Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Благоверный князь Борис Юрьевич, Туровский и Пинский

  БЛАГОВЕРНЫЙ БОРИС ЮРЬЕВИЧ, КНЯЗЬ ТУРОВСКИЙ И ПИНСКИЙ




Празднование памяти 23 июня (6 июля по н. ст.)

Белгородский, а затем - Туровский и Пинский князь Борис был одним из тех мирских властителей, которые не вызывали у древних летописцев, рассказывавших о их деятельности, ни особой любви, ни особой неприязни. Но будничность тона сообщений и внешняя бесстрастность авторов не должны вводить в заблуждение: она не всегда отражает действительное отношение современников к той или иной исторической личности и никоим образом не приуменьшает замечательных, быть может, душевных качеств и порывов героя повествования. В этом смысле чрезвычайно характерен пример благоверного князя Бориса, который не был выделен летописцами из чреды иных государственных мужей той эпохи, но был прославлен Господом и чудотворениями, явленными при его святых мощах спустя более пяти столетий после блаженной кончины.
Благоверный князь Борис был сыном Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха, младшим братом благоверного и Христолюбивого святого Андрея Боголюбского - воина, книжника, храмостроителя...
Почти вся жизнь Бориса Юрьевича прошла на фоне династической борьбы его отца за Киевский престол со своим основным соперником Изяславом Мстиславичем. В эту борьбу, разумеется, были вовлечены и все остальные (кроме Иванки, умершего 24 февраля 1146 года и похороненного своими братьями Борисом и Глебом) дети Юрия Владимировича, прозванного Долгоруким. Став Великим князем 2 сентября 1149 года, отец разделил между детьми Киевскую область. Старшему сыну Ростиславу достался Переяславль, Андрею - Вышгород, Борису - Белгород, а младшие Борис и Мстислав остались в Суздале и Ростове. Летописец повествует, что в день празднования памяти мученика Феодора в том же 1149 году Борис, Ростислав и Мстислав Юрьевичи вынуждены были бессильно наблюдать за тем, как в битве под Луцком храбро бьется их брат Андрей (в этом бою под ним был убит конь), ибо их войско после долгого перехода не успело под¬готовиться к битве. Через несколько месяцев Борис вместе со Святославом Всеволодичем были снаряжены в погоню за Изяславом, тайно убегавшим из Киева; погоня закончилась безуспешно, ибо беглец жег за собой мосты и гати.
Данный Борису во владение Белгород был вотчиной князя Владимира Мстиславича, который вместе с Изяславом решил из¬гнать оттуда Бориса Юрьевича. Владимир тайно подвел свои войска к месту перед городом и, несомненно, овладел бы им без особых трудностей, тем более, что и мещане были на его стороне. Однако некий мытник успел "нарушить переправу" и предупредить об опасности Бориса, пировавшего тем временем с друзьями. Борис должен был тайно выбираться из города и искать помощи и защиты у отца.
В 1151 году Борис вместе с отцом и братьями Глебом и Мстиславом принимает участие в успешной обороне осажденного Изяславом Городца: Изяслав вынужден был отойти от городских стен и снять осаду.
Спустя четыре года Изяслав, самовольно занявший велико¬княжеский престол, все же был вынужден вернуть его Юрию Долгорукому, а последний вновь разделил русские области меж. детьми; при этом Борису достался Туров и Пинск (напомним» что в это время Юрий Владимирович изгоняет Всеславова ставленника митрополита Климента во Владимир, а на его место ставит Константина). Правда, уже в 1157 года внук Святополка II князь-изгой Юрий Ярославич вновь изгоняет из Турова Бориса Юрьевича.
Последнее летописное упоминание о князе Борисе относит¬ся к 1158 году, когда "мая 4 дня преставился Борис Юрьевич и положен в церкви Святых Мучеников на Нерли в Кидекши, ко¬торую создал отец его Юрий, где было становище святого Бориса, когда шел в Киев".
Более пяти веков покоилось в этой церкви тело благо¬верного князя Бориса, положенное в каменную раку. В 1675 го¬ду воевода Тимофей Петрович Савелов, посетив храм,
заинтересовался гробницей и сквозь разлом в ней увидел и засвидетельствовал нетление мощей святого князя. В своем донесении Суздальскому и Юрьевскому архиепископу Стефану, который находился в то время в Москве, он пишет: "в нынешнем 7183 году апреля в 10 день ездил я по обещанию Печерскаго монастыря, что в Нижнем
Новеграде, в приписной Кидекоцкой монастырь помолиться, и как я был в
церкви, и тоя церкви поп Григорий указал мне гробницу каменну, на
правой стране вшед в церковь, а на гробнице проламано, и я дерзнул со
свещею в гробницу посмотреть, и в той гробнице лежат мощи, кости целы,
а на мощах одежды с аршин, белою тафтою покрыто, а поверх лежит
неведомо какая одежда шитая золотом будто по банбереку, на ней же вышит
золотом орел пластаной одноглавной, а от того, государь, орла пошло
надвое шито золотом же и сребром узорами, еще знать. А по сказске
(рассказу - A.M.) тоя церкви попа Григория и того монастыря старожилов,
что-де в той гробнице лежат мощи великого князя Бориса Юрьевича
Суждальского, а та-де гробница проламана от разорения в древних годах.
И то, государь, знатно, что те мощи не просто лежат, от древних великих лет кости нетленны и одежда знать. И я, государь, осмотря мощи, призывая от духовнаго чина Спаскаго Евфимиева монастыря архимандрита Тимофея, да келаря Феодосия, да твоего святительскаго домоваго казначея старца Иосафа; и они те мощи смотрели, и о том к великому государю и к тебе, святителю, велели известить, что те мощи лежат без свидетельства святыми отцы таким мощам быть нельзя. Да пред меня же клал тоя церкви поп Григорий из Степенной и из летописныя книги выписку, какова у них в церкви с житием великих мученик Бориса и Глеба, а в ней пишет: выписано из Степенной, пятыя степени... Да из книги Гранографа выписано: В лето 6667 (1159 - A.M.) преставися князь Борис Юрьевич, и положен в Кидекши, егоже отец его созда...".
Впрочем, все попытки подготовить канонизацию князя Бориса, отраженные в многочисленных письмах и свидетельствах (см.: Федоров Анания. О граде Суждале //Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн. 22. М. 1855) не принесли положительных результатов. Через некоторое время после обретения мощей
один из поборников благочестия сожалел, что "мощи великого князя Бориса Георгиевича Суждальского в забвении, без свидетельства, а память его без воспоминания, того ж и гроб его по достоинству никакова украшения не имеет...".
В наши дни святой благоверный князь Туровский и Пинский Борис Юрьевич воспоминается во время празднования Собора Владимирских святых.

 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации