СЛОВО О СЧАСТИИ
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Если бы мы сейчас вы¬шли на улицу и стали спрашивать у прохожих: «Чего бы вы хотели больше всего в жизни?» - мы получили бы множество самых разнообразных ответов. Но суть всех ответов была бы одна: «Хочу быть счастливым!» Это общее желание всех людей - и мужчин, и женщин, и образованных, и необразованных, малых и старых. Вряд ли можно встретить человека, который бы сказал про себя: «Я не хочу быть счастливым. Я вот такой чело¬век, что хочу жить плохо».
Но странно: все люди хотят быть счастливыми, а счастья в жизни всегда было и теперь есть не так уж много - гораздо больше скорбей, горя, всякого рода неприятностей и переживаний. В чем же дело?
Ведь мы знаем, что если люди объединяются каким- то одним желанием, так эти люди преодолевают любые препятствия и добиваются желаемого. Люди перегораживают плотинами многоводные реки, покоряют океа¬ны, космические пространства осваивают, пустыни в цветущие сады превращают. И это все делают сравнительно небольшие группы людей, движимые одной целью. А тут - не группы людей, а все люди хотят быть счастливыми, и это у них так плохо получается. Почему?
Долгое время считалось (а многими и теперь считается), что счастье человеческое напрямую зависит от материального благополучия: чем достатка больше, тем больше и счастья. Многие надеялись и старались осчастливить людей, облегчая их труд, окружая комфортом, улучшая условия жизни. Кажется, уже облегчили и улучшили вполне. Но, оказывается, что человек может и в «Мерседесе», и в евростандартной квартире, и при телевизоре и видеомагнитофоне быть глубоко несчастным.
От чего же, в таком случае, зависит счастье? Где его искать? Если комфорт не гарантирует счастья - что его гарантирует? И может ли вообще хоть что-то гарантировать счастье?..
Вопрос непраздный. Вопрос, может быть, самый наисущественный в жизни человеческой, учитывая, что каждый человек, как мы уже сказали, хочет быть счастливым. И, может быть, только этого-то искренно, от всей души, и хочет. Неужели, при таком общем и искреннем желании счастья, мы его на этой грешной земле так и не разыщем?..
Чадца мои милые, и впрямь не разыщем - покуда эта земля будет населяться грешниками, и покуда мы будем искать счастья там, где его найти невозможно...
Мы его сейчас ищем для себя, кто где: кто-то ищет на верхних ступенях общественной лестницы - для та¬ких людей счастье обусловливается высокой и хорошо оплачиваемой должностью; другой ищет счастья в лю¬бимой работе, третий - в интересных книгах; развратник - в красивых женщинах, пьяница - в вине, наркоман - в героине или марихуане... Кто в чем. Отчего же не находим? Не находим, потому что не там ищем. Не находим, потому что не той дорогой шагаем, разыскивая счастье. Дорога выбрана, ведущая скорее ко всеоб¬щему несчастью, чем к счастью. Ибо это дорога, на которой нет Бога. А где нет Бога - там и счастья быть не может. Могут быть лишь временные, скоропреходя¬щие удовольствия, суррогаты счастья, подсовываемые обольстителем рода человеческого - диаволом. Но фи¬нал этих обольщений известен: душевное разочарование, уныние, неудовлетворенность жизнью, мысли о самоубийстве.
Дабы не быть голословным, приведу пример из жиз¬ни. В те годы, которые мы теперь называем «застойными», мне довелось прочитать в газете коротенькое сообщение о том, что «в жестоком мире капитала» покончил жизнь самоубийством сын миллионера. При нем нашли предсмертную записку такого содержания: «Взял от жизни все. Ничего интересного в ней не нашел. Ухожу из жизни добровольно». Все это подавалось тогда известно с какими комментариями: «Ах, как ужасен их мир и как прекрасен наш социализм!..» Но дело совсем не в том, что он жил в мире капитала. В любом месте, в любое время, при любом общественном устройстве, радости, доставляемые материальными благами, имеют свойства притупляться. Можно радоваться новому автомобилю день, два, неделю. Но потом к нему привыкаешь. Но это хорошо, если автомобиль надоел, однако хочется еще чего-то - яхту или самолет. А если есть уже и самолет, и вообще все, чего хотелось?.. Иные думают, что вот тогда-то и наступит полнейшее счастье, когда уже нечего делать. Глубочайшее заблуждение. Тогда и наступит то, что случилось с сыном миллионера.
Да, деньги значительно расширяют свободу наших действий. Да, свобода - одна из важнейших потреб¬ностей человека. Но ведь самый-то интерес жизни че¬ловеческой не в свободе как таковой, но в самозабвенном служении свободно выбранной цели. Едва человек становится вполне свободным, тут же является вопрос: что ему с этой свободой делать, куда употребить? Сво¬бода, сама по себе, не дает жизни никакого содержания. И содержание, и смысл, и интерес к жизни дает присутствие в ней чего-то горячо любимого и стремление к этому любимому приблизиться.
Чем обусловливается счастье? При всем разнообра¬зии ответов на этот вопрос, можно вычленить один об¬щий ответ, с которым согласятся все: счастье человеческое обусловливается теми же успехами или неудачами, которые человек встречает на пути к желанной цели. Успехи делают его счастливым, неудачи - огорчают. А разные мнения о счастии - только от того, что разные люди преследуют в жизни разные цели. Но если пьяница стремится к вину - так он и счастлив, когда оно у него есть, а несчастлив, когда вынужденно блюдет «сухой закон». Если врач стремится вылечить больного - он рад, когда дело идет на поправку, и огорчается, если болезнь осложняется. Можно взять для примера любого человека... Да возьмите хоть каждый сам себя. И спросите: когда и почему вы были счастливы? И ког¬да несчастны? Вот, видите: счастливы, когда достигали желаемого, получали, чего хотели, а несчастны - когда это по каким-то причинам не удавалось. И степень счастья (или несчастья) зависит от того, насколько сильно хотели. Вот где воистину прямая зависимость: чем сильнее хотелось чего-то, тем больше было радости при получении искомого.
Успехи, приближающие нас к желанной цели - вот единственный источник наших радостей. Когда все цели достигнуты и желать уже больше нечего - этот источник иссыхает, и всякая надежда на радость в дальнейшей жизни испаряется. Я бы рекомендовал всем людям, уповающим найти счастье в материальных благах, крупными буквами переписать и повесить у себя дома на видном месте ту предсмертную записку. Если, кроме земного, вещественного, у вас нет никаких целей - тогда вот цель, к которой вы в конце концов придете: безысходная тоска, подталкивающая к самоубийству. Вы теперь еще не залезли в петлю лишь потому, что еще не все ваши желания удовлетворены. Когда вы, подобно тому молодому человеку, удовлетворите их вполне и без остатка - вы, поверьте, сделаете тот же вывод, что и он: когда уже больше нечего желать - тогда уже больше незачем и жить.
Самые страшные времена не позади: там лишь были тяжелый, изнурительный физический труд, дикие звери, неумение бороться с болезнями, отсутствие грамотности, хорошего питания и т п. Самые страшные времена - впереди: где грамотные, сытые, безбедно, безболезненно, безопасно и комфортно существующие люди - неожиданно обнаружат бессмысленность своего дальнейшего существования. Если эти люди не обратятся к Богу, они закончат мировую историю такой страшной агонией, перед которой померкнут все ужасы прежних варварских времен.
И смысл, и счастье в жизни, и самую-то жизнь дарует лишь Бог. Ибо Он - «Сокровище благих и жизни Подателю» (сокровищница всяких благ и податель жизни). Вне Его - только обман обольстителя.
Можно ли называть осмысленной жизнь, протекающую, что называется, «от зарплаты до зарплаты»? Конечно, какие-то сиюминутные задачи в жизни присутствуют у каждого: заработать на пропитание, купить обнову к празднику, вылечиться, если заболел. Но это не цели жизненные, это только средства для достиже¬ния цели. Автомобиль существует не для того, чтобы его заправлять бензином и ремонтировать. Его обслу¬живают для того, чтобы он перевозил людей или гру¬зы. А иной человек, складывается впечатление, только для того и живет, чтобы «заправлять» себя продуктами питания и «ремонтировать» (часто из-за «перезаправок»). Родные мои, недостойно это человека - жить бессмысленней автомобиля.
Можно ли назвать счастливой жизнь многих наших современников, добывающих свое счастье и деньгами, и бицепсами, где угодно и какими угодно средствами -только не там, где им Благой их Создатель дарит, просто дарит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим»(Мф.11, 28-29). Но мы, вместо того, чтобы откликнуться на зов Христа и придти к Нему, идем на зов телевизионных зазывал, обещающим нам, что покой нашим душам дадут разные маги, астрологи, гипнологи, целители и экстрасенсы, а свое счастье мы сможем найти, совершив поездку в Турцию или Арабские Эмираты, или же съев плитку»Сникерса»;слушаем вместо Христа своих авторитетных друзей и подруг, «умеющих жить»…Кого мы только не слушаем! Где только не ищем своего счастья!..
Чревоугодник ищет счастья в изысканной и обильной трапезе. И вот, он пьет это свое «счастье» полной чашей и попадает в больницу с лжирением или свои карманы и банковские счета этим «счастьем — поступаясь при этом совестью, идя часто на обман, а то и кражу, или даже убийство... Вот так и строим мы каждый свое счастье - на чьем-то горе, страда¬нии, на чужих слезах и крови.
Когда во все это вдумываешься, становится прозрачно понятной и совсем не странной эта «странность» - почему, при общем желании счастья, его на земле всегда было и теперь есть так мало? Мало счастья от того, что много греха. Желают-то все люди счастья - да вот ищут его часто там, где оно и рядом не лежало: на дорогах греха и порока, где рассыпаны одни скорби.
Чадца мои родные, единственно верный ответ на этот самый насущный вопрос: «Где найти счастье?», - надо искать не в телевизоре, не в рекламных проспектах, не у друзей, «умеющих жить», и даже не у папы с мамой, хотя родители, конечно же, более, чем кто-либо другой, желают счастья своим детям - но и они способны ошибаться. Единственно верный ответ на этот вопрос может дать лишь Бог. Ибо Он, в отличие от людей, не ошибается и любит нас всех. А значит, и счастья желает всем нам. Люди любят тех, кто им приятен; Бог любит всех. Ибо все мы - Его дети. И любит Он нас до такой степени, что отдал за нас, грешников, на распятие Своего Сына. «Ибо Христос, когда мы были еще немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». (Рим. 5
Зачем же Он умирал ради нас, грешников? На этот вопрос отвечает св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16-17). Христос умирал, чтобы мы не умерли.
Вот цель, поставленная Богом перед человеком, - жизнь вечная, смыслом же этой вечной жизни являет¬ся вечное богопознание и вечное богоуподобление: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3); и: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). И в этих-то богопознании и богоуподоблении и находит душа человеческая единственное прибежище и спасение от неизбежных при погоне за иными идеалами горестей пустоты и разочарования. Ибо любые другие цели - достижимы, а значит, исчерпываемы и преходящи; и только эта - вечна, а значит, всегда желанна: стремление стать совершенным, как совершенен Бог. Причем, чем ближе к этой цели подвигаешься, тем она становится желанней. И эта вечная жизнь ожидает каждого из нас не по ту сторону смерти, как считают иные. Она - всегда, на то она и вечна. Да вот беда - мы-то не всегда пребываем в ней.
Бог зовет к обожению, мир сей - к оскотиниванию. И души наши часто откликаются на зов мира сего, с его князем-диаволом. Но «князь мира сего осужден» (Ин. 16, 11). И мы осуждены и обречены, если следуем за ним. Следуя за обманными миражами («диавол», в переводе с греческого, «обманщик»), найти можно только пустоту. Душа человеческая рано ли, поздно ли, но обязательно и отчетливо это осознает.
Атеисты говорят: если будешь искать счастья на небе - так не увидишь его здесь, на земле. Неправду они говорят, наоборот все: если будешь искать счастья здесь на земле - не увидишь его ни на земле, ни на небе. А если будешь искать счастья на небе - будешь счастлив и тут, и там.
Давайте посмотрим: что от нас требуется для стя¬жания Царствия Небесного? Требуется делать добро и не грешить.
А теперь следует разобраться: что значит «делать добро»? Ведь это не что иное, как умножать счастье - и свое, и ближних. Накормил ли ты голодного, помог ли больному, или хоть просто посуду после ужина вымыл, когда все в доме устали, и ты в том числе, - все это твои маленькие добрые дела и вместе твои маленькие шажки к Царствию Небесному. Делать их подчас очень трудно - проще, к примеру, накричать на жену, что она «грязнуля», плохая хозяйка. Но если этот маленький шажок, несмотря на трудность, все-таки сделан - какая светлая радость бывает на душе! Таким образом, делание добра - это рассеивание по миру радости, это делание счастливыми и себя, и своих ближних - тех, кому ты это добро делаешь.
Что же тогда подразумевается под «деланием грехов»? Что происходит, когда мы воруем, убиваем, клевещем, совершаем супружеские измены?.. Да, мы становимся недостойными Царствия Божия: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии [рукоблудники], ни мужеложники [гомосексуалисты], ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Но греша, мы несчастим не только себя - не- счастим и своих ближних, тех, на кого наши грехи рас¬пространяются - кого мы избиваем, обворовываем, обманываем, оскорбляем, унижаем. Таким образом, если «делание добра» мы назвали «рассеиванием радости», то «делание грехов» можно с полным основанием на-звать «рассеиванием горя».
Тут, может быть, к месту будет сказать об исконном значении слова «грех». В современном понимании под этим словом разумеется чаще всего какое-то «плохое дело». Изначальное же значение его было более узко, но, пожалуй, и более точно. Оно означало не «плохое дело» вообще, а конкретное плохое (в смысле «не удавшееся», «плохо сделанное»). Слово «грех» (греч. арарпа) пришло в общеразговорный язык из профессиональной терминологии воинов и охотников. Там оно означало «промах», «ошибку», буквально - «непопадание в цель» (в русском языке есть слово «огрех», означающее именно ошибку). Так вот, человек, стремясь к пороку, греху - он ведь и в этом своем стремлении пытается реализовать все ту же потребность в счастье, вкорененную в нас от самого рождения и сопровождающую до смерти.
Почему пьяница пьет? Почему развратник развратничает?.. Да потому, что им это нравится, потому что и грех способен доставлять удовольствие! На этом строится вся «индустрия греха». Но и творцы этой индустрии, которым она доставляет баснословные прибыли, и
потребители этой индустрии, которых она часто разоряет дотла – и те , и другие, в конечном итоге, оказываются несчастным людьми, «промахнувшимся» мимо цели.
Уповая найти счастье в грехе, человек жестоко ошибается, - вместо счастья он находит лишь мимолетное удовольствие, рассеивающееся, как дым. И в пустой душе, на месте этого «испарившегося счастья», поселяется разочарование и все прочее, о чем уже выше достаточно говорилось.
Особое коварство греха заключается в том, что, по¬гружаясь в него, человек сам не замечает, как и когда он уже перестает быть хозяином над собой, а становится рабом греховной страсти. Блудник, чревоугодник, пьяница, наркоман, человек, пристрастившийся к азартным играм, - все эти люди часто уже совершенно отчетливо понимают, что гибнут, и наверняка погибнут, если не освободятся от поработившего их греха. Но так с этим пониманием и погибают... Грех - нарядная бархатистая зеленая травка, покрывающая трясину. Под этой травкой с красивыми цветочками - бездны ада. Ступить на эту «привлекательную лужайку» - очень просто. Выбраться вновь на твердую почву бывает подчас крайне тяжко!
Родные мои, не обманитесь, не ошибитесь, не «промахнитесь»!
Это «Слово о счастии» хотелось бы мне, конечно, закончить пожеланием всем счастья, стяжания Царства Небесного, чрез стяжание святости. Однако я обнаружил бы полную свою несостоятельность как священник, если бы возомнил, что каждый, прочитавший это «слово» и даже понявший, что он живет не так, как надо - тут же переменит свою жизнь и заживет, как надо – тут же переменит свою жизнь и заживет, как надо – тут же переменит свою жизнь и заживет, как надо. Православному священнику, может быть, более, чем кому-либо из людей, известно, какое большое расстояние лежит от благого желания до исполнения сего желания в жизни. Посему ничем не обольщаюсь, но все же прошу: внемлите мне, подобные мне грешники - грешниками вы тотчас быть не перестанете; и никогда ими быть не перестанете, даже если будете вести святую жизнь. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит». Но есть грешники, видящие свой грех и оплакивающие его; и есть грешники, радующиеся своему греху и за грех его не считающие. Помоги вам Бог осознать себя первыми грешниками. Из таких-то и выходят святые.
На том, что требуется, чтоб жить по-божески и стремиться к святости, я не останавливался - это тема для другого «слова», и не одного. Пока же для нас пусть будет достаточно мысленного стремления к святости.
В начале я указывал на тот факт, что если люди объединяются вокруг одной цели и дружно ради нее трудятся - эти люди сметают любые препятствия на своем пути и, в конце концов, достигают желаемого. Главная же задача этого «слова» - привлечь внимание возможно большего количества людей к этой цели, которую автор считает единственно достойной человека, к той цели, которую ставит перед человеком Бог: к Царству Небесному, к вечной жизни. Уже и то будет добро - если мы хотя бы возжелаем сего и осознанно поставим главною целью своей жизни не деньги, не должности, не комфорт, не греховные удовольствия, в таком обилии разливающиеся ныне по святой-то Руси, - но то, что искони являлось на святой Руси ее главной исторической и метаисторической целью: Царство
Небесное, вечную жизнь. Уже и то будет добро, если мы будем хотя бы знать, как надо жить. А уж заживем мы после этого, как надо, или будем продолжать жить по-своему - это каждый решит самостоятельно.
Вспомним в заключение слова из предисловия М. Ю. Лермонтова к «Герою нашего времени»: «Не думайте, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества!.. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!» Болезнь нам действительно известна: наша бо-лезнь, главный источник наших скорбей и бед - наши грехи. И как ее излечить - Бог действительно знает. Но знает не только Он - Он через святых Своих сообщает и нам, грешным, как вылечиться от той или иной болезни (избавиться от того или иного греха), сообщает средства для исцеления от болезней. Единственное, чего не могут сделать для нас ни Бог, ни святые - захотеть за нас вылечиться. Это уже зависит от нас. Так помоги же нам, Господи, сделать хотя бы то, что в нашей власти - захотеть избавиться от наших грехов и возжелать святой жизни. Мы теперь знаем, что в этом наше единственное счастье. Но мы и к счастью-то своему не можем устремиться без Твоей помощи. Писал св. ап. Павел: «...желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 18-19, 22-24). Господи, и мы - такие же: и бедные, и ни на что доброе не способные без Тебя! Но как Ты избавил его, Павла, от сего тела смерти и соделал святым первоверховным апостолом - так по¬моги и нам противоборствовать греху и соделай нас достойными Царства Твоего. Мы грешные и недостойные - но и мы вручаем себя Тебе, Всемогущему и Всеблагому - соделай нас праведными и достойными. Мы слабы - но мы просим Тебя, Всесильный, - возьми нас такими, какие мы есть, и соделай нас такими, какими Ты хочешь нас видеть. Всецело вверяем себя воле Твоей святой. Управь нашею жизнью, как Тебе угодно: только бы она протекла на счастье нам и ближним нашим, и во славу Твою, Господи!
Аминь.
ОБ АВТОРЕ. Настоятель Богоявленской церкви на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге священник Александр Захаров широко известен в Беларуси своим «Словом» о массовом истреблении детей в материнском чреве: «НЕ УБИИ!», «СЛОВО ОБ АБОРТАХ», - публиковавшимся в Жировичских листках.
Перепечаткой опубликованного в Санкт-Петербурге (1998) не¬большим тиражом и почти неизвестного в Беларуси «СЛОВА О СЧАСТИИ» мы продолжаем знакомить нашу паству с его проповедями.
Александр Захаров родился в 1956 г. в Нарве (Эстония). Вско¬ре его семья переезжает в северную столицу, и с городом на Неве связывается вся дальнейшая жизнь будущего пастыря. По окончании средней школы он служит в армии, затем в течение пятнадцати лет работает на стройках города, а в 1990 году поступает в Духовную семинарию. За время учебы, пройдя послушания псаломщика и алтарника, в 1991 году приснопамятным Иоанном (Снычевым: 1995), митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, был рукоположен в сан диакона, а в 1992 — им же - во иерея.
Православному миру известен как автор книги «К КОМУ НАМ ИДТИ? ОБРАЩЕНИЕ К ВЕРУЮЩИМ И НЕВЕРУЮЩИМ» (1996), ряда статей и выступлений.
Священник Александр Захаров