В Благословенную Оптину пустынь 375296024046
По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.
Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598) «на свечи и ладан». По окончании смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.
В 1802 году было начато строительство новой трехярусной колокольни в 30 сажень вышины.
К ней с обеих сторон были пристроены флигели для братских келлий. В 1804 году было закончено строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году было начато строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью при ней келлиями. Материал на строительство церкви пожертвовал надворный советник Камынин. Оба храма были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским 26 августа 1811 году — больничная, 23 октября 1811 года освятили Казанскую церковь.
18 января 1809 года по просьбе игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30-ти насельнов (вместе с настоятелем).
23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».
На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии[1] НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1»[2], где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров[3], позднее отправленных в Катынь на расстрел.
Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.
17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия.
1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.
Трапезная монастыря
Оптинские новомученики
На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и сейчас. В честь убиенных монахов построена часовня. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.
В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху 1993 года. Жанр книги — летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.
Часовня, построенная на месте убиения Оптинских новомучеников
Молитвенный покров оптинских старцев ощущает каждый приезжающий в Оптину. Их святые мощи являются главными святынями обители. По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Духовником патриарха Московского и всея Руси Кирилла является оптинский старец схиархимандрит Илий
Введенский собор.
Престолы: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы; северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
Во Введенском соборе совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Храм построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — св. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих.
Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.
Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.
Храм в честь Преображения Господня.
Во время своего посещения Оптиной Пустыни 14 августа 2005 года, Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение и закладку камня в основание строящегося нового храма в честь Преображения Господня. До закрытия обители советской властью храма на этом месте не было
Храм в честь Преображения Господня.
Таким образом, это строительство открыло новую страницу в истории монастыря – от восстановления разрушенного к созиданию нового. В течение двух с половиной лет храм был построен и расписан оптинскими иконописцами. Малое освящение совершил наместник обители архимандрит Венедикт 30 декабря 2007 года.
Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В этом храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.
Мария Египетская в христианских преданиях раскаявшаяся блудница. Предполагаемое время жизни - 5 в. В 12 лет ушла от родителей из египетской деревни в Александрию, где 17 лет жила как блудница, сходясь со своими любовниками как за плату, так и добровольно. Заметив толпу паломников, направляющихся в Иерусалим на праздник воздвижения креста, она с нечистыми намерениями присоединяется к ним, платит своим телом корабельщикам за провоз, а затем продолжает блуд и в самом Иерусалиме.
Когда наступает праздник и она пытается вместе со всеми войти в церковь, невидимая сила «трижды и четырежды» не впускает её. Вразумлённая таким наказанием, она даёт обет впредь жить в чистоте и просит Богородицу быть её поручительницей, после чего беспрепятственно входит и поклоняется кресту, на котором был распят Иисус Христос.
Попросив деву Марию и впредь вести её, М. Е. слышит чей-то голос: «перейди Иордан и обретёшь блаженный покой», - и принимает его как поданный ей знак. Она покупает на милостыню три хлеба и с ними идёт в пустыню за Иордан. Первые 17 лет её преследуют влекущие воспоминания о прежней жизни, о вине и разгульных песнях; затем все соблазны внезапно отступают, и для отшельницы наступает «великая тишина». Между тем сношенный гиматий (у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани) распадается; М. Е. мучат летний жар и зимний холод, от которых ей нечем прикрыть своё нагое тело. Она кормится жёсткими травами пустыни.
В полном уединении, не имея книг и притом не владея грамотой, она приобретает чудесное знание священных текстов. В течение 47 лет она не встречает ни человека, ни зверя; затем её видит монах и священник Зосима, который подаёт ей половину своего гиматия покрыть наготу, оказывается свидетелем чудес и выслушивает историю её жизни.
При расставании она просит Зосиму через год на страстной четверг придти на берег Иордана со святыми дарами; на его глазах переходит она реку «немокренно», причащается из его рук и возвращается снова посуху. Ещё через год Зосима находит её тело и погребает его с помощью вышедшего из пустыни льва
«О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!.. О, благословенная Оптина!» — так писал замечательный русский духовный писатель С. А. Нилус, проживший при обители 5 лет (с 1907 по 1912 г.) и оставивший бесценные описания как внешней, так и внутренней жизни прославленного монастыря.
Оптина Пустынь — один из известнейших православных монастырей России. Находится он в Калужской области, близ города Козельска. Оптина Пустынь подарила миру целый сонм старцев, память которых чтится ныне всем православным миром. К их молитве и заступничеству прибегают тысячи людей.
Молитвенный покров оптинских старцев ощущает каждый приезжающий в Оптину. Их святые мощи являются главными святынями обители. По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Духовником патриарха Московского и всея Руси Кирилла является оптинский старец схиархимандрит Илий.
Оптина Пустынь. Слева Введенский храм, справа храм в честь Казанской иконы Божьей матери.
Введенский собор.
Главный храм обители (построен в 1750–1771 гг.). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Введенский собор.
Введенский собор. Рака с мощами Амвросия Оптинского
Престолы: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы; северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
Введенский собор.
Во Введенском соборе совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Храм построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году.Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — св. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.
Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Во время своего посещения Оптиной Пустыни 14 августа 2005 года, Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение и закладку камня в основание строящегося нового храма в честь Преображения Господня. До закрытия обители советской властью храма на этом месте не было
Таким образом, это строительство открыло новую страницу в истории монастыря – от восстановления разрушенного к созиданию нового. В течение двух с половиной лет храм был построен и расписан оптинскими иконописцами. Малое освящение совершил наместник обители архимандрит Венедикт 30 декабря 2007 года.
Храм в честь Преображения Господня.
Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В этом храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.
Храм в честь прп. Марии Египетской.
Мария Египетская в христианских преданиях раскаявшаяся блудница. Предполагаемое время жизни - 5 в. В 12 лет ушла от родителей из египетской деревни в Александрию, где 17 лет жила как блудница, сходясь со своими любовниками как за плату, так и добровольно. Заметив толпу паломников, направляющихся в Иерусалим на праздник воздвижения креста, она с нечистыми намерениями присоединяется к ним, платит своим телом корабельщикам за провоз, а затем продолжает блуд и в самом Иерусалиме.
Храм в честь прп. Марии Египетской.
Когда наступает праздник и она пытается вместе со всеми войти в церковь, невидимая сила «трижды и четырежды» не впускает её. Вразумлённая таким наказанием, она даёт обет впредь жить в чистоте и просит Богородицу быть её поручительницей, после чего беспрепятственно входит и поклоняется кресту, на котором был распят Иисус Христос.
Храм в честь прп. Марии Египетской.
Попросив деву Марию и впредь вести её, М. Е. слышит чей-то голос: «перейди Иордан и обретёшь блаженный покой», - и принимает его как поданный ей знак. Она покупает на милостыню три хлеба и с ними идёт в пустыню за Иордан. Первые 17 лет её преследуют влекущие воспоминания о прежней жизни, о вине и разгульных песнях; затем все соблазны внезапно отступают, и для отшельницы наступает «великая тишина». Между тем сношенный гиматий (у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани) распадается; М. Е. мучат летний жар и зимний холод, от которых ей нечем прикрыть своё нагое тело. Она кормится жёсткими травами пустыни.
Храм в честь прп. Марии Египетской.
В полном уединении, не имея книг и притом не владея грамотой, она приобретает чудесное знание священных текстов. В течение 47 лет она не встречает ни человека, ни зверя; затем её видит монах и священник Зосима, который подаёт ей половину своего гиматия покрыть наготу, оказывается свидетелем чудес и выслушивает историю её жизни.
При расставании она просит Зосиму через год на страстной четверг придти на берег Иордана со святыми дарами; на его глазах переходит она реку «немокренно», причащается из его рук и возвращается снова посуху. Ещё через год Зосима находит её тело и погребает его с помощью вышедшего из пустыни льва.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.): Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих.
Мощи преподобного Макария Оптинского находятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни, рядом с мощами его наставника, духовного друга и сотаинника, преподобного Льва. В июле 1996 года он был канонизирован в лике местночтимых святых Оптинских старцев с установлением общего Соборного празднования.
Рака с мощами прп. Анатолия (Потапова) (на переднем плане) в храме в честь иконы Божией Матери Владимирской.
Оптина Пустынь. Слева, часовня в которой покоятся убиенные в 1993 г. монахи. В монастыре Оптина Пустынь ежедневно поминают за Божественной Литургией убиенных братьев – иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева).
Они погибли от рук сатаниста в день, когда православные, отмечали Праздник Воскресения Христова. Правее, мы видим башню с пристройкой, находящуюся в юго-восточной части монастыря.
Храм в честь прп. Илариона Великого.
Построен в 1874 г. Престол: в честь прп. Илариона Великого.Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной.
Храм в честь прп. Илариона Великого.
В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, венчание, отпевание усопших.
Современный вид Предтеченского Скита.
Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие.
Святые ворота в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни.
Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни находится по соседству с монастырём, за монастырской рощей. В нём происходят круглосуточные богослужения. Прямо от главных ворот обители к нему ведёт широкая тропа. Начало пустынножительству положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX в. в глубине монастырского леса на малой пасеке.
Святые ворота в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни.
Временем полного утверждением старчества можно считать начало 1840-х гг. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и продолжало процветать при преп. Амвросии. Созданный в скиту, небольшой архитектурный ансамбль был призван не отвлекать пустынножителей от духовного созерцания, а потому отличается предельной простотой и скромностью.
Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В центре большого прямоугольного участка, обнесённого каменной оградой с башенками, находится главный скитский храм – Иоанна Предтечи. Он состоит из нескольких деревянных срубов: притвора, трапезной и апсидального храма, по боковым сторонам которого устроены четырёхколонные портики с фронтонами. Завершено здание небольшим куполом.
Источник Иоанна Златоуста.
Вокруг Иоанно-Предтеченской церкви, по периметру территории поставлены небольшие деревянные домики – келлии старцев, утопающие в зелени плодовых деревьев. Самой нарядной постройкой Скита можно назвать Святые ворота, выстроенные в эклектичных формах. Это двухъярусная постройка, в первом ярусе которой – небольшие ворота с боковыми сторожками, а во втором – звонница. Мирянам разрешено посещать скит два раза в году, в праздники поминовения Иоанна Крестителя.