Паломнические туры из Минска, путешествия по святым местам, Иоаннов родник
Наши новости

Жировицкая икона Божией Матери

ЯВЛЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИРОВИЦКАЯ» ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ XVI - XVIII В.В.

Явление иконы Божьей Матери ЖИРОВИЦКАЯ произошло в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского уезда (ныне – Белоруссия). В лесу, принадлежащем православному литовскому вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший в виде пламени сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи отнесли её к своему господину. Однако вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но образ взял и запер его в ларец.

На следующий день у Александра Солтона собрались гости, и хозяин решил показать им находку, но иконы в ларце не оказалось. Через некоторое время пастухи опять нашли образ Богородицы на том же месте и опять принесли его своему господину. На этот раз Александр отнёсся к иконе с большим благоговением, нежели прежде, и дал обет на месте явления иконы Богородицы соорудить храм. Скоро небольшой деревянный храм был сооружен, и в него перенесли икону Пресвятой Богородицы.

В начале XVI столетия в церкви внезапно случился пожар. Несмотря на усилия жителей потушить огонь, спасти храм не удалось. Все решили, что в огне погибла и икона Божьей Матери. Но однажды малолетние дети увидели на горе, у подножия которой находился сгоревший храм, сидящую на камне Деву в лучезарном сиянии. Дети поспешили известить об увиденном своих домашних. Принимая сказанное детьми за Божественное откровение, все отправились на гору и, подойдя к камню, увидели на нём горящую свечу и Жировицкую икону Пресвятой Богородицы, нисколько не пострадавшую от пожара. Вскоре жители выстроили новый каменный храм и поставили в нём чудотворный образ.

Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Ныне чудотворная Жировицкая икона Божией Матери находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого мужского монастыря в Белоруссии.


Когда ты плотью и душой нездоров,
И боль твоя уняться не может –
Вспомни, что есть животворный Покров
Жировичской Матери Божией...

У каждой земли есть свои святыни. Жировичская обитель для Беларуси имеет то же значение, что Троице-Сергиева Лавра - для России, Киево-Печерская - для Украины. 

В одиннадцати километрах от города Слонима расположен Жировичский Свято-Успенский монастырь. В нем находится древняя чудотворная святыня, Жировичский образ (икона) Божьей Матери.

Чудотворный образ Жировичской Богоматери.

Эта икона - самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Её размер - 5,6 х 4,4 см. Икона представляет собой овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках. В иконографии такие изображения относятся к типу "Умиление". Хотя изображение как бы схематичное, т.к. мы не можем различить лиц, мелкие детали не прорисованы, но от первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины.


Из икон Богородицы, Жировичская является самой маленькой и представляет собой овал размером с детскую ладонь (5,6 х 4,4 см). Святой образ нерукотворный (то есть несотворенный человеческими руками) из яшмы, светло-серого цвета. На нем изображен барельеф Пречистой Богоматери от головы до бедра, на правой руке держащей младенца Иисуса Христа. В иконографии такие изображения относятся к типу "Умиление". На списках иконы Жировичской Богоматери вокруг этих изображений иногда присутствует славянский текст: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения (во истину) Серафим, без истления Бога Слова Рождшую сущую Богородицу Тя Величаем». От ветхости и давности чудотворный образ потемнел (до 1638 года он хранился, открыто без стекла), а от частого прикосновения и целования богомольцев поверхность его несколько сгладилась. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором побывала святыня.

Когда образ рассматривается неверующими людьми из простого любопытства и в смертных грехах, он всегда кажется темным и как бы чем-то прикрытым, а тем, кто с верою приступает к нему, - является во всей своей красе и славе. Хотя изображение как бы схематичное, мелкие детали не прорисованы, тем не менее от первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины.

Примечательно, что Жировичская икона входит в состав 100 самых значимых православных икон мира. И потому 20 мая православные празднуют день Жировичской иконы Божьей Матери.

Тропарь Жировичской иконе Божией Матери, глас 2
Помощи от Тебе требующия не презри, Владычице, и милосердия бездну отверзи всем притекающим к цельбоносней иконе Твоей. Печали наша житейская утоли, Всещедрая, и от юдоли сея плачевныя к радости вечней верныя Твоя престави: Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, милости источник, покров и спасение душ наших.

Предание, рассказывающее о явлении иконы

На том месте, где ныне находятся современные Жировичи, в древности был лес, принадлежавший православному боярину (крупному землевладельцу, принадлежавшему к высшему слою господствующего класса) подскарбию (казначею) Великого княжества Литовского Александру Солтану. Весной 1470*года пастухи, пасшие его стада, зашли далеко в лес, где в густой чаще, заметили вдруг необычный яркий свет, исходивший от маленькой иконы, располагавшейся в ветвях дикой груши. Под грушей струился родничок с прозрачной водой. Сильный свет и благоговейный ужас долго не позволяли им приблизиться к самому образу. Но, когда свет, озарявший икону, мало-помалу скрылся, пастухи поклонились образу Богоматери, сняли его с дерева и перенесли в усадьбу Солтана. Боярин же не обратил особого внимания на рассказ своих крестьян и безучастно положил найденный образ в ларец. Вечером он пожелал показать интересную находку гостям, но иконы в ларце не оказалось...

На следующий день пастухи, не знавшие об исчезновении образа, пришли на прежнее место и вновь увидели в лучезарном сиянии ту же икону. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который понял чудо Божье, с благоговением принял святыню и сразу посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет (обещание) Богу построить на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.

В скором времени здесь была сооружена деревянная церковь в честь Пресвятой Богородицы, а весть о явлении образа Божьей Матери быстро распространилась как по окрестным селениям, так и далеким краям, привлекая к себе множество богомольцев для поклонения. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах. Были даже случаи воскрешения мертвых, над которыми перед чудотворным образом совершались молитвы.

Около деревянного храма, возведенного на месте явления иконы, в котором она находилась, стали селиться люди. Постепенно на этом месте возникло селение, и образовался приход (приход - низшая церковно-административная единица). При храме была построена школа для обучения грамоте крестьянских детей.

Многие богомольцы, пришедшие поклониться чудотворному образу, так и оставались здесь. Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой Богородицы, другие же посвятили себя служению Богу в монашеском звании. Так возник мужской монастырь.

Однако около 1520 года в селении случился сильный пожар, истребивший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне пожара исчезла чудотворная икона, все поиски ее на пепелище не имели успеха. Все очень скорбили и сокрушались (находились в отчаянии), думая, что навсегда потеряли чудотворный образ Богородицы.

Лишь через некоторое время, в один из дней после занятий в церковной школе (которая уцелела от пожара), гуляя, дети забрались на гору, у подножия которой размещался ранее храм, и внезапно они увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В руках Пресвятой Девы Марии была та самая икона, которую искали на месте пожарища. Дети не осмелились подойти к Богоматери, но скорее поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, принимая сказанное детьми видение за Божественное откровение, отправились к тому месту. Когда они приближались к указанному камню, то увидели на нем горящую свечу; когда же подошли к самому камню, то нашли на нем икону Богоматери, нисколько не потерпевшую от пожара. Это событие является вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божьей Матери. На камне одновременно после явления Богородицы стало заметно изображение ее ладони и пальцев правой руки. Данный камень тогда же огородили, а икону священник временно взял в свой дом.

На месте сгоревшей церкви в 1613 году был заложен каменный собор, освященный в честь Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и поныне. Этот храм стал главным, в нем сохранен родничок, около которого первый раз явился образ Божьей Матери.

Спуск к колодцу, который хранит исток родника, бившего из-под корней груши, на которой была обретена икона. Здесь же находился корень этого дерева. Сейчас доступ к этому роднику ограничен, т.к. с некоторых времен вода в нем стала оскудевать.


В исторической литературе описаны чудотворения, иногда трагические, возле камня, на котором явилась Богородица. В настоящее время на этом месте стоит Явленская церковь, а над камнем – Святой Престол (престол - это высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря).

В 1618 году, некто Христофор Галяндэр-Рамптун, приехав из Слонима в Жировичи со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божья Матерь, в шутливом тоне сказал жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?» Затем Христофор облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором хорошо был виден отпечаток ладони и пальцев Богоматери. И тут он немедленно почувствовал в своих руках сильную боль и, сняв перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы иссохшими. Шли дни, болезнь усиливалась и не поддавалась лечению, и Христофор Галяндэр-Рамптун, осознав свой тяжкий грех, отправился пешком в Жировичи, где долго со слезами молился у камня, отслушал заказную литургию (христианское богослужение), с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил полное исцеление.

Незадолго перед тем более трагическая участь постигла христианку Езерскую из Волковысского уезда. Будучи в Жировичах, женщина, проходя мимо камня, не только насмехалась, но и оскорбляла святые иконы. Наконец она села на камень и, положив на него свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». И немедленно рука ее покрылась струпьями, опухла, и еретичка, не сознавши вины своей, отошла на тот свет.

Есть много свидетельствований о чудодейственной помощи иконы. Вот лишь некоторые чудеса, которые совершились перед святым образом Жировичской Богоматери.

У Мартина Домуцевича из деревни Рожанки восьмилетняя дочь Катя была больна параличом и от этого дошла до сумасшествия. Никакие лекарства не помогали. Наконец отец девочки отправился в Жировичи на поклонение (3 мая 1637 года), после чего последовало выздоровление.

28 августа 1637 года помещик Ошмянского уезда Владислав Мерла, имея полуторагодовалую дочь Софию, лежавшую на смертном одре - для нее был уже заказан и гробик, - дал обет, что, если Господь смилуется над дочерью его, он отвезет ее в Жировичи на поклонение. В эту самую минуту, к всеобщему удивлению домашних, девочка выздоровела.

В том же 1637 году у Варвары Александровны Керсновской-Яцинич из Слонимского уезда заболела оспой и полностью потеряла зрение пятилетняя дочь Анна. Как только Варвара отправилась на богомолье в Жировичи, дочь ее прозрела (это случилось 5 октября).

Того же, 1637, года помещик Иван Терпиловский, имея дочку, которая страдала заболеванием ног и уже не ходила, дал обет побывать в Жировичах. После этого больная выздоровела.

В годы Великой Отечественной войны территорию монастыря облюбовали немцы. Они не трогали монахов, но в стенах церкви святителя Николая Чудотворца расположили склад боеприпасов. Однажды средь бела дня запертые двери храма распахнулись, и на крыльцо вышла женщина, которая на немецком языке указала фашистам, чтобы они убирались вон из стен монастыря. Немцы пробовали прогнать ее, но она не отходила. Тогда начали стрелять, думая, что это партизанка, но выстрелы не причиняли ей никакого вреда. После чего женщина повернулась и исчезла в здании собора. Немедленно немцами были организованы поиски. Но, к удивлению оккупантов, после крайне тщательных осмотров в соборе никого не обнаружили. И тут внезапно один из офицеров узнал в изображении Богородицы на иконе незнакомку. Немцы, осознав, что монастырь находится под покровительством Божьей Матери, оставили его территорию и больше не предпринимали подобных попыток.

Вообще за время второй мировой войны на территории монастыря не взорвалась ни одна бомба, ни один снаряд. Они падали с неба, словно деревянные чушки, не принося вреда. Когда же советское командование отдало распоряжение разбомбить с воздуха монастырь, то произошло следующее. Летчик-пилот глазам своим не поверил, когда с неба посмотрел на «объект». Там, где на всех картах был указан монастырь, зияла пустота: обители не было. Подобный приказ получали и другие советские летчики, однако ни у одного из самолетов не срабатывал рычаг бомбометания.

Сам факт сохранности обители, всех ее храмов, когда против Православной Церкви Христовой велась война на полное ее уничтожение, является одним из величайших чудес, происшедших от Жировичской иконы Божьей Матери.

В настоящее время, особенно почитается и посещается многочисленными паломниками и местными жителями источник, находящийся в двух километрах от монастыря, в урочище Викня. До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери; с приходом советской власти часовня была разрушена.


На месте явления иконы, а также недалеко от него, бьют чудотворные родники, в которых многие страждущие и болящие, отчаявшись в помощи человеческой, по вере своей, обретают душевное и телесное исцеление.

Жировичи. Святая здесь земля -
Икона Божьей Матери явилась,
Построен Храм Великий на века,
Из недр вода Святая заструилась.

Во славу Божию здесь Храм стоит
И в лоно церкви он всех зовет:
Страждущих, скорбящих и больных,
Где утешенье и радость им дает...
Анисия Журович

Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь
Монастырь интересен и как памятник архитектуры XVII – XVIII веков. Он размещен на восточной окраине деревни Жировичи (Слонимский район), на возвышенном берегу реки Викня (левый приток Щары).

Монастырь включает Свято-Успенский собор с колокольней, Явленскую и Крестовоздвиженскую церкви, здание семинарии, жилой монастырский корпус, хозяйственные постройки, плодовый сад, огород, пруд. Территория монастырского комплекса частично обнесена каменной стеной с воротами.

Монастырь был основан как православный, с 27 апреля 1613 года – униатский (в нем утвердились базилиане (католики греческого обряда), создав своеобразный духовно-политический центр окатоличивания православного белорусского народа), с 1839 года стал центром православной Литовской епархии.

Архитектурный ансамбль монастыря имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выраженный силуэт, который создают купальные и башенные церкви. В архитектуре сочетаются черты стилей барокко, рококо и классицизма.

Ядро композиции – наиболее монументальное и крупное сооружение - Свято-Успенский собор, соединенный крытыми переходами на севере - со зданием семинарии, на юге – с жилым корпусом, на первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Перед собором расположена колокольня.

Здание семинарии формирует двор перед апсидой собора (апсида - алтарный выступ храма, ориентированный обычно на восток). Около восточного крыла семинарии – большой прямоугольный хозяйственный двор, окруженный одноэтажными корпусами. На юго-востоке от собора расположена Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь – высотная доминанта ансамбля. На северо-западной окраине деревни Жировичи расположена Георгиевская церковь, входящая в состав монастырского комплекса, но планировочно с ним не связанная.

Свято-Успенский собор основан в 1613 году как главный храм монастыря базилиан (строительство закончено в 1650 году). Массивный однокупольный собор удивляет своим величием и размерами: высота около 40 метров и длина более 55 метров. Главный престол собора (Свято-Успенский престол) освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В соборе имеются два боковых придела (дополнительных алтаря для богослужений): правый - Свято-Покровский придел (в честь Покрова Пресвятой Богородицы), левый - Иоанновский придел (в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). С правой стороны Свято-Успенского собора пристроена церковь в честь Святителя Николая Чудотворца. Каменная, с оригинальным мозаичным полом, она создает впечатление пещерного храма.

Чудотворный образ Жировичской Богоматери хранится в особом киоте в иконостасе Свято-Успенского собора слева от царских врат (в зимний период - в Никольской церкви). До середины XIX века здесь также хранилось «Жировичское евангелие» - белорусский рукописный памятник XV века. Евангелие написано уставом на 404 листах. В нем на 376-377-м листах по-белорусски была сделана запись канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги (отсюда другое название рукописи – «Евангелие Сапеги»). Теперь «Жировичское евангелие» хранится в Научной библиотеке Академии наук Литвы.

В Свято-Успенском соборе на солее, справа от царских врат, находится Крест, в который помещены частицы мощей святых угодников Божьих. Среди них частицы мощей святого праведного Иоанна Кормянского, праведной Софии Слуцкой, преподобных Феодора Санаксарского и Варлаама Чикойского. Также в Свято-Успенском соборе имеются иконы с частицами мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца, преподобной Евфросинии Полоцкой, преподобных Старцев Оптинских, блаженной Матроны Московской. В алтаре собора находятся иконы с частицами мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и новомученика святителя Иоанна Рижского, которые износятся на поклонение в дни их памяти.

Явленская церковь. Камень и место, на котором Пресвятая Богородица в 1520 году во второй раз явила Свою икону, сразу же стал благоговейно почитаться в народе. С течением времени (примерно в 1672 г.) здесь была построена церковь в честь Рождества Божией Матери, более известная под названием Явленской. Это самое старое здание монастыря. Сам священный камень был помещен в алтаре под престолом.

В 1769 г. храм был полностью перестроен - разобран фасад, достроен притвор и хоры. Представляет собой памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм образует из себя прямоугольник размером 8 х 20 метров. Внутренний объем церкви небольшой, иконостас конца XIX века. Церковь относится к типу безбашенных однозальных храмов.

В алтаре храма установлен священный камень, на котором явилась Божья Матерь и была найдена чудотворная икона. Под полом церкви находится небольшая усыпальница, где в 1881 году был похоронен проживавший в Жировичах на покое архиепископ Минский Михаил (Голубович), ближайший соратник митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединения униатов.

В настоящее время в летний период в храме совершаются ранние Божественные Литургии и молебны с акафистом Божией Матери.

Крестовоздвиженская церковь (церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня) возведена в 1769 году как униатский храм-кальвария в стиле рококо (по другим данным позднего бакрокко с элементами классицизма). Храм посвящен распространенному в XVII веке обряду, который имитировал паломничество в Иерусалим. Вертикальная направленность храма подчеркнута его расположением на самом высоком пригорке в восточной части монастырской территории (символизирует гору страданий Иисуса Христа - Голгофу).

Церковь представляет собой тип однозального храма с колокольней над входом. При всей зрительной воздушности храм имеет массивное конструктивное решение (толщина стен составляет 1,5 метра). В своем внутреннем устройстве он имеет только один аналог во всем мире. Это так называемая Санта Скала - Святая Лестница. По преданию одно из зданий в Латеране, в Риме, включает в себя ту самую лестницу, которая находилась в преторианском дворце Пилата и по которой взошел Спаситель, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. Во времена крестовых походов лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Раньше в Крестовоздвиженском храме в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами различных святых, и паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой лестницы на коленях, сопровождая путь особыми молитвами. Впоследствии святые мощи были изъяты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря слева от царских врат.

С 1919 года, после включения Жировичей в состав Польши, Крестовоздвиженский храм был превращен в приходской костел, действовавший вплоть до 1945 года, когда снова был возвращен монастырю.

В 2004 году был произведен ремонт интерьера храма, реставрирован и установлен одноярусный иконостас. В летний период в храме совершаются ранняя Божественная литургия и молебны с акафистом Иисусу Сладчайшему.

Георгиевская церковь (церковь Георгия Победоносца) – памятник деревянного зодчества в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия. Построена в стиле барокко в конце XVIII века на северо-западной окраине деревни Жировичи, на местном кладбище, на так называемой «Юрьевой Горке». Местность здесь очень живописна, с горы открывается прекрасный вид на монастырь. Церковь построена более 300 лет тому назад усердием тогдашнего настоятеля отца Георгия Шаталловича. В этой церкви под полом покоится прах известного писателя протоиерея Планида Янковского (1810-1872).

Входит в состав монастырского комплекса, но планировочно с ним не связана. Церковь представляет собой односрубный прямоугольный храм с пятигранной алтарной пристройкой, ориентированной на запад.

Богослужения в Свято-Георгиевском храме совершаются каждую субботу, начиная с Радуницы и заканчивая Дмитриевской родительской субботой. В 8.30 начинается Божественная литургия, после которой совершается панихида. В день святого великомученика Георгия, 6 мая (по н.ст.), после ранней Божественной Литургии, совершаемой в Успенском соборе, братия монастыря, учащиеся духовных школ и многочисленные паломники крестным ходом направляются в Георгиевский храм, в котором совершается Божественная Литургия и водосвятный молебен.

Колокольня. На одной планировочной оси со Свято-Успенским собором перед ним расположена двухъярусная колокольня – памятник классицизма первой половины XIX века. Она формирует перед собором небольшую площадь.

Здание семинарии построено с юго-восточной стороны собора в XVII-XVIII веках в стиле раннего барокко. Представляет собой П-образное мощное трехэтажное каменное сооружение, покрытое мансардной крышей. Толщина стен составляет 1,2 метра. Под зданием семинарии проходят коридорные подвалы. Под парадным залом находится полуподвальный зал, стены которого достигают двух метров толщины. Новое здание семинарии возведено в 1956 году.

С 1963 года здание использовалось как учебный корпус Жировичского совхоза-техникума, а с сентября 1989 года, после многолетнего перерыва, в нем возобновила работу Минская духовная семинария.

Жилой корпус примыкает к Свято-Успенскому собору с юго-западной стороны при помощи перехода над воротами. В корпусе размещаются кельи монахов. Здание построено из кирпича в середине XVIII века.

Хозяйственный корпус – одноэтажное П-образное сооружение, с северо-западной стороны фасада семинарии образовывающее большой хозяйственный двор. Обнесен по периметру одноэтажными каменными корпусами хозяйственных и служебных строений, возведенных в XVIII-XIX веках. В архитектурном решении просачиваются мотивы барокко и классицизма.

И сейчас, спустя 530 лет, Жировичский монастырь остается одним из важнейших религиозных центров православия на Беларуси.

Жыровічы – святы для нас куточак,
Дзе цэрквы ў неба вежы ўзнялі,
На дрэве Маці Божай абразочак,
Благаславенне для маёй зямлі…
Ларыса Геніюш



ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ И
ДНИ ОСОБЫХ ТОРЖЕСТВ В ОБИТЕЛИ

20 мая - память чудесного Явления Чудотворной Иконы Богоматери в Жировичах. Праздничные торжества начинаются накануне, 19 мая: в 15.00 в Успенском Соборе монастыря служится молебен с акафистом Божией Матери, в 18.00 начинается праздничное Всенощное Бдение. 20 мая с раннего утра в храмах обители совершаются Божественные Литургии. После поздней Божественной Литургии крестный ход с Чудотворной иконой из Успенского Собора направляется к Явленскому храму, возле которого совершается молебен с акафистом Божией Матери. Стало доброй традицией после праздника, 21 или 22 мая, совершать крестный ход с Жировичской иконой Богородицы вокруг селения.
28 августа - Успение Божией Матери, престольный праздник обители. Торжества начинаются накануне. 27 августа в 15.00 совершается вынос Плащаницы Богородицы и служится малая вечерня с акафистом Успению Богоматери. В 18.00 начинается Всенощное бдение. В сам день праздника в обители служатся две Божественные Литургии. После поздней литургии крестный ход с Плащаницей направляется к Явленской церкви, где поется акафист Успению Пресвятой Богородицы. В 18.00 совершается Всенощное бдение с чином погребения Божией Матери.
6 сентября - память преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского. 5 сентября в г. Слониме из храма в честь прмч. Серафима выходит торжественный крестный ход, который встречают при входе в Жировичи священнослужители, братия монастыря, студенты Духовных школ и паломники. В день праздника после поздней литургии крестный ход совершается из собора к Явленской церкви, где служится молебен с акафистом святому.
12 февраля - храмовый праздник Минских Духовных школ.
19 декабря и 22 мая - дни памяти Святителя Николая, храмовый праздник в зимней церкви.
6 мая - память вмч. Георгия Победоносца, престольный праздник в Св. Георгиевской церкви.
27 сентября - Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
14 октября - Покров Богородицы - храмовый праздник Покровского придела Успенского собора.
7 июля - Рождество Иоанна Предтечи - храмовый праздник Предтеченского придела Успенского собора.


Координаты Свято-Успенского Жировичского ставропигального мужского монастыря
Координаты Минской Духовной Академии и Семинарии

Почтовый адрес:

ул. Соборная, 57

231822, д. Жировичи

Слонимский р-н

Гродненская обл.

Республика Беларусь


Почтовый адрес:

ул. Соборная, 55

231822, д. Жировичи

Слонимский р-н

Гродненская обл.

Республика Беларусь

Контактные телефоны:

Тел. +(375) 1562-965-90 (наместник)
Тел. +(375) 1562-964-44 (благочинный)
Тел. +(375) 1562-964-60 (епархия)
Тел. +(375) 1562-963-91 (вахта)
Контактный телефон:

Тел. +(375) 1562-965-86 (приемная)



E-mail: info@minds.by

Web-сайт: http://www.minds.by




Примечание:
* Если быть исторически точным, дата явления иконы Жировичской Богоматери 1470 год - ошибочна. Ее приводит итальянский священник XVIII века Исидор Нарди, откуда она перекочевала в другие источники. Однако подскарбий Великого княжества Литовского Александр Солтан был внуком Солтана Александровича, маршалка Великого княжества Литовского, получившего Жировичи во владение в 1492 году. Поэтому, вероятнее всего, явление иконы могло произойти в 1515-1520 годах.

(по материалам сайта "Россия в красках")



АКАФИСТ



Кондак 1


Избранной от всех родов Царице и Владычице похвальныя песни принесем, яко Ходатаице и Заступнице рода христианскаго. Ты же, яко благая, Предстательница пред Господом умоли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам наследие благ вечных, да радующеся о тебе взываем:

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Икос 1


Архангел Гавриил, с небес посланный к тебе, Дево чистая веща Ти: Радуйся, Благодатная Господь с Тобою! Мы же благадатиею Божиею чрез тебе озареннии, восхвалим Тя песньми сицевыми: Радуйся, предъизбранная прежде веков Советом Божиим;

Радуйся, Агнице, родившая Агнца Божия, вземлющаго грехи мира. Радуйся, сокровищнице спасения нашего, превысшая сил Ангельских;

Радуйся, Отроковице пренепорочная и Матерь Света.

Радуйся, горо несекомая, источник воды живыя источившая; Радуйся, Раю цветоносный, Божественное Древо жизни произрастившая.

Радуйся, Богообрадованная Мати, радость небу и земли родившая; Радуйся, силою Всевышняго осененная, Божественный клас, Спасителя миру, прозябшая.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.


Кондак 2


Видя верныя чада Твоя в бедах житейских унывающия и помощи небесныя от Тебе требующия, Ты, Богомати, надеждо христианом, чудесным явлением на древе святыя Твоея иконы насельником веси Жировицкия, исполнила еси радостию и веселием скорбныя сердца их, да вси благодарственно вопиют в Тебе Богу: Аллилуиа.


Икос 2


Разумом не уразумев тайны чудеснаго явления на древе иконы Твоея, Пречистая Владычице, скры болярин Солтан в ковчеге явленный Тобою пречестный образ Твой. Ты же, Дево Богородице, сугубым явлением на том же древе иконы сея вразумила еси его, да вси познают дар милосердия людем Тобою ниспосылаемый, и в веселии возопиют:

Радуйся, Кладезю неисчерпаемыя радости;

Радуйся, цвете благоуханный неизреченный сладости.

Радуйся, аки древом жизни, верныя духовно услаждающая; Радуйся, богатство невесомое всем чтущим ю подавающая. Радуйся, благодати Твоея и милости заблуждших не лишающая: Радуйся, покровом Твоим всех притекающих к иконе Твоей осеняющая.

Радуйся, гласу моления всех скорбящих послушная;

Радуйся, Мати милосердия, неоскудная.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 3


Силою вразумления о явлении чудотворныя иконы Твоея просвещенный, позна болярин Солтан, яко икона сия во утешение страждущим Тобою свыше ниспослана бысть, и, слезно моляся о неразумии своем, воздвиже храм на месте явления ея, да вси людие, молитвы в нем Богу вознося, воздают непрестанную о Тебе хвалу: Аллилуиа.



Икос 3


Имущи богатство милосердия неизреченное, не отринула еси промышлением избранных Твоих, в скорби велицей сущих. Егда бо храм, идеже бе иконы Твоя пречестная, огню предадеся, Ты, Всеблагая, Утешительнице, сохранши ю от огня неврежденною, паки явила на камени близ храма, огнем сожженнаго. Людие же, узреши таковое чудо, воспеша Ти хвалебную песнь сицевую: Радуйся, Купино неопалимая, неопально во огни пречестный Твой образ сохраншая;

Радуйся, скорбныя люди Твоя чудотворныя иконы не лишившая. Радуйся, кровом крылу Твоею христиан покрывающая;

Радуйся, предстательством Твоим святыни Твоя охраняющая. Радуйся, на камени пречестный Твой образ паки явившая;

Радуйся, вразумлением Твоим на камени веры стопы наша утвердившая.

Радуйся, яко стену нерушимую нашего прибежища Тебе стяжахом; Радуйся, яко благомощную Покровитсльницу Тя познахом. Радуйся, Премилосерд-ная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 4


Бурею страстей и искушений одержимии вернии Твои, моляшеся пред чудотворною иконою Твоею, покой и душевную радость обретают. Ты бо, Дево чистая, христиан Путеводительница, правому пути их наставлявши и смысл бытия земнаго познати пособствуеши, да вси богокрасною песнию восхваляют Бога, поюще Ему: Аллилуиа.



Икос 4


Слышавшие людие, яко явленная Тобою икона даром чудес преизбыточествует, с верою и упованием на милосердие Твое к ней притекают и богатством щедрот Твоих обогатившеся, воспевают Ти хвалу таковую:

Радуйся, Мати милосердия, море щедрот христианом изливающая; Радуйся, радость всему миру приносящая.

Радуйся, священное прибежище верных;

Радуйся, Подательнице благ вечных.

Радуйся, Усладителънице горестей наших;

Радуйся, крепкое востание всех падших.

Радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление;

Радуйся, в страданиях наших присное утешение.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 5


Боготечней звезде, с востока возсиявшей, подобна была еси, Пресвятая Дево, егда в лучезарнем сиянии во образе жены красоты неизреченныя явилася еси детем, указуя место явления пречестныя иконы Твоея, чудесно Тобою от огня сохраненныя. Не лишила еси и малых сих Твоея благостыни, поучая их о великом милосердии Твоем, да, подражающе детем израилевым, восклицавшим Христу: Осанна, воспоют о Тебе хвалу Богу. Аллилуиа.



Икос 5


Видевши странное и преславное чудо иконою Твоею являемое, Пречистая, егда девица некая Ирина, в болезни сущая, подвигшися на поклонение святыне Твоей, на пути умре, и егда иноцы начата совершати чин погребения ея пред иконою Твоею, воскресе, вси людии со трепетом восклицаху:

Радуйся, Слово жизни плотию родившая;

Радуйся, молитвами Твоими мертвую рабу Твою воскресившая. Радуйся, ковчеже жизни нашея, от потопа смертнаго нас сохраняющая;

Радуйся, разуме пресветлый, сладости жизни вечныя познание нам дарующий.

Радуйся, иконою Твоею источники чудес великих нам являющая; Радуйся, тьму лютых обстояний от почитающих ю отгоняющая. Радуйся, знаменьми непостижимыми молящихся Ти ободряющая; Радуйся, матерними щедротами всех прибегающих к Тебе посещающая.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 6


Проповедницы благостыни Твоея явившася вси притекающии к цельбоносней иконе Твоей, Владычице. Не отринула бо еси никогоже из них, в теплей молитве руце свои к ней простирающих, да, познавши силу дара чудеснаго Тобою в ней являемого, возопиют Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.



Икос 6


Возсиявшим лучем светозарным путь жития благонравственнаго озаряющим, явися всечестная обитель Жировицкая, под кровом святыни Твоея, Богомати, воздвигнутая. Сей бо дом подвигов иноческих, и училище божественнаго разумения юношам, освети землю Литовскую лучами истиннаго боговедения, да вси Тебе, ума Божественного Насадительницу, тако воспоют в песнях достохвальных:

Радуйся, Богородительнице света непостижимаго;

Радуйся, заре Солнца незаходимаго.

Радуйся, лествице, к небеси возводящая;

Радуйся, немудрых разумом Божественным умудряющая.

Радуйся, училище благочестия в стране нашей Насадительнице; Радуйся, в познании учений Христовых премудрая Руководительнице.

Радуйся, душ верных благодатно питающая;

Радуйся, верныя млеком премудрости насыщающая.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 7


Хотящи воздати поклонение иконе Твоей, многими чудесы просиявшей, посещаху обитель Жировицкую не токмо худороднии, но и царие земнии, припадающе к Пречистому Твоему образу, Владычице, и, чающе от Тебе великия и богатыя милости, приношаху Ти песнь хвалебную и Богови воспеваху: Аллилуиа.



Икос 7


Дивное воистину промышление явила еси. Владычице, верным Твоим, егда бо обитель Жировицкая лестно и насилием от православия отгорожена бысть, заступлением Твоим паки вдадеся людем православным. Сего ради вси правыя веры поклонницы, притекли к пречистому Образу Твоему с веселием воспеша: Радуйся, в скорбных обстояниях надежное наше прибежище; Радуйся, ищущим спасения тихое пристанище.

Радуйся, со апостолы веры Христовы Насадительнице;

Радуйся, глубины слова Божия премудрая Учительнице.

Радуйся, светильник Трисолнечнаго Света, истиною нас озаряющий;

Радуйся, столпе огненный, путь правыя веры нам показующий. Радуйся, от пагубных учений наше охранение;

Радуйся, душевредных учений посрамление.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 8


Странная и преславная чудеса познаша в Тебе, Богомати, вернии Твои, яко не токмо иконою Твоею благодатная дары им являеши, но и водам источника, на месте явления Твоея иконы проистекшаго, дар недуги исцеляти подаеши, да вси, великую и богатую милость, от Тебе восприимше, воспоют хвалебную песнь Богови: Аллилуиа.



Икос 8


Вси к покрову твоему прибегающии, не отходят от Тебе тощи и не услышаны; Ты бо, Богомати, скорби матерния при кресте Сына Твоего восприявшая, веси тяготу скорбей наших. Темже к Тебе, Мати, в скорби искушенней, яко общницы скорби и страданий Сына Твоего, тако взываем:

Радуйся, ненадеянных надеяние;

Радуйся, скорбных утешение.

Радуйся, печали наша утолящая;

Радуйся, всему миру радость дарующая.

Радуйся, в бедах сущим руку помощи скоро подавающая;

Радуйся, матернюю любовь и милосердие нам являющая.
Радуйся, Твоими молитвами пред Богом наша Заступница;

Радуйся, в напастех превеликая защитнице.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 9


Вся ангельская воинства Тебе, Богомати, яко высшую небес и чистую светлостей солнечных, величает: Бога бо зачала еси плотию и Света светов родила еси. Темже и мы, земнороднии, яко честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, величаюше Тя, воспоим о Тебе Богови: Аллилуиа.



Икос 9


Витийство всякое земнородных не довлеет к прославлению иконы Тобою явленныя, от нея же, яко от приснотекущего источника, притекающии обилие благ почерпают. Темже, недоумевающе восхвалити Тя по достоянию, яко первоисточницу благ сих, со умилением сердца взываем сице:

Радуйся, Домостроительнице нашего спасения, житие наше земное добре устрояющая;

Радуйся, Путеводительнице, к небесному отечеству нас возводящая.

Радуйся, благих виновная, благ вечных грешников не лишающая; Радуйся, Предстательнице наша пред Богом, праведный гнев Божий на милость претворяющая.

Радуйся, суетная мира сего презирати нас научающая;

Радуйся, прозрением ума нашего к любви Божественней нас привлекающая.

Радуйся, от всех бед скорое избавление;

Радуйся, отчаянных надежное спасение.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 10


Спастися хотящим нам, и под кров Твой прибегающим, буди, Пресвятая Дево, Помощница неоскудная. Сохрани нас от бед и напастей, наипаче же отчаяния и падения греховнаго, да приспевая в добродетелех Христовых, с радостию о предивнем Твоем заступлении благодарственно вопием: Аллилуиа.



Икос 10


Стеною крепкою Церкви Православней была еси, Пресвятая Дево, во дни тяжких испытаний ея; тем же молим Тя: заступи, покрой и соблюди ю и во дни наши лукавы от враг злокозненных, возстающих на ню, да вси радостно о Тебе возопием:

Радуйся, Церкве Христовы ограждение и православия поборнице; Радуйся, яко заступлением Твоим Церковь светло красуется. Радуйся, яко отступницы веры праотеческия Тобою вразумляются: Радуйся, яко Тобою козни врагов православия посрамляются. Радуйся, яко вразумлением Твоим истинная вера в стране нашей насаждается;

Радуйся, яко пышущая на ню злоба вражия утишается.

Радуйся, твердое православия укрепление;

Радуйся, еретичествующих посрамление.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и нерадостное заступление.



Кондак 11


Пение всякое не довлеет восхвалити по достоянию щедроты Твоя, Пречистая, людем Тобою явленныя. Несть бо разума, могуща познати глубину милосердия Твоего, ни слова, во еже достойно воспети Тя. Обаче, благая сущи, приими и наша убогая хваления, да и мы, величие Твое прославляюще, воспоем о Тебе песнь Богу: Аллилуиа.



Икос 11


Светозарным лучем помощи благодатныя, пречистому образу Твоему присущая озари, Владычице, путь жития нашего прискорбный, да вси от бед, скорбей и лютых напастей, Тобою избавленнии, возможем право стояти в законе Господни, благодаряще Тя и поюще сице:

Радуйся, чудесы, иконою Твоею являемыя, яко омофором нас покрывающая;

Радуйся, бесчисленныя щедроты всем подавающая.

Радуйся, страсти наша и помыслы плотския утишающая;

Радуйся, всякия болезни наша телесныя и душевныя исцеляющая. Радуйся, Твоим ходатайством от всех бед избавляющая;

Радуйся, в скорбех и печалех скоро нас утешающая.

Радуйся, вдов заступление и сирых призрение;

Радуйся, юных исправление и старцев утешение.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 12


Благодать с небесе от Бога испроси нам, Владычице, к пречистому образу Твоему притекающим, и Тебе, Матерь Света, в песнях величающим, да, осеняеми покровом Твоим, во всяком благочестии и чистоте поживем и Престолу Царя Славы неосужденно предстати сподобимся, поюще о Тебе хвалебную песнь: Аллилуиа.



Икос 12


Поюще величия Твоя, Пресвятая Дево, восхваляем Тя вси, и, яко твердую Предстательницу спасения нашего, усердно молим: буди нам всем ко благу Помощница и услыши ны, умильно взывающия Ти: Радуйся, праваго пути ко Христу премудрая Указательнице; Радуйся, чистоты и целомудрия предивная Охранительнице. Радуйся, алчущих и жаждущих правды Питательнице;

Радуйся, ищущим предстательства Твоего неусыпная Заступнице. Радуйся, изнемогающим поможение;

Радуйся, всему миру защищение.

Радуйся, Путеводительнице наша, на всех путех жизни нас ограждающая;

Радуйся, и по смерти на воздушных мытарствах от духов злобы нас защищающая.

Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.



Кондак 13


О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, ангельскими чинми на небеси песнословимая, приими и от нас, недостойных раб Твоих, сие моление, в похвалу Ти приносимое, и от падений греховных нас избавляющи, наследниками Царствия Небеснаго соделай, да с Тобою во веки поем Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.


(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)





МОЛИТВА



О Премилосердная Госпожѐ, Дево Богородице! Кѝима устна̀ма прикоснуся ко святыне Твоей, или кѝими словесы̀ исповѐм щедроты Твоя, лю̀дем являемыя? Никто̀же бо, притека̀яй к Тебе, отходит тошь и не услышан. От юности моея̀ взыскаях помощи и заступления Твоего, и николѝже лишен бых милосердия Твоего. Зрѝши, Госпожѐ, ско̀рби сердца моего и язвы души моея̀ вѐси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречѝстым Твоим о̀бразом, моления моя приношу Ти. Не лишѝ мя всесильнаго хода̀тайства Твоего в день ско̀рби моея̀, и в день печали моея̀ заступи мя. Тока слез моих не отвратися, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство бу̀ди мне, милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не тоякмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему.

Церковь Сына Твоего соблюди и огради ю от злакозненных наветов враг, восстающих на ню. Архипастырем нашим послѝ помощь Твою и сохрани их здравых, долгоденствующих, право правящих слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога, Сына Твоего, ревность и бдѐние о душа̀х врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благочестия, чистоты и правды Божественныя им низпослѝ. Испросѝ та̀кожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судия̀м – правду и нелицеприятие, всем же, притека̀ющим к Тебе, - дух цѐмудрия, смиренномудрия, терпение и любвѐ.

Еще же молю Тя, премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея̀ благосты̀ни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житиѐ проживут и, блага вечная молитвами Твоими унаслѐдивше, возмогут ку̀пно с Тобою восхваляти Бога на небесѝ во веки. Аминь.







ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставления испроси, помыслами благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.



Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних во обители Жировицкой прославила еси.



КОНДАК



Тропарь, глас 2-й


Помощи от Тебе требующия не презри, Владычице, и милосердия бездну отверзи всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей. Печали наши житейския утоли, Всещедрая, и от юдоли сея плачевныя к радости вечней верныя Твоя престави: Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, милости источник, покров и спасение душ наших.

Канон, глас 4



Песнь 1



Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

В Тя, одушевленный Чертоже, Бог вселися и, чрез Тебе прошед, явися Спас мира Господь, темже Тя, Богородице, воистинну величаем.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты еси, Мати Божия, миру Предстательница, молим Тя, Дево: простри руце Свои Богоноснии к Сыну Твоему Божественному, о нас умоляющи, да, помилует люди Своя погибающия.

Слава: Госпоже Пречистая, Мати Божия, Помощнице наша всесильная, Ты бо к Тебе прибегающим милость, чрез иконы цельбоносныя даруеши и ныне Тя молим, Пречистая: освяти нас иконою Твоею чудотворною, юже в обители Жировицкой прославила еси.

И ныне: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Ангельский собор и человеческий род по долгу Тя прославляет: Тебе бо ради Христос в мир явися, Егоже прославляюще, Тя величаем.



Песнь 3



Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцов славы сподоби.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты еси Одигитрия, Девице, Путеводительница наша, не остави люди, Тя возлюбившия, но присно руководи, чрез море житейское препровождающи в Царство Превечное Сына Твоего.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Мати роду человеческому изволила еси быти, Пречистая, темже мы, яко чада неутешная, к Тебе, Заступнице рода христианскаго, усердно прибегаем: не остави нас, сирых, Владычице, но скоро простри руку Свою бдагодеющую, изымающую ны от тины греховныя, утверждающи на пути покаяния.

Слава: Звездо пресветлая, Богородице, иконами чудотворными мир озарившая, просвети наш разум, грехми помраченный, и даруй нам славити Тя во веки.

И ныне: Днесь, вернии, любовию совокупившиися, Матерь Божию прославим, проповедующе чудеса Ея, от иконы Жировицкия явленныя, и Спасу вопием: приими молитвы рождшия Тя Богородицы и спаси души наша.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Седален, глас 8-й

Днесь торжествует светло обитель Жировицкая, прославляющи Матерь Божию, место сие освятившую и образ Свои, яко дар многоценный, людем оставившую. Тем убо припадаем, вернии, к честней иконе Владычицы, дарует бо верным освящение и укрепляет сердца малодушная, в жизнь вечную приводящи.



Песнь 4



Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: Слава, Христе, силе Твоей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ныне славит православных людей множество чудеса Твоя, Богородице, землю бо Русскую нам озарившая и свет Православия утвердившая.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Купино неопалимая, образ Свой во огни неврежденно сохраншая, попали скверну душ наших, к святей иконе Твоей с верою прибегающих.
Слава: Ты, Владычице, икону Свою паи даровала еси на камени велицем во обители Жировицкой, назнаменуя нам путь спасения на камени веры – Христе.

И ныне: Днесь Ангели и человецы песнь Господеви воспевают, славяще Пречистую Деву Богородицу.



Песнь 5



Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Приидите, вернии, ко кладезю милостей Божия Матере, всех нас покровом Своим покрывающей и о спасении нашем Христа умоляющей.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кто исповесть чудеса Твоя, Богородительнице? Даруеши бо верным милости богатыя и исцеляеши недуги душевныя и телесныя.
Слава: Вси, притекающии с верою к цельбоносному образу Твоему, Дево, приемлют освящение и помощь в напастех, на ны находящих.
И ныне: Радуйся, обитель Жировицкая, сокровище великое зде хранящая, покров невидимый, свет немеркнущий – образ Чистыя Богородицы.



Песнь 6



Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ликуйте, иноцы, днесь бо Небесная Игумения обители Жировицкия прославляется, днесь бо богатно милости изливаются от иконы Преславныя Богородицы.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты еси Наставница целомудрия, Ты еси училище благочестия, Ты еси любве неистощимый Источник, святый образ нам явившая.
Слава: Облагодати наш ум, низу преклоншийся, Дево Пречистая Богородице, Тя ныне радостно славящих.

И ныне: Воспойте, вернии, песнь Божественную, славяще Матерь Божию, Христа всему миру родившую.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 4-й

Величия Твоя кто исповесть, Пресвятая Дево, Творца всех Христа Бога рождшая? Едина бо еси Мати и Дева Преблагословенная и Препрославленная, упование наше, источник благостыни, верным прибежище и миру спасение.

Икос
От лет древних иконою чудотворною обитель Жировицкая славится, зде бо недугом исцеление, телесем здравие и душам спасение совершается. Темже припадающе, вернии, к святей иконе Владычицы, вопием: Дево Пречистая испроси у Христа Бога велию милость всем, с верою к Тебе притекающим, Ты бо верным прибежище и миру спасение.



Песнь 7



Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Осуши слезы скорбных, Радосте наша Богородице, к Тебе с верою приходящих, и даруй нам помощь великую.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Не остави, Пречистая, туне рабов Твоих, к честней иконе Твоей со страхом припадающих, и умоли о нас Всесильнаго Бога нашего, да дарует милость в День судный.

Слава: Образ Твой святый прославляюще, радуемся, Владычице, помоще наша и стено нерушимая всех, с верою к Тебе прибегающих.
И ныне: О Тебе радуемся и Тя прославляем, Дево Пречистая, яко Невместимаго вместила, еси, Егоже присно моли о спасении нашем.



Песнь 8



Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Киими песньми прославим Богородицу, дары нам великия подающую, чудодейственным бо образом Своим подвизает нас к пению: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

О, безчисленное чудес множество роду христианскому явившая и милости Своя неоскудно источающая, тем Тя поем во вся веки.
Слава: Якоже отроцы неопалимии в пещи явишася, тако девство в рождестве сохранила еси, Пречистая Дево Богородице, тем Тя поем во вся веки.

И ныне: Христа славословим, мира Спасителя, и Деву Пречистую славим, яко воистинну Богородицу.



Песнь 9



Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Премилосердная Владычице, приими молитвы всех, Тя ныне славящих и образ Твой чествующих, даруй всем оставление прегрешений многих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Приими нас, поющих Тебе, Дево, и к образу Твоему, яко к знамению милости Твоея, притекающих, и даруй рабом Твоим милости превеликия.

Слава: Облагоухай нас, многогрешных, Владычице, смраду греховному причастных, изми нас из пропасти погибельныя, утвердивши во благочестии.

И ныне: Спас мира и Господи, приими песнь радостную, дал бо еси людем Заступницу, Юже величающе, Тя присно славим.










 
 
Иоаннов Родник © 2011-2016 : Использование материалов размещенных на сайте только с письменного разрешения администрации