Мост Траяна
Самый длинный мост античности, перекинутый в 103—105 годах через Истр (Дунай) к востоку от Железных ворот. Его проектирование было поручено одному из самых знаменитых архитекторов своего времени, Аполлодору Дамасскому. Это был первый в истории мост через вторую по величине реку Европы. Больше тысячи лет он оставался самым длинным построенным мостом в мире как по своей общей протяженности, так и по ширине арочных пролетов.
Строился мост в сжатые сроки в преддверии готовившейся Траяном войны с даками. Длина моста составляла более километра (предположительно 1135 метров). С обеих сторон он был защищён крепостными сооружениями.
Траянов мост не простоял и двухсот лет, ибо император Аврелиан, столкнувшись с нашествием готов, повелел разрушить его, дабы затруднить неприятелю переправу через Дунай.
Подтвердить существование моста и определить место его расположения удалось благодаря находке фундамента опор моста. К тому же изображение моста высечено на колонне Траяна в Риме. Судя по этому изображению, мост имел деревянную конструкцию проезжей части, установленную на каменных опорах с необычно пологими арками, которые скорее были похожи на арки моста через реку Мозель в Трире.
Остатки опор моста, которых изначально насчитывалось 20, сохранились под водой до наших дней. Правда, неоднократные археологические исследования, проводившиеся в последние 70 лет, показали, что исторический материал сооружения все больше убывает: если в 1932 году удалось обнаружить 16 опор, то в 1982 году их оставалось всего 12, а в 2003 году – лишь 8.
Траянова Табула
Неподалёку от моста на берегу Дуная частично сохранилась высеченная в скале надпись, в которой император Траян сообщает потомству о завершении строительства военной дороги и моста. Длина надписи — 4 метра, высота — 1,75 метра.