные костромские святые» (филиал КГОИАМЗ в г. Нерехта), происходящая из ц. свт. Николая Чудотворца с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл. На иконе представлены в 2 ряда основатели крупнейших мон-рей Костромского края, среди них - Г. в 1-м ряду крайний слева, со свитком в левой руке, у него острая раздвоенная борода средней величины и волосы на прямой пробор, кудрявые на плечах, с проседью. Икона Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, изготовленная ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ) для поднесения имп. семье к 300-летию Дома Романовых, хранилась в Александровском дворце Царского Села. В верхнем и нижнем ряду на ней представлены в рост рус. блгв. князья, тезоименитые святые и «небесные предстатели» членов царской династии, в числе к-рых - Г. со сложенными на груди крестообразно руками, 6-й справа вверху.

В составе Соборов русских святых погрудный образ Г. введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА), где Г. облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (ГТГ) - в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии Г. в монументальном искусстве является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия - преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с др. рус. святыми Г. был написан в 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., в 1833 г. (поновлена в 1876) на зап. стене ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме (Костромские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. Прил. С. 10).

В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и творческих списках кон. XX - нач. XXI в. др. иконописцев Г. помещен в группе костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5. Ч. 2: Янв. С. 301) преподобный обращен в молении к небесному сегменту, на свитке традиц. надпись. Пример совр. местной иконографии Г.- образ «Собор Костромских святых» 90-х гг. XX в. (Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь).

Лит.: Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1879-1909. СПб., 1909. С. 128-129, 131-144. № 50, 58-59; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 137, 230. Кат. 177; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 54-55, 130-131. Кат. 47, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 200-205, 454-455, 611, 629. Т. 2. С. 80-81; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в. Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000- февр. 2001. [М., 2000]. С. 128, 181. Кат. 384, 495; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 141; Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи / Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 615, 621. Кат. 269, 283. Ил. 427, 442.

Л. Л. Полушкина

Почитание

Житие преподобного Геннадия, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес, и канон ему написал его ученик и второй преемник игумен Алексий между 1584—1587 годами, поместив него духовное завещание, продиктованное самим Геннадием. Предположительно в этих же годах была составлена и служба преподобному. Алексий возбуждал тогда дело об его канонизации, не получившее хода. Однако местное почитание началось сразу же после преставления: в монастыре и в Костроме были освящены церкви во имя преподобного Геннадия.

Мощи обретены 19 августа 1644 года при закладке каменного Преображенского собора на месте построенной Геннадием деревянной церкви: когда открыли гроб Геннадия, не только тело его, но и одежды оказались «целы и нерушимы и никакоже тлению предавшиеся». Мощи, поставленные на время в монастырской церкви Алексия Человека Божия, 23 ноября 1646 года были торжественно перенесены в новоосвящённую Преображенскую церковь и поставлены на вскрытии у правого клироса Блоговещенского придела. Тогда же по благословению патриарха Иосифа было установлено церковное празднование преподобному Геннадию. В 1861 году была напечатана служба с акафистом преподобному Геннадию, сочинённая Г. Карцевым и «пересочинённая» архиепископом Ярославским Нилом.

Мощи хранились вначале открыто, а затем «по неизвестным причинам и неизвестно когда были сокрыты под спуд». В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, а мощи 28 сентября 1920 года вскрыты и вместе с принадлежавшими, как считается, Геннадию ковшом для сбора денег и топором вывезены в Ярославский губернский музей, где находились до середины 1930-х годов, дальнейшая судьба мощей неизвестна. С 1995 года возрождается Спасо-Геннадиев монастырь (В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. Ансамбль монастыря был передан общине комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997 году. ).

К празднованию 350-летия со дня обретения мощей и 435-летию преставления Святого Геннадия учреждена награда Костромской епархии — нагрудный знак «Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский» I и II степеней, к которому предоставляются священнослужители и миряне за проявленную ревность и особый вклад в дело духовного возрождения Костромского края [Памятные и наградные медали, посвященные Костромским святым. Церковный историко-археологический музей Костромской епархии].

Статья из православной энциклопеди

Спасо-Геннадиев монастырь

Спасо-Геннадиев монастырь до 1647 года назывался Новою Корнилиевою пустынью и до 1787 года находился в Костромской губернии. Монастырь находится в 26 верстах от города Любима, устроен на восточном берегу Сурского или Сурбского озера, близ двух рек Обноры и Костромы, на ровном месте. Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того, как они удалились из Комельской пустыни. Причиной ухода подвижников в дремучие Костромские леса был ропот Комельской братии на преподобного Корнилия за то, что он, будучи настоятелем, явно предпочитал Геннадия другим и особенно любил его за постоянные неутомимые труды, великое смирение и послушание. Вследствие этого преподобный Корнилий, для успокоения себя и братии, расстался с ними и ушел с Геннадием за 60 верст от Комельской пустыни, поручив обитель 12-ти братьям. добровольные изгнанники поселились в дикой пустыне Сурского озера. Здесь были бортные леса, принадлежащие великокняжеским крестьянам. Добрые и простые люди, посещая свои леса, заметили святых отшельников, полюбили их, построили им келии и делились с ними хлебом и медом. Так жили "подвижники любви" до 1529 года.


В этом году Великий князь Василий Иоаннович с супругою своей Еленой, путешествуя в монастырь Белоезерский и в окрестные ему, для богомолья о чадородии, достиг и пустыни Комельской. Не найдя здесь славного святостью жизни преподобного Корнилия, и узнав о причине его удаления, Великий князь вознегодовал на строптивую братию и тотчас послал своих служителей - просить преподобного Корнилия прибыть в Комельскую пустынь. Корнилий повиновался; с ним вместе явился и преподобный Геннадий. Великий Князь упросил преподобного Корнилия остаться в прежней основанной им обители, а Геннадию позволил устроить монастырь вновь заведенной подвижниками пустыне на берегу Сурского озера. Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. Своими руками очистив место на берегу, осушив это место четырьмя прудами Два из них были завалены к середине XIX века (Яр. Еп. Вед. 1866 г. / 24. С. 75) и колодцем, он при помощи новой братии, воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому в последствии пристроен другой - теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Так основалась обитель Спасо-Геннадиевская. Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года.


Житие преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского вместе со службой ему написал игумен Спасо-Геннадиева монастыря Алексий, ученик преподобного между 1584-1586 годами. Он в наставлении к братии по поводу жития преподобного Геннадия, просит отвезти его труд к царю Феодору и митрополиту Дионисию. Вероятно, что игумен Алексий был уже в преклонном возрасте раз сам не смог приехать в столицу и вероятно по этой же причине тогда не состоялось широкое прославление преподобного Геннадия. В Костроме в 1628 году упомянута церковь во имя преподобного Геннадия. ("Храмы Костромы" / Русский библиографический словарь. М., 1914. С.395-396.) К житию автор приложил и духовное завещание и наставление, продиктованное преподобным Геннадием, "бе бо Геннадий не умеяше грамоте". В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преподобного Корнилия: "приими древних святых отцов разум, терпение, любовь и смирение, более же молитву соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных". (В.О. Ключевский Древнерусские жития святых как исторический источник М., 1989 репр. С.303).

В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. Тогда же, в середине XVII века, была составлена повесть об обретении мощей с двумя чудесами, помеченными номерами 17 и 18. По благословению святейшего патриарха Иосифа 19 августа стали отмечать праздник обретения мощей преподобного Геннадия. Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда сокрыты под спуд. (Яр. Еп. Вед. 1873г. / 25 С. 202-203, ч. неоф.). В те годы состоялось прославление преподобного Геннадия. Служба с акафистом напечатана в 1861 году сочиненная Г. Карцевым и "пересочиненная" архиепископом Ярославским Нилом. В 1830-х годах игумен Палладий попытался осмотреть святые мощи. Когда начали разбирать кладку на месте раки, то случился сильный треск и трясение собора. Игумен и рабочие в страхе бежали из храма.



На период 1866 года по данным Ярославских Епархиальных Ведомостей на территории обители следующие здания:

1. По среди монастыря соборный храм Преображения Господня каменный, пятиглавый построенный в 1647 году, вместо второго уже деревянного , сгоревшего в 1639 году. Высота этого храма с главами и крестами 22 м, длина внутри 17 м, ширина 11,5 м, покрыт железом, окрашенным медянкой. Иконостас в нем 4-х ярусный с позлащенной резьбой, высота его 6,6 м, ширина 12,5 м. Иконы украшены венцами, а некоторые серебряными чеканными окладами и цельными ризами. Местных икон 6 и все лучшего письма. Храмовый купол поддерживают два 4-х гранных столпа высотой 6,5 м, украшенные до половины иконостасом, в котором иконы по большей части в венцах и окладах серебряных. Купол столпы и стены украшены живописью. Иконостас и живопись поновлены в 1825 году. на правой стороне алтаря, на месте диаконика, установлен придел Благовещения Пресвятой Богородицы, украшенный со всех сторон в виде балдахина на 4-х витых колоннах, резным в просвет вызолоченным иконостасом, в котором иконы с серебряными венцами. В этом приделе в правой капитальной стене пробита в следующий за стеною придел арка, украшенная позлащенною гирляндой. Под этой аркой находится арка преподобного, над тем местом, где обретены мощи, и где теперь почивают под спудом. Половина раки, ко внутренней стороне храма, серебряная, а другая, к наружной, - аппликовая. На раке икона Угодника в рост в в серебряной 84 пробы ризе, которая в 1851 году, усердием Любимских граждан позлащена червонным золотом, а венец украшен стразами и разноцветными камнями. Длина иконы 186,74 см, ширина во главе 71,12 см, в ногах 57,85 см. по преданию, икона эта написана на той самой доске, которою покрыт был могильный гроб преподобного. Арка пробита к клиросу следующего за ней придела в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел этот пристроен к правой стороне соборного храма в 1843 году, в память издавна пристроенного к этому же храму такого же придела еще самим преподобным Геннадием. Придел этот снаружи 13 м высотою, шириною 10 м. Он украшен богатым резным позлащенным иконостасом, в котором иконы нового греческого письма, без венцов и других украшений; стены и накатный потолок покрыты живописью.

2. Ко входу соборного храма, с западной стороны пристроен в 1805 году теплый пятиглавый храм, покрытый железом, окрашенным медянкою. Высота его внутри 4 м, ширина 18,5 м. В нем 2 придела, украшенные столярскими с резьбою и, где нужно, позлащенными одноярусными иконостасами, высотою в 3,7 м и шириною по лицу 5,5 м. Первый придел с правой стороны в честь преподобного Геннадия. В иконостасе иконы частью в венцах серебряных, частью в венцах и ризах аппликовых. Второй придел с левой стороны, в честь преподобного Корнилия Комельского. В иконостасе украшение икон такое же, какое и в первом; иконы современны построению приделов. Середина храмового свода поддерживается двумя 4-хгранными столпами высотою до 3,5 м, со всех сторон обложенными иконостасом, окрашенным и местами позлащенным. Иконы здесь большей частью древнего хорошего письма, некоторые в окладах и венцах серебряных. Стены и свод украшены живописью с приличною уборкою в 1846 году. Полы во всех храмах чугунные.

3. На юго-восток от соборного храма находится отдельно стоящий храм в честь Алексия человека Божия, в связи с монастырской оградой, с восточной ее стороны, каменный, простроенный вместо деревянного в 1751 году, над прежними монастырскими воротами, которые уже давно закладены, а на место их под церковью сделана монастырская хлебная кладовая. В древнем деревянном храме, после открытия мощей преподобного, 2,5 года почивали сии мощи до отстройки соборного храма. Высота нынешнего храма 26,5 м, длина 24,5 м, ширина 12 м. В нем иконостас простой столярный в 4 яруса, покрыт краской и местами позлащен, колонны его окрашены под мрамор. На иконах и стенах нет никаких украшений.

4. Деревянная житница очень маленькая. Она находится почти посреди монастыря; это единственный остаток после зданий сооруженных преподобным Геннадием. Ныне она тщательно хранится под новым деревянным навесом на столбах. Судя по объему и содержанию житницы, не много можно было поместить хлеба и жита.

5. На юго-западной стороне, в 10 м от соборного храма, в 1715 году построена была 2-хярусная каменная колокольня с деревянным над ней шатром. В 1831 году, по сломке шатра, на первые 2 яруса надстроены еще 2, и все четыре украшены, первые 2 колоннами, третий кранштынами, и четвертый пилястрами. Высота колокольни 41,5 м. Колоколов в ней 8; в 1-ом - 112 пудов, 22 фута с подписью, что его лил, в 1787 году в Костроме мастер Чебоксарский купец Алексей Григорьевич Синдонов; во 2-ом 40 пудов, лит в 1776 году с той же надписью; в 3-ем - 22 пуда 35 футов с надписью: 1715 года приложил сей колокол вкладу в обитель Всемилостиваго Спаса и Геннадия Чудотворца дворянин Иван Михайлович Сурмин при игумене Мелетии; в 5-ом - 5 пудов 1 фут с той же подписью; в 6-ом - 3 пуда 28 футов; в 7-ом - 1 пуд 20 футов; в 8-ом - 1 пуд.

6. Настоятельские келии деревянные снаружи и внутри выштукаренные, находятся близ соборного храма, на северо-западной его стороне, построены в 1774 году игуменом Тимофеем, высота их 9,5 м, ширина 21 м, длина 21 м; всех комнат 11, дверей более 30, под келиями подвал.

7. Братские келии помещаются в каменном 2-хэтажном доме, к западу от соборного храма в связи с оградой, окнами в монастырь и на озеро. Высота этого корпуса 9,5 м, ширина11м, длина 32,5 м. Верхний этаж, прорезанный посреди коридором, занят 10 братскими келиями, трапезой и кухней, нижний - двумя погребами и хлебопекарней, колодцем и 2-мя мастерскими. 2/3-ти корпуса - строены в 1796 году при игумене Иннокентии I -м , а кончены при Исаии, последняя треть - при игумене Палладии I -м в 1810 году.

8. К западу от настоятельских келий, за двумя прудами баня и конюшный двор с деревянными сараями, крытые тесом. возле настоятельских келий довольно хороший фруктовый садик. Прочее пространство монастыря занято овощными огородами.

9. Монастырь обнесен каменной оградой с 6-ю башнями, из которых 2-е при концах братского корпуса и 4-е при углах ограды, покрытой тесом; башни также покрыты тесом. Высота ограды 3,6 м, ширина 70 см, окружность 777 м, ограда фигуры неправильной, построена в разные времена, одна часть в 1751 году, а другая в 1810 году. На восточной стороне ограды находятся монастырские ворота, есть выход и на Сурбское озеро.

10. Напротив ворот, за монастырем в 1849-50 годах игуменом Макарием построена новая деревянная гостиница, одноэтажная, на каменном фундаменте, в ней 8-м удобно расположенных комнат.



Священные вещи. Древних сосудов, облачений и прочих Священных вещей в монастыре нет. Замечательны только: а) Напрестольный крест с мощами 11-ти святых, пожертвованный в 1647 году Никитой Васильевичем Кафтыревым и сыном его Димитрием на поминовение родителей; б) Два Евангелия с надписями, первое 1677 года, пожертвовано местным игуменом Тихоном в вечный поминок по себе и родителем, второе 1703 года пожертвовано боярином Иваном Михайловичем Сурминым в поминок по иеродиакону Серафиму. Замечательны еще две иконы преподобного Геннадия; одна, находится на его раке, другая, с чудесами в иконостасе соборного храма на правой стороне. О ней говорят, что она современна обретению мощей преподобного и будто первый снимок с чудотворца "бе власами рус, брадою чермен" говорит рукопись об обретении мощей. Таким преподобный и изображен на иконах. Вторая икона в 1722 году поновлена.



Вклады и пожертвования. Спасо-Геннадиев монастырь, при самом основании своем, снабдеваем был очень большими вкладами и пожертвованиями.

1. Первый благотворитель обители был Царь Иоанн Васильевич Грозный. в 1550 году, еще при жизни преподобного Геннадия, он: а) пожертвовал деревни Павловку (ныне Село), Картополово, Радильцево, Настасьино с починками и ездом по реке Костроме и со всем тем, что к тем деревням исстари принадлежало; б) в 1554 году на каждый год из Костромы прикащикам приказал выдавать в обитель по 60 четвертей ржи и столько же овса в старую Московскую меру; в) в 1574 году Судиловскому городовому прикащику отдал приказ выдавать игумену Алексию 42 четверти ржи и столько же овса "новой меры". Кроме этого несколькими грамотами оградил безопасность обители от разных судейских притязаний. Все эти грамоты подтвердили: а) Царь Феодор Иоаннович; б) самозванец Отрепьев; в) Царь Василий Иоаннович Шуйский.

2. Царь Михаил Феодорович а) по случаю разорения монастырских вотчин и самого монастыря от поляков и Литвы в 1614 году дал обители льготу на 2 года от всех казенных поборов; б) в следующем 1615 году избавил обитель от оброку с меду, который собирался в бортных окружных лесах; в) в 1623 году дал несудимую грамоту, избавляющую обитель от всех притязаний судей, подьячих и прочих; г) в 1644 году освободил от всяких пошлин перевозку извести из Солигалича для церковного строения.

3. Нет сомнения, что кроме царей были и другие вкладчики и благотворители Святой обители: ибо по последней ревизии до учреждения штатов за монастырем было несколько сел: Павловка, Обнорское, Буяново, Никольское, Сухоруково,и Фоминское с 39-ю деревнями и в них 1376 душ крестьян. Кроме этого монастырь владел двумя мельницами на реках Обноре и Андоме и еще бортным (с пчельниками) лесом Коргановским.



Способы содержания. По учреждении штатов в 1761 году, монастырь имеет следующие способы содержания: а) жалование 457 р. 74 коп. серебром, получаемое от казны; б) оставлено обители 53 десятины 1256 кв. сажень сенокосной земли и одна мельница на Обноре; в) процентами с 5000 р., пожертвованных графиней Анной Алексеевной Орловой; г) процентами с билетов, на сумму 200 р. серебром и д) от Священнослужения, молебнов и крестных ходов.



Крестные ходы и богомолья. Крестных ходов три: 1) вокруг монастыря по три дня в неделю Пасхи; по какому случаю этот крестный ход устроен неизвестно; 2) с иконой преподобного Геннадия по окрестным селениям в разные времена, это действие усердных поселян, которые некогда составляли собственность обители; 3) в город Любим в память избавления от эпидемической болезни холеры, по прошению граждан с 1831 года. Замечателен рассказ местных жителей: в тех деревнях где была икона преподобного Геннадия, болезни не было, но куда ее не принимали, там она жестоко свирепствовала. Тоже говорят и в Любиме. У соседских крестьян издревле существует благочестивый обычай, после открытии из-под снега полей - поднимать икону преподобного Геннадия, с которой и обходили свои нивы. В 9-ю по Пасхе пятницу почти все окрестные поселяне стекаются на богомолье в монастырь в память, как говорят, прибытия в этот день Угодника Геннадия на Сурмское озеро. При монастыре бывает одна ярмарка 17-го марта, в день Алексия Божия человека, в честь которого находится храм в обители. Привоз на эту ярмарку состоит из предметов хозяйственной жизни.



Исторические заметки. 1) Царю Михаилу Феодоровичу, в 1614 году, игумен Гедеон с братией доносил, что их пустыня от польских и литовских людей и от русских воров разорена и что было в том монастыре; строения, ризы, книги, - все поимали без остатка. Вотчина монастырская разорена, крестьяне многие побиты, а иные в полон поиманы. 2) Вовремя войны при царе Алексее Михайловиче, по распоряжению патриарха Никона, на службу царскую ими от обители 7 лошадей и одна с конюхом от Шаренского монастыря. 3) В 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей и Царевны Софии Алексеевны прислан на прокормление в монастырь отставной стрелец Федька Васильев, которому велено давать одежду, денег по рублю, по 30 алтын, да хлеб запасов, по четверику толокна, по четверику круп, по получетверику гороха, по 10 гривенок соли, по 3 четверика ржи и овса столько же. 4) В 1700 году по распоряжению Петра Великого на 15 достаточных солдат обитель давала строевого платья и кормовых денег на май месяц по алтыну на день каждому, всего 30 рублей 16 алтын и 4 деньги.



152491, Ярославская область
Любимский район, поселок Слобода
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь

С Ярославского вокзала Москвы на любом поезде Буйского направления доехать до станции Любим.
Далее - с автобусной станции. Первый автобус отходит из Любима в 8-00.

Нагрудный знак
«Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский»
I и II степеней.

Издавна Костромской край был знаменит подвижниками православной веры. Всего на Костромской земле просияло более 30 святых - подвижников благочестия. В её лесах трудились и возносили молитвы к Богу близкие ученики и сподвижники преп. Сергия Радонежского, среди которых препп. Авраамий Городецкий, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, Яков Железноборовский и многие другие. Они возводили храмы и монастыри, собственным примером добродетельной жизни во Христе приводили людей к покаянию и спасению.

В 1981 году установлено празднование Собора Костромских святых, которое совершается 5 февраля в день памяти Геннадия Костромского и Любимоградского.

Преп. Геннадий в рождении именовался Григорием, родился в граде Могилеве в семье благородных родителей Иоанна и Елены. Еще в самых юных летах отрок оставляет собственные своему возрасту игры и забавы, возгорается любовью к слову Божию, к церкви. Родители нередко говаривали ему «Сын наш, зачем ты так изнуряешь себя в таких еще юных летах». Столь раннее сильное христианское чувство отличало многих русских подвижников. Тайно от своих родителей ушел в Москву, где посещает Пречистые обители, прикладывается к ракам святых чудотворцев. В Москве он обретает друга Феодора, с которым направляются в Великий Новгород, на Свиру реку в пустынь к преп. Александру и просят его «облеци нас Христа ради во монашеское одеяние». Преп. Александр направил Григория в пределы града Вологды в пустынь к преп. Корнилию Комельскому, который постриг его в монашеский чин и нарек ему имя Геннадий.

Преп Геннадий всю жизнь подвизался в молитвах и трудах, «еще удруча плоть свою трудился и в поварне и в пекарне, на братию власяницы мыл, паче и в церковных службах приспевай, свещи делал, кутью варил, просфоры печаше. Паче да имей пост и непрестанную молитву и келейное правило и коленное поклонение. Еще ношение на себе вериги и кресты железные и такие цепи - таковое убо великое бремя ношение преподобный разжения ради плотского, яко же воздержанию есть коню узда, тако и преподобный на грехопадные недуги воздержание имел от вериг». Преп. Геннадий чудотворец преставился в 1565 году генваря в 23 день, а мощи обретены в 1645 году августа в 19 день.

К празднованию 350-летия со дня чудесного обретения нетленных мощей преп. Геннадия и 435-летию его преставления учреждена награда Костромской епархии - нагрудный знак «Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский» I и II степеней.
Нагрудный знак «Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский» I степени. Нагрудный знак «Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский» II степени.


Знак сопровождается грамотой за подписью архиерея Костромского и Галичского. К знаку предоставляются священнослужители и миряне за проявленную ревность и особый вклад в дело духовного возрождения Костромского края.

Знаки изготавливаются из латуни - знак первой степени вызолочен, знак второй степени с серебрением, фон заполнен изумрудного цвета эмалью. Знак имеет крестообразную, вытянутую по вертикали форму. В центре креста помещено изображение преп. Геннадия Костромского в обрамлении лаврового венка и с надписью вокруг нимба «Преподобный Геннадий Костромской».

В рукописном житии преп. Пахомия Нерехтского дан кратко словесный портрет преподобного «Святой Геннадий - лета средние, власами рус, брадою черен, брада ако у Космы и Дамиана бессеребренников, ризы преподобническия схимничьи, руцы молебны, бе бо Геннадий грамотою неучився...»

На ленте, скрепляющей лавровый венок в нижней части креста, указана дата преставления преподобного - 1565. В верхней части креста над главой святого - восьмиконечный крест с надписью «Иисус Христос».

Знаком «Преподобный Геннадий Костромской» первой степени награждены: игумения Иннокентия (Травина) в связи с 10-летием возрождения Богоявленско-Анастасиина монастыря; игумения Феофания - настоятельница Знаменского монастыря в связс с 5-летием игуменства; иерей Вячеслав Шапошников - клирик Алексеевской церкви, редактор епархиальной газеты «Благовест».

         

Преподобный Геннадий
Жития святых мужей
admin
09.03.2010 в 12:02


(23 января)
Преподобный Геннадий, названный в святом крещения Григорием, был единственным сыном боярина по имени Иоанна и жены его Елены, живших в Литовской земле. [67] Григорий с детства любил посещать церковь Божию и все службы, постоянно пребывая среди церковного клира. Родители были недовольны таким поведением сына и часто говорили ему:

— Зачем ты так делаешь? Разве ты — сторож церковный? Ты стыдишь нас перед людьми. Довольно с тебя ходить в церковь вместе с нами, а остальное время быть дома и в общении со сверстниками. Особенно же не должно лишать себя покоя ночью.

Но Григорий отвечал:

— Любезные родители, не докучайте мне такими речами. Я не хочу заниматься детскими играми. Бог творит, что хочет, а человек, что может. Дух же Святой наставляет всякого человека на путь истинный.

С тех пор Григорий стал думать о том, как бы ему уйти в русскую страну и там поселиться в какой-либо святой обители и подвизаться подвигом добрым.

И вот, улучив благоприятное время, он ушел от родителей, снял с себя светлое платье и отдал бедным, а от них взял рубище и оделся в него.

Проходя литовскую землю, села и города в виде странника и пришельца, он много претерпел бед и напастей от злых людей. Однако, хранимый Богом, он дошел до русской земли, пришел в Москву и обходил ее монастыри, поклоняясь святым чудотворцам и рассуждая, где бы ему постричься и предаться молитве.

В Москве он нашел себе друга по имени Феодор, молодого, но богобоязненного человека и также искавшего пострижения. Из Москвы они вместе отправились в Великий Новгород и там ходили по святым местам, церквам и обителям.

Из Новгорода они отправились на реку Свирь, в пустыню, к подвижнику преподобному Александру [68] и стали усердно просить его:

— Мы желаем, святой отец. Господу Богу молиться. Облеки нас Христа ради в монашеское одеяние.

Преподобный Александр обратился сначала к другу Григория Феодору и сказал:

— Ты, чадо Феодор, будешь водить зверя белоголового. Григорию же сказал:

— А ты, чадо Григорий, сам будешь пастырь словесным овцам и наставник множеству иноков. Иди, чадо, в Комельский лес к преподобному Корнилию, и тот научит тебя, как Богу молиться и как тебе пасти словесное стадо иноков, а в нашей пустыне молодым отрокам невозможно жить. Однако, отдохните здесь, чада мои, сколько дней пожелаете.

Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взяв от него благословение, пошли в пределы города Вологды в Комельский лес.

Они пришли в пустыню к преподобному Корнилию Комельскому [69] и постучались у ворот с молитвой Иисусовой.

Преподобный Корнилий, отворив двери, сказал им:

— Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему:

— Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради — причти нас к своему богоизбранному стаду.

Преподобный Корнилий сказал Григорию:

— Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей.

На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всяк, иже оставит отца или матерь, или жену, или чада, или села, имени Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит. Мнози будут первии последнии и последний первии». [70]

Затем старец говорил по святоотеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек ему имя вместо Григория — Геннадий. Затем сказал:

— Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных.

Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве.

Преподобный Геннадий, по благословению Корнилия, усердно подвизался в молитвах и трудах, особенно же в хозяйственных монастырских службах, в поварне и пекарне. Многие из братии негодовали на Геннадия за такие его подвиги и роптали.

Слыша этот ропот, преподобный Корнилий укреплял святого, говоря.

— Чадо Геннадий, не скорби о сем на братию, ибо они так говорят по внушению бесовскому.

По этой причине диавол возбудил возмущение среди братии и на самого Корнилия. Видя это, преподобный дал место гневу и, взяв с собой ученика своего Геннадия, оставил свой новосозданный монастырь и ушел в костромские пределы, в Дикий лес, на Сурское озеро, за шестьдесят верст от своего первого монастыря. Немного далее версты от этого места жили царские крестьяне, оброчные бортники. Эти крестьяне очень обрадовались приходу Корнилия и Геннадия, построили им келию, приносили хлеб, мед и прочее необходимое для их жизни.

Преподобный Корнилий и Геннадий подвизались в молитве и посте, прилагая труды к трудам: рубили лес, пахали землю, выкопали четыре пруда.

Однажды православный великий князь Василий Иоаннович предпринял путешествие на Бело озеро помолиться, по обещанию своему, о даровании ему чада. Когда великий князь достиг пустыни преподобного Корнилия и увидел, что тот удалился оттуда в иное место, он очень огорчился на братию и говорил ей:

— Ради вашего ропота и непослушания не живет отец Корнилий в своей пустыне.

И тотчас же послал своих слуг просить преподобного возвратиться на место первых своих подвигов. Преподобный Корнилий пришел к великому князю Василию, [71] припал к ногам его и просил прощения за уход свой из пустыни. Благоверный князь поднял его и сказал:

— Любимиче мой, отец Корнилий, моли за нас милостивого Бога, дабы Господь Бог даровал нам плод благочадия в наследие роду нашему и в устроение честным обителям, в державу российскому царству и в утверждение веры христианской.

Затем великий князь продолжил:

— Пребывай, отче, здесь, в первом своем начинании и трудах, отходной же пустыней, по нашему повелению, благослови ученика, которого хочешь.

Когда великий князь удалился, преподобный Корнилий благословил управлять новой пустыней своего ученика Геннадия и велел ему воздвигнуть там церковь в честь Преображения Господня.

Преподобный Геннадий, по благословению отца Корнилия и по повелению великого князя, все устроил в пустыне: и церковь Божию воздвиг, и украсил ее иконами и книгами, и всяким благолепием церковным.

Когда в пустыне стали умножаться братия, он построил и вторую церковь, теплую, во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, и украсил ее, как и первую.

Сам же преподобный, трудясь постоянно, подавал братии образец смирения и терпения. Он устроил для братии удобные жилища. Днем рубил дрова, а по ночам разносил их на своих плечах по братским кельям, трудился в поварне и пекарне, мыл для братии власяницы, делал свечи, варил кутью, пек просфоры, особенно же преуспевал в церковных службах, в посте и молитве. Сверх этого, он на себе носил вериги, железные кресты и тяжелые цепи. Такое бремя преподобный носил для усмирения плоти.

«Кто в состоянии изобразить все подробности жизни его и всех подвигов и терпения, или кто может перечислить болезни и труды его и попечение о братии?». Так восклицает составитель его жития, ученик его Алексий, который далее, в похвалу преподобному Геннадию, а более во славу Божию, повествует о чудесах его, совершенных благодатью Божией при его жизни и по смерти.

Вот некоторые из этих чудес. Однажды случилось преподобному Геннадию придти в Москву со своими учениками Серапионом и Уаром. Он был с честью принят боярыней Иулианией Федоровной, женой Романа Юрьевича. Иулиания просила Геннадия благословить сыновей ее Даниила, Никиту и дочь Анастасию. Благословляя Анастасию, святой сказал:

— Ты лоза прекрасная и ветвь плодовитая, будешь нам государыней-царицей благоверной.

Слыша эти слова, боярыня Иулиания вместе со своими детьми и всеми бывшими при этом людьми удивилась, что за непонятные речи произносит Геннадий.

Боярыня Иулиания в продолжение многих лет щедро довольствовала Геннадия.

Все сказанное пророчески старцем сбылось: Анастасия Романовна сделалась царицей, первой супругой Иоанна Васильевича Грозного. [72] Она питала глубокую веру и почтение к дому всемилостивого Спаса и к преподобному Геннадию, посылала ему честные иконы и ризы и другие нужные для церковной службы вещи.

Однажды боярин Борис Палецкий, постигнутый болезнью, пришел в обитель Преображения Господня помолиться. Преподобный Геннадий весьма обрадовался прибытию князя, созвал братию и встретил посетителя в святых воротах с подобающей молитвой и дал ему в руки свой посох. С того часа князь стал здоров, и все радовались выздоровлению князя.

Дав богатую милостыню преподобному и братии, князь возвратился в свой дом со всеми людьми. Посошок, благословение старца, князь поручил нести бывшему с ним священнику Василию. Этот священник почему-то рассердился на князя и, желая досадить ему, бросил благословение святого, посошок тот в реку Кострому.

Князь очень опечалился, лишившись благословения старца. Когда же названный священник прибыл к себе в дом, то нашел там жену свою умершей, а спустя некоторое время и сам впал в тяжелый недуг. Тогда он начал каяться в грехе своем, что надругался над князем и благословением преподобного старца и дал обещание постричься в доме Спасовом у старца Геннадия.

Спустя немного времени священник тот пришел в обитель Спасову, припал к преподобному и, поведав о случившемся, просил прощения в своей дерзости и умолял святого, чтобы он сопричислил его к своему богоизбранному стаду. Преподобный же, благословив его, сказал:

— Брат, Христос сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон». [73]

Потом повелел постричь его в монашеский чин и нарек имя ему Варлаам. Варлаам подвизался довольно продолжительное время в обители Преображения Господня, а потом, по благословению святого старца Геннадия, был игуменом в Богоявленском монастыре в городе Костроме.

Вышеупомянутый князь Борис Палецкий пожертвовал в дом Спасов, в обитель Геннадиеву, ценный колокол.

И еще одно поучительное событие. Случилось как-то Вологодскому и Велико-Пермскому владыке Киприану впасть в сильную болезнь. Имея усердие к обители Преображения Господня, а также питая духовную любовь к преподобному Геннадию, послал он одного из слуг своих за старцем Геннадием, прося его посетить по случаю болезни.

Преподобный пришел со своими учениками, иеромонахами Мисаилом и Алексием, в город Вологду и попросил благословения у епископа Киприана. Владыка обрадовался приходу святого старца и, не встававший до того времени с постели, встал навстречу святому, благословив его с учениками крестным знамением, и, взяв преподобного за руку, ввел его в свою внутреннюю келию.

Долгое время беседовал святитель с преподобным старцем. Люди же, видя облегчение епископа от болезни вследствие посещения преподобного, весьма дивились и прославляли Бога, творящего через угодников Своих преславные чудеса.

После беседы оба праведника вкусили благословенного хлеба. На другой день епископ перед всеми людьми просил преподобного:

— Наставник пустынный, преподобный отец Геннадий, моли за нас милостивого Бога, чтобы Он облегчил мне телесную болезнь и исцелил недуг ноги моей.

Преподобный сказал святителю:

— Человеколюбец Бог помогает от скорби и целит недуги Душевные и болезни телесные, и облегчает немощь страждущим людям, и не наше это дело великое. Господин мой, святитель, все возможно от Бога, а от человеков — ничто. Вот ты, господин мой, теперь уже здоров от общей скорби телесной, нога же твоя пусть напоминает тебе о последнем часе и не исцелится до последнего твоего издыхания. Мир тебе, господин мой, святой отче!

Владыка после этого прожил еще пять лет и отошел ко Господу.

Составитель жития преподобного Геннадия, ученик и преемник его по игуменству Алексий, рассказывает о себе самом следующее. Будучи оскорблен братией обители Всемилостивого Спаса, Алексий удалился отсюда в город Кострому и поселился в обители Богоявления Господня. Но вскоре сильно заболел и не мог стоять в церкви. По этой причине он переселился из Костромы в Адрианову пустынь близ Пошехонья. Но болезнь не прекращалась. По откровению Божию, он возвратился к геннадиеву обитель и, припав с мольбой ко гробу Геннадия, просил прощения в своем малодушии и получил исцеление.

Из многочисленных посмертных чудес преподобного Геннадия упомянем еще следующие.

Некто боярский сын Иван Лихарев пожертвовал геннадиеву Спасову монастырю одно свое село, но потом передумал и передал это село в Троице-Сергееву Лавру. Вскоре после этого сын его Алексий неожиданно умирает, а жена впадает в тяжелую болезнь. Соседи и знакомые стали говорить» что муж ее поступил нехорошо, оставив Спасову обитель и отдав село в другой монастырь, и советовали ей написать письмо мужу, который находился в Переяславле Залесском.

Жена написала и тотчас же почувствовала облегчение. Между тем, в Переяславле Иоанн тоже впал в болезнь: на него напал какой-то страх и исказилось его лицо. Окружавшие также упрекали его в том, что он оставил обитель Спасову. Тогда Иоанн внял посланию жены и советам ближних, возвратил село в обитель преподобного Геннадия и обещался от нее не отходить. Вскоре он получил исцеление от своей болезни.

Молившиеся при гробе Геннадия с верой и усердием получали исцеление от различных болезней: от боли зубной, от болезни глаз, от расслабления, особенно же — от исступления ума и беснования.

Было и такое чудо. Один иеродиакон обители украл церковные книги и скатерти и, пройдя только несколько верст до реки Андомы, почувствовал расслабление и не мог двинуть ни руками, ни ногами.

Дали знать игумену, и он послал за диаконом, которого и привезли в обитель с книгами. Диакон повинился в своем согрешении, припал ко гробу преподобного Геннадия, прося прощения и исцеления. И, по молитвам преподобного Геннадия, Бог помиловал его и возвратил ему здоровье.

Посадский человек города Костромы Лука Густышов не имел веры к чудесам преподобного Геннадия и решил не бывать в обители Спасовой и у гроба преподобного.

Будучи выбран в целовальники в таможню (т.е. в присяжные сборщики таможенных пошлин), он отправился со своими товарищами для сбора государевых денег. Но вдруг он был поражен тяжкой болезнью: опухли щеки, разболелась нестерпимо голова, и он пришел в исступление. Родственники привезли его домой, где он и лежал при смерти.

Придя в сознание, он вспомнил свой грех, обещался идти в обитель Спасову и ко гробу преподобного Геннадия. Отслужив там молебен, он молитвами преподобного Геннадия получил исцеление.

Одна дворянка галицкого уезда корежской волости, из рода Лаптевых, имела четверых сыновей, из которых один, по имени Кирилл, пожелал постричься в геннадиевом монастыре и свою долю из отцовского имения хотел отдать вкладом в монастырь. Мать, узнав об этом, стала ругать сына и не позволяла ему отдать его долю в монастырь.

Вдруг ее постигла тяжкая нестерпимая головная болезнь. Мучимая этой болезнью, она вспомнила свой грех, дала обещание идти в обитель Спасову, помолиться у гроба преподобного Геннадия и внести долю сына. Тотчас она почувствовала облегчение от болезни и вскоре исполнила свое обещание. Сын ее постригся с именем Корнилия.

Преподобный Геннадий перед своей кончиной оставил поучение, в котором изложил свои мысли и заветы об иноческой жизни как своим ученикам, так и всем православным. Вот это простое и назидательное поучение.

* * *

«Великой лавры Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы обители Ипатской брату о Христе и присному пастырю словесных овец игумену Вассиану, а также Спасовой обители нашей паствы строителю Иосифу и всему братству нашему.

Говорю вам, духовные мои братья и спостники: для меня день уже при вечере и секира при корени, ибо отхожу уже к судилищу Христову. Ради святой Господней заповеди, не забывайте меня, когда будете молиться, но, видя мой гроб, вспоминайте мою любовь и молитесь Христу, чтобы Он вселил дух мой с праведными.

Вы же, дети мои, бойтесь Бога, повинуйтесь вашим наставникам во всем, по апостолу. Царя православного почитайте, святителей ублажайте, им повинуются все игумены духовной совестью.

А вы, мои дети, живущие в обители Спасовой, повинуйтесь игумену, которому поручена будет паства наша, и покоряйтесь ему во всем с послушанием. Особенно же умоляю вас и завещаю, чтобы вы не уходили из сего места без благословения настоятеля.

Прекословия брат с братом не заводите, стремитесь к свету, а тьму оставляйте. Пусть жизнь ваша будет по преданию святых отцов и согласна с тем, как нам писал преподобный Корнилий [74] и как в обители нашей установлено иноческое житие.

Тебя же, благочестивый игумен Вассиан, умоляю, не оставь обители сей своей верой. Вы же, братия и дети мои, не разоряйте общего нашего предания и не уклоняйтесь от церковного собора, ибо первая мерзость для монахов — это не ходить в церковь; а пришедши в церковь, стойте без глумления, не пересуживайте.

Равным образом, и в келейной молитве не ослабевайте, чтобы не изнемогла ваша плоть вместе с душою и чтобы труд ваш не погиб, ибо возбуждением лености сатана лукавый хочет монаха живым свести в ад.

Умоляю вас, братия мои и спостники, будьте неленивы во всяких монастырских службах, не скорбите и не унывайте в трудах ваших, ибо труды ваши — для того, чтобы иметь возможность есть и пить.

На пастыря во всяком случае не ропщите, ибо ропщущий чернец приготовляет себе гибель. Равным образом, со вниманием слушайте учительное слово и творите благие и добрые дела, ленивых возбуждайте к службе и к молитве, святыни Божией не отлучайтесь: если монах шесть недель Святых Тайн не причастится, то есть не монах.

Еще же умоляю вас, братья мои, не крадите монастырских орудий, ни хлеба, ни овощей, и не выносите за монастырь ради своих прихотей. Одежду имейте все равную, по кельям всякой пищи не имейте, из трапезы хлеба не выносите, исключая крайней нужды и болезни. Пусть питание ваше происходит в трапезе и будет для всех равное. Пусть еда и питье будут в надлежащее время, на трапезе же не объедайтесь и не упивайтесь, ибо это мерзко пред Богом и отягчение и болезнь — для плоти.

Непристойно также вам враждовать между собой, ибо заводящие вражду и сквернословцы Царствия Небесного не наследуют. Таковы же и те лукавые лицемеры, которые братию свою посылают туда и сюда, а сами и пальцем не касаются Дела. О, горе! Пучина горького ада наполняется нерадивыми монахами, праведники же, немного потерпевши и сохранивши Божий заповеди, будут радоваться во веки.

Христос вселяет в дом Свой единомысленных. Так то и вы, дети мои, постарайтесь пройти сквозь тесные врата и при. скорбным путем, чтобы приобрести живот вечный. Слугам же и прочим рабочим повелеваю — не гневаться и не враждовать друг с другом. Следует во всем повиноваться настоятелю и слушаться, а братию не оскорблять ни словом, ни делом, не причинять неподобающих дерзостей, а домашние вещи следует беречь, чтобы ничто из них не гибло.

К чужому имуществу не прикасайтесь и отнюдь ничего не похищайте, ибо собирание собственного имения великий вред причиняет монаху, а душу предает огню негасимому и мукам вечным.

И вы, дети мои, от такого зла и безумия берегитесь и прочим людям напоминайте эти наши слова. Монастырские дела следует исполнять без ропота, неленостно и без мятежа, чтобы не быть лицемерами и человекоугодниками, делая только на глазах, но старайтесь быть богоугодными, за глаза работая верой и правдой. Крестьян не обижайте насилием и среди гостей не превозноситесь, занимайте последние места, а главное ни с кем не враждуйте и ложных слов о братии игумену не говорите.

Будьте, братья мои, поспешливы на добро и поучайтесь слову Божию во святом Евангелии и в Апостольских писаниях. Храните в дому Спасовом книги, нами приобретенные:

следует вам, дети мои, вникать в них и прилагать ум свой к пониманию их. Здесь находятся труды святых отцов. Если кто соблюдает заповеди Божий и веру Христову, таковой возрадуется во веки».

Преподобный Геннадий скончался 23 января 1565 года. Тихая и мирная кончина его последовала после непродолжительной болезни.

Ученик преподобного Геннадия и преемник его, игумен Алексий, в похвальном слове святому перечисляет его добродетели и отмечает, что за них почитали его и в царской семье. Он был восприемником дочери царя Иоанна Васильевича Грозного от первой супруги его Анастасии Романовны, которой ранее предсказал брак с царем и чадородие.

Со слов старца Антония, постриженники Иосифо-Волоколамского монастыря, Алексий рассказывает о преподобном Геннадии еще такой случай.

Однажды, когда Геннадий находился в Москве за богослужением в церкви, в которой стояли царские слуги и боярские жены, вошла бедная и убогая женщина с плачущими детьми.

Смотря на нее, некоторые знатные боярыни, воздыхая ко Господу и Пресвятой Богородице, про себя думали: Господь даровал детей таким нищим, которым нечем кормить их, а нам, имеющим возможность от царского жалованья воспитывать детей. Господь не дал чадородия, конечно за наши грехи. Преподобный Геннадий уразумел их мысли и сказал им:

— Не скорбите, госпожи: если будете жить благочестиво в своем положении, то, по повелению Божию, с этого времени будете рождать детей.

По пророчеству преподобного сбылось это не с одной, но со многими благородными женщинами. И в других городах преподобный Геннадий предсказывал многим благочестивым женщинам чадородие.
Обретение мощей преподобного Геннадия совершено было в 1644 году в дни благочестивого царя Михаила Феодоровича, при патриархе Иосифе, когда ветхий деревянный храм Преображения Господня разобрали и начали строить каменную церковь. Во время земляных работ обрели гроб с нетленным телом и ризами преподобного.

Акафист преподобному Геннадию Могилёвскому
(Костромскому и Любимоградскому) чудотворцу

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации