Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Священномученик Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский

Священномученик Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский



Родился 19 (9?) декабря 1879 г. село Керенково Мокшанского уезда в Пензенской губернии в крестьянской семье.


Рано лишился отца, Кузьмы Ивановича, его воспитывала мать — Евдокия. Уже будучи епископом, трогательно заботился о своей матери, всегда советовался с ней в повседневных делах.

Первоначальное образование получил в приходской школе и Мокшанском городском училище.

В 1895 году поступил в Саровскую обитель, с 1898 года — послушник Николо-Бабаевского монастыря, затем в течение 2,5 лет был послушником Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, затем вернулся в Николо-Бабаевский монастырь. Занимался самообразованием под руководством жившего на покое епископа.

В 1904 году был принят послушником в московский ставропигиальный Новоспасский монастырь, проходил послушание пономаря, продолжал заниматься самообразованием, учился у частных учителей. С 1909 года преподавал в послушнической школе Новоспасского монастыря.

27 февраля 1910 года был пострижен в монашество. С 14 марта 1910 года — иеродиакон, затем — иеромонах. Окончил Московскую духовную семинарию (1912 год, прошёл её курс за два года), Московскую духовную академию (1916 год) со степенью кандидата богословия.

С 16 августа 1916 года — преподаватель Пастырско-миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии. В 1920—1921 годах — наместник московского Новоспасского монастыря в сане архимандрита.

С 2 мая 1921 года — епископ Рыльский, викарий Курской епархии.

Часто посещал приходы и монастыри, составил несколько акафистов, в том числе службу с акафистом св. Павлину Ноланскому — своему небесному покровителю. Много проповедовал. Хотя не был выдающимся оратором, но его простые проповеди легко воспламеняли сердца слушателей, возбуждая в них стремление к праведной жизни и покаянию.

В 1922 году был арестован и приговорён (5 декабря 1922 года) к пяти годам заключения. Около года провёл в одиночной камере одной из московских тюрем. Слепил из хлебного мякиша крест, перед которым молился. За это был подвергнут тюремщиками оскорблениям и побоям. Был досрочно освобождён и поселился в Москве под надзором. Жил недалеко от Новоспасского монастыря.

С 14 октября 1926 года — епископ Полоцкий и Витебский. Был инициатором и организатором тайных выборов Патриарха путём сбора подписей среди архиереев (большинство подписавшихся высказались за избрание митрополита Кирилла (Смирнова)). За это был арестован, и с декабря 1926 года по апрель 1927 года находился в тюрьме. Освобождён, скорее всего, по ходатайству митрополита Сергия (Страгородского).

С 1 декабря 1927 года — епископ Пермский и Соликамский. Часто посещал приходы, в том числе предпринял поездку в самую отдалённую часть своей епархии — город Чердынь, который редко посещали архиереи.

С 2 декабря 1930 года — епископ Боровский и управляющий Калужской епархией. С 30 сентября 1931 года — епископ Калужский.

Большинство священнослужителей епархии относились к нему прохладно за его крестьянское происхождение, простоту, непринуждённое общение с народом, скромный монашеский вид. Очень много читал, был владельцем библиотеки, насчитывавшей около 2000 книг. Ввёл в епархии особо торжественные вечерние воскресные богослужения, которые укрепляли дух верующих в период гонений.

Любил петь церковные песнопения вместе с народом, приучая паству к сознательному произношению молитв. Был незлобив и кроток, любим детьми. Очень любил животных, в своём садике построил мостик через дорожку, по которой проложили тропу муравьи, чтобы случайно не наступить на них. Раздавал бедным значительную часть своего имущества — деньги, продукты — несмотря на то, что сам очень нуждался.

Во время его управления Калужской епархией в Калуге были взорваны: Благовещенский Кафедральный собор, Никольско-Слободская, Спасо-Слободская и Воскресенская церкви. Тогда же были расстреляны или сосланы 83 священнослужителя, 14 церковнослужителей, 8 церковных старост, 61 монахиня.

С 16 июня 1933 года — архиепископ Могилёвский.

Был арестован 2 октября 1935 года и обвинён в создании «контрреволюционного подполья». Виновным себя не признал. Содержался в Минской тюрьме, приговорён к 10 годам лагерей. Находился в заключении в Мариинских лагерях Кемеровской области, был бригадиром на сельскохозяйственной ферме. Вместе с другими содержавшимися в лагере священнослужителями проводил тайные утренние богослужения. Один из доносчиков сообщил лагерному начальству, что владыка говорил: «Издевательства и гонения советской власти над верующими только укрепляют нашу силу верующих в Бога, а потому мы должны неустанно поддерживать дух религии не только в себе, но и в других людях».

28 сентября 1937 года против архиепископа было возбуждено уголовное дело по обвинению в создании контрреволюционной группы и руководстве ею. Виновным себя не признал, показав лишь, что устраивал молебны: «В этом нет состава преступления, так как в Сталинской Конституции сказано, что даётся право свободного отправления религиозного культа всем». 28 октября 1937 года Тройка УНКВД Запсибкрая приговорила его к расстрелу. 3 ноября приговор был приведён в исполнение.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 году для общецерковного почитания.

Дни памяти:
3 ноября (21 октября по с/с)– мученическая кончина в 1937г.
16 августа (3августа по с/с) – прославление в 2000 г.

Радуйся, священномучениче Павлине,
усердный о нас ко Господу молитвенниче

Тропарь, глас 2:
Веры Православныя непорочный блюстителю/ и заповедей
Христовых усердный
исполнителю,/ священномучениче Павлине,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси./ В хладней Сибири мученическую смерть приял еси, / венцем славы украсился еси/ и в вечной славе пребывая,// моли спастися душам нашим.

Молитва
О, священномучениче Христов Павлине! Услыши слезныя
молитвы чад твоих и воздыхания наша, сердцами сокрушенными и смиренными приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Павлине, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся вконец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и прошения коегождо яже ко спасению исполни. Веруем бо, яко ты ради страданий за Церковь Божию, Отечество наше и Христоименитыя люди велие дерзновение ко Господу имаши.Умоли благость Его, да укрепит ны в Православии и единомыслии, а наипаче в непоколебимом исповедании Живоначальныя Троицы и Спасителя мира, Сына Божия, Христа Бога нашего, во плоти пришедшаго, спасшаго нас на кресте, воскресшаго, ко Отцу возшедша и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым.Паки просим тя, предстательствуй пред Богом за паству твою и вся православныя христианы, да дарует Господь архипастырем и пастырем нашим духовное трезвение и ревность о спасении своем и врученныя паствы, страну нашу в мире и благоденствии соблюдет, правителем дарует суд и правду, а всем нам братолюбие и любовь.Милостивый святителю, яви ныне всем требующим твоея помощи исцеление душ и телес, мирное устроение, от клеветы
и обид заступление. Да тако мы днесь и чрез все житие, твоею помощию спасаеми, восхвалим Подвигоположника Иисуса, Сына Божия, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Святым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«СЕРДЦЕ, МИЛУЮЩЕЕ КО ВСЯКОЙ ТВАРИ»

Житие священномученика Павлина Могилевского

Священномученик Павлин, в миру Петр Кузмич Крошечкин, родился в 1879 году, в Мокшанском уезде Пензенской губернии в семье благочестивых богобоязненных родителей. Отец его Кузьма и мать Евдокия вели крестьянское хозяйство. Жили они в среднем достатке. Косьма скончался в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Маленького Петра воспитывала добрая мать строгой, благочестивой жизни.

Воспитывала она сына в послушании и страхе Божием. Бывая на службах в храме, она всегда брала с собой и Петю. Семья их отличалась милосердием и любовью к странникам и всем нуждающимся. Петя с малых лет впитал в себя эту атмосферу благочестия и любви к ближним.

Восьми лет Петя поступил учиться в приходскую школу. Он быстро научился читать и писать. С этого времени он все свое свободное время употреблял на чтение, преимущественно житий святых. У него появилось желание подражать жизни святых угодников Божиих. Игры и забавы сверстников перестали его удовлетворять. Душа его стремилась к Богу.

По окончании школы он поступил в Мокшанское городское училище. Там он жил на квартире одной пожилой женщины, которая вскоре полюбила его как родного сына. Однажды Петя побывал на престольном празднике в Казанском женском монастыре, расположенном в двух верстах от города. Продолжительное, неспешное богослужение, умилительное пение монахинь, чистота и благолепие храма пронзили его душу таким восхищением, что с той поры он только и мечтал как бы еще побывать в монастыре. Его влекло туда неудержимо. Каждый праздник, невзирая на погоду, он ходил туда. Монахини обратили внимание на благоговейного отрока, приласкали его, давали ему различные мелкие поручения, которые он с радостью исполнял.

Здесь впервые зародилось у него желание посвятить свою жизнь Богу в монашеском чине в каком-либо из афонских монастырей.

Однажды зимой, возвращаясь из монастыря, он едва не замерз. На половине пути началась сильная метель, потемнело. Петр сбился с дороги, долго блуждал по полю, утопая в сугробах снега. Его охватил страх и чувство беспомощности и одиночества. Он обратился с молитвой к Богу и вскоре услышал звон колокольчика. В этот миг он почувствовал близость Бога, Его всемогущую силу, спасшую его от смерти.

Пете не удалось окончить городское училище. Он заболел так сильно, что врачи отказались его лечить. Добрая женщина-хозяйка со слезами прощалась с ним. Она не надеялась, что он выживет. Мать взяла его домой. При ее неусыпных заботах он вскоре пошел на поправку. Во время болезни Петя предался духовному чтению. Дважды спасенный от смерти, он питал в сердце благодарное чувство к Богу и еще сильнее разгорелось его желание посвятить себя всецело Господу где-нибудь на Афоне. Мать же его дала обет съездить в Саровскую Пустынь. Преподобный Серафим не был еще канонизирован.

Весной вместе с сыном она отправилась в путь. В Саров прибыли они 2 мая накануне храмового праздника в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского. На долгой монастырской всенощной утомленный массой новых впечатлений, Петр впал в легкое забытье. Тут он услышал в душе внутренний голос: «И здесь можешь спастись…». Голос этот им был принят как призыв из незримого мира от преподобного Феодосия и старца Серафима. Душа его с любовью откликнулась на этот призыв. Когда мать стала собираться обратно, Петр начал просить ее позволить поступить в монастырь. Считая, что сын еще молод, Евдокия не разрешила ему остаться и он возвратился с ней домой. Но жизнь в миру его тяготила. Вскоре он снова стал просить ее благословение на поступление в монастырь. Евдокия посоветовалась с местным священником и отпустила сына в монастырь, видя в этом зов Божий.

Петр Крошечкин поступил в Саровскую Пустынь в 1895 году, когда ему было шестнадцать лет. Его приняли в число послушников. Вскоре за ним последовала и его благочестивая мать. Три года прожил Петр в Сарове. Ему поменяли послушание. Он мыл белье для братии. Тут его постигло тяжкое искушение. Его возненавидели. Он посоветовался с матерью и они совместно решили, что ему лучше дать место гневу и перейти в другой монастырь. Сама же Евдокия осталась в Сарове.

Один расположенный к нему монах написал ему рекомендательное письмо в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где был погребен епископ Игнатий (Брянчанинов). Петра охотно приняли в число братии. Однажды игумен в дурном настроении зашел в храм и спросил: «Что это здесь так холодно? Хорошо ли топишь?». Ответил Петр почтительно, но когда тот отошел, то тихо произнес: «На вас не натопишься». Последствием этого разговора стало то, что Петру пришлось оставить обитель, хотя и против желания.

Некоторые из его монастырских друзей посоветовали ему поступить в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, который находится в Ростове на берегу озера Неро. В соборном храме под спудом покоились мощи святителя Димитрия Ростовского. В этом монастыре послушник Петр прожил два с половиной года. Живя в Ростове, Петр поддерживал связь с иноками из Николо-Бабаевского монастыря. Может быть по этой причине он возвратился в «Бабайки». Встретили его с любовью.

Петру дали пономарское послушание. Проживавший в монастыре на покое епископ Н. обратил на него внимание, расспросил о происхождении, о жизни, о планах на будущее. Удостоверившись, что имеет дело с незаурядной личностью, он стал давать Петру книги из личной библиотеки, помог продолжить образование. Для чего в 1904 году, с благословения монастырского начальства, снабженный рекомендательными письмами, Петр направился в Москву и был принят в братство Новоспасского монастыря. При содействии митрополитов Владимира и Макария он был принят в духовную семинарию на заочный сектор обучения. Четырехгодичный курс он окончил за один год. Все преподаватели были в изумлении, ибо это был небывалый случай в их практике.

В Новоспасском монастыре Преосвященный прожил семнадцать лет. Здесь он принял постриг в честь святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского (память 23 января). Это имя соответствовало последующей его жизни, ибо он был милостивым и любил людей. В 1920-1921 годах он стал наместником Новоспасского монастыря. 2 мая 1921 года отец Павлин был хиротонисан в епископа Рыльского, викария Курской епархии. Владыка неустанно объезжал Курскую епархию, укрепляя позиции Православия в борьбе с обновленчеством. Таким образом он проехал по всем городам и монастырям Курской губернии. Люди его любили за простоту и кротость в обхождении. Проповеди его были доходчивы и доступны для понимания даже необразованных слушателей, наставляя их на жизнь по Заповедям Божиим.

Особенно часто Владыка любил бывать в знаменитой своими страцами Глинской Пустыни. Монахи также полюбили своего владыку, так что впоследствии некоторые из них последовали за ним в Пермскую епархию.

Когда осенью 1926 года среди епископата обсуждали возможность тайного избрания Патриарха, Владыка, бывший инициатором этой идеи, взял на себя практическое руководство проведением выборов. Он объезжал епископов по всей России, собирая подписи. К ноябрю 1926 года имелись уже подписи 72-х епископов под актом избрания священномученика митрополита Кирилла (Смирнова, память 7 ноября) Патриархом.

Находясь тайно с этой миссией в Москве, Владыка был внезапно арестован. И хотя документы не попали в ГПУ, последовала волна арестов тех епископов, кто поставил свои подписи под актом избрания Патриарха. Год Владыка пробыл в одиночной камере. Впоследствии он называл тюрьму своей «второй Академией» в том смысле, что в одиночестве никем не развлекаемый он имел возможность произвести пересмотреть путь всей своей предыдущей жизни в свете Евангелия. Не имея возможность совершать свое молитвенное правило и Богослужения, он заменял их короткими молитвами и поклонами. Из хлебной мякины он слепил крест, перед которым молился. За это ему пришлось перенести много унижений, оскорблений и даже побои.

9 апреля 1927 года Преосвященный был освобождён. Некоторое время он жил в Москве в одном расположенном к нему семействе. По другим данным в 1928 году епископ Павлин получил назначение на Пермскую кафедру.

С 1930 по 1933 годы епископ Павлин занимал Калужскую кафедру. Владыка всегда был прост в общении и доступен. Он любил петь церковные песнопения вместе с народом, приучая паству к сознательному произношению слов молитвенных. Его очень любил простой русский народ. Владыка был незлобив как дитя.

Вот один из характерных примеров кротости Владыки. Однажды он возвращался откуда-то домой. На улице он встретился с одним гражданином, у которого покупался материал для ремонта дома. Человек этот в грубой форме начал требовать уплатить деньги за материал. Поскольку Преосвященный уже передал для него деньги через доверенное лицо, он сказал, что они в расчете. Тогда этот мужчина стал поносить епископа бранными и неприличными словами. Спустя немного времени, Владыка пошел к этому человеку, незаслуженно оскорбившему его, и попросил у него прощение. Тот был поражен смирением Преосвященного, упал перед ним на колени и просил простить его.

Владыка был богат любовью к людям. Большую часть приносимых ему почитателями продуктов он раздавал нуждающимся. Движимый милосердием, часто покупал вещи, которые ему были не нужны, давая за них столько, сколько просил продавец.

Однажды незадолго перед Пасхой он послал своих людей к одному благодетелю в район. Продукты – муку, масло, крупу, творог, яйца и прочее – везли на лошади. Надо сказать, что это было голодное время. В одной деревне, где они остановились для отдыха, их обокрали. Унесли все, что было в санях. Смущенные послушники с волнением предстали перед Владыкой. Спокойно выслушав рассказ, он ответил: «Не тужите… Ведь это мы голодного накормили».

Первоначально по приезде в Калугу Владыка жил на квартире у одной женщины. Потом он приобрел дом на той же улице, на берегу Оки. Из Москвы, Пермской, Курской областей и из других мест часто приезжали духовные чада Преосвященного, монашествующие и мирские, чтобы получить мудрый совет, наставление или просто отогреться душой рядом с его богатым любовью сердцем.

Имел Святитель «сердце, милующее ко всякой твари». Во время обедов в беседке рядом с домом вокруг собирались со всех соседних дворов кошки, ожидая остатков рыбы. Тут же происходили драки из-за лакомых кусков, сопровождаемые кошачьими воплями. Владыка лишь посмеивался, но прогонять их не разрешал.

Распорядок дня у епископа Павлина обычно был следующий. Вставал он рано. Если не было архиерейской службы, то, прочитав утреннее правило, он отправлялся на Литургию в один из храмов Калуги. По окончании службы он иногда по приглашению причта или какого-нибудь церковного-совета заходил к ним «попить чайку».

В летнее время в сопровождении одного преданного ему человека Владыка уходил гулять за Оку. Рано утром они спускались к реке, переходили по «живому мосту» на другой берег, и там гуляли. По возвращении с прогулки до обеда Владыка занимался делами: принимал посетителей, разбирал корреспонденцию, отвечал на письма, читал.

После скромного обеда из двух-трех блюд Преосвященный ненадолго ложился спать. Вечерами довольно часто Владыка ходил на вечернее богослужение обычно в Богоявленский храм, ближайший к его дому. Если же оставался дома, то вечерами посещал свою матушку и беседовал с ней. Иногда она сама приходила к нему.

В 1933 году Владыка был назначен на Могилёвскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Скорбью наполнились сердца всех любивших его людей при этом известии. Когда в последний раз Преосвященный служил в Преображенско-Казанском храме, во время возгласов голос его от печали прерывался. Благословляя на амвоне народ, он плакал. Крупные слезы катились по его щекам. Плакали и все почти, находившиеся в храме. «Такого Владыки у нас не будет больше» -- со скорбью говорили многие.

В начале сентября архиепископ Павлин в сопровождении одного иеромонаха выехал в Могилев. Матушка его до времени осталась в Калуге.

В Могилеве Владыка так же, как и везде быстро стяжал всеобщую любовь. Он часто служил, много проповедовал, старался помогать всем нуждающимся, угощал и одаривал детей.

11 (24) октября 1936 года Владыка был арестован и приговорён к десяти годам заключения. Бедная старица, мать Владыки не выдержала ареста сына и вскоре умерла.



Спустя некоторое время из Могилева Владыку перевели в Минск, а оттуда примерно через месяц отправили в Сибирь. Первое время Святитель часто писал письма своим близким. Через год письма прекратились. Архиепископ Павлин был расстрелян 21 октября (3 ноября н. ст.) 1937 года вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации